Календарь на неделю для детей. Изучение дней недели. Занятие в игровой форме. Стихотворения о днях недели на английском языке

Ещё не зная основных понятий, ваш малыш всё равно косвенно усваивает информацию о пространстве и времени. Он часто слышит от вас слова «вчера», «послезавтра», «в субботу», «на будущей неделе». Пришла пора объяснить ребёнку, что же такое дни недели и чем утро отличается от вечера. Рассказываем, как это правильно сделать.

Учим время суток

Казалось бы, всё просто - ночью мы спим, днём - гуляем, а вечером ждём с работы папу. Такой алгоритм способен запомнить даже самый маленький ребёнок. Но вот сегодня, к примеру, выходной, папа дома - значит, уже вечер? Или вы прилегли отдохнуть днём - наступила ночь? Связывать события с временами суток - правильная идея, только события должны быть постоянными. Итак, сделайте игровое пособие: вырежьте большой круг и разделите его на четыре части. На первую часть (утро) приклейте солнышко, ребёнка, который делает зарядку, и другие ассоциативные картинки. Вторая часть - день: если ребёнок посещает детский сад, нарисуйте тематический сюжет на эту тему. Третья - вечер: солнышко садится за горизонт, семья собирается за ужином. Четвертая - ночь: тёмное небо, звёзды, луна - всем пора спать. Отдельно вырежьте человечка, на оборотную сторону приклейте «липучку» и «перемещайте» его по секторам в зависимости от времени суток. Вместе с ребёнком, конечно.

Если нет желания самостоятельно вырезать-рисовать и приклеивать, купите готовое развивающее пособие, сделанное по тому же принципу - в виде календариков, часов, мини-книг. Главное, постоянно проговаривайте эту тему с ребёнком: «Наступило утро, светит солнышко, поют птички», «А вот и ночь пришла - солнце спряталось, появилась луна, всем пора спать».

Учим дни недели

Расскажите малышу, что неделя состоит из семи дней. Пять из них - рабочие: взрослые ходят на работу, дети - в детский сад и школу. Порядок легко запомнить: понедельник - первый день, вторник - день второй, среда - третий, средний день, четверг - четвёртый, пятница - пятый. А оставшиеся два дня - выходные, и называются они суббота и воскресенье. После воскресенья опять наступает понедельник - неделя начинается сначала.

Правда, выучить названия и порядок дней недели - это вполне легко, даже трёхлетний малыш усвоит всё довольно быстро. Гораздо сложнее ориентироваться в днях. Например, вы говорите: «В воскресенье мы пойдем в зоопарк!» Ребёнок знает, что такое воскресенье, но он не понимает, а когда оно, собственно, будет. Прямо сейчас? Поэтому наряду с изучением дней недели вводите понятия «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра» и «сегодня». Например: «Сегодня мы с тобой хорошо погуляли в парке! А что мы делала вчера?» Помогайте, подсказывайте ребенку, так он быстрее свяжет временные представления с событиями.

Специальные пособия тоже выручат. Хотя бы простейший календарь - пусть ребёнок каждое утро отрывает по листочку, а вы комментируйте - вторник закончился, он был вчера, а сегодня - среда.

Когда малыш немного освоится, задавайте ему логические задачи. Если сегодня четверг, то какой день недели был вчера? А если вчера была суббота, то какой день сегодня? Какой день находится между понедельником и средой? Усложняйте вопросы - немного терпения, и ваш ребёнок сможет легко ориентироваться во времени и управлять им!

Объясните ребенку, что в неделе 7 дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Первые пять дней - это рабочие дни, в эти дни взрослые работают, дети ходят в детский сад или учатся в школе. Последние два дня (суббота и воскресенье) - это выходные дни, в эти дни все люди отдыхают.

Далее переходите к понятиям "сегодня", "завтра", "вчера". Объясните ребенку на конкретном примере эти слова, например, что он делает сегодня, расскажите ему, что вы будете делать завтра, вспомните с ним, что вы делали вчера.

