Катание на качелях пасху. Приметы и обряды Пасхи Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Устроить праздничный квест

1:502 1:507

Считалось, что перезвон колоколов в день Христова воскресения наделен по-настоящему волшебными силами - ударив в колокол, верующие люди просили хорошего урожая, мира и лада в семье, а девушки красивого и богатого жениха. Если человек говорил свою просьбу от чистого сердца, то она обязательно сбывалась.

1:1068 1:1073

На Руси каждый год в день этого великого праздника в каждом доме ставили около икон кувшинчики с медом, которые назывались канунчики. Хозяева зажигали в них свечи и поминали ушедших из этого мира родных и друзей, чтобы и они могли порадоваться тому, что Христос воскрес. После праздника, на пасхальной неделе, эти кувшинчики относили на кладбище и оставляли на могилах умерших. Также на кладбище брали с собой три пасхальных яйца красного цвета и сказав на могиле "Христос воскрес", крошили крашенки птицам.

1:2004

1:4

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

1:363 1:368

Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает.

1:584 1:589

Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки , то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

1:816 1:821

Так, тот кто первым увидит восход Солнца на Пасху, тот будет не знать бед весь год.

1:976 1:981

Девушки, чтобы выйти замуж , должны были во время церковной службы на Пасху нужно сказать про себя: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

1:1263 1:1268

Если ребенок родился в пасхальное воскресенье, то он станет известным, знаменитым человеком. Тот же, кто родился на пасхальной неделе, будет обладать крепким здоровьем. Великие люди, которые могут даже изменить ход истории, рождаются не просто в Пасхальное воскресенье, а еще в полдень и в рубашке.

1:1818

1:4

Смерть в Пасху – это особый знак. Человек, скончавшийся в этот день, Богом отмечен. Его душа сразу устремится в рай, ко святым угодникам. Хоронят покойного с красным яичком в правой руке.

1:349 1:354

После утренней службы нужно как можно быстрее добраться до дома и приняться за праздничную трапезу: чем быстрее это сделать, тем успешнее пойдут дела.

1:636 1:641

А чтобы малыш рос крепким и сильным, утром в Пасхальное воскресенье его надо поставить ножками на топор и сказать: "Как сталь крепка, так и ты будь крепок и здоров. Аминь.

1:955 1:960

Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше.

1:1288 1:1293

Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори.

1:1485 1:1490

Хорошая примета на Пасху услышать кукушку - это предвещает прибавление в семействе, а молодым девушкам - скорое замужество.

1:1724

1:4

Наши прадеды обязательно крошили кусочек освященного кулича птицам , призывая таким образом удачу и богатство.

1:214 1:219

Плохой приметой считается, если во пасхальной службы в церкви гаснет свеча, а вот если она догорела до конца службы и человек сам ее потушил, то это к добру.

1:511 1:516

В праздник Пасхи и на протяжении всей недели за ней церковь не венчала молодых - отвлекаться на мирские праздники считалось большим грехом.

1:778 1:783

В Великий, или как его еще называют чистый, четверг каждая хозяйка устраивала в доме генеральную уборку и дочиста вымывала всю грязь. В народе говорят, что в грязный дом праздник не приходит.

1:1137 1:1142

Если вы испытываете постоянные трудности с деньгами , на Пасху обязательно подайте нищему монетку - весь год вы не будете знать нужды.

1:1392 1:1397

Девушки в этот день наводили красоту - освященное красное пасхальное яйцо клали в воду, а потом этой водой умывались.

1:1617 1:4

Влюбленные пары трепетно относились к поцелуям на Пасху. Плохой приметой считалось поцеловаться на пороге - это сулило разлуку. Также если во время поцелуя услышать карканье ворона, то влюбленные могли скоро разойтись. А вот если поцелуй происходил под деревом, то это сулило радостную жизнь.

1:546 1:551

Мамы защищали своих детей следующим образом - начиная с Пасхи и всю Пасхальную неделю малышам натощак давали сначала кусочек освященного кулича, а потом только кормили остальной едой.

1:895 1:900

А чтобы в семье был мир, лад и никто не ссорился между собой , пасхальную трапезу обязательно нужно начинать всей семьей и каждый должен в первую очередь съесть по кусочку кулича и яйца, которые были освящены в церкви.

