Каков минимальный и максимальный размер пенсии по старости в россии. Размер пенсии в россии Статистика: количество пенсионеров России

В июне 2018 года в России стартовала большая пенсионная реформа. С 1 января 2019 года начнут повышать постепенно и по шагам пенсионный возраст. Выход на пенсию для женщин и мужчин будет повышен на 5 лет до 60 и 65 лет соответственно. Шаг повышения составит - «плюс один год через год» . Для первых пенсионеров, кто пойдет по новой реформе на пенсию в первые 2 года действия реформы, пенсионный возраст будет сокращен на пол года - 6 месяцев. Дальше будет работать программа «плюс один год через год».

В результате действия реформы государство обещает, что пенсии по старости с 1 января 2019 года будут повышены на 1000 рублей, исходя из средней пенсии в 14 400 рублей в 2018 году. Индексация пенсии в 2019 году составит - 7,05 %.

Повышение пенсии в 2019 году, как сообщают последние новости из государственной думы, вместо обычной индексации 1 февраля переносится на 1 января и составит 7,05 %, примерно 1000 рублей .

По результатам внедрения новой пенсионной реформы, ожидается, что средняя пенсия к 2024 году достигнет 20 000 рублей (+ 35 %).

По цифрам повышения пенсии с 1 января 2019 года составит следующие значения (в скобках будут указаны значения за 2018 год):

  • 15 430 рублей - средняя пенсия по старости по стране в России (14 400 рублей);
  • Стоимость ИПК повысится до 87,24 рубля (81,49 рублей);
  • Фиксированная часть страховой пенсии составит 5334,19 рублей (4 982,9 рублей);
  • Страховая пенсия по инвалидности увеличится с 1 января 2019 года до 9 309 рублей (8 700 рублей);
  • Страховая пенсия по случаю потери кормильца составит 9 523 рублей (8 900 рублей);
  • Набор социальных услуг (НСУ) повысится до 1108 рублей (1075 рублей).

С 1 апреля 2019 года ожидается повышение социальных пенсий на 2,4%. Средняя пенсия по инвалидности в 2019 году составит 5 366 рублей .

Индексация военных пенсий в 2019 году запланирована на 1 октября. Повышение составит 6,3%. Изначально планировалось проиндексировать пенсии военным пенсионерам на 4,3%. Владимир Путин в октябре 2018 года заявил о дополнительной индексации пенсии военным еще на 2%.

Будет ли индексация пенсии работающим пенсионерам в 2019 году?

Напомним, что с 2016 года индексация пенсии для работающих пенсионеров заморожена. Пенсии так же не были повышены и в 2017 году и в 2018 году.

Антон Силуанов на заседании совета федерации 27 июня 2018 года заявил, что индексация пенсии работающим пенсионерам в 2019 году не запланирована. По его словам темпы роста заработной платы в стране перекрывают уровень инфляции.

Единственную прибавку, на которую могут рассчитывать работающие пенсионеры в 2019 году - это перерасчет с 1 августа. Это ежегодная процедура, которую не следует путать с индексацией. Перерасчет происходит в беззаявительном порядке, максимальная прибавка ограничена 3 баллами, которая умножается на стоимость одного балла за 2018 год.

В итоге работающие пенсионеры с 1 августа 2019 года вправе рассчитывать на прибавку к пенсии не более 244 рублей.

Что такое индексация пенсий?

Кому проиндексируют пенсию в 2019 году?

Индексация пенсии с 1 января 2018 года касается граждан, которые на момент начисления прибавки не заняты трудовой деятельностью, то есть не только работающих пенсионеров, но и самозанятого слоя населения. Например, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

Для работающих пенсионеров индексация пенсий в 2016 году была отменена, но такое решение касается только процедуры в 1 квартале указанного периода. Вторая индексация должна производиться без учета трудовой занятости определенной группы населения.

Главная новость для работающих пенсионеров - это обязанность посетить региональный ПФР и подать соответствующее заявление, если такой гражданин прекратил трудовую деятельность до 31 марта 2016 года . При приемке документации нужно приложить бумаги, подтверждающие факт увольнения. Такими документами могут быть:

  • Трудовая книжка.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.

