Познакомить детей со свойствами бумаги;
Развивать у детей тактильную чувствительность
Обогащать и активировать словарный запас у детей за счет слов определяющих свойства бумаги: картон, толстая, тонкая, гладкая, шероховатая.
Развивать познавательную и творческую активность детей.
Воспитывать у детей любовь к родному поселку, бережное отношение к пищи, развивать эмоциональную сферу ребенка.
Формировать чувство преемственности младших и старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами бумаги;
Мнется, рвется, шуршит, размокает.
Развивать у детей тактильную чувствительность
Обогащать и активировать словарный запас у детей за счет слов определяющих свойства бумаги: картон, толстая, тонкая, гладкая, шероховатая.
Развивать познавательную и творческую активность детей.
Воспитывать у детей любовь к родному поселку, бережное отношение к пищи, развивать эмоциональную сферу ребенка.
Формировать чувство преемственности младших и старших дошкольников.
Предшествующая работа
- Работа с бумагой на занятиях по аппликации.
- Ремонт книг.
- Использование пособий из бумаги на занятиях и рассматривание бумаги.
Подготовка к занятиям:
Изготовление панно «Наш поселок».- рисунки детей подготовительной группы, таз с водой, коробочка, бумага разного качества, елочные игрушки, предметы из бумаги …
Раздаточный материал на каждого ребенка: бумага цветная, белая, картон, салфетки.
Ход занятий:
Звучит новогодняя, сказочная музыка (дети заходят в группу).
(На столе елочные игрушки).
Воспитатель: «Ой, ребята! Посмотрите, что это?»
Дети: «Игрушки, шарики».
Восп. «А какие это игрушки?»
Дети: «Елочные».
Восп: «Да, ребята, - это елочные игрушки, ими мы украшали елку на Новогодний праздник. Дети, а кто приходил к нам на праздник в гости?»
Дети: «Душка Мороз! Снегурочка! Снеговик!»
Восп. «А что на празднике мы делали вместе с Дедушкой Морозом?»
Дети: «Пели, танцевали, читали стихи, играли».
Восп. «А давайте дети, вспомним наш веселый хоровод. (Хоровод «Заплясали наши ножки»). Дети, а игрушки эти не простые – волшебные, вот я только прикоснусь к ним, совершится чудо».
Восп. «Ребята, посмотрите, появился волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в этой коробочке».
(Достаю, показываю альбомный лист, цветную бумагу)
«Что это?»
Дети: «Это бумага»
Восп. «Какого цвета?»
Дети: «Красного, желтого, синего, зеленого цвета».
Восп. «посмотрите, какая это бумага – толстая или тонкая? Потрогайте ручками. Как вы думаете, какая она?»
Дети: «Тонкая».
Восп. «А теперь пощупайте вот эту (даю картон). А какая это бумага толстая или тонкая?»
Дети: «Толстая».
Восп. «Эта бумага называется картон. Как называется эта бумага?»
Дети: «Картон».
Восп. «А теперь возьмите тонкую белую бумагу и сожмите вот так, в комочек. Что получилось?»
Дети: «Шарик, мячик, снежок».
Восп. «Что мы с вами сделали с бумагой?»
Дети: «Смяли».
Восп. «Значит бумага мягкая, она легко мнется. Какая бумага?»
Дети: «Бумага мягкая и мнется легко».
Восп. «А сейчас возьмите картон и попробуйте смять его так же как и белую бумагу- в комочек. Что получилось? Легко она мнется?»
Дети: «Нет».
Восп. «Почему трудно смять? Потому что картон толстый, а бумага белого цвета- тонкая. Ребятишки! А теперь возьмите в руки цветную давайте сделаем из нее красивые дорожки. Вот так (показывать путем обрывания, дети так же рвут полоску.) Что мы сделали?»
Дети: «Рвали».
Восп. «Значит бумага еще и рвется, мнется и шуршит. Давайте проверим? (дети шуршат).Итак мы узнали, что бумага рвется, мнется и шуршит, бумага бывает толстая и тонкая»
Ребятки! А бумага может быть гладкой и шероховатой. Давайте найдем шероховатую бумагу. Погладьте рукой вот этот листок, посмотрите как хорошо скользит рука. Какая это бумага гладкая или шероховатая».
