Кл час дружба начинается с улыбки. "дружба начинается с улыбки". Конкурс “Найди себе пару”

Сценарий классного часа в начальной школе "Дружба начинается с улыбки..."

Тулинова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.
Описание материала: Воспитание доброты, чуткости, терпимости и формирование дружеских отношений в коллективе имеет значимую роль в жизни первоклассника. Данный материал будет интересен учителям начальных классов.
Цель:
-сформировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование:
- на доске тема классного часа, плакат с изображённым деревом, рисунки солнышка, облачка, цветка, сердца, грозовой тучи (по количеству учащихся), маленькие сердечки из белой бумаги (по количеству учащихся), телевизор, DVD.

Ход классного часа.

I.Вступление.
Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот"
Учитель. Слова «До свидания»,
«Спасибо», «Простите»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- Здравствуйте, ребята! Хочу ещё раз повторить эти чудесные слова: «Здравствуйте!», «До свидания», «Спасибо», «Простите». И вы тоже почаще говорите эти слова маме, папе, друзьям, прохожим. Вы почувствуете, как у них поднимается настроение. Дело в том, что эти слова особенные. Они обладают оздоровительной силой. Так пусть у нас всегда будет хорошее настроение! Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости, благополучия. Пусть девизом нашего занятия станут такие слова(они появляются на экране):
Давайте дружно будем жить
И нашей дружбой дорожить,
И никогда не ссориться –
Тогда дела все спорятся.
II. Сообщение темы классного часа.
Учитель. О чём будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Он появляется на экране. Дети разгадывают слова по горизонтали. В выделеных клетках по вертикали появляется ключевое слово «Дружба»).
1.Чебурашке другом был
Добрый Гена…(Крокодил)
2.В телефонной будке жил,
Был один, бедняжка.
Но однажды решил
Друга найти …(Чебурашка)
3.С голубого ручейка
Начинается река.
Ну, а дружба начинается с …(улыбки)
4.Меня вы узнаёте?
Я – героиня книжки,
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я …(Белоснежка)
5.Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…(Айболит)
6.Собираясь что-то делать,
Наберись терпения,
Навсегда тогда исчезнет
Плохое …(настроение)
- И так, мы отгадали ключевое слово. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
III. Основная часть.
1.Мозговой штурм «Дружба – это…»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что такое дружба и зачем она нужна людям. После небольшого размышления ребята высказывают свои мысли, которые записываются на доске. Учитель подводит итоги и даёт определение понятию «дружба».
2.Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Учитель даёт задание детям найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Дети определяют, за какой стол они сядут, помогая друг другу жестами.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
На экране появляется четверостишие:
Дружба – главное чудо, всегда
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Чтение и обсуждение стихотворений о дружбе.
- Ребята, послушайте стихотворение М. Скребцовой «Друга за деньги не купишь».
Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать –
Друга начинай искать!
Обсуждение.
- Может ли быть у человека много друзей?
- Какие качества вы больше всего цените в друге?
- Расскажите о своих друзьях.
- В какие игры вы играете со своими друзьями?
- Что нужно сделать, чтобы у тебя появился друг?
Учитель. Если мы хотим иметь друзей, мы должны твёрдо представлять себе и чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен не требовать от друга много, ничего не давая взамен.
Послушаем ребят, которые подготовили к нашему занятию стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Обсуждение.
- Встречались ли вы с такими друзьями в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
- Почему с ней никто не хотел дружить?
- Что по вашему мнению лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте обсудим, какие взаимоотношения сложились у нас в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
На экране появляется надпись:
-умение прощать
- умение делиться
- беспокойство за другого человека
- помощь друга в беде
- умение не обижаться
Учитель. – Что из этого больше всего необходимо для дружбы?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей.
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- Расспросите своих родителей, как им в жизни помогла дружба.
4.Тренинг (работа в парах)
- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (в учёбе, в спорте…)
- Утешьте в связи с какой-то неудачей…Поддержите.

