Конкурсы на медовый спас. Развлечение на тему "медовый спас"

«Медовый спас»

Звучит русская народная музыка. В музыкальный зал заходит ведущая в русском народном одеянии

(под русскую народную музыку вбегают скоморохи)

1. Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник!

2. Скоморох : Спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

1. Скоморох: Август по земле идет,

Праздники с собой ведет

Праздники урожаев

Исполняют «Хоровод».

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

2.Скоморох:

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

1.Скоморох:

Солнце светит

Полянки согревает
Медовый Спас сегодня

Детишек собирает!

2.Скоморох;

Эй, ребята, подходите
Сказку про пчел да
Медведя сейчас подглядите!

Ведущая:
Чтобы нам медок
Собрать надо пчелок всем позвать

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте

(Летят пчелки 2 девочки)

1 пчела:

Надо славно потрудиться
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Все:
Эй, цветочки, расцветайте
И лужок наш украшайте
Танец цветов «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Ведущая; Молодцы, пчёлки, хорошо потрудились. Вы устали?



Пчелки: Ох, устали! Отдохнём, да частушки пропоём!

Частушки: « Жу-жу-жу- пчелиные».

Пропоём сейчас частушки

Вам совсем не длинные,

Мы частушки назовём

Жу-жу-жу- пчелиные.

Пчёлки, милые подружки.

Будем вместе мы летать,

Да садиться на цветочки,

Чтоб немножко поболтать.

А мы пчёлки-пчёлочки,

Оделись мы с иголочки,

Над цветочками летаем.

Нектар сладкий собираем

Вот кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные
Мы частушки называли

Жу-жу-жу-пчелиные.

Ведущая Молодцы, пчёлки! Как хорошо вы пели!

Ведущая:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают
Вдруг услышали - медведь
К ульям крадется
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется

Медведь взрослый:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай
Нынче ведь Медовый Спас
Будет праздник тут сейчас

Медведь:
Буду я тогда скучать
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй

Игра « У медведя во бору»

Медведь:

Ох и ловкие детишки
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучай

Исполняют «Мы на луг ходили»

Пчелки:
Получай-ка, мишка, мед
Коль ты встал в наш хоровод.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок.

1.Скоморох. В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

«Мы сейчас пойдем налево»

2.Скоморох: Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться.

1.Скоморох: А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем.

Игра « Передай яблоко по кругу» -у кого яблоко осталось в руках,тот выходит в круг и танцует.

Эстафета «Перенеси яблоко –в ложке»

Ведущая: « Яблочный Спас»- Преображение, праздник урожая не только яблок,

но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют также

грибы, ягоды, все, чем одаривает людей сад, огород, лес.

1.Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребят загадки отгадать, чтобы понять знаете ли вы фрукты и овощи.

2. .Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребята загадки отгадать.


Загадки

Когда спело: душисто, румяно, золотисто.

Будто медом налилось, видно семечки насквозь.

(Яблоко)

Достать трудно, на зуб твердо

Кругом гладко, в середке сладко.

(Орех)

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Ведущая : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

1. Скоморох: Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Исполняют танец «Пяточка носочек»

Ведущая: День сегодня яркий,

Солнце и прохлада.

Вам корзину яблок

Принесла из сада.

Милости просим всех отведать, угощения в Яблочный Спас!


Сценарий развлечения «Пришёл Спас…»

Цель:

Приобщение детей к русским народным традициям.

Задачи:

Познакомить детей с православным праздником «Яблочный спас».
Создать радостную атмосферу праздника.

Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания.

Атрибуты к празднику :

Аудио запись русской народной музыки

Яблонька (искусственное дерево)

Корзина с фруктами (орехи, яблоки, груши, виноград)

Декоративные тарелочки (2шт)

Стулья (2шт)

Д/и «Сложи яблоко»

Костюмы для Скоморохов и ведущей.

Ход развлечения

Дети-малыши рассаживаются на спортивной площадке (по группам). Дети старшего дошкольного возраста приглашаются в зал.

