Конспект комплексной нод в подготовительной логопедической группе. тема: «пасхальный звон» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе



Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ №4 «Буратино»
Месторасположение: Ярославская область, город Тутаев

Цель:

Задачи:

Систематизировать представления детей о празднике Пасха ;

Продолжать , вызвать у

детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи;

Введение в словарь детей с объяснением лексического значения

слов «кулич», «пасха»;

  • воспитывать и его традициям, умение чтить и

Оборудование:

Интерактивная доска;

Корзина с пасхальными угощениями (кулич, крашенки);

Иллюстрации на тему «Пасха»

  1. Организационно-мотивационный этап

Дети входят в группу, воспитатель предлагает им собраться вместе в центре на ковре.

Воспитатель:

Вы сегодня утром уже приветствовали друг друга- здоровались. Давайте перед занятием ещё раз поприветствуем друг друга, но уже по- другому. Как предлагаете? (Христос Воскресе- Воистину Воскресе)

Почему именно такими словами? (Идёт Пасхальная неделя, после Пасхи 40 дней можно так приветствовать друг друга)

Воспитатель:

Пасхальная неделя нам приносит много радости, приятных сюрпризов.

— Вы ничего нового не заметили в группе? (На столе удивления появилась красивая корзина).

Что хочется сделать? (посмотреть, что в ней)

Мне тоже очень любопытно, что в ней.

(дети достают предметы, называя их)

Может все эти предметы можно назвать одним словом? (пасхальные)

  1. Основной этап

Откуда вы знаете, что это Пасхальные предметы? (высказывания детей)

Что такое Пасха? (высказывания детей)

Воспитатель:

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, победа Добра над Злом. Это время, когда каждый должен задуматься о своих поступках: хороших и плохих, должен понять, что он сделал плохого и исправить это. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он учил людей быть . Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили, распяв на кресте. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают «Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы, соблюдают традиции своего народа на Пасху: красят яйца, пекут куличи, делают пасху.

Воспитатель:

А как в вашей семье праздновали Пасху? (рассказы детей)

Воспитатель:

На Пасху вся семья собиралась за общим столом, дарили друг другу подарки. А на столе обязательно были пасхальные угощения. Эти угощения накануне освещались в храме. Принято на Пасху целовать друг друга при встрече три раза-христосоваться.

(рассматривание иллюстраций на большом мольберте)

Воспитатель:

А ещё на Пасху люди внимательно наблюдали за погодой.

На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным.

На Пасху дождь с громом — к богатому урожаю.

Ясная погода на пасху — к сухому лету.

А если погода была мрачная, то люди звали солнышко специальными закличками.

Название статьи: Праздник «Пасха» в детском саду. Конспект НОД для подготовительной группы.

Физкультминутка

Солнышко-ведёрышко, (руки вверх, тянемся)

Выгляни в окошечко! (руки сложены перед собой)

Солнышко, нарядись! (показываем платье)

Красное, покажись! (поворачиваемся)

Солнышко, солнце, (тянемся)

Выгляни в оконце, (выглядываем)

Посвети немножко, (фонарики)

Дам тебе горошка!

Воспитатель:

Ребята, кто из вас знает, почему на Пасху принято дарить именно яйцо, окрашенное в красный цвет? Почему на Пасхальном столе должна быть пасха? Почему кулич?

А вы хотите это знать? (ответы детей)

Я не знаю ответа на эти вопросы, мне нужна помощь. Вы мне можете помочь, объяснить?

Где можем найти ответ на интересующий нас вопрос?

Обратимся к интернету, зададим интересующий нас вопрос, смотрим, какую информацию нам даст интернет.

(просмотр эпизода из фильма «Пасха» 1 канала телевидения 2011г.)

Воспитатель:

Почему яйцо? Почему красное?

Почему пасха?

Что интересное запомнили про кулич?

Воспитатель:

Как вы думаете, кто мог нам оставить эту корзину с Пасхальными угощениями? (варианты детей)

А мог просто прохожий, ? Почему? (на Пасху принято угощать крашеными яйцами и куличами)

А только ли на Пасху надо одаривать людей, делиться с тем, у кого ничего нет?

(нужно быть щедрым, заботливым, внимательным к тем, кто рядом с нами, к бедным и обездоленным)

А приходилось вам когда-нибудь делились чем-нибудь с другими?

Расскажите нам об этом (рассказы детей)

— Как предлагаете распорядиться угощениями в корзине? (варианты детей, выбираем один из всех путём голосования- меньшинство подчиняется большинству)

Воспитатель:

На Пасху люди веселились, играли в игры с крашеными яйцами.

Какие вы знаете Пасхальные игры? (ответы детей и рассматривание иллюстраций на мольберте)

А мы с вами поиграем в игру «Перенеси-не урони»

(Дети делятся на 2 команды, по очереди каждый в команде несёт на ложке яйцо, обегает стойку, возвращается и передаёт в ложку следующему игроку яйцо. Побеждает та команда, которая быстрее пробежит и не уронит яйцо.)

Воспитатель:

На Пасху принято дарить подарки, я тоже хочу вам подарить необычный подарок. Его сможет увидеть только тот, кто умеет дружить, быть внимательным к своему товарищу, работать в команде.

(дети получают картину-пазл для разукрашивания «Кулич»)

Воспитатель:

Вы можете выбрать с товарищем кусочек кулича, раскрасить его, а затем мы соберём общий красивый пасхальный кулич.

  1. Оценочно-рефлексивный этап

Воспитатель:

Что новое для себя вы открыли на занятии?

Чему вы удивились? (получился не просто кулич, а игра-бродилка, можем придумать сами игру)

Когда радовались?

Может вам было грустно? Почему загрустили?

Что бы вам хотелось ещё сделать на этой праздничной пасхальной неделе?

(позвонить в колокола, испечь маленькие куличики и угостить ими друзей, спеть пасхальные песни, поиграть в пасхальные игры)

Чтобы помнили о намеченных делах на праздничной неделе-запишем на доске с помощью картинок. (дети выбирают и прикрепляют на магнитную доску картинки с изображениями: кулича, колокола, ноты, крашеного яйца)

Воспитатель:

Я хочу поблагодарить вас всех за занятие, а начну с …

(собираем всех детей в цепочку аплодисментами)

Название: Праздник «Пасха» в детском саду. Конспект НОД для подготовительной группы.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, народные праздники, Развивающие игры, Подвижные игры, Подготовительная группа

Интеграция областей: познание, художественное творчество (декупаж, экспериментирование.

Задачи: 1) познакомить детей с праздником Пасха

2) развивать у детей интерес к познанию русских традиций посредством рус. народных игр, художественно-прикладного искусства

3) воспитывать любовь к истории возникновения праздника.

Материалы: различные пасхальные открытки, иллюстрации, вареные яйца,

салфетки, яичный белок.аудиозапись «Пасхальный Благовест»

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)

Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица- это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

На Новый год- ставят ёлку, на Рождество- проводят гадания, на Троицу почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

А что делают на Пасху? (ответы детей)

Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

Пасха- самый главный праздник христиан. К Пасхе люди готовились очень долго и эта подготовка называется - великий пост. В эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. А ещё в это время каждый человек должен задуматься о себе, о своих поступках хороших и плохих, о делах добрых и не очень, и должен понять, что же он сделал неправильно, плохо и по возможности исправить это.

В этот светлый и добрый праздник- Пасхи во всех церквях звонили колокола, по особенному, торжественно этот звон зовется "Пасхальный благовест".

(звучит запись колокольного звона)

Ребята, а может кому-то из вас знакомо имя- Иисус Христос?

Кто это? (ответы детей)

Да ребята, для верующих людей христиан, Иисус Христос- Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда-то давно Иисус жил на земле и делал очень много хорошего для людей, помогал больным и бедным. А главное учил любить близких, людей и Бога. Народ очень любил Иисуса Христа, но люди бывают разные: гордые, завистливые, злые. Эти люди возненавидели Иисуса и решили его погубить. Они схватили и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, его похоронили в пещере. Но произошло чудо через три дня Иисус воскрес. И в этот день люди стали праздновать воскрешение Иисуса Христа. И в пасхальный день люди приветствуют друг друга восклицанием "Христос Воскрес! "

А теперь ребята у меня для вас задание. Мы с вами делали аппликацию "Пасхальное яйцо". Я взяла нашу аппликацию и разрезала её на несколько частей. И ваша задача собрать из частей аппликацию.

Д/и "Собери из частей целое"

Молодцы, справились с заданием, А теперь скажите мне, кто знает как красят яйца? (ответы детей)

Правильно яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашенные в один цвет называются крашенками. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки узорами. А еще деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж".

А вы знаете ребята, почему дарили друг другу именно яйца? Потому что яйцо- это символ жизни. Красное яйцо считалось символом нового дня, новой жизни.

Ребята, давайте мы с вами попробуем покрасить яйца в луковой шелухе.

(окрашивание яиц, (беседа о безопасности)

Еще ребята в старину люди на Пасху устраивали народные гулянья, игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется "Катание яиц"

Проводится игра "Катание яиц"

Ребята давайте посмотрим наши яйца уже наверное окрасились, нужно их аккуратно вытащить из воды.

Ну что ребята, получилось у нас окрасить яйца? (ответы)

А для того чтобы наши яйца стали ещё красивее давайте их украсим.

Украшение яиц в технике "декупаж". (демонстрация открыток, наклеек)

Ребята посмотрите где располагается рисунок на яйце. (ответы)

Правильно, молодцы. Рисунок располагается на всей поверхности яйца или в центре яйца. Возьмите в руки салфетки и аккуратно вырежем рисунок который вам понравится. Теперь прикладываем рисунок к яйцу, где вам кажется, будет лучше и кисточкой наносим яичный белок на рисунок. Теперь положим яйца и дадим им высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас яйца. Ну что к празднику мы готовы? (ответы детей)

Молодцы ребята, а вы знаете, что на Пасху еще играли в прятки, Но это не простые прятки. Кто нибудь из взрослых выходил утром в сад с подарками и прятал их. Проснувшись дети бежали в сад искать подарки.

Ребята, а вы помните, что мы с вами приготовили для наших гостей подарки? Но сегодня утром я решила поиграть с вами в "Прятки" и спрятала подарки. А вы должны их найти. Я вам даже немного подскажу.

Скажите мне, какое дерево распускается самое первое весной? (ответы детей)

Правильно верба. А теперь посмотрите внимательно по сторонам. Есть ли у нас в группе веточка вербы? (дети ищут вербу и подарки)

Раздают подарки гостям

Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.

Итог – анализ:

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья

Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям

Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем

Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты,

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

Петушиный гребень – к урожаю.

Цветы – символ красоты.

Точечки – символ плодородия.

Цель мероприятия:

Воспитание любви к своей земле, к своему народу;
приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Познакомить с пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора;
совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, закличек, хороводов, русских народных игр.
формирование художественно – эстетического вкуса
развитие творческих способностей каждого ребёнка
активизация творческой фантазии и воображения

Ход занятия:

Постановка темы

В день Пасхи звонили в церквях колокола, звонили по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна

Тихая долина

Отгоняет сон

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С.Есенин.

Прослушивание магнитофонной записи колокольного перезвона

Сегодня мы будем говорить про Пасху.

Объяснение нового материала

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ПАСХА? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником?

Пасха – самый большой и светлый праздник христианской церкви. К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель), в эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Вовремя поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

1 ребенок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

2 ребенок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Воспитатель: Христос Воскрес, дети! Наступил праздник Пасхи. Церковь называет Пасху Праздником праздников. Когда-то очень давно Бог прислал к нам на Землю Иисуса Христа, своего сына, чтобы он победил Зло и Смерть, чтобы избавил всех людей от их первородного греха.

