Когда ребенок начинает жевать самостоятельно. Почему ребёнок не желает жевать или отказывается от твёрдой пищи. Твёрдая пища или специальные «тренажёры»

Как научить ребенка жевать твердую пищу? Этот вопрос волнует всех родителей. В данном случае на помощь приходит голод. Именно он, являясь мощным стимулом, помогает новорожденному приспособиться к груди. Научиться жевать ребенку намного сложнее. Да и сам процесс перехода на твердые блюда порой усложняют родители малыша, используя в его рационе только протертую пищу.

Как происходит процесс изменения рациона питания?

Не нужно заставлять ребенка жевать. Постепенно в процессе прикорма следует добавлять в рацион малыша более густую пищу, которую недостаточно просто проглотить. Тогда чаду придется начать работать челюстями, языком, губами, образовывая комочек пищи, затем продвигая его к горлышку, а там ему поможет сработавший глотательный рефлекс.

Многие мамочки переживают, что им никак не удается найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка жевать твердую пищу. Это вполне обоснованная тревога. Так как вредно долго держать малыша на пюре и кашах. Пищеварение должно работать в соответствии с развитием ребенка, а не должно становиться «ленивым» из-за того, что в ежедневном рационе присутствуют лишь жидкие и нежные блюда. Ферменты и желудочный сок слабо вырабатываются, потому что еда практически не пропитана слюной. Если предлагать подросшему малышу мягкое кушанье, приток к органам пищеварительной системы крови постепенно уменьшается, что ведет к ослабеванию работы самого желудка. Также отсутствие тренировки лица может отрицательно сказаться на формировании его формы и овала, но что самое страшное - на развитии прикуса.

Как научить ребенка жевать?

У каждого малыша свой характер, индивидуальные пристрастия к определенной пище. Кроме того, организмы людей работают по-разному. Поэтому не существует особых инструкций относительно того, как научить ребенка жевать твердую пищу. Данный факт связан с отсутствием их практической необходимости, индивидуальными особенностями организма и характера.

Чаще всего кроха ленится жевать только потому, что родители сами лишают его даже малейшей возможности пробовать. Приготовление пищи занимает длительное время, а разогреть готовые магазинные пюре - минутное дело, тем более ребенок их с удовольствием ест и набирает нужный вес. Но на самом деле нет ничего сложного в вопросе о том, как научить ребенка жевать пищу самостоятельно. Это довольно простой процесс, нужно лишь время и создание необходимых условий. Обычно дети без особых проблем справляются с твердой пищей. Но некоторым все же и после девяти месяцев тяжеловато справиться с уплотненными блюдами. Такое временное явление чаще всего связано с тем, что малышам мешают которые во время жевания травмирует десны, создавая болевые ощущения.

Когда лучше приучать ребенка к новому питанию?

Примерно с восьми месяцев можно периодически предлагать крохе немного уплотненные сгустки кашки, небольшие кусочки фруктов или овощей, хлеб, сушку или печенье. Важно вовремя перейти к более густому питанию, чтобы ребенок приучался работать губами, язычком и челюстями. Вообще, чем раньше добавлены в рацион и плотные блюда, тем лучше. Как только появляются первые зубки у малыша, пусть даже резцы - это сигнал к тому, что можно начинать добавлять в его рацион твердую пищу.

Как научить ребенка жевать твердую пищу быстрее? Постепенно малыша можно усаживать за взрослый стол. Это один из эффективных способов. Все малыши любят пробовать плотную пищу, хватая кусочки овощей или мяса с тарелок взрослых. Если ребенок делает это с удовольствием, то с восьми месяцев можно давать ему вермишелевый, картофельный супы или котлеты, приготовленные на пару. Главное - внимательно следить за тем, чтобы малыш случайно не поперхнулся.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.


Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.


Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.


Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.


Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой "взрослого" супа и кусочком хлеба

Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.


Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Если в нужное время ребенка не научили жевать, продолжая даже в 2 года кормить его перетертыми супами и пюре, то последствия для его здоровья могут быть неутешительными.

  1. Сформируется неправильный прикус, появятся проблемы стоматологического характера.
  2. Испортится пищеварение. Когда ребенок растет, вместе с ним развивается и его желудочно-кишечный тракт. Отсутствие твердой пищи в рационе малыша приведет к атрофии желудка — пища при поступлении перестанет обрабатываться должным количеством слюны, что, в свою очередь, станет причиной недостатка вырабатываемых ферментов и сбоев в работе системы пищеварения.
  3. Отсутствие навыков жевания неизменно приведет к проблемам в развитии речи, так как мышцы, отвечающие за произношение звуков, не будут получать необходимой для развития нагрузки.

