Когда надо начинать приучать ребенка к горшку. Когда нужно приучать ребенка к горшку? Советы и рекомендации специалистов. Привыкаем к горшку

Маленький ребенок растет очень быстро и постоянно учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из непростых и даже знаковых моментов взросления малыша — овладение горшком.

Оптимальный возраст для приучения к горшку

Сейчас, когда подавляющее большинство родителей с рождения надевают на кроху одноразовые , вопрос о приучении ребенка к горшку отходит на второй план. Но когда-нибудь это все равно придется делать. Сколько совершенно полярных мнений можно услышать о том, в каком возрасте и каким именно способом следует знакомить ребенка с данным предметом! Причем актуальны эти дебаты как среди родителей, так и среди специалистов — педиатров, психологов, педагогов.

Наиболее распространены три точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства , которые призывают "высаживать" малыша над какой-либо емкостью буквально с первых недель и даже дней его жизни.

Вторая обычно пропагандируется представителями старшего поколения: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть (то есть примерно в 7-8 месяцев). В таком случае, по их мнению, к полутора годам у крохи уже сформируется стойкий навык пользования горшком по назначению.

Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров, и сводится она к тому, что начинать процесс следует в том возрасте, когда у младенца формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в 1,5-2 года). Практически все специалисты сходятся во мнении, что не стоит пытаться приучить ребенка к горшку до года. Скорее всего, родители попусту потратят силы и нервы, а если переусердствовать, то у малыша может выработаться неприязненное отношение к горшку, и впоследствии его будет еще сложнее отучить пачкать штанишки.

Не стоит забывать, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития малыша) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка . При наступлении благоприятного момента мама с папой могут начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. Впрочем, процесс этот можно и ускорить, только не насильственно, а мягко и естественно. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.

Какой горшок выбрать

Итак, с возрастом все более-менее понятно — это интервал приблизительно от года до 3 лет. А с чего же начать это непростое как для родителей, так и для малыша дело? Для начала нужно, собственно, купить горшок . Выбор такого необходимого каждому ребенку предмета — дело довольно ответственное: ведь от этого зависит львиная доля успеха.

В первую очередь детский горшок должен быть удобным . Если кроха будет чувствовать себя неуютно и некомфортно, желания освоить все премудрости туалета у него не возникнет. Кроме того, горшок должен быть функциональным . Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные модели, которые отличаются формой, цветом, дизайном. Есть даже музыкальные горшки. И кажется, что среди этого разнообразия очень непросто выбрать именно тот, что подойдет конкретному ребенку.

На самом деле для первого знакомства лучше всего приобрести обычный пластиковый горшок . Для девочки он может быть круглой формы. Для мальчика предпочтителен тот, который имеет впереди специальную перегородку, возвышающийся выступ: это позволит избежать неприятностей и избавит от мокрых пятен на полу.

Находиться горшок должен в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, для чего он нужен.

Начинаем действовать

Если малыш ранее не знал, что такое одноразовый подгузник, то научиться ходить на горшок ему будет гораздо легче. С детьми, родители которых пользовались памперсами, дело обстоит несколько сложнее. В течение некоторого времени придется постоянно вытирать пол, так как казусы в процессе обучения неизбежны. Вот несколько советов :

  • действуйте системно, а не от случая к случаю; откажитесь от подгузников; не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть, как происходит "процесс";
  • ставьте горшок на видное место;
  • наблюдайте за ребенком: перед тем, как пописать или покакать, он может притихнуть, затаиться, напрягаться, краснеть, тужиться, уединиться в выбранном им самим месте;
  • надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять;
  • приучайте к горшку в теплое время года;
  • не заставляйте сидеть на горшке; если ребенок не хочет, выгибается, кричит, процесс обучения теряет смысл: расстроенный кроха ничего не усвоит;
  • обязательно высаживайте на горшок после сна и после еды, а также перед прогулкой и после нее;
  • ласково хвалите, если все получилось, как надо, но не переусердствуйте: не стоит встречать каждую удачную попытку бурными аплодисментами — лучше подчеркивать, как хорошо ходить в сухих и чистых штанишках;
  • не начинайте процесс обучения, если ребенок болен или капризничает;
  • на прогулке периодически предлагайте малышу сходить "в кустики" (если вы далеко от дома), берите с собой запасную одежду.

