Конспект по декоративному рисованию «Украсим тарелочку» в старшей группе. Занятие по декоративному рисованию в старшей группе (5—6 лет)

Конспект занятия

по декоративному рисованию

в старшей группе

«Городецкий узор»

Программное содержание:

    Продолжить знакомить детей традиционным народным

промыслом городецких мастеров, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, спецификой создания декоративных листьев и цветов.

    Закрепить умение рисовать кончиками кисти.

    Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Материалы: тарелки, гуашь, кисти, салфетки, подставки, наглядные пособия.

Предварительная работа: знакомство с городецкой розой, выполнение эскиза тарелки, изготовление тарелок из папье-маше.

Ход занятия

Организационный момент.

1-Внимание! Дети сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в старинный русский город, расположенный на реке Волга. Прошу Вас занять места в автобусе.

2- Актуализация опорных занятий.

Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте

(Ответы детей)

3- Знакомство с новым материалом.

Молодцы, я вижу, что вы готовы

отправляться в путь. Чтобы наше путешествие не было скучным,

мои помощники подготовили доклад о г. Городец.

На реке Волге расположен город Городец. Это очень красивый город.

Дома в нём похожи на сказочные терема, украшенные росписью и резьбой.

Раньше в Городце делали много деревянных изделий – сани, качалки, прялки, мебель. Мастера использовали для их росписи красные, синие, желтые, зелёные, и другие цвета. Декоративные сеточки, завитки, точки, усики - украшали сказочные цветы!)

Спасибо ребята за интересный рассказ. Скажите, пожалуйста, что изображали городецкие мастера на своих изделиях.

(Ответы детей)

Молодцы!

Вы знаете, что и в наше время в г. Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников. Старинный промысел продолжает жить в современных игрушках мебели, сувенирах, посуде.

Ну, вот мы и приехали в г. Городец. Выходите из автобуса и проследуйте в художественную мастерскую. Обратите внимание на выставку работ здешних мастеров. Вы увидели свои работы? Не удивляйтесь, это потому что сегодня мы с вами превратимся в городецких мастеров. Пройдите, пожалуйста, на рабочие места. Возьмите на столе нарукавники (это обязательный атрибут настоящих мастеров) оденьте их на себя. Закройте на секунду глаза. Открывайте глаза и посмотрите, сколько в мастерской настоящих мастеров. Сегодня, уважаемые мастера наша задача расписать тарелки.

Давайте вместе вспомним технику выполнения городецкой розы.

Сначала крупной кистью рисуем красный круг. Пока краска подсыхает, вокруг располагаем листья. Затем вверху круга рисуем синюю горошину, а внизу - синюю окантовку. Внутри круга и на лепестках можно порисовать белые точки или штрихи.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Подведение итогов.

Дать возможность детям проанализировать свои

работы и работы других детей. Выделить лучшие изделия.

Оформить выставку готовых тарелок, подарить выполненные

работы мамам.

Конспект по ИЗО деятельности в старшей группе по теме: «Птичка – свистулька». Декоративное рисование

Автор: Полукарова Светлана Сергеевна, преподаватель ИЗО деятельности МКДОУ «Аннинский д/с» ОРВ «РОСТОК» п.г.т. Анна, Воронежская обл.
Описание материала: Предлагаю вам конспект по ИЗО деятельности для детей старшей группы (5 -6 лет) по теме «Птичка - свистулька» Данный материал будет полезен для преподавателей в детском саду по рисованию.

Конспект по ИЗО деятельности в старшей группе по теме «Птичка - свистулька». Декоративное рисование.

Цель : учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элементами декоративного узора точек, мазков, волнистых линий. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.
Задачи: Познакомить детей с историей появления свистульки. Расширить знания детей о сфере использования свистулек в наше время. Подводить к образной оценке готовых работ.
Демонстрационный материал : две птички - свистульки (глиняная, деревянная – расписная), готовый нарисованный образец с птичкой – свистулькой.
Раздаточный материал : альбомные листы(с силуэтом птички – свистульки), гуашь, кисти, ватная палочка, непроливайка.
Методические приемы : беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, подведение итогов.
Ход занятия.
Преподаватель.
Ребята, послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать.
Птичку в руки я беру,

Тихо дую в неё «Ту-у-у».
Это птичка не простая-
А из глины, расписная. (свистулька ).
- Вы слышали про такой инструмент? (ответы детей).
Показываю две свистульки, деревянную расписную и глиняную (просто коричневая).
Свистулька - древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.
- Послушайте, как звучат свистульки. Как вы думаете, почему свистульку называют духовым инструментом? (Потому, что в нее надо дуть).
- Кто хочет попробовать поиграть на нашем маленьком интересном инструменте? (дети поочереди дуют в свистульку)
Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь и порывы освежающего ветра. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Правда, свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах.
- Ребята, а из чего же делаются свистульки? (из глины, дерева).
Фигурная свистулька обычно изготавливается в виде небольшой, яркой птички из обожженной и покрашенной глины.
- Ребята, послушайте историю игрушки – свистульки. Длинными холодными месяцами женщины деревни собирались по большим избам, ставили перед собой корзину с глиной, а потом, не спеша, за разговорами да песнями лепили игрушки. В руках мастериц появлялись петухи и зайцы, собаки и медведи. С тех пор так и повелось – старшие женщины учили своих дочерей лепить игрушку. Мастерицы делали игрушку из целого куска глины, долго ее перед этим размягчая. Затем лепили туловище животного, ножки, шею, головку. Затем простой деревянной палочкой, заточенной на конце, делали два незаметных отверстия и обжигали игрушки в печи. Самое приятное занятие для мастериц – роспись игрушек.
В настоящее время свистульки используются как народная игрушка и как духовой музыкальный инструмент.
Самостоятельная работа . - Ребята, у вас у каждого лежит листочек с силуэтом птички – свистульки. Посмотрите наши птички белые и скучные, давайте превратим их в настоящие музыкальные расписные яркие игрушки! Для этого мы сначала красной краской разукрасим клюв, полосочкой отделим голову от туловища и ноги от туловища, на грудке сделаем четыре красных лепесточка (способом примакивания кисточки), и на ножках оставим два отпечатка от кисточки. Глазик тоже будет отпечаток от кисточки. Осталось украсть хвостик. Делаем волнистую линию по всей длине. Дальше желтым цветом, чтобы цветок стал еще красивее, сделаем между красных лепестков желтые, а на ножках оставим еще два мазка, только желтым цветом. А теперь ватными палочками сделаем точки. Это будет хохолок, серединка у цветочка, между лепестками и на хвосте.
Подведение итогов . По окончанию работы рассматриваем рисунки, предлагаю детям выбрать наиболее красивые, яркие, забавные рисунки. Рассматриваем и радуемся получившимся работами.
Фото с занятия



Декоративно-прикладное рисование в детском саду. Старшая группа

Конспект проведения занятия по декоративному рисованию на объемной форме в старшей группе на тему: «Дымковский петушок»

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Данное занятие направлено на воспитание интереса к истории дымковской игрушки и передачи увиденного в изображении игрушки.
Тема: «Дымковский петушок».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам.
Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные способности.

Материал и оборудование к занятию:
* Дымковские игрушки (для рассматривания);
* образцы элементов росписи на доске;
* палитра, кисти (тонкие и толстые), салфетки;
* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая цветов;
* стаканы с водой;
* ромбики золотистой формы из фольги.

Подготовка воспитателя:
- составляю конспект;
- готовлю материалы к занятию.

Предварительная работа:
- Лепка петушков из соленого теста на занятии по лепке;
- Декоративное рисование в художественном альбоме
«Дымковская игрушка»;
- Рассматривание вылепленных игрушек;
- Закрашивание петушков белой краской, смешанной
с клеем ПВА.

