Лосар. Тибетский новый год

Каждый год 29 числа последнего лунного месяца начинается подготовка к встрече Тибетского Нового года — Лосар. В это время на Тибете проводят ритуальные обряды с целью изгнания злых духов. Тибетские семьи отказываются от привычных домашних дел, чтобы провести уборку своего дома, особенно тщательно очищают кухню от сажи и копоти, скопившейся за целый год. Такая подготовка к Новому году символизирует очищение дома и людей от всего плохого.
 Вечером 29 числа последнего лунного месяца перед Лосаром каждая семья готовит ритуальный суп «гутук» с лепешеками, который состоит из 9 различных ингридиентов: зерна, женьшеня, сушеного сыра и др. Лепешки содержат различные начинки, имеющие символическое значение. Например, если вам попался уголек, то в этом году вы будете плохо себя вести, шерсть – вам нужно набраться терпения, рис будет сулить вам богатство. Суп «гутук» варят в большой кастрюле, а затем разливают по тарелкам всем родным. Затем все принимают участие в ритуале изгнания злых духов из своей жизни. Вся семья выливает остатки супа на фигурку из теста. Перед этим каждый член семьи добавляет кусочки своей одежды к этой фигурке. Затем взявшись за руки, читают молитву, изгоняющую болезни и неприятности из их жизни, и выливают содержимое вместе с фигуркой подальше от дома на перекрестке дорог.
Когда стемнеет, вся семья ест хворост, сделанный из тончайших нитей теста и обжаренных на сковороде. 
 По старинным обычаям в доме матери все члены семьи передают миску друг другу, чтобы каждый человек заполнил ее приготовленными накануне символическими клецками, затем миску нужно встряхнуть и перемешать три раза. Вся семья заполняет первую миску и угадывает, что означают символы на клецках. Плохие символы затем убирают в другую миску и выбрасывают вместе с отходами, чтобы избавиться от всех неудач и бед уходящего года.

Церемония изгнания злых духов

Поздней ночью вокруг домов начинают бегать 2 молодых человека, сжимающих в руках факелы. При этом они орут, ревут и машут руками, обходят каждый дом и кричат: «Дьявол, уходи прочь». Таким поведением молодые люди распугивают демонов, которые пытаются скрыться от них в домах.
Двери всех домов открыты, чтобы изгнать зло из потайных уголков. Затем с дикими воплями факелы выбрасывают на перекрестке. В это же время все соседи и гости собираются вместе во дворе, чтобы разжечь костер и окончательно прогнать демонов, начинают прыгать через огонь с веселыми криками.

Чжуанский танец

Ночью перед Новым годом демоны и призраки покидают дома и выходят на улицу, поэтому люди, выходящие из домов ночью не должны оглядываться назад.
В дверях размещают кучу веток, деревянную ложку, жареный ячмень и ковш воды. Когда призраки захотят вернуться в дом, они начнут кричать, чтобы им открыли дверь, но люди, находящиеся внутри дома скажут, что их дом закрыт для них и начнут петь песни. «Откройте дверь, откройте дверь, на пороге желтое золото; откройте дверь, откройте дверь, зеленая бирюза лежит; откройте дверь, откройте дверь, фиолетовый агат вас ждет; откройте дверь, откройте дверь, красный сандал на пороге; откройте дверь, откройте дверь, жемчужины лежат» — кричат призраки. Пение завершается и люди сжигают ветки, расположенные снаружи двери. Все кто попытается войти вынуждены перепрыгивать через кучу горящих веток перед порогом. Когда они попадают в дом, люди спешат к ним с левой и правой сторон, чтобы набрызгать на них воду. Эти ритуалы не допускают демонов обратно в жилье. Некоторые люди идут петь колядки по соседним домам. Они могут петь и плясать, изображать звуки различных животных и птиц (петуха или осла). Все это происходит в середине ночи и каждая семья участвует в церемонии. Целью ритуалов является улаживание противоречий и несправедливости жизни путем символического выбрасывания их на перекрестке. Все желают друг другу в Новом году более мирной и счастливой жизни.

