Конспект занятия «Дымковская игрушка. Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

«Дымковская игрушка»

Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера-игрушечники. Говорят, что потому слободу и называли Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали.

С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками. Об их происхождении существует несколько легенд, в которых рассказывается и о том, откуда взялся старинный вятский праздник «Свистунья».

Этот пестрый, шумный и веселый праздник – ярмарка существовал с древних времен. Вот как о нем рассказывает писатель В. Лебедев: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющихся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицом глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистели. Люди, идущие, приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад».

А вот одна из легенд

Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, в последствии - Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города – от маленьких детей до стариков – глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудовище напало, то ли – что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью», всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист.

Считается так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.

А другая традиционная игрушка – разноцветные глиняные шарики. Известно, что такие шары вятичи во время «Свистуньи» сбрасывали с кручи в овраг. То же самое делали когда-то язычники – сбрасывали в овраги во время праздника в честь бога Солнца огненные колеса. А дымковская кукла – нянька с детишками на руках была когда –то богиней плодородия…

Чудом дожила старинная дымковская игрушка до наших дней. Если в середине ХIХ века игрушечным промыслом в Дымовке занимались почти 60 семей, то в начале прошлого столетия игрушки делала только одна мастерица – А.А. Мезрина. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей красоте.

Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только их игрушки не похожи на другие.

Так в чем же их отличие?

Дымковский промысел был всегда исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельной яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Роспись начинают с изображения черной краской двух прядей волос; тонкой лучиной «глазничкой» наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба «пятнушечкой», печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает.

На втором этапе ровно закрашивают (мажут) желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом – кофту.

На заключительном этапе свободной кистью импровизированно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник.

Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатались особенности естественной окраски животных, яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров, коз. В орнаментации фигур людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается набольшими элементами – синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

Ныне мастера дымковской игрушки работают в светлых, просторных мастерских, они обеспечены всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Но традиционная система росписи сохраняется. По настроению игрушки одинаковые, а по форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки. Есть и няньки с веселыми детишками, пестрые птицы, добродушные звери. А есть и целые композиции.

Хорошо поставить такую фигуру на полку и, если душа устанет, подойти, посмотреть на эту солнечную игрушки, и улыбнуться.

Слобода Дымково

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

«Свистунья»


В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски» , которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище , когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».

Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках. В конце XIX – начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.

Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин


Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Она обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874–1934) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886–1979).

В этот момент решающую роль в судьбе всего промысла, а, значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц, сыграл вятский художник-пейзажист, подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893–1948). С 15-ти лет он увлекся творчеством малограмотных мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в их работах настоящее искусство. Особую любовь он питал к творчеству А.А. Мезриной.

Интерес к народному искусству у А. И. Деньшина возник после посещения воскресных курсов рисования и живописи, организованные по инициативе земства в 1908 году при Вятском техническом училище. Преподаватель рисования И. Ф. Федоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в г. Москве, увлек своих учеников бесконечными беседами о русском искусстве и русских художниках, о народном творчестве и мастерах. Он дал первые основы знаний по истории стилей русского искусства и народного творчества, особенно вятского, образцы которого тот собирал и коллекционировал. Эта привитая им любовь к народному искусству, вылилась у А.И. Деньшина в серьезную работу «по собиранию и зарисовками образцов вятских народных художественных изделий» в течение всей его жизни, которую он сочетал с увлечением живописью.

После революции 1917 года А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926) , вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но больше всего привлекали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений.

Кроме того, художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Эта деятельность вскоре принесла свои плоды. Промысел выжил в самые трудные времена, а старейшей мастерице А. А. Мезриной в 1934 году была даже назначена персональная пенсия. В 1930-е годы возросла популярность дымковской игрушки (публикации, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке). Деньшин привлек обратно в промысел не только старых опытных мастериц (Е. А. Кошкина (1871–1953), Е. И. Пенкина (1882–1948)), но и заинтересовал в этом искусстве молодых.