Звучит звон колоколов («Суздальские колокола»)
В зал входят дети в русских народных костюмах.

Ведущий:
Снова праздник открываем,
Новый спас мы отмечаем.
Яблочный, а не медовый,
Празднику вы все готовы?

Дети: Готовы!

Дети по-очереди:

1 ребёнок : В это яблочное лето
Закрома полным-полны
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
2 ребёнок : Все хрустят сегодня сладко,
Унеслась далёко грусть,
Возит яблоки лошадка
Пахнет яблоками Русь!
3 ребёнок : Вот, что в нынешнем году
В нашем выросло саду:
Яблоки душистые,
Груши золотистые.

4 ребёнок : На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит

Группа девочек исполняет песню «К нам гости пришли», музыка А.Александрова

Ведущий: Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных

праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый

Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. В этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освящают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко - символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник-Ореховый Спас, празднуется он 29 августа.

Видеоклип - «Преображение Господне»

Дети старшего дошкольного возраста выходят на спортивную площадку.

Звучит весёлая народная музыка.

Ведущий 1: С праздником вас, детушки – малолетушки!

И большие озорные да веселые такие.

Пусть звучит тут звонкий смех,

Праздновать зову я всех.

Ведущий 2: И мы тоже скучать не станем

Лучше танцевать все станем

Эй, веселый народ,

Заводи-ка хоровод!

Исполняется хоровод «На горе-то калина» (русская народная песня), исполняют дети старшего дошкольного возраста.

Ведущий 1 : Спасы праздновали как прощание с летом.

Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит...
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!

Звучит шелест листвы.

Что это? Я слышу шелест листочков. Смотрите, да это к нам

сама Яблонька пожаловала.

На площадку вносят дерево – Яблоню.

Ведущий 2 : Да как много наливных яблочек на ней: краснобоких,

аппетитных, сочных да спелых. А вот какие загадки было

принято загадывать на праздник Яблочного Спаса.

Ведущий вызывает по одному детей из разных групп, которые «срывают» яблочки с загадками с дерева. Ведущий зачитывает загадки (на яблочках), дети отгадывают.

1.Круглое, румяное

С дерева упало -

Любое в рот попало (яблоко)

2. Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко (яблоко)

3.Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (яблоня)
4.В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод
Я подскажу на букву «Я»
Он начинается друзья (яблоко)
5.Белым цветёт
Зелёным висит
Красным падает (яблоко)
6.Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь. (яблоко)
7. Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

8.Зеленое да красное,

Кислое да сладкое,

Здоровье деткам обещает,

Во второй спас угощает (яблоко)

9.Вот ещё для вас загадка,

И отгадка у ней сладка.

Начинается на «я»

И кончается на «я».

А на каждой ветке – детки.

Детки тоже с буквы «я». (Яблоня, яблоки)

Ведущий: Спас второй приходит в гости,
Ну-ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь,
И во двор пора настала
Яблонь собирать плоды
Ну-ка, сколько нарожала?
Будем кушать до весны.

Игра «Кто быстрее перенесёт яблоки» (по цепочке)

Дети делятся на четыре команды. Впереди на расстоянии от команд стоят корзинки (по одной для каждой команды) с одинаковым количеством яблок. Даётся старт. Дети (первые) берут по одному яблоку и передают его по цепочке последующим детям, а сам игрок (первый ребёнок) бежит и садится на место. Кто быстрее перенесёт яблоки, тот и выиграл.

Появляется девочка Машенька из сказки «Маша и медведь»

Машенька: Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы весело проводите время.

(звучит музыка из этого мультфильма «Ты варись, моё варенье»)

А варенье вы умеете варить? (Ответ детей). Я мишке уже

Ведущий: Машенька, наши ребята хорошо помогают своим мамам, и сейчас

могут сварить дружно компот.

Дети становятся в круг.

У мамы (или) в кастрюле кипела вода (взявшись за руки, быстро идут по кругу)

И фрукты прыгали прямо туда.

