Мать и дочь Раневские в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад. Антон Павлович Чехов. Вишневый сад

Чем больше привычек имеет человек,

тем меньше он свободен и независим.

И. Кант

«Вишневый сад» был написан Чеховым в завершение творческого пути писателя. Пьеса начинается с того, что Раневская приезжает в свое поместье, а в конце II действия уезжает снова но Францию. И между этими событиями эпизоды жизни в поместье Гаева и Раневской. Отношения, переживания, чувства и стремления говорят о духовных процессах времени. В основном складывается впечатление «шаткости» общения персонажей. Например, обращение Лопухина к Раневской: «Вы, собственно, сделали для меня когда-то так много, что я... люблю вас, как родную... больше чем родную». Раневская обращается к Ане, целуя руки: «Ненаглядная дитюся моя...». Не только о любви друг к другу, но и о любви к Родине, вишневому саду говорит, почти плача, Раневская. Все ее излияния постоянно, однако, перемежаются совсем противоположными поступками. Раневская является представительницей старого, отжившего времени, в то время как Аня женщина нового времени, у которой еще вся жизнь впереди. Этим и объясняются поведение и монологи Раневской. Гаев замечает: «Она хорошая, добрая, славная... все же, надо сознаться, она порочна...». Аня, с ужасом слушая, защищает мать и нападает на дядю. А сама говорит: «Едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое...». Безденежье и недовольство друг другом четко слышатся в репликах.

Только Петя Трофимов «предчувствует счастье» в далеком будущем и зовет идти дорогой «необычайного, непрерывного труда». Раневская, конечно же, не верит Трофимову. Аня же, напротив, тянется к его идеям. Даже когда был продан вишневый сад и Раневская была в отчаянии, Аня успокаивала: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится па твою душу...». Одна Аня мечтает обрести «новый чудесный мир». Она стоит как бы в стороне от главного события пьесы. Хотя Аня и могла стать наследницей и матери, и дяди, но ее духовная жизнь складывается вне ее положения в семье.

Раневская-мать стремится прожить жизнь, ничего не упустив. При этом она говорит: «Я точно потеряла зрение: ничего пе вижу». Это как бы говорит о том, что герои пьесы не видят и не слышат движения истории, не улавливают переходов, изменений. При первом же знакомстве с Раневской-матерью мы видим в ней барыню, умиленную видом комнаты. Она проста, обаятельна, внешне добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней: Раневская раздает милостыню в то время, как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем оплатить долги. Прожив жизнь, она остается большим ребенком (так нее, как и Гаев). Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве, молодости, благополучии.

В образах Ани и Пети Трофимова Чехов представляет новое поколение. Он надеется на то, что они начнут переустройство жизни на новых, справедливых, демократических началах. Именно они должны превратить Россию в цветущий вишневый сад. Сама Аня легко расстается с погибшим имением. «Начинается новая жизнь, мама!» - объясняет она Раневской. Именно Аня при расставании с имением говорит: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!».

Можно заметить, что молодые герои «Вишневого сада» далеки от быта усадьбы, дни свои проводят в разговорах. Совсем иначе себя ведут герои старшего поколения, хотя и они не отличаются особой активностью.

Мысль о будущем открывает в финале произведения далекие горизонты жизни. Открытый финал пьесы говорит о том, что жизнь продолжается и обещает заманчивые перемены.

Подружка лучшая моя,
Тебя хочу поздравить я
И в день рожденья пожелать
Еще роднее со мной стать.

С тобой мы вместе много лет,
Секретов между нами нет.
Поддержишь словом ты меня,
В тебе всегда полно огня.

Подруга, будь всегда счастливой,
Здоровой, яркой и красивой.
Удачи, нежности, добра!
Люблю тебя. Тебе ура!

Милая, лучшая, добрая, славная,
Слово скажу, ничего не тая.
Сколько исполнилось - это не главное,
Лучшая ты из подруг у меня!

Столько с тобою одною пережито,
Столько пролили совместно мы слез.
Пусть всё плохое останется в прошлом,
В будущем - счастье и море из роз!

Я поздравляю тебя с днем рождения.
Счастья тебе и любви, красоты.
Будь шаловливой и в меру серьезной.
И исполнения заветной мечты!

С днём рождения поздравляю!
Ты - мой близкий человек.
Я люблю тебя, родная,
Будь счастливой без помех.

Пусть прекрасные букеты
Упадут к твоим ногам -
Невзирая на приметы
И назло любым годам.

Радость будет, только верь ты,
Как награда за заслуги:
Станет жизнь, как в киноленте,
Моя лучшая подруга!

Подруга дней моих суровых
И самых светлых, ясных дней!
Всегда со мной, моя опора,
Советчик, критик, нет мудрей.

Тебя поздравить - дело чести.
И пожелать хотела б я
Звезду с небес, алмазов в небе,
Алели чтобы паруса.

Я б в день рождения сказала
Тот самый длинный, вечный тост,
Где, как всегда, всем рассказала
О дружбе сквозь призму годов.

Подруга лучшая не часто
Дается в жизни, на пути.
Я с днем рождения поздравлю
Тебя, ты - часть моей судьбы.

Чтобы лучшею подругой
Без сомнений называть,
Нужно многие невзгоды
Вместе преодолевать.

Мы давно пуд соли съели,
Растворив его в слезах,
Но сегодня - только радость,
Счастья искорки в глазах!

С днем рождения, родная!
Будь желанна и мила,
Будь всегда такой счастливой,
Будь задорна, весела.

Пусть от года к году крепнет
Твой семейный дружный круг,
Пусть теплом надежным греет
Доброта любимых рук!

Для тебя, моя подружка,
В день рождения все цветы.
Будь любима, будь счастливой,
Пусть исполнятся мечты!

И сияют пусть от счастья
И от радости глаза.
Пусть улыбка не угаснет,
Будь красивою всегда!

Спешу поздравить с днем рождения.
Несу, восторга не тая,
Тебе стихи и восхищение,
Подруга лучшая моя.

Ты воплощенье обаяния,
И повторю я вновь и вновь:
Пусть все исполнятся желания,
Пусть будут вера и любовь.

Желаю быть всегда такою:
Успешной, радостною быть.
Я просто счастлива с тобою,
Моя хорошая, дружить.

Желаю радужных рассветов,
Побольше смеха, меньше слез.
Подарков дорогих. При этом
Не задирай ты только нос.

Пусть дарят брюлики, одежду...
Ну и, конечно же, цветы.
Пусть не умрет в тебе надежда,
Пусть всех счастливей будешь ты!

Для меня ты дорогая,
Очень близкая, родная,
Лучший в жизни человек,
Ты подруга мне навек!

С днем рождения, скажу,
Поздравляю и люблю,
Будь всегда счастливой в жизни,
Исполненья всех капризов.

Будет пусть любовь крепка,
Наша дружба так прочна,
Пусть дела осуществятся,
Все мечты в жизнь воплотятся!

Пусть твой день рожденья наполнят
Подарки, цветы, комплименты.
И в жизни твоей происходят
Приятные только моменты.

Ты лучшая в мире подруга,
Тебя как сестру обожаю,
Любви, много денег и счастья
Тебе от души пожелаю.

Всегда будь такой же прекрасной,
С такой же душой молодой.
Пусть только любимые люди
Всегда будут рядом с тобой.

Тебе желаю быть счастливой,
Не зная горести и бед,
Любить и быть в ответ любимой,
Еще на много-много лет.

Пусть красота твоя, как солнце,
Сияет ярко и для всех,
И добротою отзовется
В сердцах людей твой звонкий смех.

Тебе, подружка, я желаю,
Такой же интересной быть.
Очарованьем привлекая,
Мужчин с ума всегда сводить.

(Вишневый сад, А. П. Чехов)

"Она одета не роскошно, но с большим вкусом. Умна, очень добра,
рассеянна; ко всем ласкается, всегда улыбка на лице".
А.П.Чехов (Письмо к О.Л. Книппер-Чеховой от 14 окт. 1903)

"Чехов испытывал к Раневской смешанные чувства: сочувствие,
нежность, осуждение. Лично мне Раневская отвратительна:
безответственная, жадная...
Забыли Фирса. Почему? Потому что для нее люди для нее - мусор.
Для нее важны только собственные интересы".
В. Токарева "Мой Чехов"

Помещицу Любовь Андреевну Раневскую все любят до обожания и жалеют до слез. Да и как не любить? Она такая милая, добрая, со всеми ласкова, никому ни в чем не может отказать. Кто ни попросит, тут же достанет кошелек и отдаст не глядя. Можно сказать, готова последнюю рубаху отдать ближнему. Правда, другой человек, если отдаст последнюю рубаху, будет ходить голым. Но Любовь Андреевна, видимо, знает секрет: деньги у нее как-то не переводятся.
Вот дочь Аня привозит ее из Парижа и жалуется старшей сестре Варе: «Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего! У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает!» Казалось бы, как не понять, если в кармане пусто. Но Аня в ужасе продолжает: «Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. Шарлотта тоже. Яша тоже требует себе порцию.… Ведь у мамы лакей Яша, мы привезли его сюда…»

А в следующем действии:
Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно...
(Уронила портмоне, рассыпала золотые.) Ну, посыпались... (Ей досадно.)

И так неоднократно: откуда-то волшебным образом появляются у нее деньги в кошельке. Впрочем, не совсем волшебным: вот отдала опять случайному прохожему. Варя в отчаянии.
Варя (испуганная). Я уйду... я уйду... Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой.
Любовь Андреевна. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..
Лопахин. Слушаю.

Итак, вот и разгадка: она берет деньги у одних, чтобы отдать другим. Зато все ее любят. Да и как не любить? Ведь она сама всех так любит. И Россию – просто до слез.
«Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из окна вагона, все плакала»,– растроганно говорит она восхищенным слушателям. Ну, правда, последние пять лет провела вдали от нее, но на это – свои причины.

А как она радуется по приезде в родные пенаты: «Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой…(Плачет.) И теперь я как маленькая…». Дальше следуют слезы и поцелуи.… Как любит своего брата, своих девочек, и всю прислугу, и даже мебель ее трогает бесконечно: «Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой».
Гаев. А без тебя тут няня умерла.
Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.
Это уже несколько суше прозвучало, но все в восхищении.

Конечно, есть у нее некоторые слабости. Вот и братец признает:
«Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».
Да она сама не скрывает, что не без греха:
«О, мои грехи... Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, – он страшно пил, – и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, – это было первое наказание, удар прямо в голову, – вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно... И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей... (Утирает слезы.) Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше!»
Надо сказать, что девочку свою она вспомнила только через пять лет и не от хорошей жизни. Но Аня мамочку оправдывает:
«Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я ее понимаю, если бы она знала!»
Как тут не понять! Убежать от места трагедии – естественное желание. Но огорчение Любови Андреевны зашло так далеко, что она как-то не вспомнила про своих двух девочек (одиннадцати и восемнадцати лет), оставленных дома – на кого? На, мягко говоря, странную гувернантку? На еще более странного братца? И с чем она их оставила? С долгами. Это уже понять труднее.

На старшую приемную дочь легли все хлопоты по хозяйству и управлению имением. А младшая семнадцатилетняя дочь Аня вынуждена была ехать за матерью в Париж, чтобы доставить ее домой. Видимо, сама мамочка доехать не смогла бы. Поскольку столь молодой девице одной путешествовать не положено, ее сопровождала гувернантка Шарлотта Ивановна. Итак, посланный эскорт находит госпожу в Париже. «Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, что я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала…»
Варя (сквозь слезы) Не говори, не говори…

Да, Любовь Андреевна привыкла, что ее все жалеют до слез. А если нет, то она жалости просит и требует. Вот «вечный студент» Петя не склонен проливать слезы из-за продажи ее имения. Она ласкает его и плачет: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек».

Трофимов. Вы знаете, я сочувствую всей душой.
Любовь Андреевна. Но надо иначе, иначе это сказать…

Когда же она понимает, что Петя не сочувствует ее роману, считает ее любовника мелким негодяем и ничтожеством, она переходит в наступление: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! (Сердито.) Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод...»

Вообще, Любовь Андреевна любит внезапно перейти от сентиментального полудетского лепета на высокомерный тон поучений. И она снисходительно бросает Лопахину (на деньги которого осыпает всех благодеяниями): «Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного».
И любящий ее Лопахин не возражает: «Это правда. Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая».

Видимо, свой образ жизни и свои речи она считает яркими и нужными. При этом глубоко презирает прозу жизни: она так любит свой дом и сад, но не сделает ровно ничего, чтобы его сохранить. И напрасно бьется с ней и ее братцем теряющий терпение Лопахин – это безнадежно: «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».
Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?
Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее – аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтоб были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.
Любовь Андреевна. Дачи и дачники – это так пошло, простите.

Эта милая, добрая и возвышенная дама совершенно не выносит пошлости, увы.
Но почему она и ее брат, никогда не то что не работавшие, но сами себя одевающие только в виде исключения, пустившие на ветер огромное состояние, пустые и ничтожные, так свысока разговаривают с человеком, сумевшим самостоятельно выбиться из нищеты и заработать состояние?
Нельзя не согласиться с Петей Трофимовым, говорящим Ане: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней...»

Действительно, привычка жить в долг и на чужой счет к добру не приводит. В день аукциона еще почему-то теплится надежда:

Варя. Бабушка прислала ему (дяде) доверенность, чтобы он купил на ее имя с
переводом долга. Это она для Ани…

Любовь Андреевна. Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч,чтобы купить имение на ее имя, – нам она не верит, – а этих денег не хватило бы даже проценты заплатить.

И как права была бабушка в своем недоверии! Ведь Любовь Андреевна, нимало не сомневаясь, просто присваивает себе эти деньги. Если один человек высылает другому доверенность и некую сумму на покупку недвижимости, то есть два варианта: или покупку совершить, или отослать деньги назад доверителю. В ином случае это банальная кража.
Но милой даме это и в голову не приходит, да и окружающим тоже.

Итак, имение продано. Все разъезжаются кто куда. Все успокоились.
Осталось бывшей хозяйке только решить две проблемы: «Уезжаю я с двумя заботами.
Первая – это больной Фирс».
Это наша типичная история: все суетились, никто не проверил.

Аня. Фирса отправили в больницу?
Яша. Я утром говорил. Отправили, надо думать.
Аня (Епиходову, который проходит через залу). Семен Пантелеич, справьтесь, пожалуйста, отвезли ли Фирса в больницу.
Яша (обиженно). Утром я говорил Егору. Что ж спрашивать по десяти раз!
Варя (за дверью). Фирса отвезли в больницу?
Аня. Отвезли.
Варя. Отчего же письмо не взяли к доктору?
Аня. Так надо послать вдогонку... (Уходит.)

В результате старика заперли в пустом доме умирать.

«Вторая моя печаль – Варя. Она привыкла рано вставать и работать, и теперь без труда она как рыба без воды. Похудела, побледнела и плачет, бедняжка...»,– говорит любящая мамочка. Она пытается сосватать ее за Лопахина.

В результате Варя отправляется в чужую семье «в экономки».

Зато милая и добрая дама отправляется за границу со спокойной совестью, ничего не оставив дочерям.
Любовь Андреевна. Да. Нервы мои лучше, это правда.
(Ане.) Девочка моя, скоро мы увидимся... Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения – да здравствует бабушка! – а денег этих хватит ненадолго.
Действительно, пятнадцать тысяч – смешная сумма.

Для сравнения:
Из отчетов Царевококшайской уездной земской управы 1916 года. Размеры годовых жалований (окладов) в Царевококшайске в 1903-1915 годах. Двухклассная церковноприходская школа:законоучитель -120 руб., учительница 1 класса - 240 руб., учительница 2 класса – 300 руб. Царевококшайская женская прогимназия (1906-1907 гг.): учитель русского языка – 350 руб.; учитель математики, французского языка – 300 руб. Царевококшайская женская гимназия (1912-1913 гг.): учителя с высшим образованием – 1275 руб., учителя со средним образованием – 1040 руб.
Оклады врачей и фельдшеров Царевококшайской земской больницы (1915 г.): заведующий– 1500 руб., фельдшеры – 660 руб.

Ею можно просто восхищаться! И глупенькая девочка вполне ее одобряет:
Аня. Ты, мама, вернешься скоро, скоро... не правда ли? Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир... (Мечтает.) Мама, приезжай…