Катание на качелях пасху. Неосторожное катание на качелях, отчаянные игры и беспечная подготовка к празднику - три самые большие угрозы на пасху. Как празднуют Пасху в других странах

В авожский район расположен на юго-западе Удмуртской Республики в бассейне реки Вятки. Это традиционно удмуртская территория, на которой русские поселения появились не ранее XVIII века. Русские переселенцы из Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии обосновывались вблизи удмуртских деревень, а иногда и в самих деревнях, но обязательно через символическую границу (за логом, за речкой и т. д.), а также осваивали территории, дотоле пустовавшие. Значительное количество среди них составляли старообрядцы.

На территории Вавожского района сохранилось несколько песенных реликтов, в том числе уникальные образцы качельных песен. В других районах Удмуртии с качанием на качелях обычно связано исполнение лирических и шуточных песен, припевок и частушек, но только в Вавожском районе бытовали специальные песни, сопровождающие этот процесс. Термин «качельные песни» является условным, поскольку традиционного названия для данных песен зафиксировать не удалось. Однако стоит упомянуть, что из уст исполнителей по отношению к ним всё же прозвучало слово присказульки . Как удалось выяснить, на территории Вавожского района все жанры музыкального фольклора делятся на собственно песни и присказульки . Последними исполнители называют образцы фольклора несерьезного содержания, исполняющиеся особым образом, близким к мелодекламации.

Качание на качелях - обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о весне как о переходном времени пробуждения, обновления жизни. Качание на качелях в этот период должно было стимулировать плодородные силы природы, благотворно влиять на урожай, на появление потомства у людей и животных. Сами качели, сооружение и разборка которых регламентировались определенными сроками, являлись материальным символом конкретного - весеннего - календарного периода. Качели (качель ) ставили каждый год заново мужчины и парни непосредственно в день Пасхи на открытом пространстве посреди деревни или за околицей, на опушке ближайшего леса. Как правило, качели стояли с Пасхи до Вознесения, однако в деревнях со старообрядческим населением их разбирали сразу после пасхальной недели.

Способы изготовления качелей были разными. Обычно в землю врывали два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывали длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывали широкую доску. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки привязывали непосредственно к толстым веткам, растущим горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, «качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались».

Время начала качания на качелях строго регламентировано: «С утра, значит, с красными яйцами христосовались, а потом в середине дня начиналось уже качание на качелях». В последующие дни пасхальной недели качаться можно было уже в любое время суток, но, как правило, ближе к вечеру.

У качелей обычно собиралась местная молодежь и подростки, привлеченные желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали лучшие платья, причем на Пасху было принято надевать всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, «чуть ли не до солнышка». Ситуация солнышка , весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.

На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Раскачивали девушек до тех пор, пока они не откроют свой секрет, не скажут имя жениха. Получив ответ, парни останавливали качели.

Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском районе именно с Пасхи начинали водить хороводы, а открывали хороводный цикл качельные песни: «Начинали с «Красного яичушка». Начинали с качелей и все уже хороводные пели». Если сведения о качании на качелях зафиксированы повсеместно, то песни, сопровождавшие это действие, удалось записать далеко не везде, поскольку помнят их лишь немногие.

Первым опубликованным образцом качельных песен, записанным на территории Удмуртии, считается текстовая запись Г.Е. Верещагина, датируемая началом XX века. Указание на место записи отсутствует, однако вопрошающий зачин, который присутствует во всех зафиксированных на территории Вавожского района образцах, позволяет отнести эту запись к вавожской традиции.

Красное яичко!
Скажи жениха.
Не скажешь ты его -
Закачаем тебя.
До верхнего до бревна,
До высокого коня.

По мнению исследователя, «красным яичком» «называется боязливая девушка, которая просит качать легче или остановиться. «Красным яичком» считается более приличным называть девушку во всю светлую Седмицу (на неделе Святой Пасхи)» [см. Библиографию, № 1, с. 208].

Яйцо - древнейший символ плодородия, весеннего солнца, несущего жизнь. С яйцами совершают обрядовые действия на Пасху - кладут их на божницу, катают с гор, обмениваются ими и т. д. Этот символ дополнен мотивом качания, которое, как и всякое действие, изображающее подъем, наделяется продуцирующими свойствами.

В вышеприведенном тексте обращают на себя внимание этнографические подробности качания - до верхнего бревна, высокого коня , то есть до конька крыши.

В другом образце мотив качания связан с брачной тематикой, заигрыванием парня с девушкой:

Закачаем, залучаем,
За себя взамуж возму.

Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать .

Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная тема. Появляется образ голубка - влюбленного молодца, уронившего сапог и просящего девушку его поднять. Используется в тексте и свадебный термин дары , девушка должна успеть их вышить ко времени проведения базара, на котором традиционно проходила «ярмарка невест». Качество вышитой одежды играло не последнюю роль в ситуации выбора невесты.

Летел голубок,
Уронил сапожок.
- Подай, девица, сапог,
Подай, красная, сапог,
- Недосуг подавать,
Надо дары вышивать,
Надо дары вышивать,
На базар поспевать.
[Женихов выбирать].

Обращает на себя внимание цветовая палитра песен. Красный, желтый и зеленый цвета даются в разных сочетаниях.

Красненько яичушко,
Желтенько желтышушко...

Красненькё яичушко,
Зелёненькё желтышушко...

Подобное сосредоточение в небольшом по масштабу тексте названий цветов может выражать особые, ярко эмоциональные переживания участников качельного действа:

В красненькой рубашке,
В зелененьких штанишках,
На березовом сучке -
Тут и твой женишок.

Березовый сучок, упоминаемый в данном тексте, указывает на то, что деревом, на котором устанавливались качели, могла быть береза. Кроме того, этот образ может быть истолкован и с точки зрения эротической символики.

Мотив вопрошания, присутствующий во всех качельных песнях, сближает их с другими календарно приуроченными песнями, весенне-летними игровыми хороводами, а также с песнями святочных гаданий «Имею».

Таким образом, тексты качельных песен, в которых с этнографическими подробностями описывается качание на качелях, восходящее к обрядовым практикам, и наличествует брачная тематика, соответствуют основным характеристикам календарного жанра, а диалогический характер изложения, наряду с использованием некоторых малоупотребительных, устаревших слов свидетельствуют об их достаточно раннем происхождении.

Записанные тексты качельных песен поются на один напев, основанный на вариантном повторении интонационно-ритмического звена. В его основе лежит тетрахорд в кварте. Равномерная ритмика, продиктованная производимым действием - качанием, организует поэтический текст, образуя построения восьмивременной протяженности. В зависимости от объема поэтического текста песни содержат от 6 до 17 построений.

Стоит отметить, что в песенной традиции Вавожского района на напев качельных песен исполняются тексты еще одного календарного жанра - святочных гаданий «Илею».

Между гаданиями «Илею» и качельными песнями обнаруживаются аналогии не только в звуковом плане, но и в кинетическом. Исполнение и тех и других сопровождается длительным равномерным движением. В качельных песнях это раскачивание, а в святочных гаданиях - трясение собранных в специальную емкость колец.

Пели качельные песни молодые девушки, как сидевшие на качелях, так и наблюдавшие за процессом. С точки зрения интонирования этих песен единства не существует, однако в большинстве случаев оно приближено к тонированно-речевому. Следующий за основным текстом вопрос «Скажи, кого любишь?» или «Скажи, кто твой жених?» произносится говорком.

Интересно отметить, что на территории Кизнерского района, граничащего с Вавожским, исследовательницей Р.А. Чураковой зафиксировано существование аналогичного жанра в удмуртской песенной традиции. Качели в удмуртских деревнях также ставили молодые парни на Пасху, выбирая для них возвышенное место. Вечерами вплоть до Троицы молодежь качалась на них с пением песен. Специальные качельные песни (зезиран гур ) были обнаружены только в д. Вичурка. В текстах записанных песен содержатся образы, имеющие эротический смысл. Явно просматриваемое сходство в бытовании и оформлении качельных песен у русских и удмуртов может свидетельствовать о том, что рассматриваемая территория была общим для обоих народов пространством, в котором складывался жанр качельных песен.

Традиция качания на качелях с пением песен на сегодняшний день ушла из живого бытования, оставшись только в воспоминаниях старожилов, но сами качели пока не забыты, на них еще с удовольствием качаются и дети, и молодежь. Иногда еще можно встретить ситуацию, когда парни у девушек в процессе качания допытываются: «Ну-ка, скажи, кого любишь?»

Не успел растаять снег, а уже не за горами Пасха. Можно встречать этот праздник по старинке — дома в кругу родных и близких. А можно придумать что-то эдакое: повеселиться в Древнем Киеве, стать участником «Твоя Пасха Fest» или пойти на концерт бандуристов. Об этих и других развлечениях рассказывает эксперт по приятным впечатлениям Bodo.ua Ольга Заводович.

Устроить праздничный квест

В Германии и Франции есть пасхальная традиция прятать шоколадные яйца. Этот обычай связывают с легендой о богине Эстре, превратившей курицу в кролика, который продолжил нести яйца. Считалось, что найти их — большая удача. Почему бы не привнести эту традицию и в нашу жизнь? Устроив дома такой квест, вы подарите детям незабываемые впечатления. Они смогут почувствовать себя настоящими кладоискателями.

Повеселиться в Древнем Киеве

Наши предки нередко устраивали на Пасху веселые гуляния с танцами и хороводами. Погрузиться в атмосферу светлого праздника можно в парке «Киевская Русь», который находится в городе Копачов Киевской области. Здесь всех гостей ожидает множество сюрпризов. Вы сможете насладиться турниром конных ратников, театрализованным шоу с песнями и танцами, пасхальным вертепом и многим другим. В Древнем Киеве у вас будет возможность попрактиковаться в перетягивании каната, а также принять участие в традиционных играх и забавах.

Насладиться спектаклем «Слишком счастливый отец»

В светлый праздник запрещено грустить, нужно развлекаться и веселиться. Поэтому предлагаю посетить спектакль «Слишком счастливый отец» 9 апреля в Театре русской драмы. Это комедия о «примерном» отце и муже Джоне Смите, который в течение долгого времени жил на две семьи. После разоблачения героя ожидает череда курьезных событий, заставляющих зрителя буквально плакать от смеха.

Посетить детский парк аттракционов Happylon

На Пасху принято устраивать шумные гуляния и кататься на качелях. Именно они занимали особое место в этом празднике, являясь символом раскачивания природы после спячки. Предлагаю соблюсти старую традицию и подарить детям настоящий праздник веселья и забав. В парке аттракционов Happylon малыши смогут «опробовать» все качели, батуты, игровые автоматы и карусели. Кроме того, они посетят многоуровневый лабиринт и создадут собственное произведение из конструктора.

Покататься на лошадях

Лужицкие сербы на Пасху устраивают целое конное шествие. Мужчины во фраках отправляются в крестный ход — это выглядит действительно зрелищно! Я не предлагаю вам организовывать подобное мероприятие, можно просто покататься на лошадях вместе со своими близкими за пределами шумного города. Здесь не нужно владеть специальными навыками. Опытный инструктор проконтролирует весь процесс и научит правильно обращаться с лошадью.

Отправиться на экскурсию в Чернигов

Чернигов можно назвать городом церквей. Здесь находится Успенский собор Елецкого монастыря, Борисоглебский собор, Ильинская церковь, Спасо-Преображенский собор и другое. Раскрыть тайны древнего Чернигова, прогуляться по богатой легендами и преданиями земле, спуститься в пещеры и подняться на колокольню — здесь действительно есть чем заняться. Когда устроить себе настоящий тур по историческим местам, как ни на Пасху?

Сделать картину из яичной скорлупы

Если вы hand-made-мастер и любите собственноручно украшать дом, предлагаю попробовать вам вместе с детьми сделать картину из яичной скорлупы. Тем более, что основной материал для этого занятия точно будет. Также вам понадобится клей, кисточка, краски, пинцет, картон и шаблон картины. Сначала промойте и просушите скорпулу, наклейте рисунок на картон, а кусочки скорлупы — на рисунок. После высыхания нужно раскрасить картину. Затем — покрыть лаком.

Устроить семейную фотосессию

У вас может быть множество фотографий с отдыха и совместных праздников, однако похвастаетесь ли вы снимками с пасхальной фотосессии ? На выходных подарите себе маленькую сказку и насладитесь процессом съемки. Посоветовавшись с домочадцами, выбирайте студию, совместно с фотографом придумывайте образы и подбирайте фон и антураж. Это могут быть корзинки с крашенками, цветы и другие аксессуары. Уже через пару недель вы получите 100 профессиональных фотографий.

Пойти на концерт капеллы бандуристов

Поклонникам национальной музыки советую посетить концерт капеллы бандуристов , который состоится 9 апреля в театре оперетты. Особенность этого коллектива в том, что они одновременно играют и поют. На концерте вы услышите украинские народные песни и думы, а также сможете насладиться произведениями отечественных и зарубежных композиторов.

Отправиться на пешеходную экскурсию по Хмельницкому

Разнообразить пасхальные выходные можно интересной экскурсией в город с 600-летней историей. В Хмельницком есть множество исторических мест: собор Рождества Богородицы, Свято-Георгиевский храм, собор Андрея Первозванного и другие достопримечательности. А еще здесь здорово всей семьей прогуляться по парку Чекмана и насладиться живописными видами с набережной Южного Буга.

Посетить ресторан

Если кулинарное вдохновение покинуло вас как раз накануне праздников, и вы не приготовили традиционные блюда, советую посетить ресторан Bigoli . Здесь можно не только провести пасхальный вечер, но и приобрести щедрую корзину праздничных угощений. В нее входит кулич, пряники, вино, сыр и многое другое. Посещение ресторана — это повод как следует отдохнуть душой и компенсировать все несъеденное за время поста. А после трапезы можно заглянуть на «Твоя Пасха Fest», который пройдет на Михайловской площади. Там будет концерт, ярмарка и множество фотозон.

Качели времени

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты «МК» вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Катальная гора - прототип американских горок. Фото: Литография. Петербург. Катание с гор на масленой

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин «ловили» совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

«Маленькая война» на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его «маленькая война» (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге «Повседневная жизнь Москвы» Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

«В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, «французские» горы и три действовавших балагана. В одном располагался «электротеатр» (кинематограф). В другом «почтеннейшей публике» предлагался «дивертисмент» с участием потрепанных «этуалей» и «хором песенников из портерных со зловещими лицами». Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным «искусством» по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику», - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: «Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые «партии» масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое «галдение» подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много «амазонок», предпочитающих «кавалерийское» седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха «народный театр».

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом «выходного» советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в «Детском мире» на Лубянке, - рассказал «МК» фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - «цепочки», на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе «Аттракцион». Назвали ее «воздушная, или подвесная карусель». Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе «цепочки» тоже берут начало из царской России.


Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется «русским», а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал «МК» Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на «майские шесты», качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: «Простонародье веселилось на Пасхе «под Новинским», а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами».

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это «профессиональные» увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

«Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину», - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.


«Мы идем гулять в парк!»

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался «Ватершот» и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились «виражные самолеты». Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. «Самолет» был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако «самолеты» использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая «Мертвая петля»: на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный «самолет». Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму «Я шагаю по Москве».

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его «чертовым».