Конспекты занятий в сенсорной комнате. Сенсорная комната: что это и для чего нужно



Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия.
Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1
«Знакомство с волшебной комнатой»

Цели:
- развивать когнитивную сферу детей;
- активизировать произвольное внимание, умственные способности;
- развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику;
- формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию;
- развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
- закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
- формировать навыки саморегуляции.
Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие»:

Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
2.
- А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)
- А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
- Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)
- Что чувствуют ваши ножки?
- А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.
3.
- Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)
- Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.
- Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).
(Через несколько минут дети меняются местами.)
4.
- Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.
5.
- Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?
6.
- А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?
(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)
7.
- Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)
- Что это?
- Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.
- А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)
(Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.)
8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?
- Какого цвета шарики?
(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)
- Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?
- Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)
9.
- Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!
Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).
(Звучит релаксационная музыка.)
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»
Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2
Игра «Помощь друзей»

Цели:
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
- развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;
- стимуляция поисковой и творческой активности;
- создание положительного эмоционального настроя.
Материалы и оборудование: подсветка «веселки»; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра «Легкие квадраты».

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие».
- Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!
- Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)
- Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.
3.
- Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?
- Твой герой злой или добрый?
- А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?
- Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)
4.
- Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.
5.
- Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.
6. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):
- А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.
- А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.
- А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)
- Вот и закончилась наша игра.

Занятие № 3

Цели:
- развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания;
- развитие конструкторских способностей;
- продолжение развития глазомера;
- развитие координации «глаза - рука»;
- закрепление знания цветов спектра;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие воображения.
Материалы и оборудование : игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»; аквалампа; мягкое напольное покрытие; напольные тактильные квадраты; подсветка «веселки».

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
2.
- Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)
3.
- Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».
4.
- Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).
5.
- Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.
6.
- Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.
7.
- Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
8. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Занятие № 4
«Давайте представим…»

Цели:
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- продолжение обучения умению определять свое настроение;
- обучение способам поднятия настроения;
- развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости;
- саморегуляция психического состояния.
Материалы и оборудование: зеркало; колпаки клоунов; мягкое напольное покрытие; аквалампа.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
- Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.
- Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.
3. Далее психолог читает стихотворение:
Бывает чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Хорошее настроение.

4.
- А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.
5.
- Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».
(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)
- Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.
- Спящий человек похож на выключенную машину.
- Тело устает за день, и ему нужен отдых.
- Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!
- Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.
- А теперь вы - упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?
- А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!
- Тянемся вверх, как жирафы.
- Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.
- А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.
- А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.
- Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!
6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 5
«Будьте внимательны!»

Цели:
- продолжение развития психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия;
- формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической;
- развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи;
- развитие координации «глаз – рука»;
- продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.
Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; центр спокойных игр; куб «Твизлер»; балансировочная доска; аквалампа; игра «Легкие квадраты»; напольное мягкое покрытие.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
- Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.
(Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
3.
- Выходим с вами на полянку. (Центр спокойных игр.)
- Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)
4.
- А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет какната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.
Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.
5.
- Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.
6.
- А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним. (Упражнение «Танец шарика».)
7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Источник www.medical-group.ru

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия. Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1 ʼʼЗнакомство с волшебной комнатойʼʼ

Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику; - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки; - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; - формировать навыки саморегуляции. Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб ʼʼТвизлерʼʼ; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ:

Ребята͵ наши ʼʼвеселкиʼʼ улыбаются нам. Οʜᴎ очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: ʼʼЗдравствуйте!ʼʼ 2. - А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.) - А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись ʼʼГолоса лесаʼʼ.) - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зелœеной полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.) - Что чувствуют ваши ножки? - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти нужно след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его. 3. - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.) - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно. - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). (Через несколько минут дети меняются местами.) 4. - Ребята͵ тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую. 5. - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке? 6. - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет? (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.) 7. - Ребята͵ вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.) - Что это? - Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз. - А сейчас нужно не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого нужно дуть на них – вот так! (Показ.) (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.) 8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает? - Какого цвета шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определœенного цвета.) - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше? - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.) 9. - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок). (Звучит релаксационная музыка.) - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.) - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всœе ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко. - Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всœем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день. 10. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ. - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и попрощаемся с ними: ʼʼДо свидания!ʼʼ Вспоминайте наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всœегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2 Игра ʼʼПомощь друзейʼʼ

