Конспект урока по опк "христианская семья". Урок по ОПК Христианская семья (4 класс) Урок христианская семья основы православной культуры

Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Покровское

Тебуского района Липецкой области

Разработка урока в 4 классе по курсу

«Основы мировых религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры».

Учитель: Лютова Татьяна Васильевна.

Тема урока: «Христианская семья»

Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи: Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.

Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.

Планируемые результаты:

Предметные :

Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.

Метапредметные:

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, работа в парах, диалог;

Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

Выполнение заданий творческой направленности;

Оборудование: учебное пособие А. Кураев «Основы православной культуры» 4–5 класс, магнитная доска и магниты, компьютер, интерактивная доска, компьютер, презентация, цветок с 10 лепестками, дерево Послушания.

Ход урока.

СЛАЙД 1.

    Организационный этап.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом

Ребята, улыбнитесь, подарите свои улыбки, а с ними и своё хорошее настроение своим товарищам, гостям и мне. А я желаю нам всем плодотворной работы на уроке.

СЛАЙД 2.

II . Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о заповедях блаженства.

Что значит блаженство? блаженный? (счастье, счастливый)

Какие заповеди блаженства Христос дал людям?

СЛАЙД 4.

А теперь давайте вспомним 10 заповедей, которые Бог дал Моисею.

Игра «Цветок» (10 лепестков. 10 заповедей).

СЛАЙД 5.

Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья.

Для чего заповеди даны были людям? (чтобы они могли стать счастливыми)

СЛАЙД 6.

А какой это счастливый человек? (Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

Ш. Изучение нового материала.

СЛАЙД 7.

Учитель читает стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин».

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Какие слова в стихотворении тронули ваше сердце?

Как вы понимаете смысл слов: «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей»?

Эту любовь вы где получаете? (в семье)

Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе дали святое имя.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом

Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

(Мы будем говорить о семье.)

СЛАЙД 8.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья. Почитание родителей».

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение.

СЛАЙД 9.

(Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.)

Конфуций - один из наиболее известных мудрецов, живший в 6-5 столетии до нашей эры в Китае писал: “Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви. Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей ), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

СЛАЙД 10.

- Рассказ учителя и работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение).

Семью создают два человека, полюбившие друг друга.

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

СЛАЙД 11 -12.

Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:

Каковы значения венца?

Почему венец имеет форму кольца?

(ответы детей) СЛАЙД 13--16.

Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (ответы детей)

СЛАЙД 17.

Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

Христианская семья помнит слова из Нового Завета. Прочтите их на стр.87

    Обсуждение смысла русской народной пословицы:

Дома вы должны были посмотреть пословицы о семье.

Назовите их.

СЛАЙД 18.

(Работа с пословицами и поговорками

1. Родительская любовь крепче каменных стен.

2. Кто родителей почитает, вовек не пропадает.

4. На что и клад, когда в семье лад.

9. Семья крепка ладом.

10. Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать.

12. Материнский гнев что весенний снег.

14. Нет милее дружка, чем родима матушка.

15. При солнышке светло, при матушке добро.)

Дом вести – не рукавом трясти.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные нелады доведут до беды.

В родной семье и каша гуще.

На что и клад, коли в семье лад.

С малыми детками горе, с большими вдвое.

Умел дитя родить, умей и научить.

Тот не умирает, кто детей не покидает.

СЛАЙД 19--21.

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица? (Слайд 3)

(Вас любят в семье не за что-то, а за то, что вы родились, за то, что вы есть.)

Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Назовите друг другу свои обязанности в семье.

Учитель : Постоянные мысли о тебе, даже если ты не рядом; молитва о твоём здоровье, успехе, счастье. Лад, ладушки, ладошки, ладить… Всё это добрые признаки семьи.

Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков имена родных, которые вас любят.

Расскажите, за что вас любят в семье.

СЛАЙД 22.

I V. Применение знаний и способов действий. (Нравственная ситуативная игра).

«Волшебное ожерелье с четырьмя лучами».

Увидело Солнышко больную Девочку. Жаль стало Солнышку Девочку. Склонилось Солнышко над её головкой и тихо прошептало:

- Возьми, Девочка, волшебное ожерелье с четырьмя лучами. Четырёх несчастных можешь сделать счастливыми. На кого направишь луч, тот и станет счастливым. Лежит на груди у Девочки волшебное ожерелье, четыре луча на стене играют.

- На кого же направить счастливые лучи? – думает Девочка.

Девочка тяжело вздохнула: несчастными были бабушка, дедушка, мама и папа: у бабушки зуб болит, у дедушки кровать скрипит, папа водку пьет, мама слёзы льёт.

Направила девочка луч на бабушку - и зуб у неё сразу перестал болеть. Направила луч на дедушку – кровать скрипеть перестала. Направила на папу – перестал папа водку пить. Направила луч на маму – перестала мама слёзы лить, радостно улыбается. О себе, о своей болезни девочка позабыла. Но когда все люди стали счастливыми, девочка стала самой счастливой и болезнь оставила её.

- Подумай, на кого ты мог направить волшебное ожерелье? Почему?

( Детям даётся ожерелье. Они высказывают свои мысли.)

V . Физкультминутка.

(За учителем повторяются все движения).

СЛАЙД 23--25.

В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких жёлтых гуся на прогулку.

Она впервые показала деткам большой мир. Этот мир был яркий, зелёный, радостный.

Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травы. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое, мир добрый.

Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали, что мир не такой уж уютный и добрый. Гусята побежали к матери.

Она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Под крыльями было тепло и безопасно. Гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло, а снаружи – холодно и опасно.

Когда всё утихло, гусята выбежали на траву. Они видели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Она пыталась расправить крылья, но у неё ничего не получалось. Но гусятам и в голову не пришло спросить:

«Мама, что с тобою?»

Жёлтые гусята рассыпались по траве. Светило солнышко. Красиво пели пчёлы и шмели. И мать Гусыня была счастлива.

Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской.

В жизни бывает так, что многие люди так же, как гусята в легенде, забывают свой долг перед родителями.

Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей.

А как звучит пятая заповедь? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой.) Давайте её прочитаем вместе. (слайд 13)

СЛАЙД 26.

СЛАЙД 27 --28.

О любви и о почтении к своим родителям говорят многие пословицы и поговорки. Одна из них "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает".

СЛАЙД 30.

Это касается и всех старших наставников, ваших учителей, ваших бабушек и дедушек. Что же человек должен делать, чтобы исполнить эту заповедь? (Ответы детей) Он должен любить и заботиться о своих родных, помогать им в их нуждах, слушаться их. С терпением и смирением заботиться о них во время болезни и старости. Уважать их и стараться доставить им радость и утешение своими поступками, делами, учёбой, работой. Ведь самое большое счастье для родителей, когда люди благодарят их за хорошего сына или дочь.

Пятая заповедь – единственная заповедь, за исполнение которой Бог обещает человеку долгую и счастливую жизнь в счастливой семье. А чтобы исполнить пятую заповедь каждый день у каждого из нас должны быть обязанности перед родителями. Какие обязанности могут быть у детей? (Ответы детей) Полить цветок, вынести мусор, убрать игрушки, выучить уроки, бережно относиться к своим вещам и т.д.

Счастлива та семья, в которой все обязанности выполняются с радостью.

Но самое главное почитание - это

Давайте узнаем это, разгадав кроссворд.

На уроках православный культуры мы с вами знакомились с новыми словами. Я вам предлагаю немножечко отдохнуть и,разгадав кроссворд, вспомнить, что они обозначают.(слайд 7)

СЛАЙД 31.

    Человек, который открывает людям волю Божию. (Пророк)

    Священное изображение (образ), который почитают. (Икона)

    Священная книга, состоящая из псалмов. (Псалтарь)

    Специально отведённое место для певчих. (Клирос)

    Христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры во Христа.(Мученик)

    Где живёт у человека добро и зло? (Душа)

    Глубокое сознание своего греха. (Покаяние)

    Стол, на котором находятся предметы, необходимые для церковной службы. (Жертвенник)

    Первый храм. (Скиния)

    Что дал Бог людям для жизни? (Заповеди)

Прочитайте ключевое слово. (послушание)

А что такое послушание? (Это быстрое радостное исполнение воли.) Послушание- это необыкновенное слово. С какими словами оно связано? (Оно связано со словами "радость" и "счастье". Те люди, которые выполняли правила, данные Богом, жили счастливо и в радости.)

Почитание выражается в послушании.

СЛАЙД 32.

2. Ветхозаветные истории.

Но не всегда и не все люди оставались послушными и почитали родителей.Из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них.

Сыновей Ноя, которого Бог спас от потопа в деревянном ковчеге, звали Сим, Хам и Иафет. Ной возделывал землю и насадил виноградник.

Прочитайте библейскую историю на стр.87

СЛАЙД 33.

В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

Как поступили Сим и Иафет?

За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

За что Ной благословил Сима и Иафета?

Сын его, Хам, оказался непочтительным в этом случае к отцу своему, и потому лишен был благословения, а потомство его осуждено было на рабство. Симу же и Иафету, за то что они прикрыли наготу отца своего, возвещено особенное благословение Божие, что в потомстве Сима сохранится истинная вера и Церковь; Иафету же - что его потомство будет весьма распространено и соединится впоследствии с потомством Сима

(Благословение милость Божия)

Догадайтесь. Откуда пришло в русский язык слово «хамство»?

(От имени Хам. Имя собственное перешло в разряд нарицательных )
(Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

Каких людей называют хамами, а их поступки – хамскими.

(Людей наглых, грубых, непочтительно относящихся к другим людям, называют хамами )
- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.

VI. Видеоролик СЛАЙД 34

СЛАЙД 35.

VII . Работа в парах.

Каждый из вас возьмет лежащий на парте дубовый листок и выполнит следующее задание:

Напишите на листочке дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким, и закончите предложение:

Я должен…

СЛАЙД 36.

(Должны здороваться, спрашивать о самочувствии, слушать старших, не перебивать, желать спокойной ночи близким, не дерзить, не спорить, быть благодарным за заботу и любовь родителей, любить родителей, помогать им, не обманывать и т. д.)

VIII . Итог урока.
СЛАЙД 37.

Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

СЛАЙД 38 --39.

    Домашнее задание:

– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии.

СЛАЙД 40.

«Нам не хватает всепрощающей любви»
Видеоклип Липецкой епархиальной телестудии «Свет миру»
Стихи иерея Николая Мололкина, поет Геннадий Кузовков.
Сценарий, режиссура - мон. Агафона (Шнейдер);
камера - Евгения Хридина, Виктор Савельев;
монтаж - ЕкатеринаТамбовская.

. СЛАЙД 41.

Урок по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Христианская семья".

Конспект урока + презентация+ задания для групп.


«притча»

Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети . Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.

Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:

– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!

После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.

Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей . Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.

Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей . Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.

Просмотр содержимого документа
«урок по ОРКСЭ Христианская семья»

Методическая разработка урока

Модуль: основы православной культуры

Класс : 4 класс

Тема

Тип урока : изучение нового материала.

Цель : сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

    Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

    Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

    Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Формирование УУД

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, венки.

    Организационный момент.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.

И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый возьмите по сердечку и займите места в соответствии со своим цветом.

Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.

    Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2

Посмотрите, на доске у меня не написана тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать ее сами, после того как прослушаете небольшую притчу. (Рассказ в иносказательной форме с нравоучением) «Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи

Слайды 3-8 с музыкальным сопровождением

Назовите главную мысль данной притчи? ! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни).