Причины неудач при приучении к горшку

Неудачи могут возникнуть в нескольких случаях. Если у ребенка , он испытывает дискомфорт, тогда очень сложно сосредоточиться на иных своих ощущениях. Также не забывайте про кризис одного года , когда маленький человечек бурно протестует против практически любых действий взрослых. Кроме того, малыш может быть слишком увлечен игрой и не замечать, что его мочевой пузырь переполнен. Поэтому возникает "авария". Ругать за это нельзя, так как кроха еще не способен полностью контролировать свое тело.

Каждый ребенок индивидуален, и развитие навыков у всех происходит по-своему и в свое время. Поэтому и к горшку одни приучаются раньше, другие — позже. Это совершенно не означает, что дети, освоившие этот предмет в более старшем возрасте, менее сообразительны, усидчивы или хуже других. Более того, часто бывает, что дети, быстрее других приучившиеся к горшку, вдруг начинают протестовать и наотрез отказываются садиться на него.

Очевидно, что сам процесс приучения к горшку зависит от нескольких факторов. Девочки по своей природе более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше. Немалую роль играет и характер . Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте. Такие дети часто "заигрываются", не добегают до туалета и ходят в мокрых штанишках, даже научившись пользоваться горшком.

Когда обращаться к врачу

Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда многократные "пописы" превращаются в болезнь. Однако если родители заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем, или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии . Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы : врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью — после 5-летнего), желательно обратиться к врачу.

Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша. Обследование необходимо начать с уролога , который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяющий исключить такие заболевания, как , баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущение яичка (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу .

Также уролог назначит стандартные обследования: общий , УЗИ почек и мочевого пузыря с определением количества остаточной мочи. Если в результате урологическая патология не обнаружится, необходимо будет показать ребенка детскому неврологу .

Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно все дети учатся этому. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс.

Время пришло? Споры о том, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку, не умолкают. Одни обра-щаются к опыту мам и бабушек, которые считали, что обучать малыша навыкам чистоплотности нужно с того момента, когда он нау-чится сидеть, то есть примерно с шести месяцев. Другие откладыва-ют приобретение горшка до того мо-мента, пока ребенку не исполнится год, третьи вообще не торопятся и ждут возраста 2-3 лет, когда малыш станет более сознательным. Когда бы вы ни решили приступить к сложно-му процессу обучения, главное, о чем нужно твердо помнить: дети начина-ют проситься на горшок тогда, когда созревают для этого и физически, и психически. На этот естественный процесс нельзя повлиять ни ласковы-ми уговорами, ни строгостью. На первом году жизни ребенок еще не в состоянии контролировать свои выделения: физиологические отправ-ления у него происходят рефлекторно - по мере наполнения мочевого пузыря и кишечника. На этом этапе малыша можно только «подлавли-вать» - например, велика вероят-ность того, что ребенок, пробудившись ото сна, захочет «по-маленько-му» - как раз в это время и можно предложить ему горшок. Для того чтобы отношение к своим отправле-ниям стало сознательным, нужно, чтобы у ребенка сформировались нервные цепочки, обеспечивающие передачу «сигнала» от мочевого пу-зыря и кишечника к головному моз-гу, а для этого малыш должен еще немного повзрослеть. Навыки чистоплотности начинают формироваться у ребенка в период от 12 до 18 месяцев: именно в это вре-мя мышцы заднего прохода и сфинк-тер мочевого пузыря становятся бо-лее крепкими, а развитие мозга ма-лыша достигает определенного уров-ня. Полный контроль над мочевым пузырем и мускулатурой прямой кишки становится возможным при-мерно к трем годам. Обычно у ребен-ка сначала формируется контроль над кишечником в ночное время, за-тем - в дневное, потом - контроль над мочевым пузырем в дневное вре-мя, и в последнюю очередь - в ночное. У некоторых детей ночное не-держание продолжается вплоть до 4-5 лет - и это нормальное и доволь-но распространенное явление. Интересно, что девочки начинают проситься на горшок примерно на 2-3 месяца раньше, чем мальчики.

Девочки опережают мужской пол и в некоторых других отношениях: как правило, раньше учатся сидеть и более ловко совершают хватательные движения. У них лучше развита коор-динация зрения и моторики. Ученые предполагают, что этот факт связан с тем, что левое и правое полушария головного мозга у девочек и мальчи-ков развиваются по-разному.

НЕ БОЙТЕСЬ ТРУДНОСТЕЙ!