Более того, ребенок, постоянно получающий перетертую пищу, отвыкнет прилагать какие-либо усилия со своей стороны для пережевывания и сознательно начнет отказываться от твердой еды. Так, уже к двум-трем годам дети способны манипулировать родителями, требуя привычную для себя еду.

Для деток, которые к этому времени готовятся в детский сад, это станет настоящей проблемой, впрочем, как и для их родителей.

В каком возрасте у ребенка формируется навык жевания?

Приучая малышей к измельченной ситом или блендером пище и используя детские смеси, удобные в приготовлении, многие неопытные мамы настолько увлекаются процессом, что часто пропускают момент, когда нужно вводить твердую еду в рацион ребенка.

При этом многие из них уверены, что кроха может спокойно жить и радоваться без твердой еды до 1 года, не подозревая, что навыки жевания нужно начинать формировать не с момента появления первых зубов, а намного раньше.

Как не пропустить нужный момент?

Обратите внимание на поведение крохи. Как только заметите, что он стал активно тянуть в рот все, что попадается под руку, начинайте действовать!

Если у малыша чешутся десны, а это первый сигнал к тому, что пора начинать прививать ему навыки жевания. У одних деток такой период наступает в 4-5 месяцев, а у других к 7 месяцам или позже.

Как заложить правильную основу для навыка жевания?

Как научить ребенка жевать в таком раннем возрасте? Используйте простое приспособление — прорезыватель зубов, покусывая который кроха начнет тренировать жевательные мышцы сам!

Кольцо для десен, своевременный переход на готовые смеси, соответствующие возрасту и ввод прикорма позволят научить кроху самостоятельно жевать уже в 1 год.

Как научить кроху жевать: эффективные методы

Введение в рацион твердой пищи

Начнем с того, что переходить на твердую пищу нужно постепенно. Если вы используете готовые смеси и пюре, то выбирайте только те продукты, что соответствуют возрасту ребенка. Чем старше кроха, тем более густыми будут смеси, а фруктовые, мясные и овощные пюре станут содержать твердые кусочки пищи.

Если вы привыкли кормить малыша продуктами собственного приготовления, то начинать переход к твердой пище можно постепенным снижением степени помола и отказом от блендера. Часть пищи можно давить вилкой, а часть тереть на крупной терке.

Но, что делать, если нужный момент упущен, ребенок уже слишком привык к перетертой еде м категорически отказывается жевать и глотать даже небольшие кусочки?

Массаж язычка

Начните с активации работы мышц языка, что необходимо для того, чтобы предотвратить появление у малыша рвотного рефлекса при попадании в рот твердой еды. Для этого ежедневно деликатно массируйте ребенку язык с помощью марли и деревянного шпателя, стараясь день ото дня приближаться к корню языка.

Как вариант также можно предложить крохе выталкивать язычком салфетку из марли, помещенной за щеку. Будет здорово, если по ходу этого вы введете в жизнь ребенка артикуляционную гимнастику.

Использование ниблера

Чтобы помочь малышу справиться со страхом попадания в рот твердой еды, можно начать с фруктов, завернутых в марлю или использования более современного приспособления — ниблера — сита для кормления.

Ниблер представляет собой небольшое сито в форме пустышки с ручкой, в которое закладывается кусочек фрукта или овоща. Ребенок сможет тренировать жевательные рефлексы, просто пережевывая фрукты в ниблере без риска подавиться крупным куском.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Ребенка после годика можно постараться разыграть, убедив в том, что блендер сломался, поэтому придется подавить еду вилкой. Отличного эффекта можно будет добиться, если привлечь малыша к процессу приготовления еды — пусть он сам подавит картошку вилкой или потрет на терке морковку.

Возможно, в этом случае у него будет больше желания попробовать плоды своего труда.

Положительный пример

Очень важно продемонстрировать малышу всей семьей, что есть вилкой кусочки еды — это интересно. Начните с сервировки стола, пригласите к нему всех членов семьи, намеренно игнорируя ребенка.

За едой делайте акцент на то, как вкусно и удобно есть твердую еду, тем самым пробуждая у малыша интерес к происходящему. Позвольте ему сесть за стол только после того, как он очень сильно проголодается.