III . Сообщение темы урока. Формулировка целей

Слайд 9

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

IV . Актуализация имеющихся знаний по теме.

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (Ответы детей)

Слайд 10

Работа со словарем.

А сейчас посмотрим, как раскрывается понятие семья в различных источниках. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.

У каждой группы лежат свои источники. Вы должны зачитать определение семьи и указать источник.

№ 1

Слайды 11-13

    Изучение нового материала.

Работа с учебником.

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение. Слайд 14

Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется? (Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.)

Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)

Слайд 16

А теперь давайте узнаем, а как появилось слово «семья». (Учащийся читает)

И Ева тихонько ответила “я”,

И Ева коротко ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Слайд 17

В слове семья много поучительных загадок и открытий.

    Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я»

Что это значит? (семеро таких же, как я.) (В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия).

    Число «семь» издавна считается особенным. Почему? (Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.)

Скажите, а какая семья называется дружной?

(Появляется большое сердце, в котором написано «Дружная семья»).

У каждого есть своё сердечко, напишите на них названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи. (заготовить скотч на доске).

Слайд 18

В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

В какой заповеди Божией говорится о почитание родителей? (5 заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе).

Как вы ее понимаете?

А сейчас мы поработаем в группах. Перед вами листочки с текстом. Вы должны прочитать его и выполнить задания.

2.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играл отец - император Николай II .

II

II подавал им в этом пример.

Какой же должна быть христианская семья? Сделаем вывод. (Слайд 13.Христианская семья основывается на любви, внимании, уважении друг к другу, сострадании к ближним.)

Работа с пословицами

Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье. – Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл. (добавить лишние слова)

1 группа Слайд 23

2 группа Слайд 24

3 группа Слайд 25

4группа. Слайд

Слайд 19

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.

– Как называется это таинство?

Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.

В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

Задание с венком. Попробуй «Сплести» такой венок из добродетелей. Какие цветы вплести туда, чтобы брак был счастливым?

VI . Первичное закрепление.

Слайд 21

Вставь в текст нужное слово.

Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________. В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _________.

    Рефлексия и оценка деятельности.

Задание по группам. Вам надо составить синквейн.

Название темы____________(одно существительное, синоним)
Описание_________________ (два прилагательных)
Действия _________________________(три глагола)
Для меня семья –это _____________________________(фраза)
Чувство________________________________(слово)

    Итог урока.

Что же такое христианская семья? В чем ее особенность?

- Слайд 30

Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!

ЛЮБОВЬ

ВЕРНОСТЬ

Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ

ВЕРНОСТЬ

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.

Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.

Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.

Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.

Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.

Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.

Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

1.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играла мать - императрица Александра Фёдоровна.

Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.

Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.

Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.

Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.

Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.

Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.

Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

2.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играл отец - император Николай II .

Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.

Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.

Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.

Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.

Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.

Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.

Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

3.группа. Найдите и подчеркните, какие ценности воспитывались в этой православной семье.

Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.

Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.

Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.

Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.

Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.

Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.

Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

4 группа. Найдите и подчеркните, какие отношения были в семье.





Название темы______________________________ _(одно существительное, синоним)
Описание__________________________________________ (два прилагательных)
Действия _________________________________________________(три глагола)
Для меня семья -это__________________________________________________(фраза)
Чувство__________________________________________________________(слово)

Название темы______________________________ _(одно существительное, синоним)
Описание__________________________________________ (два прилагательных)
Действия _________________________________________________(три глагола)
Для меня семья -это__________________________________________________(фраза)
Чувство__________________________________________________________(слово)

Название темы______________________________ _(одно существительное, синоним)
Описание__________________________________________ (два прилагательных)
Действия _________________________________________________(три глагола)
Для меня семья -это__________________________________________________(фраза)
Чувство__________________________________________________________(слово)

№ 1 группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Ушаков

№ 2 Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, связанных общностью быта, взаимной помощью. БЭС(большой энциклопедический словарь)

№ 3 Семья - группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами. Ожегов

№ 4 Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе. Даль

в хорошей семье хорошие дети растут

в гостях хорошо, а дома лучше

в своём доме и стены помогают

семья сильна, когда над ней крыша одна

Просмотр содержимого презентации
«pravoslavie_natasha (1)»


Добрый день,

дорогой 4 класс





группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Ушаков


- группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами.

