Конспект экспериментирования в подготовительной группе весна. Конспект нод в подготовительной группе детского сада по экспериментированию с водой. Эксперимент с капелькой

Тема: «По секрету всему свету»

Задачи: расширять представления детей о здоровом образе жизни через опытно-экспериментальную деятельность, рассмотреть роль плесени и ее влияние на жизнь человека; развивать мышление, память, монологическую и диалогическую речь; воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: проектор, презентация «Удивительная плесень», видеофильм «Йогурт», оборудование и алгоритм для приготовления йогурта в домашних условиях, накидки, шапочки для работы в лаборатории, корзина с молочными продуктами.

Ход занятия:
Дети заходят в зал.

Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. Здороваться – значит желать доброго утра, хорошего настроения и конечно же желать друг другу здоровья.
Ребята, я сейчас предлагаю поиграть с вами в игру «Волшебный цветок» и вы расскажете, что такое здоровье. (дети высказывают свои мысли)
А как нам сохранить и укрепить наше здоровье? (ответы детей)

А как вы думаете, что значит правильно питаться? (есть только свежие продукты, много овощей и фруктов, молочные продукты)
Нам передали корзинку с продуктами. Давайте рассмотрим, что в ней.
Рома, что тебе больше всего нравиться из молочных продуктов?
(воспитатель спрашивает у детей, какой молочный продукт им больше нравится, дети рассказывают стихи о молочных продуктах).

А как вы думаете, что может случиться, если молочный продукт будет просрочен?
А как можно увидеть, что продукт испорчен? (ответы детей)
А кто знает, что такое плесень? Что вы о ней знаете? (ответы детей)

Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию, где работают очень интересные и умные люди.
Они нам расскажут, что такое плесень и познакомят с рецептом приготовления йогурта.
Мы отправимся в лабораторию «По секрету всему свету».

Также интересный конспект по экспериментированию:

Включается музыка, проводится разминка

Дети проходят в лабораторию, надевают накидки, шапочки, садятся.
Мы рады приветствовать в нашей лаборатории. Мы проводим много очень интересных исследований и опытов.
Вас интересует, что такое плесень?
Об этом вам расскажет научный сотрудник Садовая Арина. (презентация «Удивительная плесень»)

1.Что такое плесень? (грибы)
2.Где она может быть полезна? (медицина, для приготовления кефира, йогурта, сыра)

Воспитатель:
А вы знаете из чего готовят йогурт?
Сегодня мы откроем секрет приготовления йогурта в домашних условиях.
Йогурт изготавливают двумя способами на заводе и в домашних условиях.
Ребята, мы сейчас с вами посмотрим фильм, как изготавливают йогурт на заводе. (дети смотрят)

Вопросы по фильму:
Для чего нужно надевать специальную форму на молочном заводе?
Как называется емкость, где готовится йогурт? (танки)
Что добавляют в йогурт? (фруктовые добавки)

Сегодня мы расскажем вам, как можно приготовить йогурт. Этот йогурт будет намного полезнее и вкуснее тех, что продают в магазине. Способов приготовления существует множество, но различаются они незначительно. Этот йогурт вы можете приготовить дома.

А сейчас наш научный сотрудник Василишина Даша расскажет все подробно.
Ребята вы поняли, как приготовить йогурт?
Давайте еще повторим способ приготовления йогурта
Что для этого нужно? (молоко, закваска)
Сколько нужно взять ложек закваски? (2)
Куда нужно поместить смесь? (термос)
Для чего? (сохранение температуры)
А сейчас опираясь на схему, приступаем к изготовлению.
(дети самостоятельно работают)
А сейчас Даша угостит вас уже готовым йогуртом, но мы можем сделать его вкуснее и полезнее, если добавим фрукты.
Понравился ли вам йогурт?
(дети отдают корзинку в лаборатории), затем прощаются с научными сотрудниками.
Вы запомнили, как готовить йогурт в домашних условиях, этим секретом вы можете поделится.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, подготовительная группа, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «По секрету всему свету»


Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Детский сад № 14 «Аленький цветочек»
Месторасположение: г. Камень-на-Оби, Алтайский край

Конспект НОД в подготовительной группе "Вода и её свойства"

ОО «Познавательное развитие» (природа)
Интеграция: ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие».
Тема: Вода и её свойства
Программное содержание : Создать условия для знакомства детей со свойствами воды;
Научить находить различие между водой;
Получить доказательство того, что вода имеет разные свойства и необходима всем живым организмам;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование : емкость для вода (разная), 10 стаканов, чайные ложки, апельсиновый сок, вода, кубик, физическая карта, сахар, соль, мука, подсолнечное масло.
Предварительная работа : рассматривание карты, отгадывание загадок, чтение стихотворений о воде,
О. Троепольской, «Град» Е.Серовой, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака»
Я.Акима.Игры: «Ручеек», «Мы - капельки».
Структура занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
Беседа - путешествие на поиски воды
3. Физ. Минутка
4. Техника безопасности
5. Знакомство со свойствами воды-
Экспериментирование
6. Итог

Ход занятия:

Организационный момент -Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте их поприветствуем!
(включается запись звука воды)
-Ребята, как вы думаете, что это за звук? (Звук воды)

Основная часть

Беседа - путешествие на поиски воды
- Сегодня мы с вами должны ответить на два очень важных вопроса:
1. Где живет вода?
2. Какими свойствами она обладает?
-Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
- А где у нас в группе можно повстречать воду? Пойдемте, посмотрим!
1. В уголке природы. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (растениям нужна вода, без неё они погибнут)
2. В уборной комнате. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (что бы мыть руки и лицо)
3. На кухне. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (что бы мыть посуду, пол, игрушки)
4. Чайник с водой. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (что бы мы её могли пить)
-Теперь мы знаем, где у нас в группе мы можем повстречать воду. А где еще мы можем повстречать воду.
(В реке, озере, море, океане.)
-Вот как много мест, где мы можем повстречать воду. А теперь давайте посмотрим на карту. Что вы можете сказать? (воды на поверхности Земли, больше чем суши.)
-Правильно, молодца ребята! На один вопрос мы нашли ответ. У нас остался еще один вопрос. Какими свойствами обладает вода?
И сейчас мы с вами отправимся в мини – лабораторию и как настоящие ученые будем проводить опыты, что бы узнать какими свойствами обладает вода. Но для начала отдохнем!
Физ. минутка К речке быстро мы спустились. (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоняемся и имитируем умывание)
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руки)
Вместе – раз, это брасс. (Руки вперед)
Все как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вместе на берег крутой. (Шагаем на месте)
И отправились домой.
Техника безопасности
- А теперь отправляемся в нашу мини – лабораторию. Ребята, посмотрите, что находиться в нашей мини – лаборатории? А что такое лаборатория? (учреждение или отдел, подразделение научно-исследовательского института) Молодцы! А что нам нужно сделать, что бы приступить к нашей работе? (Одеть фартуки)
Знакомство со свойствами воды-
экспериментирование - Ребята, что бы нам узнать все свойства воды, нам нужно пройти три разных лаборатории. Давайте узнаем, что мы будем делать в первой лаборатории. Алина прочитай. Нам нужно узнать имеет ли форму вода.
Имеет ли форму вода?
- Для этого возьмем стакан и наполним его водой. Перельем эту воду в широкую баночку. А теперь нальем воду в блюдце. Форму, которую имеет вода, все время меняется. А теперь возьмем кубик и положим в блюдце с водой, а затем его уберем. Форма кубика изменилась? (Нет) То есть кубик имеет свою форму. А форма воды изменялась? (Да)
Какой вывод мы можем сделать? Вода формы не имеет, а принимает форму сосуда, в которой находиться!
- Идем в следующую лабораторию!! Даниил прочитай, что мы будем делать здесь. Здесь нам нужно узнать какого цвета вода.
Какого цвета вода?
Возьмем стакан с водой и 7 разноцветных полосок. (Красная, желтая, синяя, черная, белая, зеленая, фиолетовая) И по очереди будем по очереди сравнивать цвет полоски с водой в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (Ни с одной)
Какой вывод мы можем сделать? Вода не имеет цвета.
- Идем в следующую лабораторию!! Влад прочитай, что мы будем делать здесь. Здесь нам нужно узнать какой вкус и запах воды.
Какой вкус и запах у воды?

