Можно ли женщинам заходить в церковь в брюках. Можно ли в церковь в брюках женщине Можно ли заходить в церковь в штанах

Наверное, нет другой такой детали гардероба, вокруг которой было бы сломано столько копий, как обычная юбка, в которой по традиции должна посещать храм верующая женщина.

Все священники и верующая общественность делятся по вопросу юбок на две группы: одни считают, что в храм Божий женщина может приходить и в брюках, лишь бы это были женские брюки, вторые доказывают, что это противно воле Господа и готовы закутать слабую половину человечества в покрывало с головы до ног, подобно апостолу Павлу.

Женская одежда

Действительно, во Второзаконии, где Моисей дает израильтянам законы, по которым им следует жить дальше, написано: «На женщине не дoлжнo быть мужскoй oдежды, и мужчина не дoлжен oдеваться в женскoе платье, ибo мерзoк пред Гoспoдoм Бoгoм твoим всякий делающий сие» (Втoр. 22:5).

Известный толкователь ветхозаветных текстов, богослов и писатель Александр Лопухин указывает: целью Моисея и Бога, который глаголет его устами, является сохранение иудейского народа от противоестественного растления, то есть от гомосексуализма, который был в ходу у многих языческих народов мира. Библия указывает на недопустимость этого: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит. 18:22). Есть версия, что переодевание было связано и с различными языческими обрядами, когда при восхвалении демонов жрецы переодевались в одежду другого пола.

С другой стороны, ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового Завета о брюках, а тем более, о женских брюках не знали: оба пола носили хламиды различной длины. Женские хламиды, скорее всего, были более длинными и делались из мягких и тонких материй.

С Ветхим Заветом вполне согласно решение Шестого Вселенского Собора, который созывали в Царьграде (Константинополе) в VII веке. На нём экзархи церкви определили, что: «никакoму мужу не oдеватися в женскую oдежду, ни жене в oдежду, мужу свoйственную… …ни нoсити личин кoмических… ...не вoзглашати гнуснoгo имени Диoниса…». Tут тoже речь идет, прежде всего, об однополых отношениях и обрядах поклонения языческим богам.

Про брюки ни слова

Вообще, штаны, как элемент мужской одежды, стали известны на Ближнем Востоке только во времена Крестовых походов, когда местные народы увидели средневековых рыцарей, а в самой Европе штаны стали в ходу после нашествий на Рим германских варварских племен.

Поэтому никаких особых высказываний по поводу брюк мы не найдем ни у ранних христианских святых, ни у христианских святых отцов средних веков, которые считали указания Ветхого Завета и Собора достаточными для женщин.

Наши дни

Настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин Островский, говорит, что ошибаются те, кто хочет нарядить всех женщин в длинные юбки, считая, что это - главное, но ошибаются и те, кто считает длинные юбки чем-то недостойным, некрасивым и смотрят на «юбочниц» с презрением, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

Протоиерей Игорь Фомин считает, что лучше зайти в храм в джинсах и с непокрытой головой, чем пройти мимо, но подчеркивает, что гораздо более естественно и красиво, когда девушка, женщина приходят в храм в традиционной одежде.

Недавно канонизированный святой Грузинской Православной Церкви, наш современник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) указывал, что одежда человека «изобличает состояние его души». Получается, что джинсы на девушке в храме в этом контексте выступают символом бунтарства, феминизма, не угодного Богу, в то время, как традиционная одежда становится признаком смирения души, покорности её воле Божьей и устремления к совершенству.

Удивительно, но за две тысячи лет, в христианстве не сложилось общей традиции: как именно должна одеваться женщина, идущая в храм. В одних церквях голову покрывают даже младенцам-девочкам (РПЦ), в других - платок носят только замужние, на Востоке христианки остаются простоволосыми, чтобы отличаться так от мусульманок, а в Греции спокойно ходят в храмы и без платков и в брюках.

Традиция

Традиция РПЦ зиждется на том, что любой верующий должен выглядеть скромно, не привлекать взглядов прихожан, не нарушать чужой молитвы и не возбуждать похоть. Поэтому в храм лучше ходить в женской одежде ниже колен, с платком или палантином на голове.

Удивительно, но многие вчерашние любительницы джинсов или брюк уверяют, что частое посещение храма меняет предпочтения женщин – они становятся более консервативными. Один из игуменов города Казани сказал очень верные слова: «Женщина сама должна испытать потребность ходить в юбке, а заставлять её делать это нет никакой необходимости».

Многие православные люди уверены, что девушкам и женщинам запрещено появляться в церкви в брюках. Это продиктовано христианскими канонами, традицией, культурой и общественным мнением. Ношение предметов, отличных от длинной юбки, часто порицается и запрещается. В этой статье разбирается, насколько этот запрет обоснован.

Для православных людей красота имеет очень большое значение. Священные писания призывают ухаживать за собой, чтобы отразить внутреннюю красоту во внешней. По христианским законам нельзя уделять внешнему виду слишком большое внимание, но не следить за собой нельзя. Представительницы слабого пола должны проявлять в одежде свои основные качества: женственность и нежность. Поэтому с эстетической точки зрение появление в брюках будет неправильным. К тому же, во всех христианских храмах люди носят стандартизированную одежду, и штаны на девушке будут выбиваться из общей картины.

Что говорится в Библии

В Ветхом завете достаточно чётко обозначена позиция относительно одежды. Новый завет подтверждает все положения. Но большинство людей трактует слова из книги неверно и слишком буквально. В Библии сказано, что женщинам запрещено носить мужскую одежду, а мужчинам – женскую. В данном случае под этим прилагательным понимается «принадлежащую мужчине», его собственную. Речь идёт о так называемых «ряженых», а также о различных языческих обрядах, которые были строго запрещены. Частью этих обрядов было переодевание. Любые проявления магии и язычества не принимаются христианским учением, поэтому в Библии присутствует эта фраза, не имеющая отношения к функциям нынешнему гардеробу. К тому же, во времена написания книги существовало другое понимания брюк, отличное от сегодняшнего. В настоящее время брюки стали полноправным элементом женского гардероба, их модели не носятся мужчинами: они просто им не подойдут, такая одежда считается непосредственно женской. Поэтому библейский принцип к ней не относится.

Мнение священников

Священнослужители не сходятся во мнениях.

Некоторые понимают, что одежда – элемент культуры, который не имеет отношения к вере. Учение было написано давно, поэтому его необходимо адаптировать под современность, чтобы строгие правила не отталкивали людей. Они призывают не осуждать молодых девушек, которые приходят в храм за помощью, а получают претензии по поводу внешнего вида и джинсов. Другие призывают строго следовать дресс-коду. ВАЖНО знать, что сейчас нет строго запрета на брюки: все зависит от церкви, священнослужителя и прихожан.

Основные требования, предъявляемые к вещам для похода в храм: скромность, минималистичность, сдержанность, простота, отсутствие броских элементов.

  1. Голову нельзя оставлять «непокрытой». Обязательно использовать платок или косынку. При их отсутствии воспользуйтесь капюшоном или другими подручными средствами.
  2. Предпочтение отдаётся юбкам и платьям.
  3. Длинные рукава: открытые плечи и спина читаются неприличным жестом. Тело человека должно быть закрыто одеждой.
  4. Не привлекающие внимания цвета, украшения, неяркая косметика.
  5. Требования к юбке: длинная или средней длины (ниже колена), свободного кроя.

Все правила не считаются обязательными и подлежащими чёткому исполнению. Их соблюдение можно назвать желательным . Так выражается уважение к другим прихожанам. Некоторые мужчины отмечают, что девушки в коротких юбках или платьях отвлекают их от молитвы. Поэтому выбор дресс-кода полностью зависит от индивидуальных предпочтений и желаний. Чётких предписаний не существует.

ВАЖНО: строгость следования правилам индивидуальна: в некоторых храмах могут возникнуть открытые конфликты из-за внешнего вида. Негативную реакцию проявят прихожане или священнослужитель. Это не касается монастырей, там использование юбки обязательно, правила там гораздо строже.

Многих православных периодически занимает вопрос: можно ли в церковь в брюках женщине? Ответ на него пытаются найти в различных цитатах из Библии. При этом одни видят в них однозначный запрет ходить женщине в церковь в брюках, а другие трактуют их несколько по-другому.

Запрещено ли в церкви носить брюки?

Если проанализировать высказывания, которые содержатся в Ветхом Завете, то в них говорится о запрете носить одежду противоположного пола. Там сказано, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчинах – женской.

Однако, прежде чем делать какие-либо выводы, следует проанализировать, как именно выглядела одежда в те времена? Самое удивительное, что в тот период, и даже намного позже, в Средние века, брюк не существовало ни как женского, ни как мужского элемента гардероба. Их появление произошло только лишь в 19 веке.

Если углубиться в Православное писание, то можно найти такую расшифровку, что же именно имеется под одеждой, свойственной для противоположного пола: «…ни носити личин комических…». Таким образом, имеется в виду не обычная одежда, а предназначенная для так называемых ряженых. Так была проведена аналогия с языческими обычаями, которые проникают в христианскую среду.

Также в христианских канонах озвучивается, что женщина облачится в одежду для мужчин ради мнимого подвижничества. Здесь имеется в виду отклонение женщины от той сути, в соответствии с которой ее создал Бог.

Таким образом, в Библейские цитаты скорее вложен смысл о духовных качествах женщины, а не о том, почему нельзя ходить в церковь в брюках.

Следует сказать, что брюки появились как элемент женского гардероба, лишь в 20 веке. Окончательно за ними закрепился статус одежды для женщин в 60–х годах благодаря Иву .

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Библии не содержится запрета для женщин ходить в церковь в брюках. В последнее время распространена практика одевать поверх брюк большой платок.

По общепринятым традициям поход в храм предполагает обязательного наличие головного убора для представительниц прекрасного пола и исключает длину мини для юбки, нужно, чтобы она прикрывала колени.

Многих верующих интересует вопрос: можно ли православной женщине носить брюки в светской жизни, и стоит ли в них приходить на богослужение ? Люди знают запрет церкви на ношение штанов девушками, но многие не обладают знаниями о том, насколько категорично данное правило в современных рамках.

Посещение церкви в брючной одежде

Устоявшиеся взгляды на внешний вид прихожан в храме, диктуют женщинам традиционный вид одеяния. Отказ от брюк и переодевание в юбку отталкивает некоторых девушек от посещения церкви.

О церкви:

Запрет на женские штаны уже не так однозначен как раньше. Некоторые храмы оставляют этот вопрос на совести прихожанок:

  • одни из них ревностно соблюдают негласное правило и в светской жизни;
  • другие склоняются к мнению, что брюки лучше обтягивающих или коротких юбок.
Важно! В доме Господнем никто не вправе судить прихожан за их внешний вид, здесь намного важнее чистота души.

Как должна одеваться женщина в храм

Мнение священнослужителей

Среди священников не существует единого мнения о внешнем виде девушки в храме. Многие из них считают, что если женщина в брюках хочет зайти в храм помолиться и поставить свечку , то ничто ей не может препятствовать. Никто не может точно сказать, но все-таки большинство из них склонны соблюдать строгий запрет на женские брюки.

Особенно это касается монастырей, где свято чтят традиции. Служители церкви объясняют данное правило тем, что форма одежды способна влиять на поведение. К примеру, женщины в брюках часто ведут себя вальяжно, выбирая расслабленные позы и движения, что несет за собой появление новых неподобающих христианской прихожанке черт характера. К тому же, необычный вид девушки в храме может склонить других прихожан к греху осуждения.

Другая часть священнослужителей говорит о том, что нельзя запрещать женщине посещать церковь только из-за того, что она одета в предмет мужской одежды. Подобные правила могут оттолкнуть многие души от Бога.

Совет! Строгого запрета на женские брюки в церкви сейчас нет. Соблюдение данного правила может зависеть от отношения к нему священника и прихожан прихода.

В любом случае лучше уважать традиции и негласные уставы церкви, и по возможности одеваться на богослужение правильно, но никто не вправе осудить женщину, пришедшую в церковь в брюках.

Брюки как предмет мужской одежды

На входе во многие храмы и монастыри можно встретить таблички, которые гласят о том, что женщине в брюках вход воспрещен или что не подобает православной прихожанке носить мужскую одежду.

Женщина в брюках в храме

Данные запреты обуславливаются цитатами из Библии. Но ссылки на мнения о том, что данный предмет гардероба является истинно мужским облачением - устарели, так как этот предмет одежды женщины носят с 1930-х годов. К тому же, женщина в джинсах и брючных костюмах в повседневной жизни не выглядит странно, как выглядел бы мужчина в юбке или платье.

Во времена язычества , переодевание было культом магических обрядов. И так как во все времена магия запрещалась христианством, то и облачение в мужские одежды противоположным полом строго осуждались, особенно в стенах храма. Эти времена давно себя изжили и можно сделать вывод, что штаны уже не являются строго мужским одеянием. Есть модели брюк, которые не подойдут молодым людям, в такой одежде никто не укажет на то, что девушка выглядит как мужчина.

Следовательно, не стоит слепо соблюдать данные запреты. Вход в храм для всех женщин открыт, если они не выглядят пошло и невежественно.

Как одеваться женщине в церковь

Если женщина собралась в храм в первый раз, то лучше не использовать в своем внешнем виде мужской одежды. Существуют некоторые негласные законы о том, как должна одеваться девушка на богослужение:

  • считается обязательным наличие платка или косынки для покрытия головы, в современных реалиях для этого можно использовать капюшон или берет;
  • плечи, руки, шея и зона декольте обязательно должны быть закрытыми во избежание мужского внимания;
  • юбку или платье лучше подобрать длиной ниже колена, не из облегающей ткани, скромного покроя;
  • обувь желательно носить закрытую, без вызывающих каблуков.

Православие о женщинах:

Главное правило - не привлекать к себе внимание, во всем нужно держаться золотой середины, так как слишком закрытые одежды, смотрятся показательно скромно. От парфюма и декоративной косметики нужно отказаться по тем же причинам.

Важно! Внешний вид девушки не должен притягивать мужские взгляды своим силуэтом, так как это может отвлекать от молитвы и навевать другие мысли.

Закрытая одежда может быть модной, церковь не запрещает девушкам украшать себя, главное, чтобы в этом украшательстве не прослеживалось пошлости и вульгарности.

Можно ли женщинам ходить в церковь в брюках?

Сколько лет женщины в России носят брюки, столько же существует стереотип - «в храм Божий в брюках нельзя». Для кого-то из дам это становится предлогом не заходить в церковь вообще, или, по крайней мере, долгие годы, для других - перед входом в храм повязывать вокруг джинсов шаль, для третьих - ходить в юбке всегда: хоть в поле копать картошку, хоть в лес по грибы, а на «грешниц в брюках» поглядывать свысока.

Как же относится православие к женским брюкам на самом деле? Этим вопросом прихожанки до такой степени замучили своих пастырей, что даже одному из высших иерархов Русской церкви, главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону, пришлось отвлечься от вопросов богословия и церковной политики, чтобы разобраться в особенностях современной моды и дать ответы в нескольких радио- и телепередачах. «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это», - заявил он полтора года назад в эфире «Русской службы новостей». Владыка Иларион также отметил, что традиция надевать на богослужение юбку и платок - "не универсальная" для всех поместных церквей и, например, в Западной Европе "не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку - это значит, что она должна выглядеть как мусульманка".

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

В 62-м правиле Шестого Вселенского собора, которое любят упоминать в объявлениях из серии «посторонним вход воспрещен», сказано: «...в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических». Речь здесь идет о языческих ритуалах, в ходе которых люди придавали себе вид, свойственный противоположному полу, мужчины играли роли женщин, а женщины - мужчин. Сегодня это назвали бы парадом трансвеститов. Но сегодня вы ведь не принимаете женщину в брюках за мужчину, не обращаетесь к ней «молодой человек»?

А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки - это совсем другая тема. Оно гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою". На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Если перенести святоотеческие советы из мира сандалий и хитонов в нашу реальность, то картина получается примерно следующая. Во-первых, одежда однозначно не должна быть сексуальной. Во-вторых, она не должна служить средством демонстрации материального успеха, особенно в том случае, если его у вас на самом деле нет. И, в-третьих, вы не должны выглядеть чудно, «не как все». Из этих соображений и следует выбирать одежду, если вы собираетесь в церковь целенаправленно. А уж что именно надеть, подскажет здравый смысл. В русской традиции - женщинам покрывать голову, но к этому следует относиться как к национальному обычаю, а не как к догмату. В Греции, напротив, голову покрывать не принято, зато даже в сорокаградусную жару не приветствуется одежда без рукавов, молящийся человек в майке может услышать в свой адрес замечания.

Но в любом случае, если желание зайти в церковь возникнет у вас внезапно, всегда лучше зайти, чем не зайти. Если вы одеты совсем уж «не по форме», например, в мини-юбку и топ на бретельках, попросите у свечницы или сторожа халат, обычно они в этом не отказывают. Кстати, главное, что мы можем найти об одежде христианина в Евангелии - это призыв Господа Иисуса Христа не заботиться о ней: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 25).