Лечебная гимнастика для детей дошкольного возраста с нарушением осанки. Занятия ЛФК (лечебной физкультурой) для детей Лечебные игры физкультура детский садик

Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений.

Каковы плюсы от занятий ЛФК?

Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма, о чём, к сожалению, взрослые часто забывают. А ведь детская физкультура, помимо лечебно-профилактической, несёт ещё и воспитательную функцию: малыш приобретает гигиенические навыки, познаёт окружающий мир и себя в нём. Занятия ЛФК важны для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата у детей любого возраста, формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста, а также укрепления позвоночника и мышц спины, устранения асимметрии осанки при сколиозе.

Упражнения полезны для профилактики и лечения при нарушении осанки, коррекции при плоскостопии, развития силы, ловкости, выносливости, нормализации работы эндокринной системы и укрепления иммунитета. Также занятия будут важны для улучшения адаптации ребёнка в школе, повышения устойчивости к стрессам, улучшения успеваемости у детей школьного возраста и улучшения эмоционального фона, гипосенсибилизации (снижения чувствительности к аллергенам), а также общего укрепления организма.

Виды нагрузок

К ЛФК можно отнести не только комплексы упражнений, но и любой вид активного отдыха: игры, занятия спортом, гимнастика, проводимая в виде разминки учителем в течение школьного урока. Физкультура для малышей характеризуется занятиями в игровой форме. Для детей школьного возраста используется и классический гимнастический метод ЛФК.

Упражнения подразделяются на общие, используемые для укрепления организма в целом, и специальные, воздействующие на определённую систему, например, направленные на укрепление позвоночника, мышц ног и спины при сколиозе и плоскостопии.

Выделяют большой класс динамических упражнений, к которым относятся активные и пассивные движения, и класс статических упражнений, направленных на удержание определённого положения тела. Пассивные движения часто включаются в комплекс гимнастики для детей первого года жизни.

По характеру выделяют: дыхательные, корригирующие, расслабляющие, растягивающие, координационные упражнения. У малышей до года используются рефлекторные упражнения. На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений.

Противопоказания

Занятия не показаны при острых и злокачественных заболеваниях, кровотечениях, декомпенсированных пороках сердца. Не начинайте занятия при лихорадке, плохом самочувствии, нарушении сердечного ритма.

Какие правила нужно соблюдать при занятиях ЛФК?

Посетите врача, так как может потребоваться обследование, например, при сколиозе. Необходимо заниматься со специалистом, который сможет правильно оценить состояние здоровья ребёнка. Нагрузка должна постепенно расти. Движения не должны приносить боль. Избегайте однообразных упражнений, так как детишкам дошкольного и младшего школьного возраста может стать скучно. Нельзя допускать утомления ребёнка.

Не следует заниматься на полный желудок, лучше проводить занятия за 30 минут до еды или через 45-50 минут после неё.

Помещение должно быть проветренным, температура воздуха не выше 22 градусов. У детей дошкольного возраста, а особенно у детей до года, занятия следует начинать и заканчивать поглаживанием, также стоит ввести этот приём между выполнением движений. Для старших детей необходимо включать в комплекс дыхательные и расслабляющие упражнения.

Соблюдайте регулярность и этапность занятий: необходимо начинать с разминки, далее следует основная часть и заминка. Продолжительность и количество курсов ЛФК назначается врачом, обычно проводится 2-3 курса в течение года.

Упражнения для детей первого года жизни

В возрасте до года, в основном, используются пассивные и рефлекторные движения, а также элементы массажа. В возрасте до 3 месяцев применяются поглаживания и рефлекторные упражнения:

  • надавливание на подошву у основания пальцев (вызывает сгибание пальцев);
  • проведение по наружной стороне подошвы по направлению к пятке (вызывает разгибание пальцев);
  • рефлекторное ползание;
  • проведение большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх (вызывает рефлекторное разгибание позвоночника);
  • во время занятий следует ласково разговаривать с малышом;
  • после каждого упражнения производится поглаживание.

У детей старше 3 месяцев в комплекс включается класс пассивных упражнений:

  • сгибание и разгибание рук;
  • разведение рук и скрещивание их на груди;
  • сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах;
  • поворот со спины на живот и обратно;
  • ползание за предметом;
  • поднятие рук за игрушкой;
  • упражнения проводятся попеременно с поглаживаниями, растираниями.

По мере того как ребёнок учится стоять и ходить, добавляется класс активных упражнений:

  • проведение разминки и заминки в виде пассивных движений;
  • топание на месте;
  • ходьба с поддержкой;
  • наклон за игрушкой;
  • перешагивание преграды.

Помните, что занятия ЛФК с раннего возраста способствуют равномерному укреплению мышц, профилактике искривления позвоночника и формированию правильной осанки с детства, ведь основной класс нарушений дошкольного периода - это сколиоз и плоскостопие.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки

Основной задачей при сколиозе является укрепление мышц спины и создание мышечного корсета для поддержания правильного положения позвоночника. Помните: вашему ребёнку может потребоваться индивидуальный комплекс коррекции осанки, для разработки которого необходимо обратиться к специалисту! При быстропрогрессирующем сколиозе (с нарастанием угла искривления позвоночника более 10 градусов в течение года) может потребоваться операция!

Примерный комплекс упражнений при сколиозе 1 степени:

Начало с разминки, установки и контроля правильной осанки.

Ходьба по кругу с контролем осанки в зеркале в течение 1 минуты.

Ходьба с поднятыми прямыми руками в течение 40 секунд.

Ходьба на носках с разведёнными руками – 40 секунд.

Ходьба на пятках – 30 секунд.

Поочерёдное выбрасывание прямых рук вверх (10-12 раз).

Наклоны корпуса в стороны (10 раз).

Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Присесть, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение (10-15 раз).

Поднятие гимнастической палки вверх и отведение прямой ноги назад (4-6) раз.

Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах из положения лёжа на спине, руки за головой (6-8 раз). Выполнение медленное, с напряжением мышц спины.

Упражнение «велосипед» (6-8 раз).

Поочерёдное поднимание прямых ног из положения лёжа (4-6 раз).

Лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогибание спины с упором на локти и пятки (3-4 раза).

Поднятие большого мяча на вытянутых руках (8-10 раз).

Ходьба с высоким подниманием коленей - 2-3 минуты.

Ходьба с замедлением темпа.

Контроль осанки.

Активные движения чередуются с упражнениями на расслабление мышц спины и дыхательными упражнениями. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в комплекс ЛФК при сколиозе и другом нарушении осанки добавляется элемент игры.

Упражнения при плоскостопии

Плоскостопие возникает из-за слабости мышечно-связочного аппарата голени и стопы. Целью занятий ЛФК при плоскостопии является укрепление этих мышц и связок. Коррекция этого заболевания необычайно важна ещё и потому, что оно влияет на состояние суставов, спины и позвоночника. Чем младше ребёнок, тем эффективнее будет лечение при таком нарушении, предпочтительно начинать с дошкольного возраста.
Основной класс упражнений при плоскостопии - ходьба:

Начало с общей разминки.

Ходьба на носках.

Ходьба с опорой на наружный край стопы.

Ходьба с согнутыми пальцами и приведёнными стопами.

Захватывание и перемещение стопами мячика.

Захватывание пальцами стопы палки.

Ходьба по бревну.

Данные упражнения используются не только при плоскостопии, но и для его профилактики.

Детям дошкольного возраста при прогулках в тёплое время года можно снимать обувь и ходить босиком по земле, траве, что способствует повышению настроения, укреплению мышц ног, закаливанию, полезно не только при плоскостопии, но и при нарушении осанки и походки.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста с нарушением осанки

Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма.

Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применялись преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.

Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны. Это и резкое ухудшение состояния здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка и более частные причины, в том числе занятость родителей строгий режим работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении. В детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня, материально техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.

В процессе занятий улучшаются функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно переоценить роль ЛФК. Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на восстановление нарушенных функций. Упражнения вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают общее состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают задержку роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его организма. Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.

В соответствии с выше изложенным, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработана данная программа лечебно-профилактической физкультуры.

Комплекс упражнений ЛФК для детей дошкольного возраста

1. И. п.- стоя, ноги вместе, руки на затылке, локти в стороны. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей («цапля»).

