Методические рекомендации по созданию экологической тропы. Паспорт экологической тропы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 73 «Светлячок» городского округа «город Якутск»

г. Якутск

2015 г.

Введение

В последнее время учёные, политики, общественные деятели всё чаще акцентируют своё внимание на том, что одним из обязательных условий выживания человека на планете Земля является решение вопроса формирования экологической культуры, изменения экологического сознания человека. Экологическая культура должна «пропитать» каждого из членов общества, стать его внутренним убеждением. Наиболее эффективно формирование экологической культуры происходит именно в раннем возрасте. В связи с этим важную роль играет работа по формированию экологической культуры у дошкольников.

Экологическое мировоззрение начинает закладываться на уровне дошкольного образования детей. Большинство дошкольных учреждений рассматривают работу по экологическому образованию как часть эстетического и художественного развития и оздоровления малышей. При этом основное предназначение учреждений дошкольного образования – это привитие любви к природе.

Подобранный методические материал, с одной стороны, освещает важнейшие вопросы, касающиеся различных аспектов экологического образования детей дошкольного возраста и способен оказать теоретическую и практическую помощь в деятельности педагогов с данной категорией детей. С другой стороны, этот материал даёт возможность педагогам расширять и разнообразить полученный опыт с учётом особенностей своего региона.

Основная задача данной работы – помочь педагогам приобщиться к благородной миссии экологического просвещения подрастающего поколения.

Организация, оформление и содержание работы

Дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учётом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждения экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

А) на территории дошкольного учреждения;

Б) природных или приближенных к ним условиях (природный лес, парк, сквер и т.п.).

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в неё как можно больше разнообразных и привлекательных внимания ребёнка объектов. В качестве таких объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты (лес, луг), клумбы, отдельно цветущие растения, места скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни и т.д. взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных или очищенных водоёмов за пределами детского сада.

Этапы создания экологической тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружков. Для малышей в кружочках можно нарисовать крупные рисунки (бабочка, дерево, птичка, цветок) и соединить все эти рисунки линией – дорожкой по которой они идут от одного объекта к другому.

Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям педагог совместно с детьми выбирает «хозяина тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т.п.) Его можно изобразить на всех табличках маршрута. Это персонаж может посылать детям письма-задания. За удачно выполненные задания-загадки, сказочный персонаж будет периодически оставлять сюрпризы в качестве, конфет, орехов.

Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной.

К организации экологической тропинки рекомендуется подходить творчески, оформляя все таблички и карточки красочно и с учетом пожеланий детей.

Экологическая тропинка на территории детского сада

Главный принцип организации экологической тропинки на территории детского сада – как можно больше разнообразия. В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Каждый раз все точки посещать не обязательно. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты вы можете посещать несколько раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же вы преследуете конкретную цель, то ограничьтесь одним объектом.

Оформление материалов для работы с детьми

Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит карту- схему тропинки с указанием изучаемых объектов, здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки (желательно сделанные в разное время года), и приводится необходимая для педагога информация.

Пример плана описания точки:

    Биологические особенности

    Где растёт

    Название и его происхождение

    Использование:

Для пищевых целей

- в медицинских целей

Использование в косметике

Другие варианты использования

    Народные приметы

    Стихи и загадки

Заключение

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Экологическая тропинка

«Мир деревьев»

Экологическая тропинка позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений.

Экологическая тропинка – это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов.

Наша экологическая тропинка проходит на территории МБДОУ Д/с
№ 73 «Светлячок».

Организация экологической тропинки на территории детского сада.

Подобран специальный материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в течение года. Объекты экологической тропы были определены деревья: берёза, лиственница, сосна.

Мы составили картосхему экологической тропинки на территории детского сада, на которой указываются все объекты, и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми лесной житель – Лесовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то дерево (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе можно сделать зарисовки понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

Экологически занятия;

Экологические экскурсии;

Коллекционирование;

Экологические игры.

Объектами нашей экологической тропы являются деревья:

Берёза

Лиственница

Сосна

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Картосхема экологической тропы «Мир деревьев»

1

1

ДОУ

ДОУ

2

3

2

3

1

1

ДОУ

ДОУ

2

3

2

3

Экологическая тропа включает четыре времени года: лето, осень, зима, весна и четыре точки для наблюдения: 1 - берёза; 2 - лиственница; 3 – сосна.

