Конспект НОД (Художественное творчество – Рисование)
Тема: « Русский сарафан»
Адресат: дети старшей группы
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».
Задачи:
Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
Вызвать интерес к жизни наших предков;
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц. Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».
Ход НОД:
Воспитатель:
Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе.
Русский фольклор удивляет нас до сих пор пословицами, поговорками, потешками. Давайте вспомним, какие из них вы знаете?
Ответы детей: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Воспитатель: Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, каков был русский костюм. А потом нарисуем его.
(Показать детям русский народный костюм или куклу в таком наряде) .
А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему?
Ответы детей .
Воспитатель:
Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня.
Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана.
Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?
Ответы детей: Белого, красного (много).
Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?
Ответы детей: Девушки, женщины.
Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?
Ответы детей: Для красоты.
Воспитатель:
Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?
Ответы детей: Цветы, солнце.
Воспитатель:
Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.
Давайте вспомним, что такое ярмарка?
Ответы детей : Это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что то купить, продать, повеселиться, поводить хороводы, поиграть в игры.
Воспитатель: Вы хотите поиграть как на ярмарке?
Ответы детей: Да.
Воспитатель:
Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель».
В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:
«Ели-ели, закружились карусели,(Дети идут шагом) .А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(дети побежали). Тише, тише, не спешите карусель остановите. (дети останавливаются, идут шагом ).
Воспитатель: Садитесь на свои места. Давайте мы с вами сегодня нарисуем русский народный сарафан. (Перед детьми рисунок сарафана с незаконченным узором, образцы орнаментов для его украшения)
Ребята, я уже начала наносить свой рисунок. Делаю я это кончиком кисти. Приступайте к заданию.
(Педагог наблюдает за работой детей, если возникают затруднения, оказывает помощь. Следит, чтобы дети правильно набирали краску, ополаскивали кисти, пользовались салфетками. Детям, закончившим работу быстрей других, можно предложить разрисовать платочек) .
(В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества. )
Воспитатель: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые. «Если дружба велика – будет Родина крепка»
«Конструкт по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Усатый полосатый»
Воспитатель : Хемерова Анастасия Андреевна- МБДОУ № 82 комбинированного вида г. Каменск-УральскийГруппа: старшая
Тема: «Усатый – полосатый»
Виды деятельности: продуктивная, изобразительная
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Цель :. развитие любознательности и активности в процессе собственной деятельности в создании выразительных и интересных образов в рисунках
Планируемый результат:
В процессе собственной деятельности (в рисовании) стремятся создавать выразительные и интересные образы.
Проявляют умения проявлять замысел, имеют представления о форме предмета.
Демонстрируют умение доводить дело до конца, проявляют самостоятельность, инициативность.
Демонстрируют умение рисовать котенка гуашевыми красками, умение закрашивать методом тычка.
Демонстрирует знания о сером цвете, о способе его получения
Задачи совместной деятельности
Воспитательные задачи:
воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение доводить дело до конца, адекватную оценку своих действий, бережное отношение к животным.
Развивающие задачи:
Развивать умения принимать замысел, умение соотносить объект с действительностью, мышление, образное восприятие, воображение, внимание; сенсорное восприятие (представления о форме, цвете предмета)
Обучающие задачи:
Изобразительная:
учить детей передавать в рисунке образ котенка (на основе геометрических фигур, круг-голова, овал-туловище)
Техническая:
Совершенствовать навыки рисования шерсти методом «тычок жесткой полусухой кистью». Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: разводить до густоты сметаны
Цветовая
:Совершенствовать умение смешивать два цвета, чтобы получился новый цвет (белый+черный=серый) , побуждать детей к выбору цвета (серый, черный).
Композиционная:
Учить детей располагать рисунок в соответствии с формой предмета (положением котенка, вертикально или горизонтально).
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Учить правильно держать карандаш и кисточку (Семен, Аня)
Продолжать учить изображать животных, используя навыки рисования гуашевыми красками методом тычка (Семен, Савелий)
Развивать речь (Саша, Вася.)
Принципы дошкольного образования(ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(далее- индивидуализация дошкольного образования);
2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5)возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения
: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности.
Методы воспитания:
беседа, поощрение.
Методы обучения:
беседа, демонстрация, показ, стимулирование занимательным содержанием.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные:
презентация «Такие разные кошки», демонстрационный материал «кошки», алгоритмическая схема рисования котенка, оборудование к занятию(гуашь, палитра, кисти, простой карандаш, бумага для рисования)
Словесные:
загадка, стихотворение «Усатый- полосатый».
