Маршруты терренкура в детском саду конспект занятия. Терренкур - туристический поход по территории детского сада "в поисках карты". Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Номинация

Цели, задачи, методы

Проект "Образовательные терренкуры"

Цель проекта: воспитать здорового, всесторонне, гармонично развитого воспитанника ДОУ, активного в выборе содержания своего образования в процессе прохождения маршрутов образовательных терренкуров.

Задачи проекта:

- создание безопасных территориальных условий для пеших прогулок;

Создание условий для проявления индивидуальности, инициативности и самостоятельности в различных видах образовательной деятельности;

Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованием ФГОС ДО;

Формирование потребности в познавательной деятельности, двигательной активности, здоровом образе жизни.

Новизна заключается в том, что термин «терренкур», используемый в санаторно-курортном лечении авторы применили к области образования, к построению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО одновременно с оздоровлением организма воспитанника ДОУ.

Терренкур (нем.: местность+оздоровление) – метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам.

Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей, по всей территории ДОУ, с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, при прохождении которого реализуется воспитательно-образовательный процесс одновременно с оздоровлением организма воспитанника.

Принципы лежащие в основе проекта:

Принцип научности состоит в применении обоснованных и практически адаптированных методик, направленных на оздоровление и укрепление организма воспитанников.

Принцип доступности и индивидуальности - построение индивидуальной воспитательно-образовательной траекториина основе особенностей, потребностей, инициативы, интересов каждого ребенка, дающей воспитаннику право выбора содержания своего образования.

Принцип экологического воспитания рассматривается, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, бережного отношения к живой и неживой природе, окружающей среде.

План реализации проекта:

1 ЭТАП Теоретический:

›Подготовка проекта «Образовательные терренкуры»;

› Календарно-тематическое планирование образовательных терренкуров для всех возрастных групп ДОУ;

›Обследование территории ДОУ, определение расположения, содержания, дизайна стационарных станций;

›Разработка мероприятий по обеспечению техники безопасности детей на каждой станции;

›Написание дополнительной общеразвивающей программы «Образовательные терренкуры-метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

2 ЭТАП Практический:

› Благоустройство территории ДОУ;

›Оформление карты-схемы маршрутов терренкура с указанием расположения стационарных станций на территории ДОУ;

›Изготовление переносных макетов, табличек с названиями станций и указателей к ним;

›Оформление станций в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей;

›Проведение образовательных терренкуров по всей территорииДОУ для всех возрастных групп.

Подготовка территории ДОУ к практической работе:

›Создание 8 стационарных станций («Спортландия», «Зеленая аптека», «Цветочный сад», «Птичья столовая», «Песочный островок», «Правила дорожного движения» «Огород», «Отдых»);

›Создание мини-огородов, цветников, малых архитектурных форм, спортивных сооружений, дорожек здоровья;

›Создание условий для совместного творческого и физического труда детей и взрослых;

›Создание условий для познавательного развития, опытно –экспериментальной, исследовательской, наблюдательной деятельности воспитанников;

›Создание условий для спортивной, подвижной, малоподвижной, дидактической, театрализованной, творческой, интеллектуальной игры.

Кроме стационарных станций на территории ДОУ располагаются мобильные станции, их расположение, название, содержание педагог планирует исходя из стоящих перед ним задач и интересов детей.

Подготовка педагогического коллектива к практической работе:

›Изучение литературы по данной тематике;

›Подготовка консультаций;

›Проведение семинаров-практикумов;

›Создание творческой группой педагогов проекта «Образовательные терренкуры»;

Написание дополнительной общеразвивающей программы «Образовательные терренкуры-метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

›Календарно-тематическое планирование для каждой возрастной группы ДОУ;

›Разработка сценариев образовательного терренкура.

Подготовка родителей (законных представителей)воспитанников к практической работе:

›Индивидуальные и групповые консультации;

›Общение на сайте педагога, группы, ДОУ МАДОУ "Детский сад "Полянка" п. Мирный" Томского района

›Родительские собрания;

›Привлечение к подготовке и участию в образовательных терренкурах.

Когда вся подготовительная работа была проведена, педагоги повели воспитанников по маршрутам образовательных терренкуров, проходящим через стационарные и мобильные станции, через экологические и оздоровительные тропы, реализуя воспитательно-образовательные задачи, интегрируя 5 образовательных областей. При переходе от станции к станции воспитанники выполняют физические упражнения, упражнения на дыхание, следят за осанкой. На каждой станции образовательного терренкура воспитанники усваивают образовательную программу.

Подробная инструкция

Требования к организации маршрута образовательных терренкуров: ›

›- Учет физической нагрузки, познавательного содержания, интересов воспитанников;

›- Учет возрастных особенностей воспитанников (для детей 2-3 лет продолжительность маршрута 30 мин., 2-3 станции; для детей 5-7 лет продолжительность 1-1,5 часа, 6-7 станций);

›- Учет времени года и погодных условий;

›- Соответствие одежды и обуви времени года, погодным условиям;

- ›Проведение с воспитанниками инструктажа по технике безопасности;

›- Утверждение маршрута старшим воспитателем ДОУ;

›- Наличие аптечки!

Правила проведения образовательного терренкура:

1. ›Регулярность прогулок;

›2. Проведение терренкура во время утренней или вечерней прогулки (не рекомендуются прогулки после еды);

3. ›Одежда не стесняющая движения, воздухопроницаема, легкая, обувь удобная;

4. ›Соблюдение правил Сан.Пина., техники безопасности;

5. ›Выполнение физических упражнений и упражнений на восстановление дыхания при переходе от станции к станции;

6. ›Правильная осанка;

›7. Ровное дыхание

8. Хорошее настроение.

Правила построения воспитательно-образовательного процесса:

› Педагог, воспитанники определяют тему терренкура;

›Педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура (в зимнее время года продолжительность укорачивается, в летнее - увеличивается);

›Совместно с детьми определяет станции, которые они хотели бы посетить, прокладывает маршрут терренкура;

›Подбирает соответствующие возрасту варианты деятельности, материалы, игры, физические упражнения, которые выполняться в пути и на станциях терренкура (детям предоставляется выбор);

›Подбирает инвентарь, переносные макеты.

Образовательный терренкур сопровождается контролем:

›Познавательной активности, содержательной насыщенности, соответствия возрастным характеристикам воспитанников;

›Выбора вида деятельности, материалов, содержания образования;

›Соблюдения техники безопасности;

›Соблюдения правильного дыхания;

›Соблюдения правильной осанки;

›Правильности выполнения физических упражнений;

Сохранения оптимальной нагрузки;

›Появления у участников маршрута приятной усталости к концу пути.

Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты:

1. благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды;

2. создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;

3. активизация у воспитанников выбора вида деятельности;

4. снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;

5. экологическое воспитание детей;

5. формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту;

6. крепкое здоровье воспитанников.

Анализ результатов проекта и выводы

В течении года педагогический коллектив МАДОУ "Детский сад "Полянка" п. Мирный" Томского района работал над проектом "Образовательные терренкуры", поэтому можно говорить о полученных результатов.

Полученные результаты:

››Благоустроена территория ДОУ, созданы условия для пеших прогулок, преобразована развивающая предметно-пространственная среда;

›Развита познавательная активность воспитанников, активизирован выбор вида деятельности, содержания образования;

Снижена детская заболеваемость, развито стремление к здоровому образу жизни, закаливанию;

Сформированы основы безопасного поведения на каждой станции терренкура, дорогах, улицах, в быту.

›Повышена профессиональная компетентность педагогов в условиях инновационного развития ДОУ;

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

›Создана картотека сценариев образовательных терренкуров для всех возрастных групп.

По тематике данного проекта были проведены следующие мероприятия:

Областной практико–ориентированный семинар «Роль образовательных терренкуров в экологическом воспитании дошкольников» 56 участников (педагоги области)

Районный практико-ориентированный семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» 24 участника (педагоги района) .

На семинарах педагоги нашего ДОУ транслировали практический опыт и теоретические знания, а также проводили мастер-класс, демонстрирующий подготовку и проведение образовательных терренкуров.

На данный момент в ДОУ существует практика ежемесячного проведения образовательных терренкуров во всех возрастных группах, в любое время года. Кроме того, проводятся общесадовские терренкуры, терренкуры с участием родителей, участием учеников начальной школы.

Ежемесячно размещаются отчеты для родителей, общественности на сайтах ДОУ (http://tom-dsmirny.dou.tomsk.ru/), группы, педагогов.

Написана дополнительная общеразвивающая программа "Образовательный терренкур - метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагоги активно транслируют свой опыт на различных МО, семинарах, конференциях. Кроме того, наш детский сад в 2016 году был признан инновационной площадкой, а также в 2017 году получил статус "Центра непрерывного экологического образования" благодаря реализации проекта "Образовательные терренкуры" в ДОУ.

Выводы:

Проект "Образовательные терренкуры" является универсальным, удобным, не требует больших материальных затрат для его реализации. Необходимым условием является наличие большой по площади территории ДОУ. Работа по данному инновационному проекту привела к положительному эффекту в процессе всестороннего, гармоничного развития дошкольника, а также в процессе укрепления и оздоровления организма воспитанника. Наши дети стали реже пропускать детский сад по причине заболеваемости. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с инновационной деятельностью позволила активизировать выбор деятельности воспитанников, выбор содержания их собственного образования, проводить экологическое, патриотическое, нравственное воспитание дошкольников одновременно с приобщением к здоровому образу жизни. Мероприятия по использованию инновационных технологий охватывают все виды деятельности дошкольников, позволяют построить индивидуальный маршрут развития каждого дошкольника.

Но самым главным результатом работы по проекту "Образовательные терренкуры" мы считаем счастливые лица родителей, когда они каждый день приводят своих розовощеких, здоровых детей в наш детский сад, а дети с удовольствием ходят к нам, нашим педагогам, по маршрутам образовательных терренкуров.

Видео-интервью

Видео интервью с родителями 2 минуты - http://hdd.tomsk.ru/desk/ncfcnyzj#, полная версия видео интервью 11 минут - http://dropmefiles.com/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Консультация для педагогов: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕРРЕНКУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 Выборгского района Санкт-Петербурга Подготовила Заведующий ГБДОУ д /с № 126 И.Е.Писаренко

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна: обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в т.ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения; быть содержательно-насыщенной, трансформи-руемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Терренкур – (нем. terrain – местность, участок, территория; и нем. kur - лечение) - метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Естественный терренкур лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ образовательного терренкура Оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых. ЗАДАЧИ образовательного терренкура упражнение детей в основных движениях; развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации; воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Маршрут терренкура включает в себя: специально созданные центры, спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие всевозможные объекты на территории ДОУ

Маршрут разбивается на несколько « станций» или домов При этом не все «Дома» стационарны, их периодически можно менять в зависимости от игровых интересов детей. Каждая «станция» может иметь свое название, например: «Дом феи воды» «Лунные кратеры» «В стране сказок» «Поляна богатырей» «Центр отдыха» «Метеостанция»

«Дом феи цветов» «Птичья столовая» «Лабиринты» «Центр скалолазания» «Зона асфальтовых игр»

Структура пеших прогулок сбор и движение до следующей остановки терренкура остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых комплекс оздоровительных игр и физических упражнений самостоятельная деятельность детей сбор дошкольников и возвращение в группу

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно-исследовательской деятельности на территории ДОУ «Дом Самоделкина» «Островок размышлений» «Королевство кисточки»

«Дом царицы Математики» «Владения мыльного пузыря» «Стена музыки» «Бюро находок»

Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты. Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги».

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории прилегающей к ДОУ в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Инсталляция (англ. Installation – размещение, установка, монтаж) – это пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов. Примером станций образовательного терренкура служат инсталляции из бросовых материалов:

Инсталляции помогают мыслить по-новому, обогащают мир детской игры. Вот лишь несколько упражнений на развитие восприятия у дошкольников с помощью инсталляций: «Занятие с сенсорной коробкой» «Ходьба босыми ногами по большим камням» «Игра в «весы» «Игра в «сортер» «Подбор предметов по цвету» «Топтание на кучке маленьких камней» «Бросание камней в воду» «Упражнения на развитие слуха» «Занятие с тактильным мешочком» «Балансирование на камнях»

Терренкур – единое образовательное пространство для развития ребенка Такое игровое прост-ранство способствует физическому, интел-лектуальному и психо- эмоциональному раз-витию ребенка: он многому учится – общаться с окру-жающим миром, у него развивается речь, крупная и мелкая моторика, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Требования к организации образовательных терренкуров с детьми и соблюдению правил в ходе их проведения Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре и утверждаются старшим воспитателем ДОО. Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий. Прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Цветочный сад: однолетние растения (уход за цветами в зоне игр на асфальте)

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 217» г. Барнаула Алтайского края - призер городского конкурса «Лучшее оформление территории ДОУ - 2013». Проект, представленный педагогами ДОО, был удостоен золотой медали во Всероссийском заочном конкурсе «Призвание - воспитатель» за комплект методических материалов для педагогов « ».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), сформулированы требования к ДОО, делающие акцент на территории (участке), прилегающей к образовательной организации или находящейся на небольшом удалении от нее, приспособленной для реализации образовательной программы дошкольного образования и включающей материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и , учета и коррекции недостатков развития.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в т. ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения; быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории, прилегающей к ДОО, в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, путем составления летней сетки занятий в ДОУ.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация центров познавательно-исследовательской деятельности на участке детского сада. Воспитатели разных возрастных групп, инструктор по физической культуре, методист (старший воспитатель) совместно разрабатывают несколько специальных образовательных маршрутов, или образовательных терренкуров, по территории ДОО разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, их возраста, интересов.

Терренкур (нем. terrain - местность, участок, территория, kur - лечение) - метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Естественный терренкур в ДОУ лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур, входящий в летнюю сетку занятий в ДОУ способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.

Образовательные терренкуры в ДОУ- это часть летней сетки занятий ДОУ, а так же специально организованные маршруты для детей по территории с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

Цель образовательного терренкура в ДОУ - оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачи образовательного терренкура в ДОУ

Упражнение детей в основных движениях; развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации; воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.


Ораторская площадка

Требования к организации образовательных терренкуров в ДОУ

Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре, утверждаются старшим воспитателем или методистом ДОО; оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий; прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути; одежда и обувь воспитанников для пеших прогулок должны соответствовать сезону года и погодным условиям; обязательно наличие аптечки.

Образовательные терренкуры в ДОУ подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Маршрут терренкура по территории ДОУ включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОО. Как правило, многие групповые участки оформлены в определенном стиле, например: «Зоопарк», «Морская гавань», «Космодром». В этом случае маршруты терренкура могут включать посещение этих участков, если это отвечает поставленным задачам или интересам детей.

Как осуществляется образовательный терренкур в ДОУ

Прогулки по терренкуру в ДОУ проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности дошкольников.

Маршрут терренкура в ДОУ разбивается на несколько «станций», или «домов». Каждая «станция» может иметь свое название: «Метеолаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха и т. д. При этом не все «дома» стационарны, расположение некоторых из них можно периодически менять. В жаркое летнее время может появиться «Дом Феи воды» (плескательница или надувной бассейн, самодельные брызгалки), осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой - снежный лабиринт.

Для создания новых «домов» удобнее всего использовать переносные плоские макеты. На них контуром обозначается какая-либо фигура, например сказочного персонажа (Царевны-лягушки, Бабы Яги, Дюймовочки, Мальвины, Кота в сапогах), или остов ракеты, теремка, домика Бабы Яги. Переносной макет крепится на подставку и устанавливается в любом месте на территории ДОО перед началом движения по терренкуру в ДОУ.

Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Продолжительность пешеходного маршрута для старших дошкольников составляет 1,5 ч, для младших - 1 ч. Они начинаются с построения парами на улице. Инструктор по физической культуре или воспитатель идут впереди и определяют темп движения.

Непосредственно в проведении пеших прогулок могут участвовать 2–3 взрослых (воспитатель группы, инструктор по физической культуре, помощник воспитателя, родители).

Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОО есть баннер с обозначенными центрами познавательно-исследовательской деятельности, зонами отдыха, спортивными сооружениями, то составление маршрута возможно с участием самих дошкольников, с учетом предварительной работы по обсуждению условных обозначений на баннере.

С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом с учетом цели терренкура в ДОУ, времени года, возраста воспитанников и т. д.


Сюжетное задание «Победи Змея Горыныча - распутай узел»

Каким может быть терренкур в ДОУ

Структура пеших прогулок предполагает:

сбор и движение до следующей точки маршрута; остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельную деятельность детей; сбор и возвращение в группу.

При проведении образовательных терренкуров с детьми педагоги должны соблюдать определенные требования к их организации и правила безопасности.


Тренировки на баскетбольной площадке

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура в ДОУ от одного «дома» к другому, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.

Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: он учится общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь и ее интонационная выразительность, глазомер, соотносящие движения.

В качестве примеров «станций» образовательного терренкура можно привести следующие.

«Дом Самоделкина» - мастерская, где дошкольники занимаются созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т. д. Здесь расположены столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.

«Владения мыльного пузыря» - стол на одной ножке, большая емкость с мыльным раствором, трубочки для коктейлей, сложенные в разные пакеты (по количеству детей). Здесь дошкольники могут попускать мыльные пузыри, раствор для которых делают педагоги согласно графику следования по терренкуру в ДОУ.

«Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута терренкура.

Для оформления «Дома царицы Математики» на участке ДОО заранее заготавливается природный материал (камни, шишки, палочки, желуди, каштаны), который используется для упражнений в счете; крепится на заборе или устанавливается переносная доска для мела. Для знакомства дошкольников с геометрическими фигурами на этой станции может использоваться песок или асфальт.

Для оформления «Королевства Кисточки» под навесом ставятся лавки, столы, на которых размещаются краски, карандаши, бумага, емкости для воды. Если эта станция образовательного терренкура находится в специально отведенном для отдыха месте, целесообразнее использовать мольберт с закрепленным заранее листом бумаги для коллективной работы детей.

Инсталляция (англ. installation - размещение, установка, монтаж) - это пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов).

Еще один пример «станции» образовательного терренкура в ДОУ- инсталляции из бросовых материалов. Их отличие от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого арт-объекта для показа на выставке, а является активным его пользователем, игроком. Если композиция подвижна (например, имеет пропеллеры, обладает шумовыми эффектами), воспитанник может ее «оживить». Необходимо, чтобы он активно занимался игрушкой: стучал, гремел, задействовал все имеющиеся элементы. Инсталляции позволяют мыслить по-новому, обогащают мир детской игры.

Инсталляции в ходе терренкура в ДОУ

С помощью инсталляции можно создать стену с нетрадиционными музыкальными инструментами - шумелками, стучалками, гремелками, закрепив на доске разные металлические детали.

Оригинальны инсталляции в виде мобиля - это декоративный, часто юмористический проект художественного воображения, подвесная конструкция (ее разные элементы соединены проволокой в одной точке). Мобили создаются, как правило, из бросового или природного материалов. Для этого применяются проволоки, трубки, стержни, которым можно придать криволинейную форму; в качестве закрепляющих элементов используются нитки, леска, веревка, проволока, цепочки. В одном мобиле можно совмещать разные материалы.

По мере прохождения маршрута образовательного терренкура дети выполняют разные задания, при этом используют или изготавливают необходимое оборудование и атрибуты. Чаще всего дошкольники играют с камешками (как наиболее часто встречающимся объектом), но находят применение также листьям, шишкам, семенам и т. д.

Примеры заданий для терренкура в ДОУ

Остановимся подробнее на некоторых заданиях и упражнениях, которые могут быть предусмотрены маршрутом терренкура в ДОУ.

Так, среди заданий, которые можно предложить детям, например на станции «Дом царицы Математики», - выкладывание последовательности: разложить камешки по размеру (от маленького к большому) или составить более сложные ряды (например, выложить одинаковое количество камешков разной длины или, наоборот, разное их количество в рядах одной длины). Ребенок должен понять, в каком ряду больше, меньше или одинаковое количество камешков.

Следующее задание - выкладывание геометрических фигур, цифр: педагог рисует на песке или асфальте контур фигуры, а дети повторяют его с помощью камешков. Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно предложить отгадать фигуру по точкам (например, педагог выкладывает три камешка, ребенок догадывается, что это треугольник). Интересна игра в « крестики-нолики» с помощью камешков двух цветов на поле, начерченном на песке или асфальте.


Центр метания

Уместным при посещении данной станции будет знакомство с цифрами и алфавитом: педагог рисует на камнях цифры или буквы и использует их как дидактический материал.

Также можно предложить дошкольникам следующие упражнения на развитие восприятия:

ходьба босыми ногами по большим камням; топтание на кучке маленьких камешков; выкладывание из камней «дорожки» для пальчиков; занятие с сенсорной коробкой: в коробку насыпают песок, помещают большие и маленькие, гладкие и шершавые камешки; дошкольники, не глядя, отыскивают нужные предметы руками или топчутся ногами по такой смешанной поверхности; занятие с тактильным мешочком: в небольшой непрозрачный мешок насыпаются камешки различной величины, формы и фактуры; дети по просьбе педагога ищут гладкий, длинный, шершавый, круглый, маленький камешки; балансирование на камнях: педагог ставит на камни различной высоты доски, воспитанники ходят по ним, балансируя; упражнение на развитие слуха: дети стучат камешками по различным поверхностям (друг о друга, по дереву, пластику, металлу) и выясняют, какой звук выше, ниже, какой звук выдает большой камень, а какой получается выбить у маленького; бросание камней в воду (лужу, тазик) и наблюдение за последствиями в зависимости от размера, веса и формы камня, глубины водоема; подбор предметов по цвету: дети подбирают к заранее подготовленным цветным карточкам камешки, окрашенные в соответствующий цвет; игра в «сортер»: в небольшой коробке делается несколько отверстий различного диаметра - для маленьких, средних, больших камней; в другой коробке - для овальных, круглых, длинных и коротких камней; игра в «весы»: обычная вешалка с прикрепленными к ее краям пакетиками помещается на ветку дерева; дошкольники, складывая камешки в мешочки, определяют, какой из них тяжелее или сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень (разнообразить игру можно, попробовав определить сначала вес по внешнему виду или взвешиванием на руке, а затем проверить результат на «весах»).

Интересным заданием для детей будет также сортировка природного материала. Для сбора и сортировки природного материала понадобятся несколько коробок-сортеров. Для наглядности на ячейки коробки приклеиваются картинки с соответствующими изображениями: камни, ветки, шишки, семена, мох, трава. Можно взять на прогулку несколько коробок-сортеров: в одну складывать камни разной величины и цвета, в другую - образцы почв и т. д. в зависимости от цели прогулки, прохождения маршрута терренкура в ДОУ.

Сортер - это закрытый контейнер с отверстиями разной формы, который позволяет ребенку сортировать предметы по форме, размеру. Если сортер предполагает классификацию предметов по цвету, структуре, типу, то в качестве сортера можно использовать коробку (например, из-под яиц) с разными отделениями, окрашенными в разные цвета.

На станции «Бюро находок» можно предложить воспитанникам игры в «находилки». С этой целью изготавливаются специальные карточки с изображением контуров листьев деревьев, растущих на территории детского сада, контура или рисунка растений, объектов живой природы (дерева, цветка, травки, птицы), искусственного ландшафта (огорода, цветника, теплицы, клумбы). Карточки для зарисовки местонахождения того или иного объекта нужно приготовить заранее.

Они могут быть как коллективными, так и индивидуальными. С коллективными карточками играет вся группа детей. Они находятся у педагога, и по мере продвижения по маршруту он совместно с воспитанниками отмечает (либо галочкой, либо обводя контур), что из объектов уже было найдено и где найти другие. Можно использовать несколько одинаковых карточек для работы детей по подгруппам. В данном случае в игру добавляется элемент соревнования.

К изготовлению индивидуальных карточек лучше привлечь родителей. Сортировать их можно по типу растений или природного материала.

В качестве примера в приложении представлены маршруты терренкуров в ДОУ для младших и старших дошкольников.

Приложение
Примерные маршруты терренкуров на территории ДОО для детей младшего и старшего дошкольного возраста 1

Младший дошкольный возраст

Построение детей

1-я остановка - «Цветочный сад: многолетние растения»

Дети рассматривают то, что находится на участке, называют знакомые цветы, в зависимости от времени года рассказывают, как за ними нужно ухаживать. Остановка длится 5 мин.

2-я остановка - «Будущие олимпийцы»

Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или инструктор по физической культуре организует игры с дошкольниками и физкультминутки 2 . Время остановки - 30 мин.

Дыхательная игра «Хомячки»

Дети «превращаются» в хомячков, прячущих за щеками корм: надувают щеки, закрывают рот, дышат только носом - так проходят 10 шагов. Далее по сигналу воспитателя или инструктора по физической культуре хлопают по щекам кулачками, так чтобы воздух вышел изо рта, и делают еще 15 шагов.

Затем игра повторяется. Педагог следит за осанкой дошкольников и правильностью дыхания. Упражнение проводится в течение 2 мин.

Упражнение «Какая красивая спина»

Воспитатель или инструктор по физической культуре проговаривает текст, показывает соответствующие движения, дети повторяют за ним.

Педагог:
Руки вдоль туловища,
(Дети встают прямо.)
Мы свели лопатки.
(Сводят лопатки, руки держат на поясе.)
Мы походим на носках,
(Поворачиваются вокруг себя на носках.)
Мы пойдем на пятках.
(Поворачиваются вокруг себя на пятках.)
Пойдем мягко, как лисята,
(Ходят по-лисьи.)
Ну, а если надоест,
Пойдем дружно, как медведь.
(Ходят по-медвежьи .)

В ходе выполнения упражнения педагог следит за правильностью осанки воспитанников и при необходимости поправляет их.

Игра «Дождик»

Игра проходит аналогично предыдущему упражнению. Воспитатель или инструктор по физической культуре проговаривает текст, показывает соответствующие движения, дети повторяют за ним.

Педагог:
Дождик, дождик! Что ты льешь?
(Дети делают 4 хлопка.)
Погулять нам не даешь?
(Выполняют притопы.)
Дождик, дождик! Полно лить!
(Делают 4 хлопка.)
Деток, землю, лес мочить!
(Прыгают на месте.)
После дождика на даче
(Ходят простым шагом.)
Мы по лужицам поскачем.
(Прыгают вперед-назад, как будто через лужи.)

Игра «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному. По свистку воспитателя или инструктора по физической культуре они выполняют соответствующие движения:

1 свисток - прыгают на двух ногах;

2 свистка - останавливаются;

3 свистка - ходят в полуприседе.

Соответствие количества свистков движениям оговаривается заранее.

Игра «Болото»

Дети делятся на команды - «лягушки» и «журавли». Воспитатель или инструктор по физической культуре играет роль ведущего. Участники команд встают с двух противоположных сторон площадки. Посередине рисуется круг - «болото». Дети вступают в диалог, который заканчивает ведущий.

Лягушки:
​Лягушечки-квакушечки
По бережку гуляют,
Комариков-судариков
И мошек собирают.

Журавли:
Журавлики-кораблики
Летят под небесами,
Все серые и белые
И с длинными носами.

Ведущий:
Лягушечки-квакушечки,
Коль живы быть хотите,
То поскорей от журавлей
В болото уходите.

«Лягушки» прыгают по кочкам в «болото», «журавли», махая «крыльями», пытаются поймать их. Пойманные «лягушки» выходят из игры. Игра длится до тех пор, пока не останется только две «лягушки».

Игра «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, держа руки за спиной. Воспитатель или инструктор по физической культуре играет роль ведущего. Он обходит круг с внешней стороны с игрушкой-лисой, незаметно вкладывает в руку одному из стоящих в кругу детей игрушку - выбирает, кто будет «лисой», а сам становится в центр круга. Ведущий, дети и «лиса» вступают в диалог.

Ведущий и дети:
Хитрая лиса, где ты?

Лиса:
Вот я!

Все участники разбегаются и прячутся в любом месте, но так, чтобы ноги не стояли на земле. Те, кто не успел это сделать, и кого «лиса» осалила, попадает в «лисью нору». Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока.

Затем движение по маршруту терренкура продолжается.

3-я остановка - «Зона отдыха»

Дети рассматривают, какие деревья растут на участке детского сада, называют их, находят сходства, отличия. Остановка длится 5 мин. Круг вопросов и характер обсуждения зависит от возраста детей.

Старший дошкольный возраст

1-й вариант маршрута

Построение детей

Начинается маршрут с построения воспитанников по парам у входа детского сада.

1-я остановка - «Центр метания»

Воспитатель или инструктор по физической культуре организует с детьми метание в вертикальные и горизонтальные цели разными способами. Время остановки - 10 мин.

Игра «Самый меткий»

Дети по очереди кидают мяч в цель с определенного расстояния. Дается по 3 попытки на метание правой и левой руками. В конце объявляется победитель - самый меткий участник.

2-я остановка - «Зона игр на асфальте»

Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», лабиринты, «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами, изображениями животных (например, кота, цыпленка, собачки, воробышка и т. д.). Остановка длится 15 мин.

Игра «Змейка»

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Оказавшегося крайним в цепи назначают водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, описывая разнообразные фигуры: по нарисованным контурам и кругам, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее распрямляет. В конце игры «змейка» останавливается, закручивается вокруг водящего.

Дыхательная игра «Король круга»

Дети встают в круг и по считалке выбирают водящего, который становится вместе с остальными игроками. В центре круга в лунку кладут мяч. Дошкольники, называя по имени водящего, произносят: «…(называют имя водящего), не спи, мяч быстрей бери!» Игроки разбегаются, а водящий бежит к лунке, берет мяч и кричит: «Стой!» Затем называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если он промахивается, то остается водящим - «королем»; если попадет в игрока, тот, в свою очередь, становится «королем» и игра повторяется.

Упражнение на дыхание «Носорог»

Проводится с целью развития правильного носового дыхания. Воспитатель или инструктор по физической культуре предлагает детям «превратиться» в носорогов: сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. Выдох может быть как с голосом, так и бесшумным. Упражнение повторяется 2–3 раза.

Игра «Перебежки»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома», расстояние между ними - 10–20 м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают «дома». В середине площадки становится водящий. Игрокам нужно из одного «дома» перейти в другой. Но водящий их не пропускает, стараясь осалить перебегающих. Тот, кого осалили, выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

Движение по маршруту терренкура продолжается.

4-я остановка - «Птичья столовая»

Дети останавливаются возле кормушек, рассматривают их и выполняют задания воспитателя или инструктора по физической культуре: найти самую высокую, самую низкую кормушку, покормить птиц и т. д.

Заканчивается маршрут терренкура у входа в детский сад.

<и>2-й вариант маршрута

Построение детей

Начинается маршрут с построения воспитанников по парам у входа детского сада.

1-я остановка - «Центр скалолазания»

Воспитатель или инструктор по физической культуре предлагает детям полазить разными способами по специальной доске для скалолазания. Время остановки - 10 мин.

2-я остановка - «Тропа здоровья»

Воспитатель или инструктор по физической культуре предлагает детям походить по «Тропе здоровья», основными целями которой являются:

профилактика плоскостопия, улучшение координации движений; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Время остановки - 10 мин.

3-я остановка - «Школа мяча»

Во время этой остановки воспитатель или инструктор по физической культуре организует игры с детьми и физкультминутки. Время остановки - 30 мин.

Дыхательная игра «Короли ветров»

Детям раздаются вертушки. Воспитатель или инструктор по физической культуре говорит: «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех».

Воспитанники делятся на пары и по команде воспитателя или инструктора по физической культуре дуют на вертушку. Педагог показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Чья вертушка будет дольше крутиться, тот и победил. Победителям торжественно присваивают титул «Короли ветров».

Игра «Поймай комара»

Игроки становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель или инструктор по физической культуре встает в середину круга. Он держит в руках прут длиной 1–1,2 м с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура - 50 см.

Педагог обводит прутом («кружит комара») над головами игроков. Дети стараются поймать «комара», когда он пролетает над ними. Тот, кто схватит «комара», говорит: «Я поймал!» Затем игра повторяется.

Игра «Найди свой цвет»

Детям раздают флажки 3–4 цветов, они группируются по 4–6 человек в разных углах площадки. В каждом углу воспитатель или инструктор по физической культуре ставит на подставке цветной флажок. По сигналу педагога «Идите гулять!» воспитанники расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» они собираются возле флага соответствующего цвета. Педагог отмечает, участники какой группы собрались быстрей.

Игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Дети располагаются в разных местах площадки. Воспитатель или инструктор по физической культуре встает в центре, берет большой мяч и, отбивая его рукой о землю, читает стихотворение С. Я. Маршака «Мяч» («Мой веселый, звонкий мяч…«). Затем подзывает к себе игроков и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в заданном темпе.

Педагог кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой так, как будто продолжает отбивать мяч. Дети прыгают, стараясь соблюдать прежний темп. Закончив читать стихотворение, педагог говорит: «Догоню!» - и воспитанники разбегаются. Он пытается их поймать, делая обманчивые движения в разные стороны, затем отдает команду: «Построиться!»

4-я остановка - «Джунгли»

Это уголок нетронутой природы на территории ДОО с искусственной насыпной травяной горкой. Здесь есть оборудование для лазанья, объемные макеты разных животных.

Дети рассматривают, что находится на участке, выполняют задания разной степени сложности: подъем и спуск по травяной горке, хождение по бревну, спрыгивание с камней и пеньков.

Заканчивается маршрут терренкура при входе в детский сад.

1 Маршруты разработаны старшим воспитателем Е. Б. Мельниковой и инструктором по физической культуре Н. Н. Бачеровой МБДОУ «ЦРР - детский сад № 217» г. Барнаула Алтайского края. - Примеч. авт. 2 Можно проводить другие подвижные игры, соответствующие возрасту детей. - Примеч. авт. 3 Об обучении детей дошкольного возраста упражнениям с мячом см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 7.

Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.

Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?

Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.

Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются :

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– формировать эстетическое восприятие дошкольников;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.

Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.

Возможны различные варианты образовательных терренкуров. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Это могут быть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач. Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе мы можем простроить терренкур за пределы детского сада, например, в парк «Березовая роща».

При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.

Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.

Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Мы организуем их 2 раза в месяц. Это не требует серьезной дополнительной подготовки и финансовых затрат. Необходимо только желание и творческий подход педагога.

Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.

Мы предлагаем такие варианты станций:

Метеостанция: Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.

В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.

Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями;

Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).

Станция «Внимательный пешеход» : На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.

Станция «Игры на асфальте» : Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами.

Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала.

Интересно использовать лабиринты летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты

Станция «Будущие олимпийцы»: Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или инструктор по физической культуре организует подвижные игры с дошкольниками и физкультминутки . На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.

Станция «Цветочная клумба»: Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям; обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.

Станция «Сказочная поляна: Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.

Станция снежных или песочных построек: Учим детей строить снежные фигуры, украшать их. А потом обыгрываем их.

Станция «Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» : представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, пенечки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута.

Станция «Дело мастера боится» , где организуется трудовая деятельность.

Станция «В гости к насекомым» , c танция «Огородная» , c танция «Экспериментальная», «Дыхательная», c танция мыльного пузыря, c танция настольных игр, c танция народных игр и т.д.

Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур по нашему микрорайону. Мы сходили к радиоколледжу, продуктовому магазину, к администрации Дзержинского района, к библиотеке им. Гоголя.

Другой маршрут был проложен до парка Березовая роща, где мы покормили белочек, выполняли задания, наблюдали за природными объектами. А по дороге туда и обратно наблюдали за машинами, пешеходами и повторяли правила дорожного движения.

Накануне 9 мая был проложен долгосрочный маршрут, посвященный празднованию Дня Победы: дети старшей и подготовительных групп участвовали в концерте, организованным ТОС «Гоголевский», возложили цветы к памятникам труженикам тыла, воинам погибшим от ран.

А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.

Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.

Бурдина Евгения Сергеевна, Юналиева Татьяна Александровна

Воспитатель, инструктор по ФК, МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Родничок", Волгоградская область, город Михайловка

Бурдина Е.С., Юналиева Т.А. ТЕРРЕНКУР - Туристический поход по территории детского сада "В поисках карты" // Совушка. 2016. N4(6)..07.2019).

  1. Воспитание у детей ответственного отношения к своему здоровью, как главной ценности человеческой жизни.
  2. Воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде, умения следовать экологическим правилам.
  3. Расширение экологически ценных контактов с объектами живой и неживой природы.
  1. Развивать у детей выносливость и подготовку к длительным динамическим нагрузкам.
  2. Способствовать формированию у детей знаний, умений, навыков в ориентировке и топографии.
  3. Создание психологического настроя на новый вид деятельности.

Действующие лица:

  1. Дети средней группы (12-15 человек)
  2. Воспитатель(командир команды)
  3. Баба Яга
  4. Кикимора
  5. Робинзон
  6. Спасатель
  7. Инструктор по ФК

Оборудование:

Рюкзаки, карта, название остановок: «К Бабе Яге», «В гости к сказке», «Болото», «Служба спасения», «Остров Робинзона», «Поляна туристов», «Лабиринт».

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие - в ПОХОД! А вы знаете, что к походу люди готовятся заранее. Мы должны быть в хорошей спортивной форме, дружные, организованные, смелые. В нашей команде есть маленькие дети, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы никто не потерялся на нашей туристической тропинке.

А сейчас мы проверим, как вы умеете дружить с физкультурой:

проведем походную разминку:

  1. «Определим погоду» - поднести руку ко лбу и поворачиваемся то вправо, то влево.
  2. «Надеваем рюкзак» - круговые движения рук плеча вперед, назад.
  3. «Собери ветки для костра» - наклоны вправо-влево.
  4. «Завяжи кроссовки» - наклоны то к правой, то к левой ноге.
  5. «Перепрыгни через кочки» - вправо-назад-влево-вперед.
  6. «Идем в поход» - ходьба на месте.

А теперь нам необходимо собрать рюкзак для похода! Подойдите посмотрите, что можно положить в рюкзак, чтобы отправиться в поход. (Дети рассматривают, обсуждают и собирают рюкзак).

В нашем рюкзаке есть карта, но от нее у нас имеется только одна ее часть, остальные мы должны будем найти на остановках, где будет указано направление в какую сторону нам идти и что необходимо выполнить на каждой станции. На нашем пути нам встретятся герои сказок; мы будем отвечать на вопросы и отгадывать загадки. Только после этого мы сможем получить следующую часть карты. А теперь - В ДОБРЫЙ ПУТЬ! А закончится наш поход на поляне туриста.

Воспитатель:

А теперь давайте рассмотрим нашу часть карты: что на ней изображено? (дом на курьих ножках, Баба Яга). Значит, нам надо ее нейти. Как вы думаете, куда нам надо идти? Что нам указывает путь? (стрелочки)

Дети ползут через тоннель, перелазят через лестницу-стремянку, перепрыгивают через палочки, как кузнечики. Подходят к домику Бабы Яги.

Баба Яга:

Нас привела в гости карта. На ней обозначен твой дом «На курьих ножках». А чтобы нам идти дальше, ты должна отдать следующую часть карты.

Баба Яга:

Хорошо, я вам его отдам, только сначала ответьте мне на несколько вопросов:

  • Назовите животных, которые залегают в зимнюю спячку (медведь, еж).
  • Назовите самое длинношеее животное (жираф).
  • Какая птица плавает, но не летает? (пингвин).
  • Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод).
  • Назовите самого хитрого зверька, который встречается во многих русских народных сказках (лиса).
  • Назовите птиц, которые служили в сказке Бебе Яге (гуси-лебеди).
  • Назовите животное, которое может устроить носом фонтан из воды? (слон).
  • Какая птица поет красивее других? (соловей)

Баба Яга отдает часть карты.

От Бабы Яги по площадке средней группы дети продвигаются в гости к Кикиморе (на болото).

Воспитатель:

Посмотрите, впереди нас болото, здесь нельзя наступать на землю - засосет болото.

(игра «С кочки на кочку»)

В конце болота детей встречает Кикимора.

Кикимора:

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Нас привела к тебе карта, на ней было нарисовано болото. Мы отправились в поход и нам нужна следующая часть карты.

Кикимора:

Вам нужна карта? А я думала вы со мной здесь останетесь, мне тут одной очень скучно. Ну ладно, отдам вам карту, только вы со мной сначала должны поиграть, согласны?

Игра «Лягушки и цапли»

Кикимора отдает следующую часть карты .

Дети приходят на участок старшей группы «Служба спасения»

На площадке установлены скамейки, детям показывается сказка по пожарной по мотивам русской народной сказки «Теремок».

«Приезжайте в теремок, потушите огонек!»

ЦЕЛЬ: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

(Звучит русская народная мелодия « Ах вы сени»)

РАССКАЗЧИК:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок…

Каждый знает сказку эту,

Разошлась она по свету.

Только скажем по секрету:

Смысл другой у сказки этой.

Равнодушных не оставит,

Призадуматься заставит….

Сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок,

И танцуем и поем, и поем.

Мышка белая крупу переберет, (мышь перебирает крупу)

А лягушка воду с речки принесет, (лягушка приносит ведерки)

Печку вам затопит заинька-дружок, (заяц колит дрова)

Ну а белочка ватрушек напечет! (белка показывает разнос)

Ёжик!!! (все звери зовут, выбегает ёжик)

Ёжик двор ваш подметет! (прибегает ёжик и кричит)

Стоит в поле теремок, теремок, (все поют)

Он не низок, не высок, не высок.

В нем живем мы впятером, впятером,

И танцуем и поем, и поем!

(После песни все звери занимаются своими делами. Лягушка плещется в воде, ежик подметает пол, заяц колет дрова, белка стряпает ватрушки, а мышка ходит по дому туда-сюда. В это время ведущий произносит свои слова. На фоне звучит музыка «Ах, вы сени»)

РАССКАЗЧИК:

Вот, живут они, не тужат,

И, представьте, крепко дружат!!!

Как-то вечером, в домишке

Не нашлось работы мышке. (Мышка пожимает плечами)

Чтоб без дела не сидеть,

Затопить решила печь. (В это время все звери садятся на лавочку)

Мышка к печке подошла,

Спички быстро там нашла.

Какая милая игрушка (рассматривает коробок со спичками)

РАССКАЗЧИК:

Сказала белая норушка.

Чтоб её спасти от бед,

Дали звери ей совет.

Осторожно мышь-норушка,

Спички детям не игрушка!!!

Спичками нельзя играть,

Надо безопасность соблюдать.

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек может дом целый сжечь!

Угольки хоть невелички,

Но опасны, как и спички!

ЛЯГУШКА:
Если вдруг беда случилась,

В комнате твоей огонь!

Не теряйся никогда -

Рядом быть должна вода.

(ведерко с надписью «вода»)

Если нет воды, дружок,

Значит, может быть, песок. (Ведерко с надписью «песок»)

В рубашке ярко-красной,

В работе, безопасный

Огнетушитель тоже

В борьбе с огнем поможет. (Вручает огнетушитель)

А если это не спасет?

Огонь весь теремок сюжет? И что же делать? Всюду дым…

Вызывайте 01!!!

Надо срочно позвонить,

И пожарным сообщить: (берет телефон)

Приезжайте в теремок,

Потушите огонек!

Наша улица Лесная

Здесь она одна такая! (кладет трубку)

И пожарные приедут,

Потушить огонь сумеют.

И я хочу пожарным стать,

Во всем и помогать,

Вот только надо подрасти,

И школу мудрости пройти.

Ситуативный разговор по правилам личной безопасности.

Воспитатель:

За правильные ответы мы получаем следующую часть карты, которая нас ведет на остров Робинзона.

Команда идет на участок младшей группы. Там их встречает Робинзон.

Робинзон:

Меня зовут Робинзон, я моряк, который попал в кораблекрушение. Я очень долго прожил один на необитаемом острове. И так рад увидеть столько замечательных ребят! Ребята, а вы знаете, как себя вести около воды, чтобы не случилось беды?

  1. Одному к реке или озеру не ходить, только со взрослыми.
  2. В воде не толкаться, не кричать «Помогите!», если этого не требуется.
  3. Не прыгать в воду, если не знаешь дна под водой, иначе можно удариться или зацепиться за подводные коряги и не выплыть из воды.
  4. На солнышке всегда ходить в панамке, как я! Иначе голову напечет и случится тепловой или солнечный удар.

Ребята, а вы умеете танцевать? Давайте вместе станцуем танец Робинзонов! (под муз.«Робинзон» дети танцуют по показу).

В конце Робинзон отдает детям часть карты.

Воспитатель:

Наш поход продолжается, и мы с вами попадаем на свою площадку. А кто это у нас здесь поселился? (чучело Подсолнуха). Посмотрите, что это у нас за стенд на площадке? Здесь какие-то знаки. Я, кажется, поняла: это Подсолнушек принес нам правила поведения в лесу! Давайте их назовем.

Дети рассматривают знаки и называют правила поведения в лесу.

Воспитатель:

Ребята, а вы помните, что мы сажали в наши клумбы? В одной у нас посажены цветы-первоцветы (ландыши, крокусы, пролески), а в другую мы сажали лекарственные растения (календула, чистотел и эхинацея, мята и ромашка). А почему они называются лекарственными?

Из них делают лекарство, ими лечатся.

Воспитатель:

Давайте и мы с вами наберемся здоровья и сделаем дыхательную гимнастику.

  1. «Крылья»

Крылья вместо рук у нас

И летим мы - высший класс!

1 - руки через стороны поднять вверх - вдох;

2 - опустить руки вниз со словом «вниз» (выдох.)

  1. «Поднимемся на носочки»

Хорошо нам наверху,

Как же вы без нас внизу?

1 - подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох)

2 - медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки опустить вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

  1. «Покачивание»

Покачаемся слегка,

Ведь под нами облака.

И.П. - ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 - наклон вправо «кач» (вдох)

2 - наклон влево «кач» (выдох)

  1. «Поворот»

надо посмотреть вокруг -

рядом ли летит мой друг?

И.П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - повернуться вправо (вдох)

2 - И.П.(выдох)

3 - повернуться влево (вдох)

4 - И.П. (выдох)

  1. «Хлопок»

Солнце мы хлопком все встретим,

Так полет мы свой отметим!

И.П. - ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 - поднять руки вверх (вдох),

2 - хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)

3 - развести руки в стороны (вдох)

4 - опустить руки вниз (выдох).

  1. «Приземление»

Приземлиться нам пора,

Завтра в сад нам, детвора.

И.П. - ноги на ширине плеч, руки в замок внизу.

1 - руки поднять вверх (вдох)

2 - наклон вперед с одновременным опусканием рук и произнесением звука «ух» (выдох)

Воспитатель:

Вот мы с вами и вспомнили правила поведения в лесу, набрались здоровья и получили еще одну часть карты. Отправляемся дальше в путь! Нас ждет спортивная площадка.

Инструктор по ФК:

Здравствуйте, ребята! Ребята, терренкур - это название вашего похода, а также это лечебная ходьба. Большее расстояние похода вы уже прошли, и это значит, что вы большие молодцы! Вот следующая остановка. Вы у меня в гостях. Я предлагаю вам поиграть в игру «Аистенок», которая помогает развивать координацию движений, укреплять мышцы позвоночника и мышцы ног.

Проводится игра «Аистенок»:

И.П. - о.с.: встать прямо, правую ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в И.П.

Повторить упражнение с другой ногой.

А теперь еще одно упражнение «Все спортом занимаются»

Скачет лягушонок - руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках малый массажный мяч

Ква-ква-ква! -

Плавает утенок - имитировать плавание

Кря-кря-кря! - сжимать и разжимать массажный мяч

Все вокруг стараются - одна рука вверх, другая - вниз

Спортом занимаются - менять положение рук

Маленький бельчонок - прыжки вверх

Скок-скок-скок! - прыжки на месте вперед-назад

С веточки на веточку - одна рука вверх, другая вниз

Прыг-скок, прыг-скок! - менять положение рук

Все вокруг стараются,

Спортом занимаются! - повторять 2-3 раза

А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные.

Игра «Слушай внимательно!»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора.

1 свисток - прыжки на 2 ногах;

2 свистка - остановка;

3 свистка - ходьба в приседе.

Ребята, какие вы молодцы! Но я не могу пока отпустить вас дальше в поход. Вам ведь нужна еще одна часть карты? Ее нужно найти.(движение по стрелкам, карта спрятана в шарике).

Воспитатель:

Вот и подошел к концу наш поход. Мы с вами пришли на Поляну Туристов. Устали?

Воспитатель:

Когда дети попили сок, спросить, что нужно сделать с коробочками сока (выбросить в мусорный пакет и забрать с собой)

  1. Кого мы сегодня встретили в походе?
  2. На какой остановке понравилось больше всего?
  3. А что же самое ценное мы нашли с вами в нашем походе?