Для лиц, прекращающих работать после указанного срока, то есть во втором квартале 2016 года , порядок уведомления государственного органа будет изменен. С указанной даты пенсионеру нет необходимости посещать ПФР лично, вся информация будет предоставлена работодателем автоматически при подаче отчетности, которая вносится в базу данных пенсионного фонда.

Если сотрудник пенсионного возраста уволился и ему был произведен перерасчет с учетом социальной надбавки, а затем он вновь трудоустроился – установленное пособие с учетом процента индексации отмене уже не подлежит.

Индексация с 1 января 2019 года

Повышение страховой пенсии по старости с 01.01.2019 года составит 7,05% или в денежном эквиваленте - 1000 рублей. Средняя страховая пенсия по старости увеличится до 15 430 рублей.

Страховая пенсия по инвалидности составит 9 309 рублей. Фиксированная выплата к пенсии увеличится до 5334,19 рублей.

Заключение

Основные положения перерасчета пенсий 01.01.2019 г.:

  1. Индексация – процедура увеличения определенных выплат или какой-либо ее части в зависимости от уровня инфляции или потребительских цен на бытовые товары или услуги. Данная возможность регламентирована ст. 25 ФЗ № 166 от 15.12.01 г. и ФЗ № 400 от 28.12.13 г. Согласно нормативам первая индексация 1 февраля текущего периода зависит от уровня потребительских цен за прошедший год.
  2. Основное условие для применения февральской индексации к пенсионному пособию – отсутствие трудоустройства или самозанятости.
  3. Для работающих пенсионеров в применении текущей индексации было отказано. Такие граждане могут получить эту надбавку в случае увольнения или прекращения предпринимательской деятельности и предоставления подтверждающих документов в ПФР. Если такое лицо впоследствии возобновит работу – прибавка отменена уже не будет.

Тема сегодняшней статьи: «У кого самая большая пенсия в России?».

Пенсионное обеспечение Советского Союза по праву считалось одним из наиболее достойных в мире. Советский пенсионер не беспокоился о том, хватит ли его пенсии на оплату коммунальных услуг и на питание, он был в состоянии делать подарки детям и внукам, иногда весьма солидные.

Население России пережило смену общественной формации, и сегодняшние российские пенсионеры живут уже при капитализме, опознавательная фраза которого – «Nothing personal, it’s just business» . Она содержит в себе, кроме сухой констатации этого факта, некий намёк на извинение: мол, лично к тебе я ничего не имею, но ограбить тебя придётся — по не зависящим от меня обстоятельствам.

Так и со стороны чиновников РФ, когда речь заходит о пенсиях, слышны слова о кризисе, о санкциях, о неблагоприятных экономических обстоятельствах и прочем подобном. Это всё правда, конечно, но не вся: нет больше в мире огромной страны, которая демонстрировала высокий уровень социальной защиты населения, в том числе, и в сфере пенсионного обеспечения. И ухудшение положения пенсионеров происходит по всему миру, а не только в России.

В России же, в силу того, что не все граждане забыли о былой жизни, власти всё-таки стараются поддерживать процесс постоянного увеличения размера пенсий, путём то индексации, то пересмотра уровня прожиточного минимума, то , то прочими мерами, которые предпринимаются ежегодно.

Наряду с теми гражданами, у кого пенсии минимальны, имеется в стране другие пенсионеры, которые никаких финансовых проблем не испытывают. Более того, их жизнь на пенсии можно вообще назвать роскошной, особенно с точки зрения среднестатистического российского пенсионера.

На этот факт в 2015 году обратил внимание ОНФ, общественное движение, созданное в 2011 году и объединившее в себе несколько отдельных политических организаций.

Рабочая группа ОНФ прошлась по руководителям и властным персонам субъектов РФ, в результате чего представила общественности информацию о том, как они заботятся о собственном благосостоянии на предстоящей пенсии, не забывая и зарплату держать на подобающем уровне.

Так, муниципальные чиновники стараются вывести свою пенсию на уровень в 100-300 тысяч рублей , и их нисколько не смущает тот факт, что во вверенных им регионах средняя пенсия не превышает и 20 тысяч.