1:1301 1:1306

Женщина, у которой никак не получается забеременеть , на Пасху должна поставить рядом с собой лишнюю тарелку положить туда кусочек пасхи со словами: "Кулич для детишек!". После трапезы этот кусочек крошили птицам.

1:1699

1:4

На Пасху, как и на Благовещение, в знак весенней свободы отпускались на волю птиц . Выпуская, загадывали желание - считалось, что птица это небесное создание, и она передаст его всевышнему.

1:351 1:356

Свечи, купленные на Пасху в церкви хранили весь год - ими благословляли молодых, ставили их возле тяжелобольных, изгоняли с их помощью нечистую силу из домов.

1:650 1:655

Люди в возрасте всю Пасхальную неделю, расчесывая волосы, говорили следующие слова: «Пошли мне, Господи, столько же внуков, сколь волос на расческе».

1:933 1:938

Остатки воска от пасхальных свечей хранили до следующей Пасхи - по народным приметам это служило оберегом дому от пожара, а семье от проклятий.

1:1206 1:1211

Муж и жена должны за завтраком в пасхальное воскресенье ударить крашеные яйца друг об друга , у кого яичко не разбилось, тот и будет "главой" семьи весь год.

1:1499

1:4

Если ваш ребенок капризен и плаксив , в Пасху родители должны обязательно пойти в церковь замаливать свои грехи.

1:215 1:220

Чтобы урожай не пострадал от града, засухи или ливней, крестьяне на Пасху зарывали в землю на поле скорлупу от пасхальных яиц.

1:458 1:463

Плохой приметой считалось проспать на Пасху утреннюю службу - это пророчило неудачи.

1:625 1:630

Если на пасхальной неделе вы увидели во сне умершего родственника это значит, что в будущем году в семье никто тяжело не заболеет и не умрет;

1:893 1:898

Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет.

1:1675

1:4

И, конечно же, люди обращали внимание и примечали погоду в этот светлый праздник.

1:158

Хорошая погода на Пасху считалась предвестником жаркого лета, облачная погода означала холодное засушливое лето;

1:372

Если на небе было видно много звезд, это означало, что еще будут заморозки;

1:512

По народным приметам если на Пасху уже весь снег растаял, значит урожай в этом оду будет богатый.

1:693

Также зажиточный год предвещали сильные дожди на пасхальной неделе.

1:823

Гроза на пасхальной неделе считалась приметой поздней и сухой осени;

1:954

Увидеть на Пасху разноцветный закат считалось отличным предзнаменованием и сулило большую удачу.

1:1139 1:1144

Приметы и заговоры к Пасхе

1:1202

С праздником Светлой Пасхи связано большое количество примет и заговоров.

1:1341
  • Если умыться водой, в которую опускали крашенное яйцо, то человек будет здоровым и пригожим.
  • Бодрствование в ночь перед Пасхой защищает от болезней, обеспечивает удачное и счастливое замужество, богатый урожай и охотничью удачу.
  • Если на на Пасху сделать семь подарков или совершите семь добрых дел, тогда Господь будет покровительствовать вам в течение целого года.
  • В Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.
  • Если на Пасху с левой руки и босиком дать поесть яиц и кулича тому, кто в доме болен, больной быстрее выздоровеет.
  • Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье» - выздоравливает даже тяжелобольной человек.
  • Чтобы жить богато, разменяйте на Пасху три раза подряд деньги. Когда разменяете их в последний, третий раз, бросьте мелочь в угол со словами: «Катись в красный угол серебро, Нам на богатство и на добро. Аминь.»
  • В канун Пасхи положите в каждый угол своей дома крашеное яичко и денежку, говоря при этом: «Как пасхальное яичко с рублем не выйдут из этого угла, так чтобы из моего дома не выходили деньги никогда. Христос воскрес, а моим словам Аминь.» Яйца на другой день съедают, а вот деньги нельзя тратить, пока не пройдет пасхальная неделя.

