Конспект нод по экспериментированию подготовительной группе. Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка». Во дворе гуляли куры и собаки

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.

Цель: дать представления о свойствах ветра.

Задачи:

Развивать речь детей, активизировать их словарь;

Формировать представления о ветре и его свойстве,

Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром на прогулке;

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

П. /и «Раздувайся пузырь»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.

Содержание НОД

Организационный момент. Вводная часть. Дети стоят по кругу

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И подумаем на ладошки

Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).

Дети: Шумит ветер.

Воспитатель: Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул. (Г. Лагздынь).

Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть. Беседа.

Воспитатель: Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки. Посмотрите на экран.

(Дети рассматривают слайды).

Воспитатель: У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.

Воспитатель: И так сказка начинается.

Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.

(Дети дуют в свистульки).

Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.

(Дети шуршат мятой бумагой).

Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.

(Дети дуют в маленькие бутылочки).

Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.

(Дети дуют в большие бутылки).

Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.

(Дети ударяют по барабану).

Он так резвился весь день, шумел и выл.

(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).

Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.

(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).

Воспитатель: Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?

Дети: Как дует ветерок.

Воспитатель: Молодцы, вы научились двигать воздух.

Воспитатель: С помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя. Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и сгибайте её гармошкой.

Дети делают веера.

Воспитатель: Ребята, дайте нашим гостям по вееру, пусть они тоже научаться двигать воздух.

Дети раздают гостям веера.

Воспитатель: А где можно встретить ветер?

Дети: Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома?

Дети: С помощью вентилятора и фена.

Воспитатель вносит вентилятор. Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым приборам.

Воспитатель: Вы что-то чувствуете?

Дети: Мы почувствовали ветерок.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Когда мы стояли около вентилятора, нас обдувал прохладный ветерок. А из фена на нас дул тёплый ветер.

Игра с вертушкой.

Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

Дети: С помощью вертушки и флюгера. (СЛАЙД)

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.

Дети делают вертушки.

Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?

Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.

Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!

Воспитатель: А как вы думаете, ветер можно увидеть?

Дети: Ветер невидим.

Воспитатель: А сейчас мы его увидим.

Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.

Дети дуют на пёрышки, они улетают.

Опыт «Тёплый - прохладный»

Воспитатель: Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?

Дети: Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?

Дети: Мы почувствовали тёплый ветерок.

Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.

Дети дуют на ладошки.

Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?

Дети: Мы почувствовали прохладный ветерок.

Воспитатель: Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.

Воспитатель: Предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка:

Мы снежинки белые,

На крышах мы сидим.

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.

(Воспитатель включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).

Воспитатель: Берите по пакетику и ловите ветер.

(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).

Опыт «Угадай какой запах? »

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора.

Дети вдыхают ветер ртом.

Воспитатель: Вы почувствовали вкус ветра?

Дети: Мы не почувствовали никакого вкуса.

Воспитатель: У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?

Дети: Ветер ничем не пахнет.

Воспитатель: У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?

Дети: Запах апельсина.

Воспитатель: Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.

А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох-вдох.

Чудо-ветер – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать ветер начинаем.

Воспитатель: А можно ли услышать ветер в комнате? Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали?

Воспитатель: На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?

Дети: На ощупь они твёрдые.

Воспитатель: Давайте попробуем взять в руки ветер.

Дети пытаются взять ветер.

Дети: Мы не можем взять ветер и потрогать его.

Воспитатель: Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.

Воспитатель: Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: На экране пустыня.

Воспитатель: На что похож песок в пустыне?

Дети: На волны в море.

Воспитатель: А как вы думаете, как образовались такие барханы?

Дети: Это сделал ветер.

Воспитатель: Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.

(Дети выполняют опыт).

Воспитатель: Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.

Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать?

Презентация работа ветра.

Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.

А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

Воспитатель: Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.

Воспитатель: Бури могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?

Дети: Ветер бывает очень сильным.

Воспитатель: Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о надвигающей опасности. Учёные создали приборы измеряющие силу и направления ветра, они называются анемометры. (СЛАЙД). Я тоже сделала ложечный анемометр. Чем выше отклоняется ложка, тем сильнее ветер. (На поверхность ДВП нанесена шкала, ручка ложки обмотана проволокой и прикреплена к поверхности ДВП в середине анемометра, чем выше откланяется ложка, тем сильнее ветер).

