Когда изобрели лифчик. История бюстгальтера. Основные виды бюстгальтеров

В этой статье речь пойдёт о важной для каждой женщины детали гардероба - бюстгальтере. Он появился в глубокой древности, и в процессе эволюции своей формы обрёл тот вид, с которым мы знакомы сейчас. История его трансформации насчитывает больше двух тысячелетий. Об этом читайте далее.

Женщины античной цивилизации носили полоски ткани или кожи, которые слегка поддерживали грудь снизу и утягивали её. Это делали, потому что женская фигура должна была выглядеть стройной, округлые формы были не в моде . В то время существовал культ женщины с маленькой грудью. Вспомните античные статуи – Венера Милосская, Ника Самофракийская - эталоном красоты была умеренность во всём.

Сейчас девушки с 1–2 размером лифчика атакуют клиники пластической хирургии, увеличивая бюст до неимоверных размеров, а гречанки и египтянки в давние времена утягивали его потуже, дабы выглядеть по-мальчишечьи стройно.

Повязки, которыми обматывали бюст, выполняли разные функции. В зависимости от этого применялись различные варианты:

  • фасция служила ограничителем формирования груди молоденькой девушки;
  • мамилляр утягивал отяжелевший бюст зрелой женщины;
  • строфия служила для поддерживания его снизу;
  • капития и тения делали фигуру стройнее.

Важно! Интересный факт – в древних цивилизациях большой бюст считался признаком низкого происхождения девушки. Такую грудь «прощали» только простолюдинкам. Все остальные женщины стремились уменьшить свои формы.

Кто его изобрёл?

Доподлинно неизвестно, кто изобрёл все эти «приспособления» для сокрытия груди. Очевидно, что они различались размером, материалом или ещё какими-то деталями, иначе не назывались бы по-разному.

В разрушенных Помпеях на фресках археологи обнаружили изображения женщин с подобными повязками для бюста. На одной из вилл Сицилии есть фреска с изображением девушек, занимающихся гимнастическими упражнениями в костюмах, которые сейчас бы назвали нижним бельём – трусах и нагрудных повязках.

На древнеримской амфоре V века до н. э. сохранилась мозаика с сюжетом одевания богини Афродиты. Мифические летающие существа помогают ей надеть строфию.

Наступившее мрачное Средневековье диктовало свои законы. Женщины уже не были свободны, как римлянки или египтянки. Бюстгальтер, даже в его примитивном античном виде, уже не носили. Вместо него стали надевать тяжёлый корсет, имевший металлическую горизонталь для поднятия бюста.

Диктовавшие моду испанцы вообще предпочитали видеть женскую фигуру практически плоской. Девочек с раннего возраста заставляли носить корсет из свинца, в результате этого грудь не развивалась.

Что собой представляли старинные лифчики?

В XXI веке в одном из замков Австрии археологами была обнаружена любопытная вещица – самый древний из всех сохранившихся бюстгальтеров. Специалисты его изготовление относят к середине XV века. Но, несмотря на такой солидный возраст, в истлевшем экземпляре угадывается достаточно современный крой, мало отличимый от моделей, которые носили в XX веке.

Когда появилась первая в мире модель?

1889 год по праву может считаться революционным в истории бюстгальтера. В Париже на Всемирной выставке - а в те времена это было грандиозное событие – была представлена первая модель, отдалённо напоминающая современный лифчик . Переворотом можно было считать призыв отказаться от неудобных корсетов в пользу «le Bien-Etre» (переводится как «благополучие»), придуманном француженкой Эрмине Кадоль.

Событие не прошло незамеченным. Через два года предприимчивый немец Хуго Шиндлер представляет свою модель, а в 1899-м немецкая швея Кристина Хардт получает патент на пошив этих изделий.

Представленный француженкой Кадоль бюстгальтер состоял из двух текстильных чашечек с бретелями. Конусы соединялись посередине лентой и крепились сзади к корсету. А вот через 10 лет это уже запатентованная «женская фуфайка», где укреплённые чашечки для груди держатся на лямках. Теперь французы считают лифчик своим изобретением, а немцы уверены в своём авторстве.

Так или иначе, но такое длинное обозначение не могло употребляться в качестве названия. А как правильно называется этот предмет гардероба в русском языке?