Ритуал «Древний цветок»

В буддийских храмах проводится масштабный праздник-фестиваль в честь Нового года – прыжок Бога Пуджа или «Древний цветок». Актерский состав отправляется в местный храм. Ритуал танцев Бога Пуджа предназначен для изгнания зла и неудач прошлого года и для привлечения удачи и радости, хорошей погоды, хорошего урожая в Новом году. Ежегодно в храме собираются все монахи в большом зале. Около недели монахи повторяют особое заклинание и проводят различные буддийские мероприятия.
Ритуал «Древний цветок» или прыжок Бога Пуджа, как правило, проводится в два дня, по Тибетскому календарю двадцать восьмое декабря -День восьми танцев Бога. Двадцать девятого декабря — день проведения Пуджи.
Двадцать восьмого декабря все монахи в храме садятся в несколько рядов на южной стороне. На Востоке, Юге, Западе расположены зрители. Актер изображает прыжок Бога, зрители благоговейно снимают шляпы и, сложив ладони вместе, молча благословляют Бога. В окружении цветов выносят трех-четырехлетнего ребенка. В полдень Пуджа заканчивается. Монахи звонят в колокола и читают молитвы. Затем кладут цветы перед алтарем. Таким образом вместе со старым годом изгоняют все нехорошее.

Лечение диабетической нефропатии в Китае, в Государственном центре тибетской медицины.

Super User


Тибетский новый год

Основная идея подготовки к празднованию Нового года в Тибете и Непале заключается в избавлении от всего негативного, произошедшего с буддистами за год, внутреннего очищения и наведения порядка вокруг себя, в жилище.

Празднование НГ в Тибете

Традиционный календарь отмечает, что в 2017 году Тибетский новый год (Лосар) встречают 25 февраля, в 2018 – 16 февраля, в 2019 – 5 февраля, а в 2020 году – 23 февраля . Каждый год точная дата определяется по первому дню первого лунного месяца. В предшествии праздника, местные жители проводят традиционные обряды по очищению себя, жилья и окружающих их предметов. Со дня торжества, празднование длится 14 дней, по его завершению наступает еще один важный день для буддистов – Чотрул Дючен.

Подготовительные процессы начинаются со второй половины завершающего год месяца. На юге Непала жители под песенные запевы занимаются заготовкой топлива для празднования, в Лхасе – установкой возвышенностей для флагов на улицах и украшением домов новогодней атрибутикой. Чтобы очистить от накопившихся за год событий жилье, размещенные на крышах зонты и флаги приводят в порядок или заменяют их.

Непальцы исполняют один интересный ритуал перед новым годом – к концу месяца в каждой семье готовится из теста наряженный линг . Владельцы домов заклинают зло вселиться в него, несколько дней линг проводит в почете, а затем в дом приходит лама и забирает фигурку, чтобы выбросить ее в отдаленном месте пересечения дорог. Некоторые предпочитают самостоятельно уничтожать фигурку под крики и ликования.

За день до того, как наступает Тибетский новый год, все внимание домашних посвящается наведению чистоты и порядка. Стены построений и земля возле них разукрашиваются жидким тестом в виде природных или планетных символов: цветов, солнца, луны. В качестве благовоний применяется можжевельник, а основным блюдом для жертвоприношения является чемар. Также пекутся многочисленные пирожки для угощений, готовятся клецки с девятью видами начинок, по ним местные предсказывают свое будущее. В монастырях каждый год в хорошую погоду проводится специальная программа мероприятий (Чам), с танцами в масках, с мечами.

Жители Тибетского нагорья уверены, что с наступлением Нового года, все переворачивается вверх дном. По этой причине целый день тибетцы посвящают кардинальным изменениям и перевоплощениям: богатые наряжаются в бедных и наоборот .

Празднование Нового Года в Непале

В государстве с численностью чуть более 30 миллионов человек, непальской культуре и традициям уделяется максимум внимания, и поэтому новогодние праздники могут организовываться масштабно три раза в год и даже более, но за семейным столом.