Воспитатель: Хотите изобразить ветер?

Физкультминутка «Ветерок, ветер, ветрище».

Ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;

Ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;

Ураган гнёт деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.

(движения выполняются под музыку)

Рефлексия. Итог занятия.

Воспитатель: Ветер можно чувствовать?

Дети: Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.

Дети: На улице.

Воспитатель: Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром. ______________________________________________________

Литература. Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.Т.И. Попова Мир вокруг нас. 1998 г. Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.

И. Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Чайка»

Составила: воспитатель

Петрушенко Светлана Владимировна

г. Нижняя Тура 2016 год.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Цель:

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Ø Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.

Ø Сформировать представление о свойствах магнита.

Ø Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Ø Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Ø Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

«притягивает», «примагничивает», «магнитные силы».

Предварительная работа:

Игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Материал: магниты, металлические и пластмассовые предметы, стеклянный мяч, деревянный кирпичик, стакан с водой, скрепки, поднос, гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты разного вида, железные рыбы или из пленки с кнопкой; тарелки для раздаточного материала, стаканы с водой, металлическая стружка, лист бумаги.

Организационный момент:

Вос-ль: Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Вос-ль: Правильно, это магнит. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

Вос-ль: Ребята, чтобы познакомить вас с удивительными свойствами магнита, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза.

(Звучит волшебная музыка).

Вос-ль: Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории. И все мы будем учёными, которые ставят опыты. Проходите, присаживайтесь. (Дети садятся за столы).

Вос-ль: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита.

Вос-ль: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Волшебство начинается.

Вос-ль: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?

Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый.

Опыт №1.

Вос-ль: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Вос-ль: Как мы это проверим? (Ответы детей).

Вос-ль: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Вос-ль: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

(Ответы детей)

Вос-ль: А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)

(Магнит не притянул:

Вос-ль: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Опыт №2. «Достань без помощи рук».

Вос-ль: Действует ли магнит через другие материалы?

(Ответы детей).

Вос-ль: Ребята, а как достать скрепку без помощи рук?

(Версии детей).

Вос-ль: Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно.

А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

Вос-ль: Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

Вос-ль: Что же двигало скрепку? (Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.

Опыт№3. «Рыбалка».

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают).

Вос-ль: Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.

Вос-ль: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

(Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Физкультминутка.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

Опыт №4 .

Вос-ль:

Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

Вос-ль: Что произошло?

Вос-ль: Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами.

Что видим?

Вос-ль: Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться, либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

Вос-ль: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт 5.

Вос- ль: В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод .

Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Подведение итогов.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,

Мы три раза топнем, 1, 2, 3,

Обернёмся раз, два, три,

В детский сад скорей беги!

Вос-ль: Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?

Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?

(Ответы детей).

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

Вос-ль: Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями. А ещё нам помогали дружба и выполнение всех правил!

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим что потом

В путешествие ещё пойдём!

Вос-ль: А в следующем путешествии мы с вами проведём ещё более интересные опыты, и они спрятались вот в этой папочке, которую вы потом рассмотрите.

Рефлексия.

Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие в волшебную лабораторию протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.

Использованная литература:


2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В.


3. Короткова Н.А.


4. Николаева С.Н.


5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под общ. Ред.Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Чайка»

«Волшебный мир магнитов»

Составила: воспитатель

Петрушенко Светлана Владимировна

г. Нижняя Тура 2016 год.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Цель:

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Активизировать в речи детей слова:

«притягивает», «примагничивает», «магнитные силы».

Предварительная работа:

Игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Материал: магниты, металлические и пластмассовые предметы, стеклянный мяч, деревянный кирпичик, стакан с водой, скрепки, поднос, гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты разного вида, железные рыбы или из пленки с кнопкой; тарелки для раздаточного материала, стаканы с водой, металлическая стружка, лист бумаги.

ХОД:

Организационный момент:

Вос-ль: Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Вос-ль: Правильно, это магнит. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

Вос-ль: Ребята, чтобы познакомить вас с удивительными свойствами магнита, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза.

(Звучит волшебная музыка).

Вос-ль: Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории. И все мы будем учёными, которые ставят опыты. Проходите, присаживайтесь. (Дети садятся за столы).