К Пасхе относились благоговейно. Вся семья собиралась за общим столом, дарили друг другу подарки.А на столе обязательно были пасхальные куличи.

Дидактическая игра

Перед детьми картинки продуктов. Их задача выбрать те, которые необходимы для выпечки пасхального кулича.

Мука, сахар, соль, молоко, яйца, изюм.

Объяснение нового материала

Воспитатель: На пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Народные приметы:

На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным,

На Пасху дождь с громом - к богатому урожаю

Ясная погода на пасху - к сухому лету.

А если погода была мрачная, толюди звали солнышко специальными закличками.

Учим закличку:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

На пасху всегда ждали гостей. А гости просили у хозяев подарки (Приход гостей)

Хозяюшка-батюшка,

Одари гостей,

Не камней, да костей.

Не хочешь дарить –

Пойдем с нами:

Грязь месить, собак дразнить,

Собак дразнить, людей смешить!!!

Воспитатель: А хозяева дарили своим гостям яйца-крашенки. Это вареные крашеные яйца, расписанные по особому обычаю.

А почему красили и угощались яйцами?

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, под углами дома закладывали яйца.

Прежде, чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет хороший урожай.

Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел, и вырос в крепкого коня.

А почему же красят яйца?

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!», и яйцо сразу стало ярко – красное, символизируя кровь, которую пролил Христос. И именно поэтому яйца на Пасху принято красить красным цветом.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:
Сосна и ель- символ здоровья.
Дубок - символ силы.
Точечки - символ плодородия, новой жизни.
круг – символ солнца

Практическая работа

Вареные яйца дети опускают в специальный мешочек, а затем, под контролем воспитателя, в горячую воду. Яйцо становится цветным. Затем вместе обсуждаем, какие узоры проявились и какой смысл они несут.

Подвижные игры

«Не урони»

Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо.

«Прокати»

Просмотр презентации о Пасхе
Итог

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали о праздновании Пасхи?

Наталья Набокина
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Пасхальное яйцо»

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе

Тема : «Пасхальное яйцо »

Программное содержание :

Учить детей видеть красоту обычных окружающих нас вещей, развивать фантазию, углублять познания о народном искусстве.

Учить видеть красоту человеческих отношений.

Закреплять умение работать с гуашью тонкой кистью.

Оборудование :

Гуашь, смешанная с клеем ПВА,

Тонкие кисточки,

Сваренные вкрутую куриные яйца (на каждого ребенка,

Музыкальное сопровождение во время работы детей (Моцарт «Пастораль» , «Акварель» )

Предварительная работа :

Чтение сказок «Зорька, Вечорка и Полуночка» , «Сказка о золотом, серебряном и медном царствах» , «Кощей Бессмертный» , «О Горе-горянине Даниле-дворянине» ; «Энциклопедии о животных» , беседы о семейных и религиозных праздниках.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Кто кем будет?» (котенок, щенок, теленок, ребенок, жеребенок, птенец, цыпленок, яйцо )

Дети отвечают, воспитатель подводит итог. Действительно из яйца может вывестись и цыпленок, и страусенок, и пингвиненок, и черепашка, и крокодильчик, и даже динозаврик.

Вообще, яйцо у наших предков , древних славян, считалось символом всего живого, символом возрождения.

Правда, интересно, мы держим в руках яйцо – оно твердое , не шевелится, не дышит, не растет – вроде бы и неживое? А на самом деле в нем хранится жизнь.

Вопрос : что нужно для того, чтобы эта жизнь пробудилась, в какие условия должно попасть яйцо , чтобы из него кто-нибудь вывелся?

Дети отвечают.

Древние славяне верили в чудодейственную силу яйца, наделяли его волшебными свойствами. Вспомните, в каких сказках встречается яйцо и какой чудодейственной силой обладает?

Дети отвечают.