Центральная часть страны проводит торжество Тихар осенью, в течение пяти дней зажигаются многочисленные огни, каждый день несет в себе определенную символику и смысл:

  • первый день посвящается угощениям воронов;
  • во второй день местные жители украшают гирляндами и ленточками собак, кормят их;
  • в третий день проявляется почет к коровам и богине Лакшми;
  • четвертый день посвящается переходу к Новому году;
  • в пятый день сестры одаривают цветами и вниманием братьев.

Каждый новый год местными также организовывается праздник – монастырский Чам, длительностью около трех дней. В мероприятии с танцами и пантомимами принимают участие от 4 до 108 подготовленных молодых монахов. Утром посмотреть на праздник приходят местные жители и иностранные гости. Зрелище имеет глубокий тайный смысл, получается захватывающим и пугающим одновременно.

Если в Тибете праздник наступает в конце зимы, то по буддистскому календарю – в конце весны . Непальцы не игнорируют и европейскую дату – 1 января. На национальном уровне выделяется только праздник Бискет Джатра, который отмечается по солнечному календарю.

Официальный Непальский новый год празднуют в апреле, 13 числа . Ночью разжигают костры и ждут восхода солнца. Старые вещи бросают в огонь, что символизирует избавление от проблем ушедшего года.

В первый новогодний день непальцы празднуют День красок, раскрашивая себя и все вокруг в яркие цвета. Во время праздничных шествий все веселятся, на улице можно увидеть наряженных слонов, жонглеров, танцоров, рикши и так далее. Гости и туристы также могут присоединиться к шествию, разрисовать узорами свое лицо и тело.

Так что если вы хотите не просто увидеть празднование непальского нового года, а ещё и принять в нём участие, приезжайте сюда в середине апреля! То, что вы запомните это на всю жизнь, гарантирую!


Смотрите также

Совсем скоро мы будем встречать Новый 2019 год! Есть места на планете, где празднования начнутся намного раньше, чем в Украине. А например, Гавайцы дольше остальных жителей Земли ждут, чтобы считать секунды до полуночи. Тем паче, не каждая культура и религия признает началом Нового года 1 января.

Когда начнется Новый год в разных уголках мира

Пока Украинцы будут только готовиться к празднованию Нового года, некоторые жители планеты уже проснутся после новогодних вечеринок.

Ежегодно тихоокеанская республика Кирибати первая в мире встречает Новый год. Позднее всего Новый год празднуют жители Гонолулу и Гавайев.

Большинство народов, культур и религий празднуют начало нового года, но не всегда в один и тот же день…

  • В Григорианском календаре Новый год выпадает на 1 января каждого года. Первым в истории годом, начатым 1 января был 46 г.д.н.э.
  • Последователи Православной религии и часть грекокатоликов пользуются Юлианским календарем , в котором начало Нового года припадает на ночь с 13 на 14 января (Новый год – по старому стилю).
  • В тибетском Буддизме, Лосар (праздник Нового года) отмечается с первого дня 1-го лунного месяца, когда Солнце находится в созвездии Овна. В 2017 году тибетский Новый год припадет на 27 февраля.
  • Китайский Новый год определяется по китайскому календарю. Этот год начнется 28 января и пройдет под знаком Петуха. В китайской традиции новый год – переходящий праздник, дата его празднования меняется в пределах 21 января - 21 февраля.
  • По еврейскому календарю сейчас 5777 год. Его начало ознаменовал праздник Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) 16 октября 2016 года, в новолуние месяца тишрей.

Тибетский буддизм (ранее также некорр. ламаизм) - направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих к нему областей Гималаев, а также восточных регионов Центральной Азии. Тибетский буддизм - комплекс учений и медитативных техник традиции Махаяны, включая Ваджраяну.

Лосар - тибетский праздник Нового года. Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Связан с чередой очистительных обрядов в канун наступления, и с благопожеланиями начиная с первого дня Нового года. Праздничными являются первые две недели после Нового года. Двухнедельный новогодний цикл завершает буддийский праздник Чотрул Дючен.