Начинать приучать ребенка к горшку - непростой процесс, требующий от родителей внимания и большого терпения. Не гонитесь за скорыми результата-ми, не ожидайте, что ребенок за пару дней освоит сложную «горшечную» науку, главное, чтобы у него появи-лось положительное отношение к этому процессу. Сначала познакомь-те малыша с горшком, объясните, зачем он нужен. Дайте ребенку по-трогать новый интересный предмет, предложите посидеть на нем. Можно «проиграть» ситуацию на куклах, мягких игрушках. Необходимо, что-бы малыш осознал, для каких целей предназначается горшок. Для того чтобы у ребенка выработался опре-деленный ритм, высаживайте его на горшок до и после еды, до и после дневного сна, перед ночным сном и после пробуждения (причем каждый день это должно быть примерно в од-но и то же время). Если у ребенка по-лучилось справить нужду в «ночную вазу», обязательно похвалите его за это, скажите, что он молодец. Но ес-ли результата никакого нет, оставлять его сидеть на горшке в течение более чем 10 минут не следует. Никогда не ругайте малыша за промахи, иначе у него выработается отрицательное отношение к самому процессу естест-венного отправления. Ребенок, чувст-вуя, что ему нужно облегчиться, мо-жет начать прятаться от вас, пытаясь втайне сделать свои дела, или будет пытаться сознательно задерживать стул, что может привести к запорам. Постарайтесь оставаться очень так-тичными и деликатными в этих воп-росах и не торопите время - в конце концов, малышу ведь тоже неприятно ходить в грязных штанишках. Будить ребенка в ночное время для того, чтобы предложить ему посидеть на горшке, не нужно: скорее всего, малыш будет очень недоволен, а вдо-бавок к этому, может потом и не за-снуть. Пока ребенок еще писается ночью, можно укладывать его спать в одноразовых подгузниках или сте-лить в кровать непромокаемую про-стыню. Постарайтесь отслеживать те моменты, когда малыш собирается «сделать дело»: обычно перед отпра-влением естественных надобностей ребенок перестает играть, затихает, становится сосредоточенным - в это время и нужно принести ему горшок. Со временем малыш и сам начнет со-общать вам о том, что он готов к важ-ному делу. Правда, для этого нужно, чтобы ребенок уже начал осваивать речь. Возможно, он придумает какие-то свои специфические слова для обо-значения этого процесса. С самого начала обучения навыкам чистоплотности, горшок должен все-гда стоять в комнате малыша, на виду, чтобы ребенок сам мог попробовать сесть на него, сняв штанишки, или принести вам горшок и таким обра-зом попросить вас помочь ему.

В том, когда лучше приучать ребенка к горшку, специалисты солидарны. Идеальное время для знакомства с горшком - лето. Поскольку одежды на малыше обычно бывает немного, он легко может с ней справиться са-мостоятельно. А если ребенок и об-мочит штанишки, их можно пости-рать и высушить на солнышке. На время обучения лучше отказаться от использования одноразовых под-гузников. Когда малыш постоянно на-ходится в памперсах, у него не возни-кает состояния дискомфорта после мочеиспускания, а значит, нет жела-ния избавиться от этого состояния. Другое дело - мокрые штанишки: ходить в них очень неприятно, а это является хорошим стимулом, чтобы начать пользоваться горшком.

САМЫЙ УДОБНЫЙ ГОРШОК

К счастью, вре-мена, когда малышам приходилось осваивать холодные эмалированные горшки, отошли в прошлое. Сейчас процесс стал приятным во всех от-ношениях: пластиковые горшки не только удобные, теплые, легкие, но еще и красивые. Некоторые из них сделаны в виде игрушек - собачек, утяток, машинок и т. д. Несколько минут, проведенных на таком горшке, неприятных ощущений не оставят. Некоторые родители, стремясь дать своему чаду самое лучшее, покупают горшки с пищалками, мигалками, музыкой. Однако сильно увлекаться этим не стоит: ребенок не должен забывать, какова основная цель его пребывания на этом предмете. Самая подходящая модель горшка для мальчиков - с завышенной передней частью: с таким горшком меньше вероятности, что брызги слу-чайно разлетятся в стороны. Пример-но с двух лет можно приучать маль-чика писать на горшок стоя. Как только ваш малыш подружится с горшком, он станет для ребенка од-ним из самых жизненно необходи-мых предметов. Поэтому отправляясь на дачу, в гости, в путешествие, не за-бывайте, что его обязательно нужно взять. Это может быть «дорожный» вариант - небольшой, легкий по весу и простой по устройству горшок (луч-ше познакомить малыша с новым горшком заранее, так как некоторые дети, уже привыкнув к своему горшку, иногда отказываются пользоваться незнакомым для них предметом). От горшка можно постепенно пере-ходить к унитазу. Чтобы облегчить этот процесс, можно приобрести спе-циальное детское сидение на унитаз: на нем ребенку будет более удобно. Кроме того, можно купить в магази-не детских товаров небольшую под-ставочку для ног, чтобы малыш, ис-пользуя ее, сам мог залезать на унитаз и ставить на нее ножки. Каким бы сложным ни показалось вам обучение ребенка навыкам чис-топлотности, рано или поздно он ос-воит эту науку, главное - запаситесь терпением и относитесь к происходя-щему спокойно. Не сравнивайте сво-его малыша с другими детьми, не ки-вайте на соседского Васю - каждый ребенок развивается в своем темпе. И не паникуйте, если у вашего ребенка этот процесс немного затягивается. Всему свое время.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПО МЕСЯЦАМ

Навык контроля за мочевым пузырем у детей от рождения и примерно до возраста четырех лет примерно одинаков. То, как и когда лучше начинать приучение ребенка на горшок справлять свои нужды, зависит от возрастных особенностей.

0-18 месяцев. В первые месяцы жизни грудной ребенок мочится до 25 раз в сутки. Это происходит бессознательно - в момент, когда сокращается мускулатура стенки мочевого пузыря. Примерно в полугодовалом возрасте младенец начинает мочиться немного реже (около 20 раз). Это признак того, что нервные пути ребенка продолжают развиваться, мышцы мочевого пузыря перестают постоянно сокращаться и теперь он способен вмещать больше мочи.

18-30 месяцев. У малыша постепенно раз-вивается восприятие наполненности мочево-го пузыря и ощущение позыва к мочеиспуска-нию. Теперь ребенок уже может связать сигналы своего организма с наполнением мочевого пузыря - раньше он был просто не способен на это. Многие дети могут контролировать сфинктер мочевого пузыря самое раннее со второго года жизни, а в большинст-ве случаев - только на третьем году. Тогда они чувствуют позыв к мочеиспусканию еще до того, как мочевой пузырь станет полон.

С четвертого года жизни большинство детей могут на какое-то время задержать отправление малой нужды, даже если чувствуют позыв к мочеиспусканию. Они в состоянии также пописать «на всякий случай» даже при незначительной заполненности мочевого пузыря. Главное, чтобы это не вошло в привычку.

Все родители рано или поздно задумываются о том, когда их ребенок должен сам начать ходить в туалет и пытаются всяческим образом форсировать этот процесс. Действительно, это очень щепетильный вопрос, который каждый родитель пытается решить по-своему, но который вызывает до сих пор множество споров и дискуссий как между мамами, так и в профессиональной среде врачей и психологов.

Когда ребенок должен сам приучиться к горшку днем? С какого возраста нужно начать беспокоиться и принимать меры, если он писается ночью? Нужно ли помогать ребенку вырабатывать рефлекс осознанного мочеиспускания и дефекации, иными словами, приучать его ходить на горшок в определенное время и если да, то каким образом? Влияют ли памперсы на этот процесс? И помогают ли этому ранние высаживания с рождения и естественное пеленание? Как приучить ребенка к горшку? Об этом мы решили расспросить опытного детского невролога, практикующую в Центре традиционного акушерства и семейной медицины и ведущую психологических семинаров в центре «Волшебный ребенок» Елену Прудник.

Главное правило родителя

«Прежде всего, всем родителям следует усвоить одну простую вещь: нужно расслабиться и отпустить ситуацию до какого-то определенного момента, вместо того, чтобы эмоционально реагировать на каждую лужу и неудачу ребенка, даже если, казалось бы, прогресс был уже налицо. Потому что эта сфера (испражнений и мочеиспускания) целиком и полностью принадлежит вашему ребенку и только ему самому решать, когда переходить от мокрых штанов, постели или подгузников к горшку и туалету. К этому процессу взрослый не должен относиться оценочно: ни в коему случае нельзя ругать ребенка за то, что он не дотерпел до горшка и не стоит быть слишком эмоциональном, стараясь подбадривать малыша всякий раз, когда он «не промахнется»: это может привлечь его внимание и вовлечь его в своеобразную игру с вами, когда ему будет интересно посмотреть на вашу реакцию. Но ненавязчиво похвалить человека за то, что он отконтролировал свой процесс в организме иной раз можно, при этом, вовлекая его в процесс мытья горшка, выливания содержимого в унитаз, спускания воды в туалете или стирки испачканных штанишек.

Весь этот тонкий процесс зависит от зрелости центральной нервной системы. Пока она не созрела, малыш, понимая, что он - мокрый и осознавая факт процесса дефекации, не сможет ловить позывы и терпеть, пока не доберется до горшка. Ему нужно пройти несколько стадий до финальной степени успеха:

  • осознавать сам факт (момент) мочеиспускания и дефекации и различать состояние «мокрый» - «сухой»
  • чувствовать работу сфинктеров и «ловить» момент позыва непосредственно перед тем, как сходить в туалет (но не обязательно еще бежать на горшок в этот момент)
  • подавать знаки взрослому перед туалетом и терпеть до тех пор, пока взрослый не предложит «высадить» ребенка
  • и, наконец, самостоятельно справляться со своими естественными нуждами и днем, и ночью во время сна».

О временных рамках нормы и исключениях из правил

«У здоровых доношенных детей навыки опрятности формируются от 1 года до 2-х лет в зависимости от их степени брезгливости и внимательности и чуткости родителей. Если ребенок физически не выносит мокрой одежды и грязи, уже в год ему может быть настолько неприятно испражняться в штаны, что он сам постепенно перейдет на горшок или начнет подавать явные знаки родителям перед туалетом. То же касается родителей, которые с раннего детства высаживают детей, понимая их секретный язык и «ловя» их знаки позывов. Они могут чаще «попадать» в цель и сажать детей на горшок вовремя. Но и в 2-2,5 года ребенок может вполне еще иметь право писаться в штаны и в кровать. Надо лишь помнить, что рано или поздно примерно в этом возрасте он точно будет хотеть ходить на горшок самостоятельно.

Ночью малыш может писаться до 3-3,5 лет, это вполне нормально для его незрелой нервной системы. Высаживать ночью крепко спящего ребенка не возбраняется, но и особого эффекта не принесет, кроме сухих пеленок в кровати. Когда мозг ребенка окончательно созреет, он сможет просыпаться сам от того, что хочет в туалет.

Важно понимать, что, если родители слишком требовательны к ребенку в этом щепетильном вопросе и настаивают сильно, малыш может отказываться, так какиспражнения - личная зона ребенка. Если мама нервничает, настаивает, даже ругается, ребенок может замкнуться и выработать подсознательно невротическую реакцию с регрессом, на зло будет стремиться к обратному и бежать за шторку, демонстративно делая лужу или кучку в штаны».

О том, как помочь ребенку перейти от луж к горшку

«Чтобы избежать, обратной реакции, нужно показывать детям наглядный пример. Если родители и старшие браться и сестры показывают малышу, куда нужно ходить в туалет, путем подражания рано или поздно он к этому привыкнет.

Настоятельно рекомендуется в год снять ребенку памперс на большую часть времени и дать понять малышу, что у него есть испражнения (моча, кал), как они пахнут и насколько в них ему комфортно находиться. Позыв от мочевого пузыря поступает в мозг, а затем уже - в мышцы брюшной полости и сфинктеры. Ребенок на первом этапе должен сначала увидеть следствие, а потом уже понять, что этому предшествует и что происходит в сам момент мочеиспускания/дефекации. Дома следует менять постоянно трусы, при этом не обязательно постоянно ходить за ним с горшком, и только на улицу в холодное время года можно надевать памперс после 1 года.

Говоря о сторонниках естественного пеленания, нужно отметить, что раннее высаживание и натуральные многоразовые подгузники на процесс созревания нервной системы, к сожалению, не влияют. Как ни стараются ответственные родители высаживать по любому знаку малыша днем и ночью с его рождения и стирать хлопковые подгузники, процесс осознания позыва все равно наступает не раньше года. Итак, главное правило во всем - действовать без фанатизма и уметь доверяться организму ребенка».

Доброго дня, мои дорогие читатели! Вы уже успели столкнуться с проблемой мокрых лужиц на полу? Думаю, каждая мама это пережила или переживает.

Только успел карапуз вылезти из пелёнок и начать изучать дом, сперва ползаньем, затем при помощи первых шагов. Да, непросто. И как тут объяснишь годовалому ребёнку, что это нехорошо? Говоришь, а как об стенку горох! И вроде он уже тебя слышит, но процесс никак не наладится.

В поисках успешных методик я избороздила интернет, изучила влияние физиологии. И вот мои результаты, которые тороплюсь Вам изложить.

Человек живёт при помощи рефлексов. Факт установленный, и если разобраться, полностью отвечающий на вопрос: «Когда приучать ребёнка к горшку».

Происходящее наполнение мочевого пузыря зовёт нас в туалет. Мы это понимаем, а грудничок нет. Представляете, до 18 месяцев детишки производят это бесконтрольно! Иными словами, не замечают этого наполнения, для них не существует границы между наполнился ― пописал. А граница эта как раз и называется рефлексом.

Многие специалисты говорят, что для каждого отдельно взятого крохи, этот период наступает в разное время. И если Ваша соседка с довольной гримасой утверждает, что её чадо в 8 месяцев уже ползком ползёт прямо к унитазу и производит туда необходимые действия ― порадуйтесь. Но потом примерно через 6 ― 8 месяцев посочувствуете ей. Потому что у неё начнётся опять приучение. Будто дитя и не видело никогда этот предмет.

Запомните, если малыш стал ходить по Вашему позыву «пи-пи» до года, он просто выполняет просьбу. Это ещё не привыкание и тем более ни понимание туалета. К двум годам его придётся учить заново!

Лучшее время

Пожалуй, самый животрепещущий вопрос, когда можно начинать?

Нетерпеливые родители кусают себе локти ― покупают аксессуары для «пописа» и «покака». А бабули хватают внуков на руки и держат над раковиной в мучительных ожиданиях.

Картина интересная, но нерезультативная.

Кроме истерики у взрослых и детских слёз ничего не добьёшься. Ну не будет кроха по Вашему желанию делать то, чего не хочет. Тут нужно запастись терпением, подождать 1,5 лет как минимум. Именно в этом возрасте чадо начинает понимать, что с ним говорят на серьёзную тему. Да, месяцев в 9 он способен тоже выполнять просьбы типа принести игрушку, позвать маму. Но это другое.

Сын у нас приучился за день. Ему тогда было 1 год и 9 месяцев. До этого сознание крохи не воспринимало аксессуар для пописанья. А ближе к 2 годам посадили, а рядом уточку. У уточки не получилось, а Доминик показал как надо. И с того дня проблема решилась.

Получается, что возраст от 1,5, до 2 лет является оптимальным. Непоседа распознает писательные рефлексы (которые укореняются года в 3), при этом способен выслушать взрослого.

Способствуют этому несколько факторов:

  • укрепление нервной системы, конечно, у ребёночка;
  • развиваются органы — мочевой пузырь и кишечник;
  • наблюдательность родных за малюткой, точнее, за его психологической готовностью.

Внимание, определяем готовность карапуза

Чего таить, очень мы хотим, чтобы эти коварные мокрые лужицы поскорее прекратились. Но раньше, чем к этому придёт сам сорванец у нас всё равно не получится. Поэтому либо терпите, без истерик, либо наряжайте в памперс. И годиков до 2 дышите!

Понимаете, после 2 лет Вы потратите на обучение пару недель. А ранее знакомство с туалетом отнимет у Вас не меньше полугода. А сколько утраченных нервов. Так можно привить чаду лютую ненависть к этой вещи.

Как определить степень готовности малютки? Отвечаю:

  1. Период между мочеиспусканиями 1,5 ― 2 часа.
  2. Какает в определённое время. По графику, так сказать.
  3. Пытается сам снимать трусики. И хорошо, если одевать тоже.
  4. Показывает, что некомфортно, когда описает штаны.

Вот тут, мои хорошие, можно действовать. Бросайте швабру, хватайте писуар и вперёд за непоседой.

Выбор

Магазины предлагают широчайший выбор сосудов для оправления потребностей.

Музыкальные, в форме машинок, пищащие. На что только не идёт производитель!

Каждый раз поражаюсь неутомимой фантазии. Но основным моментом при выборе служит удобство. И только. Никакая мелодия не заставит дитя справить свои потребности правильно. Такие принадлежности и не рекомендуются.

Представьте, услышит чадушко знакомую мелодию и надует в неожиданном месте и в неудобное время.

  1. Детские горшки для девочек имеют округлую форму, а для мальчиков вытянутую.
  2. Ориентируйтесь на комплектацию детёнка. Для более крупных, возьмите сразу диаметр побольше.
  3. Не отдавайте предпочтение дополнительным функциям, чем проще, тем лучше.
  4. Площадь для сидения должна быть широкой.
  5. Откажитесь от железных моделей, только пластик. Он теплее.

Я деток не принуждала, терпеливо ожидала момент созревания. Знаю некоторых, кто пытается держать силой или игрушками. Считаю, что детишкам сразу нужно показывать, что это не для весёлого времяпровождения. Пописал, тогда и веселись.

Методика 3 дней

Те, кто стал обучать ходить в туалет крохотулю глубоко до года, не поверят, но есть реальная методика 3 дней! Я уже писала, что сынка мы научили за день. Дочке только 1 год и 8. От подгузников полностью не отказались. Но тоже просится уже.

Я видела несколько методик, где самой главной мыслью является то, что сорванец должен созреть! Когда степень готовности определена, аксессуар подобран, начинаем! Лучшее время ― лето. У нас так и получалось. Одежды меньше, на улицу не страшно выходить без подгузника.

Как приучить быстро?

День первый

Отучаем от подгузника. Оставляем только на время сна. В этот день ещё и на улицу допустимо. По дому можно пустить кроху голышом. А вы отложите проблемы домашние, и ходите по следам… Когда чадо начинает тужиться или писать подставляете сосуд. Если всё получилось, хвалите. Но не захваливайте.

Детишки любят приобщаться ко взрослым. Попросите вынести вместе продукты жизнедеятельности, вылить и смыть в унитазе. Ему должно понравиться. Когда захочет снова, то сходит по назначению. Некоторые, мы в их числе, покупают специальные насадки для деток на унитаз. И ступеньки. А детки ходят безотказно.

День второй

Впереди ещё предстоит упорный труд. Собираемся с духом и выводим карапуза на улицу без подгуза. Обязательно вооружаемся запасными штанами, трусами, носками. Можно прихватить и «волшебный сосуд», если малявочке так будет комфортнее. Это ещё один плюс летнего периода для приучения. И также следуем по пятам. Если детёнок описался, не ругайте. Терпеливо объясняйте, как правильно. Понимаю, что и нервы могут сдать, но и мы когда-то были такими же.

День третий

Немного усложним задачу, попросив непоседу пописать перед прогулкой, после обеда, после сна. Хорошо выработать привычку, так будет меньше риск намочить штаны на улице и во время сна.

На ночь лучше оставить «страховку». Мы пару месяцев не снимали. Это стресс для крохотули. Многие поднимают каждые 2 ― 3 часа спящее дитя. Но в это время суток кроха сам должен чувствовать необходимость подняться. Понятно, что первое время придётся и с мокрыми простынями помучаться, но всё же. Чем скорее это произойдёт, тем лучше.

Хорошо стимулировать малышка. С туалетом знакомить за несколько дней до предполагаемой даты обучения. Купить несколько интересных трусиков. Сажать рядом любимые игрушки. И всё получиться!

Методика одного дня

Есть и такая. Придумана она американцем. Сразу скажу, немного не согласна я с этими пунктами. Но вдруг Вам интересно, поэтому расскажу. Вся суть сохраняется.

Вы 24 часа наблюдаете и не отходите от чадушка. Но завтрак должен быть очень плотным. Какая связь, спросите? А такая, что когда мочеиспускание будет произведено по назначению, рекомендуется активно поощрять малютку. Конфетами, сладостями, пирожными. Вот этот пункт я и не поддерживаю. Хоть это и разработано психологом, но так нагружать желудок нежного существа… У нас вышло без таких жертв.

Да и подготавливаем почву!

  1. Правильный аксессуар
  2. Знакомим сорванца с ним за недельку
  3. Организовываем игру на примере кукол

Так что быстро это реально сделать. Лучше запастись терпением на несколько дней, чем переживать неделями.

Ошибки родителей

Как ни крути, но основной ошибкой является нетерпение родителей. Как же хочется, чтобы момент привыкания к туалету совпал с моментом первых шагов… И тут взрослых начинает нести не в ту сторону. Иногда, не всегда.

Разберём самые типичные промахи:

  1. Сажать малышей силком и удерживать там.
  2. Пока сидит, читать книжки, увлекать играми.
  3. Применять силовое воздействие.
  4. Наказывать, в том числе ремешком или просто по попе рукой отшлёпать. Кричать. Грубейшая ошибка. Заработать этим можно только неприязнь к себе ― родителю.
  5. Держать над раковиной с просьбами «пи-пи». Не знаю, встречали Вы такой вариант?

Такими методами можно добиться отвращения карапузу к предмету для пописанья и покаканья. С какого возраста Вы решите приучать, один из основных моментов. Терпите до наступления психологической зрелости малыша.

Почему ребёнок боится горшка

Некоторые детишки боятся отходного местечка или с самого начала, или потом просто перестают туда проситься. В чём причина? В некоторых случаях она вытекает из вышеописанного. Я составила небольшой список возможных страхов:

  1. Новый предмет. Поэтому и следует знакомить человечка предварительно с этим аксессуаром.
  2. Если взрослые сажают силком несчастное маленькое существо тоже возникает страх.
  3. Некоторые детишки начинают ходить по назначению, но вдруг происходит сбой. Такое может быть при посещении гостей или детского сада, где отходное место другое. Так, есть риск заработать и психологический запор. Тогда крохотуля будет уже бояться боли. Тяжёлый процесс.
  4. Элементарно, дитя может стесняться. Даже в 3 года. Это оправдывает индивидуальность каждого малышка. Обеспечьте удобное место и создайте соответствующую обстановку и проблема будет решена.
  5. И, конечно, возрастной этап. И девочек, и мальчиков не стоит раньше срока терроризировать этим предметом.
  6. Болезнь, возможно, прорезывание зубов, сильная простуда тоже могут стать причиной. Переждите и не давите на деточку.

У нас была проблема со старшеньким. В одно время он перестал какать на горшок. Но писать продолжал. Хотя мы его не ругали и не наказывали никаким образом. Отказывался даже в памперс. А потом начал это делать ночью. Ну, хотя бы так. Чего за причина, до сих пор не знаю. Перетерпели, успокаивали и не шумели за это. Восстановилось само собой.

Спим без аварий

Допустим, карапуз приучен писать и какать куда нужно. Но как быть ночью? Боитесь конфузов? Так у всех, поверьте. Но уж если тропа к «трону» проторена, время для сна, не причина останавливаться на достигнутом!

Конечно, не сразу. Пусть детёнок пару недель ещё понаслаждается безоблачным сном, не омрачённым лужицами. Отмечу, что сначала к спящему режиму привыкает кишечник. Мочевой пузырь на очереди второй. Во многом это тоже определяется готовностью самого детёныша.

У нас Доминик недолго спал со страховкой. А одна знакомая дочку укладывала около года в подгузнике. Хотя девочка свободно регулировала работу мочевого, когда бодрствовала. Тянула, что называется, до последнего! Немного жалела об этом после, потому как происходило отучение постепенно. Ребенку тоже было это непонятно, почему её днём укладывают без подстраховки, а в магазин везут с ней. И ночью тоже допускается сикать не поднимаясь.

Смотрите по состоянию дитя, и по тому, как малыш это воспринимает и понимает.

Главное, не ругайтесь за промахи. Ведь вы не кричите, когда маленькое существо падает, учась ходить. Чем эта ситуация отличается?

С индивидуальностью разобрались. А теперь про способы привыкания проводить ночное время только в трусиках.

  1. Подготовьте спальное место, точнее, оборудуйте. Постелите клеёнку под простынку. Наверх можно положить махровое полотенце, это поможет не растечься луже по кровати. В продаже одноразовые клеёнки, но проверьте, нет ли у чадушка . Обязательно имейте рядом запасной комплект, на случай «аварии», чтоб быстро всё поменять.
  2. Некоторые будят в определённые часы своих кнопочек. Но этот вариант больше подходит к тем, кто давно обходятся без памперсов. Хотя, как будет настроен малышок.
  3. Читала, что можно покормить на ночь кусочком подсоленного хлеба и ограничить приём жидкости. Но детский организм как отнесётся к таким мероприятиям? Соль и взрослым не рекомендуется.

Во всех вариантах аварий не избежать. В большей или в меньшей степени, но промахи будут иметь место. Думаю, что не стоит изгаляться над детём, а просто поговорить с ним, положив спать в простой уютной пижамке. Подберите её вместе, чтобы малышку было жаль пачкать. А запачкает, успокойте. Постирается!

Как научить какать в правильное место

Бывает так, что деточка производит мочеиспускание по назначению, а какает где-нибудь, зажавшись в уголке. Что это может значить? Случается, что это сопровождается уединением в другой комнате. Причины могут быть как элементарно простыми, так и достаточно сложными.

  1. Страх. Поговорите со всеми домочадцами, с которыми оставляли крохотулю, может они что смогут рассказать. А вдруг деточка просто чего-то напугался? Вероятно, его хотели подержать над унитазом, момент неожиданности мог произвести такой эффект.
  2. Физиология. И снова строение тела человеческого! Как много и как мало мы об этом знаем! Вот Вы знали, что акт дефекации удобнее производить, простите, стоя? Детям сравнивать не с чем, они делают, как удобнее. Заметьте, что писают-то при этом сидя. Так уж люди устроены. Не мешайте, а после объясните, а лучше покажите. Пусть примером будут куклы, старшие братья, хоть Вы сами.
  3. Смена обстановки, переезд, болезнь человечка. Переждите немного, само собой устроиться.

В любом случае от Вас потребуется масса терпения. Помните, что деточке требуется помощь! Это большая неизвестность и новинка.

На этом, мои дорогие, позвольте попрощаться. И не забывайте подписаться на обновления блога. Здесь Вас ожидает много интересных тем!

Сколько теперь вашему ребенку? Как он относится к горшку? Когда Вы хотите приучать кроху? Жду от вас комментарии. Согласны ли Вы с приведенными методиками?