Малыш 1 2 месяца. Второй месяц жизни новорожденного. Динамика в эмоциональном развитии младенца

Самый сложный, адаптационный период, когда и для малыша, и для родителей все было ново и непривычно, успешно завершен. Следующие тридцать дней — время других, не менее важных открытий, грандиозный период усвоения новых навыков, обретения опыта и формирования привычек.

Физическое развитие

На втором месяце жизни организм вашего малыша продолжает развиваться чрезвычайно высокими темпами: взяв хороший старт на первом месяце, малыш активно растет. За предстоящие четыре недели он должен набрать 800–1000 г веса, увеличить рост на 3–4 см, увеличить объем груди и головы на 10–15 мм. В этот период развитие внутренних органов ребенка приобретает активный характер, системы и органы малыша уже не столько адаптируются, сколько входят в ритм, соответствующий внеутробной среде.

Показатели ребенка от 1 до 2 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

53.51-54.53 см

4.150-4.320 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Для обеспечения роста и развития малыша родители должны обеспечить своему ребенку стабильный режим сна и кормления. Задача стоит, прежде всего, перед матерью. Конечно, навязанная еще советской педиатрией система почасового кормления себя изжила, и вполне реально кормить малыша по требованию, при этом ничуть не нарушая его режим. Однако, важно учитывать, что месячный малыш должен спать 18–20 часов в сутки и съедать такое количество материнского молока, которое соответствовало бы 1/5 массы тела малыша.

Если взять, как эталон, вес ребенка 4 килограмма, то в сутки мама должна обеспечить своего грудничка не менее, чем 800 граммами молока. Такое количество пищи дает ребенку возможность полноценного энергообмена, он остается активным, веселым и хорошо набирает вес.


Если родители замечают, что малыш чуть меньше (больше) спит или кушает, то бить тревогу не стоит. Каждый детский организм индивидуален, и соблюдать какие-либо нормативы при налаживании режима отдыха и кормления не стоит - их просто не существует. Как правило, здоровые дети уже в этом возрасте чувствуют свою норму сами и умеют отчетливо дать маме понять о том, что уже насытились.

Если на протяжении второго месяца жизни вашего ребенка вам так и не удалось самостоятельно наладить его режим, - он мало ест и, в основном, спит или капризничает,-то лучше обратиться за помощью к педиатру. Кроме здорового сна у месячных малышей обязательно должен быть еще один источник энергии - обильное питание.

На втором месяце лактация у матери должна быть активной - молока нужно много и часто. Если заметили, что малыш не наедается, измените свой рацион: пейте много жидкости - не менее двух литров в день, добавьте в свое меню творог, рыбу, нежирное мясо, молоко и кефир. Перед кормлением возьмите за правило выпивать чашку некрепкого чая с молоком.

Малыш обретает новые двигательные навыки

Он уже уверенно поднимает головку и может удерживать ее на протяжении 10–20 секунд, в положении лежа на животе ребенок, кроме головы, поднимает и грудь и может оставаться так на некоторое не очень продолжительное время. Лягушачья поза, характерная для первых недель, начинает трансформироваться в человечью: руки и ноги ребенка более расслаблены, он все больше вытягивает их в стороны. Если кто-то из старших поддерживает малыша в сидячем положении, он может покачивать головой, а непроизвольное вздрагивание и подергивание мускулов случается у ребенка все реже.

Любое яркое пятно, погремушка, издающая мелодичные звуки — прелюбопытнейшие предметы для малыша в этом возрасте.


Он крепко хватает игрушку и может удерживать ее некоторое время. А когда руки ребенка не заняты игрушкой, то кулачки его частично раскрыты. Иногда малыш изо всех сил молотит руками по воздуху - и это вполне нормальное явление для детей такого возраста.

Плачет малыш когда устал или не может уснуть

Кроме того, плач малыша может быть своеобразным сигналом родителям о том, что ему одиноко и хочется в родные объятья. Для большинства малышей - попасть на руки к маме или папе - это отличное средство, чтобы успокоиться.