Названия дней недели. Информация для родителей

Неделя – семидневный период времени. На Руси неделю называли седьмицей (семь дней).
Понедельник – день после недели (ничего не делания).
Вторник – второй день.
Среда – середина недели
Четверг – четвертый день недели.
Пятница – пятый день недели.
Суббота – от еврейского слова "сабат" (шабаш) – отдых, конец дел.
Воскресенье получило своё название в честь воскресения Иисуса. Хотя во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется "неделей", т.е. день, когда ничего "не делают".

Изучение дней недели с детьми

Почему нужно учить дни недели?

Как только дети идут в школу, каждый день становится для них более организованным. Это заметно не только в школе, но и дома. Для детей очень важно знать какой сегодня день и что будет происходить в этот день. Возможно, у них есть книга, которую нужно отдать в библиотеку, или у друга День Рожденья. С самого первого раза, когда ребенок поинтересовался, какой сегодня день, родители должны поощрять это интерес. Дети должны учиться быть независимыми в управлении своим временем. Зная, какой сегодня день ребенок сделает первые шаги к планированию своего времени и расписания, что в сою очередь воспитывает собранность и организованность.

Когда следует учить Дни недели?

Названия дней недели могут использоваться уже с самого раннего возраста. Дети будут слышать названия дней недели и хотя еще они их не поймут, однако начнут усваивать эту информацию и привыкать к ней.

Чаще обращайте внимание на дни, которые являются важными для вашей семьи: Дни Рождения, торжества, приезд бабушки и дедушки, выходные дни и т.д. Как и многое другое, это обучение может быть легко интегрировано в повседневные разговоры семьи.

Способы обучения дням недели

Есть много способов, которые помогут выучить дни недели. Вот лишь несколько советов:

Регулярное повторение.

Не ожидайте, что изучение дней недели будет быстрым процессом. Сначало ребенок будет путать порядок дней. Но при регулярной практике и повторении, в конечном итоге все станет на свои места.

Знакомство ребенка с днями недели по методике С. Лупан.

Познакомьте ребенка с днями недели. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь одходящий мотив. Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, однимая ребенка утром с остели, показывайте ему, какой сегодня день. Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда малыш сможет сам переводить стрелку на нужный день.

Обратите внимание ребенка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцем, приход бабушки и т.д. Когда он хорошо выучит дни недели, познакомьте его с названиями месяцев.

Повесьте в детской комнате календарь и каждый вечер зачеркивайте вместе с малышом истекший день. Напоминайте ему, какой сегодня месяц и день, и показывайте их место на календаре. Пусть ребенок сам зачеркивает дату, даже если он еще не знает цифры (кстати, это хорошая прелюдия к знакомству с обозначенным цифрами).

Знаете ли вы, сколько дней в неделе? Беседа для детей

Неделя состоит из семи дней. Давайте назовем их по порядку: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Чтобы понять, почему неделя и ее дни получили такие названия - послушайте одну из легенд Ветхого Завета.

Над бездной, покрытой мраком, в которой все было перемешано: земля, вода, огонь и воздух, носился Животворящий Дух Господа, по воле которого вся эта мрачная безобразная бездна в продолжении шести дней преобразилась в прекрасный мир по всесильному слову всемогущего Творца: "Да будет!"
В первый день явился Свет.
Во второй - распростерлась твердь небесная.
В третий - отделились воды от земли. Произошли моря и реки, появилась суша и покрылась растениями.
В четвертый день творения небесная твердь украсилась сонцем, луной и звездами.
В пятый день - в водах появились рыбы, а в воздухе птицы.
В шестой день суша населилась разными животными, и были созданы два первых человека - Адам и Ева.
Прекрасен был первозданный мир!
Окончив творения, Господь стал отдыхать от всех своих трудов на седьмой день, благословив и освятив его. Этим самым Создатель указал человеку, чтобы он, после шестидневных трудов своих, посвящал день своего отдохновения и покоя прославлению и служению Богу.