Старейшие мастерицы

В 1920–30-е годы дымковский промысел развивался по старинке как типичный домашний народный промысел. Здесь не было никаких артелей, как в других промыслах того времени. С 1934 года мастерицы сдавали свои игрушки как надомницы сначала на фабрику гипсовых изделий в самой слободе Дымково, а затем переправляли в город в товарищество «Кировский художник».

В 1920–30-е годы усилилось внимание Советского государства на художественные промыслы. Это вмешательство в их традиционный строй образов привело к расширению тематики, изменению цветового и орнаментального строя. В это время появились первые композиции, состоящие из нескольких фигур, связанных по смыслу и объединенных цельным основанием («блинчиком»). Этот прием позволил с максимальной живостью отражать темы реальной жизни в жанровых сценках. Потомственные мастерицы А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина первыми встали на новый путь в творчестве.

Елизавета Александровна Кошкина больше лепила традиционные отдельно стоящие фигуры, но в 1930–1940-е годы обратилась вместе со всеми к созданию многофигурных композиций. Она лепила сценки из двух – трех персонажей на основании, часто в соавторстве с дочерью Зиновией Федоровной Безденежных (1901–1964), которая делала роспись. Так, появилась композиция «Колхозный двор», где наряду с традиционными образами людей, домашних животных и птиц возник архитектурный мотив — колхозный хлев.

1960-е годы

Елизавета Ивановна Пенкина в 1940-е годы активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 года ей помогали мастерицы Л. Н. Никулина (1906-1961) и Е. И. Косс-Деньшина (1901-1979)) . Немалую роль здесь сыграл 100 - летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал народным мастерам разных промыслов близкие каждому русскому человеку сказочные образы. Так, у Е. И. Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках.

В 1939 году бригада мастериц в составе Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной, О. И. Коноваловой и З. Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград—Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.

В годы войны и после

Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Вначале казалось, что в такое тяжелое для всей страны время глиняные игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом, на нее возник большой спрос. В 1942 году производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойца в великой борьбе с кровожадным врагом, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения».

В 1943 году было принято решение возобновить ученичество. А в феврале 1944 года президиум Всесоюзного кооперативного товарищества «Художник» постановил: «Указать правлению Кировского товарищества, что основным видом производства Товарищества является дымковская лепная игрушка как изделия народного художественного творчества, предназначенная на экспорт. Товарищество обязано сосредоточить все свое внимание на качестве игрушки, на развитии художественно-творческой инициативы среди мастеров игрушки по созданию оригинальных образцов и на дальнейшее вовлечение новых кадров по этому виду творчества».

После Победы над фашизмом, возрождаясь из пепла, страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц. Выделялись финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи. Но организационные трудности никак не позволяли решить эту проблему на местах. Кроме того, уходят из жизни старшее поколение мастериц (Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина) и А. И. Деньшин. В 1955 году заключены трудовые соглашения на обучение молодых мастериц. В 1956 году работало уже восемь мастериц дымковской игрушки, среди которых значатся молодые Е. З. Кошкина (1914–1993) и З. В. Пенкина (1897–1988), снохи Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Имена их вскоре станут знаменитыми.

С конца 1950-х годов в стране началось возрождение художественных промыслов, проявлялся интерес к древним национальным корням, исследовалась проблема традиций и их развития. У дымковских мастериц начинается творческий взлет, поиск новых решений. Увеличился спрос на игрушку, она стала делиться на две категории: более традиционную («массовую») и выставочную. Последнюю группу изделий чаще делали для многочисленных художественных выставок – областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и даже персональных. Публикации в столичной и местной прессе, внимание специалистов, музейных работников делают имена мастериц знаменитыми.