Хозяин экологической тропинки

Лесовичок

План экологической тропинки:

    Точка «Берёза»

    Биологические особенности

    Где растёт

    Использование

    Точка «Лиственница»

    Биологические особенности

    Где растёт

    Точка «Сосна»

    Биологические особенности

    Где растёт

    Использование

    Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Народные приметы

    Точка «Лиственница»

- Описание изменений

- Стихи и загадки

    Точка «Сосна»

- Описание изменений

- Загадки

    Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Народные приметы

    Точка «Лиственница»

- Описание изменений

- Народные приметы

- Стихи

    Точка «Сосна»

- Описание изменений

- Народные приметы

    Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Стихи

- Загадки

- Поговорки

    Точка «Лиственница»

- Описание изменений

    Точка «Сосна»

- Стихи

Экологическая тропинка «Мир деревьев» осенью

Вот и настала пора осени. На полях и огородах собран урожай. На дворе стоят последние теплые денечки. Но мы не будем грустить, потому что в каждом времени года есть что-то необычное и волшебное. Белочка приглашает ребят прогуляться по экологической тропинке и познакомиться с жизнью деревьев в осенний период.

Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени: пожелтение листьев, похолодание. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев? Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников: солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод.

Точка «Берёза»

Считается, что осень начинается именно с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз. А с окончанием листопада у берёзы, начинается и длится глубокая осень.

Биологические особенности: Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м. Продолжительность жизни берёзы, по разным данным,- 100-120 лет, 150 (300) лет, 100-150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более.

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

Где растёт: Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

Использование:

Древесина. На дрова берёзу считают лучшим топливом. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия, шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели.

Дёготь. Дегтярное мыло. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Берёзовый сок. Берёзы накапливают питательные вещества. Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков.

Медицинское применение. Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев - как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек - как дерматологическое средство. Берёзовый дёготь - традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Точка «Лиственница»

Лиственница - хвойное дерево, которое живет около 600 лет и достигает высоты 45 м . Лиственницу называют - дочерью солнца. Дерево очень светолюбиво. Имеет замечательное свойство: в воде лиственница каменеет, и чем дольше она стоит в воде, тем крепче становится.

Биологические особенности: Свое название лиственница получила от того, что на зиму сбрасывает хвою, как другие деревья - листья. Перед опадением хвоя желтеет. В апреле – мае деревья покрываются молодой зеленью. Цвет хвои меняется: при распускании –светло-зелёная, летом – тёмно – зелёная, осенью – золотисто-жёлтая. В благоприятных условиях вырастает до 40 и более м высоты при диаметре ствола до 1 м и более. Доживает до 300-400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом до 800 лет.

Где растут: Этот вид деревьев довольно популярен и растут они преимущественно в северной части России.

Использование: Древесина этого дерева издавна используется человеком. Она отличается прочностью, упругостью, смолистостью. Плюс ко всему, она очень устойчива к гниению. В твердости ткани лиственницы уступают лишь дубу. Древесина этого растения активно используется в строительном деле, в промышленности, в сооружении наводных или подводных строений. Из неё также производят скипидар.

Точка «Сосна»

Греческая мифология сохранила легенду о нимфе Питис, которую бог ветра Борей превратил в сосну. Кельтское название этого могучего дерева - “скала” или “гора”, скорее всего, по месту обитания сосен. Сосны распространены в лесах умеренного пояса и в горных районах субтропической зоны Северного полушария.

Сосна - это вечнозелёное хвойное дерево, с мощной корневой системой, ствол которого в молодости покрыт гладкой яркой корой, а в старости - толстой, растресканной, тёмно-серой или буроватой корой. Хвоя жёсткая и длинная, собранная в пучки по 2-3 хвоинки.

Сосна - дерево долгожитель и живёт от 300 до 500 лет. Сосну можно встретить в парках, в садах, а также на приусадебных участках.

Биологические особенности: Достигая 35-40 м в высоту, относится к деревьям первой величины. Окружность ствола достигает 1 м. Покрыт он красновато-бурой, с бороздками, отслаивающейся корой. У основания ствола кора намного толще той, которая расположена вверху. Такая «задумка» природы несет в себе защитную функцию, защищая дерево от перегрева и низового пожара. У сосен, которые растут в сомкнутых древостоях, ствол более стройный с ажурной кроной. Пока дерево молодое, крона имеет конусовидную форму. С возрастом она круглеет, становится более шире, а в старости приобретает плоскую или зонтиковидную форму. Сосновая хвоя имеет сизо-зеленый цвет. Она достаточно плотная, часто торчащая, изогнутая, собранная в пучки по 2 иголки. Длина 4-7 см. Хвоинки заостренные, чуть сплюснутые, имеют тонкую продольную полосу. Живет хвоя 3 года. Осенью, чаще в сентябре, часть хвои опадает. Перед этим хвоинки приобретают желтый цвет, от чего крона выглядит пестрой.

Где растёт: Сосна чрезвычайно распространена по всему северу России и большей части и образует как чистые леса, так и леса в смеси с и другими породами.

Использование: Ветви и ствол сосны пронизан смоляными ходами, которые наполнены смолой, обычно называемую «живицей». «Живица» имеет большое значение для растения: заживляет нанесенные раны, отпугивает вредителей. Добывают такую живицу путем подсочки. Используется она для получения канифоли, скипидара. Главное, что получить ее можно не только с живого дерева, но и с соснового пня. Воздух в сосновом бору («смолистый») богат озоном и не содержит микробов. Сосновые леса издавна славятся благоприятными для человека свойствами.

В медицине широко применяются почки, которые необходимо успеть собрать ранней весной, пока они не распустились. Почки содержат эфирные масла, смолы, крахмал, дубильные и горькие вещества. Сосновая хвоя содержит в большом количестве каротин и витамин С. Благодаря ценности древесины, сосновые леса считаются главным объектом лесоэксплуатации.

Сосна обыкновенная относится к самым древним лекарственным растениям. Ее хвоя входила в состав припарок и компрессов еще 5000 лет назад. В Древнем Египте сосновая смола находилась в бальзамирующих составах.

Экологическая тропинка «Мир деревьев» зимой

Закончилась замечательная осенняя пора и наступила зимняя пора, которая, несмотря на свою внешнюю привлекательность, таит в себе много неожиданных сюрпризов. Выпал первый белый снег и детишки с интересом его рассматривают. Зимняя пора имеет свою особую красоту и прогулки на свежем воздухе можно превратить в интереснейший досуг.

Лесовичок снова зовёт ребят прогуляться по экологической тропинке у узнать много нового жизни деревьев зимой.

Точка «Берёза»

Русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово значило "светлый" и "белый".

Береста березы не пропускает ни воду, ни газы. Но так как кислород все же необходим для дыхания, для его транспортировки используются чечевички - темные черточки на бересте имеющие межклеточные промежутки, через которые проходит кислород. Зимой они замуровываются специальным веществом.

Народные приметы:

Когда лист с березы чисто опадает, то скот и людей легкий год ожидает. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Точка «Лиственница»

Почему же у многих людей возникает вопрос: "Лиственница - это лиственное или хвойное дерево?" И как правильно на него ответить? Всё дело в том, что это дерево хоть и имеет хвою, однако на зиму оно сбрасывает свои иголки подобно тому, как это делают представители лиственных пород.

Стихи:

Лиственница обронила хвою

и стоит раздетая зимою,

но придёт на Север к нам весна,

и опять оденется она.

Ю. Насимович

Загадки:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

Точка «Сосна»

Как Вы заметили, сосны и многие другие вечнозеленые растения этого семейства, круглый год радуют глаз зелеными иголками. У этих растений сокодвижение устроено немного по-другому. Колючие иголки – это те же листья видоизмененной формы. Именно благодаря такому строению они не замерзают круглый год. Наоборот, снег или тонкий слой льда помогает дереву пережить суровые морозы.

Все деревья зимой отдыхают. Их рост прекращается, они как будто бы засыпают.

Загадки:

Хоть колюча, а не Ёлка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица... (сосна).

Пусть жара или метель,

Но, такая же, как ель,

Зелена, хоть не весна,

Стройна высится...(сосна).

Как мачты корабельные

Над лесом поднялись

Стоят стволы смолистые

И смотрят сверху вниз

Зелёные короны

Ни перед кем не снимут,

И лишь на небе облака

Их ласково обнимут.

Экологическая тропинка «Мир деревьев» весной

***

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею? Что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!