Вот несколько таких городов, главы которых старались обеспечить для себя лично пенсионное благосостояние:

Город Должность чиновника Предполагаемая пенсия чиновника (тыс. руб.) Средняя пенсия в регионе (руб.)
Ханты-Мансийск Глава города 127-213 18200
-«- 149-248
Екатеринбург Глава города 107-156 13600
-«- Глава городской администрации 121-176
Воронеж Глава города 190-320 11000
Новосибирск Глава города 142-245 11690
Улан-Удэ Глава города 190-260 12700
Ростов-на-Дону Глава города 122-166 11630
-«- Глава городской администрации 135-184

Также были упомянуты бывшие губернаторы областей Пензенской, Челябинской, Ростовской, Ленинградской, Астраханской.

Следует отметить, что, согласно региональному законодательству, права на такую высокую пенсию предоставляются муниципальным работникам после 6-и лет работы на данной должности, или после 3-х, или даже после одного года работы – где как.

Рассчитываются надбавки к пенсии тоже по-разному, но почти везде за основу берётся не оклад, как это делается для федеральных чиновников, а средний заработок, со всеми премиями, матпомощью, надбавками разного рода.

В результате пенсии, которые в положенное время получают главы городов различных субъектов РФ, оказываются существенно выше пенсий крупных чиновников федерального уровня.

Так, в докладе ОНФ отмечается, что лица, работавшие на высоких государственных должностях, получают значительно меньшие пенсии, а именно:

  • бывший заместитель председателя правительства в отставке – 50-88 тыс. руб.;
  • министры федерального уровня – 44-78 тыс. руб.

Дело в том, что им пенсии назначаются на основании указов президента, а в регионах все доплаты и конкретные показатели, их регламентирующие, устанавливаются местными властями, а расходы ложатся на муниципальные или региональные бюджеты.

Именно поэтому со стороны ПФР никакой реакции по этому поводу не поступает – он не расходует своих средств на выплату астрономических надбавок.

Теоретически самая большая пенсия в стране должна быть у бывшего президента, порядка 530 тыс. руб., именно на такую могли бы претендовать Владимир Путин и Дмитрий Медведев, поскольку оба побывали президентами РФ. В соответствии с принятым в 2001 законом, бывшему президенту полагается пожизненное содержание на уровне 75% от того, что получает президент действующий.

Депутаты могут получить пенсию, которая ориентирована на доходы действующих чиновников – 55-75% от этой суммы. Пенсия и министров, и парламентариев рассчитывается на основании базового оклада, а это 81,5 тыс. руб., поэтому пенсия окажется на уровне 18 тыс. руб.

А вот доплата, министерская или депутатская, составит несколько больше, 44-77 тыс. руб., смотря по тому, сколько времени человек занимал соответствующее кресло, депутатское или министерское.

Это значит, что пенсия бывшего депутата или министра не превысит 90 тыс. руб. Обошли их региональные боссы!

В Москве традиционно уровень жизни выше, потому что всё стоит дороже. Поэтому и пенсии обязаны быть больше, чем в целом по стране. Иначе местные пенсионеры чувствовали бы себя очень неуютно, им пришлось бы во всём себя ограничивать.

Так, средняя московская пенсия составила в 2015 году 13,5 тыс. руб., в 2016 – 14 тыс. руб, а в 2017 — уже около 15 тысяч.

В Москве – свои трудности с пенсионным финансированием. Там существенно увеличилась территория города, прибавились новые пенсионеры, которым надо выделить столичную надбавку, доведя их пенсию до минимального значения. Но, учитывая, что на присоединённых территориях проживает относительно немного пенсионеров, то столичный бюджет выдержит.

Что касается высоких пенсий в Москве, то их получают те же категории, что и по всей стране.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который в своё время нашёл путь к сердцу жителей столицы, размера своей пенсии в точности не помнит, но утверждает, что она примерно вдвое ниже, чем у региональных коллег.

Он считает, что размер пенсий глав регионов и городов, в том числе и в Москве, должен быть увязан с такими показателями:

  1. Со средней пенсией того объекта, которым руководил чиновник.
  2. С его достижениями в процессе руководства.
  3. Со стажем и прочими техническими показателями.

Итак, кто же получает самые большие пенсии в России?

Эти счастливчики – персональные пенсионеры . Государственные пенсии достаточно большого размера получают госслужащие из административного аппарата РФ. Их начисляют не стандартным образом, а в особом порядке.

Об их пенсии мы не узнаем, она составляет коммерческую тайну.

Персональные пенсии полагаются также Участникам военных действий, Участникам ликвидации аварий техногенного характера, Героям социалистического труда, ветеранам ВОВ, героям труда.