Вос-ль: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита.

Вос-ль: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Волшебство начинается.

Вос-ль: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?

Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый.

Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»

Вос-ль: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Вос-ль: Как мы это проверим? (Ответы детей).

Вос-ль: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Вос-ль: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

(Ответы детей)

Вос-ль: А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)

(Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).

Вос-ль: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Опыт №2. «Достань без помощи рук».

Вос-ль: Действует ли магнит через другие материалы?

(Ответы детей).

Вос-ль: Ребята, а как достать скрепку без помощи рук?

(Версии детей).

Вос-ль: Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно.

А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

Вос-ль: Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

Вос-ль: Что же двигало скрепку? (Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.

Опыт№3. «Рыбалка».

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают).

Вос-ль: Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.

(Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).

Вос-ль: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

(Дети отвечают).

Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Физкультминутка.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

Опыт №4 . «Противоположности притягиваются».

Вос-ль: (приглашает одного ребенка к доске, дает в руки два магнита).

Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

Вос-ль: Что произошло?

(Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу).

Вос-ль: Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами.

Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).

Вос-ль: Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться, либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

Вос-ль: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт 5. «Как увидеть магнитное поле?»

Вос- ль: В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод .

Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Подведение итогов.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,

Мы три раза топнем, 1, 2, 3,

Обернёмся раз, два, три,

В детский сад скорей беги!

Вос-ль: Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия?

Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?

(Ответы детей).

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

Вос-ль: Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями. А ещё нам помогали дружба и выполнение всех правил!

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим что потом

В путешествие ещё пойдём!

Вос-ль: А в следующем путешествии мы с вами проведём ещё более интересные опыты, и они спрятались вот в этой папочке, которую вы потом рассмотрите.

Рефлексия.

Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие в волшебную лабораторию протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.

Использованная литература:


1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В.

«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Короткова Н.А.

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.
4. Николаева С.Н.

«Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под общ. Ред.Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.




Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

на тему:

«НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»

Воспитатель:

Бубненкова Светлана Валерьевна

городской округ Химки

2013 год

Цели:

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной земле;

Учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование;

Закрепление знаний детей о животных разных природных зон, о вулкане;

Дать детям возможность почувствовать красоту природы через удивление;

Нравственное воспитание детей посредством вежливых слов по отношению к природе;

Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.

Методы и приёмы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.

Материалы к занятию: сундук, закрытый на замок, игрушка-паук, ключ, конверт с письмом, зеркало, карта с обозначениями мест опасности, корзина, резиновые перчатки, таз с загрязнённой водой, вата, марля (бинт), фильтровальная бумага, воронка, стаканчики; макеты природных зон (пустыня, север, смешанный лес); кувшинки, сделанные из бумаги, тарелочки с водой (одна на пару детей); макет вулкана, сода, моющая жидкость, уксус (для приготовления лавы); морские камушки, аудиозапись пения птиц.

Предварительная работа: проведение с детьми опытов с водой, магнитом. Знакомство с явлением магнетизма, вулканом.

Ход занятия:

Проходите ребята, вставайте в круг. Дети приветствуют гостей, берутся за руки и встают в круг.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить путешествие в чудесную сказочную страну, где тоже есть и моря, и горы, и леса. В этой стране с помощью обычных предметов можно совершить что-то необычное. Принимаете мое приглашение?

Воспитатель наталкивается на большой ящик, на котором весит замок. Но достать ключ от этого замка не так просто. Сначала нужно найти того, кто его охраняет, а для этого необходимо отгадать загадку:

«Восемь ног, как восемь рук

Вышивают шелком круг

Мастер в шелке знает толк

Покупайте мухи шелк». (Паук)

Ключ будет нашим, если мы достанем его, не касаясь ключика рукой.

Как же мы сможем с вами достать ключ, не дотрагиваясь до него рукой?

Дети: С помощью магнита.

Недалеко от паука находим магнит.

Вот мы и добыли наш ключ. Теперь сможем открыть сундук и узнать что в нем лежит.

Открываем и находим конверт с письмом.

Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем, посмотрим, а вдруг кому-то нужна наша помощь. (Открываем).

Посмотрите, странное какое-то письмо. Написано так загадочно «!ЕТИГОМОП». Как же мы сможем его прочесть? Давайте посмотрим, вдруг в сундуке есть предметы, которые нам помогут прочесть письмо. (Находим в сундуке зеркало и с помощью его читаем письмо).

«ПОМОГИТЕ!»

Ребята, но кому мы должны с вами помочь? В большом конверте находим маленький конверт и в нем воспитатель читает: Нашу волшебную страну заколдовали. Всё перепуталось так, что всё живое стало гибнуть. А нашего Горного Короля превратили в огромный камень. Помогите нам! Расколдуйте нашу страну! А чтобы вам было легче, возьмите с собой карту. На ней и отмечены места опасности.»

Посмотрите ребята, а вот и карта тех мест, где необходима наша помощь. Но в сундуке есть ещё много вещей. Подумайте, что мы должны взять с собой, что нам может понадобиться для спасения волшебной страны? (Берем корзинку и кладем в неё перчатки, мешок для сбора мусора, воронку, фильтровальную бумагу, бутылочку и аптечку, в который должны быть бинт, вата.).

Давайте посмотрим, куда ведёт нас дорога?

Да, ребята, что-то в этой стране, ни так, слышите как здесь тихо, даже нет пения птиц. А вот и первый знак, говорящий нам о том, что тут не всё в порядке. Это река! Но река слишком загрязнена и в ней очень мусора. Нужно срочно очистить воду и спасти всех подводных жителей.

Очищение реки.

Воспитатель предлагает очистить речку сначала от крупного мусора. Для этого используем перчатки и мешок для мусора.

Физкультурная минутка «Вот мы руки развели!»

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
Речке нашей до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Широка река,

Высоки берега!

Мы освободили речку от тяжести, собрали весь мусор, но вода по-прежнему грязная.

Дети придумывают разные способы очистки воды, воспитатель предлагает свой способ.

Давайте попробуем отфильтровать воду. В качестве фильтров будем использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.

Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод (При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи. При фильтровании воды через вату и фильтровальную бумагу воду удалось отфильтровать, полностью на фильтре видны следы грязи.).

Вспомнить все свойства воды.

Воспитатель предлагает детям набрать чистой воды в бутылочку и взять её с собой.

Как выдумаете ребята, что означают эти круги («пустыня», «лес», «север»). Значит и там злой колдун постарался навредить, но ничего мы ведь сможем помочь и этим жителям. Посмотрите, он переселил всех жителей, перепутал им дома. Нужно спешить иначе животные могут погибнуть. Воспитатель спрашивает у детей, из-за чего обитатели одной природной зоны не смогут выжить в другой.

Задание:

Выбрать животных пустыни.

Выбрать животных леса.

Выбрать животных Крайнего севера.

Дети распределяют животных по месту обитания и возвращают каждого в свою природную зону.

Посмотрите, что это? (Дети смотрят в сторону, показанную воспитателем).

Как вы думаете, что это (Горы). В этих горах, наверное, и находится замок Горного короля. Мы почти у цели, идем в горы? (Да). Но для начала нужно подумать, как мы снимем заклинание.. Находим ещё одно письмо. «Для того, чтобы узнать, что сможет помочь в снятии заклинания, вам необходимо найти подсказку в распустившихся кувшинках.»

Закрытые бутоны цветов лежат на столе. – Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили? Вы правы. Для этого нам нужна вода.

Воспитатель наливает из бутылочки воду в тарелочки. - Теперь у вас есть свои маленькие водоемы, давайте опустим бутоны цветков туда.

Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.

(В каждом цветке ребенок находит по одной букве; из всех букв собирают слово «вулкан»)

Догадались ребята, с помощью чего мы сможем спасти волшебную страну? (с помощью вулкана). Да, наверное, в момент, когда проснется вулкан у подножия замка Горного Короля, колдовство потеряет свою волшебную силу. Король вернётся в свой прежний облик и всё встанет на свои места. Находим вулкан. – Давайте мы попробуем, разбудить его.

Опыт «Извержение вулкана».

Заранее воспитатель по определенной формуле приготавливает лаву.