Ход занятия:

Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки.
- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.

Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью».
- Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!

- Как называются эти игрушки?
- Правильно, дымковские.
- Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе.
- Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку.
- Из какого материала делают игрушки мастера?
- Правильно, из глины.
- Значит, игрушки какие?
- Верно, глиняные.
- Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
- Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?
- Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.
- Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.
- «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки:
« Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.


Петушок у нас горластый
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.

Сейчас мы с вами сядем за парты и будем расписывать наших петушков.
-Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного петушка.
- Какие части тела есть у петушка?
- Правильно, голова, туловище, хвост, лапы;
на голове гребешок и бородка, клюв, глаза.

Узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.

Рисую схему на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.

Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем петушка с двух сторон одинаково, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем.

Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

Завершающий момент – «золото» - ромбики золотистой фольги, которыми дети украшают хвост петуха.

После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.

Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.
Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.

Познакомить с русской народной росписью гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

  • Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, знакомить детей с историей промысла, процессом изготовления изделий.
  • Учить рассматривать гжельскую посуду.
  • Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на листе бумаги.
  • Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Парные картинки», «Сложи узор»; раскраски «Гжель»; игры с красками.

Материал и оборудование: изделия гжельских мастеров; компьютер, презентация «Чудо-Гжель»; карты-схемы рисования гжельских узоров; шаблоны гжельской посуды, листы бумаги А4, краски гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки; сборник русской народной музыки.

Ход занятия:

В группе организовывается выставка изделий Гжели.

Дети обращают внимание, задают вопросы (Что это? Откуда появилось здесь? Почему у нас в группе? И др.) Воспитатель: Наш детский сад сегодня посетила выставка. Мы с вами не всегда можем выйти за пределы детского сада и работники выставочного зала дали нам возможность увидеть эту красоту. Полюбуйтесь! (дети рассматривают изделия)

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель обращается к детям: Вам нравится? Эта посуда и сувениры приехали к нам из села Гжель, расположенного всего в 60 км от Москвы. Еще в старину по сей день тут делают фарфоровую и фаянсовую посуду и расписывают ее особым способом используя мазки синего цвета. Началось еще это, судя по раскопкам археологов и исследованиям историков с 7-8 века. Сюжеты тамошние мастера бралииз жизни и быта: это и живая природа (звери, птицы, рыбы) и многочисленные растения: веточки, плоды, листики, цветочки. Не обошлось и без изображения семейных сцен на гжельских изделиях (обычно это кухонная утварь и посуда, а потом еще и игрушки). Синюю краску получали из кобальта, а работы свои ремесленники стали покрывать глазурью для особого блеска и эффекта прозрачности. Так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разлетелась не только у нас в стране, но и по всему миру. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего, своим синим цветов по белому фону. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на свои изделия. По белому фону ведёт рука художника кисточкой с краской… То сильнее, то слабее нажимает он на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска! А какая нарядная и праздничная роспись получается. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики.

Хотите узнать, кто и как делает такую посуду? (ответы детей). Как мы можем узнать? (ответы детей: можно поехать и посмотреть, прочитать в книгах, узнать в интернете). Мы можем сейчас поехать в Москву? Есть у нас в группе книги о гжели? А интернет где найти? (в компьютере). Давайте попробуем. Включаем компьютер.

Показ презентации о труде мастеров из Гжели.

Воспитатель обращается к детям: Узнали, как делают изделия гжельские мастера? Из чего делают посуду? Кто расписывает изделия? Какие краски использует художник? Какие узоры наносит на изделие? Вам интересно? Хотели бы вы попробовать себя в роли гжельского мастера? Мы сможем сами сделать такую посуду? (ответы детей). Что для этого нужно? Есть ли у нас материал: глина, кобальтовые краски, лак, специальные печи? Как же мы можем оставить себе на память эту красоту? Ведь выставка у нас пробудет недолго (ответы детей: нарисовать, слепить, сфотографировать). Нарисовать мы сможем? Что для этого нужно? Будем рисовать? Давайте нарисуем, а потом сделаем фото на память с вашими рисунками.

Дети выбирают материал и приступают к рисованию. Во время рисования звучит народная музыка. В заключении дети фотографируются со своими рисунками на фоне выставки. Воспитатель: Мы оставили на память себе частичку выставки чудесных изделий из Гжели. И вы дома можете рассказать своим близким о том, что узнали и увидели сегодня.

Наталья Ходова
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкие узоры»

Программное содержание: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды. Изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов. Развивать чувство цвета, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Материал: Для воспитателя: образец с узором, лист бумаги с тремя нарисованными кругами розового и голубого цвета для частичного показа приемов изображения. Для детей: бумажные тонированные желтым цветом заготовки разделочных досок, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем под русскую народную музыку входят в кабинет. Перед ними на столе разложены предметы декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, хохломские и городецкие изделия).

Воспитатель: Ребята, а куда это мы попали! Да ведь это же Ярмарка!

Ребята, посмотрите, какие работы народных мастеров вы узнали?

Дети: Мы узнали дымковскую барышню, петуха, индюка; хохломские, филимоновские и городецкие изделия (называя различные изделия, дети указывают на них).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы уже хорошо изучили русские народные промыслы! А, скажите, почему их называют народными промыслами? (Ответы детей). Да, потому, что их создают простые люди, живущие не только в городе, но и в селе, и в деревне. Их называют народными умельцами. Издавна наша страна славится великими мастерами, которые изготавливают и расписывают произведения декоративно-прикладного искусства: это и знаменитые матрешки, и расписная посуда, и глиняные игрушки, свистульки и т. д. Когда народные мастера создают свои изделия, в них они вкладывают частичку своей души и от этого игрушки получаются радостными, яркими, веселым. Люди, которые их покупают или получают в подарок, чувствуют тепло рук и доброту души мастера-умельца, который изготовил и расписал это изделие. Ребята, а хотите тоже стать мастерами декоративно-прикладного искусства?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Давайте в подарок для ваших мам распишем деревянные доски городецким узором.

Дети: Давайте.

Воспитатель : Тогда нам вам нужно пройти в мастерскую (за столы, и для начала вспомнить, из каких элементов состоит городецкая роспись и какие нужно применить цвета. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, как называются основные элементы этой росписи:

1. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).

3. Словно чудо тут и там распускается … (розан).

4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).

Воспитатель: Вот, ребята. А теперь расскажите, какие цвета вы будете использовать?

Дети: Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, черный, белый.

Воспитатель: А как получить голубой и розовый оттенки?

Дети: Нужно на палитре смешать основной (красный или синий) цвет с белилами, получим оттенок (розовый или голубой).

Воспитатель: Ну что же, ребята, вижу я, что вы готовы уже превратиться в городецких мастеров. Только не забудьте, мастера-художники сначала рисуют крупные элементы кистью пошире, а затем мелкие тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой ждут, чтобы краска высохла. А чтобы вам легче было расписывать доски, я приготовила технологические карточки- подсказки, которые вам подскажут последовательность выполнения работы.

Воспитатель: «Умелые руки не знают скуки». Мастера уже приступают к работе. Чтобы работы получились яркими, красивыми, выполняйте аккуратно, не торопитесь и помните: «Поспешишь – людей насмешишь».

Дети приступают к работе (расписывают бумажные, тонированные желтой краской заготовки разделочных досок). Педагог следит за ходом работы, в случае необходимости оказывает индивидуальную помощь детям, подсказывает, отвечает на вопросы.

Воспитатель : Ребята – мастера, пора заканчивать работу! Посмотрите, какая красота у вас получилась. Несомненно, ваши мамы будут очень рады получить такие подарки, ведь они хранят тепло ваших рук и частичку вашей души! Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!