Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла. Конспект занятия экспериментированию в старшей группе «Удивительный мир стекла и металла Конспект занятия стекло старшая группа

Цель: Познакомить со свойством стекла.
Задачи:
Обучающая:
Формировать умения выделять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой..
Развивающая:
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, умение анализировать, связную речь.
Воспитательная:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать товарища.
Воспитывать бережное отношение со стеклянными предметами.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми предметов сделанных из различных материалов;
Составление описательных рассказов.
Демонстрационный материал:
Изделия из стекла:
Тонкие и ребристые стаканы;
Розетки;
Вазочки;
Бутылочки;
Салатницы;
Разнообразные флаконы.
Письмо.
Раздаточный материал:

Бутылочка с водой;
Стаканчик;
Методические приёмы:
Игровая ситуация;
Беседа-диалог;
Эксперимент;
Продуктивная деятельность детей;
Анализ;
Подведение итогов.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама «Королева Стеклянной Страны».
(Воспитатель показывает конверт с письмом, достаёт письмо и читает его):
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам «Королева Стеклянной Страны. Жители» моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».
Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда давайте выполним задание Королевы.
Дети: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидание».
Воспитатель: Вы назвали так много вежливых слов, что «Королева» наверняка разрешит нам попасть в её страну.
(Звучит музыка «Голубой вагон», дети строятся паровозиком и отправляются в стеклянную страну. Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой.)
Воспитатель: Давайте скажем «Раз,два,три!»
(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы и т. д.
Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, и просит назвать их..)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему?
Дети: Они все сделаны из стекла.
Воспитатель: Да, правильно, они все сделаны из стекла. Стеклянных предметов очень много.
Воспитатель: Интересно почему? Давайте узнаем это.
Воспитатель: Представьте себе, что мы исследователи. И мы должны выполнить важное задание. Это помочь Королеве узнать, почему он может с вами играть только зимой.
Выполнение эксперимента
(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на столах лежат игрушки от шоколадного яйца, прозрачные стаканы и бутылки с водой).
Воспитатель: Давайте опустим предмет – игрушку в стакан. Посмотрите, что в стакане?
Дети: В стакане лежит игрушка.
Воспитатель: Молодцы! А как вы догадались?
Дети: Потому что, стакан из стекла и он прозрачный.
Воспитатель: Где используют это свойства стекла – прозрачность?
Дети: Окна в зданиях, очки, линзы, аквариум, стёкла в машинах, часах.
Воспитатель: Стекло бывает прозрачное, а какое ещё бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.
(Дети смотрят на стол видят изделия из цветного стекла).
Воспитатель: А для чего используют изделия из цветного стекла?
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырёк, зелёная бутылочка, голубая ваза, чёрные солнцезащитные очки, разноцветные стеклянные фигурки.
Воспитатель: Зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшений помещений. Для защиты глаз. (солнцезащитные очки).
Воспитатель: А ещё тёмные пузырьки делают для того, чтобы увеличить срока годности лекарств, так как солнечный свет плохо проникает через тёмное стекло и не портит лекарства.
Воспитатель: Теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка
Девочки и мальчики:
Хлоп, хлоп, хлоп,
(Дети хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики:
Прыг – скок, прыг – скок.
(Прыгают.)
Весело хохочут:
Ха – ха – ха!
(Имитационные движения.)
Глазками моргают,
(Ритмично зажмуривают глазки.)
После отдыхают.
(Приседают.)
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём в руки стекло. Какое оно на ощупь?
Дети: Гладкое, холодное, скользкое, ребристое, с бугорками.
Воспитатель: А если уронить предмет из стекла, что произойдёт?
Воспитатель: Будем проводить опыт?
Дети: Нет.
Воспитатель: Опять догадались. Вот умнички. Потому что стекло хрупкое.
Воспитатель: Назовите изделие из стекла, в которое можно налить воду.
(Воспитатель предлагает налить воду в стакан,)
Воспитатель: Пропускает ли стакан воду?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит, стекло водонепроницаемое, в любую стеклянную посуду можно налить воду
Воспитатель: А если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы слышите?
Дети: Звук, звон.
Воспитатель: Правильно, мелодичный звук. Давайте попробуем
(Дети повторяют опыт.)
Фиксирование результатов
Воспитатель: Ребята, давайте назовём все свойства стекла:
Дети Стекло прозрачное;
Стекло может быть бесцветное или цветное;
Стекло хрупкое;
Стекло не пропускает воду, непроницаемое;
При постукивании издаёт мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно, вы молодцы. Теперь поиграем в игру.
Игра «Какой предмет?»
Воспитатель говорит, что предметы делают не только из стекла, но из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет какой – либо предмет и материал, из которого он сделан. Ребёнок, возвращая мяч, называет, какой предмет. (Пузырёк из стекла – стеклянный,)
Ложка из металла – металлическая.
Ложка из дерева – деревянная.
Ваза из глины – глиняная.
Ваза из стекла – стеклянная.
Машинка из пластмассы – пластмассовая.
Мяч из резинки- -резиновый.
Кораблик из бумаги – бумажный.
Линзы из стекла – стеклянная.
Поднос из металла – металлический.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети строятся паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.
Воспитатель: Что нового и интересного мы с вами узнали?
Воспитатель: Какие моменты вам больше понравились и почему?

Екатерина Ефремова
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла»

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла »

ЗАДАЧИ :

Познакомит детей с историей возникновения стекла . Познакомить детей со свойствами стекла (светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, негладкое, толстое, тонкое, холодное).

Познакомить с профессиями (стеклодув , стекловар , стекольщик , резчик).

Развивать память, устную речь, воображение, мышление, обогащать словарный запас. Познакомить детей с технологией изготовления заливного витража. Воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному.

Планируемые результаты : Может поддерживать беседу, сопровождая эмоциональной речью, рассуждает, высказывает свою точку зрения, интересуется изобразительной детской деятельностью

Материал :

предметы из стекла , покрывало, фишки. Карточки со схемами, витражные краски, стекло .

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Давайте с вами поиграем. Хотите? Станьте, пожалуйста, полукругом.

Игра «На что это похоже» . Воспитатель показывает карточки с изображёнными на них схемами, дети высказывают свои варианты.

В : - Молодцы, дети, столько интересных вещей увидели. А у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, это письмо прислала Королева Стеклянной Страны . Давайте почитаем!

Текст письма :

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны . Жители моей страны все сделаны из стекла . И я хочу познакомить вас с ними . Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание : зазвать вежливые слова».

В : Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны ? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

В : Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла , накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!» , и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем) . Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла .

В : Очень много изделий делают из стекла . Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла (Опускает в стакан цветную фишку) . Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное . Запомните это слово.

В : Первое свойство стекла - прозрачность . Стекло прозрачное . Скажите, где используется это свойство стекла ?

Дети : Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т . д.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем нужна прозрачная посуда? (ответы детей ) Давайте еще раз повторим первое свойство стекла .

Дети : Стекло прозрачное .

В : А вот у меня на столе тарелки. Как вы

думаете, из чего они сделаны? (На столе стоят частично окрашенные и сильно окрашенные тарелки.)

Дети : (ответы детей )

В : Сейчас проверим.

(Воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла рассматривают чашки и доказывают, что они стеклянные .)

Второе свойство стекла - способность окрашиваться.

В : Ребята, что делают из цветного стекла ?

Дети : (ответы детей )

В : Давайте повторим второе свойство стекла .

Дети : Второе свойство стекла - способность окрашиваться.

В : У меня два стакана это какой? (показывает стеклянный стакан )

Дети : Стеклянный стакан .

В : Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .

Дети : Бумажный стакан.

В : Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?

Дети : Вода из бумажного стакана начинает течь.

В : Почему из бумажного стакана течет вода?

Дети : Потому что бумажный стакан пропускает воду.

В : Почему из стеклянного стакана не течет вода?

Дети : Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.

В : Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?

Дети : Стекло не пропускает воду .

В : Ну конечно, это и есть третье свойство стекла - водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду .

В : Сейчас я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям , которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?

Дети : Мелодичный звук, звук похожий на музыку.

В : А если провести мокрым пальчиком по краю фужера (воспитатель проводит по краю фужера пальцем, фужер издает звук) можно услышать разную мелодию-фужер запоет. Четвертое свойство стекла – мелодичность .

В : Что произойдет если я упущу стеклянное изделие ?