Дети: «Гладкая».
Восп. «А что мы можем об этой бумаге сказать. Пощупайте ее, также скользит рука?»
Дети: «Нет».
Восп. «Значит это бумага какая?»
Дети: «Шероховатая».
Восп. «А теперь подойдите к этому столику. Возьмите кусочек бумаги в руку и опустите в воду. Что произойдет с бумагой? Какая она стала? Давайте понаблюдаем».
Дети: «Мокрая».
Восп. «Правильно- мокрая, бумага может размокнуть порваться.
Дети! Что можно сделать из бумаги?»
Дети: «Книги, газеты, тетради, журналы, бумажные игрушки, коробки, салфетки».
Восп. «Правильно вы сказали, книги тоже делают из бумаги, но мы с вами узнали, что бумага мнется, рвется, размокает, значит, к книгам нужно относиться бережно, аккуратно. Как нужно относиться к книгам?»
Дети: «Бережно, аккуратно».
Восп. «Молодцы, ребята! А теперь я опять прикоснусь к волшебным игрушкам. А чтобы чудо произошло, закройте глазки! Ой, ребята! Посмотрите, бумажные салфетки превратились в снежинки. Давайте с ними поиграем. Положите снежинку на ладошку, посмотрите какая она красивая, воздушная, легкая, давайте на нее подуем (Дуют). Что с ней произошло?»
Дети: «Она полетела».
Восп. «Значит она какая?»
Дети: «Легкая».
Восп. «Давайте с вами покружимся как снежинки (звучит музыка, дети кружатся).Детки, как снежинки легкие, воздушные, они летают, порхают и т.д.(Физ. минутка «На полянку, на лужок»).
Восп. «Спасибо вам волшебные игрушки, что вы порадовали нас. Ребята, а волшебные игрушки нам еще сюрприз подготовили. Посмотрите, какой красивый наш поселок. Его нарисовали детки подготовительной группы. А на празднике всегда бывает салют! Давайте и мы сделаем сейчас салют над нашим поселком. А делать салют мы будем из салфеток, они не простые, они разноцветные. Скажите, какого цвета эта салфетка?»
Дети: «Красного».
Восп. «А эта?»
Дети: «Синего».
Восп. «Как вы думаете, а эта, какого цвета?»
Дети: «Зеленого».
Восп. «И еще одна, какого цвета?»
Дети: «Желтого».
Восп. « Из каждой салфетки можно сделать красивые огоньки. Посмотрите, надо взять салфетку смять ее в комочек и получится красивый желтый огонек.
«А теперь, вы возьмите салфетку и сделайте салютики огоньки ».
«Молодцы, ребята! Много сделали огоньков. Давайте посмотрим как огоньки взмывают в небо (дети подбрасывают салютики вверх)»
«А теперь, поднимите салютики и давайте приклеим их высоко в небе над нм поселком (во время выполнения работы звучит музыка «Сюрприз»)».
Восп. «Ребята! Какой красивый у нас салют! Из чего мы сделали огоньки?»
Дети: «Из салфеток, бумаги».
Восп. «Почему мы смогли из салфетки сделать огоньки салюта?»
Дети: «Потому, что бумага мягкая и легко мнется».
Восп. «Давайте, порадуемся салюту.(Дети прощаются и уходят)».
Муниципальное бюджетное
Дошкольное общеобразовательное
Учреждение д/с №40 п.Забойского
Муниципального образования
Славянский район.
Конспект
по ознакомлению
детей со свойствами
бумаги во II- младшей группе
Опыт работы воспитателя:
Мезинок Любови Николаевны.
Конспект занятия социализация
Тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»
Цель. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.
Задачи:
1.«Познавательное развитие»: сформировать интерес к экспериментальным действиям; закрепить представления о свойствах бумаги и ткани: гладкость-шершавость, ворсистость-отсутствие ворсистости, прочность, намокание-размокание; развивать тактильные ощущения в процессе практических действий с разными материалами; закрепить представление о функциональном назначении утюга;
2. «Речевое развитие»: расширить активный словарь по теме; сформировать умение рассуждать, делать выводы;
3. «Социально-коммуникативное развитие»: сформировать умение действовать в коллективе согласно правилам.