Евгений Баратынский

Точка «Берёза»

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. В древнем своде верований, обычаев и заговорных слов береза занимает особое место. В Великий Четверг (на Страстной неделе) березовым листом красят яйца. Считалось, что они помогают при худосочии, от слабоумия. На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям и домам. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки: именно такие домики из березовой коры скворцы заселяли всего охотнее, поскольку береста хранит птиц от холодов и сырости.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. По весне вырубали березовые рощи и потому был "зол до берез" приход весны.

Народные приметы:

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.

Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха - мокрого.

Точка «Лиственница»

Весной ветви дерева покрываются зелёными иголочками. Потрогав их, вы удивляетесь - они мягкие, нежные, совершенно не колючие.

Длинные, тонкие желто-соломенные ее ветви ранней весной дружно (всего за один-два теплых, погожих дня) расцвечиваются густыми щеточками нежных ярко-зеленых хвоинок. На их изумрудном фоне, как огоньки новогодней елки, одна за другой «вспыхивают» красноватые, розовые или зеленые огоньки-шишки и желтые колосочки. Празднично красивы лиственницы в эту пору. Легкий ветерок поднимает над их кронами облака золотистой пыльцы. Идет опыление.

Народные приметы: С лиственницы еще не осыпались иглы – снега зимой будет немного, и он станет быстро таять.

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь - туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный,

И в серебре лесных озёр

Ещё стройней его колонны,

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

Иван Бунин.

Точка «Сосна»

Весной, в конце мая, сосна пылит. Тогда при порывах ветра поднимаются с сосен целые тучи жёлтой пыльцы. Пыльца сосны иногда покрывает сплошным налётом землю, лужи, пруды, озёра. Люди, не знающие причины этого явления, называют его «серным дождём».

В это время на соснах легко найти светло-зелёные и красноватые шишечки. Шишечки светло-зелёного цвета сидят на молодых побегах. Каждая шишечка состоит из чешуек. На каждой чешуйке развивается по два пыльника. После созревания они лопаются. Пыльца высыпается наружу и разносится ветром. Пыльца сосны имеет два воздушных пузырька. Благодаря этому, она может долго держаться в воздухе и далеко переноситься воздушными течениями. Сосна, как и другие голосеменные, - ветроопыляемое растение.

Красноватые шишечки находятся на верхушках других молодых побегов того же дерева. Каждая шишечка состоит из чешуек. На верхней стороне чешуйки помещаются по две семяпочки. У голосеменных растений пестика нет. Семяпочки у них расположены не в завязи пестика, а открыто (голо), и пыльца прямо попадает на них. После опыления чешуйки шишки плотно смыкаются и склеиваются между собой смолой.

Семена у сосны созревают через полтора года после опыления. Они высыпаются ранней весной. В солнечные дни шишки раскрываются, чешуи их раздвигаются, и из шишек выпадают семена. Так как семена снабжены крылышками, то они разносятся ветром на большое расстояние.

Народные приметы: если на елях и соснах много шишек – к доброму году;

Экологическая тропинка «Мир деревьев» летом

Точка «Берёза»

Стихи:

***

Горек аромат цветов

В утреннем тумане.

Надышусь и горько так

Отчего-то станет,..

Постою я на лугу.

Что я в жизни значу?

В мокры травы упаду

И навзрыд заплачу!

Неизбежность этих слёз

Рок давно наметил...

Мне б упасть среди берез.

Где туман так светел.

И берёзы ствол обнять,

И, прижавшись сильно.

Непонятное понять.

Мир неведомый объять

Средь берёз умильных...

Поговорки:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Для врага и берёза - угроза

Бела береста - да дёготь чёрен

Загадки:

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (Берёза ).

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (берёзовый сок ).

Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве - четыре угодья:

первое - больным на здоровье,

второе - людям колодец,

третье - от зимы свет,

четвёртое - дряхлым пеленанье.

Точка «Лиственница»

Одним из лучших аллейных и парковых деревьев в средней полосе и северных районах называют лиственницу. Ее устойчивость к бурям и сильным морозам, долголетие, исключительное умение противостоять атмосферным загрязнениям, включая выхлопные газы от автомобилей, способность выжить там, где чахнут и не цветут липы, а у сосны желтеет хвоя и пластами отваливается кора, делают ее деревом, которому все нипочем, которое везде процветает. К тому же в первые тридцать лет она растет так же быстро, как и береза.

Единственное, что ей жизненно необходимо - побольше света, простора, да и еще она не выносит засухи на первых годах роста. Под Санкт-Петербургом до сих пор сохранилась роща из лиственниц, насаженная «лесным знателем» Фокелем во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Называется она Линдуловская роща, или Листвянка. В Москве аллея из лиственниц - долгожителей, правда, помоложе санкт - петербургских, ведет от главного корпуса Тимирязевской академии до железнодорожной станции Петровско - Разумовская... До сих пор это крепкие высокие деревья, которые не под силу никаким ветрам.

Крона у лиственницы негустая, в форме правильной пирамиды, формируется самим деревом. Тень от лиственницы - как от легкой вуали, участка она не затеняет, а ветер задерживает хорошо - он как бы запутывается в стволах и ветвях дерева.

Ни одно из хвойных деревьев не принимается так легко, как лиственница, - даже в 20... 30-летнем возрасте она безболезненно переносит пересадку на другое место.

Точка «Сосна»

Ей трепет листьев незнаком.
Она не шепчется тайком,
Всегда спокойна и ясна
Прямая стройная сосна.

Как будто, долг запомня свой,
Лесной безвестный часовой
Стоит до смены на посту
И охраняет красоту.

Е.Серова

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

И.Токмакова

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Наш детский сад работает над проблемой экологического воспитания с 2000 года. Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Для достижения поставленной цели мы используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, защиту проектов, экологические праздники и природоохранные операции и др. Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

При организации экологической тропы детского сада мы обследовали территорию села и вместе с ребятами выделили разнообразные и наиболее интересные объекты. Путешествие по тропе начинается непосредственно со здания детского сада, где находятся объект №1 – «Попугай» и объект № 2 – «Черепашка». Далее тропинка ведет ребят на территорию садика и за ее пределы – в парк, на берег реки, на луг. Здесь были выделены следующие разнообразные объекты растительного и животного мира:

  • объект №3 - «Рябинушка»;
  • объект №4 - «Пенек»;
  • объект №5 -«Лесной доктор»;
  • объект №6 –«Березка»;
  • объект №7 -«Цветочная клумба»;
  • объект №8 –«Ежиная семейка»;
  • объект №9 –«Муравейник»;
  • объект №10 –«Зеленая аптека»;
  • объект №11 –«Грибная полянка»;
  • объект №12 -«У царевны Лягушки».

Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных растений, птиц, животных, биоценозов.

Воспитатели в группах составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов в виде рисунков: дятла, дерева, ежа, муравейника и т.д. Вместе с ребятами мы выбрали хозяина нашей тропинки – Лесовичка и его помощников – Мудрую Сову и Сороку – белобоку. Мудрая Сова рассказывает детям о происходящих в природе сезонных изменениях, знакомит с особенностями живых и неживых природных объектов, задает детям вопросы. Сорока – белобока приносит на своем хвосте экологические новости – о погоде, о лесных жителях, о происшествиях на экологической тропе и др. Привнесение элементов сказки, игры помогает привлечь и сохранить внимание детей, позволяет сделать занятие увлекательным.

Воспитатели оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

  • использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
  • развивать сенсорные качества каждого ребенка;
  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
  • проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
  • формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

Кроме того, на экологической тропе мы организуем разнообразную трудовую деятельность. Малыши не только наблюдают за попугаем и черепашкой, но и кормят их, моют кормушки и поилки, поддерживают водный режим. Также во время экскурсий по тропе ребята собирают семена разнотравья для подкормки попугайчика зимой. А собранные опавшие листья, шишки, веточки служат материалом для изготовления разнообразных поделок.

Участок наш немаленький и мы выделили участок для грядок, на которых посадили различные овощи (капусту, лук, редис, морковь). Воспитанники ухаживают за грядками, поливают, пропалывают их. Полученный урожай мы используем для питания в столовой. Кроме того, с прошлого года мы стали высаживать на участке и лекарственные растения, которые в дальнейшем используем в оздоровительных целях (полоскание рта, фиточай). Создали условия для выращивания растений, подлежащих охране в нашей местности (мать-и-мачеха, подснежники) и оформили «Красную книгу села Саюкино». На клумбе мы подбираем цветы так, чтобы она была цветущей с ранней весны до поздней осени.

Осенью мы проводим «Ярмарку овощей и фруктов», на которой подводим итоги своей работе на этих природных объектах и демонстрируем выращенный урожай. Ребята вместе с воспитателями и родителями изготавливают из овощей сказочных персонажей; выбирают победителей среди овощей и фруктов в различных номинациях – «Богатырь» (самый большой), «Диво дивное» (самая интересная и причудливая форма) и др.