Седьмой день недели сначала называли словом "неделя", ведь в этот день и сам Господь Бог и люди отдыхали от дел.

Следующий день после "недели" стали называть понедельником, второй - вторником, третий день, который находится в середине недели - средой, четвертый - четвергом, пятый - пятницей, щестой - субботой, а седьмой день христиане стали называть воскресеньем в честь чудесного воскресения Иисуса Христа.

В календарях числа, выпадающие на воскресенье, выделяют красным цветом.

Послушайте стихотворение "Неделя".

Бежит, спешит неделя,
Мелькают быстро дни.
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?

Да разными делами!
Ответил мне сынок. -
Ходил я в понедельник
С друзьями на каток.

Во вторник с братом Ваней
В лошадки я играл

А в среду взял я сани
И с гор его катал.

В четверг вдвоем с братишкой
Рассмитривали книжки.

А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.

В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.

А в воскресенье ели
С клубникою пирог.

Вопросы и задания

  1. Сколько дней в неделе?
  2. Как они называются?
  3. Почему седьмой день недели называется воскресеньем?
  4. Как он назвался раньше? Почему?
  5. Попробуйте придумать загадки о неделе.

Неделя


Носорог все дни недели
Проводил на карусели,
И смеялся Носорог,
И сиял от счастья рог.
Но в последний день недели
Вдруг сломались карусели,
Потому что вместе сели
Крокодил, Жираф, Олень,
Слон, Слониха и Тюлень... -
Словом, дюжина зверей
Да обжора муравей.

Задания:

В какой день недели все звери сели на карусели?

Пронумеруй дни недели на листочках. Начинай с первого дня недели.
Как называется последний день недели? Как его еще называют? Первый день недели - понедельник.
А в названиях каких дней недели слышится, какие они по счету? Слушай: вторник (второй), четверг (четвертый), пятница (пятый), среда (средний-третий).
Почему говорят: "Понедельник - день тяжелый", как ты думаешь?
Найди лишнее слово: вторник, пятница, понедельник, вчера, среда, четверг, суббота. А какого слова не хватает?
Какое дерево спряталось в слове "понедельник"?
Поиграйте вместе: Если сегодня понедельник, то вчера было.., а завтра - .., а послезавтра...

Любые Ваши материалы Вы можете присылать на . Мы будем рады их разместить!

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида « Радуга»

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с днями недели

Составила: Воспитатель

Александрова Л.А

Г.Югорск

Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д.

1. «Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я − понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

Назови все выходные дни.

Отгадай загадку и т. д.

Загадки:

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний −

Появляется передний.

(Дни недели)

Есть семь братьев,

Годами равные,

Именами разные.

(Дни недели)


Усложнённый вариант: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола. Воспитатель предлагает им построиться «от вторника до вторника». «Недели» выстраиваются по порядку одна напротив другой. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

Среда, назови своих «соседей».

Пятница, какой день недели перед тобой?

Суббота, какой день недели после тебя?

Понедельник, между какими днями недели ты находишься? И т. д.

Дети возвращают карточки на столы, и игра продолжается.

2 . «Назови дни недели».

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя любой день недели. Например:

−Пятница. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)

Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно воспитателю. Воспитатель называет следующий день недели и т. д.

Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.

Воспитатель называет число в пределах семи и бросает мяч ребёнку, тот называет соответственно день недели.

Упражнение «Домик дней»

Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)

Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:

Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.

Задания:

1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)

2. Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Разноцветная неделька»

Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.

Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Игра «Живая неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: картинки- гномики в одежде разного цвета.

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я -- понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я -- вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания:

1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.

2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:

Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

«Неделька, стройся»

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.

2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: кукла или картинка «Незнайка».

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

Дни недели

При знакомстве детей с днями недели важно объяснить, что каждый день недели

имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запомнили название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько

недель, обозначая кружочками каждый день. Необходимо было рассказать детям о

том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету:

понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день,

среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

После беседы предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности (при этом использовалась наглядная модель часов недели).

Дети должны понимать вопрос "Какой сегодня день недели?".