Бюстик, лифчик, бюстгальтер? Называем правильно

Из немецкого языка пришёл термин «бюстенхальтер» - бюст (грудь) + хальтер (держать). Бюстгальтер – обрусевшая, ассимилировавшая форма иностранного словосочетания, передающего суть предмета . Русский народ, как большой любитель сокращать слова и прицеплять к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы, переделал длинное немецкое слово в понятное, короткое и нежное - бюстик.

Лифчик обозначает ту же вещь, но это в корне неправильно. Лиф – это верхняя часть платья от плеча до талии. Лифчик – предмет гардероба в виде жилетки с задней застёжкой, к которому у детей крепились чулочки, пока не придумали колготы.

Важно! Самый правильный термин – бюстгальтер, остальные два лишь разговорные варианты. Возможно, слово «лифчик», изменившее своё значение, когда-то будет признаваться литературной нормой, но пока – нет.

Как менялась его форма со временем?

Прежде чем бюстгальтер приобрёл форму, знакомую нам, он прошёл путь длиной в целый век:

В настоящее время невозможно представить себе женщину, в гардероб которой не входит бюстгальтер. За период своего существования он прошел длинный путь. А вы когда-то задумывались над тем, кто изобрел бюстгальтер? Начиналось все с кожаных лент в Египте. На сегодняшний день мы имеем возможность выбирать из огромного количества современных моделей известных брендов. История возникновения бюстгальтера будет поведана в сегодняшней статье.

Древние модели бюстгальтеров

Прежде чем узнать, кто изобрел бюстгальтер, стоит узнать о том, какой вид белья использовали в древности. История использования первых прототипов современных бюстгальтеров берет свое начало в Древнем Египте. Здесь женщины использовали широкие ленты, которые поддерживали и закрывали грудь. В Древнем Риме, в период античности, представительницы прекрасного пола использовали специальные подвязки из натуральной кожи или другой доступной тогда ткани. Их основная роль заключалась в том, чтобы приподнять грудь как можно выше и придавить её к телу. Молодые девушки использовали такие ленты для уменьшения темпа роста груди.

Во времена Средневековья на смену кожаным повязкам пришли утягивающие корсеты. Они имели две плотные вставки. В то время пышный бюст был не в моде, и утягивающий корсет служил для замедления процесса его роста. Такое белье в значительной мере ограничивало подвижность женщины. Часто бывало трудно даже нормально дышать. Неудобство в повседневном использовании сделало корсеты нелюбимой частью гардероба многих молодых девушек и женщин. Конструкция имела большой вес и оказывала значительную нагрузку на спину. Кроме этого, корсеты имели множество крючков, застёжек и металлических деталей. Из-за этого процесс надевания белья занимал длительное время. Для этого требовалась помощь прислуги или родных. Самостоятельно снять с себя тяжелую одежду было невозможно.

Через некоторое время, в связи с многочисленными жалобами, в конце девятнадцатого века в Германии был поднят вопрос об отмене корсетов. Идея быстро была одобрена, и вскоре от использования такого белья полностью отказались.

Кто изобрел бюстгальтер? Пришло время узнать об этом.

Презентация первой модели бюстгальтера

Когда появился первый бюстгальтер? Его родиной по праву можно считать Францию. На выставке в 1889 году парижанка Эрмине Кадоль представила публике женское белье нового типа. В отличие от корсета, который поддерживал грудь только снизу, закрывал спину и оказывал дополнительную нагрузку, новая модель имела только две грудные чашечки и крепилась с помощью плечевых лямок. Таким образом, от корсета в его первоначальном виде осталась только незначительная его верхняя часть.

Последующая модернизация

Слухи о новом изобретении в мире моды быстро разлетелись за пределы Франции. Через два года после первой презентации бюстгальтер был представлен в Германии. Здесь же был выдан первый патент на массовое производство. Активную поддержку новая модель нашла у женской аудитории на американском континенте. Была создана система стандартов для нижнего белья. В соответствии с специально маркировались. Уже тогда изготавливались модели для беременных женщин и кормящих грудью. В тридцатых годах прошлого века большого успеха достигла американская компания Maidenform, специализирующаяся на производстве нижнего белья. Начали выпускать бюстгальтеры с регулируемой застежкой. Использовались как натуральные, так и искусственные ткани. С успехом нашло применение использование элементов декора и украшений. Технический прогресс в обработке новых материалов вместе с эффективными способами кройки способствовал быстрому распространению бюстгальтеров по всему миру.

Лифчик или бюстгальтер? Как правильно?

Многие люди привыкли придавать этим словам одинаковое значение. В разговорной речи они стали использоваться как синонимы, означающие один и тот же предмет женского гардероба. Несмотря на это, при более детальном изучении можно выявить характерные особенности, отличающие данные понятия. Бюстгальтер - это компонент нижнего белья, призванный выполнять две функции: поддерживать и прикрывать грудь. Но он является лишь частным элементом более общего класса одежды — лифчика.

Это слово походит от «лиф» и означает "человеческий корпус". В отдельных случаях лиф был частью одежды, которая исполняла ту же функцию, что и сегодня бюстгальтер. В отличие от последнего лифчик обычно закрывает существенную часть тела. Для его изготовления требуется значительно больше материала, чем для бюстгальтера. Кроме этого, лифчик не обязательно является частью женского гардероба. Так, этим словом называют короткие детские маечки или специальный военный мужской жилет.

Современное значение бюстгальтера

Во времена, когда популярность бюстгальтеров только начинала расти, никто даже и не думал, что они будут иметь какое-то другое значение, чем просто одежда, выполняющая свои функции. Выбор нижнего белья основывался исключительно на соображениях удобства и практической выгоды. Современный бюстгальтер стал одним из главных способов подчеркнуть пышность бюста, привлекательность и сексуальность. Огромному количеству брендов и всех имеющихся моделей бюстгальтеров может позавидовать любая отрасль мира моды.

Основные типы (модели) бюстгальтеров. Их особенности и преимущества

  • Классические.

Данная модель отличается наибольшей универсальностью. Она подойдет для любых размеров и форм груди. Чашечки закрытые и имеют одинаковые верхние и нижние размеры. Крепится обычно с помощью бретелек и не имеет косточек.

  • Demi Bra.

Преимущественно поддерживают грудь снизу. Используются прозрачные или съёмные бретельки. Чашечки обычно содержат косточки.

  • Бюстье.

В области под чашечками размещается небольшой корсет из плотной ткани. Благодаря этому бюстгальтер оказывает небольшое давление на бюст. Его использование обеспечивает максимальную фиксацию груди в нужном положении. Имеются бесшовные модели. Не рекомендуются для больших размеров бюста.

  • Балконет.

По форме чашечки напоминают балкончики. Модель немного открывает область декольте. Практически не закрывает грудь и в основном предназначена для её поддержки. Жесткие чашечки имеют косточки. Бретельки широкие с возможностью отстегивания. Отлично подойдет для небольших размеров бюста.

  • Wonderbra.

Чашечки имеют форму «карманчиков». Благодаря этому обеспечивается дополнительная поддержка груди по бокам. Также имеются дополнительные вставки для повышения объема груди.

  • Push-Up.

Основная особенность модели состоит в наличии дополнительных поролоновых или силиконовых мягких вставок. Они визуально увеличивают объем бюста, делая размер груди на несколько размеров больше.

  • Корбей.

Очень открытая область декольте. Прикрывает практически только соски. Надежная поддержка груди по бокам. Как и модель балконет, лучше подойдет для небольших размеров бюста.

  • Невидимка.

Имеет преимущественно телесный прозрачный цвет. Отсутствие бретелек и задней застёжки делает этот бюстгальтер практически незаметным под одеждой.

  • Bandeau bra.

По форме напоминает полоску из ткани. Бретельки отсутствуют. Имеется возможность выбора модели с различным расположением застёжек.

  • Second Skin.

Поверхность чашечек гладкая. Нет никаких декоративных элементов и швов. Подходит для любых размеров и форм бюста.

  • Вандербра.

Обеспечивает дополнительную поддержку груди по бокам. Бретельки, прикреплённые к середине чашечки.

  • Для кормления грудью.

Главной особенностью является использование материи, особенно требовательной к гигиене и не вызывающей аллергию. Основное отличие состоит в отстегивающейся верхней части чашечки при кормлении младенца грудью. Также часто имеются силиконовые вставки.

  • Спортивная.

Обеспечивает плотную фиксацию груди любых размеров. Используется прочная ткань с особенной эластичностью. Отсутствуют дополнительные вкладки, каркасы, а также косточки и декоративные элементы. Разработаны специально для физических упражнений, занятий гимнастикой, йогой.

Бюстгальтер с застежкой спереди или сзади: что удобнее?

Застежка у бюстгальтера может находиться как спереди, так и сзади. Что удобнее? Многие считают, что бюстгальтер с застежкой спереди более удобен. Кроме этого, на застежке могут располагаться украшения, стразы и камни, которые подчеркивают дизайн выбранной модели. Но есть и много поклонниц классической застежки сзади. Это дело вкуса.

Особенности широкой модели бюстгальтера

Широкий бюстгальтер способен полностью закрыть вашу грудь и предоставить ей надежную поддержку. При этом модель не оказывает сильного давления на бюст. Позволяет придать пышной и объемной груди правильную форму и женственность. Используемый материал обладает особой прочностью и эластичностью. Лучше всего подойдет обладательницам большого бюста.

Корсеты снова в моде

Все более популярной разновидностью современных бюстгальтеров становятся так называемые Они плотно обтягивают ваше тело и позволяют выразительнее подчеркнуть область бюста и талии. Новые корсеты лишены недостатков, которыми обладали их первые прототипы. Теперь они не вызывают чувства дискомфорта и приятны в использовании.

Специальные возможности современных бюстгальтеров и необычное применение

Современное производство нижнего белья давно вышло за пределы простой необходимости.

Предлагаются модели светящихся и музыкальных бюстгальтеров.

Специальные датчики, размещенные в бюстгальтере, могут считывать информацию о вашем сердцебиении. Также они позволяют измерять давление и температуру вашего тела.

Имеются даже модели, которые в случае биологической или химической атаки позволяют разделить грудные чашечки вашего бюстгальтера на две половинки и использовать их в качестве респиратора.

Современные производители

Теперь вам известно, кто изобрел бюстгальтер. Также вам наверняка известно, что сегодня много компаний специализируются на пошиве женского белья. Вот наиболее известные производители бюстгальтеров, гарантирующие качество и предоставляющие огромный выбор моделей:

  1. Victoria’s Secret. Считается брендом самого соблазнительного нижнего белья. Торговая марка имеет тысячи салонов в разных уголках мира.
  2. Agent Provocateur. Кроме сексуального нижнего белья, занимается производством вызывающей одежды, обуви и парфюмерии.
  3. Journelle.
  4. Id Sarrierl.
  5. Demaris.
  6. Frankly Darling.
  7. Ravage.
  8. La Perla.

История бюстгальтера перевалила на второй век. Он пересек столетний рубеж в прекрасной форме, переосмысленный и видоизменившийся, самое мощное оружие обольщения, фетиш из фетишей, но и предмет интимного туалета, необходимый, в силу своей практичности, миллиардам женщин, вне зависимости от моды и традиций.

Точная дата рождения бюстгальтера неизвестна. Бюстгальтер в виде повязки уже присутствует на мозаиках виллы Армерина (римская вилла на Сицилии, датируемая III веком н.э.).

В 1907 году, однако, журнал Vogue, под названием brassiere начинает публиковать фото и модели первых бюстгальтеров, которые мы можем назвать "современными". Американцы и англичане укоротили название, и появилось слово bra. Сначала по-французски бюстгальтер называли soutiens-gorge, "поддержка для груди" – и он весьма напоминал поддерживающий корсет. Он родился во Франции, но американцы его усовершенствовали и придали ему форму, сохранявшуюся на протяжении его векового существования.

В действительности, уже в 1889 году французская дама Эрмини Кадолль, богатая буржуазка, но одновременно с этим убежденная феминистка, представила на Всемирной выставке в Париже свое творение, очень походившее на модель, фото которой появились в 1907 году: две хлопчатобумажные чашечки, снабженные бретельками, иными словами, грудь была разделена посередине – настоящая революция. Но потребовались годы, чтобы окончательно были списаны со счетов китовый ус и другие орудия пытки.

Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby и уступила ее компании Warner за 1500 долларов: бюстгальтер без остова, через который грудь не просвечивала. Прототип она создала самостоятельно, использовав два платка и ленту, убрав жесткий корсет.

В 1917 году военная промышленность побудила американских женщин отказаться от бюстгальтеров, снабженных металлическими деталями. И это помогло сэкономить 28 тыс. тонн металла, что позволило построить целых два военных корабля.

До 1920-х годов преобладали модели, старавшиеся сделать грудь плоской. В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform, которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками. Но в годы Второй мировой войны, благодаря изобретению в 1938 году нейлона, победу одержали синтетические ткани, которые стали использоваться ввиду отсутствия натуральных материалов – шелка, резины, хлопка.

50-е годы стали эпохой красивых женщин с привлекательными формами: пышная грудь после ограничений и страданий, связанных с войной. Появился бюстгальтер с вкладками, предок модели push-up. Даже Мэрилин Монро – мы это могли видеть, когда на последнем аукционе ее личных вещей было самым бесстыдным образом выставлено на торги ее нижнее белье – использовала знаменитые "рыбки", вкладки овальной формы, устанавливавшиеся внутри чашечек. Бюстгальтер – слово, которое следовало произносить тихо, стыдясь и краснея. В Италии в те годы мораль была в почете, и в каталоге Carosello в разряде слов, подвергавшихся цензуре, считавшихся "недостойными", значилось слово бюстгальтер.

Неистовые 60-е годы стали годами аутодафе. Грудь и бюстгальтер оказались вне закона, о чем свидетельствует успех модели, которая очень быстро стала примером: Твигги, анорексичная, изнуренная голодом, с грудью нулевого размера. В 1968 году феминистки сжигали свои бюстгальтеры на кострах – в прямом и переносном смысле. Подобное происходило, в том числе, и перед зданием, где проходил финал конкурса "Мисс Америка". В историческом костре чего только не было: подвязки, заколки для волос, пинцеты, воск для депиляции, туфли на шпильке – словом, все то, что считалось орудием подавления и инструментами пыток. Но самым главным символом дискриминации и неравенства полов был признан бюстгальтер.

Но отправленный на чердак в результате эмансипационных чисток, бюстгальтер уже вошел в наш обиход и в наше коллективное воображение, завоевав достойное место среди мифов и икон ХХ века. Бюстгальтер Маты Хари, хранившей в этом предмете туалета секретные документы. Бюстгальтер, или, правильнее сказать, бюстгальтеры миллиардерши Барбары Хаттон, у которой их было несколько сотен. Бюстгальтер Мэрилин Монро, рассказывавшей в фильме "Зуд седьмого года", что хранит свое нижнее белье в холодильнике. Бюстгальтер без бретелек великих див: черный с ленточкой – у Софи Лорен в фильме "Вчера, сегодня, завтра", в клеточку виши – у Брижит Бардо, красный и моделирующий форму груди – у Джины Лоллобриджиды. Бюстгальтер становится предметом провокации, но и пародии, достойной комиксов, в руках таких стилистов, как Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд. К их числу можно отнести и турбо-бюстгальтер в форме торпеды, представленный певицей Мадонной.

Все остальное – недавняя история, более того, хроника наших дней. Реабилитация, исследования, технический прогресс. Мы поняли, что бюстгальтер не только не подавляет, но, прежде всего, помогает, что это самый универсальный предмет нашего туалета, в большей степени союзник, чем враг, и не только в спортивном зале. В 1994 году появился Wonderbra, модель, которая помогает даже самым обделенным в смысле размеров груди. В том году началось использование самых передовых технологий в сфере производства нижнего белья. Конец второго тысячелетия и рассвет третьего отмечены триумфом пышной груди, настоящей или искусственной, увеличенной при помощи бюстгальтера или пластического хирурга.

Мы живем во времена такого сексуального и красивого белья, что грех прятать его под пиджаком. Моделирующие, с корректирующим эффектом – такие модели были показаны на днях на ежегодном Салоне нижнего белья в Париже. Промышленность каждый день предлагает нам все новые и новые модели и формы бюстгальтеров и продвигается в направлении "умного", если не говорящего белья. У нас появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который при желании можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер, снабженный микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес, – не случайно его называют "Армагеддон" и изготавливают из ткани, из которой NASA шьет костюмы для астронавтов. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтеры, делающие запах сигареты невыносимым, бюстгальтеры, сшитые из экологического меха, с гелиевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.

Сложно назвать точную дату его изобретения, но сначала был корсет, а уже позже бюстгальтер освободил женщин от корсета, наносившего непоправимый вред здоровью. За историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз. Уже в эпоху Античности женщины носили нечто схожее с бюстгальтером. Во время раскопок, которые проводились в окрестностях Сузы, в захоронениях были найдены “покрывала” для груди, но это не означает, что женщины носили его регулярно. Возможно, это лишь деталь погребального наряда.
Крит
Примерно в 2100 году до н.э. женщины носили открытый до пояса лиф, который оставлял грудь обнаженной. Костюм дополнялся кусочками кожи, которые визуально стройнили силуэт и делали грудь более объемной.

Египет

Во втором тысячелетии египтянки носили нечто вроде рабочей блузы, которая оставляла открытой грудь, подчеркивая ее красоту.

Греция

Гречанки надевали корсет, который был зашнурован под грудью и оставлял ее неприкрытой. Так как ношение корсета и кринолина было запрещено, женщины одевали apodesme – небольшую ленточку, которую завязывали вокруг торса и которая поддерживала грудь во время передвижения. Со временем женщины начинают носить mastodeton – более узкий вариант apodesme. В зависимости от участка тела, на котором она крепилась, ее называли zona, strophium или cingulum.
Рим
Женщины Рима переняли у гречанок apodesme, изменив только название на mamillare, fascia, capitium и toenia. Fascia носили девушки, чтобы сдерживать рост груди. При помощи Mamillare утягивалась слишком пышная грудь. Storphium служила только для поддержки груди.
Франция
На Триумфальной Арке (l`Arc de Triumphe d`Orange) есть фреска с изображением галльских женщин с голым торсом, одетых только в длинную юбку. Только после завоевания Галлии Цезарем женщины стали носить бандо.
В 12 веке появилась basqine (юбка национального костюма басконок) – разновидность корсета из жесткой ткани, сдавливающей талию.
Век спустя на корсет надевали лиф (gourgandine).
В 14 веке пояс становится очень широкий и служит уже для поддержания груди. Этот аксессуар носили немногие женщины, так как в некоторых регионах Франции он запрещен.
Страсбургское постановление 1370 года требовало, чтобы все женщины поддерживали грудь рубашкой или зашнурованным платьем. Во время правления Карла VII на грудь надевали треугольный отрез и легчайший газовый платок – gorgerette. Корсет же считался очень тесным, и его ношение было опасно деформацией грудной клетки. Амбруаз Паре впервые заметил, что ребра деформируются настолько, что задевают и атрофируют легкие.
После революции 1789 года корсет резко вышел из моды, что обосновано философскими и эстетическими доводами – подражание античности и тезисом Руссо о возвращении к природе. Грудь поддерживается косынкой, перехваченной под грудной клеткой. Во время правления Наполеона под платье надевали корсет `A la Ninon`. Корсетник Леруа изобретает первый корсет на косточках.
В современном понимании бюстгальтер появился в 1889 году, когда Эрмини Кадоль выставила в своей корсетной мастерской изделие, получившее название “le Bien-Etre”, что в переводе означает “благополучие”. Чашечки созданного бюстгальтера поддерживали две сатиновые ленты, а сзади вся эта конструкция прикреплялась к корсету.

В 1903 году в Парижской медицинской академии был опробован первый в мире бюстгальтер, автором которого была женщина-врач Гош Саро. Она изготовила его, разрезав пополам корсет: верхняя половина стала бюстгальтером, нижняя – поясом. Незадолго до этого Гош Саро разработала гигиенический дамский корсет, освободивший грудь и живот женщины и опиравшийся лишь на бедра.
ХХ век, а особенно период после 1-ой мировой войны – время свободы нравов. Женщины чувствуют себя очень комфортно в той одежде, которую носят. Корсет становится мягче и, в конце концов, повсеместно заменяется на бандо в форме бюстгальтера, которое женщины носили в Античности. В 1932 году форму бюстгальтера изменяют, акцентируя внимание на глубине чашек. В будущем великие кутюрье, такие как, например, Поль Пуаре, введут в моду бюстгальтер, как аксессуар женского белья, рекомендуя клиенткам носить его на голом теле.
Испания
Первая большая эпоха женского белья началась в Испании в середине XVI века и захватила всю Европу. Испанская мода была самой суровой. Она полностью сглаживала женскую грудь, делая ее мальчишеской.
Белье было на каркасах из деревянных, металлических или костяных палочек. Это был настоящий панцирь, который совершенно деформировал женскую грудь. А чтобы грудь не развивалась, девочкам на ночь накладывали свинцовые плиты. Выход в свет заканчивался примочками из лечебных трав и тайным посещением лекарей.
США
В 1913 году одна из светских дам Америки, прямой потомок изобретателя парохода Фултона, Мэри Фелпс Джекобс, заставила свою горничную изготовить бюстгальтер из двух носовых платков и двух розовых ленточек. Бюстгальтер состоял из эластичных полос шириной 3-10 см., число которых можно было менять в зависимости от объема груди. Она запатентовала свое изделие в 1915 году, дав ему название “бесспинный лифчик” (backless brassiere). Вначале бюстгальтер не пользовался успехом, но третий муж изобретательницы служил в корсетной фирме. Он предложил новинку своим хозяевам, которые благополучно приобрели изобретение Мэри Фелпс за пятнадцать тысяч долларов (огромные деньги по тем временам). А много лет спустя прародитель бюстгальтеров был оценен уже в 15 миллионов долларов.
В 1935 году изготовители бюстгальтеров придумали подушечки, вставляющиеся в бюстгальтер и придающие женской груди пышность. В этот же период была введена нумерация чашечек от А до D.
В 1942 году у бюстгальтера появляются регулируемые бретели. А в 1986 в США открывается музей белья.

Как одежда меняла вид груди и образ жизни женщин. Вместе с изобретением бюстгальтера мы получили больше свободы. На протяжении своей почти 150-летней истории он, так же как и его предшественник корсет, менялся в согласии с требованиями социума. В обществе, где у женщин появилось право голоса, выбирать белье под свою фигуру, образ жизни и представления о сексуальности стало проще.

Первый пуш-ап

В Лондонском Музее наук хранится модель первого бюстгальтера , предназначенного для увеличения груди. Плотные чашечки белья 80-х годов XIX века и пара круглых вкладышей несли примерно тот же функционал, что и сегодняшние Wonderbra. И если сейчас ношением лифчика-обманки никого не удивишь, то 250 лет назад это было новаторством и требовало определенной изобретательности и даже смелости. До 1907 года, когда в американском Vogue появился первый бюстгальтер, ношение этого белья было исключительно частной историей: бюстгальтеры шили на дому или в частных ателье и доступны они были лишь самым богатым и решительным.

Первый запатентованный бюстгальтер

Множество модельеров начала XX века заявляли о своей причастности к изобретению бюстгальтера. Невозможно доподлинно выяснить, кто же был первым, но абсолютно точно можно сказать, что первой запатентовать лифчик догадалась в 1910 году жительница Нью-Йорка Мэри Фелпс Джекобс. Началось все с того, что Джекобс не хотела провести очередной бал, задыхаясь в плотном корсете. В качестве замены ему Джекобс придумала простую конструкцию, состоящую из розовой атласной ленты и пары шелковых носовых платков. Сшить все в единое целое было доверено горничной. Позже на основе этой модели был разработан один из первых универсальных бюстгальтеров, позволяющий женщинам заниматься спортом, жить активной жизнью, дышать полной грудью, чувствовать себя свободными. Мэри Фелпс Джекобс продавала патент Warner Corset Company за $1500. Если бы она выбрала лицензионные отчисления, то могла бы озолотиться - компания за несколько лет заработала на массовом производстве бюстгальтеров 15 миллионов долларов.

Бюстгальтер Sweet Dreams

В 50-е на смену жестким конусообразным бюстгальтерам с жесткой чашкой пришли более мягкие и приятные в носке. Первой моделью такого рода стал лифчик Sweet Dreams. Его изначально позиционировали как модель, которую можно (и, по мнению создателей, нужно) носить 24 часа в сутки, чтобы спасти форму молочных желез. Сегодня польза бюстгальтера в профилактике обвисания груди ставится под вопрос. Есть мнение, что от постоянного ношения бюстгальтера мышцы груди теряют тонус. В 50-х об этом еще никому не известно, все смотрят фильмы с юной Брижит Бардо и хотят модель Sweet Dreams «как у нее».

Секретный бюстгальтер Мэрилин Монро

Ставка, сыгравшая на Монро два раза. Первый – за счет проходной комедии «Зуд седьмого года» (1955), которая, однако, вошла в историю за счет сцены с развевающимся над вентиляцией метро белым платьем с американской проймой. Бюстгальтер отвечал за внушительный объем лифа и соблазнительную ложбинку в вырезе. Второй раз - в 2009 году, когда на аукцион выставили бюстгальтер, в котором, по всей видимости, Монро снималась в этом фильме. Модель с дополнительными двойными лямками, каркасом из проволоки и увеличивающими объем чашечками объяснила, почему на фото в обнаженном виде и в одежде размер груди разительно отличался. Последнее сделало Монро в наших глазах простой земной женщиной, которая, так же как и многие, не была уверена в своих естественных формах и прибегала к различным ухищрениям.