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропинки мы вместе с ребятами выставили таблички «Охраняется детским садом». Ребята следят за состоянием объектов, убирают мусор. Совместно с родителями мы проводим экологические природоохранные акции: « Кормушка»; «Скорая помощь» раненому дереву, разрушенному муравейнику; «Посади дерево». В детском саду ведется «Красная книга села Саюкино», куда заносятся сведения о растениях и животных, подлежащих охране.

Разработана структура опытно - исследовательской деятельности на экологической тропе. Ребята исследуют, какие условия нужны растениям и животным для жизни, куда девается мусор в почве, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе, зачем лягушке зеленый цвет и т.д.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Елена Столярова

Экологическая тропа в МАДОУ №8 «Сказка»

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-

Лес, степи, горы. А человеку нужна

родина. И охранять природу значит

охранять родину»

М. М. Пришвин

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обы-чные прогулки с детьми для экологических занятий , трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников , игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки , для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

На прогулке я использую разнообразные игровые упражнения “Найди по описанию”, “Что где растет?”. Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром (“Султанчики”, “Разноцветные листочки”, “Вертушки”) .

Важно помнить об интегрированном подходе : на тропинке с ребятами может заниматься воспитатель с физ. инструктором. Также идет интеграция областей : познавательное развитие с социально-коммуникативным и т. д. Свои впечатления после посещения экологической тропы дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

1. «Информационный центр» Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей , встречает Мишка.


2. «Озеро с уточками» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, уточки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

3 «Остановка птичья» формировать экологическую культуру детей ; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.



4. «Остановка для изучения погоды» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра) . При наблюдении за природными явлениями развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.


5. «Жизнь муравьев» углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.



6. «Остановка – лекарственные травы» создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений.


7. «Жители леса» - эта зона дает возможность для организации узнавания, формирования первоначального знания об обитателях леса.


8. «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений : цветы -одуванчики, травы, насекомые.


9. «Красная ягодка» это территория, где посажена калина. Воспитывает трудолюбие и наблюдательность.


10. «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.



Оснащенная таким образом эколого -развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Самое главное в экологическом воспитании –его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа» Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках. ТОЧКА «СОСНА» Обращается внимание ребят на то, что сосна - хвойное дерево. Они.

Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Проект «Экологическая тропа» (вторая младшая группа) Проект «Экологическая тропа» Продолжительность: месяц Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели Руководитель проекта: Линникова.

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому мы рекомендуем создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения . К тому же такие тропинки позволяют поновому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. В ДОУ своеобразные эколого-оздоровительные походы по тропинке совместно осуществляют эколог и педагог по физкультуре.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Экологическая тропинка в естественных условиях

Принцип организации тропинки в лесопарке , в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада : как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.

Как показывает опыт, в экологические тропинки в таких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, родники, овраги, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой покажите ребятам места отдыха и последствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки), животных. Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Желательно найти и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, уборка мусора. Для примера ниже приводится краткое описание экологической тропинки детского сада № 1488 г. Москвы, расположенного на окраине города. Тропинка начинается рядом с детским садом и проходит через примыкающий к территории учреждения лесопарк.

Экологическая тропинка на территории детского сада

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада , помните о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наи-более привлекательные и познавательные объекты.

В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.

Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию своего двора, отметив затененные и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет вам определить, где какие растения высаживать (луговые, степные - на открытых участках, лесные - на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели - кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) - бруснику, кошачью лапку, толокнянку, цмин песчаный (бессмертник), молодило.

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создайте условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения (в детском саду № 11 г. Сарова Нижегородской области два больших муравейника). Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

В ДОУ № 1622 г. Москвы в качестве дополнительной точки тропинки создана небольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешоктрубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. Невдалеке от флюгера располагается большой деревянный столб с кормушками для птиц. Отличительной особенностью этого оборудования является то, что оно сделано из отходов. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. В ДОУ № 137 г. Тольятти изготовлены специальные деревянные метеобудки. Для измерения осадков на метеоплощадке можно размещать дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ.

Точка 1. «Березовая роща»

Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки; кустарники - лещина (рядом с ней - молодые дубки с красноватыми листочками), крушина, бересклет. Травянистые растения: золотая розга, чина весенняя, осока волосистая, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, гравилат городской, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский.

Точка 2. «Овражек»

Объекты для наблюдений - промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные наносы. Кустарники: бересклет, крушина, лещина; травянистые растения: те же, что и на точке 1. Грибы на стволе березы. В мае - много чешуек от липовых почек.

Точка 3.«Полянка»

Объекты для наблюдений: полянка - открытое, освещенное место, окруженное деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки, лютик кашубский, ожика волосистая. Мхи на корнях березы и на почве; под деревьями - мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей - лежат бревна, используемые как лавочка. На дороге - плотно утрамбованная почва. В мае здесь стоит вода, цветет осока волосистая, видны ее темно-зеленые и светло-зеленые побеги, лютик кашубский (с круглым листом у основания стебля). Много крапивы. Кротовины.

Точка 4. «Большие березы»

Объекты для наблюдений: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб - сравнение двух деревьев по коре, листьям и т.п. Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.

Точка 5. «Липовая аллея»

Объекты для наблюдений: Липовая аллея - липы и березы (например, сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки - проснулись спящие почки.

Точка 6. «Пустырь»

Объекты для наблюдений: пустырь возле лесопарка и школы. Через него проходит дорога. Много сорных видов и других растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелятся по земле). На дороге - типичные виды - подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики. На пустыре - злаки, полынь, пижма, осот, василек, мать-и-мачеха (в мае - отцвела), щавель конский, тысячелистник. Ближе к точке «Болотце» - малинник, где весной видны старые прошлогодние и молодые побеги этого растения.

Точка 7.«Сосны»

Объекты для наблюдений: участок соснового леса с лиственницей, яблоней; сосны (кора, смола, хвоя), лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Кострище. Гнездо на сосне. Яблонька у сосны. В мае распустилась лиственница.

Точка 8.«Болотце»

Объекты для наблюдений: «болотце» - переувлажненное место с растениями, которые любят влагу (ситняк большой, подмаренник цепкий - интересное, цепляющееся за стебли своих соседей, растение, канареечник, зверобой продырявленный, лапчатка, или калган). Рядом растет кустарник неклен, семена которого распространяются ветром.

Точка 9.«Озерцо»

Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насеко-мые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг - ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной - пение соловья.

Точка 10. «Елочки»

Объекты для наблюдений: группа молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья - хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле - мох. Недалеко от группы елей - большая яблоня.

Точка 11.«Дуб»

Объекты для наблюдений: большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом - осины.

Видовые точки экологической тропинки

Точка«Рябина»

Биологические особенности. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы. Осенью нередко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами. Плоды в начале горь-ко-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созре-вают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы.

Где растет рябина. Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в куль-туру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50оС. В России растет по всей Европейской части страны - от Хибинских гор на севере до Крыма и Кавказа на юге. К почве нетребовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются начи-ная с 8-10 лет ежегодно.

Название дерева. Латинское название этого растения состоит из двух слов, одно из которых переводится как «терпкий», а второе - «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. Существуют и легенды о происхождении названия.

Рябина и животные. Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в городах - и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи.

Рябина в русском фольклоре. Рябина - любимый персонаж русского фольклора. В на-родном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые поме-щения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина - это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Использование растения

Сбор плодов. Плоды собирают в сентябре-октябре, обрывают вместе со щитками. После заморозков в них уменьшается количество горечи. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при темпера-туре 60-80оС. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение 2 лет.

Для пищевых целей. Рябина - очень урожайная культура (с одного дерева собирают до 10 ц плодов), ее ягоды давно использовались человеком. Особенно знаменита невежинская рябина, плоды которой не содержат горечи, а сахаров в ней накапливается до 9%. Рассказывают, что в начале ХIХ века в окрестностях села Невежино Владимирской области была найдена необычайно сладкая рябина, которую пересадили в усадьбу. Затем ее размножили и еще до революции стали сажать в большом количестве. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Она входит в меню россиян с давних времен: хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что «ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом, испеченные в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшаются даже столы богачей». Еще один вариант использования ягод: рябиновая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой).

В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов делали варенье как успокаивающее средство, настои из плодов - как мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее. В качестве поливитаминов используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов - как средство, повышаю-щее аппетит. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением.

Использование в косметике. Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски, отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при себорее.

Обеззараживающее действие. Листья рябины обладают сильным фитонцидным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни». А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Еще греки и римляне подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это свойство и наши предки. Для того чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах.

Другие варианты использования. Древесина этого дерева ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Молодыми ветками и побегами кормили скот, а сырыми ягодами - скот и птицу. Хорошее медоносное растение. Как декоративное разводится в городах, вдоль дорог. Очень красива культурная плакучая рябина со свисающими до земли ветвями.

Загадки о рябине. «Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». Народные приметы, связанные с рябиной

Рябина зацветает - пора сеять лен.

Рябина цветет рясно - много овса будет.

Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Если уродится рябина - рожь будет хороша.

В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.

Стихи о рябине

Я знал тебя, моя рябина...

Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропинки ». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема - для педагогов, вторая - простая - для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги.)

В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей - просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы - конфеты, орехи на деревьях. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие пе-реносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

Экологическая тропа в детском саду. (Рыжова Н.А.)

Этапы создания и оформления тропинки

  • Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены карто-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа, который бу-дет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохран-ных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

7.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе. Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в ДОУ играет огромную роль. Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-об­разовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родите­лями детей.

Само название - «экологическая тропа » можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, необходимо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья и т.п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок : на территории дошкольного учреждения; в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.); в здании детского сада.

Обычно в дошкольном учреждении создают одну, максимум две экологические тропинки.

Специфика экологической тро­пы на территории ДОУ в том, что общая протяженность ее небольшая, и основ­ная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.

Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например: берег реки, холм, выраженный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие создается искусственно. На тропе также рекомендуется иметь большое разнообразие растений, т.к. чем больше растений, тем больше и разнообразие животных, потому что животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек , или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога. В качестве видовых точек экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, родники и т.п.

Видовыми точками могут стать:

Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива).

Сообщества растений - фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений - участки сада, огорода.

Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности - естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы»), муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками»), обитателей пруда или озера, реки.

Участки с интересными объектами неживой природы - овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега), высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения).

Птичья столовая с кормушками.

Клумбы - обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями-барометрами).

Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля»), в северных районах - теплицы.

Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т.п.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бу­маге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты (небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, де­ревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посад­ки (сад, розарий, клумба) и т.д). Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для обо­рудования новых экологических объектов тропы. Их обме­ряют, обозначают на плане. От объекта к объекту проклады­вают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической фоны, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и над­писями.

Картосхема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Для этого лучше использовать символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

Николаева С.Н. в своей книге «Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников» рекомендует вдоль тропы или вблизи от нее:

1. Посадить типичные для данной местности деревья и ку­сты, что поможет показать детям многообразие растительно­го мира.

2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участ­ке, посадить новые виды - в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет листвен­ница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными де­ревьями. Можно посадить 2-3 дерева.

3. Посадить экзотическое (не характерное для данной ме­стности) древесное растение: каштан, белую акацию, пира­мидальный тополь, тую и т.д.

4. При необходимости спилить старый тополь, нужно ос­тавить пень высотой 40-50см, а рядом на земле положить часть ствола (1 - 1,5 м), тогда может появиться молодая по­росль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они ста­нут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) - оба явления интересны детям для на­блюдения.

5. Устроить фитоогород - посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).

6. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые.

7. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями - место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость возду­ха, вниз - его насыщенность влагой. Всякий раз, когда сто­ит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и, наоборот, в сухую погоду под­нимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».

8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, краси­вое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие де­ти) - пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растени­ями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выяв­лять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке дет­ского сада. Это могут быть различные объекты, например:

1. Под березой или сосной в земле может быть муравей­ник. Отсутствие наземной части муравейника делает его не­заметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.

2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут раз­нообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) - это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, мож­но увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

3. В почве живут дождевые черви. Их норки под припод­нятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.

4. Хорошим объектом экологической фоны являются ме­ста, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы сви­ли гнезда или заселили скворечники; просматриваемые уча­стки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Помимо объектов растительного и животного мира на тро­пе могут быть места, предназначенные для какой-либо дея­тельности детей и взрослых:

1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») - мес­то хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор и др.).

2. Площадка для отдыха - последний объект тропы, обо­рудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делят­ся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготов­лением поделок из природного материала, изодеятельностью.

При оформлении экологической тропы по возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, то не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.