Дети нюхают и пробуют воду и апельсиновый сок. Есть ли вкус и запах у воды, в отличии от сока?
Какой вывод мы можем сделать? У воды нет вкуса и запаха.
- Идем в следующую лабораторию!! Даниил прочитай, что мы будем делать здесь. Здесь нам нужно узнать является ли вода растворителем.
Вода – растворитель?
-Ребята, на столе лежит три вещества. Посмотрите, что это за вещества? (Соль, сахар, аскорбиновая кислота)
-Положите это все в стаканы с водой и размешайте. Теперь попробуйте, что изменилось? (У воды появился вкус). А что случилось с веществами, которые вы положили в воду? (Они растворились)
- А теперь давайте посмотрим, раствориться ли в воде мука и подсолнечное масло? Посмотрите на стакан, где мы растворяли муку, что вы видите? (Мука не растворилась полностью). Что вы видите, где растворяли подсолнечное масло? (Масло тоже не растворилось).
Какой вывод мы можем сделать? Не все вещества могут растворяться в воде.
Итог
- Молодцы ребята, все опыты мы провели! Теперь давайте повторим, какими свойствами обладает вода? У воды нет вкуса и запаха. Вода не имеет цвета.
Не все вещества могут растворяться в воде. Вода не имеет формы.
- Вода это ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите можно прожить без воды? (Нет). Правильно, вода нужна всему живому на Земле, поэтому воду нужно беречь.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

" Волшебница вода "

Воспитатель: Калиничева Анастасия Алексеевна

МБОУ «Устьвашская СОШ» СП-ДО «Детский сад «Колосок»

Цель: развивать исследовательскую деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы. З акрепить знания детей о значении воды в жизни человека, Дать детям почувствовать радость открытий, воспитывать любознательность и умение работать парами.

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. А работают тут ученые и их помощники лаборанты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём несколько экспериментов.

А вот над чем мы будем ставить опыты и эксперименты, вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Что такое вода? (ответы детей). Где можно найти воду? Ребята давайте мы с вами посмотрим на глобус. Что такое глобус? (ответы детей) Правильно это макет нашей планеты. Посмотрите на него и скажите какие цвета вы видите на глобусе? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом? (ответы детей). А что означает голубой цвет на нем? (ответы детей). А какого цвета больше всего на глобусе? (ответы детей). Наша планета на 80% состоит из воды, а суша занимает всего 20% всей территории. Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.

Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2.Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Содержи рабочее место в чистоте.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста а вода у нас какая? (ответы детей). А мне сегодня один ученый сказал, что вода густая. Это правда? (ответы детей). А какая? (ответы детей). Ж идкостью называют вещество, которое обладает подвижностью и текучестью. Давайте мы с вами докажем, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Что происходит? (ответы детей). Значит, какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. У воды есть вкус? (ответы детей). Значит вода, какая? (безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? (ответы детей). Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Теперь сделаем вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Скажите ребята а вода всегда только жидкая? (ответы детей). Возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей). Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это тоже вода? Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода, когда замерзает, становится твердой.

Воспитатель: А еще вода бывает в газообразном состоянии. Кто знает как это? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим на наш термос. В нем налита горячая вода. Давайте нальем ее в кружку. Смотрите что появилось над кружкой? (ответы детей. А что такое пар? (ответы детей). Давайте мы с вами накроем кружку крышкой, и немного подождем. Что появилось на крышке? (капельки воды). Какой вывод можно сделать из этого? (ответы детей). Где мы в жизни можем встретить пар? (ответы детей)

А теперь мы немного разомнемся. Выходим в центр группы и встаем в круг
Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз - это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой - это кроль (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Воспитатель: Я знаю еще один очень интересный опыт. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плавали? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А кто из вас плавал в море? А вы знаете что в море очень легко плавать. А кто знает почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает.