Для того, чтобы вулкан проснулся, необходима очищенная вода. Наливаем в жерло вулкана оставшуюся в бутылочке очищенную воду. Воспитатель просит детей вспомнить все волшебные, добрые слова, которые дети должны проговаривать про себя.

Наблюдаем извержение вулкана.

После того, как вулкан проснулся, звучит музыка с пением птиц.

Ну, вот ребята, мы победили колдунов и спасли всех жителей этой замечательной страны.

Наступил мир и покой в сказочной стране. Понравилось вам путешествие? (Да). А больше всего что понравилось. (Ответы).

И мне ребята понравилось путешествовать с вами, а больше всего я осталась довольна тем, что вы были добрыми и чуткими. И в благодарность жители Горной страны дарят вам всем ракушки с морского дна.

Ну, а нам пора возвращаться в наш детский сад (Под музыку дети прощаются с гостями и уходят в группу).


Программное содержание:
Образовательная область «Познание»
1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
2. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение.
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение действовать по правилам
2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
3. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
Образовательная область «Безопасность»
1. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развивать умение самостоятельно выполнять физические упражнения.
Оборудование: зеркала, ёмкость с водой, листы цветного картона, кусочки металла, салфетки, стекло, фольга, металлические предметы (ложки), деревянные ложки, пластилин, стеки, салфетки.
Ход:
— Ребята, вы говорили, что хотите отправиться в путешествие. А я знаю волшебную страну под названием Зазеркалье. Не хотите ли вы туда отправиться в путешествие? Тогда
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем.
Покачаем – 1,2,3.
Дверь замочек отомкни.
Двери открываются — путешествие начинается
(дети стоят в кругу, держась за руки, и выполняют движения по тексту)
Совместное открытие нового.
— Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье! А как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркалье? Да, эта страна состоит из зеркал. Но злой колдун похитил все зеркала и жители Зазеркалья не могут увидеть своё отражение. Как же нам им помочь? (дети высказываются). Да, можно сделать зеркала. А что для этого нужно? Тогда мы станем исследователями и выясним это. Для начала повторим правила безопасности:
1. Работаем, не толкаясь.

3. Не брать руки в рот.

Долго он полировал металл,

Сам себя там увидал.

И предмет он

Зеркалом назвал.

В тихой заводи пруда

Отражались два бобра,

Три енота, пять ежей

Я в зеркале увидел отраженье:

Два ёжика жевали печенье,

Две мартышки бросали банан,

Два зайчишки били в барабан,

Подскажи скорей,

Сколько было всех зверей?

У крылечка протекала речка

Отражались в речке той:

Дед с седою бородой,

Внук-мальчишка озорной,

Бабушка с лукошком,

Пёс и рыженькая кошка.

Сколько в водичке

Отражалось птичек?

Физминутка.

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движения-

Раз, два, три-

Ну-ка, повтори!

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось - не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок -

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Пальчиковая гимнастика.

Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,

Мы три раза топнем, 1, 2, 3,

Обернёмся раз, два, три,

В детский сад скорей беги!

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим что потом

В путешествие ещё пойдём!

Рефлексия.

Программное содержание:

Образовательная область «Познание»

1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.

3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

2. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение.

Образовательная область «Социализация»

1. Формировать умение действовать по правилам

2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

3. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.

Образовательная область «Безопасность»

1. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развивать умение самостоятельно выполнять физические упражнения.

Оборудование: зеркала, ёмкость с водой, листы цветного картона, кусочки металла, салфетки, стекло, фольга, металлические предметы (ложки), деревянные ложки, пластилин, стеки, салфетки.

— Ребята, вы говорили, что хотите отправиться в путешествие. А я знаю волшебную страну под названием Зазеркалье. Не хотите ли вы туда отправиться в путешествие? Тогда

Начинаем колдовать,

Двери в Зазеркалье открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом два раза дунем.

Покачаем – 1,2,3.

Дверь замочек отомкни.

Двери открываются — путешествие начинается

(дети стоят в кругу, держась за руки, и выполняют движения по тексту)

Совместное открытие нового.

— Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье! А как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркалье? Да, эта страна состоит из зеркал. Но злой колдун похитил все зеркала и жители Зазеркалья не могут увидеть своё отражение. Как же нам им помочь? (дети высказываются). Да, можно сделать зеркала. А что для этого нужно? Тогда мы станем исследователями и выясним это. Для начала повторим правила безопасности:

1. Работаем, не толкаясь.