Эй, яблочко,(груша, слива, персик, вишня, черешня), в кастрюлю скорее ныряй, (ребенок- соответствующий «фрукт» заходит в круг)

А мама, компот, варить продолжай. (На повторении дети идут в другую сторону).

Проводится игра «Варим компот»

В конце игры угощают Машеньку компотом.

Машенька: А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками, а с яблоками

Да грушами, картошкой да морковкой. Только чтобы нам

поиграть, нужно мои корзиночки разобрать!

Проводится игра «Разложи по корзиночкам фрукты и овощи. (Играют дети младшего-среднего возраста).

Машенька прощается и уходит.

Звучит весёлая русская пляска, под которую на площадке появляются скоморохи.

Конопатый скоморох: Я, ребята, скоморох,подходи поближе.

На моём лице горох появился рыжий.

У кого веснушки есть, и окрас, ох, ярок,

Мы тому подарим здесь яблочный подарок.

Рыжий скоморох: Я скоморох, скоморох,рыжий скоморошка.

На твоих щеках горох, на моих - морошка.

Здравствуйте, гости званные,

Дорогие и желанные.

Конопатый скоморох: Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт,
И на стол мы собираем,
И зовём вокруг народ,
Рыжий скоморох: Пироги мы будем кушать
Из плодов, что принесли,
Веселиться, песни слушать-
Спас второй встречаем мы!
Конопатый скоморох: На столе в стакане сок –

Дети: Яблочный.
Конопатый: Выпекается пирог –

Дети: Яблочный.
Рыжий скоморох: Аромат плывет в садах –

Дети: Яблочный.
Рыжий скоморох : И румянец на щеках –

Дети: Яблочный!
Оба скомороха: Кто румяней всех на свете?
Все: Это яблоки и дети!

Конопатый: Молодцы, ребята!

Рыжий: А сейчас мы так поиграем:

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

  1. 1. Если на Яблочный Спас сухой день – то осень будет

Дети: сухой,

Если дождливый – то зима будет

Дети: суровой.

Конопатый: 2.Пришел Спас – всему час:

Дети: плоды зреют.

Рыжий: 3. Какой второй Спас – такой и

Дети: январь.

Конопатый: 4. Яблочный Спас – встреча

Дети: осени

Рыжий: 5. Яблочный Спас - всему час:

Дети: шубу припас.

Конопатый: 6. Второй Спас – держи рукавички

Дети: прозапас.

Рыжий: Второй Спас –

Дети: яблочко припас .

Рыжий: Погоди, это что ж получается: всё у нас про яблочный

спас, да про яблочный спас?

Конопатый: Ага. А ты знаешь почему? (Рыжий скоморох мотает головой.)

Рыжий скоморох: А давай у ребят спросим?

(Ответы детей.)

Рыжий: Яблочный Спас издревле на Руси считался главным

праздником лета. С этого дня можно срывать спелые

Конопатый (обращает внимание детей на мольберты):

Вот так яблоня! Сама

Протянула ветку: «На!»

Только яблоки поспеют,

Раздаёт их, не жалеет.

Яблоню просить не надо,

Угостить любого рада.

Рыжий : А где же яблоки?

Конопатый: Да вот же, на дереве.

Рыжий: Дерево вижу, листья вижу, а яблок не вижу.

Конопатый (удивлённо): Ой, и правда, яблок нет. (Плачет.)

Рыжий: Не расстраивайся, дружок. Было бы дерево, а яблоки и нарисовать

Эстафета «Дорисуй яблочки» (проводят Скоморохи)

Конопатый : Вот какие чудные яблоньки у нас получились.

Праздник яблок объявляем

Спелых, сочных, наливных.

Что на ветках поспевают,

Кто из нас не любит их?

Рыжий: Ребята, а что можно приготовить из яблок? (Ответы детей.)

А я очень люблю яблочный сок. Давайте наш урожай яблок отвезём

на консервный завод, где нам сделают яблочный сок, а зимой мы

будем его пить.

Эстафета «Отвези урожай на завод».