Многие ваши бабушки и мамы красят яйца в разные цвета на праздник Пасхи . Так все же, почему красят яйца на Пасху ? Одно из объяснений трактует это так. Во время 40-дневного поста куры не переставали нестись, и хозяева варили яйца, чтобы они не испортились. Вареные яйца красили - так их легче можно было отличить от свежих.

Другая, более поэтическая версия. Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами : «Христос Воскресе!» В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.

С тех пор появилась традиция красить яйца. Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время как само яйцо было символом возрождения. Однако позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.

Совершенная форма и гладкая поверхность яйца красива сама по себе. Но она может стать прекрасным фоном для рисунка.

У древних славян рисунки, которыми покрывали поверхность яйца, имели определенный смысл, были символами (воспитатель вешает на доску или мольберт картинки) :

Мотылек – пожелание легкой доли,

цветок – пожелание достатка,

ветрячок (мельница) – к достатку,

цветок фасоли – девушкам на выданье, чтобы скорее вышли замуж,

голубь – душевное спокойствие,

рыба – символ нежности.

У детей на столе в подставочках стоят яйца, лежат кисточки, подготовлены краски .

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, внимательно рассмотреть картинки, подумать и нарисовать на яйце пожелание, которое бы они хотели подарить своим близким.

Дети работают самостоятельно, можно включить спокойную музыку.

После окончания работы воспитатель предлагает устроить выставку, а потом подарить яйца своим близким.

Публикации по теме:

Декоративное рисование в средней группе «Пасхальное яйцо» Декоративное рисование в средней группе «Пасхальное яйцо» Задачи: воспитывать интерес к русским пасхальным традициям; создавать условия.

Представляю вашему вниманию коллективную работу "Пасхальное яйцо" в средней группе детского сада. Вырезаем яйцо из разноцветного картона.

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе №2 «Солнышко»: «Украсим пасхальное яйцо» Воспитатель: Хлыстова Ольга Алексеевна. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие: Социально-коммуникативное,.

Конспект комплексного занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Весной в лесу» «Весной в лесу» Направление «Познавательно-речевое» Направление: Познавательно – речевое. Образовательная область: «Познание». Интеграция.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество» Программное содержание: Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве, - расширять представления о том, где «живет».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья» Авторы: учителя-логопеды высшей квалификационной категории МАДОУ города Рязани «Детский сад №134» Нехаева Людмила Ивановна, Кожина Лилиана.

В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия состояла в расширении и активизации словарного запаса детей, расширения кругозора, закрепление лексико-грамматической стороны речи, развитие у детей художественно-творческих способностей, воображения, памяти. Также не маловажным моментом в занятии является развитие мелкой моторики детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

«ПАСХА. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ. СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ»

Левшенкова Галина Насурулловна , учитель-логопед

Цель:

  • совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; развивать диалогическую речь, закреплять умение правильно выстраивать предложение;
  • закреплять четкое произнесение поставленных звуков;
  • расширять знания о русских праздниках и обычаях, поддерживать интерес к народно-прикладному искусству;
  • закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца;
  • воспитывать уважение к народным умельцам; закреплять умение лепить из теста жаворонков, воспитывать уважение к хлебу, прививать интерес к кулинарии;
  • развивать у детей художественно-творческие способности, воображение, память;
  • развитие мелкой моторики.

Материал и оборудование:

  • русские народные костюмы, платки, кокошники, рубахи, кушаки, платок, очки, 2 корзины, свеча в подсвечнике, вареные яйца, плетенка с клубками, готовое тесто, клеенки, ножи, полотенца, подносы для жаворонков, фартуки, косынки, подставки для росписи яиц, кисти, подставки под кисти, краски, баночки с водой, тряпочки, угощение.
  • группа украшена в русском стиле: печка, люлька, прялка; выставка народно-прикладного искусства, выставка расписных яиц;
  • спички, огнетушитель.

Ход занятия:

I. Логопед и дети наряжены в русские народные костюмы.

Логопед: Дети, какие вы все нарядные, красивые. Расскажите, что на вас надето?