2. Грязными руками не трогать глаза.

3. Не брать руки в рот.

№1 опыт «Отражение в воде». На каждом столе банка с водой, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу.

— Давным-давно человек смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Мы сказали, что свое отражение можно видеть в воде рек и озер. У вас на столе вода. Посмотрите на воду. Мы видим свое отражение? Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, ил, поэтому дно темное. А у нас вода прозрачная.

— А как можно сделать так, чтобы мы здесь тоже могли увидеть свое отражение?

Путем опытов приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким.

— А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя не видим. Так было людям неудобно, потому что хорошая погода бывает не каждый день!

№2 опыт «Отражение в металле».

И поэтому однажды человек нашел кусок метала.

Долго он полировал металл,

Сам себя там увидал.

И предмет он

Зеркалом назвал.

— Люди брали кусок железа и долго-долго терли его мягкой тряпкой — полировали его.

Взять пластину металла – показать детям, что она не блестит. Показать, как полируют металл. Сравнить с отполированной поверхностью.

Игра «Найди металлический предмет и заметь своё отражение в нём». Дети находят металлические ложки, смотрятся в них и находят своё отражение.

— Вот такой способ нашли люди, чтобы увидеть своё отражение. Так как можно найти своё отражение с помощью металла?

В тихой заводи пруда

Отражались два бобра,

Три енота, пять ежей

Сколько было всех зверей? (10)

Я в зеркале увидел отраженье:

Два ёжика жевали печенье,

Две мартышки бросали банан,

Два зайчишки били в барабан,

Подскажи скорей,

Сколько было всех зверей?

У крылечка протекала речка

Отражались в речке той:

Дед с седою бородой,

Внук-мальчишка озорной,

Бабушка с лукошком,

Пёс и рыженькая кошка.

Сколько в водичке

Отражалось птичек?

— Молодцы! Все отражения мы нашли и сосчитали.

Физминутка.

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движения-

Раз, два, три-

Ну-ка, повтори!

(под музыку показываю движения – дети отображают их).

Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

№3 опыт «Изготовление зеркала».

— Но прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Чтобы носить их с собой) После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений

— Давайте сейчас мы попробуем сделать зеркало. Вспомним правила работы со стеклом:

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось - не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок -

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? Нет. Почему? Правильно, стекло прозрачное. А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение? Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Накладываем фольгу на стекло.

— Вот мы и придумали зеркало! Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?

— Ребята, мне кажется, что наши зеркала недостаточно яркие. Что можно сделать? (Украсить). И я предлагаю вам украсить их так, как вам хочется, с помощью пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

— Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,

Мы три раза топнем, 1, 2, 3,

Обернёмся раз, два, три,

В детский сад скорей беги!

— Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями. А ещё нам помогали дружба и выполнение всех правил!

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим что потом

В путешествие ещё пойдём!

Рефлексия.

— Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по Зазеркалью протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 15th Декабрь, 2015
Вы находитесь:

  1. Воспитательные:

Обогащение словаря:

Предварительная работа:

Оборудование

Технические средства:

Ход НОД

1.Организационный момент

Воспитатель:

Воспитатель:

Входит Волшебница Вода:

Я и туча, и туман

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу!

Волшебница вода:

Воспитатель лаборатория? (ответы детей)

Волшебница Вода:

Воспитатель

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель: раствором.

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Волшебница вода : Ребята, как вы думаете, Я - Вода, растворяю все вещества? (ответы детей).

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

(нет, это не раствор)

Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)

(раствор - это жидкость, в которой все вещества растворяются)

Воспитатель:

Синяя вода - поле без следа

Без конца и края синяя вода.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

Волшебница Вода:

Желтое, а не солнце.

Льется, а не вода.

На сковороде пенится,

Брызгает и шипит

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

(сахарный песок и соль).

Воспитатель: Какие не растворяются в воде?

(речной песок и масло).