Если ребенок подолгу плачет, доводя себя до того состояния, при котором дрожат ручки и подбородок, при этом он сильно запрокидывает голову, слишком часто срыгивает и мало спит - немедленно покажите его невропатологу.

У малыша и на втором месяце могут остаться кишечные колики. Чтобы свести их к минимуму, маме снова следует обратить внимание на свой рацион: ограничить сладкое, отказаться от винограда и овощей, богатых на клетчатку, от газированной воды и напитков на ее основе.

Облегчить участь ребенка, когда у него начинаются проблемы колик, можно, выкладывая малыша на животик, прикладывая теплую грелку или поглаживая его пузико по часовой стрелке.

В этот период особенное внимание родители должны обращать на кожу малыша и уход за ней . Воздушные ванны, массаж, вечернее купание - не только очень полезные процедуры, но и весьма приятные для ребенка.

На втором месяце жизни дети проявляют все большую активность, уже отдают предпочтение тому или иному виду общения. Самое любимое занятие почти каждого месячного малыша - покачиваться и подпрыгивать. Любят полежать, удобно устроившись на отцовской груди.

К двум месяцам малыш должен обязательно быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом.

Психическое развитие

Второй месяц жизни - тот этап, когда ребенок начинает увереннее пользоваться органами зрения и слуха. Зрительный орган, по сравнению с первым месяцем, развился значительно, позволяя младенцу фиксировать взгляд на неподвижном ярком объекте целых полминуты.

Малыш уже умеет следить глазами за движущимся предметом, при этом он «цепляется» за привлекающий его внимание объект не только взглядом, но и изо всех сил помогает себе, вертя головкой.

Ребенок теперь умеет ловить взгляды родителей , настолько его зрительные способности «повзрослели» за этот короткий отрезок времени. Ребенок может сосредоточить свое внимание на любом из предметов, попадающих в его поле зрения. Обычно родители, проверяя зрительную реакцию малыша, используют несложный тест: в полуметре от глаз ребенка медленно проводят цветной игрушкой - малыш обязательно ведет глазами следом, с той же скоростью, с которой движется заинтересовавший его объект.

Слуховые способности ребенка на втором месяце жизни тоже заметно возрастают. Теперь, услышав любой звук, нарушивший тишину комнаты, малыш активно пытается обнаружить источник шума и определить его местонахождение.

Тест на слух можно провести с помощью той же погремушки, позвенев ею не более 10 секунд вне поля зрения ребенка. После огорошившего его звука, малыш на долю секунды замирает, подсознательно анализируя природу явления. А потом начинает вертеть головой, пытаясь обнаружить «шумный» предмет.

Кроме звуков, издаваемых погремушками, пищалками и другими игрушками, кроме различного рода искусственных звуков, месячный малыш начинает прислушиваться к голосам. Он прекрасно различает интонацию, в ответ на тихий ласковый голос будет поворачиваться спокойно и неспешно, но может испугаться резкого выкрика. Поэтому главное правило разговора в детской комнате: негромко, не резко, спокойно.

Динамика в эмоциональном развитии младенца

В месяц дети способны одарить родителей первыми улыбками. Но эта улыбка не будет беспричинной - она, скорее, станет ответной реакцией ребенка на ваше нежное обращение к нему. Кроме улыбаться многие дети в этом возрасте могут смеяться, и характер смеха у каждого разный: от тихого прерывистого до громкого заливистого.

Ребенок в месячном возрасте предпринимает первые попытки отличать одушевленный объект от неодушевленного: присмотритесь, насколько больше вашего малыша заинтересует другой ребенок, нежели предложенная игрушка. На ребенке или ком-нибудь из взрослых малыш сосредотачивает все больше внимания и наблюдает за ними с таким интересом, что в какой-то момент может показаться - месячный малыш размышляет об увиденном. Характерная неподвижность тела и некоторые из мимических нюансов дают повод сделать выводы о месячном «мыслителе».