Варианты: стоя, руки к плечам ладонями вперед - ходьба на полной ступне («зайчик»); стоя руки на поясе - ходьба на наружной стороне стопы («мишка косолапый»); стоя, руки в стороны - ходьба со взмахами кистями («птицы полетели»).

Продолжительность ходьбы 30-40 с.

2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки через стороны вверх («деревья выросли большими»), 3-4 раза в медленном темпе.

3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках палка горизонтально перед собой. Поднять палку, посмотреть на нее, опустить на лопатки, поднять и опустить вниз перед собой. 3-4 раза в среднем темпе.

4. И. п. - стоя, прислонясь плотно спиной к стене, ноги на ширине ступни (руки на поясе, пятки и локти касаются стены). Приседания в медленном темпе, руки в стороны и вверх, не отрывая рук и спины от стены. 4-6 раз.

5. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками перед собой («мельница»). По 4-6 раз в каждую сторону в среднем темпе.

6. Дыхательное упражнение под контролем рук. Стоя, одну руку положить на грудь, другую -на живот. Вдохнуть через нос так, чтобы руки одновременно поднялись, и выдохнуть так, чтобы руки одновременно опустились («надули шар - шар лопнул»). 3-4 раза.

7. И. п. - лежа на животе. Руки вперед, в стороны, согнуть в локтях и прижать к плечам ладонями вперед («плывем по реке»). 3-4 раза в медленном темпе.

8. И. п.- лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Похлопать ладонями по ковру («чайки летят»). 6-8 раз в среднем темпе.

9. И. п. - лежа на спине, руки на затылке. Движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. 8-10 раз в среднем темпе.

10. И. п. - лежа на животе. Согнуть руки к плечам ладонями вперед, прижать руки к туловищу, лопатки соединить вместе и приподнять туловище от пола, произнести «ква-ква» («лягушка квакает»). 4-6 раз.

11. Лежа на спине, отдых в течение 10-15 с.

12. И. п. - лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног не касаясь пола («пистолет»). 6-8 раз в среднем темпе.

13. И. п.- лежа на животе. Приподнять небольшой мяч, удерживая его прямыми ногами, и опустить. 3-4 раза в медленном темпе.

14. И. п. - лежа на животе, ноги на ширине ступни, в вытянутых вверх руках небольшой мяч. Приподнять мяч, не сгибая рук, и опустить. 3-4 раза в медленном темпе.

15. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. С опорой на локти и таз прогнуться в грудном отделе позвоночника («мостик»). 2-3 раза.

16. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения руками вперед, вверх, назад, вниз («колесо»). 4-5 раз в каждую сторону в среднем темпе.

17. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе, на голове небольшой мешочек с песком. Приседания. Держать голову и спину ровно, смотреть перед собой. 3-4 раза в медленном темпе.

18. Ходьба. Сгибание и разгибание рук в плечевых и локтевых суставах с произнесением «ш-ш-ш» («паровоз»). 30-40 с в среднем темпе.

19. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Поочередное поднимание рук вверх («приехали на дачу, сорвем с дерева грушу»), 3-4 раза каждой рукой.

20. Ходьба в медленном темпе с небольшой подушечкой на голове, руки на поясе («понесли корзину с грушами домой»). 15-20 с.

Лечебная физкультура (ЛФК) — самый важный компонент лечения большинства заболеваний детей дошкольного возраста. К примеру, относится это к таким заболеваниям, как рахит, гипотрофия и другие, когда ЛФК способствует нормализации и улучшению обмена веществ, предупреждает отставание в росте, развитии, деформацию опорно-двигательного аппарата и прочее.

Регулярные занятия помогают предотвратить множество распространенных детских заболеваний: плоскостопие, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты, искривления ног и т.п.

Особое значение ЛФК в детском возрасте объясняется тем обстоятельством, что длительное заболевание способно привести помимо отставания в развитии и росте, также к функциональным нарушениям. И только своевременно начатые занятия ЛФК помогут избежать этого.

Особенностью ЛФК для детей , отличающей от лечебной физкультуры других возрастных категорий — большая численность . Для организации оптимального подбора упражнений ЛФК для детей , необходимо обратиться к специалисту по , который подбирает программу занятий исходя из возраста ребенка, его развития, особенностей моторики и психики.