5. «Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки;
Материал. Кукла Маша, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя и на каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу куклу Машу.
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она сегодня идет в гости и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая. Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы Маша убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем его завязать.
Ребята, что произошло с бумажной лентой?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Почему порвалась бумажная лента?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная.
Воспитатель: Матвей, почему порвалась бумажная лента? А ты, Алена, как думаешь?
Ответы детей
Воспитатель: Вот, видишь, Вика, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты. Ребята, лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что бумага какая?
Ответы детей
Воспитатель: А лента из ткани не порвалась, потому что ткань какая?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, посмотри, у вас на столах лежат ленточки. Давайте вместе найдем бумажную ленточку.
Воспитатель: Максим, какую ленточку ты взял? (Бумажную). А ты, Линара?
Ответы детей
Воспитатель: Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее.
Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Почему бумажная лента порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А почему?
Дети предлагают свои ответы
Физкультминутка:
Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке.
Воспитатель: У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Не разглаживается бумажная лента.
А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась?
Ответы детей
Воспитатель: Ткань почти не помялась. Вот, Лера, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязывать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? Ответы детей
Воспитатель: А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если мнется, ее легко можно разгладить утюгом.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации.
А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная?
Ответы детей
Воспитатель: Ленточки из ткани можно сшить.
Сегодня вы узнали, что бумага очень не прочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Сашей один предмет из бумаги.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из бумаги.
Воспитатель: Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по оному предмету из ткани.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из ткани.
Воспитатель: Ребята, книга сделана из бумаги, значит, она не прочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые, и их приятно будет читать.
Литература.
1) Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью во второй младшей группе» Москва.
Татьяна Щукина
Конспект НОД «Знакомство со свойствами бумаги»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
на тему :
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в непосредственно образовательной деятельности
«»
время обучения :
06. 04. – 10. 04.2015г.
Выполнила :
Щукина Татьяна Николаевна
Воспитатель
МБДОУ № 400
г. о. Самара
Самара, 2015г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками
среднего возраста
Тема : «Знакомство со свойствами бумаги »
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи :
1) Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги ; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает) ; развивать, воображение, познавательную активность, любознательность детей(«Познавательное развитие» ).
2) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми, самостоятельность, целенаправленность собственных действий; развивать отзывчивость, сопереживание и уважительное отношение к окружающим («Социально-коммуникативное развитие» ).
3) Расширять словарный запас детей; развивать диалогическую и монологическую речь, высказывать предположения об ожидаемом результате («Речевое развитие» ).
4) Развивать эстетическое отношение к окружающему миру («Художественно – эстетическое развитие» ).
5) Развивать крупную и мелкую моторику рук («Физическое развитие» ).
Методы и приемы :
Практические (проведение опытов, экспериментов)
Наглядные (рассматривание, наблюдение)
Словесные (загадки, беседы, рассказы, вопросы)
Материалы и оборудование : небольшие листочки бумаги разных видов на каждого ребёнка (салфетки, картон, фольга, бархатная бумага , цветная обычная белая бумага ,ёмкости с водой, ножницы, клей, индивидуальные подносы для раздаточного материала, гномики из различных видов бумаги , снежинки, вырезанные из салфеток, нарисованное солнце на ватмане, мольберт.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы.
Игровая Игровые ситуации.
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование,
моделирование, познавательно-исследовательские проекты
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы
Изобразительная Аппликация, деятельность в изостудии.
Конструирование Изготовление макетов, моделирование
Элементарный бытовой труд
Самообслуживание Поручения, совместный (коллективный) труд
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель держит лист бумаги : Я – белая, как снег Дружу с карандашом
Где он пройдёт – Заметочку кладёт. Дети отвечают, что это бумага . Дети заинтересованы.
2 Это не простая бумага , а телеграмма, в которой нас просят о помощи. Оказывается в Бумажном городке не светит солнце и нас просят помочь его зажечь. Хотите вы помочь жителям волшебного городка и отправиться в путешествие? Дети с удовольствием соглашаются, садятся на стульчики и иммитируют езду в поезде. У детей развито воображение, они умеют различать реальную и условную ситуацию.