Первые поколения учеников


В 1955 году в промысел приходят учениками в будущем известные мастерицы Е. А. Смирнова, З. И. Казакова, А. В. Кузьминых. В 1958 году З. В. Пенкина и Е. З. Кошкина также принимают на свое совместное обучение с З.Ф. Безденежных и Л. Н. Никулиной еще одну «звездную» группу учениц: Л. С. Фалалееву, Л. А. Иванову, А. П. Печенкину, А. Ф. Попыванову, В. П. Племянникову, Н. П. Трухину, А. И. Ворожцову, Н. Н. Суханову, Г. И. Баранову.

Е. З. Кошкина З. Ф. Безденежных ЛА Иванова

«Они поочередно менялись — месяц учила одна, а потом другая. Это делалось для того, чтобы мы поняли разницу в «руке», т.е. лепку, роспись, мастерство, характер учителя в его работе на игрушке. Так у Евдокии Захаровны мы научились лепить курочек, барынь в капорочках, лодочников, всадников, свистульки. Впоследствии эти игрушки так и назывались «кошкинские». Все они очень похожи на учителя – такие же дородные, пышущие здоровьем, гладенькие и круглые — сама душа кошкинская», — вспоминала спустя годы одна из учениц Валентина Петровна Племянникова. А в памяти Лидии Сергеевны Фалалеевой остались слова – напутствия Зои Васильевны Пенкиной: «Девочки, ведь глина — это такой материал, оторви да брось, если много. Если мало, возьми и добавь еще».

Сначала все молодые мастерицы сидели в одной комнате в Доме художника (ул. Свободы, д.65). Художественный руководитель промысла в то время Евгения Алексеевна Окишева (1927-2007) водила начинающих мастериц в местные музеи, где они целыми альбомами зарисовывали произведения старейших — А. А. Мезриной, Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной и других. Многие мастерицы занимались в художественной студии при Доме художника.

О творчестве Лауреатов

В 1967 году группа мастериц (З. В. Пенкина, Е. З. Кошкина, Е. И. Косс-Деньшина, О. И. Коновалова) получили звание Лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества». Кроме того, они были награждены многочисленными дипломами, почетными грамотами и медалями. Долгое время они вместе являлись членами художественного совета промысла, принимали и оценивали игрушку всех мастериц. Говорят, игрушка, рожденная в руках мастерицы, пропущенная через ее сердце, удивительным образом напоминает ее внешность и характер. Эта мысль доказывается творчеством мастериц.

Так, работы Евдокии Захаровны Кошкиной (1914–1993) , которая, по воспоминаниям всех была доброй, спокойной, аккуратной, уравновешенной женщиной, наполнены силой и крепостью формы, добротностью исполнения.

Она предпочитает традиционные сюжеты (животные, птицы, барыни, няни, мужички), в образе которых ищет всегда характерные черты из жизни, интерпретируя на свой лад. Создавая свои композиции, Е. З. Кошкина пользовалась лаконичным языком, отбрасывая лишние детали — украшательства, стремясь к симметрии, равновесию, тщательно отделывая каждую игрушку в лепке и орнаменте. Цветовая гамма, характерная для Кошкиной, также спокойна и слегка разбелена. Монументальность при среднем размере, фронтальность и симметричность присущи игрушке мастерицы.

Зоя Васильевна Пенкина (1898-1988) начала самостоятельно работать в 1935 году. В 1950-е годы расширяется круг сюжетов и образов в творчестве мастерицы. А ее полноправный соавтор, дочь В.В. Киселева на протяжении более чем двадцати лет в каждом произведении матери выявляла главное в теме и сюжете точно подобранным колоритом. Удивительная фантазия позволяла З. В. Пенкиной создать свой образ нарядной барыни с высокой прической, «одетой» в разнообразные шляпы с украшениями, в платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками.

В 1961 году появился у Зои Васильевны Пенкиной ее истинный шедевр — фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника.

1960–1970-е годы явились периодом расцвета таланта З. В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, ее чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы.

В ее творчестве продолжает развиваться сказочная тема, начатая еще ее свекровью Е. И. Пенкиной. Мастерица стала автором целого ряда многофигурных композиций и композиций-наборов от 4-х до 80-ти произведений, объединенных общим сюжетом. Таковы композиции «Теремок», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Особенно выделяются своим замыслом «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и «Сказка о попе и работнике его Балде», навеянные образами любимого ею великого поэта А. С. Пушкина. Помимо главных героев и показа основных событий, здесь появляется златоглавый город, напоминающий куполами храм Василия Блаженного в Москве. Рассчитанный на круговой обход, он удивляет разнообразием форм, лепных деталей и орнамента на белом фоне. Обильное применение сусального золота усиливает ощущение сказочности. Впервые появился архитектурный мотив такого большого размера, который является частью большой композиции и одновременно может существовать самостоятельно.

Ольга Ивановна Коновалова (1886–1979) — потомственная мастерица, дочь А. А. Мезриной.

Она переняла от матери основной круг традиционных образов барынь, наездников, парочек, птиц. Особенно любила передавать мастерица разнообразие характера в лепке животных (оленей, коров, зайцев, медведей), свистулек. Среди сюжетных бытовых и сказочных композиций можно выделить «Катание на лодке», «Свадьба зверей», «Катание с горы», «Репка», «Старик с корзинкой». Она первой начала лепить «Барыньку на ножках». Для дымковской игрушки О. И. Коноваловой характерны небольшой размер, стремление передать в пластике движение, разнообразие орнамента.

Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1902–1979)
, жена А. И. Деньшина, в 1940-е годы начала работать самостоятельно. Ее творческие поиски принесли много нового в развитие дымковского промысла. Мастерица создала множество сюжетов и композиций, ставшими уже традиционными. В работе над игрушкой продумывала образ сразу с точки зрения лепки и росписи. Она является автором множества орнаментов из традиционных элементов: круги и точки, прямые и волнистые линии, клетка. Кроме того, после кончины мужа в 1948 году, Е. И. Косс-Деньшина долгие годы осуществляла, по сути, художественное руководство промыслом.

Творческий путь старейших мастериц, созданные ими произведения, хранящиеся в музеях, да вся их сложная, но интересная жизнь являются очень ценным и важным этапом в сохранении и развитии традиций дымковского промысла. Каждая из них – это легенда, которую невозможно забыть в силу значимости их вклада в общее дело. Современная мастерица, осваивая древнее ремесло, никогда не пройдет мимо их творчества, а обязательно заглянет в лицо каждой игрушке. Только тогда можно понять суть дымковской игрушки, если с глубоким почтением будешь относиться к прошлому, к судьбе и творениям каждой предшественницы. И так будет всегда, пока жив этот древний вятский промысел.

Время успеха

1960–80-е годы стали временем новых творческих исканий дымковских мастериц. Кроме старшего поколения, активно включается в творчество молодежь. Еще больше расширился круг сюжетов и тем. В это время наблюдался необыкновенный взлет интереса к искусству мастериц. Коллектив промысла составляли около 60 человек. Игрушка в большом количестве шла на экспорт. Именно тогда в 1981 году и было построено для промысла новое здание в центре города Кирова на ул. Свободы, д. 67 с большими мастерскими, в котором он продолжает работать и поныне.

Вятский художник, живописец В. Г. Харлов в 1981 году создает монументальную роспись «Дымковский промысел», показав в ней не только своеобразие природного и исторического ландшафта города и слободы Дымково, но и портреты вятских художников и старейших мастериц, поколения молодых, пришедших в промысел, связь времен через дымковскую игрушку.

История дымковского промысла сохранилась в игрушках, собранных в то время в коллекциях музеев Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга и многих других в нашей стране. Кроме того, в 1958 году работы мастериц в числе 60-ти произведений были переданы в фонд международной академии керамики в Женеве. Огромное количество выставок дымковской игрушки было организовано в ХХ веке как в России, так и за рубежом (Италия, Германия, Франция, Япония, Дания, Швейцария, Англия, США, Австрия, Голландия, Бельгия, Польша, и т.д.).
История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?».