Учебно-методический комплект:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17.10.2013 г. №1155.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-
Синтез, 2014 год
3 Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Москва – Синтез. 2014 год.
4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Москва. 2007 год
Ход деятельности:
1 этап. Мотивация на совместную деятельность.Задача:
заинтересовать детей на предстоящую деятельностью Художественное слово, беседа, стимулирование занимательным содержанем, вопросы, Нет приятнее красы!
Деятельность педагога
Лапки - мягкие подушки,
Кверху поднятые ушки.
Ну, подумайте немножко.
Догадались? Это... (кошка). Г. Утробин
Ребята, о ком эта загадка?
Просмотр презентации «Такие разные кошки».
Во время просмотра воспитатель рассказывает о кошках.
- Кошка в мире животных занимает особое, почетное место. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Нет одинаковых кошек. Они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Туловище у кошек гибкое. Усы и брови помогают им улавливать запах, определять расстояние в прыжках, даже определять скорость ветра. А кошачий хвост всегда показывает, в каком настроении кошка: спокойном, игривом или раздраженном. Бегать, прыгать - их любимое занятие. Кошка - отличный охотник.
-Что любит делать кошка?.
Если вы захотите полюбоваться кошками разных пород, вы можете сходить на выставку кошек.
Вы были на выставке кошек?
Давайте организуем собственную выставку с рисунками кошек.
-Я вам предлагаю нарисовать кошек, а вот каких - вы должны догадаться. Послушайте отрывок стихотворения «Усатый – полосатый» С.Я. Маршака.
- Догадались, каких котов будем рисовать? (Ответы детей.)
- Давайте нарисуем полосатых кошек и котов, и у нас будет своя выставка. Мы можем пригласить детей из других групп, пусть полюбуются.
Деятельность детей:
Слушают загадку, отгадывают
Смотрят презентацию, слушают рассказ
Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы
Планируемый результат:
Дети мотивированы, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности,
проявляют эмоциональный отклик
2 эт
ап. Актуализация знаний необходимых для предстоящей деятельности.
2.1. Восприятие
Задача
: развивать умения принимать замысел, формировать представления о форме, цвете предмета, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому
2.2.Совместное планирование.
Задача:
учить рисовать котенка, совершенствовать приемы закрашивания тычком, пользоваться алгоритмом, дать представление о конечном продукте деятельности
Методы:
Метод демонстрации, рассказ, объяснение, вопросы
Деятельность педагога:
Воспитатель организует диалог с детьми.Показывает и комментирует действия.
Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением котят.
Воспитатель задает наводящие вопросы:.
Опишите, какое у котенка туловище, голова, лапы, хвост?
Ребята посмотрите внимательно и скажите, какие у котенка глаза, нос, уши, усы?
Скажите, что у котенка больше голова или туловище? На какую геометрическую фигуру похоже? Какие лапы и хвост?
Чем покрыт котенок, какая шубка у него? Какой расцветки котенок?
Предложить одному из детей подвести итоги рассказа.
Таким образом …
Скажите, пожалуйста, с чего нужно начинать рисовать котенка?. (Побуждаю детей к обсуждению приемов рисования).
Да, с начала ближе к верхнему левому углу мы будем рисовать голову. Какой формы голова?
(показываю прием рисования головы).
-Теперь рисуем туловище, какой формы туловище? (показываю прием рисования туловища).
Наш котенок лежит, поэтому у него видны только передние лапки.
- нарисуем котенку передние лапы(показываю прием рисования передних лап).
А задние лапки он спрятал под пушистым хвостом. (показываю прием рисования хвоста).
Прорисовываем треугольные уши, круглые щечки, глаза, рот, ну и конечно усы.
У нашего котика шерсть пушистая, как мы это можем показать в нашем рисунке? Будем рисовать методом тычка.
Ребята, а наш котенок серого цвета, с черными полосками, а у нас серой гуаши нет, как быть?
(получение серого путем смешивания белого и черного).
Начинаю закрашивать котенка тычками по линии всего контура, а потом внутри. (объясняя детям, что рисуем сухой кистью, держим ее вертикально вертикально, гуаши много на кисть не набирать, предварительно убрав излишки на палитру)
-Вот такой красивый получился котенок!
В процессе рисования советую не торопиться, чтобы шерстка получилась пушистая и на ней не оставалось белых просветов.
