Консультация «Надо ли учить дошкольника читать. Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать

Читающий до школы ребенок – это гордость не только для мамы и папы, но и для бабушки и дедушки. Даже если он больше практически ничего не знает и не умеет – это не особо важно. Главное, что он умеет читать. А так ли это важно для ребенка, которому до школы еще далеко? Когда следует начинать учить ребенка читать и нужно ли это вообще делать?

Конечно, если ребенок умеет читать, то это хорошо не только для мамы, но и для самого ребенка. Маме это хорошо тем, что ей не нужно будет тратить много времени на чтение книг для ребенка, можно просто подать ему книжку. Для ребенка это хорошо тем, что ему нет необходимости ждать, пока у мамы появится свободная минутка для того чтобы почитать ему книжку.

Ученые доказали, что у ребенка есть особый период, который называется периодом его «речевой одаренности». Он наступает, когда ребенку исполняется 5 лет. Именно в это время научить ребенка читать буде намного проще, чем во все остальные возрастные периоды.

Так все таки, учить ребенка читать или нет?

Плюсы того, что ребенок умеет читать, несомненны.

Но, при решении начинать учить ребенка читать, необходимо учесть еще один факт. Этот факт – желание учиться читать в настоящее время самого ребенка. Если ребенок сам желает научиться читать, то, конечно, необходимо ему в этом помочь. В настоящее время существует множество методик, которые помогают учить ребенка читать в игровой ненавязчивой форме, например , . Но прежде чем начинать учить ребенка читать, следует убедиться, что он знает все буквы из алфавита. Иначе ничего просто не получится.

Если ребенок не хочет учиться читать, то заставлять его не следует. Если ребенка заставлять учиться читать, то он просто потеряет весь интерес не только к чтению, но и к занятиям вообще. Поэтому учеба в школе будет для него трудным испытанием.

Можно ли привить ребенку любовь к чтению и к книгам? Конечно можно, если его окружают люди, которые любят читать. Если мама будет с желанием каждый день читать ребенку книжки, а затем они вместе будут рассуждать о ее содержании, то через какое-то время ребенок сам проявит желание научиться читать.

Таким образом, нет ничего плохого в том, что ребенок любит и умеет читать. Главное, чтобы чтение не стало для ребенка наказанием, иначе желание читать у ребенка может пропасть на всю жизнь.

Что даёт ребёнку раннее обучение чтению? Ребёнок 5 лет вступает в пору «речевой одарённости». В этом возрасте ему легче научиться читать, чем в 7-8 лет. Раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику малыша. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения. Через чтение наводится мост между разговорным и книжным языком, поэтому ребёнок, научившийся рано читать, владеет более развитой речью, чем его нечитающий сверстник. Существует предположение, что так называемая врождённая грамотность – это не что иное, как результат накопления посредством чтения в человеческой памяти графических образов слов. Опасения по поводу того, что научившимся читать детям будет нечего делать в 1 классе, уходят уже в 1 месяц школьной жизни, когда происходит адаптация к новым взаимоотношениям и требованиям, усваивается поток разнообразной учебной информации. Учитель, работая с читающими и нечитающими детьми, осуществляет дифференцированный подход. Как вы поняли, чтение – это прекрасный способ развить своего малыша.

Но нельзя начинать обучение чтению без желания ребёнка. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. А как пробудить это желание? Для этого требуется читающая среда, книжное окружение. Эта среда должна быть создана прежде всего в семье ребёнка, чтобы с первых детских лет чтение воспринималось детьми, как необходимый элемент содержания их жизни. Книга должна быть востребована родителями. Если вы постоянно читаете ребёнку книги, обсуждаете прочитанное, то у него обязательно возникнет желание научиться читать, начнёт развиваться мотивация чтения, рост положительного отношения к чтению книг, перерастающее в потребность. Обучая ребёнка чтению в семье в непринужденной, часто в игровой обстановке, вы можете осуществить индивидуальный подход, учитывают особенности его характера, стимулируя интерес малыша к овладению чтением. Но бывает, что родители часто учат читать своего ребёнка неправильно. Ребёнок читает по-буквенно, смешивает звуки и буквы. Учителю приходится переучивать, а это намного сложнее, чем просто учить читать. Поэтому, если вы чувствуете, что не сможете правильно научить читать, нужно обратиться за помощью к специалистам, но здесь уже будет использоваться групповая форма работы.

Может случится так, что все ваши усилия направленные на то, чтобы развить потребность и желание ребёнка читать не увенчались успехом. Неужели тогда ребёнок будет неуспешным в школе? Конечно это не так. Как показывает практика, многие нечитающие дети очень быстро догоняют и даже перегоняют по скорости чтения своих читающих одноклассников.

Из всего сказанного можно сделать вывод:

  1. Ребенка можно научить читать до школы, если вы владеете методикой обучения чтению.
  2. Если его обучает специалист, при этом учитывается желание ребёнка, а не метод принуждения.
  3. Школа не требует умения читать, так как главное, чтобы ребёнок был психологически готов к школе, т.е. были развиты внимание, мышление, память, речь и все те умения и навыки, о которых говорила психолог школы, а что вы будете использовать- чтение либо развивающие упражнения это зависит от вас и ребёнка.

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

Я не собиралась рано учить дочку читать. А в пять лет она сама научилась. Конечно, не совсем сама, минут 15 на объяснения я потратила. Но если бы от меня потребовались более значительные усилия, особо усердствовать я бы не стала. Я считала, что для обучения чтению и письму существует школа.

Но вот в конце первого класса нашему знакомому мальчику потребовался репетитор по математике. Педагог в первый же день объяснил обескураженным родителям, что все их проблемы с математикой ― от чтения. Ребенок читает не бегло, он тратит слишком много усилий на сам процесс чтения, и у него не остается энергии на то, чтобы осмыслить суть задания. Или неправильно решает задачу, потому что неправильно прочитал условие. Вот как бывает, оказывается! До этого случая я не задумывалась: каким образом дети, не умеющие читать, должны выполнять домашнее задание? А каким образом дети, не умеющие писать, должны его записывать? Современные программы просто не рассчитаны на таких ребят! Со второго полугодия первоклашки должны самостоятельно заполнять дневники, им за это отметки ставят. Я представила, что мне пришлось бы самой читать дочке все тексты по литературному чтению, по окружающему миру. Ужаснулась ― и сразу стала убежденным сторонником обучения чтению в дошкольном возрасте! Младшую буду учить уже целенаправленно! Одна мама в своем блоге про воспитание и развитие вообще пишет, что будет учить сына читать в 2,5 года!

Есть мнение, что подготовленному ребенку в школе будет скучно. Не будет! Прошли те времена, когда в школе учили «по слогам читать слова». Во многих школах в первом классе начинают изучать английский язык, во втором ― римские цифры, сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, в третьем начнется геометрия. Сейчас быстрее интерес к учебе потеряет тот, кому ТЯЖЕЛО учиться, у кого ничего не получается. Кстати, наш знакомый мальчик после занятий с репетитором и первых «пятерок» сказал маме: «Давай попросим домой самостоятельную работу! Я хочу еще больше пятерок получить!»

Некоторые мамы говорят: «Я не буду мучить своего ребенка, у ребенка должно быть детство!» Я тоже против мучения, однако весь фокус в том, что маленьким детям нравится учиться. Сама природа запрограммировала их таким образом, чтобы они как можно быстрее усваивали знания, необходимые для жизни. Так какие родители на самом деле «мучают» ребенка ― те, которые учат читать до школы, или те, которые обрекают его на двойную или даже тройную нагрузку в первом классе?

Ребенку скоро семь лет. Ещё немного и он пойдет школу, но при этом знает всего несколько букв… Мама отмалчивается, выслушивая рассказы подружек о их умных детишках, которые в 2 года знали буквы, а в 3 читали. Она своего не научила. О пользе или вреде от внедрения раннего развития, а также о том, важно ли умение читать и писать, когда ребенок собирается идти в первый класс, мы сегодня поговорим.

Раннее развитие: добро или зло?

В последнее время весьма популярным стало раннее развитие детей. И чем раньше они это начнут делать, тем лучше. Родители водят свое чадо на специальные подготовительные курсы, настойчиво изучают буквы, цифры, даже пытаются обучать читать, хотя ребенок даже говорить хорошо не умеет, не выговаривает целый ряд звуков.

Допустим, в 3 года он научится читать, писать, но кому это надо? Ребенку, который понятия не имеет, зачем ему сейчас все это, или его родителям. Скорее всего последним, которые при «А мой в 2 года умеет то и то…», – с гордостью похвастаются своим, не менее умным. И что же получается, за счет ранних достижений детей наши родители поднимают себе самооценку? И что же ребенку с этих его достижений?

На наш вопрос о раннем развитии отвечает Татьяна Жигулова, учитель начальных классов Центра образования №109.

Методики, смотря на что они применяются, могут приносить как хорошие результаты, так и навредить детям. Так и методики раннего развития могут быть направлены на расширение кругозора, привитие любви к чтению.

Все можно построить в виде игры. Любое учение тогда станет гораздо легче. А если будете натаскивать ребенка информацией, особенно когда воспринимать он ее не хочет, вы только отобьете у него желание к обучению.

Стоит ли обучать дошкольника чтению и письму: мнение педагога

На наш вопрос отвечает учитель младших классов с 17-летним стажем, Е.П. Чехлова.

Важно! Обучение дошкольника чтению и письму не весьма важно. Более значительно будет, если родители начнут обучать ребенка рассуждать, грамотно формулировать свои мысли, делать логические выводы.

Ребенка можно учить считать и писать. Пускай он вместе с мамой на кухне считает количество огурцов, луковиц при готовке салата, конфеты, игрушки, шаги по пути к детскому саду. Также ребенка следует научить правильно держать карандаш, рисовать, заштриховывать, обводить рисунки по точкам.

Очень важно развитие моторики пальцев. А эти навыки весьма важны, поскольку достаточно часто в школу приходят дети, не способны удержать ручку. Так вот мышцы кисти у ребенка должны быть натренированы, помочь помогут ему в этом лепка из пластилина, нанизывание бусин на нитку, собирание конструкторов.

А читающие дети?.. Хорошо было бы, если бы читать умели все в классе. Но в первом классе обычно сидят дети, среди которых половина читает, вторую половину мы обучаем буквам. И вот для читающих создается ловушка: на уроках им становится скучно, и учителя они слушать перестают.

Кроме того, в школе обучают не только чтению. На уроках дети изучают звуки, произношение, звукобуквенный анализ, делят слова на слоги.

И самое неприятное, когда дети обучаются родственниками, которые понятия не имеют о тонкостях этого процесса. Дети читают по буквам, не соблюдают пауз, интонаций. Вот и приходится не просто учить, а переучивать. А это дополнительная нагрузка как на ребенка, так и на учителя. В итоге нередко к концу второго семестра дети, совсем не умеющие читать в начале учебного года, обгоняют в чтении тех, кто читал до прихода в первый класс.

Поэтому мое мнение такое: учить читать до школы надо только тех детей, которые сами проявляют такой интерес. Но если у ребенка нет стремления, принуждать не стоит. А в случае, когда такое обучение заканчивается для вашего чада слезами, знайте, вы отбиваете желание обучаться у ребенка, который еще не знает, что такое школа.

Ранее развитие с точки зрения нейропсихолога, Анны Владимировны

Анна Владимировна, как вы относитесь к тому, что дети начинают писать и читать в 2-3 года?

Весьма отрицательно. Для сравнения можно привести аналогию, когда люди начинают жить половой жизнью в 10 лет. От этого ребенок получит только травму, так как ни психологически, ни физиологически он еще не готов.

Энергетический потенциал мозга ограничен, в 2-3 года у ребенка должны развиваться эмоциональная и сенсомоторная сферы. Но если энергия мозга будет потрачена не в то русло, пострадает телесное развитие. До какой степени, сказать тяжело. Бывают случаи, когда детей после таких учений приходилось лечить.

Важно! Наши дети идут в школу полностью дезадаптивными, абсолютно не имеют малейших бытовых знаний, при этом родители их просто натаскивают ненужными еще знаниями. Развитие ребенка начинается с наглядно-образного, переходит к абстрактно-логическому. Уча ребенка читать в три года, мы переворачиваем законы природы. Последствия наших действий будут видны в дальнейшем.

А были среди Ваших пациентов дети, пострадавшие от такого раннего развития?

Были. Однажды при поступлении девочки в школу мама говорила о плаксивости, гиперреактивности, непонятных страхах девочки, чего раньше не было. На самом деле оно просто не проявлялось в такой степени. На девочку повлияли большие нагрузки, также новизна ситуации.

С какого возраста ребенок готов учиться

О развитии ребенка расскажет психолог Благотворительной организации «Иная», Ольга Мельницкая.

Процесс обучения и познания у ребенка начинается с самого рождения, продолжается беспрерывно. До трех лет дети учатся ходить, пользоваться горшком, разговаривать. Они постоянно впитывают все новое, пытаются определить свое место в семье и в окружающем мире.

Уже в возрасте шести месяцев по методике Зайцевой и Домана детям надо показывать буквы. Возможно, цветные картинки дите будет рассматривать, только малыш в этом возрасте точно не догадается об их пользе. И если даже вследствие постоянных повторений малыш выучит буквы, то и быстро забудет, если перестать уделять этому внимание. Он просто найдет себе более интересное занятие.

Но к шести-семи годам ребенок начнет понимать, как на практике можно использовать счет, насколько важно научиться читать. Именно теперь ему проще будет усвоить подобные знания.

Когда начинать готовить ребенка к школе

Готовить малыша к школе, как утверждает далее нейропсихолог, можно начинать с 2-3 лет. Подготовкой будет то, что ребенок приучается к режиму. Он должен знать, что завтракает он тогда, обедает тогда. Ребенка можно приучить, что в одной одежде он может гулять, в другой – ходить в гости.

Некоторые родители считают, что обучаться и познавать ребенок начинает только тогда, когда сел за стол, стал читать или писать. На самом деле познавательный процесс не заканчивается никогда. В этом ему надо только помогать.

Например, идя дорогой, внимание ребенка можно обратить на цветок. Рассказывая, какой он, ребенок развивает еще и речь. Или попросить сравнить два цветка: ромашку и фиалку, попросить выяснить, что у них общего.

Конечно, обучать ребенка или не обучать – это дело родителей. Некоторые пытаются дать ребенку знания до школы, чтобы таким образом облегчить жизнь первоклассника, так как программа в школах очень тяжелая. И все же, имея собственное мнение, стоит прислушиваться к словам медиков, педагогов. Ведь обучение ребенка читать в три года возможно, но какую цену придется в дальнейшем ему заплатить за эксперименты взрослых, никто не знает.