Дети : Разобьется.

В : Правильно оно разобьется, значит, можно сказать,

что стекло хрупкое .

Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

В : Молодцы ребята, вы хорошо запомнили свойства стекла . Стекло очень широко применяется в жизни человека.

А теперь я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать .

1. Стеклянный домик на окне ,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум)

2. Вот стеклянный пузырек ,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а вечером проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

3. Бабушка Варвара

Всюду их искала

Не залезла чуть в трубу,

А они нашлись на лбу. (Очки)

4. Вот стеклянный карандаш -

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник)

5. У Золушки с ножки

Свалилась случайно,

Была не простою она,

А хрустальной. (Туфелька)

6. Заболели ушки,

Прохудился носик.

Заболели глазки

Капаем из нее лекарство без опаски. (Пипетка)

В : Я хочу сегодня рассказать вам историю возникновения стекла .

«Всё о стекле » - презентация

В : Ребята давайте с вами поиграем. Физкультминутка «Карусель»

В : А давайте подарим стеклянной королеве за интересное путешествие картины на стекле , роспись витражными красками.

В : Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны ? Какими они обладают свойствами ? Какое стекло вам больше понравилось и почему?

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, Вам понравилось?

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в первой младшей группе «Кораблик». Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Задачи:.

Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами» Задачи: -познакомить детей с воздухом; -показать, что воздух есть вокруг нас, познакомить со способами его обнаружения; -показать, что воздух.

Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла» Цель: ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла Задачи: - развивать познавательный интерес к предметному.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ СОШ № 842, город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Свойства стекла» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Этот конспект познавательного направления, знакомящий детей со свойствами стекла.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Образовательная область: Познавательное развитие
Цель:
Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные:
Учить выявлять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по предметам, не глядя на них, находить существенные признаки.
Формировать способы словообразования прилагательных.
Развивающие:
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Воспитывать бережное обращение с предметами, сделанными из стекла.
Словарная работа: Прозрачное, светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, бьется, хрупкое, свойство.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково-исследовательская деятельность.
Материалы и оборудование:
Изделия из стекла: тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки, часы и т.д.
Мяч

Организационный момент

В группу заходит грустный Карлсон (взрослый), здоровается с детьми.
Карлсон рассказывает детям историю о том, как Малыш подарил ему большую банку с малиновым вареньем. Он довольный и радостный летел к себе домой на крышу, но засмотрелся на пролетающую мимо птичку. Банка выскользнула у него из рук и, упав на дорогу, разбилась. Все варенье растеклось. Он очень опечален, ведь это его любимое лакомство. Карлсон говорит, что во всем виновата стеклянная банка. Почему она разбилась? Спрашивает у детей, что же такое стекло? Каковы его свойства?
Воспитатель предлагает детям помочь Карлсону разобраться в свойствах стекла и приглашает всех в лабораторию.

Поисково-исследовательская деятельность

На столе стоят изделия из стекла (тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки). Воспитатель обращает внимание детей на эти предметы, просит назвать их. Отмечает, что вещи похожи друг на друга, так как все они родственники.
Воспитатель: Очень много предметов делают из стекла. Интересно почему? Давайте займемся определением свойств стекла.
Воспитатель предлагает Карлсону опустить шарик в стакан. Спрашивает у детей, что в стакане. Интересуется, как они догадались о том, что в стакане цветной шарик. Выслушивает ответы детей.
Дети делают вывод о том, что стекло прозрачное.
Воспитатель: Где используется это свойство стекла – его прозрачность?
Дети: Окна в зданиях, очки, линзы, телескоп, микроскоп, аквариум, стекла в машинах, часах и т.д.
Воспитатель: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла и определите их цвет.
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырек, зеленая бутылочка, голубая ваза, черные солнцезащитные очки, разноцветная стеклянная фигурка и т.д.
Воспитатель интересуется, зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшения помещений. Для защиты глаз (солнцезащитные очки). Темные пузырьки делают для увеличения срока годности лекарств.
Затем дети по предложению воспитателя берут стеклянные изделия в руки, определяют каково стекло на ощупь (гладкое, с бугорками, ребристое, скользкое, холодное и тд.). Вычленяют еще одно свойство: есть изделия из тонкого стекла, есть – из толстого.
Воспитатель: Практически в любую стеклянную посуду можно налить жидкость.
Карлсон наливает в стакан воду. Дети делают вывод о том, что стекло водонепроницаемо.
Воспитатель спрашивает детей, где используется это свойство.
Дети: При изготовлении стеклянной посуды, в аквариумах.
Воспитатель: Есть у стекла и еще одно свойство: если до него дотронуться металлической палочкой, оно издает мелодичный звук. Послушайте (демонстрация).
Воспитатель: Что случиться, если уронить стеклянную вещь?
Дети: Оно разобьется.
Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что стекло хрупкое. Просит рассказать Карлсону о правилах обращения со стеклянными предметами.
Воспитатель вместе с детьми обобщает результаты наблюдений, еще раз называя свойства стекла.

Игра «Какой предмет?»

Воспитатель говорит Карлсону, что предметы делают не только из стекла, но и из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?»
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и называет какой-либо предмет и материал, из которого он сделан, ребенок, возвращая мяч, называет какой предмет.
Пузырек из стекла – стеклянный
Ложка из металла – металлическая
Ложка из дерева – деревянная
Ваза из глины – глиняная
Ваза из стекла – стеклянная
Машинка из пластмассы – пластмассовая
Мяч из резины – резиновый
Кораблик из бумаги – бумажный
Линза из стекла – стеклянная
Поднос из металла – металлический

воспитатель Гридина Надежда Михайловна д/с№130 «Родничок»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти.
Программное содержание:
1.Познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом;
2.Формировать знания о некоторых свойствах и качествах стекла;
3.Сформулировать правила безопасного обращения со стеклянными предметами на основе полученных знаний.
Материалы и оборудование: различные стеклянные предметы: стакан, елочные игрушки, лампочка, ваза, бутылочка, флакон, очки, бусы, предметы из пластмассы. (подбираются различные по толщине, цвету, прозрачности), для каждого ребенка- маленький стеклянный флакон и кружок пластмассы, настольный театр, (песок, камушки, мел)
Ход занятия:
Воспитатель - Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в волшебную комнату. И в нашей волшебной комнате есть предметы из стекла. Кто найдёт пусть подойдёт ко мне и шепнёт на ушко. Выиграет тот, кто увидит больше предметов из стекла и назовет мне. Но есть правило: руками предметы не трогать, увидеть глазами и назвать.
- Самым внимательным был Женя, сколько, ты увидел предметов из стекла?
Ребёнок - Я увидел 5 предметов, сделанных их стекла.
Воспитатель- Кто назвал меньше, должны быть повнимательней.
Сегодня ребята, мы с вами узнаем много нового о стекле, его свойствах, качестве, проведём опыты со стеклом.
- Дети, а что вы представляете когда слышите слово «стекло»?
- окно, ваза
- Катя, а тебе что приходит на ум?
- очки, банка.
Воспитатель далее сообщает детям, что были такие времена, когда человек не знал, что такое стекло.(импровизация с показом настольного театра)
- Я вам расскажу легенду о случайном открытии стекла. Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костёр и завели разговоры. Чтобы костёр не погас, его обложили кругом комками соды. Ночь и усталость взяли своё: моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление утром, когда вокруг потухшего костра они нашли блестящие камушки – капли, которые образовались из сплава песка и соды. Вот такая легенда о происхождении стекла, ребята.
- А сейчас мы с вами поближе познакомимся со стеклом (воспитатель предлагает детям пройти за столы, перед каждым ребенком флаконы и бутылочки разного цвета: прозрачные, темные, зеленые, матовые; кусочки пластмассы).
Воспитатель- Ребята, возьмите бутылочку в руки, рассмотрите его, поднесите флакон к свету, что вы можете сказать? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «У меня бутылочка прозрачная», а у тебя Саша? – у меня бутылочка темная.
- А у тебя Лера?
- У меня светлая баночка.
-Какая ребята у Леры баночка, как сказать по-другому, не светлая, а.. правильно Ксюша, прозрачная! У всех оказались бутылочки разного цвета. А как мы это узнали? – правильно Игорь, мы поднесли бутылочки к свету и узнали.
- Сейчас попробуйте надавить, сжать руками бутылочку. Что вы можете сказать?
- Да Евочка, бутылочка крепкая, форму не меняет. Никита, почему?
- Потому что бутылочка жесткая.
- Что можно сказать про стекло, какое оно? Ещё раз попробуйте надавить на бутылочку. Правильно Данила, стекло твёрдое. Какое стекло Артур?
- твёрдое
-Какое стекло, Галя?
-Стекло твёрдое
Затем воспитатель раздает кружочки из пластика и предлагает согнуть пластик.
- Дети попробуйте согнуть пластик (педагог выполняет с детьми, показывает). Что мы видим?
-Катя, что случилось с твоим кружочком?
- он погнулся
-Никита, а что произошло с твоим пластиком?
- мой пластик погнулся
- А когда мы пробовали согнуть, сжать стекло, что происходило? Да, ребят, оно не гнулось. А пластик? Значит, какой вывод мы можем сделать, Ваня?
- Да, правильно, стекло не мнется, не гнется, а пластик при сжимании сгибается. Правильно Данил, пластик мягкий, а стекло твёрдое.
Физминутка
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу,
Руки нагнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад
- Ребята, а если я уроню банку или вазочку. Что с ней произойдет? Ваня, как ты думаешь?
- банка разобьётся
- А можно играть с мячом возле окна? Арина, ты как считаешь?
- Нет, нельзя, можно попасть мячом в стекло и оно разобьётся.
- Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся. А если взять в руки разбитое стекло или разбитую бутылку, наступить на стекло? Что может произойти? Эльнар, ты как думаешь?
- Можно порезаться и пойдёт кровь.
- Да, ребята, со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться. Сейчас выходите аккуратно из-за стола, не уронив бутылочки, и подойдите ко мне (воспитатель на примере мыльных пузырей показывает «процесс» изготовления предметов из стекла).
- Ребята, стекло – это не природный материал, это дело рук человека. Такая профессия называется стеклодув. Он берёт большую трубку, набирает жидкость (стекло представляет собой жидкость как эти мыльные пузыри). Получается фигура или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой слоненка, который украшает полочку в вашей комнате.
- Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку (дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает).
- Катя, а какие предметы из стекла есть у тебя дома?
- стаканы, фужеры, ваза.
- Женя, а у тебя?
- Окно, люстра, банки.
- Давайте все вместе повторим правила обращения со стеклом (не бить, не бросать, аккуратно пользоваться стеклянными предметами)
- Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что нового узнали о стекле? Вспомните, как получается стекло? Давайте пройдем поближе, рассмотрим и полюбуемся нашей выставкой предметов из стекла.

Конспект познавательного занятия «В мире стекла»

в старшей группе

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

· Познакомить с историей появления стекла, опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.)

· Расширять и уточнять представление детей о свойствах стекла;

· Развивать у детей речь, воображение, внимание, наблюдательность, фантазию, обогащать словарный запас существительными и прилагательными;

· Формировать интерес к проектно-исследовательской деятельности и к основам целостного мироведения у детей через детское экспериментирование.

· Воспитывать умение работать в коллективе.

Активизация словаря : песок, сода, прочное, плотное, прозрачное, хрупкое, гладкое, бьется.

Информационно – методическое обеспечение: видео - фильм, слайды, стеклянные предметы (ваза, стакан, бокалы и т.д.), миска, пластмассовый шарик, пластмассовая бутылка, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка, дидактический игра «Разбитая ваза», различные музыкальные инструменты.

Ход занятия.

1. Организационный момент : дидактическая игра «Что из чего сделано?». (Дети располагаются на ковре)

Воспитатель : Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?». Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать, из чего они сделаны.

Воспитатель : Что это? (показывает мяч) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из резины)

Воспитатель : Значит он какой? (Резиновый)

Воспитатель : Что это? (показывает карандаш) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из дерева)

Воспитатель : Значит он какой? (деревянный)

Воспитатель : Что это? (показывает бутылку) ответы детей.

Воспитатель : А из чего она сделана? (сделана из пластмассы)

Воспитатель : Значит это какая бутылка? (пластмассовая)

Воспитатель : А это что, ребята? (показываю стакан) ответы детей.

Воспитатель : А из чего он сделан? (он сделан из стекла)

Воспитатель : Значит стакан какой? (стеклянный)

2. Беседа о стекле.

Воспитатель : Дети, а сейчас мы с вами поговорим о признаках, сделанных из стекла, которое всем хорошо известно. А что вы представляете, когда слышите слово «стекло»? (ответы детей).

Воспитатель : Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал- стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)

Воспитатель : А хотите узнать, как из чего появилось стекло?

Воспитатель : Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

3. Отгадывание загадок .

Воспитатель : Ребята, а теперь отгадайте загадки:

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь. (Стекло)

Холод терпит, а палку нет. (Стекло)

Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Ребёнок - ребёнка во мне. (Зеркало)

Воспитатель : Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель : Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.

Воспитатель : Ребята, вы хотите узнать о свойствах стекла, тогда мы с вами станем исследователями и будем экспериментировать с различными предметами и узнаем много нового. Готовы? (ответы детей) Дети проходят и садятся на стулья за столы.

Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. (Дети закрывают глаза, шарик кладем в металлическую коробку)

Воспитатель : 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)

Воспитатель : Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)

Воспитатель : Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).

Воспитатель : Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)

Воспитатель : Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)

Воспитатель : Предлагаю вам игру «Разбитая ваза» (набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»)

Воспитатель : Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.

Воспитатель : Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)

Воспитатель : Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.

Воспитатель : Где используют люди свойство стекла? (ответы детей)

Воспитатель : А сейчас покажу вам, какие произведения искусства из стекла делают талантливые люди (показываю слайды).

Воспитатель : Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произойдёт? (Правильно он утонул) ответы детей

Воспитатель : А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)

Воспитатель : Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.

Воспитатель : Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?

(гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.

Воспитатель : А по запаху можно различить? (ответы детей)

Воспитатель : А по звуку? (ответы детей)

Воспитатель : Послушайте классическую мелодию и попробуйте отгадать на каком инструменте его играют (включаю музыку на муз.диске ответы детей.)

Воспитатель : Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство - оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).

4. Презентация. (Виды о стекольном искусстве)

Воспитатель : Дети, предлагаю вам посмотреть фильм о стекольном искусстве (показываю видео, также рассказываю о том, что на бокалах из стекла играют музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского).

5.Продуктивная деятельность (Звуки стекла)

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам, как настоящим музыкантам, исполнить мелодию собственного сочинения с помощью музыкальных инструментов и конечно же стекла. (Дети пробуют сыграть на бокалах и других музыкальных инструментах.)

6.Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, о каком материале мы говорили? Что нового вы узнали? (ответы детей) С чем познакомились? (ответы детей) Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель : Сегодня хорошо постарались. Молодцы!

Заключение

Реализация проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «В мире стекла»: пословицы, поговорки, загадки. На занятиях в изостудии дети раскрашивали изделия из стекла. Для того чтобы закрепить знания проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что бы способствовало накоплению информационной базы по изученной теме. Работа продолжалась в группе - мы прочитали много рассказов о стекле, о тех, кто его производит, беседовали, рассматривали (иллюстрации) авторские изделия ручной работы. Во время практической деятельности в группе дети проводили эксперименты со стеклом, выявляли его свойства. Была показана презентация «Звуки стекла». Знакомились с музыкальными инструментами из стекла и как их используют. Также сами дети играли на бокалах.

Была оформлена выставка творческих работ «В мире стекла», в которую вошли поделки и рисунки.

Мы научились определять свойства стекла (с помощью экспериментов); сопоставлять различные звучания стекла как музыкального инструмента, делать выводы.

Таким образом, работа над проектом помогла сформировать расширенные знания детей о стекле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

Список литературы и источники информации

1. "Стекольные работы". Шепелев А.М.

2. А. Н. Ланцетти, М.Л. Нестеренко Изготовление художественного стекла. М. Высшая школа, 1972.

3. Б. Дижур Стеклянная река. М. Издательство детской литературы 1958.

4. Н. Качалов Стекло. М. Издательство АН СССР, 1959.

5. Русское прикладное искусство, M, Советская Россия, 1982

1. Энциклопедия полимеров. – М.: Советская энциклопедия, 1972.

2. Ю. П. Сергеев Выполнение художественных изделий из стекла М. Высшая школа 1984

http://www.maam.ru/

http://steklo116.ru/

http://www.euro2000.com.ua/

http://www.steklo-sv.ru/


Мустафаева Эсмира Шахидовна