А закончить тренинг можно словами С. Михалкова (появляется запись на экране):
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
5.Игра «Я начну, а ты продолжи»
Учитель. О дружбе сложено множество пословиц. Я их буду начинать, а вы - продолжать.
- Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги).
- Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
- Один за всех…(и все за одного).
- Человек без друзей, …(что дерево без корней).
6. «Дерево дружбы»
Учитель. Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. Это дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно его укрепить качествами, которыми должен обладать каждый из нас, чтобы иметь много друзей.
Дети высказывают свои предположения, эти качества записаны на отдельных листиках и прикрепляются к веткам дерева.
Поскольку дерево необычное, то и плоды у него будут тоже необычными. Это будут наши с вами сердечки. Всем детям раздаются белые листики в форме сердечек.
-Зажгите свои сердца огнём дружбы, закрасьте их. На обратной стороне напишите имя своего друга, или того, с кем вы хотели бы дружить (можно ещё написать пожелание другу). А теперь прикрепим наши плоды к дереву дружбы. Пусть наше дерево растёт, а дружба крепчает с каждым днём!


IV. Итог классного часа.
Мы сегодня много говорили о дружбе. Надеюсь, что многие из вас сделают для себя какие-то выводы, и наш класс станет самым дружным во всей школе. А подытожив, давайте все вместе исполним песенку о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,-
Вот что значит настоящий верный друг!

Разработка классного часа «Дружба начинается с улыбки...»

Пояснительная записка

Классный час «Дружба начинается с улыбки...» разработан и проведен в 5 класе в рамках реализации программы воспитания класс «Воспитание успехом». В 5 классе очень важно научить дружить коллектив, так как именно в этом возрасте складываются понятия дружбы,взаимопонимания,взаимовыручки,ребята учатся строить отношения друг с другом.

Цель классного часа: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить,беречь дружбу,общаться в коллективе.
Задачи:
расширить знания детей о дружбе;
развивать умение аргументировать свою точку зрения;
способствовать воспитанию добропорядочности,уважения друг к другу;
содействовать формированию дружного коллектива;
При разработке классного часа использована технология «этического диалога»(автор А.И. Шемшурина). Именно через диалог проходит осмысление нравственности,построения межличностных отношений,рождается совместный процесс мыслительной деятельности детей,содействует взаимодействию с другими,при которым каждый ученик равный участник данного процесса и может проявить свои индивидуальные возможности и творчество.

Структурные компоненты этического диалога
Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

1.Вывод школьников на проблему
Здравствуйте,ребята!
Меня зовут Екатерина Александровна и мне очень приятно познакомиться с вами.
Посмотрите на эти два портрета: на одном лицо здорового человека,а на другом больного.
-Чем отличаются эти два портрета?(главное отличие это улыбка).

Улыбка признак не только физического здоровья,но и духовного.Вы,наверное,слышали такое выражение: «У меня душа болит»?У такого человека что-то случилось;может его обидели,он поссорился с кем-то, а ведь улыбка еще признак добра,любви,дружбы.
Дорогие ребята!Посмотрите друг другу в глаза,улыбнитесь,передайте частичку своего добра другому и скажите: «Я желаю тебе...».

Вот видите от наших улыбок и добрых слов,в классе стало теплее и уютнее.

2.Построение логической цепочки развития мысли.
А сейчас я попрошу вас составить слово из букв,которые находятся перед вами: «жабдур» (листочки на доске).

Какое слово получилось?
- «Дружба»- это тема сегодняшней нашей встречи.

Я очень люблю мультфильмы,надеюсь,что вы тое.Давайте вспомним,кто с кем дружил:
1.Зелный Крокодил Гена и (Чебурашка).
2.Доверчивый Буратино и.(Мальвина).
3.Смешной мишка Винни-Пух и (Пятачок).
4.Мальчик по имени Малыш и (Карлсон).

А помните ли вы,что про дружбу говорил герой мультфильма Крошка Енот?

-(Друзей находит тот,кто сам встречает их улыбкой.Дружба начинается с улыбки).

Как вы думаете,всегда ли дружба начинается с улыбки?

Скажите,в чем познаются друзья: в счастье или в беде?

Приятно ли вам,когда друзья разделят с вами радость?А неприятности?

А есть ли у вас друзья?Сейчас мы это проверим.
Рисунок «Дерево Дружбы»
-Ваша задача нарисовать у этого дерева столько корней,сколько у вас друзей(готовые рисунки прикрепляются на доску).

Давайте,посмотрим на ваши рисунки.