Почаще приглашайте гостей, ходите вместе с ребенком в гости сами и обязательно акцентируйте внимание на приеме «взрослой» пищи. Важно дать понять малышу, что есть такую еду увлекательно, даже если для этого потребуется много времени.

Как увлечь твердой едой малыша без аппетита?

Особый случай — это отсутствие аппетита у ребенка. Таких детей родители рады накормить перетертой едой, лишь бы они не остались голодными. Как результат — отсутствие прогресса в формировании жевательных навыков и капризность малыша, который привык к тому, чтобы ему потакали.

В этом случае ответ на вопрос: «Как научить ребенка жевать?», - будет заключаться не в развитии у него жевательных навыков, а в стимуляции интереса к еде. Здоровый аппетит крохи ускорит процесс его перехода к употреблению твердой пищи, а значит, и жеванию.

Итак, если ваш ребенок относится к числу тех, кого нельзя уговорить сесть за стол по собственному желанию, то прежде чем перейти к процессу обучения его навыкам жевания, стоит попробовать поработать над пробуждением аппетита:

  1. Разбавляйте питье малыша вместо сахара сиропом шиповника или давайте сок шиповника, разведенный в воде.
  2. Замените покупные соки домашними компотами с черносливом и семенами фенхеля.
  3. Проводите больше времени на воздухе, активно играя с малышом.
  4. Не давайте ребенку перекусывать, а также пить молоко или сок между приемами пищи.

Будьте последовательны и настойчивы в достижении цели, не позволяйте ребенку манипулировать вами и, главное — поддерживайте его интерес к еде всеми доступными способами, в том числе, креативно оформляя блюда.

Не оставляйте кроху с едой без присмотра и ни в коем случае не угнетайте его жестким контролем, провоцируя закрепление чувства опасности во время приема жесткой пищи. Это приведет к тому, что ребенок начнет давиться и перестанет получать удовольствие от еды.

Педиатры уверяют, что за последние годы участились случаи, когда подросшие малыши отказываются есть твердую пищу, предпочитая тщательно измельченные пюре и смеси. То есть, все большее количество семей сталкивается с вопросом, как научить ребенка жевать?

Причина подобного отказа малыша вполне понятно. Сегодня мамы используют для кормления готовые смеси и пюре фабричного производства. Эти продукты измельчены очень тщательно, поэтому ребенку не приходится прикладывать усилий, для пережевывания. Разумеется, ребенку легче идти по пути наименьшего сопротивления, и ему не хочется жевать твердую пищу, ведь все равно мама потом дать привычное протертое питания.

Обязательно ли нужно научить ребенка жевать и глотать или пусть все идет своим чередом? Ведь со временем ребенок все равно будет вынужден освоить этот навык?

На самом деле, отказ от приема твердой пищи и жевания в раннем возрасте будет иметь негативные последствия. Умение жевать необходимо:

  • Для укрепления зубов. Если малыша долго кормят исключительно протертой пищей, то это может стать причиной формировать неправильно прикуса и других стоматологических проблем.
  • Для обеспечения нормального пищеварения. По мере роста ребенка развивается и его ЖКТ. Если ребенок не получает твердой пищи, то желудок начинает «лениться». Ведь если пища не пережевывается, то она не пропитывается слюной, и соответственно, при попадании в желудок не способствует выработке пищеварительных ферментов. В итоге, ребенка ожидают в будущем нешуточные проблемы с пищеварением.
  • Для развития речи. При жевании тренируются мышцы, которые принимают участие в произношении звуков. Если у ребенка вовремя не формирован навык жевания, то нет ничего удивительного, что и с развитием речи у него будут проблемы.

Кроме того, если не сформировать навык жевания вовремя, то ребенок может элементарно привыкнуть и не хотеть прилагать усилий, для того чтобы справиться с твердой пищей. В 2-3 года ребенок уже вполне может манипулировать родителями, понимая, что если он плотно сожмет губки, отказываясь есть или начнет проливать потоки слез то от него отстанут и накормят привычной протертой едой.

Когда нужно начинать учиться?

Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.

В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое – ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.

Читайте также: Как научить ребенка сморкаться? Проводим обучение в игровой форме

В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.

Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.

Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.

Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.

Как учить?

Переход на твердую пищу должен происходить постепенно. Если ребенка кормят готовыми продуктами фабричного производства, то нужно подбирать пюре и каши в соответствии с возрастом. Большинство известных производителей, делят свою продукцию на возрастные группы. То есть, ребенка 10-11 месяцев не стоит кормить кашей, предназначенной для полугодовалых младенцев.