Дети рассказывают про свои наряды.

Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки.

Логопед: Какие вы молодцы. А чем украшена наша группа?

Дети перечисляют предметы, поделки русского народного искусства (павлопосадские платки, гжель, городец, дымку, жостовские подносы, хохлому).

Логопед: Ребята, хотите поиграть? У меня есть корзина с сюрпризом.

Логопед надевает платок и очки, в корзине лежат клубки.

Логопед: Я буду ваша бабушка. Здравствуйте мои хорошие. Садитесь на ковер и слушайте внимательно.

II. В группе выключается свет, логопед зажигает свечу в подсвечнике и ведет беседу:

«В далекие времена, когда электричества еще не было, люди пользовались лучиной, маленькой тонкой щепкой. У меня есть свеча. Ее мы и зажжем. Но я хочу вам напомнить, что самим без взрослых это делать нельзя. И в случае пожара мы воспользуемся огнетушителем. Свеча горит и рассказ льется. А пока я буду рассказывать, я буду перематывать клубочки. Давным-давно, когда я была еще маленькой девочкой, я очень любила праздники. А их на Руси было много. Но самым главным, самым светлым и радостным был праздник Светлой Пасхи. Для этого праздника готовились особо тщательно: чисто прибирались в избе, приводили в порядок одежду. И, самое приятное – готовили много угощений. Моя бабушка пекла куличи и делала пасху. А мы с мамой лепили из теста замечательных жаворонков. А еще на Пасху …. Ой, я, кажется, забыла, что же еще готовили к Пасхе? Внучата, стара я стала, помогите мне».

III. Дети дополняют рассказ. Логопед следит за речью детей, помогает правильно выстроить предложение, хвалит за полные ответы. Включается свет, логопед с детьми рассматривают образцы расписных яиц.

«Замечательно. На Светлый праздник Пасха красили яйца! Одни яйца были чисто красными, а другие расписывали всевозможными узорами. Как же назывались такие яйца? Правильно, красные яйца назывались крашенки, а с узорами – писанки. Для писанок использовали специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был ровным и красивым нужно работать аккуратно».

«А я принесла вам вареные яйца для росписи. Да только не помню, где оставила корзину. Чтобы ее найти, мне поможет волшебный клубок. Мы будем наматывать нитку в клубок, и двигаться по ней». (Заранее готовится «путанка» для физкультминутки).

IV. Физкультминутка. Дети идут за логопедом, преодолевая «препятствия».

V. Логопед вместе с детьми находят корзину и предлагает детям разбиться на две команды: девочки и мальчики. Мальчики садятся за столы для росписи яиц (фото 1) , девочки подходят к столам для приготовления жаворонков.

Фото 1.

Девочки моют руки, надевают фартуки, косынки. Логопед уточняет принципы работы росписи яиц, затем этапы изготовления жаворонков, дает рекомендации пользования ножом (фото 2) . Предварительно дети тренировались лепить птичек из пластилина.

Фото 2.

После выполнения заданий, писанки выставляются на поднос, а готовые жаворонки выкладываются на противни для выпекания (фото 3, 4) .

Фото 3. Фото 4.

VI. Дети рассматривают работы друг друга, дают оценку, объясняя, чем понравилась работа .

Логопед подводит итог:

«Ребята, вы все сегодня все очень постарались! Вы были молодцы! Я вами горжусь! А вы знаете, что на Пасху детки играли раскрашенными яйцами? Да, стучались ими. Чье яйцо останется целым, тот и выиграл. А с испеченными жаворонками поступали так: первого съедала хозяйка дома, чтобы никогда не болеть, второго давали корове – чтобы та давала больше молока, крошили курам – чтобы несли больше яиц. А еще одного жаворонка вешали на дерево перед домом – весну кликали. И мы с вами обязательно повесим жаворонка на дерево, чтобы быстрее наступила весна! А сейчас у меня для вас есть угощение». Логопед угощает детей.