Деятельность детей
Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают
Планируемый результат
Рассматривают, сравнивают, устанавливают соотношение частей
Сотрудничают с воспитателем
Выражают свои мысли
Владеют монологической и диалогической речью
Получают серую гуашь, путем смешивания белой и черной Проявляют умения принимать замысел, представляют форму предмета, цвет
Имеют представление о способе рисования
3.Смена видов деятельности. Физкультминутка
Задача:
снять мышечное напряжение
Методы:
Объяснение Показ
Деятельность педагога
ФИзкультмнутка «Кошкины повадки»
Вам покажем мы немножко, Идут бесшумно на цыпочках.
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый, Прыгают легко на месте.
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно.
Вот прыжок, еще подскок,
То вперед, а то отскок.
А потом мяукнет: «Мяу! Бегут на свои места.
Я в свой домик убегаю».
Г. Утробин
Деятельность детей
Повторяют за воспитателем
Планируемый результат
Дети расслаблены, отдохнули
Готовы к дальнейшей деятельности
4 этап.Словесное воспроизведение способов действий(вопросы на уточнен
ие)
Задача
:развивать память, мышление, внимание
(воспроизвести план работы рисования)
методы
Беседа
Демонстрация
Деятельность педагога
Ребята, что мы будем рисовать?(котенка)
- С чего мы начнем рисовать?(с головы). Затем что (туловище, лапы, хвост, прорисовываем мордочку)
-Какой техникой мы будем рисовать шерстку нашего котенка?(мы будем рисовать техникой"тычком")
Молодцы, все правильно!
Приступайте к рисованию.
Деятельность детей
Слушают
Отвечают
Запоминают
Планируемый результат
Проявляют знание способа рисования котенка, приемов рисования, воспроизводят алгоритм работы
5 этап.Практическое применение способов действий.
Задача:
создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности, совершенствовать изобразительные, технические и композиционные умения, доводить дело до конца.
Методы
Демонстрация Беседа.
Деятельность педагога
- ребята, садитесь за столы правильно, спина прямо, ноги вместе.
Наблюдаю за деятельностью детей и корректирую в случае необходимости:
Деятельность детей
Дети самостоятельно рисуют, соблюдая последовательность и инструкции воспитателя
Планируемый результат
Дети самостоятельно рисуют, совершенствуют изобразительные, технические и композиционные умения
располагают рисунок в центре листа, украшают деталями, осваивают технику"тычка",
Умеют доводить дело до конца
6 этап. Анализ работ продуктов действия детских работ.
Задачи:
учить сравнивать свою работу с иллюстрациями,
совершенствовать умение давать оценку своей работе, формировать адекватную самооценку результатов деятельности;
Методы
Беседа
Поощрение
Деятельность педагога
Воспитатель благодарит, поощряет детей, которые вносят в рисунки интересные дополнения..
-Молодцы ребята. Вы все постарались и у нас получились замечательные котята. Теперь давайте разложим все ваши рисунки на стол и посмотрим каких котят нарисовали ваши друзья.
-Ребята, выберите наиболее понравившегося вам котенка и объясните, почему вы выбрали именно этот рисунок.
Деятельность детей
Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог
Планируемый результат
Анализируют рисунки, объясняют выбор оценивают результаты своей деятельности
Умеют сравнивать свою работу с образцом
Демонстрируют умение контроля, коррекции
7 этап. Открытость.
Задача:
ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Методы
Эмоциональное стимулирование.
Деятельность педагога
Воспитатель уделяет внимание результату каждого ребенка, побуждает к "продолжению" деятельности.
Как вы думаете, можно ли нашу выставку еще добавить рисунков котят. Какого окраса бывают котята? Дома или вечером вы можете нарисовать котят другого окраса и дополнить нашу выставку рисунков.
Деятельность детей
Слушают Отвечают С желанием самостоятельно рисуют
Планируемый результат
Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы
Образовательная область: художественное творчество
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, здоровье
Название НОД: рисование
Тема: «Усатый - полосатый».
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ котенка.
Задачи:
коррекционно-образовательные: Закреплять умение изображать животных, используя
навыки рисования кистью и красками.
коррекционно-развивающие: Развивать образное восприятие и воображение.
коррекционно-воспитательные: Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.
Задачи интеграции образовательных областей:
Коммуникация: Закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
Здоровье: Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Социализация: Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.