Военные пенсионеры получают пенсию по каналам ведомств МВД, ФСК, МЧС, ФСИН от Министерства обороны, она повыше пенсий бюджетников раза в полтора-два.

Помимо перечисленных категорий граждан, получающих высокую пенсию, имеются и другие, неплохо обеспеченные после окончания трудовой деятельности. Например, военные судьи в отставке, бывшие .

По неофициальным данным эти граждане получают пенсии в районе 100 тыс. руб. Примерно половину этой суммы, около 50 тыс. руб., получают инвалиды войны, имеющие за плечами солидный трудовой стаж. Большие пенсии у бывших прокуроров, у депутатов и муниципальных чиновников.

Что же касается обычных пенсионеров, то те, кто служил в армии мичманом или офицером, имеет шанс на повышенную пенсию.

А остальным гражданам России, чтобы получать хорошую пенсию, надо работать подольше, зарплату получать достойную и честно платить взносы в ПФР.

Судя по информации, представленной ПФР, составила в России 9 227 руб.

Однако разброс размеров пенсий на самом деле очень велик. Те же могут быть в 4 тыс. руб., а могут достигать и 40 тыс. руб. Правда, ниже уровня прожиточного минимума никто в России пенсии не получает , но факт остаётся фактом.

И с этим фактом с трудом мирятся некоторые граждане. Они не имеют ничего против разницы в зарплате в десятки раз, но подобную разницу в пенсиях считают недопустимой.

Плохо то, что неравенство размеров пенсий очень трудно обнаружить, недаром только ОНФ смог предать гласности грандиозные перекосы региональных руководителей по части обеспечения пенсией себя, любимых.

Статистика фактических размеров пенсий не публикуется, все данные ограничиваются указанием размеров прожиточного минимума, принятого для пенсионеров по регионам, соответствующих значений минимальной пенсии и средней — по стране и по регионам.

Так же подробно описаны в прессе причитающиеся надбавки и меры по увеличению пенсии. Но, когда встаёт вопрос о том, каково реальное значение пенсии бывшего учителя, или медработника, или ещё какой-нибудь профессии, то информации по существу, кроме усреднённой по стране или региону, попросту нет . А та, которая есть, даётся без привязки к категориям пенсионеров.

Всё упирается во фразу, что максимальной пенсии в России не существует, так как она зависит от множества факторов. Это понятно, речь идёт о том, что ограничения величины пенсии не установлено.

Но каковы пенсии на самом деле, именно те, которые затушёваны усреднённым значением «температуры по больнице»? Пока что их можно выявить только с помощью обследования домохозяйств, а тут какая уж точность.

Почему-то с 2007 года прекратилась публикация, которую осуществлял Росстат о величине и количестве новых, установленных в данном периоде пенсий. Этот показатель очень пригодился бы, чтобы яснее понять первые результаты .

Видимо, соответствующая статистика появится позже, когда трудности с пенсионным обеспечением будут преодолены. Во всяком случае, она представляет большой интерес и для специалистов, и для пенсионеров, и для широкой общественности.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 февраля 2016 года индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к ней будет произведена только пенсионерам, не осуществлявшим трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний отчетный день последнего отчетного периода работодателей, которые имеются в распоряжении ПФР перед осуществлением индексации с 1 февраля 2016 года, - это 30 сентября 2015 года. Если на указанный день гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета будет работать, то индексация с 1 февраля 2016 г. не производится.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, в т.ч. индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, то они будут считаться работающими, если состояли на учете в налоговых органах и ПФР по состоянию на 31 декабря 2015 года.

В случае прекращения или поступления на работу в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. граждане представляют заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы. Заявление может быть подано непосредственно в Управление ПФР, в том числе по почте, а также через многофункциональный центр или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», не позднее 31 мая 2016 года.

Со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы будет автоматически определяться на основании ежемесячных данных работодателей. После получения и обработки отчетности из которой следует, что пенсионер прекратил работать, он начнет получать размер страховой пенсии с учетом индексаций, прошедших во время его работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

На 20 января т.г. в Управления ПФР обратилось 124 уволенных с работы пенсионеров, в том числе по г. Кызылу - 52 чел. Также поступило по 1 заявлению об устройстве на работу в Управления ПФР Бай-Тайгинского и Чеди-Хольского районов.