Ведущий: Яблок урожай большой

Всё для нас сей час с тобой

За плетнем высоким нашим

Мы сейчас его покажем!

Русская народная игра «Плетень» (команда девочек и команда мальчиков – руки у обеих команд переплетаются «как плетень» становятся в шеренги друг против друга.

1.Под русскую народную песню один плетень подходит ко второму,

кланяется и отходит. То же делает 2-ой плетень.

2.«Плетень» рассыпается – дети пляшут где (выполняют любые

танцевальные движения). По окончанию пляски надо быстро собрать свой

Конопатый : Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хоровод « По малину в сад пойдем», музыка А.Филиппенко, исполняют дети старшей и подготовительной группы

Рыжий: Скажи, а мы яблочки только зимой есть будем? Может, хоть одно

осталось? Так яблочка хочется.

Конопатый : Ну ладно, вот тебе немного, угости ребят.

Ведущий: У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Мы грустить не разрешаем,

Мы играть здесь начинаем!

Аттракцион «Кто быстрее съест угощения!»(играют дети средней группы)

(Кусочки фруктов на тарелке под салфеткой. Двое помощников держат тарелки перед играющими. Нужно, не притронувшись руками к кусочкам, съесть их.)

Рыжи й: Собирайся, детвора!

Ждёт нас новая игра!

Игра «Собери яблоко»

Игра «Накорми друг друга»

Конопатый: Наш праздник яблочный на славу,

Друзья, сегодня удался!

Все - победители по праву,

Кто лучше и сказать нельзя.

Рыжий: Ох, яблочный Спас,

Начинаем перепляс!

Танец с платочками, исполняет группа девочек.

Ведущий: Со спасом ВеликимЯблочным

Всех поздравляем,

Здоровья, веселья

Мы всем пожелаем!

Ведущий: А сейчас своих друзей

Приглашаем поскорей

На празднике поплясать

Свою удаль показать.

Пляска «Калинка», русская народная мелодия, исполняют все дети в кругу по показу музыкального руководителя.

Ведущий: На нашем празднике сегодня присутствует священник, Отец

Алексий. Он сейчас расскажет откуда пришёл к нам праздник

Яблочный Спас.

Проповедь Священнослужителя.

Батюшка окропляет святой водой яблоки и детей.

Всех детей и гостей угощают Яблоками.

Галина Дятлова
«На пасеке». Сценарий праздника Медовый спас для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Познание» .

Виды детской деятельности : игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Цели : Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями ; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику .

Планируемые результаты : проявляет положительные эстетические чувства и эмоции; умеет поддерживать беседу, проявляет интерес к участию в играх и инсценировках ; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых задач.

Материалы и оборудование : фонограммы – жужжание пчел, рев медведя, иллюстрации насекомых – шмеля, пчелы, осы, комара; искусственные цветы – роза, колокольчик, одуванчик, мак, василек, подсолнух; тарелочка с шишками; «Клумба» (ваза с песком) ; туесок с медом , бочонок.

Действующие лица :

Дед Тимофей – пасечник взрослые

Белочки дети

Дети входят в зал и становятся в круг.

Ведущий :

Вас встречаю у ворот –

Праздник нынче всех вас ждет !

Дружно за руки беритесь,

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу,

Вас на полянку поведу!

Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой

Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки

В лес зеленый мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Проигрыш Кружатся, поставив руки на пояс.

Нагибайся, погляди-ка, Выполняют «пружинку»

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника, грозят пальцем

Все равно тебя найдем!

Проигрыш «Собирают ягоды»

Комары звенят над нами, поднимают и опускают руки, быстро

перебирают пальцами

Комары кусают в лоб, на последнее слово хлопают себя по лбу

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Проигрыш Хлопают в ладоши.

Звучит жужжание пчел.

Ведущий. Посмотрите, тропинка привела нас на пасеку . Вот и ульи стоят. А кто в них живет?

Дети отвечают.

Светит солнышко, жужжат пчелы…А вот и пасечник дед Тимофей идет .

Напевая входит дед Тимофей.