Бюстгальтер «Анжелика»

В 60-е годы появляется модель Balconette («балкончик», фр.), она же Demi Cup. Жесткая конструкция на стальных косточках сделана таким образом, чтобы поддерживать грудь, оставляя ее при этом наполовину обнаженной. В СССР о ее существовании узнают благодаря фильму 1964 года «Анжелика, маркиза ангелов», после чего модель тут же получает имя в честь главной героини. На фоне невзрачной утилитарной продукции советской легкой промышленности, импортная «Анжелика» выглядит настоящим произведением искусства. Достать хотя бы одну модель «Анжелики» считалось большой жизненной удачей.

Первый спортивный поддерживающий топ Jogbra

Одни из первых моделей лифчиков, заменивших корсет, создавались в том числе для спортсменок, которым в новой модели белья было гораздо свободнее. Однако спортивный поддерживающий топ Jogbra, в том виде, каким мы его себе представляем, изобрели в 1977 году Лиза Линдал, Полли Симт и Хинда Миллер. Изначально это была специальная модель для бега. Однако спустя несколько лет она же пригодилась последовательницам Джейн Фонды и ее аэробики. Сегодня инновационные больших компаний тестируют на движение груди при разных типах физической активности, шьют из технологичных материалов, чтобы топы держали форму после тысяч стирок. Спортивные бра удобны, технологичны, носить их можно как кроп-топ. Таким образом, спортивные бра постепенно вытесняют привычные бюстгальтеры на фоне растущей популярности одежды для спорта (Activewear), которая становится повседневной.

Бюстгальтеры «Пуля» и «Конус» Жан-Поля Готье

Лифчик-пуля Bullet Bra был чрезвычайно популярен в Америке в 40–50-е. Виной тому образы пин-ап-героинь, призванных своей нарочитой сексуальностью и буквально торчащей грудью приободрять американских солдат в ходе Второй мировой воны. Позже в фильмах Хичкока то и дело можно наблюдать «опасных» героинь, чьи острые бюстгальтеры того и гляди разрежут ворс их мохеровых свитеров. Чтобы полностью заполнить нефизиологичную конусообразную форму чашечки «пули», девушкам приходилось набивать ее всем подряд - от ваты до носков. Однако самой запоминающейся версией «пули» стал ее камбэк в 90-е, когда Жан-Поль Готье подготовил для тура «Blond Ambition» в течение 1990 года Мадонны провокативную серию сценических костюмов, разрабатывая идею нижнего белья как верхней одежды. Готье трансформировал корсет из утягивающего предмета в символ сексуальной власти, представив женское тело в публичном пространстве не для сексуального возбуждения, а агрессивного самовыражения. Самыми запоминающимися предметами стали шелковый розовый и золотой корсеты с конусообразными чашечками. Вслед за Мадонной бюстгальтеры-пули и конусы начинают носить в качестве обычных предметов гардероба - поверх маек и блузок. Позже Готье и Мадонна не раз возвращалась к этой модели, показывая ее новые актуальные трактовки. В 1999 году марка белья в винтажном стиле What Katie Did возвращает Bullet Bra в промышленное производство. Тренд подхватывают модные марки и масс-маркет, и вот уже «пулю» можно купить в магазине Diesel и в универмаге Marks and Spencer.

Бюстгальтер Wonderbra

Hot Fantasy Bra

Бюстгальтер как арт-объект

Сложно выбрать какую-то определенную модель. Появилась целая волна артисток, самые яркие - Леди Гага и Кэти Перри, которые стали преподносить себя в гротескном стиле, а предметы гардероба, в том числе и нижнее белье, нередко трансформируются в их стиле из области секса в область современного поп-арта. Будь то лифчики-автоматы у Леди Гаги или чашки лифа в виде капкейков у Кэти Перри - все это ироничное осмысление власти, силы, аппетитности женских, простите за выражение, прелестей. Сексуальные красотки всем надоели? Окей! Доведем сексуальность до абсурда, сделаем символы самыми очевидными, а вторичные половые признаки - гипертрофированными. Посмеемся над собой раньше всех, чтобы другим было неповадно. Домашнюю версию такого выбора демонстрируют миллионы девушек по всему миру, предпочитая патетичному красному кружеву смешное хэбэ с изображением Спанч Боба или пончиков.