Общее количество получателей пенсий по оперативным данным на 01.01.2016г. составляет 81487 чел., из них 60666 чел. (74%) являются получателями страховых пенсий по Федеральному закону от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 1 февраля 2016 года будут проиндексированы страховые пенсии на 4% свыше 43 тыс. неработающих пенсионеров (72% от общего количества получателей страховых пенсий).

По отчетным данным страхователей 18514 получателей пенсий являются работающими, из них получателей страховых пенсий - 17036 чел. (28%). В данное количество могут не попасть пенсионеры, которые работают за пределами республики.

С 1 августа текущего года пенсионерам, которые работали в 2015 году, будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год страховых взносов. Особенность данного перерасчета в этом году, это - впервые пенсии работающих граждан будут пересчитаны с учетом заработанных пенсионных баллов за прошедший, 2015 год, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов. И такой перерасчет работающим пенсионерам будет производиться ежегодно.

Размер фиксированной выплаты (далее ФВ) к страховой пенсии с 1 февраля 2016 года составит 4558,93 руб. в месяц (с 1 февраля 2015 года 4383,59 х 4%). В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ФВ увеличивается на районные коэффициенты - 1.5 и 1.4 и составит 6575,39 руб. и 6137,03 руб. соответственно. Размер ФВ дифференцируется в зависимости от наличия иждивенцев, группы инвалидности, достижения 80-летнего возраста.

По состоянию на 01.01.2016г. общий средний размер страховых пенсий составляет 12163,32 руб., пенсий по старости - 13443,81 руб., по инвалидности - 10072,07 руб., пенсий по случаю потери кормильца - 4899,81 руб.

По предварительным расчетам общий средний размер страховых пенсий увеличится на 487 руб., пенсий по старости на 538 руб., по инвалидности на 403 руб. и по случаю потери кормильца на 196 руб.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в т.ч. социальные пенсии , будут повышены на 4 % в апреле 2016 года всем пенсионерам, независимо от факта работы (и работающим, и неработающим). Численность получателей пенсий по Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на 1 января 2016 года составляет 20821 чел., в т.ч. социальных пенсий - 20473 чел. (98,3%).

По состоянию на 1.02.2016 года общий средний размер пенсий по государственному обеспечению составляет 9789,95 руб., социальных пенсий 9653,76 руб. Размер социальных пенсий дифференцируется в зависимости от категории получателя.

Пенсионером называют лицо, которое регулярно получает денежное пособие от государства в связи с достижением установленного возраста, получением инвалидности, потерей кормильца или отставкой после военной службы. В связи с демографическими проблемами во многих странах говорят о необходимости реформы в этой области. Количество неуклонно растет, в 2015 году оно составило 35 163 тысячи человек. Это 24 % всех граждан РФ. Таким образом, в 2015 году на 1000 чел. трудоспособного населения приходится 411,7 пенсионеров.

Исторический контекст

Впервые пенсионное обеспечение стали выплачивать офицерам военно-морского флота. Это произошло в 1673 году во Франции. Универсальная пенсионная система была впервые реализована в Германии через 200 лет, в 1889 году. В царский период в России она так и не появилась. Пенсию получали только некоторые категории военных и Законодательное закрепление универсальная система получила только в СССР. В 1930 году был установлен пенсионный возраст: 60 лет - для мужчин, 55 - для женщин.

Типы пенсионных систем

Существует несколько способов финансирования подобных пособий. Можно выделить следующие типы пенсионных систем:

  • Распределительная. В ее основе лежит социальное страхование. Оно подразумевает сочетание индивидуального и коллективного фактора.
  • Условно-накопительная. В ее основе лежит демографическая и макроэкономическая ситуация в стране. В этом случае размер пенсии определяется на основе условных доходов и ожидаемой продолжительности жизни.
  • Накопительная. В условиях этой системы пенсия зависит от заработной платы, отчисления идут на отдельный счет. В отличие от предыдущей системы, все зависит от реальных, а не условных доходов. Работник имеет право выбрать пенсионный фонд, в который он делает отчисления.