Дед Тимофей. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, дедушка Тимофей!

Дед Тимофей.

Рад я приветствовать на пасеке своей гостей ,

Таких хороших да воспитанных детей .

На моей пасеке лету радуются – и цветы и насекомые. А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю загадки.

Хлопотлива и смела

Медоносная… (пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела :

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (оса) .

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько попивает,

Превращая жизнь в кошмар.

Как зовут его?. (комар)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (шмель) .

Много вы знаете насекомых. Но самые мои любимые насекомые – пчелы. Я для них много домиков настроил – вот таких. (показывает ульи) . Называется пчелиный дом – улей. Про пчел народ пословицы и поговорки сложил. А вы их знаете?

Дети. «Около пчелки медок » , «И пчела не на себя работает» , «Трудится, как пчела» , «Одна пчела много меду не наносит» .

Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься от зари до зари, как пчела. Отдохни, поиграй с нами.

Дед Тимофей. Играть я люблю. Вставайте скорее, играть будем, посмотрю кто из вас умеет быстро бегать.

Игра «Дедушка Тимофей»

Играющие встают в круг, дедушка Тимофей – в центре.

Здравствуй, дед Тимофей! Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют

Посмотри ты на детей , дедушка выполняет движения : прикладывает

ладонь к глазам

не качай головой, укоризненно качает головой,

не тряси бородой, трясет «бородой» ,

ты не топай ножкой, топает одной ногой

постой на дорожке встает смирно

да послушай, что мы скажем прикладывает одну руку к уху

посмотри, что мы покажем! Приставляет к глазам руки, указательный и

большой пальцы соединены.

Затем дед Тимофей спрашивает, дети отвечают.

Дед Тимофей. Где вы, дети, были?

Дети. Во сыром борочке.

Дед Тимофей. А Что вы там делали?

Посидели на кочке Приседают

Постояли на пенечке, Встают прямо, подняв руки.

Голову почесали Чешут рукой голову.

Да от тебя убегали! Вытягивают руки вперед.

Дети убегают от деда Тимофея, он старается осалить как можно больше детей .

Дед Тимофей.

Пчелка, добрая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Меда принесет в свой дом.

Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы.

Дед Тимофей загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком) .

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,

В середине уголек,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок найдешь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Дед Тимофей.

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

«Хоровод цветов» Ю. Слонова

Дед Тимофей. У меня на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Дед Тимофей. Вот сколько нектара собрали пчелки. Пойду и я за угощением. А вы посидите, и немного отдохните.

Дед Тимофей уходит. Раздается рев медведя.

Тише, тише! Не шуметь!

К нам сюда спешит (медведь)

Входит Медведь.

По дороге мишка шел

И на пасеку пришел .

Здравствуйте, ребята!

Я – Мишка косолапый,

Немного толстоватый,

Так хочу я похудеть,

Но не знаю, как мне быть.

Ну-ка, Мишенька, вставай,

С нами танец начинай.

Пляска с медведем.

Я так весело плясал,

И ужасно я устал.

Не пора ли отдохнуть, перекусить да и вздремнуть?

К медведю подбегают белочки с тарелкой шишек.

Мы хотели Мишке

Дать на ужин шишки.

Вдруг как начал он реветь :

Я не белка! Я – Медведь!

Уберите ваши шишки!

Мед на ужин нужен Мишке!

Слушай, Мишка, не реви.

Лучше пчелку позови.

Где ты, пчелушка - пчела?

Ты скорей лети сюда.

К Медведю подбегает пчела.

Здравствуй, милая пчела.

Как здоровье? Как дела?

Все тружжусь и все жужжу!

Я на месте не сижу.

Русская народная песня «Ивановы пчелки»

Ивановы пчелки Дети взмахивают руками, как крыльями.

По полю летали.

По полю летали.

По полю летали, Взмахивают кистями рук.

Медок собирали . «Собирают мед»

Честь ему, хвала ему, Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Медок собирали .

Медок собирали , «Собирают мед» .

Мишку угощали. Кланяются, разводя руки в стороны.

Честь ему, хвала ему Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Мишку угощали. Мишку угощали.

Пчелка отдает Медведю бочонок с медом .

Медведь :

С праздником всех поздравляю ,

И от всей души желаю

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать !

Медведь уходит. В зал входит дед Тимофей. Несет туесок с медом .

Дед Тимофей.

Угощайтесь, ребятки,

Мед полезный, сладкий.

Дед Тимофей отдает ведущему и детям туесок с медом .

Дети, пчелки мои играли с утра, солнышку радовались, а теперь толкутся, гудят – не иначе жди ненастной погоды. Возвращайтесь-ка вы до дождя домой. До свидания!

Ведущий и дети прощаются с дедушкой Тимофеем и выходят из зала под жужжание пчел.

Список использованной литературы :

И. А. Лыкова : Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Издательство Карапуз-Дидактика /Москва 2007г.

А. Н. Зимина. Народные игры с пением. М., 2000.

А. Н. Зимина, Л. И. Мельникова. детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

М. И. Картушина. Русские народные праздники в детском саду . М., 2007.

Ирина Харук

Сценарий фольклорного праздника для двух старших и двух подготовительных групп. В празднике отражены традиционные, обрядовые,народные игры свойственные только для этого празднества .

Спас – всего про запас !

Сценарий для старшего дошкольного возраста.

Цель : ознакомление детей с народным праздником – Спасом : Медовым , Яблочным, Хлебным (Ореховый) . Показать красоту праздника , познакомить с обрядовыми играми, приметами и обычаями. Воспитывать любовь к русской культуре.

Ведущий 1 :

В августе у мужика три заботы : и косить, и пахать и сеять. В августе отмечают : Медовый , Яблочный, и Хлебный (Ореховый) спас . Сегодня мы покажем как русские люди отмечали праздник спаса .

Ведущий 2 :

А почему их было три?

Ведущий 1 :

Все дело в том, что Спас –это праздник сбора урожая , а как известно, разные плоды поспевают в разное время. Вот и получилось из одного целых три праздника .

Ведущий 2 :

И вот на нашем празднике –ярмарке мы представим их все. Встретим хозяев праздника .

Песня : «К нам гости пришли» .

1 Зазывала : Привет детвора! Как у вас дела?

2 Зазывала : Нынче ярмарка у нас! Покупай все про запас !

1 Зазывала : Эй, народ не зевай, пятками доставай!

2 Зазывала : Пляши,гуляй, только рот не разевай!

Ведущий 1 : И так первый «Медовый спас » . Начинали качать мед. Считалось, что пчела заканчивала свою летнюю работу и не обижается на выкачку. Пчелки всех медом угощают , ведь он помогает от всех болезней.

Давайте посмотрим игру «Пчелы» в неё играли дети в старину.

Игра «Пчелы»

1 Зазывала : Яблоки ранет, яблоки! Кому яблоки!

Яблоки ранет, каких на свете лучше нет!

2 Зазывала : Кому яблоки продать? Кому дешево отдать? Грушевый! Ананас! Купи дочка про запас !

Ведущий 2 : А следующий спас называется –Яблочным.

А назывался он Яблочным потому, что с этого дня начинался сбор и заготовка яблок. Есть яблоки до этого дня нельзя было, в этот день яблоки несли в церковь и освещали. Только после этого вся семья садилась во дворе своего дома под развесистой яблоней. И чего только не бывало на этом столе –яблоки во всех видов : печеные, медом политые , фаршированные, яблочные пироги, оладьи, лепешки, яблочный квас, компот –вкусно и весело.

Ребятишки забавлялись –яблоки с горки катали –чьё дальше укатится.

Игра «Катание яблок с горки»

Считалка «Катилось яблочко»

Хоровод «Веселый хоровод»

Веселей, хоровод! Все ребята рады!

В руки к нам упадет яблоко из сада.

К нам из саду придет яблоко большое.

К нам оно приведет грушу за собою!

Песня : «Яблочко»

I.Яблочко, яблочко соку спелого полно.

Ой люли, ой, люли, соку спелого полно.

II.Так свежо и так душисто, так румяно золотисто.

III. Будто медом налилось видны семечки на сквозь.

Вот так справлялся медовый спас !

Зазывала : Вот орешки! Вкусные орешки.

Вкусные на меду.

Давай в шапку накладу!

Отгадайте загадку : Маленький мужичок –костяная шубка!

(это орех)

А это подоспел Ореховый Спас !

Заходят дети : Чики –чики –чикалочки

Едет Ваня на палочке

Дунька на тележке

Щелкает орешки.

Игра «Орехи» .

Загадка :

В лесу на полянке стоит орешник в зеленом кафтане.

Богач и невелик

А орешками наградит.

В день праздника орехи , свежее выпеченный хлеб несли в церковь для освещения, и только после освещения разрешалось все это есть. Деревенские ребятишки весь день грызли орехи и играли с ними.

1 Зазывала : Глядите, не моргайте, рот не разевайте.

Ворон не считайте, подешевле покупайте.

2 Зазывала : Давай, давай! По дешёвке выбирай

Небывалого случая три года ждут!

В этот день –Орехового Спаса на горе крестьяне продавали холсты, полотенце. Отсюда и название –«Спас на полотне » .

Игра «В холсты»

Двое играющих становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы холста, свернутого жгутом. С возгласами «Тени холст будет толст» . Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

1 Зазывала. Все ли песни перепели! Пели –не напелися

Пели –не напелися, сели разревелися! Ой

2 Зазывала. Я иду по коридору, гуси серые за мной.

Здесь на ярмарке, веселой, как нам весело с тобой!

Ой подруга дорогая не пора ли нам сплясать

1 Зазывала. Гармонист играть нам станет, а мы будем танцевать. Два медовых пирожка , картошку рассыпучую.

Общая русская пляска

Песня «Будьте здоровы»

Ведущий 1 : Вот так разумно, мудро в старину у русских крестьян сочетался труд и отдых. Они умели потрудиться на своих полях и садах, взрастить плоды своего труда,а потом, когда был собран урожай –они умели словно повеселиться

Ведущий 2 : Закрома были полны у тех, кто хорошо поработал весной и летом –теперь долгая зима была не страшна.

Ну вот, ребятки теперь вы кое –что узнали о старинном русском празднике Спаса , о трех Спасах : Медовом , Яблочном,да Орехово –Хлебном. И теперь вам будет понятно русская поговорка.

Первый Спас –на меде стоит .

Второй Спас –яблоки едят .

Третий Спас –на зеленых холстах холсты продают.

А теперь милости просим к нашему столу!

(подводим детей к трем столам. Ну –ка попробуйте угадать, на каком столе от какого спаса угощения ) Дети

На первом столе –мед, медовые пряники , медовый квас .

На втором столе –яблочные пироги, яблоки.

На третьем столе –булочки, домашний хлеб, орешки.









14 августа – медовый Спас. На первый Спас заламывали соты, брали из ульев первый мёд и освещали его в церкви. По народной примете в этот пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов.

Начинают заготовку лекарственных ягод черёмухи и лесной малины. Ещё этот Спас называют «мокрым» или «Спасом на воде». В этот день был крёстный ход на реки для освящения воды. Все старались искупаться в воде и искупать скотину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медовый спас

Цель: Воспитание любви к Родине, интерес к народным праздникам, фольклору.

Историческая справка: 14 августа – медовый Спас. На первый Спас заламывали соты, брали из ульев первый мёд и освещали его в церкви. По народной примете в этот пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов.

Начинают заготовку лекарственных ягод черёмухи и лесной малины. Ещё этот Спас называют «мокрым» или «Спасом на воде». В этот день был крёстный ход на реки для освящения воды. Все старались искупаться в воде и искупать скотину.

Оборудование: Шапочка медведя, грамзапись «Песенка о лете», музыка М. Крылатова, мультфильм «Пчела Майя» и развивающий мультфильм о пчёлах, угощение.

В группе.

Ведущая:

Ребята, скоро кончится лето и наступит осень – пора сбора урожая. Но уже и сейчас начинают собирать урожай в саду и в огороде. А ещё в августе начинают заготавливать мёд. Пчёлка уже закончила свою летнюю работу и уже не обижается, что у неё забирают медок. Она угощает им

Раньше мёд несли в церковь, освящали, а потом кушали. А вы знаете, как называются пчелиные домики?

Дети отвечают.

Ведущая:

А где стоят домики?

Дети:

На пасике.

Ведущая:

А давайте, отправимся на пассику к дедушке Тимофею. Он про пчёл все знает.

Дети проходят в музыкальный зал и рассаживаются на стульчики.

Ведущая:

Хорошо, что сейчас лето.

Снова солнце высоко.

Что вода в пруду нагрета,

Как парное молоко.

Хорошо, что рожь густая,

Голубую пьёт росу.

Что встречают птичьи стаи.

Нас и в поле, и в лесу.

Хорошо, что нынче много

Разных ягод и грибов.

И что в дальнюю дорогу

Детский сад идти готов.

Проводится игра «Прогулка», музыка Е. Тиличеевой.

Ведущая:

Медведюшка, отпусти нас, мы идём к дедушке Тимофею на пасеку.

Медведь:

Ну что ж, проходите, медок я люблю. Дед Тимофей и меня не забывает – медком угощает.

В зал заходит Дед Тимофей.

Дед Тимофей:

Здравствуйте, ребятки.

Рад я приветствовать на пасеке гостей.

Таких пригожих да воспитанных детей.

На моей пасеке все лету радуются, и цветы, и насекомые. А вот сможете отгадать, про каких насекомых я вам загадки загадаю?

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько выпивает,

Превращая жизнь в кошмар?

Как зовут его? (комар)

Кто с гуденьем сел на хмель,

Неуклюжий, толстый (шмель)

Хлопотлива и смела

Медоносная (пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела:

Четыре перепончатых крыла.

По спинке за полоской полоса,

С изящной, тонкой талией (оса)

Ведущая:

Дедушка Тимофей, мы тоже загадаем тебе загадки.

Проводится игра «Дедушка Тимофей»

Здравствуй, Дед Тимофей,

Посмотри ты на детей.

Не качай головой, качают головой

Не тряси бородой, трясут «бородой»

Ты не топай ножкой, топают ногой,

Постой на дорожке. стоят смирно

Да послушай, что мы скажем,

Посмотри, что мы покажем.

Дети загадывают загадки – пантомимы.

Дед Тимофей:

Пчёлки над разными цветами летают. Получается разный мёд – гречичный с гречихи, липовый с липового цвета, цветочный – с разных цветов. А цветов на лугах и садах видимо – навидимо.

Отгадайте мои загадки.

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный лак… (мак)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке.

Ветерок прошуршал,

Разлетелся этот шар… (василёк)

То фиолетовый, то голубой,

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали.

Но только звенеть он сумеет едва ли… (колокольчик)

Дедушка Тимофей:

А теперь давайте играть в игру «Пчёлы»

Дети играют в игру «Пчёлы»

(Девочки – пчёлы, мальчики – цветочки, потом наоборот)

Говорят:

Пчёлки, пчёлки,

Жальца иголки.

Серые, малые,

Крылышки алые.

Поверху летают,

К цветам припадают.

Медок собирают.

(пчёлки ловят цветы)

Ведущая:

Отчего цветы в лугах?

Отчего шмели в цветах?

Отчего так раскраснелись

Вишни в солнечных садах?

Отчего зелёный лук

На полметра вырос вдруг?

А на старенькой осине

Распушился старый сук?

Отчего всё это?

Оттого что наступило лето!

Дети исполняют танец «Песенка о лете», музыка А. Крылатова.

Дедушка угощает детей и предлагает посмотреть мультфильм «Пчела Майя» и развивающий мультфильм «Где живут пчёлы?»