Словарь: кот, пушистый, полосатый, животное, лапки, коготки, набросок, закрашивать и т.д.
Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, баночка с водой, салфетка.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций в книгах. Чтение произведения.
План НОД:
1.
Организационный момент
. Отгадывание загадок.
- О каком животном говорится в следующих загадках?
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой? Потянулся сладко -
Вот и вся зарядка.
(Кот).
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.(Кошка).
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка).
-Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки.
2. Беседа о кошке.
Какие бывают животные? (Дикие и домашние)
-Почему их так называют?
-Назовите домашних животных.
Какую пользу они приносят людям?
Посмотрите на картинки и ответьте на следующие вопросы:
Где живет кошка?
-Что она любит?
-
Чем покрыто туловище кошки?
-Какой окраски у кошки шерсть?
-Из каких частей тела состоит кошка? (туловище, лапки, голова, хвост, ушки)
-Сколько лапок у кошки? (четыре)
-Сколько ушек у кошки? (два)
-Как умывается кошка?
-Как называются папа и мама у котенка? (кот, кошка).
Ребята, к нам в группу тоже пришла кошечка Мурка. Она была такая грустная. У нее оказывается, совсем нет друзей. Как вы думаете, можем ли мы ей помочь? Как? Правильно. Мы ей друзей нарисуем. А Мурка посмотрит, как мы это сделаем.
3. Гимнастика для глаз
.
Налево, направо, наверх, вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз (около носа)
Сил дадим им много-много
Чтоб усилить в тыщу раз!
4.
Выполнение рисунка кота.
- Ребята, сегодня мы с вами нарисуем кошку. Положим перед собой лист бумаги. По середине листа нарисуем туловище из полукруга. Затем с левой стороны из полукруга нарисуем голову. Затем нарисуем на голове уши, двумя треугольниками. После нарисуем хвост овальной формы. И лапы. Закрасим голову и туловище.
5. Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели - встали, сели-встали,
И на месте побежали.
6. Продолжаем рисунок.
А се
йчас рисуем глазки, ротик, носик, усы и полоски.
7. «Придумай кличку»
- Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждого из них свой характер, свой внешний вид. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? Если котик любит играть - Игрунчик. Если царапается - Царапка, Если котик рыжий - Рыжик, Если полосатый - Тигренок.
8. Обыгрывание рисунка, анализ и оценка
работ
. Кошка Мурка тоже радуется тому, что у нее теперь столько красивых, добрых, веселых друзей. Она вам очень благодарна и говорит вам «Спасибо»- мяу-мяу-мяу. А еще она дарит вам на память вот такие портреты.
Конспект НОД «Художественное творчество» (рисование)
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Поможем шоферу».
Программное содержание:
Образовательная область «Художественно творчество» : продолжать учить рисовать предметы круглой формы, образно отражать простые предметы в рисовании карандашами, правильно держать карандаш тремя пальцами, закрашивать рисунок, не выходя за границы.
Образовательная область «Познание» : расширять представления детей об основных профессиях.
Образовательная область «Коммуникация» : учить выражать свои мысли в речи, давать полный ответ на вопросы воспитателя, учить изменять существительный по падежам.
Образовательная область «Социализация» : формировать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь нуждающемуся.
Образовательная область «Здоровье» : формировать правильную позу при рисовании: сидеть свободно, не наклоняться низко над столом.
Образовательная область «Физическая культура» : развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием.
Образовательная область «Музыка» : формировать навык совершать продуктивные действия под музыку.
Материал : картинки с изображением людей разных профессий, и атрибутов профессий, мяч, игрушка-доктор, письмо от Незнайки, игрушка-машинка без колес, цветные карандаши, на каждого ребенка лист А4 с изображением автобуса без колес, магнитола, классическая музыка, карточки с изображением Незнайки.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Игра
с мячом.
Стоя
в кругу, дети называют профессии,
передавая мяч друг другу.
2.
Введение в тему.
В
гости пришел незнакомец (доктор Айболит).
Отгадайте, какая
у этого человечка
профессия? (доктор). Как вы догадались?
Дети
описывают одежду доктора, называют
предметы в его руках.
3. Дидактическая игра «Кто что делает». Доктор Айболит играет с детьми в дидактические игры.
Повар
- варит....
Учитель - учит....
Продавец
- продает...
Воспитатель - воспитывает....
(парикмахер, водитель, портниха,
милиционер).
4.
Дидактическое упражнение «Закончи
предложение».
