Ольга Кошевая
План работы на день во 2 младшей группе
Групповая Индивидуальная
1. Музыкальное №
2. Познавательное развитие
стр. 18-20, О. А. Соломенникова
Тема 4. У меня живёт котёнок (природное окружение)
Программное содержание : продолжать знакомить детей с домашними животными, формировать умения правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями. С-к, Р. р. 1. Д/и «Геометрическое лото» : развивать внимание, закреплять геометрические формы. П. Р. р.
2. Предложить раскраски для свободного раскрашивания – упражнять в умении штрихования карандашом.
3. Настольно-печатные игры- развивать внимание, усидчивость, логическое мышление. П. С-к.
Гимнастика № Ф. р. 1. Д/и «Чей малыш?» ___
Расширять кругозор, обогащать словарь. П. р. Р. р.
2___ предложить «Мозаику» для складывания. П.
3. Упражнение «Пролезь в обруч»
Ф. р. Пазловые картины, раскраски, настольно-печатные игры
Прогулка
1. Наблюдение в цветнике : развивать интерес к природным явлениям, расширять кругозор. П. р.
2. Д\и «Где мы были мы не скажем?» : расширение словарного запаса. Р. р.
3. П/и «Ловишки»
4. Упражнение «Спрыгни со скамейки» - упражнять в спрыгивании. Ф. р. 1. Беседа по картинкам на тему : «Транспорт» ___: обогащать словарь, учить обобщать. П. Р. р.
2. Дидактичекая игра «Времена года и праздники» ___ – активизировать речь, расширять кругозор. Р. р., П. р.
3. Упражнение «Прокати мяч между кеглями» ___ -упражнять в прокатывании мяча. Ф. р. обручи
2-я половина дня
1. Д/и «Найди предмет по описанию» : развивать внимание, расширять кругозор. П. р. С-к.
2. Игры с конструктором «Лего» - развивать фантазию, усидчивость, умение играть вместе с кем- либо. П., С-к.
3. П/и «Наседка и цыплята» «Чей малыш?» с ___ - развивать внимание, расширять кругозор. П., С-к.
2. Упражнение «Пролезь под верёвочкой» с ___ развивать координацию движений. Ф. р.
3. Игра «Найди полоску шире, уже…» с ___ упражнять в определении величины. П. Конструктор «Лего» , мяч, кегли
Непосредственно образовательная деятельность
(интеграция образовательных областей)
Совместная деятельность воспитателя и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоя-тельной деятельности детей
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Групповая Индивидуальная
1. Художественно-эстетическое развитие. (Рисование)
стр. 66, Т. С. Комарова
Тема 4. Деревья в снегу
Программные задачи : учить детей передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Учить располагать на листе несколько деревьев. Закреплять умение промывать кисть. Развивать эстетическое восприятие.
П. р. С-к. р.
2. Физкультурное №
Ф. р. 1. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» - продолжать знакомить детей со сказками К. Чуковского, воспитывать желание слушать. Р. р.
2. Рассматривание иллюстраций о пожаре : продолжать знакомить детей с правилами безопасности. П. р.
3. Самостоятельные игры с кубиками. – продолжать учить играть в коллективе. С-к. р.
4. Предложить раскраски для свободного раскрашивания – упражнять в рисовании карандашами. Х-э. р.
Гимнастика № Ф. р. 1. Д/и «Найди предмет по описанию?» ___
Развивать фантазию, наблюдательность. П. р.
2___ предложить развивающие картинки «Посуда» : активизировать речь, обогащать словарь Р. р.
3. Предложить «Мозаику» для складывания ___ - развивать внимание, усидчивость. П. р. С-к. р. Книжки-малышки
Прогулка
1П/и «Мой весёлый звонкий мяч» : упражнять в ловле и бросании мяча, умении реагировать на сигнал. Ф. р.
2. Д\и «Кто в домике живёт?» : формирование речевого слуха, расширение словарного запаса. Р. р.
3. П/и «Гуси-лебеди» : развивать двигательную активность детей, координацию движений. Ф. р.
4. Самостоятельная деятельность детей : учить играть вместе, не ссорясь. С-к. р.
5. Игра-ситуация «В парикмахерской» -продолжать знакомить детей с особенностями профессии парикмахера. П. р., С-к. р. 1. Беседа по картинкам на тему : «Одежда» ___: активизировать речь. Р. р.
2. Дидактичекая игра «Геометрическое лото» ___ – активизировать речь, упражнять в определении геометрических форм. Р. р., П. р.
3. Упражнение «Прокати мяч между кеглями» ___ -упражнять в прокатывании мяча между предметами. Ф. р.
4. Предложить ___
Разобрать и собрать вкладыши : упражнять в выполнении последовательных действий. П. р. Дидактические игры, мяч, кегли
2-я половина дня
1. Д/и «На что похоже?» : развивать наблюдательность, расширять кругозор. П. р., С-к.
2. Игры с куклами и машинами : учить играть, создавая сюжет. П. р. С-к.
3. Беседа с детьми на тему : «Огонь-друг, огонь враг» : продолжать знакомить детей с опасными ситуациями. П. р. 1. Д/и «найди такой же» с ___ - развивать внимание. П. р.
2. Предлжить трафареты для штриховки ___ - развивать мелкую моторику пальцев рук. Ф. р.
3. Предложить пазловую картину для складывания ___ развивать внимание, логическое мышление. П. р.
Непосредственно образовательная деятельность
(интеграция образовательных областей)
Совместная деятельность воспитателя и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоя-тельной деятельности детей
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Групповая Индивидуальная
1. Физкультурное №
2. Познавательное развитие (ФЭМП) стр. 29, И. А. Помораева
Программные задачи : учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше – ниже. П. Р. р. 1. Наблюдение в уголке природы за цветущей геранью : воспитывать интерес и желание ухаживать за комнатными растениями П. р. С-к. р.
2. П/и «У медведя во бору» : учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в окружающем. Ф. р.
3. Строительные игры : развивать фантазию, желание строить для (куклы, машины, птички и т. д.) . П. р.
Гимнастика № Ф. р. 1. Д/и «Найди похожий предмет» ___
Развивать внимание, закреплять умение определять форму предметов. П. р., С-к.
2___ рассмотреть предметные картинки «Одежда» : активизировать речь. Р. р.
3. «Поймай мяч» -упражнение ___развивать двигательную активность. Ф. р. Строительный материал машины, куклы
Прогулка
1. Беседа с детьми на тему : «Правила поведения на проезжей части дороги» »: учить правилам дорожного движения. П. р. Р. р.
2. П/и «Догони» - развивать двигательную активность. Ф. р.
3. Наблюдение за плывущими облаками – расширять кругозор. П. р.
4. Чтение знакомых стихов : упражнять в запоминании небольшого текста. Р. р.
5. Самостоятельная деятельность детей : воспитание дружеских взаимоотношений. С-к. р. 1. Пальчиковая гимнастика «Капуста» с ___: развитие мелкой моторики. Р. р.
2. Д/и «Времена года и праздники» с ___ расширять кругозор. П. р.
3___ рассмотреть сюжетные картинки : соотносить изображение с речевым текстом. Р. р.
Игрушки по желанию детей
2-я половина дня
1. Д/и «Формы и фигуры» - закреплять знание геометрических фигур. П. р. Р. р.
2. Рассматривание предметных картинок по теме : «Одежда» -учить детей обобщать П. р. Р. р.
2. Игры со строительным материалом : развивать творчество, используя приёмы конструирования. П. р.
3. П/и «Караси и щука» : развивать внимание, координацию движений. Ф. р. 1. Д/и «Какой?» с ___ - обогащать словарь. Р. р.
2. Предложить «Мозаику» для выкладывания___
развивать внимание, усидчивость. П. р., С-к.
3. Игра «Магнитная удочка» с ___ развивать мелкую моторику рук. Ф. р.
Эффективность взаимодействия с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса зависит не только от содержания, но и от уровня организации. Последний определён рамками планирования. Поэтому педагогу нужно чётко ориентироваться в разновидностях планов, особенностях составления, чтобы гармонично наполнять каждый этап их освоения полезными и важными материалами, а также уметь выстраивать свою работу по схеме. Рассмотрим методические тонкости написания календарно-тематического плана для второй младшей группы (малыши 3–4 лет).
Зачем нужно планирование в детском саду
Рабочая программа, структурирующая деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), реализуется порционно, что определено планом работы, в котором содержание образовательного процесса распределяется по часам (дням, неделям). Степень детальности плана находит воплощение в разных его видах:
- перспективный план составляется для того, чтобы получить общее представление о количестве часов, выделенных на знакомство с темами и их отработку в рамках разных областей образования (познавательной, игровой и пр.);
- календарный план предназначен для группировки тем по часам в неделю, отведённым на каждый из видов активности дошкольников;
- календарно-тематический план в сравнении с предыдущим более детальный, так как в нём типы взаимодействия в рамках тем прописываются по всем видам занятий (по ознакомлению с окружающим миром, по физкультуре и др.);
- блочный план группирует темы разных образовательных направлений и описывает виды деятельности при их изучении (например, в группу тем «Я человек» входят темы «Части тела», «Представление о себе» и др.);
- комплексно-тематический план пишется для обозначения сути каждого вида активности при изучении той или иной темы;
- ежедневный план необходим для детального описания видов деятельности, их целей с ходом выполнения в контексте конкретной темы на всех уровнях освоения материала - знакомства с новой информацией, её практического осмысления.
Любой вид планирования направлен на организацию работы с детьми во всех видах деятельности
Суть календарно-тематического плана
Наиболее подробной инструкцией к проведению занятий является план, составляемый на каждый день, но для его создания педагогу нужно внимательно ознакомиться с видами работы, их целями при изучении одной темы, то есть проанализировать календарно-тематический план.
Это интересно. Составление плана и следование ему в работе - это обязанность педагога. А контроль практической реализации прописанной схемы остаётся за старшим воспитателем, методистом и директором ДОУ.
Таблица: миссия календарно-тематического плана
Целевые компоненты | Какие конкретные образовательные вопросы помогает решить |
|
|
Календарно-тематический план помогает выбрать приёмы взаимодействия с детьми, опираясь на их личностные особенности
Что представляют собой объекты календарно-тематического планирования
Поскольку назначение календарно-тематического плана состоит в регламентации последовательности знакомства с темами по разным видам непосредственно образовательной деятельности, то объектами этого типа планирования будут занятия по:
- формированию целостной картины мира;
- развитию речи;
- ознакомлению с окружающим миром;
- изобразительному искусству (рисованию, лепке аппликации);
- физкультуре;
- музыке;
- чтению художественной литературы.
Методические приёмы, необходимые для календарно-тематического плана
В плане под каждую тему подбирается определённая комбинация приёмов, позволяющая взрослому эффективно взаимодействовать с детьми во всех видах деятельности. Поэтому педагог варьирует приёмы четырёх блоков:
- словесного;
- наглядного;
- практического;
- игрового.
Остановимся на конкретных примерах их осуществления.
При составлении плана педагог учитывает и речевые, и наглядные, и практические, и игровые способы взаимодействия с воспитанниками
Блок словесных приёмов
Слово взрослых, воспринимаемое малышами 3–4 лет на слух, имеет существенное значение для их речевого развития. Оно помогает детям пополнять словарный багаж, переводя его из пассивного в активный за счёт попыток выстраивать собственные монологические высказывания, а также получать представления о комбинациях слов в словосочетаниях и предложениях (причём не только простых, как в прошлом году, но и сложных). Всё это делает группу речевых приёмов обязательным элементом, сопровождающим любой (!) вид взаимодействия детей.
Объяснение
У детей 3–4 лет личного опыта в какой бы то ни было области слишком мало, чтобы обойтись без объяснения со стороны взрослого о том, как решить ту или иную задачу: научиться прыгать на скакалке, держать карандаш или играть в футбол. К тому же объяснение выполняет ещё и дисциплинирующую функцию: ребята приучаются сначала слушать, обдумывать, а уже потом действовать.
Во второй младшей группе разъяснения следует составлять на понятном для детей уровне (знакомые слова, предложения с простой синтаксической конструкцией и пр.). Если речь идёт об объяснении инструкций, например, правил игры, то воспитателю необходимо напоминать их суть каждый раз перед началом игровой деятельности и по возможности использовать один и тот же набор слов и предложений.
Объяснения сопровождают другие виды приёмов, в том числе и наглядные, когда, например, педагог разъясняет малышам изображённое на картинке
Беседа
Этот речевой приём для детей 3–4 лет может показаться неактуальным, но это не совсем так. Каждый, кто сталкивался с изучением иностранного языка, знает, что его усвоение происходит быстрее и качественнее, если обучающийся находится «в среде», то есть усваивает речь в непринуждённом общении, которое в 90% случаев осуществляется в диалогической форме. Рассматривая это условие в контексте детей второй младшей группы, активно усваивающих лексику родного языка и его грамматику, делаем вывод: если малышей включать в беседу, диалог, то освоение навыка правильной речи пойдёт быстрее.
В своей практике вводить приём беседы я начинаю постепенно, сначала предлагая детям отвечать на вопросы одним - двумя словами и со временем подводя их к составлению ответов из 1–2 предложений. К примеру, когда мы приступаем к изучению темы «Овощи» в начале учебного года, актуализацию имеющихся знаний, то есть вводный этап урока по ознакомлению с окружающим миром, я провожу в форме беседы по вопросам:
- «Какого цвета огурец?»
- «На что похож помидор?»
- «Какой на вкус арбуз?»
АНЖЕЛА ЭМИРБЕКОВА
Ежедневное планирование 2 младшей группы
Планирование воспитательно – образовательной работы
Сентябрь, 1-я неделя (01.09.-04.09)
Тема : «Мой детский сад»
Цели деятельности педагога : вызвать у детей радость от нахождения в детском саду; развивать представления детей о детском саде как ближайшем соцокультурном окружении : о сотрудниках детского сада, предметном окружении, о правилах поведения в ДОУ; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, между детьми и сотрудниками детского сада; способствовать установлению эмоционального кон-
такта, формированию мотивации на взаимодействие путём вовлечения детей в совместную деятельность
Итоговое мероприятие : С/Р игра «Я в детском саду» Дата проведения итогового мероприятия : пятница
Ответственные за проведение итогового мероприятия : воспитатели
Дни недели Режим Интеграция образователь-ных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей группы )
Групповая , подгрупповая индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 Поговорить с родителями о самочувствии детей. Продолжить заполнение анкет «Давайте познакомимся» .
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей
Вторник 01.09 Утро : приём детей, игры,общение, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД Познавательное
Физическое
Художественно- эстетическое
Речевое развитие
Социально-коммуникативное 1. Беседа о бережном отношении ко всему, что находится в групповой комнате .
Цели : закрепить знания о предметном
окружении, воспитывать у детей бережливость, аккуратность.
2. Функциональное упражнение «Зеркало» (один ребёнок показывает движение, остальные повторяют) . Дидактическая игра с Ваней, Машей, Дашей «Чего не стало?» Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Цели : закрепить знания о труде
няни (моет, расставляет посуду) ;
формировать желание помогать взрослым. Помещение
в «Центре познания» иллюстраций для рассматривания
на тему «Дети
в детском саду».
Организованная образовательная деятельность ОО Художественно- эстетическое
Музыкальная деятельность по плану муз . руководителя
ОО Физическое развитие Двигательная деятельность по плану инструктора по физ . культуре
Подготовка
к прогулке.
Прогулка : игры, наблюдения, труд,
Физическое
Художественно- эстетическое
Речевое развитие
Социально-коммуникативное 1. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Покажем кукле Кате, как мы умеем одеваться
на прогулку». Цель : закрепить с детьми последовательность одевания.
2. Подвижная игра «Мы веселые ребята» .
3. Дидактическая игра «Узнай дерево
по картинке». Развитие движений с Костей, Лизой, Дашей. 1. Беседа с детьми «Какие красивые, вместительные шкафчики для одежды в детском саду» .
Цели : закрепить знания о предметном окружении, воспитывать
у детей аккуратность. Самостоятельная деятельность на прогулке.
Игры с вынос-ным материалом.
Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с пес-ком, кукла, машинки.
Работа перед сном 1. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Покажем кукле Кате, как мы умеем раздеваться» .
Цель : закреплять навык аккуратного складывания одежды.
2. Чтение перед сном стихотворения 3. Александровой «Катя в яслях» .
Вечер
пищи, полдник, ужин 1. Коммуникативная игра «Дружная
Цель : учить действовать согласованно
2. Игра «Кого не хватает?»
3. Экскурсия по детскому саду
«Встреча с замечательными людьми» С Ваней, Олегом, Полиной К, Костей – беседа по игрушке «Мяч» , «Кукла» . Игра «Кто позвал?» .
Под стихотворный текст водящий
с завязанными глазами ищет, кто его позвал! Ознакомление детей с помещением группы . Цель : закрепить знания о предметном окружении, навыки ориентировки в пространстве.
Прогулка 1. Подвижная игра «Ловишки» .
2. Игры-эксперименты с песком «Из какого песка можно строить, почему»
Наблюдение за небом. Цель : учить детей отмечать, что небо синее, по нему медленно плывут белые облака
Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая , подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 Информация для родителей о режиме детского сада. Беседы с мамами о поведении детей в детском саду. Консультация «Возрастные
Особенности детей
3-4лет».Папка-
передвижка
«Доброе утро» .
Среда 2 сентября Утро : приём детей, игры,общение, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД Познавательное развитие
Физическое
Художественно- эстетическое
Речевое развитие
Социально-коммуникативное 1 Встреча детей перчаточной куклой (надетой на руку педагога, ритуал приветствия :
Кто пришёл? Машенька пришла!
Ах, как Машу хорошую я люблю,
Я на Машеньку, на хорошую посмотрю! Здравствуй, Женечка!
Составление рассказа «Мой первый день в детском саду» Упражнять Олега, Полину, Дашу в ритмичных хлопках к потешке «Ладушки-ладушки» . Релаксирующая беседа «Попрощаемся с родителями до вечера» . Цели : помочь понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; упражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой) . Рассматривание сюжетных картинок (по выбору воспитателя) . Цель : учить осмысливать взаимоотношения персонажей на картинке.
Организованная образовательная деятельность ОО Познавательное развитие Математическое и сенсорное развитие/конструирование.
Образовательная ситуация «Винни-Пух предлагает поиграть» (Бондаренко, с. 130)
Цель : Воспитывать умение слушать рассказы, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание.
Вот какие разные у нас дорожки. (Лыкова с. 16)
ОО Художественно- эстетическое Изобразительная деятельность. Рисование
Волшебные карандаши. Что за палочки такие (Леонова с. 40)
Цель : Познакомить с карандашами, бумагой
Подготовка
к прогулке.
Прогулка : игры, наблюдения, труд,
индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа Познавательное
Физическое
Художественно- эстетическое
Речевое развитие
Социально-коммуникативное 1. Путешествие по территории участка «Что есть на участке детского сада?» . Цели .
2. Двигательное упражнение : по сигналу воспитателя найти на земле опавший лист и встать на него. Трудовая деятель-ность приучать Настю Щ, Полину К. Ваню П.
Подметание до-рожки, ведущей к участку. Игры с песком.
Воспитатель предлагает на ровной поверхности песка сделать отпечатки рук, выполнить по песку
зигзагообразные движения «как змейки, машинки» , пройтись по поверхности песка отдельно
каждым пальцем, поочерёдно
правой и левой рукой. Уборка оборудования после игр с песком.
Работа перед сном Путешествие по комнате «Что есть в групповой комнате » .
Цели : приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать) .
Вечер : игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приёму
пищи, полдник,
ужин 1. Сюжетно-ролевая игра «Собираюсь в детский сад» .
2. Настольно-печатная игра «Путешествие в мир эмоций» .
3. Образная игра «Вышла курочка гулять» .
4. Слушание песен о лете или осени.
5. Беседа «Воспитанность и вежливость» . Разучивание
Цель : формировать умение играть со сверстниками, отвечать на вопросы Подвижная игра «Светофор» . Цели : обогащать сенсорный
и двигательный опыт детей; закреплять представления о правилах дорожного движения
Прогулка Трудовая деятельность : уборка участка. Цели : учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.