В мире

В большинстве стран мира пенсионный возраст составляет 65 лет. В некоторых странах ЕС и в США все больше говорят о необходимости его подъема в связи со «старением» наций. Предполагается, что возраст к 2060 году увеличится до 70 лет. В Германии хотят это сделать уже в ближайшем будущем. Поскольку количество пенсионеров в России постоянно возрастает, то некоторые эксперты тоже говорят о необходимости изменения существующей системы получения государственных пособий по возрасту.

В РФ

С 1 января 2015 года в России начала действовать новая пенсионная система. Она комбинирует элементы накопительного, страхового и гарантированного пособия. В 2015 году количество пенсионеров в России достигло 43 миллионов граждан. Причем значительная их часть получает пенсию, размер которой меньше установленного прожиточного минимума для соответствующей возрастной группы. Особенно бедственным является положение лиц, которые не имели больших заработков в связи с необходимостью ухода за больными родственниками.

Система России является двухуровневой. Граждане могут выбирать между Пенсионным фондом и негосударственными структурами. Также можно выделить два типа пособий. Они различаются источником их финансового обеспечения. Основным типом являются трудовые пенсии. Право на них возникает в связи с достижением определенного возраста или стажа работы. Пенсии второго типа выплачиваются в силу других обстоятельств. Например, военной службы, работы в правоохранительных органах.

Статистика: количество пенсионеров России

Пожилых граждан в Российской Федерации защищает Конституция, которая гарантирует им государственную поддержку. Также их права регламентирует ряд международных документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций. В целях улучшения жизни пожилых граждан в Российской Федерации был принят ряд стратегических документов Правительства, а также нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Терминология обозначения пенсионеров может несколько отличаться. Однако общим признаком отнесения населения к этой группе является для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Количество пенсионеров России на 2016 год составляет 35 986 тысяч человек. Это 24,6 % от общей численности населения, на 0,6 % больше, чем в 2015-м. За последние десять лет нагрузка на трудоспособное население значительно увеличилась. Если в 2006 году на 1000 человек приходилось 326,7 пенсионеров, то в 2015-м - 411,7.

Количество лиц нетрудоспособного возраста увеличилось за счет роста продолжительности жизни. Причем данная тенденция характерна для обоих полов. Однако смертность мужчин старше трудоспособного возраста по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель у женщин. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Ожидается, что в 2031 году в России будет 42 324 тысячи пенсионеров. Это 28,7 % от общей численности населения. Прогноз показывает, что на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 533,8 пенсионеров.

Количество неработающих пенсионеров в России

В 2017 году ожидается принятие законопроекта, согласно которому, часть лиц нетрудоспособного возраста перестанут получать привычное пособие от государства. Изменения могут коснуться только тех, кто продолжает работать на пенсии. К тому же не всех, а только небольшой части - лиц с доходом, превышающим миллион рублей.

Количество работающих пенсионеров в России за первый квартал 2016 года уменьшилось на 36 %. Если в 2015-м их было 15 миллионов, то сейчас только 9,6. Как результат, правительству не только не удалось сэкономить на отказе от индексации пенсий, но и пришлось выделить дополнительный трансферт на обязательное страхование. Если рассматривать, какое количество пенсионеров в России продолжали работать до этого, то это число постоянно увеличивалось. В 2014 году 34,9 % лиц нетрудоспособного возраста были заняты. Среди доминирующих причин побуждающих пенсионеров работать:

  • Нехватка денежных средств.
  • Потребность в общении.
  • Желание сделать дополнительные сбережения.
  • Стремление к финансовой независимости.
  • Интерес к выполняемой работе.
  • Привычка.

Таким образом, выборочный опрос в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания показывает важность социальной мотивации активной деятельности лиц, достигших возраста нетрудоспособности. Эта стратегия является значимой не только для самих людей, но и для государства в целом, поскольку Россия относится к «стареющим» нациям.

Характерна тенденция увеличения занятости пенсионеров и для стран ЕС и ОЭСР. Если в 2004 году только 26 % в возрасте от 60 до 65 лет работали, то в 2014-м - уже 35,3 %. В России этот показатель несколько ниже. В данной возрастной группе в 2013 году только 30 % продолжали работать. Это позволяет сделать вывод о возможности увеличения экономической активности пенсионеров.