С.И.Ожегов


- совокупность близких родственников, живущих вместе.

В.И.Даль


- это основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, связанных общностью быта, взаимной помощью.


это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.



Как появилось слово семья?


7 и Я



1.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играла мать - императрица Александра Фёдоровна.

2.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играл отец - император Николай II.

3.группа. Найдите и подчеркните, какие ценности воспитывались в этой православной семье.

4 группа. Найдите и подчеркните, какие отношения были в семье.







Что такое венчание?

Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?

Что означает венец над молодоженами?

Почему венец имеет форму кольца?


Попробуй «Сплести»

венок из добродетелей.


Вставь в текст нужное слово .

Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________. В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _________.


Задание по группам.

Вам надо составить синквейн.

Название темы____________(одно существительное, синоним) Описание_________________ (два прилагательных) Действия _________________________(три глагола) Для меня семья –это _____________________________(фраза) Чувство________________________________(слово)



https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%20%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fblog.ludmilakazakova.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F10%2Fudjd.jpg&pos=0&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Froj-deutschland.de%2Fimages%2F1428515915_888.jpg&pos=1&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Fjpghoto.ru%2Fimg%2Fpicture%2FApr%2F16%2F4e27b2f253dfa4ef4c3091698a308715%2F2.jpg&pos=37&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%81%20%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%20%D1%81%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8


https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Fcoaching.by%2Fwp-content%2Fuploads%2F2009%2F10%2F1227119304_xfjt_2006.jpg&pos=88&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?p=4&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Fwww.wallcoo.net%2Fcartoon%2Fmother_day_lovely_children_illustraion%2Fwallpapers%2F1600x1200%2FLovely_illustration_of_Happy_family_in_field_2_wallcoo.com.jpg&pos=144&rpt=simage


https://yandex.ru/images/search?p=9&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Fstandardua.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2FHappy-Family-Day-Wallpaper-8.jpg&pos=282&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?p=10&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Fi.sunhome.ru%2Fjournal%2F36%2Fsovmestnii-priem-pischi-v2.orig.jpg&pos=309&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?p=6&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D1%81%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fworldmedicalcare.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F04%2FWMC-Blog-April.jpg&pos=191&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F%202&img_url=http%3A%2F%2Fwww.aikidom.ru%2Fimages%2Fstories%2Fevents%2F2013%2F_2_4.jpg&pos=3&rpt=simage

Все как-то привыкли считать, что раз в России в 2000-е появилась твердая власть, то все решения, принимаемые из Федерального центра, неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и состоит «вертикаль власти», гарантирующая суверенитет и целостность государства.

Поэтому, когда в августе 2009 г. появилось поручение Президента Российской Федерации Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения... с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики», многие православные родители нашей страны вздохнули с облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в общеобразовательной школе реализовать право, которое дает п.1. статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования». Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер религиозного образования в школе, но «светский» уже не значит «советский», т.е. атеистический. Это вселяло (и вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в школе узнавать о Православии, за которым государство (в уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.

Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?

Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.

Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.

В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.

Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») - в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.

А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.

Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».

Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.

Семья - это самое емкое слово. В нем слышится «семя» - жизни основа. Семь «я» - это семеро, связанных прочно, И будущих жизней - надежный источник. Семья - это радостный детский смех. Семья - то, что в жизни нам дарит успех! Пусть будут опорой друг другу родные, И пусть всех минуют несчастья любые! Семья - нашей жизни надежный оплот, Что в детстве и в старосты нас бережет. Семья - на любви построенный дом, Пусть радость и счастье царствуют в нём!




Библейское повествование о сотворении мира завершается установлением брачного союза. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). Мужчину и женщину соединяет Сам Бог, дающий их совместному выбору Божии освящение и благословение.


ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ От супругов требуется, чтобы они хранили "брак честен и непорочен", жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех» – говорили старцы. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом,оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»(1 Пет. 3,7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф. 5, 22–23). Поэтому в христыанской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав.


Хорошая, крепкая, полноценная семья – та семья, где супруги уважают друг друга, не протывопоставляю т себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся.




«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радосты для них обоих восхитытельнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудосты само единодушие приятнее богатства. У них одно питые из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святытель Григорий Богослов)


СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА ХРАНИТ ЛЮБОВЬ В ДОМЕ Молитва, усиленная и постоянная, является связующей основой каждой православной семьи. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство во всем остальном. Молитва – это духовная пища для души. Вся жизнь и быт членов православной семьи строятся на молитве. Все вместе молятся, вместе трудятся, ходят в храм, соблюдают посты и другие церковные традиции. Семейная молитва сильна.


РОДИТЕЛИ – ВСЕГДА ПРИМЕР ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ Процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Образ жизни в семье имеет огромное значение. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. Приобресты смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участые в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка в православной семье приучают с детства.


ЧЕМУ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ? С детства в православной семье приучают следующему порядку: старшие деты должны уступать младшим, прислужить им, если нужно, младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Детей приучают помогать друг другу. Когда деты маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком.


Родители – естественные посредники между Богом и своими детьми, так как именно им Господь вверил рождение детей, их воспитание и заботу о них. Вот почему важно и сильно благословение родительское, особенно же, если родители благословляют от всего сердца. Родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу родительского благословения. Деты должны дорожить родительским благословением: Делом и словом чты отца твоего и матерь, да найдет ты благословение от них. (Сир. 3, 8. 9).


Должносты в отношении к родителям предписывает пятая заповедь: чты отца твоего и матерь твою, да благо ты будет, и да долголетен будешь на земли. Итак, пятая заповедь предписывает следующие особенные должносты в отношении к родителям: 1) почтытельно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить родителей во время болезни и старосты; 4) после смерты родителей так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не протывные закону Божию и гражданскому.


А закончить свою презентацию мы бы хотели стыхотворением о маме… Я мамины добрые Руки люблю. Она мой хороший И преданный друг! В беде утешает Чудесным теплом. И молится Богу Со мной перед сном. Когда я болею, Не спит она ночь, Словами и лаской Мне хочет помочь. Она мне нужнее Всех в мире лекарств. Она мне важнее Всех взятых богатств!



1. Политова Светлана Валерьевна , учитель истории и обществознания

МБОУ Возрожденской средней школы Княгининского района

2. Модуль: Основы православной культуры

3. Урок №27 «Христианская семья»

4. Цели и задачи урока: Формирование у детей понятий семья, семейные традиции; воспитывать любовь и уважение к своей семье; развивать умение вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения. Воспитывать уважительное отношение к старшим.Формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

5. Предварительная подготовка учащихся к уроку : 1. Рисуют на тему «Счастливая семья» 2.Приносят фотографии своей семьи для подготовки учителем слайд-шоу « Когда моя семья со мной »3. Подготовленные ученики учат наизусть притчу о происхождении слова «Семья», стихотворение «Дружная семья». 4. Разучивают песню «Когда моя семья со мной».

6. Оборудование : запись фонограммы к песне «Когда мои друзья со мной», учебник А.В. Кураева ОПК, компьютер,мультимедийный проектор, презентация,электронное приложение к учебнику А. В. Кураева,раздаточный материал,рисунки детей на тему «Счастливая семья».

7. План урока:

1.Организационный момент (1 минута)

2.Эмоциональный настрой на урок (2 минуты)

3. Актуализация знаний (2 минуты)

4. Объяснение нового материала (20 минут)

5. Физминутка (1минута)

6. Первичное осмысление и закрепление (10 минут)

7. Рефлексия (2 минуты)

8. Итог урока (5 минут)

9. Домашнее задание (2 минуты)

8. Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Дети приветствуют учителя . Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Все ли готовы к уроку? А сейчас мы поиграем в игру «Желаем всем хорошего настроения».

2.Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Встаньте те, кто сегодня получил пятерки. - Встаньте те, кто знает как зовут прабабушку. Те, кто встал, говорят: «Желаем всем хорошего настроения».- - -Встаньте те, кто дорожит своей семьей. Те, кто встал, говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

Учитель: Ребята! Давайте отгадаем загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... Дети хором добавляют(Семья)

Учитель: - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Да, ребята, тема урока - Христианская семья.

3.Актуализация знаний.

Учитель: А знаете ли вы, как произошло слово «семья»?И что означает венчание?Почему святые Петр и Феврония-символы счастливой семьи и любви? Дети предлагают варианты ответов. Об этом и многом другом мы узнаем на уроке.

Работа с выставкой рисунков «Счастливая семья» по вопросам: Кто изображен на рисунке, почему это счастливая семья, какие цвета красок чаще всего использовались и т.д. Дети рассматривают рисунки, отвечают на вопросы учителя.

4.Объяснение нового материала (учитель рассказывает новый материал по презентации «Христианская семья»по плану)

Происхождение слова «семья». Подготовленная ученица наизусть рассказывает притчу (см. приложение)

Учитель: А какое определение семьи дается в учебнике? Дети работают со стр.86, поиск определения, записывают его в словарь в тетради.

Смысл Венчания. Дети слушают рассказ и работают с иллюстрациями в учебнике и слайдами презентации.

Рассказ о Петре и Февронии.

Учитель: Почему эти святые считаются покровителями семьи? Дети высказывают свои предположения.

Рассказ о Семье Романовых. (слайд)

Учитель: Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему вы так решили? Дети приводят свои аргументы .

Учитель: Действительно, это удивительная семья, глубоко верующая. Семья, в которой жила любовь. Ребята, а вам интересно знать, о чем писали любящие друг друга люди 100 лет назад?
Итак, перед нами строчки из писем русской императрицы Александры Федоровны с начала к своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу(читает письма)
.

Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.)

Какие слова говорят о любви? Дети ищут в тексте писем нужные слова и называют их.

5. Физминутка

Мы семья - всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем
С полок пыль мы вытираем,
Моем гладкие окошки
Со стола смахнем все крошки,
Протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

Рождение детей-смысл семейной жизни

Учитель: Вспомните 5-ую заповедь об отношениях родителей и детей. Дети читают вслух со слайда: « Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» - Как вы понимаете эти слова? Дети высказывают свои мысли.

Но иногда дети нарушают эту заповедь и ведут себя не по- христиански, по-хамски, нетактично. Прочитайте на с. 87 рубрику «Это интересно» и узнайте как и почему в нашем языке появилось слово «хамство», а затем значение слова «тактичность» в тексте параграфа с.87 и запишите в словарь. Дети читают про себя текст в учебнике, отвечают на поставленный вопрос, сверяя правильность записи в словаре с слайдом с помощью самопроверки.

Учитель: Семья-это не только дети и родители, но и другие близкие родственники.О них я и буду загадывать вам загадки.(см. приложение) Дети разгадывают загадки.

Семейные традиции

Учитель: Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции». Какие семейные традиции изображены на слайдах?(венчание, крещение, семейный обед, праздники )А какие традиции есть в вашей семье мы узнаем, посмотрев слайд-шоу « Когда моя семья со мной ». Дети комментируют фото своей семьи(Кто на фото? Где и когда сделаны снимки? Чем и почему запомнился запечатленный момент? и т.п.)

Учитель: Счастлива та семья, где царит любовь и дружба, как в стихотворении «Семья» М. Тахисовой. Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение «Семья» М. Тахисовой.(см. приложение)

6.Первичное закрепление

Работа по раздаточному материалу(см. приложение). Дети работают по раздаточному материалу в парах, при необходимостипомогая друг другу. Задания проверяются фронтально.

Выполнение задания тренажер(Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева). Дети работают фронтально с учителем.

7.Рефлексия.

Учитель: Ребята, я вам предлагаю дополнить фразу:

Я сегодня узнал новое….

Я расскажу дома о…

Мне особенно понравилось (запомнилось)… Дети в свободной форме высказывают свои мысли.

8.Итог урока.

Учитель: На память об уроке я подарю вам, ребята, памятки-заповеди о семье. Надеюсь, что они помогут вашим семьям быть счастливыми.(см.приложение). Учитель раздает детям памятки.

В заключении давайте исполним песню«Когда моя семья со мной» (см. приложение). Дети поют хором песню .

9 . Домашнее задание (1 по выбору учащихся).

1.Написать мини-сочинение о своей семье.

2.Составить генеалогическое древо своей семьи.

3.Сделать презентацию о своей семье.

Приложение

Семья.

Когда о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я»

Кто платья сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, Я» - тихо молвила Ева. - «Я, Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья!

Загадки

1. То сидит носочки вяжет,то пирог нам испечет. На ночь сказочку расскажет или песенку споет. (бабушка)

2.Вместе с бабушкой живет он уже немало лет.

Знаем все мы без сомненья это самый лучший …(дед)

3.В гараже кто пропадает, меры времени не знает, говорит приду сейчас, ждем его четвертый час.(папа)

4.Доброе слово, нежные рукитебя приласкают, возьмут на поруки,Учит нас правде, поступкам красивым, как стать человеком добрым и сильным.(мама)

5. Он для деда лучший друг, потомучтоэто…(внук)

6.Мамина помощница рядом день и ночь. Кто же эта умница? Эта наша …(дочь)

«Семья» М. Тахисова

Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничьей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень лю блю!

Раздаточный материал

Задание 1. Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока и подчеркни их.

Любовь пламенная, крепче ограды каменной;

Нет такого дружка, как родная матушка;

Семь раз отмерь и один раз отрежь;

Вся семья вместе — и душа на месте;

Любовь, да совет, на том и стоит свет.

Задание2.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду, и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ

ВЕРНОСТЬ

Памятка-Заповедь

1. Свято храни честь своей семьи.

2. Люби свою семью и делай ее лучше

3. Будь внимательным и чутким, готовым всегда прийти на помощь членам своей семьи.

4.Дари родителям радость.

5.Умей приносить пользу своей семье.

Песня «Когда моя семья со мной»

1.Рассказать хочу вам я,рассказать хочу вам я. От друзей не скрою:

Дом родной, моя семья, дом родной, моя семья-самое родное.

Припев:

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

Когда моя семья со мной (2 раза)

2.Суп варить и гвоздь забить, суп варить и гвоздь забить здесь меня научат.

Вместе время проводить,вместе время проводить не бывает скучно.

Припев:

3.Мамой я своей горжусь, мамой я своей горжусь, всех она дороже.

Если где-то ошибусь,если где-то ошибусь, мамочка поможет.

Припев:

4.Есть ребята у меня, есть ребята у меня папа самый лучший.

И скворечник смастерить, и скворечник смастерить он меня научит.

Припев:

9.Литература:

1. Учебник А. В. Кураев « Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012г.;

2. Дивный свет. Дневниковые записи, М.: Русский паломник, 2005г.

3. М. Тахисовастихотворение «Семья».

4. Концепция просветительского проекта « Сормовская слобода».Выпуск1 Н. Н.2011 г.