Логопедические сказки для самых маленьких. Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике. Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ

9:57, 22 Февраль 2016

(Сказка для автоматизации звука [Р]) Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала! Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости! Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок –...

9:58, 8 Февраль 2015

Задание 1. Комната Мышонка 1. Предложите ребёнку назвать все предметы с звуком [Ш] или [Ж], указывая на них пальцем или кончиком карандаша. Словарь: башмаки, вешалка, дорожка, жираф, игрушки, карандаш, кашпо, клюшка, книжка, книжная полка, лыжи, матрёшка, машина, мишка, мышонок, мышь, неваляшка, окошко, погремушка, подушка, пушка,...

9:50, 8 Февраль 2015

(для закрепления правильного произношения звуков [Ш] и [Ж] в речи ребёнка) Однажды Мышонок Шиш рано утром встал и на цыпочках к окошку подбежал. - Эй, Мышонок, как дела? Чем так недоволен, может быть, простудой болен? - Эх! – с грустью Шиш вздыхает, от досады головой качает. За окном мороз, метель метёт… Ветер дует, снег идёт. А у Жабы...

3:17, 11 Январь 2013

На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками Р и Рь - помидоры, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка и морковь. Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть...

18:20, 12 Ноябрь 2012

Ясное Солнышко светило высоко в небе. Птичка Щебетушка пела песенку своим маленьким птенцам, а медвежонок Мишка отправился в лес по сладкую землянику. - Пи-пи-пи, – послышалось рядом. Под кустом сидел маленький Мышонок и жалобно плакал. - Что случилось? – спросил медвежонок Мишка. - Мою норку затопило водой. Где же я теперь...

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.


Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:
  • четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
  • отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
  • «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
  • имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
  • использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.
При этом следует показывать:
  • протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
  • отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
  • повышение звука - подниманием руки вверх;
  • понижение звука - опусканием руки вниз.

Звук средней продолжительности



Длительный звук



Краткий (отрывистый) звук



Высокий звук и низкий звук



Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»

После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.


Первая часть сказки дает возможность :
  • познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков
  • формировать понятие «гласный звук»
  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [у], [и] и так далее)
  • познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв
  • закреплять у детей различие понятий «звук - буква»
Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет :
  • формировать понятие «согласный звук»
  • познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»

Жил-был звук «a» .
Он любил петь, широко открывая рот: «a__» .
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a» .
Иногда - очень громко: «a, a, a» .
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__» .
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa» .
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
\
A

A
\
a

A
\
a__a__a

A
\
a

A
\
a

A
\
a


Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a» ? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a» ? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a» , когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a» ? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a» :
    a
    \
    a

    A
    \
    a__a__a

  • За что всем нравился звук «a» ? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»

Жил да был звук «у» .
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__» .
Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__» .
Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__» , и громко: «у__у__у__» .
Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__» .
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ » .
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__» .
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__» .
Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у» ? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у» ? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у» .
  • На чем любил играть звук «у» ? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»

Жил-был звук «о» .
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о» .
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ » .
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о» .
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о» ? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о» ? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о» ? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о» , прохлопай и спой ее.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»

Жил-был звук «и» .
Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и» .
Иногда звук «и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__ » ; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и» .
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__» . Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и» ? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и» ? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и» ? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ » , «и и ии ии и__» , «и__ и__ и__ » , «ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и» , мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»

Жил да был звук «э» .
Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э» .
Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__» .
Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э» : задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э» ? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э» ? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э» ? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»

Жил-был звук «ы» .
Известен был звук «ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы» , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы» .
Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__» , и отрывисто: «ы ы ы ы ы» .
Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы» .
Иногда - пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__» .
Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы» ? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы» , прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы») .
  • На чем иногда играл звук «ы» ? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы») .
  • Какие песни иногда пел звук «ы» ? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»
  • .

СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ

Часть первая

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.



Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».


Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».


А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».



Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит «а» , - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у» .
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о» .
- И люди в домах живут, - тихонько заметил «и» .
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э» и «ы» .

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.


Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Часть вторая

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...» . Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...» . Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.


Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой».


Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».

Слушал-слушал «а» , да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
- «йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О».
- Пожалуйста.
- «йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
- «йэ, йэ, йэ». поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал «и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с «и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а», , со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я», «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.



Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!



