Краеведение социально значимое направление в патриотическом воспитании. Материалы для аттестации «Краеведение как одно из направлений патриотического воспитания. «Краеведение - основа воспитания патриотизма»

«Краеведение - основа воспитания патриотизма» (из опыта работы)

Куликова Елена Николаевна

Заместитель директора по воспитательной работе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Отрадненская средняя общеобразовательная школа»

с. Отрадное Чамзинский район Республика Мордовия

В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.

Меня как заместителя директора по ВР волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать - а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события.

Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.

При организации краеведческой работы с детьми в нашей школе используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.

Учебное. Это организация и проведение уроков по краеведению. Проведение уроков осуществляется в 5-9 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, причем продумана она таким образом, чтобы, завершая курс краеведения, ребята имели представление о родном крае.

Внеурочное. Это занятия в краеведческой группе. Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи нашего народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы.

Внешкольное . Это организация поисковой краеведческой работы в сельском Доме культуры, при библиотеке. Здесь ребята не только систематизируют и оформляют материал, здесь они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда, концерты для тружеников села.

В школе оформлен музей. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях здесь проживающих. Перед учителями стоят следующие задачи:

1.Познакомить учащихся с историей возникновения села. Рассказать ребятам о жизнедеятельности жителей села на конкретных примерах. Дать учащимся школы возможность познакомиться с предприятиями расположенными в нашем селе.

2.Продолжать создавать историю Отрадненской СОШ. Старшеклассники занимаются краеведением в музее, проводят поисковую работу, пишут рефераты, выступают с ними на уроках и внеклассных мероприятиях.

В музее есть три раздела:

«История села и школы»

«Экспозиция, посвященная Л.К. Татьяничевой»

«Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне»

Первоклассники, только поступающие в школу, в первый свой День Знаний приходят в музей, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят сюда, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе. Учителя школы считают, что краеведение помогает им сделать свои уроки более конкретными, более интересными и близкими детям, помогают воспитывать людей любящих свое Отечество, патриотов.

Для учащихся 5-9 классов организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Знамя», краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Труженики тыла», «Народные промыслы с. Отрадное», «Культурное наследие глубинки». Эти работы были направлены на районный конкурс исследовательских работ по краеведению. История как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Коллективизация», дополняются краеведческим материалом. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны.

Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы на классных часах. Одна из тем - “Любить Родину – значит быть ей полезным”. Учащиеся узнают про трудовые достижения народа. В процессе беседы обсуждалось: “В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?” Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город или село все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.


Роль исторического краеведения в воспитании патриотизма у школьников

«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре,

к родному селу или городу,

к родной речи –

задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?»

Д.С.Лихачев.

Меняются времена, эпохи, люди…

Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение -всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни. Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

    фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

    газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

    правосудие, способное наказать только слабых мира сего.

    безработица, пьянство, наркомания.

    бездомные и нищие.

    никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.

    компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

    Беречь природу и окружающую среду в целом;

    Сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых

    поколений;

    Беречь памятники истории и культуры;

    Относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

    «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

    Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

    Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

    Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история - это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

    Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения.

    Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

    Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

2. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

3. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

4. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

5. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

Воспитание патриотизма через краеведение в школе - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное требование - комплексность в краеведческой работе, которая помогает воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него - к Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

    изучение местного материала на уроках;

    изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;

    изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

    проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;

    обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);

    использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведение в школе направлено на изучение истории края, района, города. Помогает учащимся комплексно и глубоко изучать прошлое и настоящее. Знакомить с боевыми и трудовыми подвигами своего народа. Учит бережно относиться к истории своего отечества, изучать культурное и историческое наследие, чтить память героев – земляков. Воспитывает в детях чувство добра, справедливости…

Главным результатом работы эколого-краеведческо-туристического общества является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и любящей свой родной край.

Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все - «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников

Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Основным направлением воспитательной работы в нашей школе является краеведение. Разработана Программа экспериментальной площадки по историко-краеведческой работе на 2010-2015 г.г. В одном из ее разделов говорится, что историческое прошлое села, богатая природа, позволяют формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, любовь к родному краю, родному селу. Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному уголку, родной стороне. При планировании краеведческой работы в школе план мероприятий, проводимых в Коми-округе с целью реализации данной программы, положения о смотрах и конкурсах Кудымкарского муниципального района, предстоящие памятные события из истории и жизни родного коми - края. Краеведческая работа реализуется: через школьный музей как центр патриотического воспитания, учебные предметы через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в Интернет- проектах, конкурсах. Большое внимание краеведению уделяется и на внеклассных мероприятиях. Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьному музею Музей - это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный музей - историческое прошлое нашего села. Основан он в 1964 году под руководством учителя истории Агафонова Михаила Николаевича. В нём собран богатый материал по дореволюционной истории села, чугуно-литейному заводу, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы гражданской войны, материа об участниках Великой Отечественной войны. Сейчас музей расширяется: пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами. Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ. Посетители музея: жители села, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе музея

В школьном музее работает актив из числа школьников в составе 9 человек. Они планируют деятельность музея, составляют план-график работы на год. Так в течение года была проведена следующая работа:

Ежегодно 9 Мая мы отмечаем одну из самых важных дат в нашем праздничном календаре - День Победы над фашистской Германией.

В Кувинской школе проведена большая работа по увековечению памяти земляков. Ученики школы принимали участие в Республиканской поисковой экспедиции школьников и молодежи "Книга Памяти и Славы". Составляется " Книга Памяти и Славы села кувы. При составлении Книг активное участие принимали не только ученики школы, но и их родители, родственники. Для сбора материала по составлению Книг Памяти и Славы прошел общешкольный конкурс " Моя родословная". Оформлен стенд "Мой дед –участник войны". Каждый ученик рассказал о вкладе своего деда и прадеда в Победу. В рамках Международного проекта "Они защищали Родину" дети готовили видеозаписи ветеранов "Живые голоса истории". Интересно и трогательно ребята написали сочинения о войне, на районные конкурсы "О чём рассказала награда", "Живая память". Многие из них вошли в республиканский сборник "Книга Памяти и Славы". Дети принимали активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах исследовательских работ по краеведению на патриотические темы. Особое значение в воспитании патриотизма играют внеклассные мероприятия.Проводятся Уроки Мужества, экскурсии в школьный музей, концерты, посвященные ветеранам войны и труженикам тыла, районные соревнования по лыжам, организована шефская помощь, уход за памятником воинам-кувинцам, который построен в 2010 году, возложение венков и парады школьников.

История человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов, стран и континентов.Чакилевой Кристиной, ученицей 10 класса, на Всероссийский конкурс творческих работ "Моя малая Родина" была представлена работа "Репркссии на територии Кудымкарского района". Работа награждена дипломом. Ученики нашей школы уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем. Патриотизм - веками закрепленное чувство любви к своему народу, к своей культуре, языку, родным местам, к округу. Большой интерес вызывает у детей искусство и культура коми-пермяцкого народа. Ученики школы участвуют в мероприятиях школьного, поселенческого, районного уровня, связанных с народным творчеством Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в районной научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению "Историко-культурное и природное наследие родного края. Становятся победителями и призерами.

Наше село богато историческими событиями памятными местами(Наше село в старину называли «Уральская Швейцария»), здесь жили и живут замечательные люди. О них рассказали в своих работах Плотникова Надя «Семь достопримечательностей села Кува», Абрамова Галя «Семья Вологдиных», «Сады и парки кувы «_Штурмина Арина и другие работы. Много работ посвящены кувинскому заводу. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу и Афганская и чеченские войны В далекой стране советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. Среди них есть и выпускники нашей школы, один из которых Боталов Игорь, погиб при нападении боевиков. В честь него в школе повешена мемориальная доска. Климов Владимир награжден правительственными наградами.И наша святая обязанность - хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества.

Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям- современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, будут воспитывать в них патриотизм. Особую роль в этом плане играют экскурсии в город Кудымкар на аллею героев Коми-пермяков.

15 февраля 2011 г. - в День вывода советских войск из Афганистана в нашей школе проведен Урок Мужества - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне.

Большую роль в воспитании патриотизма играют мероприятия, открытые уроки, посвященные творчеству местных поэтов,членов Союза писателей Истоминых Аркадия, Федора и Анны. С ними организуются встречи, как с выпускниками нашей школы. на которых они охотно рассказывают о своем творчестве.

Итак, краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

В заключение хотелось сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе как основе патриотического воспитания.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

К родному селу или городу,

К родной речи –

Задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?»

Д.С.Лихачев.

Меняются времена, эпохи, люди…

Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение -всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

  • фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
  • газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
  • правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
  • безработица, пьянство, наркомания.
  • бездомные и нищие.
  • никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
  • компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

  • - беречь природу и окружающую среду в целом;
  • - сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых
  • поколений;
  • - беречь памятники истории и культуры;
  • - относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
  • «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
  • Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.
  • Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
  • Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история - это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
  • Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание - эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.
  • Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

  1. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

2. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

3. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

4. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

5. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

Воспитание патриотизма через краеведение в школе - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное требование - комплексность в краеведческой работе, которая помогает воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него - к Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

  • изучение местного материала на уроках;
  • изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;
  • изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
  • проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
  • обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);
  • использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведение в школе направлена на изучение истории края, района, города. Помогает учащимся комплексно и глубоко изучать прошлое и настоящее. Знакомить с боевыми и трудовыми подвигами своего народа. Учит бережно относиться к истории своего отечества, изучать культурное и историческое наследие, чтить память героев – земляков. Воспитывает в детях чувство добра, справедливости…

Главным результатом работы эколого-краеведческо-туристического общества является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и любящей свой родной край.

Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все - «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».


В массовом патриотическом сознании российских детей идет процесс переоценки ценностей, крушение старых идеалов и политических ориентаций, осмысление реалий современной действительности. Патриотическое сознание детей находится сегодня на перепутье.

Однако состояние размытости и противоречивости такой нравственной ценности, как патриотизм, не может оставаться длительное время. Отсутствие должной заботы о воспитании детей привели к большим деформациям самой природы патриотизма и национальных отношений. Все это способствует росту настроений нигилизма, космополитизма, антипатриотизма, национализма, все большему появлению молодых людей, не знающих своих «корней», равнодушных к национальной культуре, святыням своего народа, историческим достижениям, памятникам, традициям, неспособных понять людей других наций и народностей.

В структуре патриотического сознания произошли изменения и в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества

Анализ поведения детей показывает, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом.

Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом.

Личность рождается в детстве, и важно, чтобы ребенок с детства усвоили суть нравственных и человеческих ценностей.

В настоящее время огромное значение приобретает проблема «краеведческого развития личности» . Это связано с тем, что современная жизненная ситуация, в конечном счете, привела к появлению так называемой «неукоренённой личности». Такая личность довольно распространена в стране и ее черты проявляются на уровне семьи (не знаем своих предков, своей родословной), малой Родины, которую плохо знаем или вообще потеряли связи - родились в одном месте, а живем в другом.

«Отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордится его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации» .

Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило с тем местом, где находится дом, школа, родители, друзья, то есть конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства.

Стало быть, прежде всего, нужно формировать у детей знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Из этих детских разрозненных впечатлений, из этих первых глубоких эмоций вырастает постепенно чувство любви к своей родной стране, к своей Отчизне . Краеведение- источник патриотических идей воспитания.

Краеведение - область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны выделяемой по одному способу районирования (административно-территориальное физико-географическое, экономико-географическое, сельскохозяйственное, климатическое, почвенное, растительное, геологическое, топографическое, историко-культурное, историческое и пр.), отдельными лицами независимо от места проживания, социально-демографического и иных признаков, а также добровольными объединениями, исследовательскими, народнохозяйственными, учебно-воспитательными, государственными, кооперативными, частными, совместными предприятиями, учреждениями и организациями с научными, производственными, образовательными, познавательными и иными целям .

Слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в ХХ веке, хотя и восходит к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность. В Толковом словаре В. И. Даля (вторая половина 19 века) такого слова еще нет. Нет его и в Энциклопедическом словаре, издававшемся на рубеже 19 и 20 столетий Брокгаузом и Эфроном. В Академическом словаре русского языка (1916 г.) уже находим слово «краеведение» и объяснение его: «совокупность …знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны, преимущественно силами местного населения». Близкое толкование встречаем в словарях русского языка и в энциклопедических справочниках последующего времени. Важно отметить, что изначальный смысл слова подразумевает не просто знание о чет-то, но и путь познания, поиска и распространения этих знаний. «Ведение», по тому же словарю Даля, - это «знание, познание, разумение, сведение, понимание» и «состояние ведающего».

Научные понятия об истории края и об источниках такого познания начали формироваться два- три столетия назад. Но корни этих представлений уходят вглубь веков, когда зародились передаваемые от поколения к поколению предания - устные сказания, исторические песни. На них опирались первые летописцы, записавшие различные события погодно - по «летам». И уже рано возникает местное летописание - летописи отдельных земель, городов, монастырей, сказания о знаменательных событиях в истории края, жития местных святых. Духом летописания проникнуты и сводного характера сочинения 18 века по истории отдельных краев и городов.

К середине 18 века заметна уже научная основа краеведческих изысканий. В обретении и распространении краеведческих знаний велика роль В. Н. Татищева - зодчего многих наук в России и Академии наук; составляли историко-географические лексиконы, рассылали академические анкеты с разнообразными вопросами о прошлом и настоящем отдельных местностей, организовывали академические научные экспедиции по изучению разных регионов страны, и историки во время таких экспедиций выявляли и копировали старые исторические документы. Во второй половине 18 века стало возможным появление опирающихся уже на достаточно широкую источниковую базу трудов местных жителей, преимущественно разночинцев, по истории их края. Труды такого содержания получают научное признание. .

К концу 18-начало 19 века краеведение в той или иной форме занимало немалое место в общественной жизни больших и малых городов. Период 1917 /1918 - 1927 /1929 г.г. можно назвать «золотым десятилетием» развития краеведения - его признали тогда «массовым научно-культурным движением». М. Горький писал в октябре 1927 года: «Краеведение - дело, значение которого не может быть преувеличено» . Краеведческая работа «стала» работаю государственного, исторического значения». Число краеведческих учреждений увеличилось более чем в 10 раз, многие из них выпускали свои издания. Подвижники культурного строительства сумели сделать в условиях голода, гражданской войны, разрухи необычайно много и привлечь к этому молодежь, широкую общественность.

Отличительная черта краеведения конца 1910-х-1920-х годов - тесная взаимосвязь с «большой наукой» - с академическими учреждениями и университетами. Это способствовало внесению невиданного ни ранее, ни позднее научного начала - исследовательского и собственно методического - в краеведческую работу и использованию выводов и наблюдений краеведов в трудах широкой научной тематики и высокого исследовательского потенциала.

Рассчитывая на это, секретарь Академии наук академик С.Ф. Ольденбург писал в первом номере журнала «Краеведение» (1923 г.): «В оборот науки и жизненной практики будет введен такой громадный материал, что даже трудно себе представить сейчас те плодотворные обобщения, которые мы вправе ожидать». А Н. К. Крупская, столь много сделавшая для развития народного образования, обращая особое внимание на разработку программы школьного обучения, опирающегося на конкретный материал, говорила на третьем краеведческой конференции в 1927 году « А где же черпать этот материал, как не в краеведении? Вот на каждом шагу ощущаешь необходимость того, чтобы всю нашу работу пропитало всестороннее знакомство с краем». Конец 20-х годов оказался трагичным для краеведческого движения на местах. Развитие краеведения завершилось волной репрессий. С 1930 года в краеведческих журналах не было не одной фамилии ведущих краеведов прошлых лет. В стране появляются первые пятилетние планы, разворачивается масштабное строительство. В этих условиях возрастает потребность в систематическом обеспечении краеведческой книгой.

В конце 19 века возникает много различных добровольных организаций, в чьей деятельности краеведение занимает значительное место. Комплексное изучение отдельных территорий в границах губерний и уездов развернули земства и церковь, внесшая вклад, а создание краеведческих материалов. В учебных заведениях появился новый предмет «Родиноведение» или «Отечествоведение».

Краеведческую деятельность сегодня осуществляют многие учреждения и организации: органы власти и управления регионов, музеи, архивы, школы, вузы, творческие и общественные объединения, туристические станции. Особая роль отводится библиотекам, в том числе детским. Они являются теми учреждениями, которые помогают пользователям лучше узнать свой край, с детства сформировать и развить у каждого человека чувство гражданственности и долга перед «малой родиной», возродить её духовный потенциал.

Начало перестройки повлекло за собой изменения в области краеведения, которое вышло на новый уровень развития. Переход страны на рыночные отношения дал новые возможности библиотечному краеведению, на службу которому пришли новые информационные технологии.

Краеведческая работа на современном этапе - одно из ведущих направлений в деятельности библиотек. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, а также - ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем. О «малой родине» заговорили многие представители научных кругов: экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений.

С апреля 1990 года существует Союз краеведов России. Основными направлениями его деятельности стала долговременная комплексная программа, направленная на поддержку и развитие краеведческой работы в России, а также ряд целевых программ: «Теория и история краеведения»; «Природное наследие»; «Общественные музеи»; «Школьное краеведение»; «Культурные гнёзда России»; «Земляки»; «Летописание»; «Исчезнувшие памятники России» и др. Специалисты отмечают, что регулярно проводимые Союзом съезды и конференции способствуют налаживанию краеведческой работы на местах.

В настоящее время краеведение - это и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности - от деревни, небольшого города, даже улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона .

Это и метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного, метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи.

Краеведение - это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны, не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей .

Под краеведением понимают изучение края в совокупности явлений - общественно-политических и в области культуры, экономических и природных, хотя и выделяют специально историческое краеведение, даже литературное краеведение. Краеведение - не только познание края; и история краеведения - не только изучение путей этого познания в прошлом. Это и способ освоения и сохранения исторического опыта.

Краеведение проникает во все отрасли знания и сферы человеческой деятельности. Содержание краеведения определяется целями и задачами, которые решает общество на определенном этапе развития. Н. Н. Щерба дает следующее определение понятия: «Краеведение это область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны, выделенной по одному из способов районирования, отдельными лицами не зависимо от места проживания, социально-демографического или иных признаков, а также добровольными объединениями, исследователями, народно-хозяйственными коллективами с научно-производственными, образовательными, познавательными и иными целями .

В связи с этим структурное и содержательное наполнение всех звеньев патриотического воспитания и образования на местах приобретает более или менее ярко выраженную краеведческую «окраску».

Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, геологию, экологию, историю, язык, художественную литературу и фольклор, искусство и т.д.). Край является объектом самостоятельных краеведческих дисциплин типа «История… края», «Литературное краеведение» и т.п.

Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением - это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Точнее, речь здесь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему образу жизни.

Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Появилась необходимость говорить о детском чтении, которое в данном случае рассматривается как главный компонент в воспитании патриотизма. Решить эту задачу без книг невозможно. Очень важно помочь человеку с помощью книги воспринимать не только информацию, но в первую очередь духовные ценности, заложенные в ней. Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести, патриотизму, справедливости .

«…Необходимо всегда помнить о книгах, которые создают истинного Человека, человека духовного, необходимо учить видеть истинно ценное, обращать свой взор на то, что направляет ум к лучшему, облагораживает души. Полезно и спасительно вновь и вновь обращать детей к литературе, сосредотачивающей высшие духовные и интеллектуальные ценности, созидающие Человека. Но для этого мы должны воспитывать в них и в себе способности созидающего чтения»

Не случайно, краеведение становится приоритетным направлением . Оно понимается сегодня, как попытка воссоздания культуры личности, переломленной через менталитет данной местности.

В этом разноплановом, разнообразном, но всегда эмоциональном процессе познания Родины неотъемлемой частью должна стать краеведческая литература. Место, где родился и живет человек, его история и современность предстанут на книжных страницах в художественных образах, и это поможет детям осмыслить понятие «Родина». И что особенно важно сейчас - краеведение дает возможность показать связь книги с жизнью, применить в своей жизненной практике знания, полученные из книг.

Существуют возрастные особенности восприятия той или иной краеведческой информации и литературы.

Дошкольники: Формирование представлений о своей стране, крае, городе, селе, героическом прошлом нашей Родины, возбуждение интереса детей к патриотической теме: любви к Отечеству, её труженикам и защитникам, своему родному краю.

Что же доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живет. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы, поселка, города.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом . Задача взрослых - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком наиболее доступные ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру; общественные события (полеты космонавтов, спортивные праздники, юбилейные даты, праздники - День Победы, День защитников Отечества и др.) .

Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий, организованных библиотекой.

Родная природа... Один из сильных факторов воспитания любви к Родине.

От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе - все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, так как в образах воплощается Родина.

В этом случае велика роль эколого-краеведческой литературы .

Младшие школьники: Владение представлениями о Родине, ее героическом прошлом, настоящем и будущем, трудовых боевых традициях, привития уважения к символам Российского государства: гербу, флагу, гимну России; воспитание интереса к героическому прошлому, к воинской деятельности; возбуждение желания в будущем стать в ряды вооруженных защитников Отчизны; накопление эмоционального опыта переживаний героических событий нашей Родины.

У младших школьников представление о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе.

Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Необходимо обращать внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни .

Закрепить у детей правильное представление о символике помогают различные беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш Герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют Гимн» и т.п.

Аналогичную работу следует проводить с детьми о местных символах, гербе родного города, раскрывать идейно-нравственное содержание условных изображений (например, стрела, птица, пушка и т.д.).

В решении задач формирования базисных основ патриотизма особая роль, в младшем школьном возрасте, должна отводиться изучению фольклора. Дети через народный (местный) фольклор, живопись, искусство знакомятся с историей родного края, культурой, обрядами, традициями, народными промыслами.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотеки ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка . По отношению к подросткам просматривается педагогическая задача - помочь взрослеющему человеку.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слово «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. Дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая. Подросток уже понимает, что она может иметь какие-то недостатки, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувств патриотизма.

Подростки младшего и среднего возраста: Умение правильно оценить военные события в мире, военно-политические ситуации, помощь ветеранам и пожилым людям, взаимной ответственности и дисциплине.

Знание истории и важнейших сражений и побед, трудолюбие, физическое развитие.

Диапазон объектов, с которыми знакомят данную категорию детей, расширяется - это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, в честь кого названы улицы и т.п. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город (село), где он родился и живет. Когда говорят: «москвич», «минчанин», «смолянин», то это указывает на принадлежность к тому месту, где он живет. Каждый человек любит свою малую Родину и гордится своей принадлежностью к людям (землякам) населяющим ее .

Кроме универсальных традиционных способов рекомендации книг создано множество таких мероприятий, которые специально предназначены для ознакомления с жизнью края и литературой о нем. К ним относятся, например такие краеведческие мероприятия как игра-путешествие (заочное путешествие) по родному краю, экскурсии праздники реставрации, конкурсы знатоков родного края; встречи со знатными земляками, местными писателями и поэтами (литературное краеведение) знаменитыми семьями и т.д.; циклы мероприятий, посвященные знаменитым местным фамилиям, представители которых внесли значительный вклад в развитие края и всего Отечества.

Старший подросток: Формирование эмоционального опыта восприятия героической истории Родины; закреплении стремления вести здоровый образ жизни, интереса к различным видам техники, формирование культуры межнациональных отношений.

Особое значение в этом возрасте имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и фактах, связанных с прошлым. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем «что было». Это позволяет в доступной форме приблизить его к пониманию исторической роли не только своего края, но и всего государства.

Важно помочь открыть подростку Родину, показывая ему связь его благополучного детства с героическим прошлым старшего поколения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи - дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигах, открывать такие важные понятия как «долг», «гражданская честь», «любовь к Отчизне», «труд» .

К сожалению, попытка обойтись без патриотического воспитания предпринятая в 90-е годы XX века в России, не увенчалась успехом. Результаты оказались устрашающими. Складывался тип молодого человека без веры в завтрашний день, отрицающий духовные ценности, человека с потребительскими наклонностями и циничным отношением к традиционным святыням - труду, семье, Родине, любви.

Следует отметить, что сознание подрастающего поколения все более и более формируется под влиянием Запада. Отсюда берет свое начало кризис национальной культуры. Не случайно прогрессивные люди нашего времени ведут «битву за историю русской цивилизации» .

Применительно к нынешнему состоянию России, «битва за историю»- это битва за будущее страны. И она сейчас приобрела обостренный политический и идеологический характер. «Стреляя» в прошлое, как говорят, убивают настоящее и будущее, поскольку обновление жизни новых поколений всегда должно опираться на исторический фундамент развития народа в прошлом, на его материальные и духовные особенности, его культуру.

«Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств» .

Стало быть, здесь велика воспитательная роль исторической краеведческой литературы. Краеведческая литература в целом призвана помочь сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих качеств, в развитии общественно-политической и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка .

Для осуществления воспитательной работы по формированию у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс, включения учащихся в различные виды и формы работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Основными средствами в решении этих задач являются различные формы воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику .

Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к краеведческой литературе . Отличительная черта предлагаемого нами метода, состоит в том, что краеведческая литература и краеведение в целом, имеет неограниченные возможности для формирования базовых начал патриотических чувств.

Сегодня патриотическое воспитание признано процессом универсальным, включающим в себя установку на саморазвитие личности, ее самосознание. Во главу угла поставлено не воздействие ребенка извне, а психолологическая поддержка внутренней жизни растущего человека, направленной на освоение духовного опыта людей, в желании быть признанным, в стремлении понять себя и других. Надо помнить, что на ребенка в процессе воспитания влияют окружающая среда; общения в семье, школе, библиотеке; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребенка, его стремления, планы и т.п.

Таким образом, слово «краеведение» утвердилось в русском языке лишь в ХХ веке. Впервые оно появилось, как термин и категория в 1916 году в Педагогической энциклопедии. Краеведение представляет собой комплекс естественных и общественных исследований. Круг интересов краеведов - это прошлое и настоящее какого-либо края. Основными задачами краеведения были и остаются просветительская, научная, задача сохранения исторических памятников. Краеведение в настоящее время переживает процесс поиска новых форм постановки первостепенных задач. Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением - это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать. Краеведение в этом играет огромную роль, оно способствует формированию базовых основ патриотизма. В данной главе мы пришли к пониманию того, что краеведение является мощным источником патриотических идей воспитания.