Есть очень верная,мудрая пословица «Дерево сильно корнями,а человек друзьями». И судя по вашим рисункам,у вас получился целый лес дружбы,а если нарисовать одно большое дерево,то у него будет много корней,потому что у вас много друзей.

3.Обращение к личности ребенка.
А теперь предлагаю вам поговорки о дружбе, а вы попробуйте объяснить их смысл:

1.Трусливый друг опаснее врага.
(в трудную минуту друг может испугаться и подвести).

2.Не тот друг,кто потакает,а тот,кто помогает.
(когда человек во всём тебе потакает,ему все авно,какой ты на самом деле.Лучший друг - это тот,кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

3. Хочешь дружбы будь другом.
(Когда сам научишься дружить,тогда и друзья появятся.Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
Молодцы!
А теперь давате вспомним с чего начиналась ваша дружба с самым близким для вас человеком?

4. Кульминация
Во все времна и у всех народов высоко ценилась дружба,верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким,тот себе заклятый враг», - писал еще в 12 веке Шота Руставели.Друг должен подходить вам по характеру,по темпераменту,по увлечениям.Вы должны совпадать как «пазлы».
Я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему: «Ищу друга!».
Например: «Ищу друга,с которым можно ходить в походы!».
«Скромная,застенчивая девочка любит стихи,ищет подругу».
«Веселый, жизнерадостный человек - любитель бокса ищет друга».

У каждого из вас есть цветные листочки.Вам дается 2 минуты.
-Пожалуйста, кто желает зачитать свое объявление (дети зачитывают по желанию и прикрепляют его на доску объявлений.В классе доска с надписью «Доска объявлений»).

5.Резюме диалога
Я думаю,вы согласитесь,что самое лучшее в жизни это дружба.Дружбу надо ценить.
Пожалуйста,разбейтесь на две группы.Вам даются карточки-лепестки с определением дружбы: помощь,вечность,доброта,внимание,отзывчивость,доверие,честность,радость,злость,хвастовство,грубость,равнодушие,зависть,эгоизм.Выберите те,которые относятся к определению дружбы.
-Пожалуйста,первая группа ваши лепестки!
А какие слова вы не выбрали для цветка?Почему?(Ответы ребят).
-Пожалуйста,вторая группа ваши лепестки!А какие слова вы не выбрали для цветка?Почему?(Ответы ребят).
Итак,что же определяет дружбу?Какие качества?
Теперь о дружбе вы знаете очень много.Но еще существуют правила дружбы,которыми вы должны не забывать пользоваться в жизни:
Помогать другу
Быть честным
Уступать
Не бояться просить прощения
Не грубить
Не жадничать
Не злиться
Соблюдая эти правила,я думаю, вы никогда не потеряете друга.Будьте добрыми,дружелюбными,чуткими,вежливыми друг к другу.Не будьте зазнайками,ябедами,берегите своих друзей от неверных поступков,приходите на помощь друг к другу и тогда в сами будете называться настоящим верным другом.
Ребята,давайте вместе скажем друг другу слова известного героя,добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: -Ребята,давайте жить дружно!

Спасибо большое за занятие.

Оборудование:

Реквизит для игровых конкурсов – бумажные цветы с именами, круг со стрелкой и набор вопросов, “туфельки”, табло с 6 карточками, кегли, магнитофон с аудиокассетами.

Ход классного часа

Игры, минутки, посвящённые дружбе.

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы поиграть в игру “ Дружба начинается с улыбки”. Она немного напоминает игру “ Любовь с первого взгляда”. Во время игры мы поговорим о дружбе, взаимовыручке, о том, как себя вести, узнаем хорошо ли вы знаете друг друга. Вам будут предложены жизненные ситуации, а также розыгрыши призов, песни о дружбе, викторины и, конечно же, выбор самой лучшей, самой дружной пары. Начнем нашу игру песней “Настоящий друг”.

(Дети исполняют песню или слушают запись на кассете)

Вокруг круглого стола рассаживаются четыре мальчика и четыре девочки. В центре – стрелка, по краю стола разложены “Сердца” с вопросами. Дети по очереди крутят стрелку и отвечают на выпавший вопрос.

Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

Защитишь ли ты своего друга, если в твоём присутствии о нём говорят плохо?

Какого бы ты хотел иметь друга?

Может ли дружить девочка с мальчиком?

Что ты любишь больше- получать или дарить подарки?

Может ли другом быть кошка или собака?

Можешь ли ты рассказать о своей тайне девочке (мальчику)?

Нравятся ли родители твои друзья?

После разминки ведущий проводит игру с классом: он начинает пословицу, зал заканчивает:

Нет друга – ищи, (а нашёл – береги0

Не имей сто рублей,….. (а имей 100 друзей)

Один за всех и…….(все за одного)

Человек без друзей, …..(что дерево без корней)

Дружба – как стекло…. (Разобьётся - не сложишь)

Конкурс “Найди себе пару”

Учитель раздаёт в зале 8 цетков, на обороте которых написаны имена персонажей. У мальчиков - Дед Мороз, Принц, Буратино, Карлсон.

У девочек – Снежная королева, Спящая красавица, Белоснежка, Золушка. Все имена сообщаются залу и выясняется, какие герои из одной сказки (например, Принц и Золушка). Участники игры под музыку подходят друг к другу и становятся парами. Если нужные герои совпали, эта пара детей выходит в финал. Если герои не совпали, игра продолжается.

Кл.рук.

Внимание! Игра со всем классом (залом)

Сначала я задам вопрос,

А в над ним затем всерьёз

Подумайте. Одно из двух-

“Да” или “Нет”- ответьте вслух.

Коль вы находчивы, сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может столку сбить подчас.

Скажи: приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый?

Дети: нет

В.: А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать?

Д.: Да

В.: А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным?

Д.: Нет

В.: Ответь, а может резеда цвести в саду зимою?

Д.: Нет

В.: А крокодил собрать букет из белых лилий может?

Д.: Нет

В.: Верблюд способен, дай ответ, идти 3 дня без пищи?

Д.: Да

В.: Тех, кто трудится, всегда в народе уважают?

Д.: Да

В.: В конце спросить пришла пора: вам понравилась игра?

Д.: Да.

Музыкальный конкурс

В.: играет весь класс. Мальчикам и девочкам по очереди предлагается назвать песню, отрывок из которой прозвучал. За каждый правильный ответ даётся жетон. Мальчик и девочка, набравшие наибольшее количество жетонов, выходят в финал.

В.: игра для тех, кто не участвовал ещё в конкурсе. Она называется “Лбами держим”.

(Дети встают парами и, танцуя, должны удержать яблоко и лучше станцует получает приз.)

Конкурс “Туфелька Золушки”

Четыре мальчика и четыре девочки получают разные “туфельки”. Только две туфельки должны совпасть по цвету, фасону, размеру. Вовремя танца мальчик старается найти девочку со второй туфелькой. Эта пара выходит в финал.

Обсуждение ситуаций о знании учащимися друг друга

Вопросы девочкам:

  • Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит только одно желание. Что ты выберешь?

    Сходить в цирк.

    Познакомиться с хорошим другом.

    Купить косметику.

  • Тебя обидел мальчик. Что ты сделаешь?

    Попросишь помощи у кого-то.

    Заплачешь от обиды.

    Объяснишь, что так с девочками не поступают.

  • Мальчик пригласил тебя к себе на день рождения. Как ты будешь выбирать подарок?

    Что тебе понравилось.

    Что нравится ему.

    Что предложат родители.

  • Вопросы мальчикам:

    1. Тебе нравится девочка, тебе хочется с ней ещё погулять, но мама зовёт домой. Как ты поступишь?

      Пойдёшь домой.

      Сделаешь вид, что не услышал маму.

      Попросишь девочку прийти ещё.

    2. Девочку, которая тебе нравится, вызвали к доске решать задачу, а у неё не получается.

      Ты будешь ей подсказывать.

      Поможешь разобраться после уроков.

      Ничего не предпримешь.

    3. Девочке в столовой не хватило стула.

      Ты принесёшь ей стул.

      Отдашь ей свой.

      Оставишь без внимания.

    В.: Вы хорошо ответили на вопросы. А сейчас мы должны выбрать идеальную пару.

    В.: Внимание! Суперфинал!

    Участники, которые вышли в финал отвечают на вопросы.

    Сначала отвечают мальчики, а девочки записывают свой ответ на доске.

    Мальчику:

    Нравятся ли ей диснеевские мультфильмы?

    Есть ли у неё друг?

    Какой урок ей нравится?

    Что он любит больше: футбол или хоккей?

    Есть ли у него собака?

    Когда у него день рождения?

    Вывешивается табло с шестью карточками – названиями призов, выставляются вряд шесть кеглей с номерами. Дети по очереди выбивают мячом кеглю столько раз, сколько было попаданий при ответах на вопрсы. Карточка с такими же номерами переворачивается.

    И открывается название приза, которые заработали дети.

    Подведение итогов: Наша игра закончилась. В жизни часто повторяются ситуации, в которые мы сегодня поиграли. Поэтому, если вы поняли, как вести себя в игровых ситуациях, то будете воспитанными, дружными и интересными и в жизни.

    Классный час.

    «Дружба начинается с улыбки»

    Цель: Формирование общественных идеалов для побуждения к самовоспитанию.

    Задачи:

    - побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;

    Форми­ровать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуника­тивной, познавательной видов деятельности;

    Способствовать разно­образному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;

    Развивать умения учащихся работать в коллективе;

    Стимулировать у учащихся внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

    Оборудование : аудиозапись «Дружба начинается с улыбки», аудиозапись «Друзья» гр. Барбарики, аудиозапись «Одинокий пастух», презентация, смайлики разных цветов (4 цвета), модель друга, разноцветные смайлики для каждого ребенка, пословицы, проблемные ситуации, лесенка достижений.

    Ход занятия:

    Учитель: Добрый день, ребята!

    Я рада вас видеть.

    1.Создание психологической комфортности на занятии

    «С улыбкой солнце дарит свет

    Нам посылая свой ПРИВЕТ!

    Давайте дружно все в ответе

    Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!»

    «Найди себе подобного».-предварительно на столы поставить номера групп.

    Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи ).

    Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

    Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

    2. Введение в тему

    Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня.

    (аудиозапись «Дружба начинается с улыбки».)

    Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)

    Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

    Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)

    Ученица читает стихотворение «Дружба»

    Что такое Дружба?-

    Спросила я у птицы.

    Это когда коршун

    Летает вместе с синицей.

    Спросила я у зверя:

    Что такое Дружба?-

    Это когда зайцу

    Лисы бояться не нужно.

    А после спросила у девочки:

    Дружба – что такое?

    Это что-то огромное,

    Радостное, большое.

    Это когда ребята все сразу,

    Все вместе играют.

    Это когда мальчишки

    Девчонок не задирают.

    Дружить должны все на свете:

    Кого называют другом?

    Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

    · Какими качествами должен обладать друг?

    Для начала узнаем, когда же появился первый друг? Для этого мы отправимся в далекое прошлое.

    Стихотворение «Слово Друг»

    Чтец 1

    Когда еще никто не знал ни слова

    Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,

    Соседям древний человек привык

    Показывать кулак или язык.

    И корчить рожи, что одно и то же.

    Но словом стал гортанный резкий звук,

    Осмысленней лицо, умнее руки,

    И человек придумал слово «друг» (6 слайд)

    Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

    Ему спасибо за друзей моих!

    Как жил бы я, что делал бы без них?

    Друзей – людей, которых я люблю, -

    Я никогда ничем не оскорблю.

    Человеку всегда были необходимы друзья.

    Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей.

    (Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию, аудиозапись «Одинокий пастух») Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья?

    Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

    Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость.

    Я предлагаю вам поработать в группах.

    У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

      1-я группа « Друга за деньги не купишь».

      2-я группа «Дружба дороже золота».

      3-я группа «Друзья познаются в беде».

      4-я группа «Без беды друга не узнаешь».

    Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.

    Прочитаем и объясним их:

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Друг познается в беде.

    Новых друзей наживай, а старых не теряй.

    Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

    Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Чтец 2

    Кто в дружбу верит горячо,

    Кто рядом чувствует плечо,

    Тот никогда не упадет,

    В любой беде не пропадет.

    А если и споткнется вдруг,

    То встать ему поможет друг,

    Всегда ему надежный друг

    В беде протянет руку.

    Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: «Какой он - настоящий друг?» и составить «Модель настоящего друга».

    Сядьте, пожалуйста, по группам за свои отдельные столы. Затем каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов, составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.

    - модно одет

    - надежный

    - веселый

    - не признает свои ошибки

    - отзывчивый

    - не подойдет первым мириться

    - добрый

    - поддержит словом и делом

    - верный

    - не скажет правду

    - вместе в горе и радости

    - выручит в трудную минуту

    Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.

    4. Закрепление социальных понятий.

    Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.

    Ситуация 1.

    Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

    Ситуация 2.

    Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

    Ситуация 3.

    Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

    Ситуация 4.

    Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.

    (группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)

    А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят нашего класса.

    (представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).

    Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. - А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели

    10 законов дружбы.

      Помогай другу в беде.

      Умей с другом разделить радость.

      Не смейся над недостатками друга.

      Останови друга, если он делает что-то плохое.

      Умей принять помощь, совет.

      Не обманывай друга.

      Не предавай друга.

      Относись к другу как к себе.

      Умей признавать свои ошибки.

      Всегда выполняй свои обещания.

    Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?

    Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!

    Рефлексивно-оценочная деятельность

    Ребята, на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.

    Анализ рефлексивной деятельности

    Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке вероятно очень честные. Они знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей – они на 1-ой ступеньке!

    Практические упражнения.

    Улыбнитесь друг другу.

    Упражнение "Мостик дружбы". - Улыбнитесь друг другу.

    Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

    5. Могут ли руки подружиться?

    Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

    Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?

    Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)

    Какая она на ощупь?

    все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".

    Если есть друзья на свете -

    Всё прекрасно, всё цветёт,

    Даже самый сильный ветер,

    Даже буря не согнёт.

    Мы и в дождь, и в снег и в стужу

    Будем весело шагать.

    При любой погоде дружим -

    Дружбы этой не порвать.

    Когда живётся дружно,

    Что может лучше быть!

    И ссориться не нужно,

    И можно всех любить.

    Так давайте, давайте дружить,

    Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

    Если дружбой всегда дорожить,

    То любое желанье исполнится.

    Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу.

    8. Завершение

    Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!

    КЛАССНЫЙ ЧАС « Я И МОИ Д Р У З Ь Я»

    Задачи:

    1.На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

    2.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

    Оборудование: пословицы о дружбе написаны на доске, песни на компьютере; бумажная ромашка для игры «Ромашка»

    Ход классного часа:

    Вступительное слово учителя

    Сегодня мы поговорим о дружбе, а также обсудим следующие вопросы (написаны на доске)

    * Что такое дружба?

    * Что вам нравится в вашем друге?

    * За что вы иногда обижаетесь на него?

    * Как вы сами относитесь к своему другу?

    * Помогали вы другу, когда ему было трудно?

    * Помогал ли вам друг в трудную минуту?

    * Каким бы вы хотели видеть своего друга?

    Что такое дружба?

    Учитель : Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Вот некоторые из них. (ученики читают пословицы с доски и объясняют их смысл)

      Нет друга - ищи, а найдёшь – береги!

      Друг познаётся в беде.

      Недруг поддакивает, а друг спорит.

      С другом веселее при удаче, легче в беде.

      Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

    С чего всё началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг »

    Когда ещё никто не знал ни слова –

    Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

    Соседям древний человек привык показывать кулак или язык

    И корчить рожи (что одно и то же),

    Но словом стал гортанный резкий звук,

    Осмысленней лицо, умнее руки,

    И человек придумал слово «друг»,

    Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

    Ему спасибо за друзей моих.

    Как жил бы я, что делал бы без них?

    Друзей – людей, которых я люблю,

    Я никогда ничем не оскорблю.

    Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

    Чтоб, встретив друга, я кричал «Дурак!»,

    Показывал язык или кулак

    И корчил рожи (что,

    в сущности, одно и то же).

    А злое слово я приберегу,

    Пускай оно достанется врагу.

    Знакомство с литературными произведениями о дружбе.

    Учитель: К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла».Может, прослушав это стихотворение, кто – то узнает себя. А узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

    Два козла.

    Однажды на лужайке подрались два козла.

    Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.

    Один из них тихонько приятеля лягнул,

    Другой из них легонько приятеля боднул.

    Один лягнул приятеля немножко посильней,

    Другой боднул приятеля немножко побольней.

    Один разгорячился, лягнул что было сил!

    Другой его рогами под брюхо подцепил!

    Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

    Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз…

    Я вспомнил эту драку, когда передо мной

    На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

    Учитель: Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Лучше, если всё происходит, как в песне…

    Ученики (хором поют песню) «Если с другом вышел в путь»

    Инсценировка рассказа

    Учитель: В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.