Материал на данной странице взят из книги Александровой Т.В.
«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)

Логопедические сказки и рассказы для детей с ОНР I уровня

Любопытный Федя

Жил да был щенок. Звали его Федя. Пошёл щенок погулять во двор. А на дворе гуляли куры. Щенку было интересно узнать, как куры разговаривают и он подошёл к ним поближе. Куры говорили: «Ко-ко-ко». (Как говорили куры?). Щенок пошёл дальше и увидел гусей. Гуси гоготали: «Га-га-га». (Как гоготали гуси?). На лужайке паслась корова. Она увидела щенка и замычала: «Му-у-у!». (Как замычала корова?). Неподалёку паслась лошадка. Лошадка ржала: «И-го-го!». (Как ржала лошадка?). Щенку понравилось, как ржёт лошадка. Он тоже попробовал сказать: «И-го-го!», но у него не получилось. А у тебя получилось?

Как Маша собиралась гулять

Наступила осень. На улице похолодало. Листья на деревьях пожелтели. Идёт дождик: кап-кап. (Как капает дождик?). Маша пошла погулять. Мама спрашивает Машу: «Маша, дать тебе зонтик?». Маша отвечает маме: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама спрашивает Машу: «Дать тебе плащ?». Маша отвечает: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама говорит Маше: «На сапоги». (Что говорит мама?). Маша отвечает: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама говорит: «Вот теперь иди». (Что говорит мама?). Маша отвечает: «Да» (Что отвечает Маша?) .

Лисья семейка

В лесу в норе под елкой жила лиса Даша. (Кто жил в норе? Как звали лису?). Утром Маша вставала и делала зарядку: ух-ух, эх-эх. (Как Даша делала зарядку?). Потом она умывалась и завтракала: ам-ам, ам-ам. (Как завтракала лиса?). Папа любил мастерить и стучал молотком: тук-тук. (Кто мастерил? Как папа стучал?). Мама варила кашу и суп. Суп кипел: бульбуль. (Кто варил суп? Как кипел суп?). Тётя пела: ля-ля, ля-ля. (Кто пел? Как пела тётя?). Деда качался в кресле-качалке: кач-кач, кач-кач. (Кто качался? Как деда качался?). Даша любила бегать: топ-топ, топ-топ (Как Даша бегала?) ; играть на барабане: бум-бум, бум-бум (Как Даша играла на барабане?) , дудеть на дудочке: ду-ду, ду-ду (Как Даша дудела?) . Вечером лиса купалась в ванне: куп-куп, и ложилась спать (Как купалась лиса?) . Мама говорила Даше: бай-бай (Что говорила мама на ночь?).

Наша семья

У нас семья. У нас дом. Мы живём в доме. Вот папа Коля. Папа работает. Это мама Вика. Мама моет. Там баба Люба. Баба сидит. Тут деда Миша. Деда идёт. Вот киса Муся. Муся лежит. А вот собака Ава. Собака бежит.

Мы гуляем и играем

Таня пошла гулять. (Кто пошёл гулять?). Вышла Таня на улицу, а детей нет. Стало ей скучно. Стала Таня звать Вову. (Кого стала звать Таня?). Вова, Вова, иди! (Как звала Таня Вову?). Пришёл Вова. (Кто пришёл?). Я иду, крикнул Вова из окна. (Что крикнул Вова?). Скоро Вова пришёл и сказал: я тут! (Что сказал Вова?). Вместе играть веселее.

Как Ава с кисой играли в прятки

Киса Муся и собака Ава любили играть в прятки. (Кто любил играть в прятки?). Муся спрячется и кричит Аве: ищи ! (Кто прячется? Что кричит киса?). Ава отвечает: я иду искать! я ищу! (Что отвечает Ава?). Ава увидит, где спряталась киса и кричит: я нашла! (Что кричит Ава?). Потом прячется Ава. (Кто прячется?). Так Ава и Муся играют. (Что делают Ава с Мусей?).

Считалочка

Я, ты, мы, вы,

Он, она, оно, они –

Мы смеёмся, мы считаем,

Мы играем, водишь ты!

Что Нина делать умела

Жила-была девочка Нина. (Как звали девочку?). Нина маленькая, но уже многое умеет делать. Есть у Нины глаза, уши, руки, пальцы, ноги. Глаза видят. (Что дают глаза?). Уши слышат. (Что делают уши?). Руки играют, несут. (Что делают уши?). Пальцы пишут, рисуют. (Что делают пальцы?). Ноги идут, бегут, стоят. (Что делают ноги?).

Зимушка-зима

Наступила зима. (Какое время года наступила?). Мороз. Снег идёт. Всё бело. На ёлках – белые шубы. (Что на ёлках?). На домах – белые шапки. (Что на домах?). Митя надел шубу, шапку, шарфик, шапку, варежки и валенки. (Что надел Митя?). Дети рады. (Кто рад?). Они лепят снеговика, катаются с горы. Скоро Новый год! Будет ёлка. Будет весело!

Как Лена маме помогала

У мамы есть дочка. (Кто есть у мамы?). Дочку зовут Лена. (Как зовут дочку?). Лена помогает маме. (Что делает Маша?). Она моет посуду, поливает цветы, ходит в магазин. (Что моет Лена? Что поливает Лена? Куда ходит Лена?). В магазине Лена покупает хлеб, молоко, сахар, чай, сметану, масло. (Что покупает Лена в магазине?). А ты помогаешь маме? Что ты делаешь дома?

Жадный ёжик

Жил в лесу ёжик. (Где жил ёжик?). Ёжика звали Петя. (Как звали ёжика?). Ёжик Петя был жадным. (Каким был ёжик Петя?). Зайку Кузю не угостил яблоком, мишке Паше не разрешил поиграть своим мячом, а белке Юле не дал посмотреть книжку. (Как звали зайку? мишку? белку? Что пожалел ёжик Петя для зайки? мишки? белки?). Обиделся на ёжика зайка Кузя. (Кто обиделся на ёжика?). Не стал играть с ёжиком мишка Паша. (Кто не стал играть с ёжиком?). Отвернулась от ёжика белка Юля. (Кто отвернулся от ёжика?). Почему зверята не стали играть с ёжиком?

Какой компот вкуснее?

Витя и Саша стали спорить, какой компот вкуснее? (Кто стал спорить?). Витя сказал: «Малина самая вкусная ягода, значит малиновый компот вкуснее!». (Какая ягода самая вкусная, по мнению Вити? Какой компот вкуснее?). Саша сказал: «Вишня самая вкусная ягода, значит вишнёвый компот вкуснее!». (Какая ягода самая вкусная, по мнению Саши? Какой компот вкуснее?). Пришла сестра Вити и Саши. (Кто пришёл?). Сестра принесла сливовый компот. (Какой компот принесла сестра?). Она спросила: «Так какой компот самый вкусный?». Витя и Саша вместе ответили: «Сливовый!». (Что ответили мальчики?).

Я сама

Мама всегда помогала Кате одеваться. (Кому помогала мама? Что помогала мама делать Кате?). Но в этот день Катя первый раз должна была пойти в школу. (Куда должна была пойти Катя?). Она сказала маме: «Я уже большая. Теперь я буду одеваться сама». (Что сказала Катя маме?). Катя сама надела колготки, юбку, кофту, туфли. (Что надела Катя?). Катя сказала маме: «Я сама оделась!». (Ч то сказала Катя маме?).

Как белка Люба пошла в школу

Наступила осень. (Какое время года наступило?). Пора идти в школу. (Куда пора идти?). Мама-белка сказала дочке Любе: «Люба, тебе пора в школу!». (Что сказала мама-белка?). Люба спросила маму: «А зачем мне идти в школу?». (Что спросила Люба у мамы?). Мама ответила дочке: «Учиться читать, писать и считать». (Что будет делать Люба в школе?). Люба сказала: «Я хочу научиться читать, писать и считать!». (Чему хотела научиться Люба в школе?). Люба взяла портфель и пошла в школу. (Что взяла Люба? Куда она пошла?).

На уроке в лесной школе

Звенит звонок. (Что звенит?). В лесной школе начинается урок. (Что начинается в лесной школе?). Ученики садятся за парты. (Кто садится за парты?). Зайка открывает учебник. (Что открывает зайка?). Мишка открывает тетрадь. (Что открывает мишка?). Белка открывает дневник. (Что открывает белка?). Ёжик берёт ручку. (Что берёт ёжик?). Лисичка берёт карандаши и альбом. (Что берёт лисичка?). Учитель – ворон сказал: «Тихо, дети, начинаем урок!». (Что сказал ворон? Кем был ворон?). Как надо вести себя на уроке?