Отличаются продукты для старших возрастных категорий консистенцией, они более густые, в них попадаются крупинки и комочки. Это хорошо подготовит малыша для перехода на общий стол.

Если мама предпочитает готовить питание ребенку сама, то нужно постепенно снижать степень помола, меньше работая блендером. После года блендером нужно будет пользоваться реже. Например, вареные овощи не перетирать в пюре, а измельчить вилкой, а яблочко – потереть на терке.

А вот с мясом спешить не стоит, кусочками этот продукт можно давать только после трех лет. Мясо требует более тщательного пережевывания, поэтому маленький ребенок не справится с задачей. Для детей этого возраста следует готовить блюда из фарша – фрикадельки, тефтельки и пр.

Что делать, если момент упущен?

Прежде всего, нужно убедиться в том, что нет никаких физиологических причин, мешающих есть твердые продукты. Нарушения могут быть связаны со сбоями в работе ЖКТ или заболеваниями горла или полости рта. Поэтому мамам не стоит пренебрегать диспансерными осмотрами, на которых, как правило, и выявляются причины, мешающие освоению навыка жевания.

Читайте также: Простые правила посещения детского сада

Если ребенок здоров, то причиной отказа, скорее всего, является нежелание преодолевать трудности. В этом случае, родителям, чтобы научить ребенка жевать твердую пищу придется проявить максимум терпения и выдержки. Не стоит давить на ребенка, так как строгость родителей в этом вопросе приведет к тому, что у ребенка сформируется страх и неприятие процесса кормления.

Ни в коем случае, нельзя резко переходить на кусковую пищу. Если вчера ребенка кормили тщательно измельченным пюре, а сегодня предложили борщ или овощное рагу кусочками, то, вполне естественно, что есть он откажется. Он просто не поймет, почему вместо «нормальной» еды мама пытается впихнуть в него что-то, по его мнению, несъедобное.

Некоторые сторонники строгих мер предпочитают придерживаться принципа: «Раз не ест, значит, не голоден». Но этот принцип, отнюдь, не самый хороший, так как ребенок еще слишком мал и регулярное питание для него очень важно.

Тем более не нужно пихать малышу в рот ложку за ложкой, если он давится и плюется пищей. Ничего, кроме испорченных нервов такое кормление не принесет.

Родителям нужно настроиться на длительный процесс обучения, в котором любые переходы будут совершаться постепенно.

Нужно кормить ребенка привычным пюре и кашами, постепенно изменяя консистенцию пищи, делая ее более густой, но пока не содержащей комочков. Если сделали еду слишком густой и ребенок не ест, то нужно совсем чуть-чуть разбавить порцию пищи жидкостью (водой, молоком, бульоном), и попытаться накормить малыша. Если действовать постепенно, то ребенок вскоре приучится есть густую, хоть и протертую пищу.

Далее нужно вместе с привычным пюре класть на тарелку несколько кусочков овощей или фруктов. При этом нужно подчеркивать, что именно такую еду (кусочками) едят все большие детки и взрослые. Ребенок часто стремится подражать родителям, поэтому его легко будет мотивировать на обретение нового умения – жевать пищу кусочками.

В это время стоит усаживать малыша за общий стол со всей семьей (разумеется, в высоком стульчике для кормления), путь он видит, что все остальные едят пищу кусочками, а не протертую.

Следующим этапом будет добавление в пищу кусочков. Например, в кашу можно добавить мелкие кусочки мягких фруктов (персика, груши) или овощей (отварной морковки, свеклы). Постепенно нужно размер и количество кусочков увеличивать, со временем полностью перейдя на не протертую, но мягкую еду. Затем можно вводить в питание, кусочки твердой пищи – яблока, огурца и пр.

Чтобы стимулировать интерес ребенка старше 2 лет, можно «привлекать» его к приготовлению пищи. Например, при варке каши, дать ему потрогать рис или гречку. Если варится суп, то показать, что представляют собой овощи.

Февраль 18, 2013

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).

Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.

Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.

Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!

Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.

Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы «Мешают крошки и я боюсь глотать ».

Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», — спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.

Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…

Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои .

Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.

Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!

Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант и коуч по детско-родительским отношениям. Имеет публикации в журналах «9 Месяцев» и «Няня» в качестве медицинского психолога, вела рубрику «Вопрос психологу» в журнале «9 Месяцев». Публиковалась в "Российской Газете". Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.