В военной сфере

Выделяется несколько групп лиц, пособие которым начисляется в особом порядке. К военным пенсионерам, кроме лиц, отслуживших в Вооруженных силах РФ, также причисляют пограничников, пожарных, сотрудников МВД и ОВД. С октября 2016 года планируется очередное повышение их пособий. Количество военных пенсионеров в России составляет, по данным Министерства обороны, 1,1 миллиона человек. Среднее пособие этой категории людей составляет около 20 тысяч рублей.

Проблемы финансирования

Количество пенсионеров в России с каждым годом все больше увеличивается. Следовательно, нагрузка на граждан трудоспособного возраста также постоянно возрастает. Острая нехватка бюджетных средств приводит к тому, что часть экспертов предлагает такое радикальное решение, как отмену пенсий людям, которые продолжают работать. Однако пока данный проект касается только тех лиц, доход которых превышает один миллион долларов. Еще одним выходом может стать поднятие возраста нетрудоспособности. На сегодняшний день не существует никаких ограничений по выплате пенсий работающим.

В пенсионной системе России в 2016 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Повышение пенсий и социальных выплат

В 2016 году будут проиндексированы страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Важным нововведением является то, что с 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%.

Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2016 года будут повышены на 4% всем пенсионерам независимо от факта работы. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Планируется вторая индексация пенсий во втором полугодии 2016 года, решение о которой будет приниматься в середине 2016 года исходя из финансовых возможностей государства.

В феврале 2016 года на 7% будут увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) - самой массовой социальной выплаты, осуществляемой ПФР. Одновременно с индексацией ЕДВ увеличится и стоимость набора социальных услуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

Назначение пенсий

В соответствии с пенсионной формулой, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2016 году необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2016 году, составляет 7,83.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составляет 234 месяца.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома - граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам

С 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

Индексация страховых пенсий в феврале 2016 года будет распространяться только на пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоял на учете в ПФР в качестве страхователя по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд. Подать в ПФР заявление можно по 31 мая 2016 года. После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.

Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

Если пенсионер прекратил работать после 31 марта 2016 года, подавать заявление в Пенсионный фонд нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

Пенсионерам, которые работали в 2015 году, в августе 2016 года будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений

Принято решение законодательно продлить на 2016 год мораторий на формирование пенсионных накоплений. Это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6%, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, будут направляться на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, будут участвовать в формировании пенсии. При этом индексация страховой пенсии за последние годы выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений.

Материнский капитал

Ключевым нововведением в области распоряжения средствами материнского капитала будет возможность направления его средств на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

ПФР начнет принимать заявления с подтверждающими документами от владельцев сертификатов после того, как Правительство РФ утвердит соответствующий перечень товаров и услуг, а также правила направления средств материнского капитала на их приобретение.

Программа материнского капитала продлена на два года. Теперь для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом, как и раньше, само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

В 2016 году Пенсионный фонд продолжает принимать заявления от владельцев сертификата на предоставление единовременной выплаты в размере 20 000 рублей. Подать заявление могут проживающие на территории Российской Федерации семьи, которые получили или получат право на материнский сертификат по состоянию на 31 декабря 2015 года и не использовали полностью всю сумму материнского капитала.

Чтобы получить единовременную выплату заявление в ПФР нужно подать не позднее 31 марта 2016 года. Полученные деньги семьи могут использовать на повседневные нужды.

В 2016 году размер материнского капитала остается на уровне 2015 года - 453 026 рублей.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2016 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2016 году проиндексирован и составляет 796 тысяч рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2016 году составляет по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%. Если работодатель провел спецоценку условий труда, по ее результатам устанавливается класс условий труда на рабочих местах и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

Льготные тарифы страховых взносов остаются для многих категорий страхователей, в их числе плательщики страховых взносов, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и другие.

Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2016 году являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.

Планируется, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена дополнительная ежемесячная упрощенная отчетность. Ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Эти сведения избавят пенсионера от похода в Пенсионный фонд и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии. Об особенностях представления этой отчетности Пенсионный фонд более подробно будет информировать работодателей в I квартале 2016 года.

Размер МРОТ в 2016 году составляет 6 204 рубля. В результате для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составляет 19 356,48 плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 154 851,84 рубля.

Кроме того, с января 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов плательщиками из числа самозанятого населения, по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Более подробно ознакомиться со всеми изменениями в части уплаты страховых взносов и представления отчетности можно на сайте ПФР в разделе «Страхователям».