Какой вывод можно сделать: в соленой воде плавать легче, вода с солью выталкивает на поверхность.
Ребята скажите, а любую воду может пить человек? (ответы детей). Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. В этом стаканчике находится грязная вода. Скажите, мы можем сделать так чтобы вода стала чистой? (ответы детей). А как? (ответы детей). Что используют для очистки воды? (фильтр).Сейчас мы с вами попробуем очистить воду от грязи. Пододвинте к себе пустой стаканчик и стаканчик с грязной водой. На пустой стаканчик положите промокашку. С ее помощью мы попробуем очистить воду. И потихонечку перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что стала с водой? (ответы детей). Наша вода прошла через наш фильтр а вся грязь осталась на фильтре. Какой вывод можно сделать? Грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А как можно охранять воду? (вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

А сейчас я хочу вручить моим маленьким лаборантам памятные медали.

Впереди нас ждут много новых открытий , поэтому до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».

НОД в подготовительной группе. «Опыты с водой»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах

Воды.

Задачи:

Ход занятия

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

Делать так руками нужно:

Вот поплавали мы с вами,

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

Раз -налево, два -направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Объяснение опыта

Объяснение опыта

Опыт №3 «Радужный стакан»

Объяснение опыта

Объяснение опыта

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появляется лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы будут «перекрашены».

Молодцы, ребята!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Опыты с водой»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах

Воды.

Задачи: Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Ход занятия

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете что такое лаборатория? (ответы детей)

Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы) Вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)

Назовите уже известные вам свойства воды. (ответы детей)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Любую воду может пить человек? (ответы детей)

Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Нам пора с вами отправляться в лабораторию «Удивительных превращений». Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Содержи рабочее место в чистоте.

Юные лаборанты, надевайте фартуки и шапочки и занимайте свои рабочие места. Чтобы нам лучше сосредоточиться предлагаю сделать зрительную гимнастику:

Раз -налево, два -направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Опыт №1 «Тонет - не тонет» (опыт с яйцом)

Детям предлагается сделать растворы из соли и воды разных концентраций и опустить в них яйцо, а затем сделать вывод.

Объяснение опыта

Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.


Опыт №2 «Подводная лодка» (виноград и газированная вода)

В стаканчики наливается газированная вода и дети опускают виноградинки в воду, наблюдают и делают выводы.

Объяснение опыта

Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала виноградинка опустится на дно. Но на ней сразу же будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка.

Опыт №3 «Радужный стакан»

Дети делают сахарные сиропы разных концентраций, окрашивают их в разные цвета, а воспитатель берет сиропы, начиная с самого слабого, и наливает их в один стакан.

Объяснение опыта

Разноцветные слои не перемешались из-за того, что в сиропах разная концентрация: сироп с меньшей плотностью окажется наверху, а с большей- внизу.

Опыт № «Вода течет вверх» (окрашивание цветов)

Воду окрашиваем с помощью пищевых красителей в разные цвета, затем помещаем в растворы цветы белого цвета. На следующий день оцениваем результат.

Объяснение опыта

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появляется лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы будут «перекрашены».

Молодцы, ребята!

Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».


Конспект НОД по экспериментированию в старшей - подготовительной группе ДОУ

Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
Воздух бывает теплый? (Бывает).
Воздух бывает чистый? (Бывает).
Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
Воздух бывает легкий? (Бывает).
Воздух бывает грязный? (Бывает).
Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
Воздух бывает холодный? (Бывает).
Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.
Вывод: в соленой воде плывучесть легче.
Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Опыт №5 «Окрашивание воды»
- Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе». Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.