Объясните, что понедельник - первый день недели,

вторник - второй день недели,

среда - третий день, середина недели,

четверг - четвертый день,

пятница - пятый день,

суббота - шестой день,

воскресенье - седьмой.

Всего в неделе семь дней.

Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его

назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника.

Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели.

Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье".

- "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". -

"А какой день будет завтра?" -"Вторник". Спросите ребенка,

что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра.

Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д. Объясните слова рано, поздно:

"Летом солнышко встает рано и заходит поздно".

Слова всегда и никогда также объясните на примерах:

"Летом листочки на деревьях всегда зеленые",

"Я всегда чищу зубы перед сном", "Корова никогда не ест мяса",

"Собаки никогда не летают".(Задайте вопрос: "Почему?")

Объясните ребенку слова долго и быстро.

Например:

"Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро".

Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку.

Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит:

«Я – понедельник. Какой день следующий?»

Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?»

Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки.

Они могут быть самые

разные: например, назвать день, который находится между вторником и четвергом,

пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назвать все

выходные дни недели. Назвать дни недели, в которые люди трудятся.

Усложнение игры может быть в том, чтобы играющие построились

от любого дня недели, например от вторника до

вторника.

Игра «Веселая неделя»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга.

Он бросает мяч кому-нибудь из детей и просит назвать дни недели.

Ребенок должен назвать дни недели при этом подбрасывать

Мяч вверх на каждый день недели. При выполнении задания или затруднении,

ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен

продолжить правильную последовательность.

Игра «Неделька стройся!»

Вызываются семь детей, каждому из них выдается кружок,

который по цвету соответствует определенному дню недели.

По команде «Неделька стройся!», дети должны быстро построиться по порядку,

начиная с понедельника.

Игра «Каждый гномик найди свой домик»

Раскладываются семь кругов. Дети в колпачках гномиков недели ищут

каждый свой домик.

Времена года

Для усвоения времен года используется модель часов времени года

Для детей понятия «понедельника» и «субботы» - абстрактные и расплывчатые, ведь нельзя потрогать «субботу». Однако они постоянно на слуху, поэтому малыш задает вопросы, что это такое. Настает время, когда перед родителями стоит задача – научить ребенка дням недели. Нужно объяснить происхождение этих слов. Чтобы это не превратилось в унылые и скучные уроки, лучше превратить процесс обучения в игру.

Способы запомнить дни недели
  1. Нарисуйте календарь с животными. Или просто наклейте животных на каждый день недели. Ребенок их потрогает, поиграет с ними, «пощупает» дни недели. Расположите животных в соответствии со стихотворением и выучите его с ребенком.

    Подскажите-ка нам, звери,
    Как запомнить дни недели.
    Первый-понедельник -
    Зайка-рукодельник!
    За ним приходит вторник -
    Соловей-задорник.
    За вторником – среда,
    Лисичкина еда.
    За средой четверг -
    Волк глазами сверк.
    За четвергом к нам пятница
    Колобком прикатится.
    За пятницей – суббота,
    Баня у енота.
    За субботой – воскресенье,
    Целый день у нас веселье.


  2. Сделайте с малышом паровозик, каждый вагон подпишите по дням недели. Смастерите вагоны разных цветов (можно взять цвета радуги по порядку, тогда малыш выучит еще и их), подпишите номера вагонов, это поможет выучить еще и цифры от 1 до 7.

    Муха - чистюха

    Жила-была муха-чистюха.

    Все время купалась муха.

    Купалась она в воскресенье

    В отличном клубничном варенье.

    В понедельник - в вишневой наливке,

    Во вторник - в томатной подливке,

    В среду - в лимонном желе,

    В четверг - в киселе и смоле.

    В пятницу - в простокваше,

    в компоте и в манной каше…

    В субботу, помывшись в чернилах,

    Сказала: - Я больше не в силах!

    Ужжжасно, ужжжасно устала,

    Но, кажется, чище не стала!
    (Ян Бжехва)


  3. Придумайте малышу дело на каждый день недели. Например, в понедельник идем в детский сад, во вторник идем на музыку, в среду – на танцы, в четверг – занятия лепкой, в пятницу – театральное представление, в субботу приезжает бабушка, в воскресенье всей семьей готовим блинчики.

    В понедельник мы стирали,

    Пол во вторник подметали.

    В среду мы пекли калач.

    Весь четверг играли в мяч.

    В пятницу мы чашки мыли,

    А в субботу торт купили.

    И, конечно, в воскресенье

    Звали всех на день рожденья.

    Пели, прыгали, плясали,

    Дни недели посчитали.


  4. Повесьте на стену обычный календарь с передвижным окошком. Пусть ребенок каждое утро сам передвигает рамочку на нужный день, а вы называйте ему его.

    Куда девался понедельник
    -Где бездельник Понедельник?-
    Спрашивает Вторник.
    -Понедельник - не бездельник,
    Никакой он не бездельник,
    Он отличный дворник.
    Он для повара Среды
    Притащил бадью воды.
    Кочегару Четвергу
    Смастерил он кочергу.
    Но приходила Пятница,
    Скромница, опрятница.
    Он оставил всю работу
    И поехал с ней в субботу
    К Воскресенью на обед.
    Передал тебе привет.

  5. Смастерите «циферблат» с днями недели, дайте ребенку попередвигать стрелки по дням недели.

    Каков Емеля, такова и неделя
    Мы спросили у Емели:
    -Назови нам дни недели.
    Стал Емеля вспоминать.
    Стал Емеля называть.
    - Дядька крикнул мне "бездельник",
    Это было в понедельник.
    На забор я лез, и дворник
    Гнал меня метлой во вторник.
    В среду я ловил жука
    И свалился с чердака.
    Воевал в четверг с котами
    И застрял под воротами.
    В пятницу дразнил собаку -
    Изорвал себе рубаху.
    А в субботу - вот потеха! -
    На свинье верхом поехал.
    В воскресенье отдыхал:
    На мосту сидел, дремал,
    Да с моста свалился в реку.
    Не везёт же человеку!
    Так у нашего Емели
    Дни недели пролетели.

  6. Самый действенный способ – выучите с ребенком стихи про дни недели. Можно рассказать пословицы или загадать загадки.

    Старший братец Понедельник-
    Работяга, не бездельник.
    Он неделю открывает,
    Всех трудиться заставляет.
    Вторник следует за братом,
    У него идей богато.
    Он за все берется смело,
    И работа закипела.
    Вот и средняя сестрица,
    Не пристало ей лениться.
    А зовут её Среда,
    Мастерица хоть куда.
    Брат Четверг и так, и сяк,
    Он мечтательный чудак,
    Повернул к концу недели
    И тянулся еле-еле.
    Пятница-сестра сумела
    Побыстрей закончить дело.
    Если делаешь успехи,
    Время есть и для потехи.

    Предпоследний брат Суббота
    Не выходит на работу.
    Шалопай и озорник,
    Он работать не привык.
    У него другой талант -
    Он поэт и музыкант,
    Да не столяр и не плотник,
    Путешественник, охотник.
    В гости ходит Воскресенье,
    Очень любит угощение.
    Это самый младший брат,
    К Вам зайти он будет рад.
    Семь их ровно посмотри.
    Всех запомнил? Повтори!

    С. Михалков

  7. Найдите мультфильмы про дни недели, посмотрите их вместе с ребенком. Например, в мультфильме «Клуб Микки Мауса» - «Календарь Минни» мышка поет песенку про дни недели: «Понедельник, а после – вторник. Вспомним среду и четверг. Пятница, суббота. А за субботой – воскресенье. Каждый день веселье. Прошла неделя, день идет за днем».
  8. Возьмите 7 красивых листочков, скрепите их. Подпишите названия дней недели и дайте ребенку, пусть каждый день отрывает листочек.