Воспитатель:

Воспитатель:

Волшебница Вода:

Воспитатель:

Воспитатель:

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебница - Вода". »

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №17

КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
«Волшебница - Вода»
Познавательное направление. Экспериментирование

Составил воспитатель: Данько Е.Ю

г.Белогорск

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

    Образовательные:

    расширять представления детей о свойствах веществ;

    Развивающие:

экспериментирования;

    развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к воде;

    воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

Обогащение словаря: лаборатория, растворитель, раствор.

Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка».

Оборудование : фартуки; прозрачные стаканы (по 4 шт. на ребенка); ложки; банки; подносы (по 2 шт. на каждого ребенка); салфетки; сахарный песок, соль; масло; речной песок; пипетки.

Технические средства: cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды», «Синяя вода»)

Ход НОД

1.Организационный момент

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Пусть день будет удачным, нас сегодня ждет много интересных дел.

2. Включается аудиозапись «Звук воды».

Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)

Входит Волшебница Вода:

Я и туча, и туман

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу!

Волшебница вода: Ребята, вы меня узнали? (ответы детей)

Я - вода! Я сегодня буду вашей помощницей!

Воспитатель : Хорошо, Волшебница Вода, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Мы сегодня с вами будем проводить опыты по исследованию воды.

Волшебница Вода: По исследованию меня? (удивленно)

Воспитатель : Да, волшебница вода. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. И ты, Волшебница Вода, присаживайся.

Дети проходят к столам, надевают фартуки.

Воспитатель: Ребята перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 баночки, одна с сахарным песком, другая с солью.

Посмотрим, что станет с сахарным песком и солью, если мы их положим в воду.

В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде? (ответы детей)

(сахарный песок растворился в воде).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая на вкус вода, только пробовать мы ее не будем (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ученые называют такую сладкую воду-раствором. Изменился ли цвет нашего раствора? (ответы детей)

Воспитатель: Стаканчики со сладким раствором, поставьте на синий поднос. Возьмите другой стаканчик с водой и положите в него ложечку соли, размешайте. Растворилась соль в воде или нет? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: С каким же новым свойством воды мы познакомились, проведя сейчас опыты с солью и сахарным песком? (ответы детей)

Вывод делает воспитатель: «Вода является растворителем веществ»

Волшебница вода : Ребята, как вы думаете, Я – Вода, растворяю все вещества? (ответы детей).

Воспитатель: А чтобы правильно найти нужный ответ необходимо провести следующий опыт. Перед вами баночка с речным песком. Положите песок в воду и размешайте его. Растворился он в воде? (ответы детей)

(песок не растворился в воде).

Воспитатель: Правильно! Значит, вода растворяет не все вещества. Посмотрите на стаканы с речным песком и с соляным раствором, что мы видим? (ответы детей)

(Песок мы видим, а соль растворилась и ее не видно)

Воспитатель : Можно ли назвать это раствором? (ответы детей)

(нет, это не раствор)

Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)

(раствор – это жидкость, в которой все вещества растворяются)

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на веселую разминку.

Физкультминутка под музыку «Синяя вода».

Синяя вода - поле без следа

(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Без конца и края синяя вода.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Встали, руки вытянули вперед).


Волшебница Вода:
Отдохнули? Продолжаем наши опыты. Предлагаю сесть за свои столы. Послушайте загадку:

Желтое, а не солнце.

Льется, а не вода.

На сковороде пенится,

Брызгает и шипит

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)

(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды).

Воспитатель : Назовите, какие вещества растворяются в воде?

(сахарный песок и соль).

Воспитатель: Какие не растворяются в воде?

(речной песок и масло).

Воспитатель: Как вы думаете, а вещества растворяются быстрее в холодной или горячей воде? (ответы детей)

Воспитатель: Мы вас выслушали, а проверить это я предлагаю дома, но чтобы рядом были обязательно взрослые. Почему? (ответы детей).

Волшебница Вода: Как же я много сегодня узнала. Вы не против, если я к вам еще раз приду, в вашу лабораторию. Я убедилась, что вы много знаете обо мне. И таким умным детям я дарю книгу с занимательными опытами, чтобы вы и дальше продолжали свои исследования.

Волшебница Вода прощается и уходит.

Воспитатель: Что сегодня для вас было интересным? (ответы детей)

Воспитатель: Наша лаборатория закрывается до следующих интересных опытов.