Казанбаева Ксения

Связь традиций одного народа с православными традициями, и сохранившимися в народе язычискими обрядами

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

«Пасха и качели»

Руководитель: Сидорова Марина Терентьевна, учитель истории и обществознания МБОУ Ташкирменской ООШ Лаишевского МР РТ

2017

Введение

  1. Праздник праздников.
  2. Качели и Пасха.
  3. Заключение.

Введение.

Родной край. Такое простое и емкое понятие. Исток всех начал. Родина начинается с отчего дома, родной улицы, города, села. Родной край - частица Родины. Нужно хорошо знать свою малую родину. Знать, чтобы полюбить ее. А нельзя любить то, что не знаешь. «Без прошлого - нет будущего», - сказал однажды мудрый человек и к этому остаётся добавить: «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!»

На мой взгляд, исследование истории родного села через истоки его возникновения, через историю жизни его жителей открывает новые перспективы для развития.

Цель исследования – рассмотреть особенности проведения пасхальных обрядов кряшен с. Ташкирмень.

В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Выявить и описать основные традиции народа, связанные с проведения пасхальных обрядов
  2. Рассмотреть основные проблемы сохранения обрядов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение, сравнение исторических источников.
  2. Проведение опроса жителей села Ташкирмень.

Были исследованы материалы Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г. Использованы интернет ресурсы.

Проведенная мной работа показала, что источники описывают традиции проведения праздника в общих чертах, присущих кряшенам в целом. Мы хотим показать особенность проведения праздника в нашем селе. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебно - воспитательном процессе школы.

  1. Праздник праздников.

В христианской традиции Пасха занимает особое место «Праздника праздников». Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Но существует и иная, «народная», традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

С Пасхой, как и с предшествующим ей Великим четвергом, связывался комплекс очистительных обрядов. Утром было принято умываться водой, в которую были опущены серебряные крестики, - «лицо глаже будет». С Пасхой связывались представления о святости воды в этот день. Одной из особенностей подготовки к Пасхе было украшение божницы и дома на праздник. При этом дом украшали не как обычно, развешивая в простенках полотенца, но и изготавливали специальные атрибуты и украшения.

Изучая тему, я обратилась за помощью к старожилам села. Они много мне рассказали о том, как идет подготовка к празднованию Пасхи. Как оказалось, мы до сих пор придерживаемся тех обычаев, которые были заложены нашими предками.

В традиции кряшен нашего села наибольшую значимость имеет крестный ход вокруг церкви и «встреча Христа», время первого произнесения пасхального приветствия «Христос воскресе!». Моя бабушка, Кузнецова Мария Ивановна, рассказывает, что раньше, в годы ее детства, пасхальная ночь, единственная в течение года, на которую распространялся запрет спать. Нарушался обычный распорядок времени, что имело особый символический характер. Праздничным обычно считалось всё время Пасхальной недели - от воскресенья до воскресенья. В Пасху запрещалась любая работа. Неделя перед пасхой была особенной: нужно дом помыть, все вычистить. А еще в эту неделю, начиная с понедельника, хозяйка считала, сколько яиц снесут курицы в этот день. Каждый день отводился кому- нибудь из домочадцев и, если вдруг куры сносили больше яиц, чем обычно, говорили, что этого человека Бог любит и год у него сложиться хорошо. Для детей в любой исторический отрезок Пасха особенный праздник и детям в этот праздник отводится важная миссия. Начнем с того, что на Пасху дети одевали все новое. Затем мальчики и девочки обязательно собирали крашенные яйца в красивые мешочки, сшитые специально для этого праздника. А первых вошедших в дом детей хозяйка сажала на подушку и дети говорили: «Йомыркагыз күп булсын, тавыкларыгыз исен булсын, чыбышләрегез исен-сау, матур булсын». Хозяйкам особенно нравилось, когда первыми в дом приходили мальчики. Это сулило много яиц и хороший приплод цыплят. Когда дети обойдут всех родственников они собираются на пригорке, считают, кто сколько яиц собрал, обедают и начинают играть: катать яйца с горы: у кого дальше прокатится, тот и выиграл. Или яйцом стараются сбить другие. Что заденешь - то твоё. Эти традиции в нашем селе поддерживаются до сих пор. Обычно до обеденного времени хозяйки ждут детей, а затем и сами начинают ходить друг к другу в гости.