3 А вот и Бумажный городок . Здесь всё из бумаги : и дома, и мебель, и одежда и даже люди здесь бумажные . Первая остановка «Разноцветная» и на ней нас встречает разноцветный гномик. Из какой он бумаги и где мы её применяем? Этот гномик из цветной бумаги . Мы её используем в аппликации и для изготовления различных поделок. Дети владеют устной речью и могут выражать свои мысли.
4 Берём этого гномика с собой и отправляемся дальше. Следующая остановка «Белая» и на ней нас встречают 2 белых гномика. Они предлагают нам пройти к ним в мастерскую и определить, чем они отличаются друг от друга. Дети подходят к столам. На тарелочках лежат листы белой бумаги и картона . У детей сформирована готовность к совместной деятельности.
5 Воспитатель предлагает взять бумагу , погладить её, помять, порвать и сказать чем она отличается. Дети берут тонкую бумагу , гладят её, мнут, отрывают полоску и говорят, что это обычный альбомный листочек. Он гладкий, тонкий, хорошо мнётся и рвётся. Берут в руки картон, гладят, пытаются помять и порвать его. Говорят, что это картон, он толстый, твёрдый, плохо мнётся и с трудом рвётся. Дети умеют выявлять качества и свойства бумаги через исследовательскую деятельность (мнётся, рвётся) .
6 Белые жители благодарят детей и вместе с ними отправляются дальше. Следующая остановка «Блестящая» . Здесь всё сделано из фольги и живут здесь блестящие гномики. Воспитатель предлагает повторить новое слово «фольга» , объясняет, что эта бумага сделана из тоненького слоя металла, предлагает согнуть её пополам и разрезать ножницами. Дети повторяют слово – фольга, сгибают её пополам, разрезают ножницами и делают заключение, что она блестит, легко сгибается и легко режется, хоть и сделана из металла. Дети легко запоминают новые слова, анализируют, делают умозаключения.
7 Следующая остановка «Снежная» . А называется она так потому, что здесь живут снежинки и они хотят, чтобы мы с ними поиграли. Из чего они сделаны и как сними можно играть? Дети находят снежинки, подбрасывают их вверх, дуют на них, снежинки летят. Дети говорят, что они из салфеток, красивые, лёгкие и могут летать, если на них подуть. Дети умеют играть, взаимодействовать друг с другом.
8 Следующая остановка «Бархатная» и всё здесь сделано из бархатной бумаги . Давайте рассмотрим её. Дети трогают бархатную бумагу , говорят, что она не похожа ни на какую другую, она шероховатая, потому что с ворсинками. Дети проявляют любознательность, склонны наблюдать и экспериментировать.
9 Следующая остановка «Опытная» и на ней нам белые гномики предлагают провести опыты с водой. Что произойдёт с бумагой при встрече с водой ? На столе лежат листочки бумаги , картона, салфетки и тарелочки с водой. Дети опускают все листочки в воду, наблюдают, объясняют, что салфетка утонула первая, потому что она мягкая, тонкая и размокла быстрее всех. Затем размокла обычная бумага и последний картон , потому что он самый толстый. Дети сделали вывод, что бумага боится воды . Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага материал непрочный .
10 Следующая остановка «Солнечная» . На ней было много разных гномиков, но все они были грустными, потому что не светит солнце. Давайте поможем Бумажному городку . Дети берут жёлтые салфетки, сминают их в комочки округлой формы и наклеивают на изображенное на мольберте солнышко. У детей развита крупная и мелкая моторика. Они умеют помогать ближнему. Солнышко ярко светит, бумажные гномики довольны и счастливы.
Итоговое мероприятие : Совместно с родителями сочинить сказку : «Бумажное волшебство » .
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе, тема «Знакомство со свойствами бумаги»
Автор занятия: Каргина Ольга Юрьевна, воспитатель МА ДОУ Центр - Детский сад № 200 г. Краснодар
Цели:
Познакомить детей с качествами разных видов бумаги (тонкая, толстая, прочная);
Научить выявлять общие качества и различия бумаги (рвется, мнется, размокает, скручивается)
Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека;
Заинтересовать детей работой с бумагой;
Формировать активность к совместной деятельности со сверстниками;
Развивать взаимодействие с взрослыми;
Расширять словарный запас детей;
Развивать мышление, крупную и мелкую моторику;
Воспитывать любознательность и бережливость;
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Материалы:
небольшие кусочки разных видов бумаги: картон, салфетки, обычная и цветная бумага;
предметы, изготовленные из бумаги: книги, картинки, газета;
емкость с водой
открытка-приглашение
Ход занятия:
Ход занятия:
1. Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попытаемся разгадать загадки одного из материалов, который нас окружает.
А какой это материал, нам поможет узнать загадка:
Я белая, как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет,
Заметочку кладет…
(Бумага)
Давайте посмотрим вокруг и скажем, что в нашей группе сделано из бумаги? (салфетки, туалетная бумага, открытки, книги, коробки, разукрашки и т. д.).
Молодцы! У меня для вас есть необычная открытка из Волшебной Бумажной страны. Ее жители приглашают нас отправиться в увлекательное путешествие по их стране. Там все предметы выполнены из бумаги, а из какой именно, мы узнаем во время нашего путешествия на «Бумажных станциях».
Садимся в волшебный паровоз и отправляемся в дорогу! (дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к подготовленным станциям)
Станция «Бумажная»
На столе разложены разные виды бумаги: обычная белая бумага, салфетки, картон.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько у нас много разной бумаги. Давайте ее потрогаем…(дети трогают бумагу)
Какая она на ощупь? (гладкая, шершавая)
Теперь давайте попробуем ее помять.(дети мнут бумагу)
Молодцы! Какую бумагу тяжелее помять, а какую легче?
(салфетку легче- она тонкая, картон тяжелее-он твердый)
Попробуем ее скрутить (картон плохо скручивается)
А сейчас попробуем порвать ее (дети рвут бумагу)
Почему картон рвать сложнее всего? (потому что он прочнее обычной бумаги)
Молодцы! Эта стация открыла нам много нового о свойствах бумаги! Пора отправляться дальше!
Дети становятся в паровозик и прибывают на станцию «Цветная».
Станция «Цветная»
Воспитатель: Ребята у нас на столе цветная бумага. Мы с вами где-нибудь ее применяем? Что можно сделать из цветной бумаги?
(аппликацию, фигурки животных, подарки мамам и папам на праздники)
Станция «Опытная»
Дети подходят к столу, где лежит бумага, и стоят емкости с водой.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с бумагой, если ее опустить в воду?
- Салфетка размокла, утонула, т. к. она тонкая
- Обычная бумага размокла и стала хрупкой
- Картон самый толстый, он размок и стал тяжелым.
Ребята, наше путешествие в страну «Бумажная» подошло к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в вагончики.
Дети встают паровозиком, двигаются и постепенно рассаживаются за столы.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята! У нас прошло увлекательное приключение. Сегодня мы познакомились с необычными свойствами бумаги. Что нового о бумаге вы узнали из нашего приключения?
(бумага бывает тонкая, толстая, прочная; она мнется, скручивается, рвется, размокает в воде)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
Подготовила воспитатель Николаевская М.О.
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах;
Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
Учить детей делать умозаключения и выводы;
Продолжать учить детей отвечать, не выкрикивая и не перебивая товарища;
Воспитывать доброжелательность и желание помочь.
Активизация словаря: бумага, ткань, гладкая, твердая, шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятый, состоит из ниток, увеличительное стекло.
Оборудование и наглядные материалы: пальчиковая кукла Шалтай-Балтай, стаканы с водой, ларец, клеенки (по кол-ву детей), полотенца тканевые (по кол-ву детей), шарфы из бумаги (по кол-ву детей), шарфы из ткани (по кол-ву детей), вещи из ткани и бумаги, 2 подноса.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, Вы знаете кто такой Шалтай-Балтай? Хотите познакомиться с ним? (Да!)
II. Вводная часть:
Шалтай-Балтай в слезах (воспитатель, одев пальчиковую куклу играет роль Шалтая-Балтая) и рассказывает о своем несчастье…..(о том, как его подруга Кнопочка попросила его помочь ей разобрать вещи на те, что сделаны из бумаги, и на те, что сделаны из ткани, а он ни про бумагу, ни про ткань ничего не знает).
Воспитатель: Дети, поможем Шалтай-Балтаю? (Да!)