СКАЗКА о ПЧЁЛКЕ «ЖУЖУ» и её ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Цели: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания у дошкольников (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом); воспитание отзывчивости, чувства взаимопомощи, автоматизация звука Ж изолировано и в слогах.

Оборудование: мягкая музыкальная игрушка пчелки; тучки с бабочками для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; цветы; деревья; музыкальная игрушка лошадки; грибок; корзинка, картинка для автоматизации звука Ж в слогах.

Ход занятия

Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки (играет музыка) . Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. Что же нам делать?

Пчелка Жужу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Ребята, давайте поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуйте на крылышки бабочек, и они обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Подойдите и встаньте поближе.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК»: вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).

Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Теперь они смогут красиво летать! Молодцы ребята!

Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, пчелка, спасибо за помощь.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, пожалуйста.

Бабочки. Мы знаем, что ты любишь петь песенки, и поэтому хотим подарить тебе дудочку, чтобы было тебе веселей петь.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, спасибо бабочки. Ребята, давайте я буду петь, а вы дудеть на моей новой дудочке.

Упражнение «ТРУБОЧКА»

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Дети выполняют упражнение «ТРУБОЧКА».

Упражнение «УЛЫБКА»

Логопед. Покажите, как улыбнулась пчелка Жужу бабочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

Логопед. Повернулась пчелка Жужу, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь и вы ей.

Логопед. Полетела дальше пчелка по лесной полянке и видит, расцвели прекрасные цветы, полюбовалась она их красотой: «Ж-ж-ж, какие красивые цветочки!» И тоже им улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся цветочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

Автоматизация звука Ж в слогах

Логопед. Захотелось пчелке попрыгать по цветочкам. Прыгает пчелка Жужу и песенку напевает: ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖУ-ЖА-ЖО . Давайте и мы споем вместе с ней.

Дети повторяют слоги за логопедом.

Логопед. Развеселилась пчелка Жужу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Логопед. Улыбнитесь шире:

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Я всё выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «ЛОПАТОЧКА»

Язык лопаткой положи,

И немножко подержи.

Язычок мы расслабляем

Язычок наш отдыхает.

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно и убрать.

Логопед. Захотелось пчелке Жужу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Дети произносят пя-пя-пя (пять раз).

На губу язык кладу,

И «Пя-пя-пя» я пропою,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты держи её, держи,

А теперь-ка отпусти.

Логопед. А теперь давайте споем песенку вместе пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Логопед. Захотелось пчелке Жужу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

Логопед. Попила пчелка Жужу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом что-то растет. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, что увидела пчелка.

Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на наш поклон,
Не снимает шляпы он.

(Грибок.)

Логопед. Правильно, грибок. Решила пчелка Жужу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давайте и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»

Логопед. Лежит пчелка Жужу, отдыхает, наслаждается тишиной лесной. Вдруг слышит … (логопед включает музыкальную лошадку) лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.

Упражнение «ЛОШАДКА».

Давайте присосём язык к нёбу и пощелкаем язычком. Цокать нужно медленно и сильно.

Дети цокают (от 1 до 10 раз).

Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положите его на нижнюю губу, пусть отдохнет.

Итог занятия.

Логопед. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, понравилась сказка? Какую песенку мы сегодня научились петь вместе с пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Молодцы!

Примечание: материал данной сказки можно использовать как логопедам на занятиях с дошкольниками, так и родителям играя и тем самым развивая речь ребенка.

Цель: развитие интереса к логопедическому занятию и воспитание мотивации к учению, развитие фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, развитие памяти, внимания.

Наглядные пособия: изображение мальчика, карточки артикуляционной гимнастики, изображение сказочного дворца, изображение гнома и королевы волшебной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садимся на свои места, называя по одному вежливому слову (здравствуйте, спасибо и т.д.). Молодцы!

2. Работа над сказкой.

Сегодня, дети, я расскажу вам сказку. Послушайте внимательно:

Жил-был мальчик Ваня Арбузов. Жил он в городе Москва. Было ему 5 лет. Мальчик был особенный, так как он очень плохо говорил, не умел выговаривать очень много звуков.

Рисунок 1

Однажды мама отвела Ваню к логопеду Прогимназии №1661. Но там Ваня устроил скандал и сказал, что заниматься никогда не будет, потому что он и так очень хорошо говорит. Мама привела Ваню домой и велела сидеть ему в комнате и подумать о своём плохом поведении. А Ваня думать и не собирался! Он взял игрушки и начал играть. Но вскоре Ване надоело играть, мальчик закрыл глаза … и вдруг он очутился перед воротами красивого замка.


рисунок 2

На воротах было написано: «Постучи 3 раза и скажи [дым-дам-дом, ком-дом-гном, рак-мак-дак] быстро и четко!» (Ребята, попробуйте и вы повторить эти слова. Молодцы!) Ваня тоже произнес слова и постучал 3 раза, но ничего не случилось. Повторил еще раз, но ворота не открылись! Потом от обиды Ваня громко заплакал. Вдруг… перед мальчиком появилась прекрасная волшебница (Ваня узнал её, ведь у нее в руках была волшебная палочка).


рисунок 3

Здравствуйте! – сказал Ваня.
- Добрый день! Ваня Арбузов!
- А откуда Вы знаете как меня зовут?
- Я знаю все о детях 5-6 лет.
- Скажите, пожалуйста, а можно ли попасть в этот прекрасный замок? Ведь это Ваш замок?
- Да, это замок Волшебной Речи. А я Королева. В замок попадают дети, которые могут выполнить задание, написанное на воротах. Ты его выполнил?
- Нет, у меня не получилось! – и мальчик горько заплакал.
- А также в замок могут попасть дети, которые хотят научиться хорошо говорить! И это важно! Ты хочешь этого?
- Да! Я хочу заниматься! Я буду очень стараться!
И волшебница дотронулась своей волшебной палочкой до ворот. Ворота распахнулись, и Ваня оказался внутри красивого замка.
- Первое что ты увидишь – это комната Волшебного человечка, живущего в зеркале. Он умеет всё: красиво и правильно говорить, рисовать, петь, танцевать…, он может научить тебя многому!


рисунок 4

Ваня зашел в зеркальную комнату и сразу увидел маленького человечка, который запел:
Привет, мой миленький дружочек,
Я зеркальный человечек!
Сегодня будем мы учиться.
Все звуки чисто говорить.
И можно быстро научиться
Если с гимнастикой дружить!
- Готов ли ты повторять за мной?
- Да! Я готов! – ответил Ваня Арбузов.
- Смотри в зеркало.

Упражнение «Улыбка»

  • Растянуть губы в улыбку
  • Удерживать её под счет до 10.
  • Повторить это упражнение 5 раз.

Упражнение «Почистим зубки»

  • Улыбнуться
  • Показать зубки
  • Приоткрыть рот
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубки.

Упражнение «Качели»

  • Улыбнуться, приоткрыть рот
  • Показать зубки
  • Кончик языка упереть за верхние зубы
  • Кончик языка упереть за нижние зубы
  • Поочередно менять положение 10 раз.

Упражнение «Лошадка»

  • Вытянуть губы
  • Приоткрыть рот
  • Поцокать «узким» языком (как цокают лошадки)

Хорошо поработал, молодец! Так нужно заниматься дома каждый день, глядя в зеркало. Если ты выполнишь это условие, то через некоторое время ты попадешь во второй замок Волшебной речи! Ты будешь заниматься?
- Обязательно!
- Я дарю тебе вот это прекрасное зеркало за старание. Оно поможет тебе при выполнении гимнастики языка. До свидания, мой мальчик!

Ваня проснулся и увидел, что находится в своей комнате. Он подошел к маме и сказал:
- Прости мамочка. Я плохо себя вел. Давай будем заниматься с логопедом. Я хочу попасть во второй замок Королевы Волшебной Речи.
- Куда? – удивленно спросила мама.
- Я хотел сказать…, что хочу научиться красиво говорить. - И улыбнулся.
- Я рада сынок!
И Ваня начал заниматься!

3. Работа над содержанием сказки

  • Ребята, вам понравилась сказка?
  • Как звали главного героя? (Ваня Арбузов)
  • Какие упражнения для язычка выполнял Ваня? («Улыбка», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки»)
  • Давайте выполним эти упражнения, глядя в зеркало.
  • Хорошо!

4. Подведение итогов

  • Вы хотите заниматься с логопедом и научиться хорошо говорить?
  • Молодцы!