Картотека бесед по здоровому образу жизни в первой младшей группе. Картотека бесед по здоровому образу жизни в первой младшей группе Перспективное планирование зож в 1 младшей группе

Используя эффективные формы и методы.

Программное содержание:

Формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:

Потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня; необходимость выполнения физических упражнений;

Учить элементарным мыслительным операциям;

Развивать сенсомоторику, память, воображение, речь;

Воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим;

Развивать культуру общения, поведения.

Предварительная работа: проведение специально организованного обучения, общения, игр, познавательно-практической деятельности, работы в течение всех режимных моментов по темам: «Осень», «Предметы гигиены», «Одежда, обувь», «Моё прекрасное тело».

Оборудование:

куклы, домики для кукол, предметы личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щётка, расчёска, полотенце), «Чудесный мешочек», физкультурное оборудование: массажная дорожка, дуга, оборудование для развития равновесия («лужа», узкая дорожка – мостик), дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих там взрослых:

В. Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям. Дети говорят гостям: «Доброе утро».

«Минутка дружбы»

В. А теперь станем в кружок.

Дети становятся в круг, держатся за руки.

В. Раз ладошка, два ладошка.

Подружи со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.

В. А ещё сегодня к нам в гости обещали прийти куклы: Кукла Таня, кукла Марина, кукла Наташа и кукла Нина.

Детки кукол ждут и ждут.

Что же куклы не идут?

К ним отправимся мы сами,

Что случилось и узнаем.

Чтоб быстрее нам дойти,

Ну-ка, музыка, звучи!

Звучит фонограмма весёлой, бодрой музыки.

Дети идут по массажной дорожке.

В. Вот шагают наши ножки

Прямо к Тане по дорожке.

А дорожка не простая –

Вот красивая какая!

Раз кружочек, два кружочек,

Ну, шагай смелей, дружочек!

Раз, два, три!

К дому Танечки пришли!

Звучит фонограмма «Колыбельной».

В. Что за музыка звучит?

(Ответы детей.)

Наша Таня ещё спит.

Что же делать, как нам быть,

Как нам Таню разбудить?

Может мы потопаем? (дети топают)

А может мы похлопаем? (дети хлопают в ладоши)

А давайте мы скажем кукле наши утренние, волшебные слова:

«Доброе утро!»

(дети произносят вместе с воспитателем)

Кукла просыпается.

Кукла Таня. Доброе утро, дети!

В гости к вам хочу прийти,

Но не знаю, как дойти.

Ручки не хотят вставать,

И ножки не хотят вставать.

Лучше лягу я в кровать.

В. Ребята, что мы делаем каждое утро, чтобы легче было вставать, что быть бодрыми и весёлыми целый день?

Дети. Зарядку!

В. Ты, Танюша, не ложись,

Ты с зарядкой подружись!

Динамическая пауза «Зарядка».

Ну-ка, встанем по порядку.

Начинается зарядка!

Чтобы нам скорей проснуться,

Нужно дружно потянуться!

Ручки вверх мы поднимаем!

Даже тучки задеваем!

Руки вверх, стоя на носках (3-4 р.)

А теперь проснись головка,

Поворачивайся ловко!

Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево (по 2 р.)

Ручки просыпаются,

Туда-сюда качаются!

Взмахи руками вперёд-назад, в стороны-вниз (по 2 р.)

А теперь проснитесь ножки.

Наклоны с поглаживанием ног (2 р.)

И шагайте по дорожке!

Непродолжительная ходьба.

В. Всё запомнила, Танюша?

Просыпайся поскорей,

В гости ждём всегда друзей!

А теперь мы отправимся к кукле Марине. Она живёт очень далеко.

Но у меня есть волшебные ворота. В эти ворота мы проползём и сразу окажемся у домика Марины.

Дети проползают на четвереньках под дугу. И оказываются у домика.

В. Что за странная картина?

Ох, и грязная Марина!

Грязь на щёчках и на лбу!

Грязь на шее, на носу!

Очень стыдно быть такой!

Ты пойди лицо умой!

Кукла что-то шепчет воспитателю.

В. Ребята, Марине очень стыдно. Она не знает, что нужно для того, чтобы быть чистой и красивой. Но мы-то с вами знаем и сейчас всё расскажем Марине. А поможет нам «Волшебный мешочек».

Дети на ощупь угадывают и называют предметы гигиены: мыло, мочалку, расчёску, зубную щётку, полотенце.

Пальчиковая игра «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться»

Дети отвечают на вопросы воспитателя и загибают пальчики.

Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться?

Нам нужна…ВОДИЦА.

Что же с ручек грязь смывает?

МЫЛО деткам помогает.

В ванну смело мы идём,

Спинку и животик трём.

Что же деткам помогает?

МОЧАЛКА быть здоровыми желает.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб они всегда блестели,

Помогает…ЗУБНАЯ ЩЁТКА.

Чисто-чисто умывались.

Чем же детки вытирались?

ПОЛОТЕНЦЕМ.

Чтоб волосики не путались.

Чтоб они нас всегда слушались,

Чтоб красивой была причёска,

Помогает всегда…РАСЧЁСКА.

Кукла благодарит детей.

В. – Ну-ка, быстро умывайся,

Слышится шум дождя.

В. Слышите, ребята, кажется, дождик начинается. Побежали скорее к домику куклы Наташи.

Непродолжительный бег по кругу под музыку.

Убежали от дождя?

Дети. Да!

Появляется кукла.

Кукла Наташа. – В гости к вам хочу я очень.

Но не знаю, что одеть.

На дворе с дождями осень.

А мне не хочется болеть.

В. Дело в том, что у куклы Наташи много одежды и обуви. И сейчас мы с вами ей поможем выбрать ту одежду и ту обувь, в которой можно смело идти гулять, когда на улице холодно.

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»

Из предложенной одежды и обуви дети выбирают только тёплую – по сезону.

Кукла благодарит детей.

В. Одевайся поскорей,

И на улицу смелей.

Приходи к нам кукла в гости,

Рады видеть мы друзей.

Осень дождик принесла,

Осень лужу налила.

Стоит лужа на пути,

Как нам лужу перейти?

Рассуждение воспитателя и детей на тему «Почему нельзя ходить по лужам»

А я мостик положу,

Я по мостику пойду,

Ножек я не замочу!

Физкультурное упражнение «Пройди по мостику» — упражнение на развитие равновесия. Дети переходят импровизированную лужу по мостику.

В. Дождь покапал и прошёл,

Солнце в целом свете,

Это очень хорошо,

И большим и детям!

Подходят к домику, появляется кукла.

А вот кукла Нина не знает, что такое хорошо и что такое плохо. И мы ей поможем во всём разобраться.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дети рассматриваю картинки и называют изображения словами «плохо или хорошо». Картинки складываются в две коробки: зелёную, красную.

В. Утро начинается,

Каждый улыбается.

Улыбаться…ХОРОШО.

Плакать – это…ПЛОХО.

Драться тоже очень…ПЛОХО.

Быть хорошим, добрым, дружным,

Это очень…ХОРОШО.

Занимайтесь все зарядкой

И не будете болеть.

Заболеешь…ПЛОХО.

Быть здоровым…ХОРОШО.

Умываться…ХОРОШО.

Быть грязнулей…ПЛОХО.

Если холодно и ветер,

Дождь наливает лужицы,

Каждый знает это…ПОХО.

Нам нельзя на улицу.

В. Помни, Ниночка, всегда:

В красной коробке – так делать нельзя.

Лучше в зелёную ты загляни,

Запомни там всё

И к нам приходи.

Кукла благодарит детей.

В. Кукол всех мы навестили,

И всему их научили.

Скоро в гости к нам придут,

Скажут: «Здравствуйте, мы тут!»

А мы отправимся в группу и будем их ждать.

Виктория Кожевникова
Тематическое планирование по ЗОЖ в первой младшей группе

Тематическое планирование по ЗОЖ

(1 младшая группа)

Сентябрь

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Моё тело» Формировать представления детей о внешних особенностях тела человека.

Уточнить и расширить знания детей о строении тела человека.

Воспитывать бережное отношение к себе и своему организму.

Закрепить знания о частях тела человека.

Развивать умение по частям лица, головы - угадывать, мальчика, девочку, тётю, дядю.

Продолжать формировать элементарные представления о строении тела человека

Д/И: «Познай себя».

Д/И: «Составь фигуру».

Рассматривание плаката: «Тело человека».

Октябрь

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Волшебница вода» Познакомить детей со свойствами воды и необходимости её в жизни человека.

Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют воду в повседневной жизни.

Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья».

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

ЧХЛ: С. Я. Маршак «Мойдодыр»

Д/У: «Водичка-водичка, умой моё личико»

Ноябрь

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Нос, глаза, уши, зубы» Дать элементарные представления детям о носе, правила ухода за ним; учить пользоваться носовым платком.

Формировать представление о необходимости бережного отношения к своим глазам (нужно правильно умываться, вытираться только чистым полотенцем; нельзя тереть глаза грязными руками, бросать песок в глаза); рассказать о том, как нужно беречь своё зрение.

Познакомить детей с правилами ухода за зубами; дать элементарные представления о правилах ухода за ними; познакомить с техникой чистки зубов.

Формировать представление об органе слуха - ушах; значении органа слуха для человека; формировать представление о необходимости ухода за ушами, а также бережном отношении к состоянию здоровья ушей.

Д/У: «Отгадай запах»

Рассматривание картинки «Как правильно чистить зубы»

Д/И: «Что услышат мои ушки»

Д/У: «Моргаем глазками»

Декабрь

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Осанка» Продолжать обучать детей следить за своим здоровьем, за своей осанкой, знать и соблюдать правила, которые необходимо выполнять при этом: правильно сидеть, рисовать.

Проявлять желание заботиться и следить за своим здоровьем

Д/У: «Ровненькие спинки»

Январь

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Правильное питание» Объяснить детям важность правильного питания для здоровья и роста.

Рассказать о пользе витаминов, которые находятся в фруктах и овощах, мясе и молоке и т. п.

Уточнить, какие продукты вредны, а какие полезны для здоровья.

Д/И: «Вредно-полезно»

Д/У: «Собери в корзину полезные продукты»

Февраль

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Кожа» Рассмотреть кожу на руках через лупу.

Рассказать о значении кожи для человека.

Воспитывать любознательность к своему организму.

Формировать представление детей об уходе за кожей.

Рассказать о закаливании.

П/У: «Моем руки чисто-чисто»

ЧХЛ: «Мойдодыр» С. Я. Маршак; «Девочка чумазая»

Март

ТЕМА ЗАДАЧИ

«На прогулку мы идём» Рассказать о пользе прогулок, о том, почему полезно находиться на свежем воздухе.

Вызвать интерес к прогулкам, желание играть на свежем воздухе в различные игры, развивать двигательную активность.

Расширять знания детей о необходимых предметах одежды в разное время для сохранения своего здоровья.

П/И: «Догонялки»

П/У: «Дышим носом»

Апрель

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Режим дня – очень важен для меня» Рассказать о важности соблюдения режима дня.

Приучать к режиму, помочь ребенку осознать, что утренняя зарядка, игры и физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.

Дать понять, что соблюдение режима дня укрепляет здоровье каждого человека.

П/И: «День-ночь»

Д/И: «Когда это бывает?»

ЧХЛ: А. Вишневская «Утром солнышко проснулось»

Май

ТЕМА ЗАДАЧИ

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Познакомить детей с составной частью ЗОЖ – закаливанием, основными средствами закаливания: солнце, воздух и вода.

Развивать здоровьесберегающее сознание детей

Д/И: «Сложи картинку»

ЧХЛ: В. Суслов «Про Юру и физкультуру»

Публикации по теме:

Тематическое планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе СЕНТЯБРЬ Здравствуй, детский сад Чтение знакомых потешек Хр. 2 -4 Чтение А. Барто «Игрушки» Хр. 2 – 4 года, 229 Чтение А. Барто «Мишка»,.

Презентация «Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе» Пояснительная записка к календарно – тематическому плану. Календарно-тематическое планирование отражает месячную, годовую нагрузку на детей;.

Календарно-тематическое планирование в младшей группе «День матери:» «Мамочка любимая моя» 23.11-28.11 Познавательное развитие: Образовательный компонент «Окружающий мир» Формировать представления.

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе «Звездочки» на 2016-2017 учебный год по программе.

Календарно-тематическое планирование на ноябрь в первой младшей группе Методическая разработка в первой младшей группе Воспитатель первой младшей группы Мирзоева С. М. Календарно - тематическое планирование Месяц.

Проект по формированию основ ЗОЖ в первой младшей группе «Здоровый ребенок - радость семьи» Воспитатель 1 младшей группы ГБДОУ Детский сад №38 г. Санкт-Петербург Мирзоева Сабина Махмудовна АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Охрана жизни и укрепление.

Проект для второй младшей группы по формированию ЗОЖ "Малыши - Крепыши"

Информационная карта проекта
Полное название проекта : «Малыши-Крепыши»
Автор проекта: Лебедева Елена Евгеньевна
Руководитель проекта: Лебедева Елена Евгеньевна
Кадры : воспитатели, физ.инструктор
Район, город, представивший проект : г.Тольятти, Самарская область.
Сроки реализации: краткосрочный проект (2 недели).
Участники проекта: педагоги, дети II младшей группы, их родители.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта : формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность проекта
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Проблема
К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
7. Привлечение родителей к реализации проекта.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
Утренняя гимнастика.
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
Физкультминутки
Закаливающие процедуры
Подвижные игры в группе, на улице
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Воспитание культуры поведения за столом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
Дидактическая игра «Правила чистюли».
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Д/и «Уложим куклу спать».
Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Д/и «Назови части тела и лица».
Цель: формировать представление о своём теле.

Беседа «Безопасность в группе».
Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно-ролевая игра «Котенок Тимка заболел»
Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.


Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак»
Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.


Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы».
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.


Образовательная область «Физическая культура»
Подвижные игры в группе и на улице
Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики


Физкультурные занятия


Утренняя гимнастика
Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду».
Цель: уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.
Ситуативный разговор «Где живут витамины?»
Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
Д/и «Угадай на вкус».
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.
Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.
Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»
Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов
Игра-лото «Здоровый малыш» (валеология)
Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
Лото «Овощи, фрукты и ягоды»
Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Разрезные картинки «Способы закаливания»
Цель: формировать представления о закаливающих мероприятиях; развивать эмоционально-положительное отношение к закаливающим процедурам.


Образовательная область «Речевое развитие»
Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.
Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов.
Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?»
Цель: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни.
Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
Д/И «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены)
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья.


Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены»
Цель: формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены; формировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.
Чтение: А.Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И.Демьянова «Замарашка», Н.Павловой «Света любит шоколадки…», Т.Тониной «Мамин фартук».
Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран откройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация «Витаминный компот».
Рисование «Огурцы в банке».


Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами, фломастерами)
Цель: закреплять знания о полезных продуктах, развивать мелкую моторику рук.
Рассматривание иллюстраций к произведениям: «Мамин фартук», «Про девочку, которая плохо кушала», «Замарашка», «Света любит шоколадки…», «Девочка чумазая».
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».
Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в холодное время года.
Создание рубрики в родительском уголке «Если хочешь быть здоров»
Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоговое мероприятие
Выставка семейных фотогазет "Мы за здоровый образ жизни".
Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.

Заключение
Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

Список используемой литературы:
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.

Картотека бесед по здоровому образу жизни в первой младшей группе.

Беседа №1
Тема: «Секреты здоровья»
Цель: Формировать представление о здоровье, выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения.
Материал: фрукты, овощи карточки, тарелка.
Ход беседы:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что в детский сад приехал Айболит, он ходит по группам и беседует с ребятами, сейчас придет к ним.
Айболит:Здравствуйте, дети, я приехал посмотреть на вас – какие вы, здоровы ли? Хочу рассказать вам о секретах здоровья. Здоровье надо беречь. Вот я спрашиваю вас: как вы бережете свое здоровье? Что вы делаете, чтобы не болеть? Почему же вы молчите? Не знаете?
Воспитатель: Знают, здоровье - это зарядка, розовые щечки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и веселые, это когда мы дружим с витаминами.
Айболит: Правильно. (Детям) Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках.

Много витаминов содержится во фруктах и овощах.
Воспитатель:Мы с ребятами знаем, что фрукты растут на ветках, а овощи на грядке.
Игра «Фрукты-овощи»
Дети раскладывают фрукты и овощи по разным тарелкам.
Айболит: Открою вам секрет, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильными!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем-
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
А вдруг есть у вас такой ребенок, который и умываться-то толком не умеет?
Воспитатель:Я уверена, что таких детей, уважаемый Айболит, у нас нет.
Айболит: А как это проверить? Я придумал, вы ребята, должны ответить на мои вопросы. Вы решили умыться. А что для этого нужно? (Вода, мыло, полотенце.) -Как надо правильно открыть водопроводный кран? Так, чтобы брызги летели во все стороны?
-Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к крану с водой? (Закатать рукава, чтобы не намочить рубашку или платье.)
Воспитатель Покажите, как надо закатывать рукава. Вот так.
Как нужно мыть руки?
Воспитатель: Осталось закрыть кран, а полотенце повесить на место.
Айболит Да, действительно, все дети умеют правильно умываться. Что же, за это их можно только похвалить. Самый главный секрет здоровья, нужно заниматься спортом и каждое утро делать зарядку.
Айболит
Для всех вас, ребята я приготовил сюрприз. Сегодня вы получите стакан витаминного сока от меня, для того чтобы расти крепкими и здоровыми. И перед тем как уйти я хочу вам пожелать здоровья и запомнить все секреты здоровья.
Итог:
Ребята, Айболиту пора уходить в другую группу, скажем ему спасибо за рассказ о секретах здоровья. А мы с вами сейчас постараемся вспомнить, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Делать зарядку;
Кушать витамины;
Мыть руки перед едой;
Культурно вести себя за столом.
Беседа №2
Беседа на тему: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Цель: Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов; расширять представления детей о том, на сколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться.
Материал: муляжи фруктов и овощей.
Ход беседы:
Воспитатель спрашивает малышей:
- Ребята, вы любите витамины? А какие вы любите витамины? (ответы детей) Кто вам дает витамины? (скорее всего, дети назовут кого-то из членов семьи, воспитателя или медсестру) А где же мама (или др.) их покупают? Выслушать, проанализировать и обобщить ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим. Воспитатель обращает внимание детей на муляжи фруктов и овощей:
- Посмотрите, малыши, что это у меня? (ответы детей) А вы знаете, сколько витаминов в них содержится!
Вот, пожалуйста, поднимите руки те малыши, которые любят морковку. Молодцы! Пожалуйста, хлопните в ладоши те малыши, которые любят лимон. Молодцы! Пожалуйста, топните ножкой те, кто любят апельсины. Вот молодцы!
От простуды и ангины
Помогают апельсины!
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ешь побольше апельсинов,
Пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь
Очень строен и высок.
Нет полезнее продуктов -
Вкусных овощей и фруктов.
- Но знаете ребята, витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мед, много витаминов
содержится в рыбе, обязательно надо есть мясо. Богаты витаминами и ягоды. А какие вы знаете ягоды? (ответы детей)
- Вот видите, малыши, сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, которые покупают вам в аптеке.
Но, а самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровыми и умными!
Пальчиковая игра «Пирожки».
Раз, два, три, четыре
Ловко тесто замесили.
Раскатали мы кружки.
И слепили пирожки,
Пирожки с начинкой,
Сладкою малинкой,
Морковкой и капустой,
Очень-очень вкусной.
Из печи достали,
Угощать всех стали.
Пахнет в доме пирогами..Итог:
-Что нужно кушать чтобы быть здоровым?
-Где содержатся витамины?
Беседа №3
Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Цели: Формировать навыки здорового образа жизни, развивать двигательную активность.
Материал: мыло, картинки животных и птиц.
Ход беседы.
Дети с воспитателем садятся в кружок на ковер, к ним в гости приходит Айболит (перчаточная кукла).
Айболит: Ребята, пока я к вам шел, я встретил Мойдодыра. Он мне рассказал историю про одного мальчика, который не купался, не умывался, был грязнулей.
Воспитатель: Доктор, мы знаем про кого вы говорите, мы с ребятами читали про этого мальчика.
Воспитатель с детьми вспоминают и читают отрывки из произведения «Мойдодыр» К. Чуковского.
Айболит: А в вашей группе есть грязнули? Все ли вы любите воду? А что вы делаете, когда просыпаетесь?
Дети отвечают на вопросы.
Айболит: Молодцы! Вы меня порадовали! У меня есть для вас подарок!
Доктор Айболит дарит детям мыло. Уходит.
Воспитатель продолжает беседу с детьми о животных, как они умываются.
-1070610-729615
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И утята и котята,
И жучки и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнулиИ чулки и башмаки
Воспитатель: -Купаться, умывать любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?
Дети:- Лапками и язычком.
Воспитатель:- Правильно, а как умывается собака?
Дети: -Тоже лапками и язычком.
Воспитатель:- Кто знает, как купается слон?
Дети:-Хоботом.
Воспитатель:- Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.
Детям предлагается игра – имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются» -картинки животных и птиц.
Воспитатель:- Молодцы! Ребята, а человек умывается?
Дети:- Да.
-Воспитатель: А зачем человек умывается?
Дети: Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель: Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы с вами моем. Мы с вами молодцы и будем обязательно здоровыми!
Итог:
-О чем мы сегодня разговаривали?
-Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Беседа №4
Тема: Поможем Хрюше стать опрятным"
Цель: формировать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков; побуждать детей к постоянному их выполнению.
Материал: мыло, полотенце,
Ход беседы:
1. Сюрпризный момент
Воспитатель: ой, ребятки, вы слышите? Кто – то к нам в гости еще спешит! Давайте мы с вами уберём все игрушки на место, и посмотрим, кто к нам пожаловал.
На ширме появляется Хрюшка – весь грязный, лохматый, сильно плачет.
Воспитатель: Так вот это кто в гости к нам пришел! Здравствуй, Хрюша. Что с тобой случилось? Ты заболел? Почему ты плачешь?
Хрюша: Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно. Я сегодня вышел во двор и хотел поиграть с друзьями. Но со мной никто не захотел играть, все отошли от меня в сторону…. (плачет)
Воспитатель: интересно! Ребята, а как вы думаете, почему с Хрюшей не стали играть его друзья?
Дети: он грязный, неопрятный, не красивый, не аккуратный….
Воспитатель: конечно же, потому что он неопрятный! нужно ему срочно помочь.
Хрюша: а еще они мне дали вот этот мешочек, и сказали, что вещи, которые там лежат, мне очень пригодятся. Вот посмотрите? Ребята помогите мне, пожалуйста!
Хрюша отдает мешочек воспитателю и детям, просит помочь ему.
Воспитатель: поможем ребятки Хрюше?
Дети: да.
Воспитатель: тогда давайте присядем на стульчики, а ты Хрюша слушай нас внимательно и все запоминай!
2. Игра “Чудесный мешочек”
Проводится игра “Чудесный мешочек”. Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что в мешке. Смотрите, что это? (Мыло.) Как вкусно пахнет. Какое мыло? (Душистое, белое, круглое.) Кто расскажет Хрюше, зачем нужно мыло?
Ребенок (по желанию) рассказывает, воспитатель помогает (Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы они были чистыми).Хрюша: Ой, ребята, а как моют руки? Покажите мне, пожалуйста!
Воспитатель: что ребята нужно сначала сделать?
Дети: закатать рукава.
Воспитатель: правильно, смотри, Хрюша, и запоминай:
Воспитатель вместе с детьми имитируют мытье рук:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
тот водички не получит.
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем: Ш-Ш-Ш,
Руки моем: Ш-Ш-Ш,
Щечки, шейку мы потрем.
И водичкой обольем.
Хрюша: Как здорово!
-1070610-729615
Воспитатель: Ой, руки у нас мокрые! Что нам нужно, чтобы руки стали сухие? (Полотенце.) дети берут в руки воображаемое полотенце и “вытирают” руки.
Ну-ка, Хрюша давай посмотрим, а в твоем мешочке есть полотенце? Конечно же, есть. Вот оно! Полотенце какое, ребята? (Красивое, мягкое, пушистое, разноцветное)
Педагог предлагает детям достать из мешочка последний предмет, и тоже рассказать о нем (расческа): Это расческа. Она деревянная (пластмассовая, длинная, у нее есть ручка и зубья. Расческа нужна нам, чтобы расчесывать волосы вот так (ребенок показывает Хрюше, имитируя движения расчесывания, как нужно расчесываться).
Воспитатель: ну, вот хрюша, теперь ты понял для чего нужны эти предметы? (передает мешочек Хрюше)
Хрюша: я понял, я понял, что нужно делать с этими предметами! Теперь я знаю, как они могут мне помочь! Ребятки, пожалуйста, только никуда не уходите, я сейчас все исправлю….
За ширмой появляется Хрюша, весь чистый, причёсанный, аккуратный и опрятный.
Хрюша: Ребята, ребята! Теперь я точно знаю, почему со мной никто не хотел играть! Вспомните, какой я был? (Дети перечисляют: грязный, неопрятный, чумазый, неряшливо одетый, непричесанный). А теперь я какой? (чистый, красивый, опрятный и т.д.) Мне очень понравилось умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы, расчесываться. Спасибо вам огромное за вашу помощь, у меня теперь столько много появилось друзей, которые хотят со мной играть. Я хочу вам подарить их портреты, что бы вы их раскрасили и оставили себе на память.
5. Продуктивная деятельность
Хрюша раздает всем ребятам портреты своих друзей для раскрашивания.
Ну, а мне пора бежать меня друзья ждут. Спасибо ребята. До свидания!
Воспитатель и дети: до свидания!
Воспитатель: как здорово ребята, что мы с вами помогли Хрюше. Давайте сейчас возьмем карандаши и раскрасим всех его друзей
Беседа№5
Тема:«Этика питания в детском саду»
Задачи: продолжать учить детей личной гигиены, . приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Материалы: игрушка – «Буратино», детская посуда, карточки для занятий: «Хлеб».
Ход беседы:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости давайте с вами поздороваемся, и поиграем в игру.
Дети имитируют движения, повторяют за воспитателем.
С добрым, утром глазки вы проснулись? (смотрят в бинокль)
С добрым утром ушки вы проснулись? (слегка трут ушки)
С добрым утром ручки вы проснулись? (хлопают)
С добрым утром ножки вы проснулись? (топают)
С добры утром солнце Мы проснулись и друг другу улыбнулись.
Ребята мы сейчас с вами будем завтракать.
Скажите, а кто нам готовит еду? Дети:Повар.

Скажите, а кто нам готовит еду? Дети: Повар.
А кто нам приносит еду? Дети: Белла Киримовна.(мл. воспитатель)
Дети а для чего нам нужна еда? Дети: Чтобы быть сильными, крепкими, некогда не болеть, получать витамины для организма.
Виолетта и Роман у нас дежурные поставьте - хлебницы, салфетки. А затем возвращайтесь к нам.
Дети рассматривают картинки, отвечают на наводящие вопросы.
Ещё ребята повара приготовили нам кашу, каша очень полезная, она бывает: манная, рисовая, гречневая, варится на молоке.
Ну-ка, ну-ка, ну-ка нули!
Не ворчите вы кастрюли,
Не ворчите, не шипите, кашу сладкую варите,
Кашу сладкую сварите, наших деток накормите.
И наконец чай его любят и взрослые и дети.
Ребята, а скажите как мы должны вести себя за столом? Дети: Спокойно, не толкаться, не разговаривать и т. д.
Послушайте у меня есть такое стихотворение.
На себя не проливай, суп горячий или чай.
Осторожней будь, когда горяча твоя еда.
Ешь спокойно не вертись, над тарелкой не крутись.
Да, ребята за столом мы должны сидеть спокойно, следить за своей осанкой, правильно держать ложку.
Появляется игрушка Буратино. Не правильно ведёт себя за столом. Все делают замечания. А теперь, давайте покажем Буратино как мы должны вести себя за столом. Но перед этим мы должны помыть руки. А зачем мыть руки мы послушаем стихи. Дети рассказывают стихи.
Мышка плохо лапки плохо мыла, лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась - и на лапках грязь осталась.
Полотенце в чёрных пятнах, как же это неприятно!
Попадут микробы в рот, может заболеть живот.
Так, что дети постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой руки мыть перед едой.
Идём спокойным шагом мыть руки, а затем завтракать.
Дети моют руки присаживаются завтракать, воспитатель желает приятного аппетита, обращает внимание как дети сидят за столом, что сегодня на завтрак.
Итог:
-Как нужно вести себя за столом?
-Что нужно делать перед едой?
-Как нужно сидеть за столом?

Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду

Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Дидактические игры и упражнения

Игра «Овощи и фрукты».
Цели:
Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей;
Воспитывать бережливое отношение к растениям;
Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
Материал:
Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан).
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке.
Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам.
В огороде, в огороде весело гуляли
В огороде, в огороде грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали, в ямку их опускали
А потом водою теплой грядку поливали.
Ты расти скорей морковка, перец и чеснок!
Грядку мы прополем.
Водичкою польём!
Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты.
Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.
Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
"Съешь меня, Ванюша
Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.
Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.
Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.
Воспитатель: Молодцы ребятки.
Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам.

Игра «Что растет на огороде»
Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду.
Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их
внешний вид и наощупь.
Ход игры:
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус.

Игра «Овощной магазин»
Цель: Расширять представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило: Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Игра «Угостим куклу чаем»
Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.

Игра «Уложим куклу спать»
Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;
уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Ход игры:
Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.

Игра «Что, где лежит?»
Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
Упражнение «Расскажем Стёпка-растрёпка, как вести себя в детском саду»
Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе
Оборудование: игрушка Стёпка-растрёпка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Стёпке-растрёпке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.

Упражнение «Оденем куклу на прогулку»
Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Ход игры:
Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
Упражнение «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться»
Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Ход игры:
Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки(пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.

Игра «Узнай и назови овощи»
Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.
Оборудование: картинки или муляжи овощей.
Ход игры.

Игра «Куда положить урожай Зайчика»
Цели: закрепить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", упражнять в умении их различать и называть.
Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда, что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи - в корзину.

Игра «Угадай на вкус»
Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.
Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов.
Ход игры.
После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности(капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу.

Игра «Назови правильно»
Цель: уточнить знания об овощах, их качествах (цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Оборудование: картинки овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

Игра «У нас порядок»
Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы - разложить предметы по местам - и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.

Игра «Найди картинку»
Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.
Оборудование: картинки с изображением одежды.
Ход игры:
Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде.
Игра «Таня проснулась»
Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.
Ход игры:
Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.

Игра «Купание куклы»
Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.

Упражнение «Как мы узнаем предмет»
Цель: закреплять знание о роли органов чувств.
Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает:
-найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь(меховые, холодные, мокрые),
-с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты,
-понюхать и назвать предмет.
Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах.

Игра «Кто что умеет»
Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю:
Что твои умеют ручки?
Что умеют делать тучки?
Что твои умеют ножки?
Что умеют делать рожки?
Что твои умеют глазки?
Кто умеет слушать сказки?
Что умеют делать пальчики?
Что умеют делать зайчики?
Что умеет ротик твой?
Кто пойдет гулять со мной?

Упражнение «Запомни движение»
Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их.
Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения.
Ход игры.
Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.