В традиционном Тибете подготовка к Новому году начиналась во второй половине 12-го месяца. В южных пригородах Лхасы население с песнями собирало и заготавливало топливо для новогодних монастырских праздников, когда в Лхасе собиралось 20-30 тысяч монахов. На центральных улицах устанавливались шесты для флагов, в Баркхоре их чинили и шили новые. Двери и окна домов украшали лентами и гирляндами. Зонтики и флаги на крышах домов обновляли.

В деревнях перед Новым годом проводились очистительные церемонии. В 22 день 12 месяца каждая семья готовила линга - фигурку из теста, к которой крепили кусочки ткани, шерстяные и шелковые, монетки и украшения, а затем заклинали злых духов войти в фигурку. В течение последующих дней линга почитали, а на 29 день или непосредственно перед Новым годом приглашали ламу, чтобы тот унёс линга из дома и выбросил на перекрёстке.

В последний день старого года в доме наводилась чистота, вывешивались новые танка в алтарях. Стены, столбы и балки домов, земля перед домом с помощью муки или жидкого теста, замешанного на воде, разукрашиваются благоприятными символами (ваза-бумба, цветок, солнце и луна и др.). К дверям прикреплялись ветки можжевельника. В этот день готовилось специальное блюдо чемар, используемое как жертвоприношение в церемониях благопожелания и процветания. Пеклись горы пирожков для подарков.

В семьях готовились клёцки со знаковой начинкой 8 или 9 видов (дерево, бумага, камешек, уголёк, соль, навоз и др.). Эти булочки ели в полдень первого дня нового года. По тому, какая начинка кому доставалась, определяли, каким будет год для получившего эту начинку человека: тот, кто находил бумагу, будет успешен в учёбе или науках, нашедший навоз получит удачу, а дерево - нищету.

Старый год провожают с бросанием торма и выбрасыванием линга, населённых демонами, под аккомпанемент ружей и криков, которые должны разогнать злые силы. В монастырях по случаю проводов старого года разыгрывалась мистерия Чам, включавшую серию танцев монахов в масках, мирян с мечами, и торжественное выбрасывание торма и линга. Чам должен был проводиться в хорошую погоду, астрологи рассчитывали его дату индивидуально.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): Тибетский Новый год (Лосар)
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА САГААЛГАН - 2017

27 февраля 2017 года наступит новый год по буддийскому календарю - год Красноватой огненной Курицы.

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски - Сагаалган ) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

23 февраля, четверг, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану.

24 февраля, пятница, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

25 февраля, суббота, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал . С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» - бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» - для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

ВНИМАНИЕ! В 2017 году ритуал Дугжууба будет проводиться на приво́дной территории дацана (Приморский пр., участок 40-44) - слева от касс ЦПКиО им. С.М.Кирова, от дацана к участку с заготовками для костра нужно будет пройти через подземный переход под Приморским проспектом.

Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу - символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди - очищая душу, потом в ладошках - как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» - увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

26 февраля, воскресенье - день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 - Сахюусан хурал, с 15:00 - молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 27 февраля - торжественный молебен Балдан Лхамо , посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.

27 февраля, понедельник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо , будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен - тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах , которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 27 февраля по 14 марта.

При этом принято на второй день Сагаалгана , 28 февраля, вторник, вешать хий морины - совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов - Хий Морин Сан . «Конь ветра удачи» - это символ, показывающий состояние благополучия человека.

На 15 день Монлам Ченмо , 14 марта, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 15 марта, среда, будет прочитан Додудба - текст из сутры Праджняпарамиты. 16 марта, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал , посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Пресс-служба Санкт-Петербургского дацана

Расписание хуралов на дни празднования Сагаалгана:

18:00 - обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану

10:00-18:00 - Арбан Хангал (Десять Защитников Учения)

10:00-12:00 - Сахюусан хурал