Повар
варит (что?) - суп.
Врач лечит (кого?) -
....
Водитель водит (что?) - ....
Портниха
шьет (что?) - ....
Учитель учит (кого?) -
....
Продавец продает (что?) - ....
5.
Дидактическая игра «Кому что нужно».
Доктор
Айболит раздает каждому ребенку картинку
с изображением предметов, необходимых
людям какой-то одной профессии. Дети
отгадывают, какую профессию загадал
доктор Айболит.
Повару нужны кастрюли,
половник, колпак и т.д.
Учителю
нужны…
Врачу нужны....
Продавцу нужны...
Портнихе нужны....
Парикмахеру
нужны...
Воспитателю нужны....
6.
Физкультминутка. «Летчик»
Быть
шофером хорошо (бегают по кругу,
«рулят»)
А летчиком лучше.
(бегают по кругу, руки в стороны)
Я бы
в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю
в бак бензин, (останавливаются,
«наливают»)
Завожу пропеллер:
(круговые движения правой рукой)
«В
небеса мотор вези, (бегают по кругу,
руки в стороны).
Чтобы птицы пели».
7.
Постановка проблемной ситуации. Письмо
от Незнайки.
Воспитатель
сообщает детям, что ему только что
принесли письмо от Незнайки. Чтение
письма: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте
доктор Айболит. Я очень заболел, мне
очень нужна ваша помощь. Приезжайте
поскорее, добрый доктор Айболит!» . Дети
сочувствуют Незнайке. Доктор с ребятами
отправляются на помощь Незнайке,
выясняют, на чем они доберутся. На
легковом автомобиле не получится, ребят
много и все они не поместятся в салон
автомобиля, а вот на автобусе можно всем
доехать. Выясняем, что везти автобус
должен шофер. Стульчики расставляем
«паровозиком», шофер садится за руль,
но автобус не едет. Выясняем, в чем
причина. Воспитатель показывает
игрушечный автобус, у которого отсутствуют
колеса. Вот в чем дело. Воспитатель
предлагает починить автобус, для этого
нужно пририсовать к автобусу колеса.
8. Рисование колес.
Воспитатель с детьми выясняет, какого цвета у нас будут колеса (черные), уточняет форму, какая бывает у колеса (круг), дети в воздухе указательным пальчиком описывают круг. Воспитатель показывает приемы рисования. Обращает внимание на осанку детей и на то, как нужно правильно держать карандаш. Работа проходит под музыку.
9. Итог занятия.
Дети отремонтировали автобус, шофер и Айболит благодарят детей за помощь. Айболит вылечил Незнайку. Незнайка дарит ребятам свой портрет в знак признательности.
Алевтина Выросова
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Осеннее небо. Знакомство с акварельными красками»
Конспект НОД по изобразительной деятельности: рисование в старей группе «Осеннее небо. Знакомство с акварельными красками»
Программное содержание :
Художественно-эстетическое развитие : учить детей работать акварелью в технике «по - сырому»; показать приемы работы губкой и кистью.
совершенствование умения передавать в рисунках образы природы - образ осени. Познавательное развитие : познакомить с живописным материалом акварель, продолжить знакомство с жанром пейзажа;
Речевое развитие : обогатить словарь детей словами: акварель, палитра, оттенок, мольберт; побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного;
Социально-коммуникативное развитие : воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, самостоятельности, творческой активности; воспитывать интерес к деятельности художников, учить образной оценке своих работ и работ других детей, воспитывать отзывчивость и доброту.
Предварительная работа : рассматривание осенних пейзажей в репродукциях картин художников, чтение стихотворений Е. Благининой “Улетают, улетели”, А. С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”.
Материалы и оборудование : репродукция картины Ф. Васильева «Перед дождем», мольберт, бумага, кисти, губки, акварель, стаканчики водой, салфетки.
Музыкальный ряд. Запись курлыканья журавлей. П. И. Чайковский “Осенняя песнь”.
Методические приемы:
1. Игровая ситуация «Посылка от художника».
2. Д. /и. «Цветные загадки».
3. Упражнение «Назови оттенки».
4. Рассматривание неба, репродукций пейзажей.
5. Упражнение «Смешаем краски».
6. Выставка работ «Осеннее небо».
7. Анализ, поощрения.
Ход НОД :
Ребята, нам сегодня по почте прислали посылку. Посылка от художника. Он узнал, что мы очень любим, рисовать, и подарил нам вот какой «ящик» (показывает Мольберт). У всех настоящих художников есть такой «ящик» и называется он «мольберт». Здесь живут его верные друзья и помощники, без которых ни одну картину не напишешь. Как вы думаете, что это за друзья? В помощь вам он оставил записку с загадками.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)
А вы знаете, что художники красками не рисуют, а пишут?
Картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими как пастель, восковые мелки, называются «Живопись». Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – «живо» и «писать».
А теперь, давайте познакомимся с верными друзьями художника. (Открывают коробочку с акварельными красками) Посмотрите в этой коробке разноцветные квадратики, как домики. Ребята, вы все цвета знаете? Отгадай те загадки.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Желтый)
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (Красный)
Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке,
И в сметане и в муке. (Белый)
Он на небе в день погожий,
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька
Может он взлететь с цветка. (Голубой)
Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть. (Коричневый)
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы. (Фиолетовый)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зеленый)
Каждый апельсин он полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе,
И на белке в колесе. (Оранжевый)
Хоть таится в дымоходе,
У пантер он вечно в моде,
Да и негр его любой
Носит каждый день собой. (Черный)
Он в асфальте и бетоне,
В теплом пухе на вороне,
В волке и его хвосте
И у кошек в темноте. (Серый)
Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий)
Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если аиста мокнем,
Станет как фламинго в нем. (Розовый)
Эти краски называются акварельные. Слово «акварель» означает «вода». Когда ими рисуешь, надо очень хорошо смачивать кисть. Акварельные краски смешиваются между собой и можно получить много интересных оттенков. Что такое «оттенки»? (Например: есть основная краска красная, а все остальные очень похожие на нее, только более светлые или более темные, называются «Оттенки»)
Назовите оттенки красного цвета (розовый, малиновый, алый, бордовый, вишневый).
Картины, нарисованные акварелью, получаются очень нежными, прозрачными и очень живописными. Они так и называются – акварельной живописью.
Как вы думаете, что еще необходимо художнику?
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке
(Кисточка)
Действительно, главным инструментом художника являются кисти. Изготавливали кисти из меха различных животных: барсука, белки, из щетины.
Сколько нового, интересного о красках и кисточках мы сегодня узнали благодаря художнику. Давайте вспомним, какие картины называются живописью? Вспомните, что такое оттенки? Назовите оттенки синего и зеленого цвета.
Воспитатель просит детей посмотреть в окно, обращая внимание на краски неба, воспитатель ведет с воспитанниками диалог.
Какой необычный цвет неба вы увидели? Какое у неба настроение? Можно ли сравнить настроение человека с настроением неба?
А затем предлагает рассмотреть репродукции пейзажей, на которых изображено небо в различном состоянии.
После ответов детей, воспитатель показывает приемы смешения акварельных красок и приемов рисования в технике «по - сырому».
Педагог мокрой губкой смачивает альбомный лист (текстура бумаги для рисования акварелью должна быть рыхлой и шероховатой).
Затем набирает на кисточку краску и начинает рисовать.
Кисточка словно танцует на листе, делает круговые движения - получаются пушистые облака, а если кисть скользит – облака получаются вытянутыми, плачущими (краски растекаясь, тянутся к низу).
Особое внимание воспитатель обращает на использование черной краски, которая очень темная и способна так затемнить цвет другой краски, что та может исчезнуть. Поэтому надо объяснить юным художникам, что черной краски надо брать на кончик кисточки чуть-чуть.
После показа приёмов работы акварельными красками, педагог просит ребят нарисовать свое небо в технике «по - сырому».
Во время практической деятельности звучит музыка. Воспитатель напоминает детям, напоминает им, что эффекта потоков дождя можно добиться, если наклонить лист вертикально, краски скатываясь вниз, будут перетекать одна в другую.
Когда дети выполнили свои работы, то на выставочной доске можно устроить мини-выставку. Дети придумывают к каждому рисунку названия.
Дети, какие вы молодцы. Вы меня так сегодня порадовали. Я вижу, что вам понравилось рисовать новым способом «по - сырому». Скажите, а вам понравилось рисовать небо акварелью? Если вам понравилось, то поднимите вверх желтое солнышко, а если было не очень интересно, то темную тучку.
Дети (делают свой выбор).
А что вам больше всего понравилось?
Рисовать акварелью, слушать музыку, играть с красками.
Я рада, что вам со мной было интересно.