  1. Качели и Пасха.

В моем родном селе Пасха не проходит без качелей. Качели устанавливают в день перед Пасхой. Занимаются этим молодые парни. Установка качелей дело сложное, сопряженное с тяжелой физической нагрузкой. Сегодня в селе Ташкирмень отведено специальное место для качелей, а раньше их устанавливали в разных местах и были они не такими большими, как сегодня. Катание на качелях – это забава молодежи. Но самое интересное, что качели ставили на определенный период. Вот меня и заинтересовало, как связаны качели и Пасха?

Изучив литературу, интернет источники, я не нашла информации о том, какие еще народы ставят качели на Пасху. Не найдя в литературе нужной информации, я опять обратилась к старожилам нашего села.

Самый старый житель нашего села Ануфриева Мария Ивановна, которой 93 года рассказала, что качели были всегда. Ставили их даже вовремя Великой Отечественной войны, но были они небольшими. Назначение качелей доподлинно никто не помнит. Одни говорят, что качели – это всего лишь молодежная забава, другие - связывают качели с весной, с солнцем, а третьи утверждают, что качели это некий символ перехода природы из состояния зимы, и призыв солнца. Ведь катались на качелях отчаянно, выделывая «солнышко» или «полусолнце». Тем не менее, качели у кряшен нашего села это одновременно и символ Пасхи, хвала воскрешения Иисуса Христа и его вознесения, и символ весны.

Отрадно, что качели устанавливают и в наше время. Процесс это довольно трудоемкий. Необходимо подготовить 7 бревен, не толстые, но длинные. Самым подходящим деревом является сосна. Парни за неделю готовят бревна, обтесывают их.

А в субботу, перед Пасхой, весь день занимаются их установкой. С двух сторон устанавливают по три бревна, крепко связывают их сверху канатом.

И начинается катание на качелях!!! Правда, бабушки предупреждают, что кататься на этих качелях нужно только в послепасхальную неделю. А дальше качели могут навредить духовному состоянию человека, ухудшить его благосостояние.

Заключение.

Качели на Пасху – это отголосок язычества кряшен. Однако, сегодня этот символ стал атрибутом православного праздника Пасха в кряшенском селе Ташкирмень. В данной работе мной выявлено, что кряшены села Ташкирмень не просто помнят обычаи своих предков, но используют их в современной жизни. «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!» Я полностью согласна с этим высказыванием. И для меня моя малая Родина – это качели на Пасху.

Список использованной литературы.

  1. Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г.
  2. Максим Глухов-Ногайбек «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» Казань, издательство «Ватан», 1993г.
  3. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г.
  4. Интернет ресурсы
  5. Воспоминания старожилов села.

Фото из архива сайт

Обычаи проведения пасхальной недели

30 апреля закончится Великий пост. Отметив такие значимые дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота, мы встретим 1 мая Пасху — Воскресение Христово. И не забывайте, что впереди — пасхальная неделя!

С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гулянья. И длятся целую пасхальную неделю. В основе традиции празднования пасхальной недели лежит религиозное поверье православных людей о том, что в день Воскресения Христа взошедшее на небо солнце опускается за горизонт только спустя неделю. В пасхальную неделю празднование меняет свой колорит. Вспомните, что начинается пасхальное действо в церкви за ночным богослужением с пасхальным огнем и утренним колокольным звоном. Потом празднование переходит в этап разговения после Великого поста за праздничными хлебосольными столами с непременными символами Пасхи: освященными куличами, творожными пасхами, крашеными яйцами. А вечером воскресения празднование переходит в стадию гуляний и приобретает уличный массовый характер. Обычно люди выходят на площади городов и сел, нарядно одетые. Массовые гулянья сопровождаются музыкой, танцами, хороводами, обрядами, играми. Пасхальная неделя имеет ряд дополнительных названий: Светлая, Великая, Велико-Денская, Красная неделя, Светлая Седмица. Сами названия уже каким-то образом говорят о характере пасхальной недели и ее значении в череде религиозных праздников.

Обычаи верующих

Каждый день в течение всей пасхальной недели в православных храмах проводятся пасхальные литургии. Врата алтаря и дьяконские двери все это время должны оставаться открытыми. Этим символизируется то, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного. Еще один обычай пасхальной недели — обходы всех селений прихода церковным причтом, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Шествие было исполнено торжественности и начиналось в центральном селе, где была церковь. По ходу ее шествия к процессии присоединялись селяне, и все шли к часовне, где священник служил молебен. Затем причт следовал от дома к дому, где их встречали с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода селения иконы и хоругви передавались крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из соседней деревни. А на следующий день на рассвете процессия собиралась и шла в соседнюю деревню совершать церковный причт. По вечерам перед сном на пасхальной неделе следует не просто помолиться перед иконой, а прочесть хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. К образам подносят канунчик - небольшой кувшинчик с медом и две восковые свечки, которые должны гореть всю ночь на помин усопших. Пасхальные молебны должны были защитить людей от бед и несчастий, принести благополучие в семьи и достаток в хозяйство. Считалось, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать.

Поминальные дни

На пасхальной неделе принято поминать усопших. Для этого существует два дня - пасхальный понедельник и пасхальный четверг. Но это совершенно не противоречит радостному духу праздника по случаю Воскресения Христа. Считается, что души усопших в эти дни временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми тоже порадоваться празднику, и тем самым они как бы получают надежду на собственное воскресение. Поминание не проводится в церквях, поминать усопших полагается на кладбище. По приметам в эти дни нельзя шить, чтобы не зашить умершим глаза, нельзя стирать, чтобы не замутить воду перед умершими.

Пасхальные обряды

Пасхальная неделя является символом возрождения, обновления жизни. И поэтому на этот период припадает много обрядов, связанных с заключением браков. Конечно, главные инициаторы и участники таких действий — молодежь. С пасхальной недели начинаются «брачные» гулянья парней и девушек, а также проводятся смотрины, традиции проведения которых отличны в зависимости от области проживания. Например, смотрины могли проходить так. Девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу и… играли в бачу: брали длинную, украшенную росписью палку и сбивали установленную ею на земле деревянную фигурку. За их ловкостью, точностью и меткостью наблюдали парни и все желающие, что давало основание понять, какая из девушек самая-самая. Существовал и такой вариант смотрин. Девушки, одевшись во все новое, собирались на площадь перед церковью и стояли там некоторое время всем напоказ. Затем они садились на коней и катались по селу.

В пасхальную неделю принято совершать и всякие магические действия, которые должны приблизить замужество: писать записки с именами предполагаемых женихов или устраивать разные гадания.

Игры и забавы

Всю пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества — несколько популярных пасхальных игр и забав.

1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и, соответственно, все чаще хоровод меняет направление кружения.

2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру «Ручеек». Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, по которому ходят «молодцы». Их задача проста - выбрать понравившуюся девушку и увести ее из «коридора». А потом проводится процедура «сватовства», когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.

3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она проводится в Пасху. Но и в течение всей пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры, выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается, как «трофей», а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.

4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные - увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели непарные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца.

Фомино воскресенье

Заканчивается пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова, - Фома Неверующий. Этот день еще называют Антипасха или Красная горка. По церковной традиции Антипасха — значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег — красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны. В Фомино воскресенье пасхальное празднование достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой. А после Фомина воскресенья начинается Фомина неделя. Но это уже совсем другая история…

Приметы Светлого воскресенья

Наши предки свято верили, что пасхальные дни - вещие дни. И примечали все до тонкости. А события, происходящие на Пасху, считали исполненными особого мистического смысла.

Начиная с Чистого четверга из дому (квартиры) до наступления Пасхи ничего никому не отдают ни в долг, ни как подарок. Иначе туго будет с деньгами. А вот если в Чистый четверг трижды пересчитать всю имеющуюся наличность,будете жить безбедно.

На Пасху нужно обязательно надеть обновку, тогда весь следующий год проведете в достатке и при прибылях. А еще, надевая новое платье или костюм, можно загадать самое сокровенное желание: оно непременно сбудется.