Одиночные гортанные звуки, характерные для первого месяца жизни, теперь перерастают в лепетание. Малыш отчетливо произносит «а», «у», «о», «э», «эээ». Гуление зачастую наблюдается на втором месяце жизни.

В конце месяца ребенок уже старательно начинает соединять гласные с согласными и такие «слова», как «эхе», «ах», «хо», «хэ» положат начало богатому словарному запасу вашего малыша.

Если месячный ребенок гулит, то делает это очень эмоционально. В гулении можно уловить и бульканье, и кряхтение, и визжание, и чавканье, и воркование. В каждый звук малыш вкладывает чувство и, возможно, он способен чувствовать настроение родителей, особенно матери, поскольку не утратил с ней ту близкую связь, которая присутствовала между ними на протяжении девяти месяцев вынашивания. Маме он доверяет больше всех, даже сочувствует, когда она чем-то огорчена - уловив настроение, малыш тоже огорчается и начинает плакать.

Дети в этом возрасте начинают интересоваться лицами окружающих. Подолгу изучают черты родителей, пристально их рассматривая.

Даже плач малыша на втором месяце жизни привязан к ассоциативной цепочке: проголодался - плачу - сигнал слышат - меня кормят.

Несмотря на семимильные темпы развития малыша, месячного кроху нужно беречь от слишком яркого света, слишком громких звуков, во время его сна лучше выключать или максимально убавлять звук телевизора и сдерживать при ребенке свои негативные эмоции.

Ученые считают, что умственные способности месячных детей намного выше, чем мы привыкли думать, однако чтение художественной литературы младенцу вслух, скорее всего, практиковать еще рано.

Но вербальное и визуальное контактирование, а также контакт посредством прикосновения принесут много пользы в построении ваших отношений с малышом. Общайтесь с ним как можно чаще, в том числе во время кормления: нежно прижимайте ребенка к себе, поглаживайте, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним. В дальнейшем он будет это «помнить».

Новорождённый ребёнок – уникальное явление. Он развивается необыкновенно быстро, с каждым месяцем приобретая новые умения. Вес малыша увеличивается за 30 дней примерно на килограмм, в росте кроха приобретает 3 сантиметра. Но самое главное – это то, что маленький человек начинает контактировать с миром, с теми, кто ближе к нему, в первую очередь, с мамой. Ребенок на 2 месяце жизни начинает улыбаться!

Каждая мама волнуется, всё ли в порядке с сыном или дочкой. Надо сказать, что все существующие нормы являются приблизительными, и каждый малыш развивается по-своему.

Поэтому, ориентируясь на педиатрические показатели, не следует сравнивать собственного 2 месячного кроху с чужими детьми. Такие «гонки» не приведут ни к чему, кроме волнения родителей.

Что умеет большинство 2-месячных малышей?

  • Держать головку. 2-месячный ребёнок начинает приподнимать её уже после первого месяца жизни. Из положения «лёжа на животе», которое особенно важно для того, чтобы продолжали правильно развиваться позвоночник и брюшные мышцы, малыш может какое-то время удерживать голову на весу. Сначала он только отрывает щёку и лобик от пеленального стола, ко второму месяцу большинство грудных детей достаточно уверенно рассматривает мир вокруг.

Когда новорождённого или месячного грудничка носят вертикально на руках, он кладёт головку на грудь или на плечо взрослого человека, ведь у него пока не хватает сил держать её самостоятельно. Зато, когда исполняется ребёнку 2 месяца, он легко отрывает её от опоры, чтобы изучать всё, что вокруг него.

  • Улыбаться. Это не только радостный для родителей и родственников, но и важный для становления личности момент, свидетельствующий о том, что младенец контактирует с людьми, общается с ними, эмоционально отзывается на их слова, а значит, с точки зрения психологии, у него нарушений нет. Однако дети начинают улыбаться раньше, если с ними разговаривают, напевают им песенки, обращаются к ним, глядя в глаза. Такие эмоции, как правило, становятся следствием визуального контакта, потому что грудничок примерно в два месяца хорошо фокусирует взгляд на лицах.
  • Демонстрировать «комплекс оживления». Этот важнейший термин возрастной психологии обозначает реакцию, которую проявляет ребёнок в два месяца, когда к нему подходит знакомый и любимый взрослый, например, мама, папа, бабушка, дедушка. Выглядит это так: малыш лежит в кроватке, он один в комнате. Он практически неподвижен, может посасывать кулачок, иногда делать небыстрые движения головой. Однако стоит взрослому подойти, склониться, заговорить, как ручки и ножки ребёнка 2 месяцев от роду начинают активно шевелиться. Кроха по мере возможности вертит головой. Такое поведение характеризуется нескоординированными, беспорядочными движениями, но обычно доставляет родителям большое удовольствие – ведь в нём проявляется радость их чада от встречи.
  • Фокусировать взгляд. Если идет второй месяц ребенку, он может задерживаться глазами на движущихся или же, наоборот, неподвижных предметах – это показатель того, что его развитие в рамках нормы. Малыш будет с удовольствием рассматривать игрушку, которую вы показываете ему, провожать её взглядом, поворачивать за ней головку. Это явление свидетельствует об активной работе мозга и правильном развитии зрения.
  • Что может ещё делать ребёнок в 2 месяца? Подносить ко рту и засовывать туда все предметы, которые оказываются у него в руках. Конечно, самостоятельно захватить что-либо пальчиками он ещё не может, но вложенную игрушку, например, не выпустит. Ребёнок держит очень цепко те или иные вещи и тут же тянет их в рот. Это не вредная привычка, а необходимый этап познания мира, поэтому каким-либо образом «отучать» крошку не стоит.
  • Развитие ребёнка в 2 месяца характеризуется и тем, что он внимательно прислушивается ко всему, что происходит вокруг, а также начинает различать родные голоса, в первую очередь, конечно же, мамы. Мочь повернуть головку на её ласковый призыв – одно из базовых умений после первого месяца жизни.
  • Грудничок начинает «гулить», то есть, произносить звуки. Это не имеет отношения к плачу, такое явление можно смело охарактеризовать как общение. Пока взрослые слышат лишь протяжные гласные звуки, которые позже, после 3 месяцев, станут трансформироваться в более сложные конструкции.

Не забывайте, что плач малыша – это также способ коммуникации. Хотя это и нормальное явление, оставлять без внимания его не стоит. Плач – это призыв, просьба о помощи. Маме и папе важно понять, что в этот момент волнует их чадо – ему страшно, мокро, холодно, жарко, неудобно, либо требуется питание. Дети в 2 месяца остро нуждаются в удовлетворении базовых потребностей.

Дневной и ночной режим

Обычно к данному периоду начинает налаживаться распорядок жизни мамы и малыша. Хотя по опыту многих родителей режим как таковой появляется после трёх месяцев, однако, определённое упорядочение жизни уже происходит.

Все события и действия в этот период, несомненно, привязаны к кормлениям. Если малыш на грудном вскармливании и ест по требованию, это может происходить и раз в час-два, и гораздо реже.

Ночные кормления могут быть продолжительными, некоторые мамы практикуют совместный сон, так они могут отдохнуть более-менее полноценно.

Детки, которым дают смесь, имеют в большей степени выраженный режим. Питаются они от 7 до 9 раз за сутки, съедают примерно 120 мл смеси за раз, то есть, в среднем за 24 часа около 800 грамм.

Если ребёнку 2 месяца, развитие его происходит естественно и нормально, он бодрствует от 30 минут до 1,5 часов. Большинство мам стремиться к тому, чтобы ночной сон был наиболее продолжительным и прерывался не более двух раз. Днём многие детки хорошо спят в коляске на улице или на балконе, что даёт возможность женщине сделать какие-то свои дела.

Грудничок 2 месяцев и его развитие

Как мама может помочь своему чаду познавать мир? В таком возрасте нужны простые и подходящие игры и массаж, именно они способны обеспечить правильное и своевременное познание мира.

  • Правильным решением будет подвесить над кроваткой или шезлонгом чада мобиль – специальное приспособление с крутящимися на ниточках фигурками, иногда с механизмом, проигрывающим нежную и спокойную музыку.
  • Лучшие развивающие игры – демонстрация каких-либо предметов. Например, мама берёт в руки яркий колокольчик, сначала звенит им в стороне от головки ребёнка, ожидая, пока он повернётся на звук. Потом медленно проводит перед его глазами предметом и звенит уже в противоположной стороне. Такая тренировка очень полезна, только не стоит двигать предмет быстро – ребёнок ещё слишком мал, чтобы успевать перестраиваться за секунды.
  • Как таковые игры проводить ещё слишком рано, но вот ношение сына или дочки на руках вертикально – очень важное занятие, ведь так расширяется обзор и происходит интенсивное познание мира. Стоит рассказывать ребёнку что-то, напевать, часто менять позу, обращать его внимание на яркие, заметные предметы. Чем больше будет общения и разнообразных впечатлений, тем скорее станет развиваться ваш кроха.
  • Особое значение приобретает грудничковый массаж. Овладеть им внимательным родителям совсем не сложно, зато польза будет огромная. Во время такой процедуры происходит и тактильное, и эмоциональное общение мамы или папы с чадом, укрепляются его мышцы. Массируя спинку и животик, ручки и ножки, личико ребёнка, важно разговаривать с ним, что-то напевать. Отличным решением будут народные песенки и потешки, которые развивают и эстетическое чувство, и ритм, и музыкальность маленького человека.

Не забывайте о мерах предосторожности: при любом немедицинском массаже важно избегать области собственно позвоночника, сердца и печени. Нельзя делать массаж при температуре, когда малыш устал и капризничает, голоден или, наоборот, только что поел.

Характерные проблемы

Самой основной неприятностью, которая случается со всеми детишками до 3-4 месяцев, являются колики. Обусловлено это явление физиологической незрелостью кишечника, иногда накладываются и аллергические реакции. Проявляются колики следующими симптомами:

  • вздутие кишечника;
  • неприятные, колющие ощущения;
  • метеоризм;
  • дискомфорт.

Самое главное, что следует понять каждой маме – это явление временное и абсолютно нормальное. Но облегчать состояние малыша, конечно же, нужно. Как это сделать?

  • Периодически выкладывайте сына или дочку на животик. Делать это необходимо несколько раз в день, но не после еды. Такой естественный массаж животика способствует его оптимальной работе.
  • После кормления поносите кроху «столбиком», чтобы вышел лишний воздух.
  • Делайте упражнение, прижимая ножки малыша к животу и аккуратно распрямляя. Так мам или папа может помочь ему выпустить газы и унять боль.
  • Если малыш кричит, дайте ему какое-либо облегчающее состояние средство, например, Эспумизан или Боботик.
  • Массируйте живот крохи по часовой стрелке. Так вы поможете наладить пищеварительные процессы.
  • Сильные колики с криками младенца некоторые специалисты советуют лечить контактом «кожа к коже»: мамино тепло помогает маленькому человеку расслабиться и заснуть.

Самое главное, что следует понять о развитие крохи в двухмесячном возрасте – ему необходимо ваше внимание, ласка, общение с вами и, конечно, безусловная любовь. Именно эти факторы являются решающими, способствуя нормальному росту, здоровью и психологическому комфорту малыша.

На втором этапе малыш и его организм продолжают активно развиваться. Все органы и системы уже не просто привыкают к новой среде обитания, а начинают входить в ритм внеутробной жизни.
За время второго месяца жизни, ребенок должен вырасти на 3-4 см, прибавить в весе на 800-1000 г, а объем головы увеличивается на 10-15 мм.

