Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства. Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Елена Свинцова

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы . Тема : «Свойства воздуха »

Воспитатель : 1 квалификационной категории Свинцова Е. А. МКДОУ

Детский сад «Колокольчик»

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе .

Задачи :

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха ;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха ;

Развивать навыки проведения опытов;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Гипотезы :

- воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух , «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей ;

Без воздуха не возможна жизнь ;

- воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов;

Ветер - движение воздуха ,

Материал : Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка , бумажные веер и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление «ракеты» :

1. Надуть воздушный шарик . Легко завязать его край.

2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)

3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Возрастная группа : старшая .

1. Организационный момент.

В. Ребята, сегодня Знайка передал нам, новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Он хочет, чтобы мы с вами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети. Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

В.: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку :

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем". (Воздух ) .

Основная часть.

В.: Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты, как настоящие учёные.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас ?

Дети : Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть ! (Ответы детей)

В.: Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ?

Опыт 1. (Поймаем воздух )

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : В пакете ничего нет, он пустой.

В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его . Что случилось с пакетом?

Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха , и похож на подушку.

Воздух занял всё место в пакете.

В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха , он весь вышел.

В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух ?

Вывод (делают дети) : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке )

В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом ) . Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух ) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух .

В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет .

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод : Человек не может жить без воздуха .

Опыт 3 (Воздух можно услышать .)

В. Предлагаю вам услышать воздух . Давайте надуем шарики, где сейчас воздух ?

Дети : он внутри шариков.


В. Чтобы услышать воздух , спустите наши шарики Что происходит?

Дети : воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха .

В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха , воздух дрожит , поэтому возникает звук.


Вывод : звук возникает, когда дрожит воздух , и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4 (ветер – это движение воздуха )

В.: Итак, воздух окружает нас . Как вы думает, мы можем почувствовать воздух ? А как мы можем это сделать?

Дети. Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь.

Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха )

В : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : Веер движется и как бы подгоняет воздух . Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

В.: Какой делаем вывод?

Вывод : когда воздух движется , получается ветер.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха )

В. А имеет ли воздух запах ? Как вы думаете?

Дети. Если воздух чистый , то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух ? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

В.: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод : - Собственного запаха воздух не имеет . Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух легче воды )

В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?


Дети. Внутри киндеров и игрушек есть воздух , поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод : Воздух легче воды .

Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета» , давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

Дети. Внутри ракеты был воздух . Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Вывод. Воздух может двигать предметы.

В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ ?

Дети : воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать .

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха .

Ветер – это движение воздуха .

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух , «поймать» в оболочку.

Воздух может двигать предметы.

Воздух тяжелее воды .

Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку.

Тема: «Воздух и его свойства»
Бобырева Алена Владимировна, воспитатель МКДОУ
«Куртамышский детский сад № 7» г. Куртамыш
Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.

Программные задачи:
-Обучающие:
— расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
— познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
— активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
— развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ,картинки, флешка.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, на каждого ребёнка; духи, чеснок, музыкальные духовые инструменты, полиэтиленовые мешочки, трубочки, камешки, резиновая игрушка.
Ход наблюдения: Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
— А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: — Надо его посильнее надуть.
В: — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: — Воздух.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты? Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию, (дети подходят к столу стоят во круг него). Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете, что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха)
Дыхательная гимнастика
«Цветочная поляна»
(Дети расслабляются, представляя, что оказались на цветочной поляне, вокруг прекрасные, ароматные цветы.)
Сделайте глубокий вдох и скажите «АХ!»
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали, только Антон ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Антон ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 3 (имеет ли воздух вес?)
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух)
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды
ОПЫТ №4 Сопротивление воздуха
Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.
Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.
ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху Например, на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать — звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук)Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте это проверим. Возьмите для этого каждый по камешку, палочке и соломинке. Разложите перед собой и подуйте на них. Что вы обнаружили?
Дети: Мы увидели, что соломинка отлетела далеко, палочка немного передвинулась, а камешек, остался лежать на месте.
Воспитатель: Да, ребята, воздух сам передвигается и вместе с собой переносит другие предметы. Легкие предметы воздух переносит без труда, а совсем тяжелые предметы, он не может перенести.
Вспомните, пожалуйста, Как называется движение воздуха? (ветер) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.)Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Физминутка. Дует ветер нам в лицо (прикрывают лицо ладошками).
Закачалось деревцо (стоя, раскачивают руками вправо, влево).
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше (дети поднимают руки выше и меньше ими раскачивают).
Воспитатель: Ребята, о ветре люди придумали много стихов, песен, написали картины. Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», ведь в ней есть такие прекрасные стихи о ветре «…Ветер, ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море, веселишься на просторе…»
Воспитатель: Прекрасная песня о веселом ветре, которую написал композитор М. Дунаевский, давайте послушаем один куплет этой песни.
Слушание песни.
Воспитатель: Ребята, какая музыка у этой песни? (Веселая, бодрая).
Что хочется делать под эту музыку? (Петь, путешествовать с друзьями).
Наверное, поэтому она и называется «Песня о веселом ветре
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух? (растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.
Гимнастика для глаз
Смотрит вправо - никого,
Смотрит влево - никого.
Раз-два, раз-два -
Закружилась голова.
Глазки закрывали,
Глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим, да-да-да.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора. Резко переводят взгляд вправо- влево.
Выполняют круговые вращения глазами.
Закрывают глаза;
Резко переводят взгляд вверх вниз
Мягко поглаживают веки указательными пальцами.
Посмотрите внимательно на экран. (Презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород — это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений — больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
А вот эти слайды показывают, как мы люди загрязняем воздух выхлопными газами автомобилей, заводы также отравляют воздух. Люди жгут костры, кучи мусора, а едкий дым не дает дышать окружающим людям, птицам, животным. Это может привести к экологическим катастрофам. Поэтому созданы организации охраняющие землю от пагубного влияния человека на природу. Давайте любить и беречь нашу Землю. А для этого посадим молодые деревца. Они очень хорошо очищают наш воздух. Поставим очищающие фильтры на заводские трубы, и не будем жечь костры.
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.
Слайд с изображением природы.
Вот наше занятие подошло к концу. А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2083 СП «Родники Д/С «Семицветик»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы

Тема: «Свойства воздуха»

Конспект подготовила и занятие провела

воспитатель старшей группы

Вернер Светлана Владимировна

г.Москва

2016г.

Конспект занятия в старшей группе по теме:

Воздух и его свойства

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стакан, салфетка бумажная, пипетки, подкрашенная вода,одноразовые стаканчики, апельсиновые корки, лимоновые корки, чеснок, веер (по количеству детей), газированная вода, виноград (по количеству детей), два апельсина, два тазика, коктельные трубочки, 5 плакатов по свойствам воздуха, бумажные медали за любознательность (по количеству детей).

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, чтобы весь вечер было хорошее настроение.

Мы сегодня с вами отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими учеными. А наша группа превратиться в лабораторию. А что мы будем исследовать мы мне скажите сами, отгадав загадку:
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами познакомимся со свойствами воздуха.

Воспитатель:

В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:

  • соблюдать тишину,
  • не перебивать друг друга.
  • не мешать друг другу,
  • работать тихо, аккуратно, внимательно,
  • брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
  • без разрешения трогать оборудование и приборы,
  • запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
  • содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к первому столу.

Опыт №1 (воздух можно увидеть)

Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.

Переходим ко второму столу .

Опыт №2 (Воздух занимает место)

Воспитатель:
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Переходим к третьему столу.

Опыт №3 (воздух выталкивает жидкость)

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки пипетки. Что в них находиться? Наберите в пипетку подкрашенную воду. В пипетке теперь не только воздух, но и вода. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Теперь, ребята, нажмите на резиновый колпачек. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу!

Вывод: Например, воздух может выталкивать жидкость и передвигать ее.

Переходим к четвертому столу.

Опыт № 4(воздух не имеет запаха)


Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Переходим к пятому столу.

Опыт №5 (воздух может двигаться)


Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим .

А теперь, ребята, ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

(Садитесь на свои места)

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Переходим к шестому столу.

Опыт №6 (воздух легче чем вода)

Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воздуха. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывает. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: Воздух легче,чем вода.

Переходим к седьмому столу.

Опыт №7 (плавающий апельсин).

Воспитатель: Один апельсин положить в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: В кожуре апельсина есть воздух.

Переходим к восьмому столу.

Опыт №8 (воздух жизненно необходим)


Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить.

Дорогие ребята! Наше занятие подошло к концу. Подведем итог наших опытов.

Итак, какими свойства обладает воздух:

*воздух - невидимка.

*воздух прозрачен

*воздух бесцветен.

*воздух не имеет запаха.

*воздух движется

*воздух занимает место

Ребята мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.

Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью).


Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

Конспект занятия: «Воздух, какой он? Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»

Программное содержание:
Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха вокруг себя (опыты, познакомить со свойствами воздуха, развивать логическое мышление, расширять кругозор детей. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, воспринимать задание, отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникация: обогащать словарь детей, учить составлять рассказ по картине, развивать устную речь детей.
Социализация: упражнять в умении действовать сообща, соотносить свои действия с действиями сверстников.
Здоровье: формировать ценностное отношение к жизни и здоровью человека.
Художественное творчество: развитие художественного вкуса
Технологии: здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика,гимнастика для глаз, игровые технологии, экспериментирование.

Непосредственно-образовательная деятельность

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? Узнаете? – Возд. шарик. – Помните, как мы его пускали? Воздушный шарик что-то говорит мне на ушко. Он хочет, чтобы вы ему помогли отгадать загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети отгадывают загадку. (Воздух)
Воспитатель: А где же воздух, куда он спрятался? (Дети предлагают разные версии).
Воспитатель: Дети, мы покажем Воздушному шарику воздух, который есть вокруг нас.
Опыт №1:
Подойдите к столу, возьмите по одному пакету и попробуйте поймать воздух в пакет. Пакет закройте. Что находится в ваших пакетах? Вы видите воздух? Воздух прозрачный?
(Наблюдая, дети приходят к выводу, что воздух невидимый, прозрачный).
Опыт №2:
Давайте проведём опыт. Положим ладонь на грудь и посмотрим, что происходит? – она поднимается при вдохе и опускается при выдохе. А что мы вдыхаем? – воздух. Так дышит человек всегда! А теперь попробуйте не дышать (закрыть рот и нос). Можно так жить? Значит, воздух есть внутри нас (проходит в легкие) и очень нам нужен! Без него не может никто прожить!
Я предлагаю вам увидеть воздух, которым мы дышим. Подойдите к столу, подуйте через трубочку в стакан с водой. Что вы видите? Почему появились пузырьки? Ответы детей. Это воздух, которым мы дышим. Воздух нужен всем людям для дыхания.
Опыт №3:
Воспитатель: У Воздушный шарик пришел с друзьями- один шарик большой, круглый, а второй – маленький. Как вы думаете, ребята, почему шарики разные? (Дети предлагают разные версии). Вывод: в первом шарике есть воздух, во втором шарике мало воздуха.
Воспитатель: Как вы считаете, что надо сделать, чтобы маленький шарик стал круглым и большим? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Я надуваю шарик. Теперь он большой, полный воздуха. Ой, а сейчас воздух выходит из шарика. Что вы ощущаете? Ответы детей. Да, воздух может передвигаться.
Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух. Глубоко вдохните, подставьте ладони и выдохните на них воздух. Что вы почувствовали? Ответы детей.
Воспитатель: Воздух передвинулся к вам на ладони. Воздух передвигается.
Когда мы ощущаем движение воздуха? Ответы детей.
Физминутка
Начинается разминка - встали, выровняли спинки.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и всё сначала.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и прямо.
Мы тихонько наклонились, и ещё разок, друзья.
Поднимаем плечики, хлопаем в ладоши.
Начинаем приседать – 1, 2, 3, 4, 5.
Руки вверх мы поднимаем и спокойно опускаем.
Отдохнули все слегка? Да! За работу нам пора!

Опыт №4:
А теперь предлагаю вам посмотреть интересный опыт: перед вами стакан с наклеенной внутри салфеткой. Какая салфетка? – мягкая, сухая, белая. Опускаем в воду. Какая теперь салфетка? – сухая. Почему? Вода не зашла в стакан, т. к. там… воздух! А теперь, давайте посмотрим опыт с воронкой, внутри которой тоже салфетка. Опускаем ее в воду. Что произошло? Какая стала салфетка? – мокрая. Почему? Воздух вышел из отверстия, и вода зашла в воронку, намочив салфетку.
Опыт №5:
А теперь закройте глаза. Воспитатель подносит на тарелке разрезанный апельсин. Ребята, что вы чувствуете? А в начале занятия в группе чем-нибудь пахло? – нет. Откуда этот запах? Значит, воздух может пахнуть.
Воспиатель: Ребята, я предлагаю сделать шарику подарок и рассказать о зиме. Много написано стихотворений, рассказов, сказок, загадок о зиме. Но еще и художники в своих картинах нам поазывают зиму. Сегодня мы познакомимся с художником И.И.Шишкиным и его картинами.Все художники пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывали разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным и веселым, и радостным и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. Несколько картин о зиме написал и Шишкин. Он очень любил природу и изображал ее в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная. И сам он крепкий, широкоплечий, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Рассмотрите репродукцию картины «Зима». Что на ней изображено? Представьте себе,что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен на картине Шишкина. Какая погода нас встретит?
- Какой зимний день изобразил Шишкин? Давайте опишем его. Что можно сказать о воздухе? Какой он? Давайте прислушаемся. В лесу тихо? А что бы вы могли услышать?
- Что вы видите на переднем плане картины?
-Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их?
- Рассмотрите снег, какой он?
Природа – это красота земли. Лес богатство России, ее надо охранять и беречь.
Воспитатель: Скажите, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали? Ответы детей.
Убедились, что воздух есть везде! Вот сколько нового и интересного мы с вами сегодня узнали.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем свои подарки Воздушному шарику. Разукрасим по своему вкусу по воздушному шарику.

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты

«1 №-а прогимназия» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии.

Старшая группа

«Воздух и его свойства»

Воспитатель: Инжуватова А.Е.

Воркута 2015г.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Программное содержание. Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал . Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Ход занятия Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни - Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

1опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

2опыт.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3опыт.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод. Значит Воздух есть и вводе.

4опыт.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух –легкий, он поднимается вверх.

Вывод. Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

5опыт.

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Физкультминутка.

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

Головою повертим.

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель . Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п.- стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.(4-5раз.)

2-упражнение.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос.(2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х.(4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

Игра «Узнай по запаху».

Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему? Дети. Нос закрыт. Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)

Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Молодцы.