ЛФК для детей дошкольного возраста. Содержание

Реферативная работа и презентация, представленная Вашему вниманию , на тему " , включает подробное описание следующих разделов:

ЛФК для детей, показания, противопоказания;

ЛФК для детей 1,5-3 месяца, 3-4 месяца, 4-6 месяцев, 6-10 месяцев, 10-12 месяцев, 3-6 лет;

ЛФК дома, разминка;

лечебная физкультура для профилактики сколиоза.

Представленные в работе материалы, сопровождаются приведением многочисленных примеров упражнений и комментариев к ним, а также рисунков, для визуального восприятия действий.

Преимущества и достоинства ЛФК для детей дошкольного возраста

Стимуляция деятельности всего организма происходит независимо от направления упражнения на ту или иную часть тела. Связано это с , благодаря ЛФК, а также уменьшением воспалительных процессов, нормализацией некоторых нарушенных функций организма ребенка, ускорением заживления ран, повышением его адаптационных возможностей.

В ходе систематических занятий ЛФК формируется нормальная осанка, подвижность суставов улучшается, выносливость и сила повышаются, развиваются волевые качества, закаливается и укрепляется организм ребенка в целом. Отмечается многими авторами, педиатрами, что ЛФК для детей, в сопровождении со , позитивно влияет на системы и сердечно-сосудистую, и дыхательную, а еще на координацию ребенка.

Несмотря на все плюсы, ЛФК, как и любые методы лечения, обладает и некоторыми противопоказаниями: высокая температура, высокое или низкое артериальное давление, общее недомогание, рецидивы хронических заболеваний, кровотечения, острая форма всякого заболевания.

ЛФК для детей — методы воздействия

Спецификой лечебной физкультуры для ребенка является сочетание общего оздоровительного влияния с лечением. При этом ЛФК охватывает такие методы, как физические упражнения, лечебный массаж, занятия на тренажерах, подвижные игры, трудотерапия, лечебные положения тела. Кроме этого, особым значением обладают природные факторы окружающей среды (воздух, вода, солнце).

ЛФК для детей – выполнение упражнений

Чтобы ЛФК давала положительные результаты, необходимо заниматься ею регулярно, под присмотром специалиста, с последовательным увеличением физической нагрузки. Уровень же самой нагрузки напрямую зависит и от физической подготовки ребенка, и от его возраста, особенностей заболеваний, самочувствия.

Как правильно проводить занятия лечебной гимнастикой для профилактики и лечения простудных заболеваний у детей?

Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.

Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку.

Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10-18°С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.).

Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром - влажные обтирания тела, вечером - мытье ног прохладной водой.

Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении.

При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.

Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот.

При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным.

Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает , продолжительность выдоха надо несколько сократить.

Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища.

Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.

Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд).

Обязательным является длительное применение ЛФК - в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста

Комплекс 1

Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.

  1. "Сильные руки". Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
  2. "Часики". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: "Тик-так". Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз (рис. 2).
  3. "Пчелка". ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
  4. "Регулировщик", ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: "тр-р-р-р". Темп средний. Повторить 5-6 раз (рис. 3).
  5. "Дровокол". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.
  6. "Согревание рук". ИП - стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
  7. "Семафор". ИП - сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: "С-с-с-с". Повторить 4-5 раз (рис. 4).
  8. "Кузнечик". ИП - сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз.
  9. "Трубач". ИП - сидя на полу; кисти сложены "трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: "П-ф-ф-ф". Повторить 4-5 раз (рис. 5).
  10. Бег по комнате с ускорением и замедлением.

Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне.

Комплекс 2

Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы - 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.

  1. "Петушок". ИП - стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз (рис. 6).
  2. "Журавль на болоте". ИП - стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
  3. "Катание на лыжах". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.
  4. "Пришей пуговицу". ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
  5. "Вертушка". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно "перебрасывая" их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз.
  6. "Цапля". ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
  7. "Мельница". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5-6 раз.
  8. "На турнике". ИП - стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз (рис. 7).
  9. "Маятник". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне - выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону (рис. 8).
  10. Прыжки. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени.

Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста

Комплекс 1

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

  1. Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину.
  2. ИП - стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше - ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад.
  3. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
    Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед (рис. 9).
  4. ИП - стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз.
    Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову.
  5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки.
  6. ИП - лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
  7. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки.
  8. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо.
  9. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону - назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо.
  10. ИП - стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз.
    Особые указания: голову и туловище все время держите прямо.

Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты.

Комплекс 2

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

  1. ИП - стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину.
  2. ИП - стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад.
  3. ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
    Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад.
  4. ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.
    Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса.
  5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки.
  6. ИП - лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд.
    Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола.
  7. ИП - стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки.
  8. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    Особые указания: ноги держите прямыми.
  9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола.
  10. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков.
    Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.

1. И. п.- стоя, ноги вместе, руки на затылке, локти в стороны. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей («цапля»).

Варианты: стоя, руки к плечам ладонями вперед - ходьба на полной ступне («зайчик»); стоя руки на поясе - ходьба на наружной стороне стопы («мишка косолапый»); стоя, руки в стороны - ходьба со взмахами кистями («птицы полетели»).

Продолжительность ходьбы 30-40 с.

2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки через стороны вверх («деревья выросли большими»), 3-4 раза в медленном темпе.

3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках палка горизонтально перед собой. Поднять палку, посмотреть на нее, опустить на лопатки, поднять и опустить вниз перед собой. 3-4 раза в среднем темпе.

4. И. п. - стоя, прислонясь плотно спиной к стене, ноги на ширине ступни (руки на поясе, пятки и локти касаются стены). Приседания в медленном темпе, руки в стороны и вверх, не отрывая рук и спины от стены. 4-6 раз.

5. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками перед собой («мельница»). По 4-6 раз в каждую сторону в среднем темпе.

6. Дыхательное упражнение под контролем рук. Стоя, одну руку положить на грудь, другую -на живот. Вдохнуть через нос так, чтобы руки одновременно поднялись, и выдохнуть так, чтобы руки одновременно опустились («надули шар - шар лопнул»). 3-4 раза.

7. И. п. - лежа на животе. Руки вперед, в стороны, согнуть в локтях и прижать к плечам ладонями вперед («плывем по реке»). 3-4 раза в медленном темпе.

8. И. п.- лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Похлопать ладонями по ковру («чайки летят»). 6-8 раз в среднем темпе.

9. И. п. - лежа на спине, руки на затылке. Движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. 8-10 раз в среднем темпе.
10. И. п. - лежа на животе. Согнуть руки к плечам ладонями вперед, прижать руки к туловищу, лопатки соединить вместе и приподнять туловище от пола, произнести «ква-ква» («лягушка квакает»). 4-6 раз.
11. Лежа на спине, отдых в течение 10-15 с.
12. И. п. - лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног не касаясь пола («пистолет»). 6-8 раз в среднем темпе.
13. И. п.- лежа на животе. Приподнять небольшой мяч, удерживая его прямыми ногами, и опустить. 3-4 раза в медленном темпе.
14. И. п. - лежа на животе, ноги на ширине ступни, в вытянутых вверх руках небольшой мяч. Приподнять мяч, не сгибая рук, и опустить. 3-4 раза в медленном темпе.
15. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. С опорой на локти и таз прогнуться в грудном отделе позвоночника («мостик»). 2-3 раза.
16. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения руками вперед, вверх, назад, вниз («колесо»). 4-5 раз в каждую сторону в среднем темпе.
17. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе, на голове небольшой мешочек с песком. Приседания. Держать голову и спину ровно, смотреть перед собой. 3-4 раза в медленном темпе.
18. Ходьба. Сгибание и разгибание рук в плечевых и локтевых суставах с произнесением «ш-ш-ш» («паровоз»). 30-40 с в среднем темпе.
19. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Поочередное поднимание рук вверх («приехали на дачу, сорвем с дерева грушу»), 3-4 раза каждой рукой.

20. Ходьба в медленном темпе с небольшой подушечкой на голове, руки на поясе («понесли корзину с грушами домой»). 15-20 с.