    Среди дней любой недели
    Первым будет понедельник.
    День второй за ним пошел,
    Это вторник к нам пришел.
    Нам не деться никуда...
    Третий день всегда среда.
    Он четвертый там и тут,
    Этот день четверг зовут.
    В череде рабочих дней
    Пятый - пятница теперь.
    Вся закончена работа,
    День шестой всегда суббота.
    День седьмой? Его мы знаем:
    Воскресенье, - отдыхаем!

  9. Сшейте цветок с семью разноцветными лепестками на липучках, дайте ребенку отрывать каждый день по лепестку, повторяя при этом день недели.

    Бежит, спешит неделя,
    Мелькают быстро дни.
    Так чем же, в самом деле,
    Наполнены они?
    - Да разными делами!
    Ответил мне сынок. –

    Ходил я в понедельник
    С друзьями на каток.
    Во вторник с братом Ваней
    В лошадки я играл,
    А в среду взял я сани
    И с гор его катал.
    В четверг вдвоем с братишкой
    Рассматривали книжки.
    А в пятницу сначала
    Немного поскучали,
    А после к дню рождения
    Писали приглашения.
    В субботу в хоре пели,
    Старались, кто как мог.
    А в воскресенье ели
    С клубникою пирог.

  10. Нарисуйте лестницу, вырежьте в них отверстия. Нарисуйте и вырежьте человечка. Пусть ребенок вставляет его в отверстие на ступеньках каждый день все выше и выше.

    Семь дней недели

    Жаль, всего семь дней в неделе.

    Дел навалом у Емели:

    В понедельник на печи

    Протирает кирпичи.

    Не скучает и во вторник:

    Он плетёт слону намордник.

    Языком молотит в среду

    И баклуши бьёт соседу.

    После дождичка в четверг

    Он пускает фейерверк.

    Пятница – тяжёлый день:

    Тень наводит на плетень.

    И суббота – не суббота:

    У него на мух охота.

    Но седьмой настанет день –

    Сдвинет шапку набекрень…

    Потому что воскресенье –

    Это праздник и веселье.

    И, улёгшись на печи,

    Ест Емеля калачи!

    В общем, трудно жить Емеле…

    Было б восемь дней в неделе, -

    Вот тогда бы он успел

    Сделать много важных дел!
    (А. Усачёв)

  11. Объясните ребенку, что есть будние дни (с понедельника по пятницу), а есть выходные (суббота, воскресенье). Неделю называют седьмицей, потому что семь дней. Понедельник – потому что идет после недели, в названии видны слова «не делай», то есть идет после дня «ничегонеделания». Вторник – второй день. Среда – середина недели. Четверг - четвертый день. Пятница – пятый день. Название субботы происходит от слова «сабат» (еврейское), означает окончание всех дел. Воскресенье называется так в честь воскрешения Иисуса Христа, но у многих славян присутствует название «неделя» - день, когда ничего не делают.

    Вот неделька, в ней семь дней.
    Поскорей знакомься с ней.
    Первый день по всем неделькам
    Назовется понедельник.
    Вторник- это день второй,
    Он стоит перед средой.
    Серединочка среда
    Третьим днем всегда была.
    А четверг, четвертый день,
    Шапку носит набекрень.
    Пятый – пятница-сестрица,
    Очень модная девица.
    А в субботу, день шестой,
    Отдыхаем всей гурьбой.
    И последний, - воскресенье,
    Назначаем днем веселья.

  12. Поиграйте в дни недели. Например, играя в мяч, ребенок ловит мяч, когда слышит обычные слова, а когда услышит день недели, то отбивает. Или ребенок бегает в время того, как вы называете слова, но должен остановиться, как только услышит день недели.
Превратите процесс обучения в увлекательную забаву, уделяйте внимание изучению дней недели регулярно. Просыпаясь утром, говорите ребенку, какой сегодня день недели. Скоро он запомнит их и сам вам назовет.

Ребёнку необходимо уметь определять дни недели. Эти навыки являются показателем общего уровня развития и необходимы для бытового общения. Как научить ребёнка дням недели и сделать так, чтобы он успешно применял эти знания в дальнейшем?

Сегодня, вчера и завтра

Детям будет проще разобраться, если к началу занятий они будут хорошо понимать и определять «сегодня», «вчера» и «завтра». Обсуждая с ними текущие события или планы на будущее, акцентируйте внимание на том, когда это произошло, происходит или произойдёт:

«Мы пойдём в цирк (магазин, зоопарк), завтра.», «Вчера мы были у врача (бабушки, дедушки, в бассейне и т.д.)»

Потренируйтесь, задавая ребёнку простые вопросы:

«Куда мы пойдём завтра?», «Где мы были вчера?». Нужно чтобы ответ его звучал полностью и начинался с заданного слова: «Завтра мы пойдём…», «Вчера мы были …»

Если у малыша сложилось чёткое представление категорий «вчера», «сегодня», «завтра», то можно переходить к следующему этапу – изучению дней недели.

Учим определять дни недели

Перечислите и назовите дни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Пусть малыш повторит вслед за вами их вслух. Желательно, чтобы к тому моменту, как вы начнёте обучение, юный ученик уже умел , тогда научить ребёнка дням недели будет значительно проще.

Для того чтобы обучение проходило быстро и легко, нужно связать дни недели с какими-то устойчивыми ассоциациями, событиям, происходящими в тот или иной день.

Начинаем с понедельника. Понедельник – начало недели, первый день. В этот день, после выходных, родители идут на работу, а дети – в школу или детский садик.

Эти познания хорошо подкрепить стихотворной строфой на тему понедельника:

«Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.»

Можно подобрать аналогичные стихотворные строфы для других дней – вторника, среды, четверга и т.д. Желательно, чтобы они были коротким, и легко рифмовались, тогда малыш будет их с удовольствием заучивать.

Проанализируйте события, которые происходят с ребёнком в течение недели: возможно, по каким-то дням он посещает творческий кружок, спортивную секцию или ездит в гости к любимой бабушке. Соотнесите эти события с днями недели.

Например:

«Завтра вторник, по вторникам ты ходишь на танцы. Вчера, был понедельник, в понедельник у тебя нет никаких занятий. Завтра пятница. Пятница – последний день рабочей недели. В пятницу ты всегда ездишь в гости к бабушке.»

Если ребёнок ещё не посещает никаких секций, нужно узнать расписание развивающих занятий в детском саду, эти занятия с днями.

Обязательно задавайте закрепляющие вопросы:

«Какой сегодня был день?», «Какой день будет завтра?», «По каким дням у вас в садике занятия музыкой?», «А когда вы занимаетесь математикой, английским?»

Выходные

Выходные запомнить легче всего, так как эти два дня сильно отличаются от других – ведь именно субботу и воскресенье малыш проводит в кругу семьи, вместе с любимыми родственниками. Поэтому проблемы с запоминанием выходных бывают редко.

Объясните ребёнку:

«Суббота и воскресенье – это два выходных дня. Первый из них, который наступает после пятницы – это суббота. А за ним идёт последний, седьмой день недели – воскресенье.»

Наглядное изучение дней недели

Конечно, любому малышу будет проще запомнить дни недели, если подкрепить эти знания наглядно. Отличным помощником будет перекидной календарь с указаниями дней недели, его можно изготовить самостоятельно.

Каждое утро начинайте с открытия новой странички, объясняйте детям, какой сегодня день. Параллельно закрепляйте изучение цифрового ряда. Можно составить совместно вместе с ребёнком несколько коллажей-картинок, рассказывающих о днях недели, о тех событиях, которые происходят с ним по этим дням.

Иллюстрируйте коллажи фотографиями, картинками, стихотворными строчками. Интересный пример подобной картинки можно найти в пособии Г.Н.Юдина «Заниматика для малышей».

Обучение детей дням недели – процесс несложный и познавательный, который поможет им в дальнейшем развить и систематизировать представления о временных периодах, таких как, дни, годы.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультфильм для детей «Учим дни недели»: