Когда ребенок начинает бояться чужих людей. В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша? Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

Многие родители сталкиваются с тем, что у ребенка, который спокойно контактирует и общается с другими людьми, вдруг появляются необоснованные страхи. При виде незнакомца он бежит и прижимается к родным, пытается спрятаться. Такое поведение может появиться у детей, начиная с 8 месяцев. В психологии имеет название «боязнь чужих».

Почему ребенок боится других детей?

Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.

При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.

Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик . Он берет верх над желанием совместных игр.

Почему так происходит?

Причины могут быть разные. Нередко боязнь других детей происходят от того что, кроха не знает:

  • что делать с другими детьми;
  • как играть с ними;
  • как вести общение;
  • что можно делать, а что нельзя;
  • как попросить или отстоять свою игрушку.

В данном случае важно на начальном этапе развития помогать преодолевать простые детские проблемы вместе с родителями.

Важно! До 3 лет кроха больше общается с взрослыми, и учится у них правилам поведения и манипуляциям различными предметами. Все, что происходит вокруг него, «впитывает» как губка.

С 3-х лет, как утверждают специалисты, возникает потребность играть с другими детьми. В этом возрасте малыши начинают учиться применять полученную информацию. Обычно это сюжетно-ролевые игры, и им для данной игры нужен сотоварищ.

В своих играх они, подражая взрослым, воспроизводят то, что увидели от окружающих или по телевизору. Далее, играя, они общаются друг с другом.

К четырем годам потребность именно в общении выходит на первый план. Но не забывайте о том, что каждый ребенок по темпу развития индивидуален. Бывает и так, что он не «дорос» до данного этапа.

Причины боязни ребенка чужих людей

В 6-7-месячном возрасте у малыша появляется тревожный период, когда он боится чужих людей. Четко отличает «своих», и выражает недовольство присутствием «чужих». Обычно это проявляется при желании незнакомца взять его на руки. Малыш боится, плачет, может кричать даже в те моменты, когда посторонний человек попытается подойти ближе.

Такая реакция в этом возрасте — это, скорее, закономерность. И объяснить ее можно так — человек, заботящийся о малыше, является для него гарантом безопасности.

Психологи подметили, что боязнь ребенка чужих людей зависит еще от эмоционального состояния матери. То есть кроха считывает реакцию инстинктивно с проявленного беспокойства мамы на появление чужого человека.

Если при виде знакомых людей вы проявляете искреннюю радость, то и малыш доверительно отнесется к этому человеку, и не будет беспокоиться в его присутствии. Чтобы этот период не продолжался длительное время, приучайте его к общению с другими людьми. В дальнейшем, когда малютка пойдет в детский сад, она легко привыкнет к коллективу. Да и потом у нее не будет сложностей в адаптации к школе. Иногда период боязни незнакомцев может продолжаться до двухлетнего возраста.

Откуда берется детская боязнь врачей?

Часто в детской поликлинике можно наблюдать, как мама с сыном или дочкой ожидают приема врача, а малыш заливается плачем и всем своим видом показывает неприязнь к людям в белых халатах. В чем же причина детской боязни врачей?

Если при прошлых посещениях врача тот причинил юному пациенту боль, то, скорее всего, это может вызвать страх. При последующем посещении ребенок будет бояться испытать подобные болезненные ощущения.

Важно установить положительный контакт при встрече с врачом.

Маленькие дети в основном сильно привязаны к родителям. Когда посторонний человек начинает трогать живот и прикасаться к телу холодным стетоскопом, это вызовет, как минимум, недоумение со стороны малыша.

Иногда врачи в силу своей сильной занятости или усталости ведут себя не очень тактично или даже грубо. У любого пациента это вызовет отрицательную реакцию. В таком случае нужно указать доктору на промахи в методах работы или обратиться к другому специалисту.

Причиной детской боязни также может являться страх остаться одному.

Таблица: нормы боязни ребенка других детей, чужих людей и проч., причины страхов






Как бороться со страхами ребенка и куда обращаться: советы специалистов

Среди родителей бытуют разные мнения по поводу детских страхов. Одни считают, что к шестнадцати годам все имеющиеся страхи должны пройти, и не нужно беспокоиться об этом раньше времени. Другие утверждают, что их дети вообще не должны никого и ничего бояться. Мнения разные, но все сводятся к одному: если страхи не дают спокойно жить, с ними нужно бороться.

  1. Первое, что нужно сделать, это не отворачиваться от малыша . Не говорите ему: «Как тебе не стыдно, такой большой уже!». Подобные фразы не уменьшат чувство страха, а только заставят почувствовать его виноватым. Чадо не захочет обращаться к вам в следующий раз, а его страхи закопаются глубоко в подсознании, что может только усугубить ситуацию.
  2. Поддержите сына или дочку в стрессовой ситуации . Расскажите, что вы тоже кого-то боялись в детстве. Не стоит объяснять: «Бабы Яги не существует», он сам это осознает с возрастом. Спрашивайте его о страхах. Видя вашу поддержку, он не так будет бояться.
  3. Поговорите о страхах . Совместно определите, чего боится ребенок и возможную причину боязни. Рассуждайте, что нужно сделать для избавления от страхов или их уменьшения. Но не совершайте кардинальных мер, иначе он подумает, что страхи обоснованны.
  4. Будьте уверенны в себе и покажите это малышу . Ему крайне важна поддержка со стороны близкого человека: «Я не дам тебя в обиду», «Я рядом», «Я помогу». Говорите, о том, что он справится, и вы его в этом поддержите.
  5. Если страхи мешают малышу, и он плохо спит, стал агрессивным , а также отстранен от общества, немедленно обращайтесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Изгоняйте детские страхи вместе с ребенком! Будьте ближе к своему малышу, и это принесет вам хороший результат!

Что делать, если ребенок боится чужих людей? Узнайте из нашей статьи.

Родители умиляются, глядя на свое чадо: еще вчера маленький карапуз целыми сутками спал, а сегодня уже может играть часами. Малыш взрослеет, учится, развиваются его физические и психологические навыки и умения, однако не все изменения в его поведении радуют родителей. В возрасте 8-11 месяцев у малыша может начать проявляется один из первых детских страхов – боязнь незнакомцев, когда ребенок боится чужих людей.

Почему ребенок боится чужих людей?

Страх перед чужими людьми возникает у деток через некоторое время после начала беспокойства по поводу отсутствия мамочки. Эти два события тесно связаны. Малыши уже узнают маму и привязаны к ней, и вот наступает некий этап их взросления, когда отсутствие мамы в пределах видимости вызывает чувство страха. Он имеет не осознанную, а чисто физиологическую природу, поэтому объяснения и уговоры, рассказы, что мама в другой комнате и по первому крику крохи придет, действуют не сразу. Конечно мама может предпочесть походу в универмаг за сапожками интернет магазин обуви, чтобы не отлучаться от малыша, однако этим проблему она не решит.

Страх перед чужими людьми накладывается на боязнь остаться без мамы. Психологи утверждают, что ребенок подсознательно чувствует, что чужие люди могут причинить ему зло, боится, что его разлучат с мамой. Для малыша в возрасте 8-11 месяцев не имеет значения, кто перед ним: член семьи, сосед или папа, которого малыш не видел несколько недель. Как только рядом появляется чужой человек, почти сразу же может раздаться громкий рев, хлынуть соленые слезки и задрожать подбородок, а цепкие ручки будут с такой силой обнимать мамочку, что оторвать от нее карапуза не просто. Что же делать?

Что делать, если ребенок боится чужих людей?

Во-первых, не каждый испытывает страх перед чужими людьми. Некоторые счастливые детки спокойно развиваются в этот период и не знают ни о каких проблемах. Может случиться так, что боязнь незнакомцев появится в 9 или в 12 месяцев или в 2-3 года.

Во-вторых, ситуации, когда ребенок боится чужих людей, не всегда выражаются в реве и истериках на груди у мамы. Иногда малыши демонстрируют взрослым легкую застенчивость или настороженность на первых этапах общения с незнакомыми людьми.

В-третьих, даже если малыш плачет при виде любого человека, которого он редко видит, верное поведение взрослых может исправить положение. В результате через некоторое время ребенок сможет с удовольствием общаться с бывшим незнакомцем.

Как же избавить чадо от боязни чужих людей? Конечно, сделать их близкими и знакомыми! Не стоит подталкивать малыша в направлении «чужака», такое поведение родителей может еще больше его напугать. Следует дать карапузу время на то, чтобы он привык к незнакомцу, его поведению, голосу. будет присматриваться к человеку, сидя у мамы на руках, и когда поймет, что гость для него не страшен, то начнет вести себя как обычно. Контактные детки могут сразу же проявить любопытство: забраться на руки, потрогать одежду, лицо. Одним малышам достаточно получаса для «знакомства», другим потребуется несколько визитов, причем между ними не должно быть слишком длинных промежутков.

Игнорировать детский страх перед чужими людьми не стоит — это маленькое детское горе, которое мама может вылечить своей любовью, исцелить маленькую плаксу и защитить ее от окружающего мира.

Анастасия Ильченко

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.

Ваш малыш испытывает то, что обычно называют "боязнью чужих". Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, - нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Боязнь чужих

Эта "болезнь" обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта "общительная бабочка" превратилась в "недоверчивую гусеницу". Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей - по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: "Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая". Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам - избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это - элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша. ("На самом-то деле он очень хороший мальчик".) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно - и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.

Из дневника Марты: "Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью на- чинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать. Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений".

Страх одиночества

Боязнь остаться в одиночестве, как правило, начинает проявляться около 6 месяцев (когда малыш учится ползать) и сохраняется и может даже усиливаться с 12 до 18 месяцев (когда ребенок начинает ходить). Мудрые родители будут считаться с этой совершенно нормальной стадией развития малыша и постараются так спланировать свои дела, чтобы как можно больше быть вместе с ребенком. То, как малыш справится со своим страхом, во многом зависит от родителей.

Не слишком ли зависим ребенок?

"Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?"

Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя.

Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться.

Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит "да", а его разум - "нет". Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.

Дайте ему понять, что все в порядке

Пусть вас не беспокоит перспектива воспитать ребенка чрезмерно зависимым от вас и нездорово прилипчивым. Все обстоит как раз наоборот. Зная, что вы рядом, малыш не будет испытывать страха одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя независимо. И вот почему. Предположим, малыш играет в комнате, полной странных игрушек и незнакомых детей. Он взывает к вам. Чтобы успокоить его, вы киваете ему и говорите: "Все в порядке". Успокоившись, он быстрее осваивается в непривычной обстановке, время от времени вновь поглядывая на вас и удостоверясь, что опасности по-прежнему нет. Присутствие человека, к которому ребенок сильно привязан (обычно это папа или мама, или кто-то из близких родственников), действует на него ободряюще. Он как бы получает поддержку и одобрение собственных действий. В этом случае он не боится незнакомой ситуации, а спокойно начинает осваивать ее. По мере того как малыш взбирается по лестнице независимости, он не перестает нуждаться в человеке, который бы поддерживал эту лестницу.

Как сделать, чтобы малыш не переживал, оставаясь один? Если он не может вас видеть, а умом пока не осознает, что вы где-то рядом, нужно поддерживать с ним контакт голосом. Это не только ободряет малыша, но и позволяет ему ассоциировать ваш голос с вашим воображаемым образом и успокоиться. До второго года жизни большинство малышей еще не владеют навыком воображаемого постоянства предметов и людей, т.е. в их памяти не восстанавливаются образы предметов и людей, которых в данный момент нельзя увидеть. Умение сохранять в памяти ментальный образ родителей позволяет малышу легче переходить от знакомых ситуаций и предметов к незнакомым.

Тесная взаимная привязанность родителей и детей усиливает независимость последних.

Процесс умственного развития ребенка легче понять, если сравнивать его с процессом звукозаписи - это наша теория глубокой бороздки. Чем сильнее привязанность в паре родители - ребенок, тем глубже зарубки в памяти малыша и тем проще попасть ему в нужную бороздку, когда возникает такая необходимость. Теории, широко распространенные некоторое время назад, уверяли, что при такой сильной привязанности к родителям ребенок никогда не сможет выбраться из такой бороздки (колеи), станет зависимым и не сможет действовать самостоятельно. Наш опыт и эксперименты демонстрируют совершенно обратное. В классическом исследовании, называемом "экспериментами в незнакомой ситуации", ученые изучали две группы детей (одна - "дети, сильно привязанные к родителям", другая - "дети, не привязанные к родителям"). Дети первой группы, т.е. те, у кого наиболее глубокие бороздки, проявляли минимум страха, когда их разъединяли с мамой, чтобы они в той же комнате поиграли в новые игрушки. Время от времени малыши, проверяли реакцию мамы на происходящее, чтобы убедиться, что все в порядке, и спокойно играли дальше. Поскольку детям не надо было растрачивать энергию на плач по поводу отсутствия мамы, они всю ее направляли на освоение новой игры. Когда такой ребенок оставался в одиночестве, он как бы искал равновесие между желанием продолжить игру и получить подтверждение мамы в том, что опасности нет.

Таким образом, присутствие рядом близкого человека поддерживает у малыша уверенность и чувство защищенности и способствует его независимости, доверию и спокойствию. В конечном счете это ведет к одолению такой важнейшей вехи развития ребенка на первом году жизни, как умение играть одному.

Ольга Королькова , Мужчина, 1 год

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Сын (1 год 7 месяцев) дома со мной, папой, бабушкой и другими родственниками, которых часто видел с раннего возраста активен, общителен. Улыбается, выказывает радость от встречи, играет. Любит, когда ему читают книги, узнает героев, имитирует их действия (дедушка играет на гармошке), любит музыку детскую. Играет с игрушками (например, кормит кота из ложки и говорит ням-ням), умеет управлять машинкой на дист.Упр, узнает себя и родных на фото...Но когда попадает в коллектив все меняется. На контакт идет плохо. От других детей дистанцируется, если подходят и хотят забрать его игрушку - всё отдает молча (если я не вмешаюсь в ситуацию и не скажу другому малышу, что нужно сначала спросить у сына, даст ли он свою игрушку). Если он поднимается по лесенке на горку и рядом залезает другой ребенок, будет стоять и ждать внизу, пока тот не уедет с горки или не уйдет из поля зрения. Когда другие дети даже младшего возраста подходят близко, проявляет беспокойство и хочет спрятаться за меня. Я не настаиваю на общении в таких ситуациях, т.К. Боюсь травмировать или напугать его. Мы уходим или отходим, если он говорит "пойдем" и показывает в другую сторону. Просто рядом с другими детьми на площадке или в детской игровой комнате играет со мной охотно, с ними - нет. С детьми более старшего возраста 5-6 лет и более ведет себя спокойно. Когда пришли в гости к моей подруге (у нее дочь 2,5 лет) с порога начал кричать "пойдем", рыдать и показывать на входную дверь, не отходил от меня, когда успокаивался и пытался играть девочка отбирала у него все игрушки и он снова начинал рыдать... Мы в итоге ушли домой. Хотя, когда подруга с дочкой к нам приходили вел себя спокойно, играл рядом с девочкой, но не вместе. Я очень переживаю, ведь детский садик уже не за горами. Переживаю, что мой сын испытывает испуг или дискомфорт. Подскажите, нормально ли это и что делать. Еще добавлю, что без меня он почти никогда не находился (не более 2-3 часов в день и то очень редко). Заранее большое спасибо!

Добрый день! Прежде всего уверяю Вас, что это совершенно нормально:). В таком возрасте ребенок еще не умеет самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми. Если при посредничестве взрослых, то да - иногда удается играть в одну игру, например, но скорее всего не ВМЕСТЕ, а рядом, как бы параллельно. Ребенок может с любопытством смотреть на других детей, а может и вовсе не интересоваться ими ПОКА. Лучше идти как бы "за" ребенком, то есть следовать ЕГО "плану" - хочет приблизиться к другому ребенку - идите вместе с ним и контролируйте "скользкие" моменты: когда другой ребенок забирает твои игрушки - ВОТ где травма может быть, тут взрослые за детей строят правильные "взаимовыгодные" отношения (меняемся игрушками, причем по обоюдному желанию детей:). Если не получается и кто-то из детей не хочет отдавать игрушку - не надо заставлять и рассказывать про жадность и прочее, лучше выйти из ситуации, отвлечь или просто отойти. На самом деле в этом возрасте детей оставлять играть одних рано, так как это неизбежно приводит к у какой-либо из сторон: младшие еще не могут защитить свои права, старшие не могут адекватно оценить возможности младших и могут нанести им вред. Когда ребенок на своей территории, он чувствует себя уверенно - значит, способен и делиться, и в перспективе, освоив правила общения и "практикуясь", общаться с товарищами по играм. Сад детям все же рекомендуется с 3, а лучше с 4 лет, когда ребенок уже и хорошо разговаривает, и обслуживает себя сам, и уже понимает значительно более сложные вещи, чем сейчас. Не торопитесь, все придет. Удачи, Светлана.

Ольга Королькова

Большое Вам спасибо! Похоже родителям, таким как я самим нужна помощь специалиста! Очень много переживаний по поводу ребенка. Хочется правильно его воспитать... а как и что правильно частенько не понимаю. Не хочу его стеснять или как-то ущемлять, заставлять что-то делать "насильно". А в итоге понимаю, что не получается правильно установить границы что ли... Он вовсю командует парадом! Бабушки говорят, что надо с детства приучать к тому, что правильно. Но в итоге, когда сидят с ним сами - все разрешают!

Родители часто предъявляют к СЕБЕ завышенные требования - быть "идеальными" , воспитать "правильно". Конечно, это только стереотипы и несбыточные мечты:). Мы все иногда ошибаемся, иногда не сразу нащупываем верные пути в отношениях с людьми, в том числе и с нашими детьми. Дайте себе возможность импровизировать: у Вас достаточно развито мышление и интуиция, чтобы понять, что и когда нужно именно ВАШЕМУ ребенку. Бабушки иногда дают неплохие подсказки, но "первую скрипку" в воспитании ребенка играют не они, а родители. ВЫ устанавливаете правила и просите бабушек их придерживаться РАДИ блага ребенка. Потому что если правила различаются, то ребенок учится манипулировать взрослыми (что иногда и пригодится в жизни), но и усваивает, что взрослые не такие уж и безоговорочные авторитеты (а это уже не очень полезно для развития и дальнейших отношений с родителями). Конечно, границы устанавливать нужно уже сейчас, но потихоньку:). Удачи, Светлана.

Время быстротечно. Так, казалось бы еще вчера малыш был совсем крохотным, спал сутки напролет, а сейчас с каждым новым днем он становится заметно взрослее, его навыки совершенствуются. Он уже научился сидеть, брать самостоятельно игрушки и прочее. Но наряду с полезными навыками, которые умиляют родителей, могут развиться и различные фобии.

. При чем под категорию «чужих» могут попасть не только абсолютно незнакомые люди, но и близкие родственники (дедушки и бабушки, живущие вдали), друзья семьи, соседи. Волноваться по поводу не нужно, это нормальный процесс, который сопровождает любое взросление. У малыша формируются зачатки характера и начинает устанавливаться психика.

Как правило, первые детские страхи приходятся на восьмимесячный возраст карапуза. Обусловлено это тем, что к данному периоду малыш научился узнавать своих, в особенности маму и у него на инстинктивном уровне примешивается страх потерять ее. Ведь мама для малыша является на тот момент центром вселенной. Она кормит его, баюкает, одевает, купает и окружает его заботой со всех сторон. Поэтому, завидев незнакомца малыш ударяется в плач. Его одолевает боязнь остаться без мамы. Постепенно, с взрослением крохи, фобия перерастает в обычную застенчивость или пропадает вовсе. И только в крайних случаях детские страхи перерождаются в гипертрофированные формы.

К примеру, ребенок с увлечением играет дома, но, завидев гостей начинает капризничать, плакать. Часто плач может перейти в настоящую истерику, ребенок старается спрятаться за маму или укрыться в своей комнате. Психологи называют таких детей чересчур застенчивыми . В малом возрасте (до года) фобия часто проявляется в слезах, тогда как у детей постарше она выражается в полном игнорировании «чужого» человека. С одной стороны, очень хорошо, когда кроха побаивается действительно незнакомых людей и не вступает с ними в диалог. Но когда малыш в ранг «чужих» заносит близких родственников и отказывается идти с ними на контакт, родители начинают бить тревогу.

Почему ребенок боится чужих людей


Все детские страхи малышей до года основываются на боязни потерять маму. Стоит только маме исчезнуть из поля зрения крохи, как он зачастую ощущает панику. Реакция крохи не осознана, а имеет только инстинктивный мотив. Проекция данной ситуации в дальнейшем накладывается и на посторонних. Когда малыш в поле зрения замечает кого-то «чужого» , то тут же срабатывает инстинкт самосохранения, что этот кто-то отнимет маму или причинит вред. И для крохи неважно, что «чужим» в его понимании является к примеру, папа, работающий вахтовым методом и по долгу службы часто отсутствует дома. «Чужими» могут оказаться бабушка и дедушка, живущие в другом городе или просто изредка приезжающие в гости. Итог часто один — у малыша подрагивает подбородок, текут слезки и раздается протяжный рев, при этом он отчаянно хватается ручонками за маму.

Но также бывают случаи, когда кроха не боится всех подряд, а выделяет определенную группу лиц. Ими могут оказаться лишь дети, или взрослые определенного пола, а возможно малыша пугает шум толпы.

Родителям важно помнить, если ребенок боится чужих людей, то не нужно впадать в крайности и сеять панику. Это нормальная и естественная реакция. Важным моментом в такой ситуации является другое, а именно то, как на страхи реагируют взрослые, в особенности мама. От реакции мамы на детские страхи и будет зависеть дальнейшее развитие события — останется ли малыш замкнутым, подпитаются ли его фобии и перерастут во что-то большее или бесследно исчезнут. Самым главным образом мама должна дать понять крохе, что не бросит его ни при каком обстоятельстве и всегда придет ему на помощь.

Психологи объясняют страхи перед «чужими» тем, что малыш инстинктивно чувствует, что сам он постоять за себя не сможет, так же как и обойтись без мамы.

Очень часто по прошествии двухлетнего периода страх перед чужими отступает. Но эта особенность касается не всех деток, некоторых, чрезмерная застенчивость сопровождает всю жизнь. Это может крыться в неправильном поведении взрослых на детские страхи, а может быть просто чертой характера на генном уровне.

Иногда страхи не покидают ребенка из-за какого-то травмирующего случая. Малыш запомнил больной укол в поликлинике и все люди в белых халатах теперь ассоциируются с болью.

Если же страхи не прошли и ребенок в 2 года боится чужих людей, то на это может сказаться очень замкнутый круг общения. Например, малыш всегда играет только с мамой или другими родственниками, и выйдя на улицу он навряд ли захочет пойти на контакт с другими людьми и даже детьми. Малышу будет казаться, что незнакомцы навряд ли окажутся ему интересны. Но возможен и другой вариант, когда ребенок будет просто стесняться или проявлять агрессию по своему незнанию как правильно себя вести и как дружить с другими. Тогда малыш может с энтузиазмом подбирать игрушки для игр на улице, но придя на детскую площадку и, увидев скопление детей, попросту застесняться и попросится уйти оттуда. Он может проявлять любопытство и желание поиграть со сверстниками, но стеснение перебьет все остальные чувства и желания.

Ребенок может бояться чужих людей (взрослых), но если его развитие соответствует всем нормам, то других детей он сторонится не должен. Обычно в любом возрастном периоде дети спокойно воспринимают друг друга. Если же родители заметили, как их чадо сторонится остальных детей, то они пристальнее должны обратить на это внимание. Возможно его отчуждение от детей связано с тем, что ребенок когда-то получил обиду от сверстников или деток постарше. Поэтому для крохи все остальные дети соотносятся с негативными эмоциями, которые малыш не хочет повторять.

Иногда страхи ребенка кроются в боязни большого скопления народа. Будь то праздник на площади, крупный магазин, театр и прочие людные места.

Психологи дали определение таким страхам — демофобия . Такие ситуации могут касаться не только малышей, но и деток дошкольного и школьного возраста. Бывает, что ребенок с легкостью общается со сверстниками в детском саду, но при организации утренника или другого праздника, впадает в панику и ощущает тревогу вместо веселья. По мнениям психологов такими проблемами страдают дети, с нарушенным личным пространством.

Бывает и так, что кроха не просто боится незнакомых людей, а лишь определенный пол. Зачастую боязнь сопровождается относительно мужского пола. Психологи относят это к неполной семье, когда малыша воспитывает одна мама или когда в семье папа есть, но он выступает в роли тирана, нанося физический или психологический вред малышу или маме. Боязнь женщин встречается не так часто, но есть и такие случаи. Они связаны, когда мама крохи несказанно строга, моментами груба или наоборот очень тревожна и боязлива. Любое проявление такого испуга по отношению к женщине/мужчине необходимо устранять при помощи специалиста психолога. Иначе в дальнейшем у ребенка могут возникнуть трудности с противоположным полом.

Как помочь, если ребенок боится чужих людей


Психологи уверяют, что если взрослые признали у ребенка трудности в восприятии «чужих», то это означает, что уже наполовину проблема решена. Прежде всего сами родители должны принять сей факт, что их кроха застенчив и боязлив и не стыдиться этого.

Тактика действий родителей, когда их ребенок плачет при виде чужих

  1. Не нужно закрывать глаза на дискомфорт чада, и тем более пытаться «переломить» его страхи. Все попытки насильно познакомить малыша с другими могут лишь усугубить ситуацию. Ребенок может при этом еще сильнее замкнуться в себе и отгородится от окружающих.
  2. Родители как можно тактичнее должны помочь малышу преодолеть все тревоги. Часто от родительской реакции зависит дальнейшая социальная адаптация малыша. При ощущении ребенком недовольства и неодобрения с родительской стороны, он будет расти неуверенным в себе. Далее такие ощущения плавно перетекут в комплексы на всю жизнь. Если же малыш будет ощущать искреннюю заботу и родительское участие, то это сформирует его как уверенную в себе личность, лишенную страхов.
  3. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими более общительными детьми. Это отразится на заниженной самооценке и ощущении никчемности.
  4. Малыш очень чувствителен, поэтому при приближении незнакомца маме не стоит переживать по поводу поведения крохи. Иначе ребенку очень быстро передастся это волнение и реакция плача не заставит себя долго ждать.
  5. Если жилище посещают гости, то не нужно отгораживать кроху и уводить его подальше в отдельную комнату.

Что делать, если ребенок плачет при виде чужих

Лучшим лекарством от страхов выступит время. Все дети разные и поэтому для каждого нужно индивидуальное время на то, чтобы привыкнуть к внешности и голосу незнакомца. Некоторым деткам достаточно будет нескольких часов, в то время как другим понадобится несколько встреч с данным незнакомцем. Причем промежутки между встречами не должны сильно затягиваться. Женщина может заранее обзвонить гостей и предупредить о непростом темпераменте крохи. Так, приехавшие родственники будут предупреждены о страхах и не будут навязывать свое общение малышу, брать его на руки и прочее. В дальнейшем, когда тот попривыкнет, то сам потянется к новым интересным знакомым.

Мама может выбрать тактильную тактику общения с крохой при чужих, а именно, взять его на руки, приобнять, приветствуются поглаживания по голове и спинке. Это успокоит малыша и придаст ему уверенности. Мама тщательно должна следить за своей мимикой и жестами при общении с незнакомыми людьми (улыбаться, говорить ровным и спокойным тоном). Это покажет ребенку, что опасности данные люди не представляют. Мама может сама ненавязчиво познакомить своего ребенка с другими детками. Но делать это стоит с осторожностью и ни в коем случае не давить на кроху. Мама должна постараться донести до чада, что новые знакомства несут в себе много нового и интересного.

Когда приступы страха у ребенка граничат с истерикой и паникой, то обязательно нужно идти ему на встречу. Психологи советуют не отдавать рано такого малыша в ясли и не оставлять без подготовки с няней.

Когда ребенок боится большого скопления народа, то на некоторое время стоит ограничить посещения людных мест. Но это не означает, что их нужно полностью исключить из детского восприятия. Нужно начинать с малого, водить кроху в те места, где в первую очередь интересно будет ему, а не взрослым. Не нужно при этом забывать про объятия, подбадривания и обязательно стоит сказать малышу, что ему не нужно так стесняться окружающих, ведь все они заняты своим делом.

Мама может взять кроху на руки и во время прогулки попробовать познакомится с другими мамами и их малышами. Как правило, на руках у мамы ребенку будет комфортно и он не почувствует страха перед чужими. В дальнейшем у него отложится, что другие дети не несут угрозу и с ними можно дружить и весело проводить время.

Несомненно, что у ребенка застенчивость может быть чертой характера, но если страхи перетекают в постоянные истерики, то родителям стоит обратиться за помощью к психологу. Иногда гипертрофированные формы страха могут быть патологиями в деятельности нервной системы.

Для профилактики детских страхов психологи рекомендуют проводить родителям как можно больше времени, играя с чадом. К этому не относится то время, когда мама занимается хозяйством, а малыш топчется поблизости в кроватке или манеже. Нужно развивать кроху, читать ему книжки, играть, рисовать, лепить поделки.

Было подмечено, что в семьях с мягкими мамами и очень подвижными отцами, дети менее тревожны и подвержены страхам. Идеальным вариантом будет когда мама и папа обязанности воспитания крохи будут воспринимать совместно и с большой ответственностью, а не скидывать его друг на друга как обузу.

Сказкотерапия

Для устранения страхов хорошо подходит способ сказкотерапии. Ведь нравоучения мало чем помогут, тогда как наглядный сказочный пример настроит малыша на нужный лад. Ребенок сможет взглянуть на свои страхи со стороны и освободится от них.

Есть замечательная сказка про слоненка, который очень хотел найти друзей, но стеснялся подойти к кому-либо. Но в итоге он все же преодолел свои страхи, подружился с остальными и они весело проводили время. Такая сказка поможет ребенку стать более уверенным и покажет ему, что вовсе не страшно подходить к другим деткам для знакомств и игр.

Игротерапия


Игротерапия — еще один хороший пример того, как с легкостью можно избавить малыша от страхов. Правильные игры помогут малышу свободно выражать свои мысли и обхитрят скованность и замкнутость. Игротерапия основана на проигрывании жизненных ситуаций, которые и вызывают страхи.

К примеру медвежонок идет на концерт, где много народа или зайчик боится познакомиться с остальными, но в итоге знакомится и все весело играют вместе.

Когда малыш ощущает тревогу при посещении врача, то можно поиграть в больницу. В продаже можно найти игрушечные медицинские приборы, сшить кукле белый халат или просто попросить малыша полечить свои игрушки. Со временем малыш осознает, что причин для паники нет и перестанет бояться всех врачей без разбора. Можно прочитать книгу про Айболита с красочными иллюстрациями или посмотреть мультфильм.

Помочь избавится от комплексов и сжатости помогут игры «Пойми меня» или «Чья походка» . В первом случае мама читает книгу, а малыш изображает эмоции героев. Во втором случае ребенок поочередно со взрослым изображают разные походки (кота, малыша, старушки, слоненка).

Доктор Комаровский не относит застенчивость к негативному качеству. Доктор остерегает родителей от высказываний: «Почему ты такой застенчивый?», «Почему ты молчишь, тебя ведь спросили?» . Таким образом, говоря это своему чаду, родители исходят из уважения к взрослым, который обратился к ребенку, но не осознают, что этим наносят вред своему же крохе. Ребенок будет ощущать, что родители недовольны им, что он совершает что-то плохое и как итог, может замкнуться в себе. Родителям нужно как можно меньше делать акценты на стеснительности ребенка, и по мере взросления все страхи уйдут сами собой.

Как бы то ни было, нужно воспринимать и принимать своего чада таким, каков он есть. И самое важное, видя его беспокойства не нужно высмеивать их и оставлять ребенка один на один с ними. Будьте внимательны и заботливы, и тогда все проблемы отойдут на другой план и полностью изживут себя.