Цели: - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; - стимуляция поисковой и творческой активности; - создание положительного эмоционального настроя. Материалы и оборудование: подсветка ʼʼвеселкиʼʼ; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра ʼʼЛегкие квадратыʼʼ.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ. - Ребята͵ представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите! - Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра ʼʼКомплиментыʼʼ.) - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбнемся им аналогично тому, как они улыбаются нам. 3. - Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке? - Твой герой злой или добрый? - А что нужно сделать, чтобы он стал добрее? - Посмотрите на водопад, который сбегает с гор.
Размещено на реф.рф
Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.) 4. - Переходим на зелœеную полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе. 5. - Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему. 6. Упражнение ʼʼМоре из шариковʼʼ (сухой бассейн): - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте всœе перевернемся на животик и поплывем. - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть. - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.) - Вот и закончилась наша игра. 7. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ: - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и скажем им: ʼʼДо свидания!ʼʼ

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате" 2017, 2018.

Я, педагог – психолог, работаю в МДОУ №312, компенсирующего вида. Дошкольное учреждение работает по программе В. И. Усакова “Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении”, которая предполагает всестороннее развитие психических способностей детей, а также развитие и коррекцию всех психологических процессов.

ДОУ №312 компенсирующего вида имеет ряд особенностей по сравнению с обычным детским садом:

  • Данное учреждение предназначено для детей от 2-х до 7-ми лет с туберкулезной инфекцией, ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза.
  • В детский сад дети временно поступают и выводятся на основе заключения медицинской комиссии, то есть дошкольники направляются в данный детский сад из других дошкольных учреждений, что не может не отразиться в большей или меньшей степени на эмоциональной сфере ребенка.

В дошкольном учреждении есть две речевые группы, плановая работа которых предусматривает проведение психолого – медико-педагогического консилиума два раза в год. На основе диагностики, было выявлено, что больше чем у половины детей в этих группах недостаточно развита моторика, как мелкая, так и общей, у некоторых детей затруднения с восприятием, памятью, мышлением и воображением.

Как мы знаем, для решения психологических проблем детей и взрослых в России появляется инновационное оборудование в помощь психологу.

В 2007 году из средств полученных за победу в конкурсе муниципальных дошкольных учреждений Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Дети” 2007-2009гг. было закуплено сенсорное оборудование. И кабинет психолога был преобразован в Сенсорную комнату.

В настоящее время в России сотни организаций различного направления используют в своей работе Сенсорные комнаты и комнаты психологической разгрузки со световым оборудованием.

Но, к сожалению, существует проблема - это отсутствие методического обеспечения по разработке и реализации занятий в Сенсорной комнате, вот и получается, что есть комната, есть новейшее оборудование, а как правильно организовать и приступить к работе не знаешь.

Начнем с определения, что же такое Сенсорная комната? Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы.

В нашем детском саду задачи Сенсорной комнаты такие:

  1. Коррекция психических процессов;
  2. Коррекция детей с повышенной агрессивностью;
  3. Психоэмоциональное развитие детей;
  4. Сенсорное и познавательное развитие.

Дошкольный возраст является сезитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний, поэтому очень важно при различных психологических нарушениях особое внимание уделять развитию восприятия.

Коррекционная и развивающая работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

Занятия в Сенсорной комнате длятся не более 30-40 минут, наполняемость подгрупп зависит от размеров помещения, если оно не большое, то количество детей не должно превышать 6-7 человек. Перед тем, как приводить детей в Сенсорную комнату, на мой взгляд, нужно сначала придумать как же ее можно обыграть.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то естественно и занятие будет проводиться в игровой форме.

Сразу хотелось бы сказать, поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

“Волшебное путешествие в кабинете психолога”

Цель: развитие восприятия, творческого мышления, мелкой и общей моторики.

Психолог:

Дети, смотрите, мы с вами попали в волшебную комнату. Ой, но только волшебство из этой комнаты куда-то исчезло. Смотрите, какая у нас коробочка! Может в ней мы найдем ответ, куда же делось волшебство и как его вернуть. Посмотрим?

(Нужно красиво оформить любую коробочку, которая у вас имеется)

Рисунок 1

Дети:

Психолог:

Вот и ответ, нашу комнату заколдовал злой волшебник, но у нас еще остался шанс ее расколдовать. Тут на листочке нам даны задания и написано, что если мы с ними справимся, то постепенно комната будет наполняться волшебством. Ребята поможем нашей комнате вернуть волшебство?

Дети:

Психолог:

Для того чтобы расколдовать вот эту волшебную трубку и плавающих в ней рыбок, тут написано, что мы должны с вами собрать всех рыбок разбросанных по комнате и разложить их на столе большие к большим, а маленькие к маленьким. Как только все будет закончено волшебная труба загорится, и рыбки в ней оживут.

Рисунок 2.

Дети:

Собрали, и пузырьковая колонна загорелась.

Рисунок 3.

Психолог:

Так, с этим заданием мы справились, молодцы! Давайте посмотрим какое задание у нас впереди. Вот смотрите здесь есть божья коровка, но на ней к сожалению отлетели все бабочки и цветочки, и расшнурованы ножки. Нам нужно быстренько привести ее в порядок и тогда перед нами засверкает чудесный водопад.

Рисунок 4.

Дети:

Собрали божью коровку и после засверкал водопад.

Рисунок 5.

Психолог:

А теперь нам осталось последнее задание. Посмотрите на стену, на ней есть дерево когда-то оно сверкало и было очень красивым. А чтобы нам вернуть его к жизни нужно потопать ножками, а сейчас похлопать в ладоши, а теперь громко покричать.

Дети: Топают, хлопают, кричат и дерево загорается.

Рисунок 6.

Психолог:

Молодцы, спасибо вам, что помогли расколдовать мне мою волшебную комнату. Смотрите сколько у нас здесь волшебства. А вам то самим нравится?

Дети:

Психолог:

А за то, что вы помогли мне расколдовать эту комнату, я буду как можно чаще приглашать вас к себе в гости. А теперь ребята пять минут можете все подробно рассмотреть и потрогать!

Рисунок 7.

Занятие должно заканчиваться позитивным настроением, каждый ребенок должен посмотреть и потрогать все стимуляторы.

Данный материал предназначен для педагогов-психологов в котором представлен опыт работы в сенсорной комнате с использованием упражнений на развитие межполушарного взаимодействия; развития мышления, стимуляции движения глаз, коррекции внимания, снижение психоэмоционального напряжения и другие психологические методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в тёмной сенсорной комнате

Тема занятия: «УЧУСЬ ДАРИТЬ РАДОСТЬ»

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления; стимуляция движения глаз; коррекция внимания; снижение психоэмоционального напряжения.

Расширение знаний подростков об эмоциях. Развитие эмпатии, умения адекватно выражать свои эмоции, формирование коммуникативных качеств.

1. Оргмомент. Цели: сплочение группы; эмоциональное и мышечное расслабление.

Процедура проведения. Звучит релаксационная музыка, на стене мерцает ковёр «Млечный путь», «Волшебный светильник», включён светильник «Вулкан» Воспитанники входят в комнату по сенсорной тропе и образуют круг. Педагог – психолог предлагает выполнить упражнения: «Приветствие друг друга», передача мяча по кругу со словами «Здравствуй, Серёженька и т. д...».«Круг любви» воспитанники стоя в кругу берутся за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, они мысленно посылают друг другу знака внимания, радости.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о дружбе. Сегодня мы с вами поговорим о том какие бывают эмоции, за одно вспомним какие эмоции чаще всего испытываем мы с вами, разберёмся какие эмоции нам нужны, а какие лучше испытывать как можно реже. В руках у меня альбом с разными эмоциями. Я буду вам показывать картинку с определённой эмоцией. А вы постараетесь угадать, что это за эмоция, попытаемся её изобразить и сказать кто её часто испытывает в нашей группе. Педагог – психолог

Для этого мы сейчас удобно расположимся в наших креслах и будем выполнять упражнения, которые помогут сохранить наше зрение

Часть 1

Глазодвигательные упражнения

Цели: преодоление состояния статического напряжения; тренировка способности глаза фокусировать изображение, совершенствование координации в горизонтальной плоскости; повышение устойчивости вестибулярных реакций, улучшение координации движений глаз и головы.

Процедура проведения. Воспитанники удобно располагаются в креслах «трансформерах».Используется один из приборов, создающих светоэффект. (Дождь). Инструкция:

  1. Сесть, расслабить тело, широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек. Повторить 5 – 6 раз.
  2. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 с. Повторить 3 – 4 раза.
  3. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут.
  4. Вытянуть руки с мячом вперёд вперёд. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5 – 8 раз.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки соответствующего

глаза и подержать 1 – 2 с. Повторите 3 – 5 раз.

  1. Отвести полусогнутую правую руку, с мячиком в сторону. Медленно передвигать шарик справа налево и следить за ней глазами, вернуть мячик в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Дыхательные упражнения:

Цели: активизация работы отделов мозга; ритмирование правого полушария. устранение мышечного напряжения; гармонизация деятельности дыхательной. нервной и сердечно – сосудистой систем.

Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах трансформерах. Психолог обращается к ним: «Представьте, что ваш живот превратился в воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А теперь представьте, что шарик лопнул. Сделайте выдох.

  1. Глубокий вдох (руки медленно поднимаются до уровня груди.) Задержать дыхание внимание сконцентрировать на середине ладоней.) Медленно выдохнуть (руки опустить вдоль тела.)
  2. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А – А – А (чередовать со звуками Ы- Ы – Ы; У- У – У; О – О – О.)

Кинезиологические упражнения:

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий. способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Процедура проведения.

  • «Кулак – ребро – ладонь» (по Озерецкому). Три положения кисти последовательно сменяют друг друга. Ладонь – сжатая в кулак, ладонь – ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем – двумя руками вместе. Повторяется 8 раз.
  • «Колечко». Следует поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Перекрёстные танцы». Упражнение выполняется стоя. Равномерно поднимая левую ногу, сгибая в колене, соприкасаться согнутой в локте правой рукой. И наоборот правая нога – левая рука. Повторяется 5 – 8 раз.
  • «Восьмёрка». Сидя в креслах рисование в воздухе «восьмёрки» Поочерёдно левой и правой рукой 5 раз. Затем обеими руками вместе.

Часть 2

Игры и упражнения с мячами

Самомассаж.

Цель: Преодоление состояния психоэмоционального напряжения. Процедура проведения. Общее освещение в комнате приглушено, Пузырьковая колонна, звучит спокойная музыка.Дети в течении 3 – 5 минут массируют руки ноги, плечи с помощью мячей ёжиков.

«Массаж по кругу».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; установление телесного контакта. Процедура проведения. Подростки встают друг за за другом в круг. Психолог предлагает выполнить произвольный массаж мячом – ёжиком своему соседу. Включить световые эффекты (Звёздная сеть, светильник вулкан)

«Мы вместе»

Цель: повышение позитивного настроя, сплочённости группы. Процедура проведения. Воспитанники образуют два круга (внешний и внутренний). В начале игры игры мяч находится во внешнем круге. Один из подростков бросает мяч другому, стоящему перед ним, со словами «Нас объединяет...» и перемещается на одного человека вправо. Другой подросток бросает мяч следующему и т. д. до возвращения в первую пару.

«Перекати мяч»

Цель: активизация тактильной рецепции. Процедура проведения. Воспитанники сидят в креслах «трансформерах», выполняя следующие движения.

  1. Перекатывание мячей - ёжиков в ладонях с нажимом.
  2. Перекатывание мячей – ёжиков стопами ног.

«Отдых на мячах»

Цель: преодоление состояния тревожности; развитие умения оказывать поддержку.

Процедура проведения. Группа делится пополам. Игроки поочереди садятся на мячи – гиганты. Дети второй поддгруппы встают позади них. поддерживая и покачивая отыхающих.

Упражнения сопровождаются релаксационной музыкой и светоэффектами.

«Купание в бассейне» Цель: снятие напряжения, мышечная релаксация.

Дети по двое погружаются в сухой бассейн и в течении минуты. выполняют удобные для них движения, имитируя купание

«Выполни движение»

Цель: развитие активного внимания. Процедура проведения. Когда в «Пузырьковой колонне» появляются пузырьки определённого цвета, дети выполняют различные действия с мячами. на зелёный цвет- опускают мячи на пол, на жёлтый - поднимают руки вверх, на синий -вытягивают руки перед собой, на красный -руки за голову, на белый подкидывают мяч вверх перед собой. При загорании других цветов выполняется действие совершаемое на предыдущий цвет.

«Хлопки»

Цель: развитие внимания; воспитания чувства единения.

Процедура проведения Подростки размещаются в креслах «трансформерах», спиной к центру. Включается «Звёздная сеть». Психолог в соответствии с ритмом мерцания сети задаёт определённый темп. хлопая в ладони. Дети повторяют его друг за другом по часовой стрелке.

«Запомни цвет»

Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания.

Процедура проведения. Психолог предлагает воспитанникам сидя в креслах наблюдать за изменением цвета воды в пузырьковой колонне, запоминая за определённый промежуток времени сколько раз поменяла цвет вода в коллоне, вспоминая какой цвет был первым, вторым, и т. д.

Часть 3

«Я отдыхаю»

Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения. Дети удобно расположены в креслах «трансформерах». Включено оборудование (настенный ковёр «Млечный путь» и «зеркальный шар»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё что нам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования... Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк. Давайте глубоко вдохнём: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить 3 раза. Свежий запах трав,аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги. обиды,наполняет тело силой,

свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк.

Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в это домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... Ваш чемодан опустел. Вы выходите из ома. Довольные и спокойные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею. всё тело. Тело будто растворяется в воздухе. становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром и любовью... Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими друзьями, родными, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас все любят.

Заключительная часть:

А теперь встанем все в круг и тот ученик которому достаётся мяч одной фразой расскажет о своих ощущениях после занятия, что нового вы открыли для себя сегодня, какое упражнение понравилось больше всего, что запомнилось больше всего, какие новые ощущения удалось испытать, где удалось побывать, может кто – то избавился от чего ненужного. Воспитанники отзываются о проведённом занятии.

И давайте в заключении нашего занятия подойдём к нашей птице счастья, и мысленно представив себе всё самое доброе, хорошее что нам удалось взять с сегодняшнего занятия сделаем глубокий вдох и на выдохе выпустим все наши пожелания, вращая птицу счастья, чтобы она взмахивая крыльями принесла всем здесь присутсвующим и остальным добро, счастье, здоровье все что вы мысленно пожелали. На этом наше занятие закончено. Мы возвращаемся из волшебного мира в настоящий и не забываем дарить всем частичку свой радости и доброты и остальные ответят тебе тем же.


Для эффективной работы с детьми, мы подготовили конспекты занятий в сенсорной комнате для специалиста. Важно понимать, что указанные примеры занятий можно видоизменять и корректировать с учетом специфики посетителей сенсорной комнаты, их потребностей, развития и самое главное, целей применения терапии. использование указанного оборудования допускает замену на аналогичное. Полный перечень предлагаемого к работе оборудования для сенсорной комнаты смотрите в нашем .

Все приведенные занятия имеют следующую структуру:

  1. ритуал начала занятия
  2. релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение
  3. ритуал окончания занятия

Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Цели:

  • развивать когнитивную сферу детей
  • активизировать произвольное внимание, умственные способности
  • развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику
  • формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо – моторную координацию
  • развивать органы чувств и вестибулярный аппарат
  • закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи
  • развивать коммуникативные навыки
  • формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов
  • формировать навыки саморегуляции

Материалы и оборудование:

  • напольные тактильные дорожки
  • сухой бассейн
  • балансировочная доска
  • мячики-веселки
  • аквалампа
  • фонтан с водой
  • запутанные спиральки
  • центр тактильный
  • центр спокойных игр
  • центр, развивающий активность
  • проектор световых эффектов
  • зеркальный шар
  • легкие квадраты
  • мягкое напольное покрытие
  • музыкальная система

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

– Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»

– А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)

– А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)

Часть 2

– Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)

– Что чувствуют ваши ножки?

– А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.

Часть 3

– Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)

– Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.

– Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).

(Через несколько минут дети меняются местами.)

Часть 4

– Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.

Часть 5

– Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?

Часть 6

– А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?

(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)

Часть 7

– Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)

– Что это?

– Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.

– А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)

Часть 8

Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?

– Какого цвета шарики?

(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)

– Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?

– Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)

Часть 9

– Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!

Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).

(Звучит расслабляющая музыка.)

– Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)

– Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.

Дышится легко и свободно.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

– Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Часть 10

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»

Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, – и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Цели:

  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления
  • развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов
  • развитие умения передавать ощущения в вербальной форме
  • стимуляция поисковой и творческой активности
  • создание положительного эмоционального настроя

Материалы и оборудование:

  • подсветка «Веселки»
  • растение – фонтан
  • центр спокойных игр
  • двойная спиралька
  • центр тактильный
  • сухой бассейн
  • игра «Легкие квадраты»

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие».

– Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!

Часть 2

– Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)

– Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.

Часть 3

– Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?

– Твой герой злой или добрый?

– А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?

– Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)

Часть 4

– Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками (двойная и одинарная спиралька). Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.

Часть 5

– Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.

Часть 6

Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):

– А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.

– А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.

– А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)

– Вот и закончилась наша игра.

Часть 7

Цели:

  • развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания
  • развитие конструкторских способностей
  • продолжение развития глазомера
  • развитие координации «глаза – рука»
  • закрепление знания цветов спектра
  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие воображения

Материалы и оборудование:

  • Игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»
  • аквалампа
  • мягкое напольное покрытие
  • напольные тактильные квадраты
  • подсветка «Веселки»

Ход занятия

Часть 1
Часть 2

– Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)

Часть 3

– Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».

Часть 4

– Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).

Часть 5

– Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например, красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.

Часть 6

– Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.

Часть 7

– Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Часть 8

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Цели:

  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
  • продолжение обучения умению определять свое настроение
  • обучение способам поднятия настроения
  • развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости
  • саморегуляция психического состояния

Материалы и оборудование:

  • зеркало
  • колпаки клоунов
  • мягкое напольное покрытие
  • аквалампа

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Часть 2

– Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.

– Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.

Часть 3

Бывает чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Хорошее настроение.

Часть 4

– А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.

Часть 5

– Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».

(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)

– Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.

– Спящий человек похож на выключенную машину.

– Тело устает за день, и ему нужен отдых.

– Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!

– Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.

– А теперь вы – упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?

– А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!

– Тянемся вверх, как жирафы.

– Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

– А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.

– А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.

– Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!

Часть 6

Ритуал окончания занятия.

Цели:

  • продолжение развития психических процессов:
    • произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости
    • умственных способностей
    • памяти
    • воображения
    • восприятия
  • формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической
  • развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи
  • развитие координации «глаз – рука»
  • продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения

Материалы и оборудование:

  • напольные тактильные квадраты
  • центр спокойных игр
  • балансировочная доска
  • аквалампа
  • игра «Легкие квадраты»
  • напольное мягкое покрытие

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Часть 2

– Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.

Часть 3

– Выходим с вами на полянку (центр спокойных игр).

– Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)

Часть 4

– А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.

Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.

Часть 5

– Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.

Часть 6

– А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним (упражнение «Танец шарика»).

Часть 7

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Г. Г. Колос “Сенсорная комната в дошкольном учреждении” – Практические рекомендации