Для того, чтобы ребенок продолжал правильно развиваться, родители должны стабилизировать режим сна и кормления. Здесь, большинство зависит от мамы, так как в данный период начинают устанавливаться ее отношения с малышом. Касательно грудного вскармливания, то лучше придерживаться кормления «по требованию». Важно не забывать о том, что ребенку сейчас нужно спать не меньше 18-20 часов в сутки, а количество молока, которое он употребляет, должно составлять 1/5 массы его тела.

Каждый детский организм уникален, поэтому не стоит паниковать, когда ребенок ест или спит меньше. Детки в таком возрасте уже способны чувствовать свою норму и, как правило, дают маме понять, что уже насытились.Обратись к педиатру, если тебе не удается наладить режим ребенка.На втором месяце жизни ребенка, молока у мамы должно быть много. Бывает и такое, что малышу его недостаточно, тогда пересмотри свое питание. Добавь в рацион больше жидкости, творог, рыбу, нежирное мясо и кефир.

Месячный малыш продолжает приобретать новые навыки и в движениях. Он уверенно может удерживать головку на 10-20 секунд, также начинает поднимать грудь, лежа на животе. Когда ребенок лежит, то ручки и ножки уже более расслаблены, он начинает больше вытягивать их в стороны.В этом возрасте, малыша начинают интересовать яркие пятна и погремушки. Также, он способен крепко ухватить игрушку на непродолжительное время.

О чем, кроме голода говорит плач малыша?

Иногда, с помощью плача ребенок хочет продемонстрировать родителям, что ему не хватает внимания и простых материнских объятий. В основном, когда он попадает в руки мамы или папы, он успокаивается. Если малыш постоянно плачет, доводя себя до истерики, при этом у него начинают трястись конечности и подбородок, немедленно обратись к невропатологу.
На втором месяце у малыша все еще могут быть кишечные колики. Для того, чтобы их устранить, маме опять же стоит обратить внимание на свой рацион. Нужно исключить сладкое, отказаться от винограда, газированной воды и овощей, богатых на клетчатку. Для того, чтобы ребенку стало легче, нужно поглаживать его животик по часовой стрелке.

Популярные статьи сейчас

Уход

В это время родителям особенно тщательно нужно следить за кожей ребенка. Массаж, вечернее купание – обязательные процедуры по уходу.

Психическое развитие в этот период

На этом этапе своей жизни ребенок начинает активно и уверенно использовать органы зрения и слуха. По сравнению с первыми неделями, эти органы у ребенка более развиты. Он уже может фиксировать взгляд на одном предмете полминуты. Также, взглядом он следит за движущимися объектами, поворачивая при этом голову.

Если младенец слышит звук, который нарушает тишину, то упорно пытается найти источник шума, что говорит о совершенствование его слуховых способностей. Он начинает хорошо различать интонацию, поэтому может легко испугаться громкого крика и повышенного голова. Стоит стараться поддерживать спокойствие и тишину в помещении, где находится малыш.

В этом возрасте дети начинают демонстрировать эмоции. Первые улыбка и смех – ответная реакция ребенка на доброе и нежное родительское обращение.
Также, для первого месяца характерны гортанные звуки. Ребенок с легкостью произносит «а», «у», «о», «э», что может перерасти в лепетание.
В голове ребенка начинают выстраиваться первые логические цепочки: я голодный – плачу – мама реагирует на сигнал – меня кормят.

Старайся беречь нежные глаза малыша от яркого света. Освещение в комнате младенца должно быть теплым и приглушенным. Следи за тем, чтобы шум телевизора или звонок телефона не были сильно громкими, ведь они могут испугать ребенка, что в дальнейшем может спровоцировать проблемы в психологическом развитии.

В этот период показатели ребенка должны быть:

  • Рост: 53.50 – 54.53 см
  • Вес: 4.150 – 4.320
  • Окружность головы: 33-37 см
  • Обхват грудной клетки: 33-34 см

Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание – те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту – педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.
Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа – одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап – надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению – теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился – малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением – произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки "а", "о", "э", "у", "ээ". А в конце месяца старается объединять их с согласными ("ха", "хэ", "эхэ"). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!