В Пасху, встречаясь с родными и близкими, принято троекратно целоваться и говорить при этом: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». Однако муж с женой при всех не христосуются — это к разлуке, а вот родителям и детям это не возбраняется.

Как только в пасхальное утро услышите звон церковных колоколов, проговорите трижды: «Христос воскресе, а моей семье здоровья, моему дому богатство, моему полю урожай. Аминь».

Не забудьте на Пасху первое умывание сделать водой, оставленной для этого с Чистого четверга, положив в нее что-нибудь серебряное. Это обеспечит вам здоровье и долголетие.

На Пасху нужно избегать любых конфликтов, ссор, выяснений отношений, но хорошо помириться с человеком, с которым долго были в ссоре.

Считается, что ребенок, родившийся в пасхальную неделю, а тем более в Пасху, не только будет удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов.

Не забудьте в пасхальную ночь принести домой воды из колодца (или хотя бы налить из крана). Ею окропляют комнаты. Особенно тщательно детскую. Таким образом изгоняются грехи, дурные мысли, злые наговоры.

Хорошо кататься в Пасху (да и во все дни Светлой седмицы) на качелях. Это называлось ритуалом овевания. Говорят, ветерком во время качания все грехи сдувают.

Считается, что в пасхальные дни до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит, не шелохнется. А Христос по земле ходит.

Качели времени

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты «МК» вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Катальная гора - прототип американских горок. Фото: Литография. Петербург. Катание с гор на масленой

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин «ловили» совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

«Маленькая война» на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его «маленькая война» (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге «Повседневная жизнь Москвы» Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

«В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, «французские» горы и три действовавших балагана. В одном располагался «электротеатр» (кинематограф). В другом «почтеннейшей публике» предлагался «дивертисмент» с участием потрепанных «этуалей» и «хором песенников из портерных со зловещими лицами». Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным «искусством» по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику», - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: «Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые «партии» масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое «галдение» подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много «амазонок», предпочитающих «кавалерийское» седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха «народный театр».

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом «выходного» советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в «Детском мире» на Лубянке, - рассказал «МК» фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - «цепочки», на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе «Аттракцион». Назвали ее «воздушная, или подвесная карусель». Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе «цепочки» тоже берут начало из царской России.


Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется «русским», а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал «МК» Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на «майские шесты», качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: «Простонародье веселилось на Пасхе «под Новинским», а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами».

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это «профессиональные» увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

«Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину», - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.


«Мы идем гулять в парк!»

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался «Ватершот» и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились «виражные самолеты». Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. «Самолет» был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако «самолеты» использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая «Мертвая петля»: на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный «самолет». Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму «Я шагаю по Москве».

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его «чертовым».

Качели времени.

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты “МК ” вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин “ловили ” совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

“Маленькая война ” на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его "маленькая война" (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге "Повседневная жизнь Москвы" Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

"В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, “французские ” горы и три действовавших балагана. В одном располагался “электротеатр ” (кинематограф). В другом "почтеннейшей публике" предлагался “дивертисмент ” с участием потрепанных “этуалей ” и "хором песенников из портерных со зловещими лицами" . Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным “искусством ” по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику", - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: "Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые “партии ” масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое “галдение ” подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много “амазонок ” , предпочитающих “кавалерийское ” седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха "народный театр".

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом “выходного ” советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в “Детском мире ” на Лубянке, - рассказал “МК ” фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - “цепочки ” , на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе “Аттракцион ” . Назвали ее "воздушная, или подвесная карусель". Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе “цепочки ” тоже берут начало из царской России.

Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется “русским ” , а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал “МК ” Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на "майские шесты", качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: "Простонародье веселилось на Пасхе "под Новинским", а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами" .

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это профессиональные увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

"Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину" , - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.

"Мы идем гулять в парк!"

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался “Ватершот ” и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились "виражные самолеты". Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. “Самолет ” был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако “самолеты ” использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая "Мертвая петля": на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный “самолет ” . Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму "Я шагаю по Москве".

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его “чертовым ” .

/ Четверг, 13 июля 2017 года /

темы: Масленица