Традиции и современность


Дымковская игрушка в начале XXI века – явление сложное и многогранное. Тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость в цвете, тщательная проработка в деталях и орнаментах характерна для произведений современных мастериц. Эту игрушку с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении ХХ века постоянно изменялась и развивалась.

Само понятие «традиция» имеет латинское происхождение и обозначает «вручение, передача, предание, преподавание», то есть то, что передается во времени от поколения к поколению. Сюда мы можем отнести основные сюжеты и образы, технологию, приемы лепки и росписи, формы и элементы орнамента. В народном искусстве на традицию оказывают воздействие немало внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.

Основная технологическая цепочка в создании дымковской игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом – осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес существенные поправки в течение ХХ века.

Современная мастерица не копает глину, не месит и не очищает её от примесей. Все это делают машины на одном из местных керамических производств под руководством технолога, и глина поступает в дымковский промысел готовой к работе, упакованной в полиэтилен брикетами по 5-10 килограмм. Кроме того, изменился состав побелки. До середины ХХ века дымковские мастерицы использовали мел, разведенный на снятом молоке, куда окунали игрушку целиком. Сегодня для беления дымковской игрушки используется сложный химический состав, который наносится кистью. Также в течение века не раз менялись краски для росписи: от самодельных (пигмент с яйцом и водой) до фабричных (казеиново-масляная и темпера ПВА, гуашь), в состав которых по-прежнему добавлялось яйцо. С появлением не так давно новых акриловых красок, ярких по цвету и стойких, многие мастерицы заменили ими не прочные традиционные краски «фуксин» (малиновый) и «розовку», а некоторые взяли в свою палитру и другие цвета. Кроме того, в течение ХХ века не раз происходила замена потали (сплав меди и цинка) на сусальное золото. Сейчас оба этих материала в арсенале мастериц. Все эти новшества каждый раз требовали корректировки в целом цветовой гаммы на игрушке каждой мастерицы, менялась ее фактура. Современные фабричные кисти разного размера и качества волоса позволили мастерице усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями (точки, штрихи, прямые и волнистые линии), играя порой отрицательную роль в его перенасыщении и измельчении.

Произошли некоторые изменения и в форме организации производства. Это по-прежнему индивидуальное художественное производство, где каждая игрушка от начала и до конца выполняется вручную одним мастером, являясь уникальной. Но разница в том, что современная мастерица освобождается от всех не творческих процессов, выполняемых другими людьми (обработка глины, изготовление побелки, обжиг), отдавая все свое время непосредственно искусству создания дымковской игрушки — творчеству.


На протяжении ХХ века изменился ассортимент изготовляемых игрушек. Современную дымковскую игрушку по назначению можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски.

Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому. Можно выделить основные темы, распространенные в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.

Огромное значение на изменение традиции в дымковской игрушке сыграл рынок, его требования, условия и вкусы общества. В ХХ веке спрос на игрушку испытывал не раз мощные спады и подъемы. Здесь сказались катаклизмы прошлого века (войны, политические и экономические преобразования), разрушающие старые связи. Современный зритель, покупатель, очень разный по своему уровню понимания народного искусства, требует и разную игрушку. Спектр этих требований широк: от простого незамысловатого вкуса обывателя до интеллектуала-знатока, порой коллекционера, погруженного в историю промысла и традиции, умеющего оценить художественные достоинства и недостатки работы мастерицы.

Итак, современная мастерица — это, по сути, художник. Рождение выставочной игрушки, особенно композиции, в дымковском промысле сейчас очень напоминает рождение станкового произведения (живописи, графики, скульптуры, гобелена, росписи по ткани и т.д.). Свою задумку мастерица воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, аксессуарах. Цель, которую преследует мастерица, — это создание художественного образа, наиболее полно выражающего замысел художника. Для осуществления своей идеи она изучает традиции промысла в музейных коллекциях (зарисовки, копирование).

Промысел — дело коллективное, где каждый является творческой индивидуальностью и вносит свое в общее дело его сохранения и развития. О произведениях каждой из них можно рассказывать отдельно.

В 2003 году мастерица Л. Д. Верещагина (р. 1950) закончила свою творческую работу из 120 фигур «Праздник Преображения», в основе которой лежат реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря.

Расположив композицию тремя ярусами, автор выделила главное: храмы, колокольню, крестный ход. Промежуточным звеном стали сцены монастырской жизни: молитва, пекарня, сенокос, рукоделие, скотный и птичий двор и т.д. Вокруг монастыря показана обыденная жизнь провинциального города и его жителей. Мастерице удалось воссоздать одновременно цельную картину мира прошлого, элементы настоящего и мечту о будущем. Изобразив конкретный праздник Преображения Господня, храмовый праздник данного монастыря, ей удалось заложить в композицию и более глубокий смысл: преображение каждого человека, нашедшего дорогу в храм, а значит, и преображение самой жизни.

Время решений


Этих успехов в творчестве всего коллектива и в работе отдельных мастериц могло бы и не быть, если бы в 1993 году в период кризиса в стране не решилась судьба этой организации. В это время рушилась система Художественного фонда с его отработанной практикой заказов и продаж, куда на протяжении нескольких десятилетий входил участок дымковской игрушки. Наступил тяжелый период для мастериц, длившийся несколько лет: не было заказов и зарплат. Не было выставок. Дымковский промысел вместе со всей страной старался выжить и приспособиться к новым условиям. Свою судьбу, а, значит, судьбу промысла надо было решать самим. Было принято единственно верное решение: остаться в структуре Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Часть мастериц ушла из промысла на «вольные хлеба», остальные остались, взяв на свои плечи весь груз ответственности за его судьбу. Во главе промысла в то время встала известная мастерица, заслуженный художник России Н. П. Трухина (р. 1935) . Был создан Устав новой организации, началось медленное возрождение промысла. Легкой жизни не было. Все надо было делать заново: наладить новые связи в продаже и заказах, выставочной работе, научиться управлять организацией.

Все это удалось сделать. Сегодняшнее поколение дымковских мастериц (около 30 человек) работают в своей организации — «Союз художников России — «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», находящейся в центре г. Кирова. Среди них есть три заслуженных художника России (Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина, А.В. Кузьминых), остальные почти все — члены ВТОО «Союз художников России». Возглавляет промысел выбранное им же на общем собрании Правление, которое решает хозяйственные, художественные и выставочные вопросы. Руководит делами промысла председатель правления, также избираемое лицо. Уже несколько лет эту обязанность выполняет мастерица С. Г. Житлухина (р. 1953) . Ежемесячно художественный совет, состоящий из опытных мастериц и искусствоведов, просматривает сделанные за месяц игрушки, оценивая каждую из них за образность, традиционность, творческий подход и качество исполнения. Продажи осуществляются в магазине промысла, и по всей России. Сохранился и развивается свой музей. В последние два года не хватает игрушки, объем заказов намного превышает количество создаваемой игрушки. Вновь встает наболевшая проблема преемственности, набора и обучения нового поколения мастериц, которые продолжат дело предшественниц из Дымковской слободы…

(текст из книги Н. Н. Менчиковой «Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность», «О-краткое», Киров, 2010)

Из истории организации


Кировское городское отделение «Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» — продолжает добрые традиции в сохранении древнего вятского промысла. Эта организация имеет свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны.

В 1939 году был создан Союз художников СССР, а в 1944 году при нем была создана общественная организация «Художественный фонд СССР», являющаяся творческой, производственной, хозяйственной и финансово-экономической базой Союза. В 1957 году на Первом Всесоюзном съезде художников был принят устав Союза художников СССР, а также новая редакция устава Художественного фонда СССР. По всей стране начали открываться отделения Союза художников СССР и Художественного фонда СССР, затем РСФСР.

В марте 1957 года Кировское отделение художественного фонда СССР сдает приемной комиссии трехэтажное с цокольным этажом кирпичное здание Дома художников по адресу: г. Киров, ул. Свободы, 65а. С 1977 года принято решение о строительстве 4-этажного дома-пристроя мастерских к Дому художников (ул. Свободы. 67), которое сдано в сентябре 1981 года.

© 2011-2018, Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка – это небольшие фигурки, вылепленные из глины и раскрашенные яркими красками. Аналогов подобным игрушкам в мире не существует. Отличительной особенностью дымковской игрушки являются ее формы и стилистика росписи.

Дымковская игрушка является народным художественным промыслом. Это один из самых старых промыслов, появившийся еще в XVI веке. Свое название игрушка получила от слободы Дымково, что находилась недалеко от города Вятка. Сегодня это территория Кирова. Поэтому у игрушки есть еще два названия: вятская и кировская, но их редко используют.

Причиной возникновения промысла считают праздник Свистунья. Это языческая традиция, которой придерживались в тех местах. Ее смысл – поминание жертв, погибших в Хлыновском побоище, когда произошло столкновение между дружинами Вятки и Устюга в 1418 году. Обе дружины просто не разобрались в темноте, и думали, что сражаются с татарами.

Но, со временем печальный повод был забыт, и Свистунья стала массовым гуляньем, на котором танцевали, пели и конечно, свистели. Вот для этого праздника и были созданы первые образцы Дымковской игрушки, которые просто были свистульками. Забава настолько понравилась, что вскоре приобрела массовый характер и не стала приурочиваться к празднику, а игрушки начали делать постоянно.

В советское время промыслу уделили должное внимание. В нем не нашли ничего «враждебно классового» и всячески поддерживали. В 1930-ые была даже организована артель «Вятская игрушка», в которую собрали лучших мастериц того времени, чтобы не потерять традиции и знания и передавать их новым поколениям. Самой знаменитой мастерицей Дымковской игрушки прошлого века была Анна Мерзина, которая за свой талант получила звание Герой Труда – высшая гражданская награда в СССР.

Каждая дымковская игрушка – исключительно рукотворное изделие. Нет никакой автоматизации производства. Игрушки изготавливаются из местной красной глины и речного песка. Довольно трудоемким процессом является роспись игрушек. Сначала обожженные изделия покрывают белилами, которые получают, смешивая мел и молоко. Затем раскрашивают красками на основе кваса и яиц. А потом полностью покрывают яичным белком, чтобы придать краскам ту характерную яркость и сочность, которыми и отличаются дымковские игрушки.

В росписи игрушек никогда нет полутонов и цветовых переходов. Это придает не только яркость и контраст, но и психологически вызывает только позитивные эмоции. При кажущейся сложности орнамента, технические приемы росписи игрушки довольно просты. Для создания композиции используются комбинации простых геометрических форм – точка, круг, полоса, клетка. Наверно поэтому и возникает ощущение, что дымковскую игрушку как будто расписала рука ребенка.

Сюжеты для игрушек могут быть абсолютно разными и взятыми из жизни. Конечно, классикой считается различная домашняя живность, няньки с детьми или водоносы, но это не строгое правило. Например, в Кирове был даже создан полноразмерный памятник «Семья», в котором были реализованы все каноны дымковской игрушки.

Самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Процесс изготовления дымковской игрушки

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

Технология изготовления Дымковской игрушки

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка Дымковской игрушки.


Лепка Дымковской игрушки


Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг Дымковской игрушки.


Сушка и обжиг Дымковской игрушки

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.


Обеливание игрушки


После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Роспись Дымковской игрушки.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Роспись игрушки

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .


Технологическая нить прошлого Дымковской игрушки

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

1. Подготовка красной глины к работе.

Районная научно - практическая конференция школьников

«Мир открытий».

Дымковская игрушка

Исследовательский творческий проект

Китова Дарья,

Юсупова Виолетта,

ученицы 1 класса «б»

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Руководитель:

Калистратова С.Б.,

учитель начальных классов

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Кемеровского

муниципального района

Кемеровский район

2016

Содержание

    Введение……………………………………………………………3

    История возникновения дымковской игрушки…………………5

    Практическая часть………………………………………………..8

    Заключение ……………………………………………………….11

    Литература и Интернетресурсы…………………………………12

Введение

В этом году мы стали заниматься в Театре моды «Любава». Руководитель театра Калистратова Светлана Борисовна попросила нас подумать над темой нашей будущей коллекции.

Наше национальное русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. Изучая на его на уроках ИЗО, нам очень понравились дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных, и барышни. А узоры, которыми расписывают игрушку, простые и веселые. Но больше всего полюбились - это барыни. У них очень красивые и разнообразные наряды. И тогда мы решили, что наша коллекция будет выглядеть в стиле «дымковской игрушки», а именно в стиле «дымковской барыни».

Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

Цель проекта – создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка».

Задачи:

    Познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки.

    Изучить особенности росписи дымковской игрушки.

    Изготовить эскизы костюмов в стиле «дымковской игрушки».

    Создать коллекцию костюмов для театра моды «Любава».

    Выступить с коллекцией «Дымковская игрушка» на муниципальном и областном конкурсе театров моды.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что изучив историю возникновения, изготовления и росписи дымковской игрушки сможем создать коллекцию костюмов для театра моды.

Планируемый конечный результат:

Создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка» и принять участие в конкурсах Театров моды.

К методам , которые мы использовали при исследовании, можно отнести следующие:

    анализ представлений о «Дымковской игрушке» у наших одноклассников и взрослых на основе анкетирования;

    анализ публикаций и материалов Интернета по данной теме;

    анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков игрушек;

    анализ стиля росписи дымковских игрушек.

По итогам проведенного анкетирования мы сделали вывод:

    что из 30-ти опрошенных человек, 15 человек знают о дымковской игрушке,

    8 человек считают, что дымковская игрушка – это детская игрушка, 19 человек – это сувенир, а 3 человека считают, что это магический символ,

    только 9 человек знают, как расписывается дымковская игрушка,

    и только у двух человек она есть дома,

    все 30 человек хотят узнать подробнее о дымковской игрушке.

История возникновения дымковской игрушки.

Выполняя проект, мы узнали много полезного и интересного.

Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка.


Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна, чтобы они оберегали жилища. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

( Народное творчество. )

Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи.

После остывания

поверхность изделия

белилась мелом,


разведенным на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии) и яркий колорит, в котором много красного, жѐлтого, синего, зелѐного, алого, оранжевого.




Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.


Практическая работа.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей коллекции.

    Изучили костюм дымковской барыни и выяснили, что на голове барыни непременно должны быть кудри, шляпки или кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках она может держать сумочку, зонтик, собачку, коромысло.

Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.



    Приступили к рисованию эскизов костюмов. Нам помогли другие участники Театра моды. Вот, что у нас получилось.



    В течение пяти месяцев мы вместе с руководителем Театра моды «Любава» изготавливали костюмы для нашей коллекции «Дымковская игрушка». Нам помогали наши мамы. И вот такая коллекция у нас получилась.


    Выступили на конкурсе в школе и заняли 1 место, а так же получили грамоту, как самый яркий костюм., на областном конкурсе «Новые звезды» стали дипломантами 2 степени.

Но на этом не остановились. Я сделала с мамой вот такую барыню из подручного материала и сшила вот такого замечательного индюка.


Заключение Сувенир элемент украшения

    Мы узнали, что дымковская игрушка – это оберег, праздничная свистулька, сувенир, элемент украшения.

    Научились работать с разными источниками, анализировать иллюстрации с изображением игрушек.

    Научились сами изготавливать дымковскую игрушку, правда из ткани, но глиняная игрушка у нас впереди.

    Главное, создали коллекцию костюмов в стиле «Дымковской игрушки» и выступили с ней на конкурсах.

Литература и Интернетресурсы

    И. Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 1975

    Н. М. Конышева Лепка в начальных классах.- Книга для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. http://ped-kopilka.ru/

    ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка