Методическая разработка мастер - класса на тему "психологические техники формирования доверия между родителями и детьми". Как войти в доверие. Психологические приемы вызова доверия

Рекомендации как завоевать доверие ребенка.
Недоверие ребенка к своим родителям – ситуация, возникающая во многих семьях, - нередко влечет за собой целый комплекс проблем в жизни ребенка и его близких . Дети, потерявшие доверие к своим родителям, часто становятся замкнутыми, одинокими, неуверенными в себе, неприспособленными к преодолению жизненных трудностей. Однако, каждый родитель сможет предотвратить развитие этих качеств у своего ребенка, если станет для него не только воспитателем, но и близким другом. Доверительные отношения в семье являются залогом гармоничного развития ребенка и его душевного здоровья. Но как же завоевать доверие ребенка? Следование некоторым рекомендациям поможет родителям установить доверительные и уважительные отношения со своими детьми.
Самое главное в воспитании ребенка – это создание стабильной эмоциональной среды. Равновесие и отсутствие тяжелых духовных потрясений является залогом нормального физического и психического развития ребенка. Теплые отношения и взаимное уважение между членами семьи формируют в ребенке ряд положительных качеств: доброту, ответственность, внимание к другим и доверие.
Главная проблема, с которой в настоящее время наиболее часто сталкиваются молодые семьи, - это недостаток внимания, которое уделяют родители своему ребенку. Родители, слишком увлеченные своей карьерой и личными делами, не могут уделять своим малышам достаточного времени. Ребенок, не получающий от родителей должной заботы, чувствует себя одиноким, часто замыкается в себе и постепенно все сильней отчуждается от родителей. Недостаток времени, которое посвящает родитель своему чаду, не может быть компенсирован ни баловством, ни дорогими покупками. Если Вы не готовы посвящать своему ребенку столько времени, сколько требуется, то вряд ли сумеете создать с ним доверительные отношения. Чем чаще Вы будете оставлять своего ребенка одного или с посторонними людьми, тем больше он будет отчуждаться от Вас. В таких ситуациях нередко случается, что ребенок испытывает к своим родителям меньшую привязанность, чем к бабушке с дедушкой, няне или воспитателю – тому человеку, кто уделяет ему больше времени. И, напротив, чем больше времени проводит родитель со своим чадом, тем крепче становится эмоциональная связь между ними.
Завоевать доверие ребенка можно, часто проявляя готовность общаться с ним. Ребенок должен чувствовать, что рядом с ним есть человек, которому он может поведать любые страхи и тревоги, рассказать о своих впечатлениях и наблюдениях, поделиться любой информацией. Общение и совместные мероприятия очень сильно влияют на степень доверия между родителем и ребенком. Частые совместные прогулки и игры помогают установить крепкие и теплые отношения в семье.
В общении с ребенком нужно уметь проявлять уважение к его чувствам, переживаниям и интересам. Никогда не давайте понять ребенку, что его занятие кажется Вам менее значимым, чем Ваше. Очень важно показать ребенку, что Вы готовы принимать его и любить таким, какой он есть, вместе со всеми его интересами, страхами, успехами и неудачами. Не оскорбляйте чувства своих детей, не высмеивайте их желаний! Избегайте любых насмешек в их адрес и никогда не ставьте их в неловкое положение перед посторонними людьми.
Очень важным фактором в развитии ребенка является его общение со сверстниками. Если у ребенка не складываются отношения с другими детьми, и он начинает сторониться их, то родителям следует своевременно прийти ему на помощь. Нужно поговорить с ребенком, выяснить причины сложившейся ситуации и попытаться помочь ему преодолеть возникшее чувство неполноценности, обиды или вины. Участие родителей в переживаниях ребенка способствует установлению крепких доверительных отношений.
Часто недоверие ребенка к родителям становится следствием обмана со стороны взрослых. Никогда не давайте ребенку обещаний, сдержать которые Вы не можете. Ребенок может с нетерпением ждать обещанных ему сладостей или похода в зоопарк. Когда же он не получает ожидаемого, то испытывает обиду и разочарование. Если Вы дали обещание ребенку, то должны сдержать его при любых обстоятельствах, иначе Ваш авторитет начнет слабеть. Если исполнение обещанного зависит от каких-то условий, то следует заранее сказать о них малышу. Например, объясните ребенку, что Вы сможете сводить его в парк аттракционов только в том случае, если не будет дождя, а поездка в гости к бабушке зависит от ее самочувствия.
То, насколько Вы честны со своим ребенком, проявляется еще и в умении признать свою вину. Если Вы допустили ошибку, несправедливо повысили на ребенка голос или вели себя в его присутствии грубо и несдержанно, обязательно скажите ему позже, что были не правы. Только будучи честным со своим чадом, Вы сумеете установить с ним доверительные отношения.
Никогда не требуйте от ребенка слишком многого. Нередко бывает, что родители настаивают, чтобы их ребенок приносил из школы только отличные отметки, даже, если они даются ему тяжело, или заставляют его посещать кружки и секции, которые ему не интересны. В такой ситуации отношения родителя и ребенка будут напряженными. Необоснованные ограничения и завышенные требования только испортят Ваши отношения.
Помните, что у ребенка есть его внутренний мир , его желания, которые кажутся ему важными, потребности, которые он стремиться реализовать. Очень важно, чтоб ребенок занимался тем, что вызывает у него интерес. Он имеет полное право решить самостоятельно, какие кружки будет посещать. Не стоит препятствовать его увлечениям.
Каждому ребенку очень важно чувствовать себя значимым, понимать, что он необходим кому-то. Позволяйте ему проявлять заботу о Вас. Попросите его поухаживать за Вами, если Вы заболели или устали. Разрешайте ему принимать участие в Ваших делах, например, в работе по дому. Только не просите его выполнить то, с чем он не сможет справиться. Похвалите его за проделанную работу и проявленную заботу. Большим плюсом будет завести домашнее животное. Объясните, как нужно правильно ухаживать за питомцем. Уход за животными разовьет в ребенке не только чувство собственной значимости, но также доброту, чувство ответственности, способность проявлять заботу о других.
Часто перед родителями встает вопрос, как нужно правильно наказывать ребенка в случае его провинности. Очень важно исключить физическое наказание и укоризненные выговоры. Такое поведение не даст положительных результатов, оно лишь настроит ребенка враждебно против Вас, вызовет в нем чувство неполноценности, агрессию, обиду. Никогда не следует ругать ребенка при посторонних людях. Ребенок потеряет доверие к Вам, если Вы будете оголять его внутренний мир перед другими людьми, рассказывать кому-то о совершенных им ошибках и, тем более, подвергать публичному унижению.
Если Вы хотите сохранить теплые и уважительные отношения в своей семье, никогда не требуйте от ребенка того, чему сами не следуете. Ребенок не будет осознавать необходимость выполнять требуемое от него. Лишь страх наказания за неповиновение заставит его подчиниться Вашей воле. Также важно никогда не лгать людям в присутствии ребенка, даже если Ваша ложь не касается семьи. Подражая Вам, ребенок быстро поймет, что ложь, хитрость и лицемерие могут помочь ему добиваться желаемого легкими путями.
Для того чтобы воспитать в ребенке те качества, которые Вы хотите в нем видеть, нужно постоянно ему их демонстрировать на собственном примере. Будьте честны со своим чадом, уважайте его чувства и увлечения, проявляйте заботу о нем при каждом возможном случае, интересуйтесь его переживаниями и мыслями и не требуйте от него невозможного или труднодостижимого. Любите своих детей такими, какие они есть. Если Вы хотите завоевать доверие ребенка, то станьте ему другом.
Семья – это главная опора ребенка . От тех нравственных принципов, на которых держится семья, зависит будущее благополучие ребенка. Родительское воспитание формирует в значительной мере его отношение к жизни и самому себе. Именно поэтому так важно, чтобы отношения ребенка и родителей строились на взаимном доверии. А добиться этого можно только в том случае, если в семье царят честность, уважение и готовность в любой ситуации прийти на помощь и проявить заботу.

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.


Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главное, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.
Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.
Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.
Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности . Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.
Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.
Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.
Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.
Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.
Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком... Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.
В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.
Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.
Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.
Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.
Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.
Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость...
Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.
Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность...
Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.
Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.
У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.
Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.
Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.
С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.
Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.
Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.
Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из практики одного из психологов .

Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: «Я сейчас занят, приду попозже».


Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?
Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.
Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.
Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.
Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями . Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.


Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.
Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.
Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.
Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.
Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.
Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.
Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки . Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.
Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.
Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.
Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

«Центр Психолого – педагогического и медико – социального сопровождения»

г. Саратов.
Разработаны: Педагогами - психологами Отдела психолого-педагогической и медико-социальной помощи приемным семьям, семьям опекунов и усыновителям:

Витрук Евгенией Владимировной, Глуховой Марией Юрьевной.

Каждый родитель хочет, чтобы между ним и его ребенком были доверительные отношения. И самое главное, уметь это доверие не потерять. Но, к сожалению, так бывает не всегда, и если доверительные отношения все-таки нарушены, то их необходимо срочно восстановить. Именно поэтому для родителей, у которых нет много времени для изучения толстых книг по психологии отношений с ребенком, но желающих укрепить или наладить хорошие доверительные отношения со своим чадом, я решила на Доме Знаний создать эту небольшую шпаргалку.

Именно доверие является чувством, которое первым появляется у ребенка к своим родителям. С самого детства он им верит, доверяет и любит их. И поэтому важно еще с пеленок укреплять эти чувства, чтобы в будущем избежать ненужных капризов и каких-либо проблем.

Для укрепления доверия между вами и ребенком, он должен видеть, что Вы его понимаете во всех аспектах его жизни. Для этого есть 2 простых шага:

1. Во-первых, ребенок должен видеть, что Вы его слышите и реагируете на его запросы. Для этого ни в коем случае не пропускайте сквозь уши его слова, а отвечайте на них как минимум короткими репликами и задавайте вопросы: "Неужели?", "Ага", "Что дальше?", "Вот это да!", "Ух ты!" и т.д.

2. Во-вторых, обязательно помогайте ребенку выразить его отношение к происходящему, к ситуации. Если он полностью начинает предложение и объясняет его, то это великолепно: "С Ваней я дружить не хочу, так как он сломал мою машинку", "Мне не нравится Марина. Она не дает мне мячик" и т.д. При этом важно, чтобы свои мысли ребенок мог полностью проговаривать в Вашем присутствии. Если он молчит, говорит только первую часть предложения или не знает, как выразить свою мысль, то помогите ему, делая предположения: "Я думаю, ты не хочешь дружить с Ваней", после чего дождитесь ответа. Если ребенок, будь то сын или дочка, Ваше предложение подхватят и продолжат, то это будет великолепно. Если же нет, то обязательно помогите ему, озвучивая предполагаемые переживания и мысли в виде игры, проговариваем их вместе, выстраивая, таким образом, диалоги.

Каждый человек, а особенно ребенок, непроизвольно движениями своего тела посылает те или иные сигналы собеседнику. Следовательно, общаясь с ребенком, незаметно для него наблюдайте за его жестами, мимикой лица, непроизвольными движениями и общим поведением. Это поможет установить глубинные переживания и истинные чувства Вашего ребенка.

Например, если Ваше дитя скажет "Все хорошо", - а глазки его будут грустными или Вы заметите слегка дрожащий подбородок, то это гарантия того, что в мыслях у него не все в порядке, он чем-то расстроен, а возможно у него случилась целая трагедия (с его точки зрения). Заметив это, не набрасывайтесь на него с допросами, не тормошите его и не настаивайте на том, чтобы он рассказал причины "плохого настроения", будьте корректны. Я рекомендую поиграть с ним в то, во что он сам захочет, или даже просто вместе помолчите, и постепенно он откроется и все расскажет. Поверьте, если Вы правильно себя поведете, то заслужите благодарность и доверие своего ребенка за проявленную тактичность.

Читайте также: Развитие ребёнка.

Только слов для установки крепкого моста доверия между ребенком и родителем недостаточно.

Аналогично тому, как для выяснения обстоятельств и определения сути дела Вы используете сигналы (невербальные) тела ребенка, точно также и он "считывает" ваши мысли, чувства, отношение к ситуации и другую информацию, воспринимая все это на бессознательном уровне.

Как же вести себя?
Вам необходим теплый взгляд, добрая и обязательно естественная улыбка, поглаживание или похлопывание по спинке или плечу, одобряющее кивание при разговоре и т.п.

При этом помните, что в зависимости от темперамента, пола и возраста, дети по-разному воспринимают телесные проявления. Поэтому, зная Вашего ребенка, использовать Вы должны только то, что на самом деле придет по душе малышу.

Для крепких доверительных отношений между ребенком и родителями, взрослые должны уметь держать выдержку и не повышать голос, особенно без сильной надобности. Слова старайтесь произносить максимально спокойно и доброжелательно. Делайте так даже в тех случаях, в которых ребенок Вас возмутил или провинился. Всегда сохраняйте спокойствие.

Не допускайте в своей речи к ребенку оценочных суждений, издевок, сарказма, насмешек, слов, способных унизить и т.п. Знайте, что если ребенок один раз поймет, что доверять Вам нельзя, то, будучи маленьким, он просто замкнется в себе, после чего вернуть нить доверия будет очень сложно. И кроме этого во многих случаях дети начинают искать на стороне тех, кому они будут доверять, рассказывать свои секреты, делиться переживаниями горя и радости. Такой исход ситуации для родителей не допустим!

Читайте также: Как уложить ребёнка спать без капризов.

Не знаю, замечали ли Вы, но в большинстве случаев, ругая ребенка, родители выплескивают на него весь свой запас красноречия. А когда нужно похвалить сына или дочку, поощрить и ободрить, они ели-ели находят 2-3 "жиденьких" словечка. Именно поэтому я подобрала 20 выражений, которые Вы можете использовать в качестве одобрения для своего ребенка:

  1. Вот правильно, умница!
  2. Отлично, мой хороший!
  3. Здорово (великолепно) получилось!
  4. Это супер!
  5. Ты делаешь это классно (очень хорошо).
  6. Я очень довольна, как ты это сделал.
  7. Именно так!
  8. Как хорошо ты это делаешь (умеешь)!
  9. Вот это намного лучше.
  10. Мне это нравится очень-очень.
  11. Ты прав, мой любимый (моя любимая)!
  12. Сегодня у тебя получается намного лучше.
  13. Мои поздравления!
  14. Я знала, что тебе это под силу.
  15. Так держать!
  16. То, что надо!
  17. Это настоящий прогресс.
  18. Превосходно!
  19. Я рада, что ты все понял.
  20. Наконец-то!

Арапова Елена Александровна, педагог – психолог

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Летуновская средняя школа»

Мастер-класс

«Психологические техники формирования доверия

между родителями и детьми»

Целевая аудитория: педагоги – психологи, родители, учащиеся, педагоги, классные руководители.

Цель мероприятия: способствовать установлению и развитию доверия между родителями и ребенком.

Оборудование: презентация, плакат «Правила взаимодействия во время тренинга», шары по количеству детей, клубочек ниток, газета, шарфы-5, цветные карандаши, бумага для рисования А3.

Задачи:

- создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;

Способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;

Активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;

Улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;

Помочь родителям понять причины негативных поведенческих проявлений у ребенка (грубость, бесконтрольное поведение, агрессивность, нетерпимость к критике).

Содержание

Пояснительная записка

Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствует взаимопонимание.

Давно уже не является секретом тот факт, что полноценное общение с родителями имеет наиважнейшее значение для развития детей.

1. Упражнение «Ребенок-статуя»

Цель: анализ взаимодействия родителей и детей.

(Родители располагаются в кругу на стульчиках)

Сейчас, я предлагаю родителям прожить жизненную ситауцию, и может быть даже узнать себя в чем-то…

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка , и один на роль родителя.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека , в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Родитель

Ты - моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку бежим к автобусу.

Ребенок

- Мама, а что там такое, посмотри! - говорит дочь?

Родитель

Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть ! - я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально - он закрывает глаза, как приказала мама. ( Помощник достает шарфик и завязывает дочери глаза .) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

Ребенок

- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

Родитель

Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

( После этой фразы помощник завязывает девочке уши шарфиком .) Мы выходим из автобуса, прощаюсь с подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

Ребенок

- Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что ...

Родитель

Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце кон цов, помолчать! Быстро рот закрой!

( Помощник завязывает рот еще одним шарфиком.) Мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку.

Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Помощник завязывает руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем - обязательно хорошо.

Ведущий останавливает ситуацию.

Спасибо за работу!!! («ребенок» сидит с завязанными шарфиками).

Этот момент можно продолжать бесконечно, но думаю, что пора остановиться.

Вопрос к дочери.

- Что тебе хочется развязать?

Мама запретили ей все, наложила запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Развязываю по очереди то, о чем просит девочка.

Что ты чувствовала на протяжении всего действия?

О чем думала? Каково тебе было, когда начали запрещать?

Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери.

Что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного ребенка и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и от чужих людей: от прохожих, от друзей…».

Приглашаем детей в класс для совместного тренингового занятия. Они заходят с шарами, на которых написаны недостатки и достоинства ребенка. (Предварительная работа с детьми).

-Это наши дети! Они разные: у каждого есть положительные стороны и недостатки.

Дети садятся в круг к родителям (на свободные места).

2. Упражнение (5-7 мин): “Паутинка ”.

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.

В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе). Можно задавать разные вопросы, например:

    Какая твоя мама?

    Что она любит делать?

    Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что

В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей. Чтобы распутать их не всегда надо торопиться.

3. Упражнение "Поменяйтесь местами те, кто… " (2-3 мин.)

Цель: снятие напряжения, установление положительного микроклимата среди участников.
Ведущий убирает свой и встает в центр круга.
Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого хорошее настроение…
Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь . Оставшийся без участник группы становится ведущим.
Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

4. Упражнение "Договорись взглядом" (5 мин.)

Цель: научить участников устанавливать контакт глаз.
Инструкция:
сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.
Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

5. Упражнение "Остров" (10 мин.)

Цель: оказание поддержки в группе.

Оборудование: три газетных листа, склеенных скотчем.
Инструкция.

- Представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами - небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?
Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: "Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя". Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

Обсуждение:

Расскажите о своих чувствах? Что было трудно? Какие эмоции возникали? Что чувствовали те, кому не хватал места?

Выводы: Так и в жизни, когда человек в трудную минуту чувствует поддержку родных, близких, ему легче пережить трудности и неприятности.

6. Упражнение (15-20 мин) : “Рисунок вдвоем”

Цель: установка благоприятного психологического климата, привлечение внимания родителей и детей друг другу, дать родителям и детям возможность почувствовать радость сотрудничества, закрепление умения установления контакта глаз.

Оборудование: листы бумаги формата А3, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон или диск с записью спокойной музыки.

Инструкция:

Сейчас вы будете работать в парах родитель - ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара).

У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и нельзя говорить друг с другом ! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения включается спокойная музыка.

На представлении работ (10 мин.) ведущий просит ребенка и родителя рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

Дополнительные упражнения

7. Упражнение (15 мин): «Родственные связи и обязанности»

Цель: осознание родственных связей и обязанностей, понимание того, что чтобы не случилось, есть люди, которые поймут и поддержат, также осознание того, что бывают ситуации, в которых одному человеку справиться сложно, и если у него есть семья, то с ее помощью можно преодолеть многое. В целом упражнение нацелено на выстраивание системы семейной помощи подростку в кризисной ситуации.

Ведущий: «Каждому из нас важно знать: что бы не случилось, есть люди, которые поймут, простят, поддержат, не дадут «пропасть».

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытащили репку!»

Разделить участников на команду «родители» и команду «дети».

Дать задание обоим командам: « Представьте себе, что репка это ребенок, который, попал в конфликтную ситуацию. На листочках каждая группа напишите, чем могут помочь в этой ситуации бабушка с дедушкой, родители. сестра (брат), кошка, собака, мышь (хомяк)».

(Обсуждение ответов обеих команд, обмен мнениями).

Ведущий: «Как вы думаете, кем для вас может в жизни являться мышка, в конфликтной ситуации?», «Кто (или что) может быть этой мышкой?»

Выводы: семья, близкие, родные люди должны приходить друг другу на помощь. Доверие в семье – самое главное, что необходимо любому человеку.

8. Упражнение “Последнее упражнение” (10 мин.)

Оборудование: запись спокойной музыки, мягкий мяч.

Включается музыка

Ведущий: сегодня мы говорили о ценности доверительных отношений в семье, каждого человека в ней. И я очень благодарна, что вы были откровенны, активны. Сейчас я буду передавать мягкий мяч по кругу, каждый у кого он очутится может сказать, что он думает о сегодняшней встрече.

Рефлексия

Напишите на воздушном шаре ключевое слово, которое хочется сказать родным после занятия!

Все вместе (родители и дети) возьмитесь за ленточку шара. Пусть с этого момента в вашей семье воцарится любовь, уважение, взаимопонимание, радость и счастье!

Анкета

1. Какой опыт Вы приобрели работая в группе?

2. Проанализируйте, как изменился Ваш взгляд на отношения внутри семьи?

3. Каким Вы видите общение и взаимодействие в Вашей семье в будущем?

4. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?

6. Ваши пожелания.

Литература

    Марасанов Г.И. Социально - психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально – психологическом тренинге. М.: «Совершенство»; 2002, с. 206.

    Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг.

М.: Речь; 2013, 224 с.

    Таланов В.Л. Справочник практического психолога. СПб.: Сова, М.;ЭКСМО, 2005, 928 с.


Как вызвать ребенка на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда уже трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет. Прежде всего, надо постараться это доверие не потерять. Ведь с первых дней своего существования малыш видит в вас свою защиту. Так что не спешите нарушать физическое и эмоциональное единство между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, для него очень важно, что с ним общаются. Большое значение имеет интонация, с которой вы произносите слова.

Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением или нет. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя одиноким.

Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка. Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым. Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет что-нибудь сладенькое, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. Когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у ребенка появляется разочарование и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет доверять родителям!

Большое значение для ребенка имеет со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Малыша нужно познакомить с детьми, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда найдется тот, кто возьмет новичка под свое покровительство, поможет ему освоиться в компании.

Но порой случается так, что сверстники могут обидеть малыша, придумать ему прозвище. После подобных инцидентов он замыкается в себе, предпочитая одиночество.

Возможно, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный стресс. Играя с детьми, малыш мог по неосторожности толкнуть своего товарища, попасть в него снежком… Вид крови и безутешные рыдания пострадавшего могли произвести мощнейшее воздействие на психику ребенка. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез. В этом случае нельзя уговаривать его или ругать. Нужно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив с ним, объяснив ситуацию так, чтобы у него пропал комплекс вины.

Занятость взрослых - один из признаков нашего времени. Родители увлечены решением своих проблем: карьерных, финансовых, личных - и ограничивают взаимоотношения с ребенком исключительно вопросами ухода. Недостаток родительской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми, а детское одиночество - очень страшная вещь. Если ребенка воспитывает мать-одиночка, вопрос о полноценном развитии малыша стоит еще более остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Ведь вы привыкли ему все запрещать и требовать безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам добиться взаимопонимания с ребенком. Важно понять, что воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное)!

Доверие между детьми и родителями является очень важной частью их отношений. А уже если оно утеряно, то снова завоевать доверие ребенка очень сложно. Что же делать в этом случае?

Доверие в семье - это залог того, что ребенок в будущем будет развиваться гармонично и спокойно. Вот почему так важно поддерживать доверительные отношения с детьми.

Основной проблемой, с которой на сегодняшний день сталкивается большинство молодых семей, является нехватка внимания ребенку со стороны родителей вследствие постоянной занятости последних.



Общаясь с детьми, следует уважать их чувства и эмоции. Ребенок должен знать, что родители любят его именно таким, несмотря ни на что. Ни в коем случае нельзя смеяться над его словами, чувствами и желаниями. И особенно, делать это в присутствии других людей.



Одной из главных причин, почему у ребенка пропадает доверие родителям, это постоянный обман с их стороны. Не нужно давать детям тех обещаний, которые не получится сдержать. В противном случае ребенок чувствует большую обиду и огромное разочарование.

Давая обещание, нужно его обязательно сдерживать в любом случае, иначе доверие и авторитет родителя будет ослабевать. Вот почему лучше оговаривать заранее с ребенком некоторые условия. К примеру, он должен понимать, что поход в парк развлечений зависит от погоды, а поездка к бабуле - от ее здоровья.


Честность по отношению к ребенку также проявляется в способности признавать вину. Умение признавать совершенные ошибки - это настоящий тест на доверие. Если родитель был неправ по отношению к ребенку, он должен обязательно сказать ему об этом.

Всем детям важно понимать, что они что-то значат и кому-то нужны. Не стоит мешать заботиться о себе. К примеру, можно попросить ребенка немного поухаживать, когда родители пришли с работы очень уставшими или заболели.

Следует позволять ребенку делать что-то по дому, однако не стоит просить выполнения обязанностей, с которыми он пока в силу возраста или по другим причинам не сумеет справиться. И обязательно хвалить за работу или заботу.

Огромный плюс в завоевании доверия к ребенку - это приобретение домашнего питомца. При этом все заботы по уходу за ним нужно поручить именно ребенку. В этом случае дети сразу осознают, что им и вправду доверяют. Поэтому делают то же самое в ответ.


Кроме того, нельзя требовать от ребенка тех вещей, которым родители сами не следуют. В этом случае у ребенка не происходит осознание нужности осуществления того, что от него требуется. Вот почему выполнять просьбу он будет только по причине страха быть наказанным родителями.


Для завоевания доверия ребенка, в первую очередь, необходимо доверять ему самому, любыми способами постоянно демонстрируя это. Ведь давно известно, что люди относятся к другим так, как относятся к ним. Иными словами, доверие порождает доверие.

Всегда нужно помнить, что у всех детей есть собственный внутренний мир с определенными желаниями и потребностями, которые являются для них очень важными. Если позволить ребенку заниматься тем, что ему интересно, дать возможность решать самостоятельно некоторые вопросы, он будет доверять родителям.