    Посмотрите инсценировку рассказа «Ни за то и ни за это». Она поможет вам понять,что такое бескорыстие.

    (Ученики разыгрывают сценку.)

    В е д у щ и й: Костя сделал скворечник и позвал Вову.

    К о с т я: Посмотри, какой птичий домик я сделал.

    В е д у щ и й: Вова присел на корточки.

    В о в а: Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

    К о с т я: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

    Беседа о бескорыстии

    Учитель: Что же такое бескорыстная дружба? (Дети отвечают.)

    Можно ли назвать бескорыстной героиню данного стихотворения?

    Требуется друг.

    Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

    Бант у Кати расписной, красные колготки

    И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

    Мы же одногодки. Мы,как две сестрички,

    Мы как две голубки из одной скорлупки».

    Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти

    Другу на уступки».

    Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!"

    Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,

    И девчонок свита.

    Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

    Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

    Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!

    Мы с тобой поладим:

    Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

    А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

    Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

    Напишу я объявленье «Срочно требуется друг!»

    Так почему же никто не хотел дружить с этой девочкой? А с героями этих стихов стали бы дружить?

    Сонечка. Жадина.

    Тронь её нечаянно – сразу Кто держит конфетку свою в кулаке, ---Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул! Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,

    Мне попало что – то в глаз, Не даст покататься на велосипеде,

    Я пожалуюсь на вас! Кто мелом, резинкой,

    Дома снова жалобы:-Голова болит … любою безделицей

    Я бы полежала бы – мама не велит, В классе ни с кем никогда не поделится?

    Сговорились мальчики:-Мы откроем счёт, Имя тому подходящее дадено,

    Сосчитаем жалобы – сколько будет в год? Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

    Испугалась Сонечка и сидит тихонечко. Жадину я ни о чём не прошу,

    В гости я жадину не приглашу.

    Не выйдет из жадины друга хорошего,

    Даже приятелем не назовёшь его.

    Поэтому честно, ребята, скажу:

    С жадными я никогда не дружу.

    Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким,как в песне, которая так и называется «Настоящий друг». (Звучит песня)

    Рассуждения

    Учитель: Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в рассказе «Одинаковые».

    Жили две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

    Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

    Но однажды соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

    Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

    Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

    Да, ты стала хуже…

    Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку – то получила не я!

    Учитель: За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? А что вы скажете о герое следующего произведения?

    Друг напомнил мне вчера,

    Сколько сделал мне добра:

    Карандаш дал мне однажды

    (Я в тот день пенал забыл),

    В стенгазете чуть не в каждой

    Обо мне упоминал.

    Я упал и весь промок,

    Он мне высохнуть помог.

    Он для милого дружка не жалел и пирожка –

    Откусить мне дал когда – то,

    А теперь поставил в счёт.

    Не влечёт меня,ребята,

    Больше к другу, не влечёт!

    Можно ли назвать такого человека настоящим другом? Если нет, то почему?

    Игра «Я и мой друг»

    Учитель: Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры, отзывчивы, неэгоистичны. Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг». Принять участие в ней могут все желающие, но только парами. Я буду задавать вопросы и предлагать три ответа на них. Каждый из вас записывает тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры проверим: пара, у которой совпадет больше ответов, станет победителем.

      Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)

      Что тебе больше нравится? (яблоки, бананы, груши).

      Какой из предметов любимый?(Математика, русский, чтение).

      На чем ты любишь кататься больше? (На коньках, на лыжах, на санках).

      Чем тебе больше нравится рисовать?(Цветными карандашами, красками, фломастерами).

      Какое время года твое любимое?(Зима, весна, осень).

      Что тебе больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты).

      Что ты делаешь в свободное время? (Гуляю с другом, смотрю ТВ, читаю)

      Какой подарок для тебя лучший? (Игрушки, книги, одежда).

      Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье).

      Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)

      Какой праздник твой любимый? (Новый год, день рождения, день рождения друга).

    Работа в группах

    Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Ромашка». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба невозможна.

    (Уч – ся разбиваются на группы. Каждой группе выдается по три лепестка, каждая группа записывает тайно, а затем прикрепляет лепестки к доске. Все вместе, используя ромашку, отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».

    Подведение итогов.