Консультация использование интеграции нод по познавательному развитию. Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников. Ход непосредственно образовательной деятельности

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

Консультация для воспитателей на тему:

«Структура интегрированной непосредственно

образовательной деятельности. Методика подготовки,

проведения и анализ интегрированной НОД».

Подготовила Ушпик Е.А.

Наиболее эффективные методы и приемы, которые могут быть

использованы в ходе интегрированной НОД:

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (Характерным признаком эвристической деятельности является то, что дети с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний). Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения.

Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированной НОД

Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом мероприятии НОД.

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД.

Большая информационная емкость учебного материала, используемого в НОД.

Систематичность и доступность изложения материала.

Необходимость соблюдения временных рамок НОД.

Примерная структура НОД.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Преимущества интегрированной НОД:

способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

углубляют представление о понятии. закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Педагогическая и методическая технология интегрированной НОД может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей будет являться проявлением творческой активности педагога.

Методика подготовки интегрированного занятия

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

Выявить основной принцип построения системы интегрированной НОД (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал в соответствии с ним.

Продумать развивающие задачи.

Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей понятийной лексики).

Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.

Анализ интегрированной НОД

    Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

    Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

В создании нового раздела (программы);

Цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

Единичных интегративных занятий.

3. Тема интегрированной НОД, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

5. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированной НОД (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

6. Форма проведения интегрированной НОД, виды деятельности педагога и воспитанников (разумность сочетания).

7. Количество педагогов, участвующих на интегрированной НОД. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

8. Результаты деятельности детей в интегрированной НОД. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 г. Курганинска

Муниципального образования Курганинский район

Консультация на тему:

«Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»

Воспитатель: Сафарян С.А.

2013г.

«Правильно организованное обучение

«ведет» за собой развитие»

Л.С.Выгодский

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.

Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дош кольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.

· сохранение здоровья ребенка;

· развитие базовых качеств личности;

· построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

· Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;

В нашем детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.

Сущностью интегрированного подхода к ОД является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Важно заметить, что при планировании и проведении ИОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:

· сюрпризный, игровой моменты,

· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,

· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;

Форма проведения ИОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Например , тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.

В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.

В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.

Еще один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста проекта «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.

Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для старших дошкольников станет создание рукописных книг.

Пример образовательная область «Познание»

Цель : развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Старшая группа

  1. Развитие сенсорной культуры.

Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка»

2. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Ребенок открывает мир природы.

Интегрируется практически со всеми образовательными областями: «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».

Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

Обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря (расширяет социальные ориентации детей и представления о народной культуре);

Использование для слушания звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира);

Реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей: «Календарь природы», «Почемучка», «Мы кладоискатели», «Я – помощник», «Книга путешествий», «Наши сказки о животных». «Наши коллекции»

3.Развитие математических представлений.

Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным. Так, в ходе поиска способов преобразования геометрических фигур (из одних фигур получить другие) творческий подход к реализации идеи осваивается в деятельности по аппликации, бумагопластике, изонити, лепке. Детям могут быть предложены темы «Изготовление витражей», «Рисуем математику». В конструировании дети используют схемы и модели разной степени сложности, измерение,

сравнение с помощью чисел, анализ конструкции с точки зрения пропорций соотношения частей, симметрии, размещения в пространстве, соответствия стилю и эстетическим требованиям.

Интеграция математического и природоведческого развития эффективна в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.

В детских играх-проектах «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу», «Игры для малышей», «Считай, смекай, отгадывай» и т. п. создаются благоприятные условия для интеграции, становления и развития субъектной позиции ребенка.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.


Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…

Отличительные особенности непосредственно образовательной деятельности прежде всего в
* формах её организации,
* в изменении позиции педагога по отношению к детям,
* в обновлении структуры НОД .
Давайте по порядку…
Что нам предлагают ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (НОД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.
Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново: (8)
- игровая,
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- конструирование из разных материалов,
- изобразительная,
- двигательная,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий в Приложении 1 . Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога) : от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.На занятии основная модель организации образовательного процесса – учебная. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»). Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
Вот мы перешли к третьей отличительной особенности – структура . И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается непосредственно образовательная деятельность. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься. Перед тем как перейти к структуре НОД, мне хочется сделать акцент вот на чём.
Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок-личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД. Здесь структуру НОД я даю упрощённую, впоследствии мы её будем разбирать, дробить и конкретизировать каждую её часть (полный разбор в Приложении 2).
Вводная часть.
1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.
Основная часть.
2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…
Заключительная часть.
3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.Итак, разберём каждую из трёх частей…Вводная часть НОД, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…
Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать), а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Основная часть НОД.
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, целеполагание), взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Ответы детей не оценивать, принимать любые. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так», можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
Заключительная часть НОД.
Итоги и рефлексия.
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии»: не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей НОД ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить. Вот это и есть системно-деятельностная технология.
И ещё некоторые нюансы в организации НОД.
1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.
2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).
3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).
Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… от в этом и заключается преимущества НОД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных НОД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная НОД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-НОД, вы можете сделать вывод, что занятие-НОД это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований. Приложение 1. Формы образовательной деятельности (Примеры форм работы) Двигательная детская деятельность
- Подвижные игры с правилами
- Подвижные дидактические игры
- Игровые упражнения, игровые ситуации
- Соревнования, досуги
- Ритмика, аэробика, детский фитнес
- Спортивные игры и упражнения.
- Аттракционы
- Спортивные праздники
- Гимнастика (утренняя и пробуждения)
- Организация плавания
Игровая детская деятельность
- Сюжетные игры, игры с правилами
- Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
- Игры с речевым сопровождением
- Пальчиковые игры
- Театрализованные игры
Продуктивная детская деятельность
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
- Детский дизайн
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
- Чтение, обсуждение
- Заучивание, рассказывание
- Беседа
- Театрализованная деятельность
- Самостоятельная художественная речевая деятельность
- Викторина, КВН
- Вопросы и ответы
- Презентации книжки
- Выставки в книжном уголке
- Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
- Наблюдение, экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование, исследование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
- Конструирование
- Увлечения
Коммуникативная детская деятельность
- Беседа, ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
- Этюды и постановки
- Логоритмика
Трудовая детская деятельность
- Дежурство, поручения, задания
- Самообслуживание
- Совместные действияПриложение 2.
Полный разбор НОД.
НОД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.
Вводная часть
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
2. Мотивация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
Основная часть
4. Актуализация знаний
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
Заключительная часть
6. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились..., узнали...».
7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты ребенка дошкольного возраста. Внутреннее стремление к исследованию порождает любознательность и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому основной задачей для себя в работе с детьми, я считаю помогать развитию познавательной активности.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную. Для этого в своей работе я использую в комплексе элементы ранее известных и современных методик познавательно- исследовательской деятельности. Организую совместную познавательно-исследовательская деятельность со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах:

Прикладное творчество;

Рассматривание;

Исследовательская деятельность;

Наблюдения;

Конструирование;

Сюжетно-ролевая игра;

Викторины, конкурсы;

Экспериментирование.

Основными задачами при организации деятельности детей являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете или явлении на основе интеграции разных видов деятельности. Сущность интегрированного подхода - соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим по объему, но ёмким.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) позволяет мне использовать различные методы и приемы в работе с детьми:

Сравнительный анализ, сопоставление и поиск, эвристическую деятельность;

Проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных со взрослым «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

Разнообразные речевые игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную. Организую НОД в соответствии с выбранной темой, которую представляю в эмоционально – образной форме. В интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера. Предметная среда меняется в соответствии с темой. При выборе темы учитываю следующие факторы:

Реальные события, происходящие в окружающем;

Воображаемые события или описываемые в художественной литературе;

События специально смоделированные: вношу в группу предметы, вызывающие интерес;

События, происходящие в жизни группы.

В процессе организованной таким образом деятельности у детей формируются более глубокие и разносторонние знания, целостное представление об окружающем мире, обобщенные представления, знания и умения, осмысление и нахождение причинно–следственных связей, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, появляется возможность реализовать свои творческие способности. Форма НОД нестандартна, интересна детям, дает мне возможность поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, это говорит о достаточной эффективности деятельности.

Важным считаю позитивное отношение к ребенку, проявление искренней заинтересованности к его действиям, необходимо быть готовым к эмоциональной поддержке ребенка. Также постепенно повышаю эмоциональную насыщенность деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников. Стараюсь больше хвалить, поддерживать зрительный контакт, находиться рядом и при необходимости погладить плечо ребенка. Что дает ребенку возможность быть смелее, решительнее, привлекает его внимание. Интеграция в деятельность с детьми прикладного творчества: вырезание снежинок, изготовление игрушек из бумаги, сувениров из разнообразного материала, дает возможность развивать эстетическое восприятие и мыслительные операции такие как анализ, синтез, сравнение, уподобление, установления сходства и различия предметов и частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Развивается и мелкая моторика рук, глазомер, координация движений. Формируется умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно. Огромное значение имеют и положительные эмоции: дети радуются полученному результату.

Включенные в деятельность музыкальные произведения и художественное слово дает ребенку полноценно прочувствовать явления, происходящие в природе, вокруг, проявить фантазию, получить эстетическое наслаждение. Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на другой вид деятельности, ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.

НОД происходит в игровой форме: мы принимаем гостей, помогаем сказочным героям. Это воспитывает в ребенке чувство добра, взаимопомощи, гостеприимство. В игровой познавательной форме дети логически мыслят, находят закономерности, строят высказывания, рассуждают и узнают что-то новое. Включаемые мною в занятия элементы «ТРИЗ», способствуют снятию чувства скованности, дают возможность ребенку стать более инициативным, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, развивают нравственные качества: умение радоваться успеху товарищей, желание помочь другому, проявив себя с лучшей стороны. Также я использую технические средства: показ слайдов, презентаций, мультфильмов, небольших познавательных или обучающих фильмов, развивающие компьютерные игры. Что очень привлекает детей и еще больше повышает интерес.

Литература:

1. «От рождения до школы» Примерная основная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015.

2. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Мозаика – синтез 2008.

3. Скоролупова О. «О комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» /Текст/ О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание – 2010. №5.