Воспитатель: Но для того чтобы помочь ему мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани. У меня для вас сюрприз: сейчас мы вместе с Шалтай-Балтаем отправимся в мастерскую. Пожалуйста, проходите в эти волшебные ворота и рассаживайтесь, но руками пока ничего не трогайте. Договорились? (Да!). (Дети рассаживаются по местам).
III. Основная часть:
Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов: это вода в стаканчике, листочек бумаги, ткань. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать.
Воспитатель: А сейчас каждый из вас подойдёт и потрогает ткань и бумагу, нужно потереть их
пальчиками. А теперь закроем глазки и «запомним», какая на ощупь бумага, и какая ткань. (Ткань - мягкая, теплая. Бумага - жесткая, холодная.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!! Мне очень понравились ваши ответы, а тебе Шалтай-Балтай понравились? Что ты запомнил?
Шалтай-Балтай: Мне понравились, как дети весело отвечали, потому что я веселый! А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, а ткань жесткая! (Дети поправляют ответ Шалтай-Балтая).
Воспитатель: А теперь следующий эксперимент, у меня в руках стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы, например, посмотрите, как увеличивается лепесток у цветка на этой картинке. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название: увеличительное (дети повторяют за воспитателем).
Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткань: что мы видим? (Ниточки, серый цвет).
Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней? (Не видим ниточек).
Воспитатель: Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим, а видим только желтый цвет. Давайте еще раз повторим, чтобы Шалтай-Балтай запомнил, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать? (Да!)
Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок? (Дети рассказывают все вместе):
Тишина у пруда, не колышется вода,
Не шумят камыши, засыпают малыши.
Молодцы, детки хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо - тихо и берем сначала бумагу, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).
Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит. Положите бумагу и возьмите ткань и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять ткань ткани. Что мы слышим? (Ничего).
Воспитатель: Правильно ткань не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем объяснить Шалтай-Балтаю? Шалтай-Балтай, запомни, что когда мнешь, бумагу он шуршит, а ткань - когда мнешь, она молчит, не издает звука.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши листочки стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками бумагу. Что у вас получается? (Не получается разгладить).
Воспитатель: Да, вы правы, бумага у нас настолько мятая, что не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли ткань, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется).
Воспитатель: правильно ткань распрямляется при разглаживании.
Шалтай-Балтай: Ой, что то я устал……. Хочу поиграть!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Встаем, задвигаем стульчики и отдохнем.
Физкультминутка (под музыку).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли! А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, если наши бумага и ткань испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет.
Воспитатель: Берем сначала ткань, погружаем её в воду, отжимаем. Что мы видим? (Она стала мокрой).
Воспитатель: Расправьте её и покажите Шалтай-Балтаю. Видишь Шалтай-Балтай, ткань стала мокрой. Сейчас попробуем погрузить в воду листочек бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться).
Воспитатель: Правильно, давайте разъясним Шалтай-Балтаю, что если мы решим постирать ткань, она намокнет, а если постираем бумагу, то она размокнет, начнет рваться и её придется выбросить. Значит, что прочнее ткань или из бумага? (ткань).
Воспитатель: Шалтай-Балтай, теперь ты понял, что такое бумага и ткань? Ребята, давайте еще раз для него повторим:
Бумага Ткань
Жесткая Мягкая
Не состоит из ниток Состоит из ниток
Если ее мять шуршит Если ее мять не издает звуков
При разглаживании не распрямляется При разглаживании распрямляется
В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой
IV. Заключительная часть
Воспитатель: Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани мы сможем Шалтай-Балтай тебе помочь! Да ребята? (Да).
Воспитатель: Вставайте полукругом, около ларца и ты Незнайка будь рядом. Сейчас мы откроем ларец и посмотрим, что там лежит (воспитатель открывает ларец). Ой, здесь так много вещей из бумаги и из ткани. Я раздам каждому из вас по одному предмету, и вы разложите их на эти два подноса: если предмет сделан из ткани – то, пожалуйста, положите его на этот поднос, а если предмет сделан из бумаги - то на этот! (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как вы помогли Шалтай-Балтаю! (воспитатель проверяет, а ошибки исправляют вместе с детьми).
Шалтай-Балтай: Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья!