Название проекта по социализации детей. Социализация детей старшей группы в проектной деятельности. Дополнительная программа ДОУ. Введение в проект

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

Описание материала : Предлагаю вам педагогический проект "Все работы хороши, выбирай на вкус!" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Он поможет педагогам познакомить детей с различными профессиями, используя разнообразные формы работы с детьми, их родителями и социумом.
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта:
1) по количеству участников: фронтальный.
2) по содержанию: интегративный.
3) по продолжительности: краткосрочный (в течение октября 2015 года).
4) по характеру содержания: ознакомительно-ориентировочный.
5) по доминирующему виду: ребенок, общество и культура.
Участники проекта : дети старшей группы детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

I. Целеполагание
Актуальность
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,
Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Цель : формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Формирование знаний детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Формирование знаний о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Формирование уважительного отношения к труду взрослых.
4. Формирование понятий о значимости родителей в жизни общества.
5. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.
6. Поощрение творческих проявлений в ролевых играх о профессиях.
7. Воспитание гордости за родителей и уважение к ним.

Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.
4. Сформированы понятия о значимости родителей в жизни общества.
5. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
6. Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей – полицейский, водитель, работник почты, журналист и т.д.
7. Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.

II. Разработка проекта
1.Определение сроков проекта: разработать и реализовать проект в течение октября 2015 года.
2.Обратиться за помощью к родителям (законным представителям): Волковой Н.А., Старушонковой В.Н., Меркушевой Ю.А., Коротиной Н.Л.,Колобову Н.К.
3.Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта:
Т.В.Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях», 2005г., Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?», 2007г., О.Д.Смирнова Метод проектирования в детском саду; Образовательная область «Чтение художественной литературы»,-М.: Издательство «Скрипторий».
4.Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему «Профессии».
5.Подготовить перспективный план работы по проекту.
6.Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.
7.Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:
1) Словесные:
беседы
чтение художественной литературы
дидактические игры
развлечения
моделирование ситуаций
наблюдения
2) Наглядные:
сбор иллюстраций, фотографий
рассматривание иллюстраций
пример взрослых
3) Практические:
создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
моделирование ситуаций

8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями и общественностью, способствующие реализации проекта:
Формы работы
С детьми:
1.Организованная образовательная деятельность
2.Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
3.Экскурсии
С родителями:
1.Анкетирование
2.Консультации
3.Творческие мастерские
4.Презентации
С общественностью:
1.Экскурсия на работу к родителям
2.Экскурсия в библиотеку
3.Встреча с интересными людьми

Перспективный план
1.Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Профессии».
2.Беседа с детьми о профессиях, загадывание загадок о профессиях.
3.Чтение книг С.Михалкова «А что у вас», В.Маяковского «Кем быть», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла».
4.Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню.
5.ООД по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные».
6.Просмотр мультфильма по произведению С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
7.Виртуальная экскурсия на почту.
8.Драматизация отрывков из художественных произведений: К.И.Чуковского «Айболит», С.Я.Маршака «Почта», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
9.ООД по социализации «Профессия полицейский».
10.Дидактические игры: «Кому что нужно», «Профессии», «Кому нужны инструменты?", "Угадай профессию", "Что лишнее?"
инструменты?»
11.Экскурсия в библиотеку.
12. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Почта»,
«Библиотека», «Кондитерская».
13. Слушание песен о труде, разучивание частушек о профессиях.
14. Знакомство с пальчиковыми играми на тему «Профессии».
15. Экскурсия на работу к родителям.
16. Конкурс рисунков «Моя мама на работе».
17. Составление рассказов о профессиях своих родителей.
18. Разучивание стихов о профессиях, знакомство с пословицами и поговорками о труде.
19. Интеллектуальная игра «Что, Где, Когда?»
20. Презентация детско-родительских проектов.
21. Развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Презентация проекта
1.Проведение интегрированной ООД по художественному творчеству (лепке) «Поможем кондитеру испечь пирожные».
2.Выставка детско-родительских работ по художественному творчеству (рисованию) «Моя мама на работе».
3. Выступление педагога на педагогическом совете с опытом работы по теме «Знакомство детей с профессиями».
4. Участие в окружном конкурсе педагогических проектов «Все работы хороши-выбирай на вкус!»

Выставка книг по теме "Профессии"


Дидактические игры на тему "Профессии"


Игра "Угадай профессию"


Игра "Отгадай профессию по действию"


Игра "Что лишнее"


Пословицы и поговорки о труде


Альбом "Профессии наших родителей"

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» — детский сад «Сказка».

Адрес: Я НАО г. Губкинский, мкр.4, дом 24.

Руководитель проекта: Кадочникова О.В.

Вид, тип проекта: межгрупповой, социальный, краткосрочный.

Цель: создание педагогических условий по формированию правовых основ ребёнка-дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Формирование навыков общения.
  • Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
  • Повышение уровня коммуникативной компетентности.
  • Систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей.
  • Активизация желания искать пути разрешения проблемных ситуаций.
  • Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.
  • Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в вопросах правового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

Краткое содержание проекта:

Накопление информационной базы по теме ранней социализации детей (правовое воспитание) 3 – 7 лет.
Обогащение стимулирующим активизирующим дидактическим материалом.
Обучение дошкольников необходимым коммуникативным навыкам.
Организация и проведение совместной деятельности в режимных моментах, направленных на воспитание правового сознания дошкольников.
Отражение знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой, театрализованной).

Сроки проведения: ноябрь

Возраст детей: 3 – 7 лет.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в повседневной жизни).

Ожидаемые результаты:

— повышение уровня правовой культуры родителей, педагогов и воспитанников;

— формирование навыков нравственного поведения;

— повышение социальной компетентности дошкольников;

— расширение кругозора воспитанников;

— оптимизация использования ТСО;

— проявление положительных эмоций от участия в публичных выступлениях, от стремления к справедливым взаимоотношениям в разных видах деятельности;

— вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям используются следующие виды деятельности:

Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная — позволяет ребёнку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс правового воспитания дошкольников.

Педагогические методы и средства , используемые в процессе реализации проекта:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения;
  • элементарный анализ;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод проектной деятельности;
  • метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать;
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приёмы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • приём предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;
  • беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
  • метод обобщённого ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

План реализации

Первый этап – подготовительный.

  • Составление плана деятельности.
  • Подбор наглядной стендовой информации для родительского уголка.
  • Подбор художественных произведений для чтения, обсуждения с детьми.
  • Разработка конспектов бесед, занятий.
  • Подбор материала для деловой игры с педагогами.

Второй этап – основной.

Действия родителей:

Знакомятся с наглядной информацией в родительском уголке.

— Подбирают необходимый материал по просьбе педагога (фотографии, вырезки из журналов…).

— Принимают участие в оформлении выставки рисунков «Моя семья».

Действия педагога:

— Стимулирует интерес детей, используя метод опроса.

— Планирует дальнейшую деятельность.

— Создает условия для проектной деятельности (предметно-развивающая среда).

— Предлагает творческие домашние задания:

сфотографироваться всей семьей, нарисовать семью.

— Организует выставку рисунков, фотовыставку.

— Проводит беседы с детьми в кругу (открытые вопросы, закончи предложение).

— Общается с детьми в свободной деятельности: читает детям, учит с детьми стихи, загадки; рассматривают фотоальбомы, иллюстрации, организует игровую деятельность.

Действия детей:

— Отвечают на вопросы, задают сами.

— Слушают, наблюдают, рисуют, рассказывают, играют, общаются с родителями, сверстниками, педагогами.

Делают выводы, обобщают, учатся анализировать, сравнивать, составлять рассказы.

— Помогают воспитателю в оформлении выставок, стенгазеты.

— Высказывают свое мнение, рассуждают.

— Учат стихи.

Третий этап – Методический день.

Методический день, посвященный Всемирному дню детей и дню принятия Конвенции о правах ребенка.

Цель: формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Программа методического дня.

Предварительная работа: оформление в группах информационных стендов для родителей; выпуск стенгазеты «Мои права».

Взаимодействие с детьми

10.00 — 10.10 радиогазета «Наши права»

Группа: младшая «Право на семью»

Мероприятия:

Беседа: «С кем ты живешь?»

Рассматривание семейных фотографий, разучивание потешек о семье.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Чтение РНС «Теремок», «Три медведя».

С/р игры «Приходите в гости к нам», «Дочки-матери»

Ответственные: воспитатели.

Средняя: «Мы такие разные» (имя)

Мероприятия:

Лепка «Угощения для друга».

Конструирование «Дом, в котором я живу».

С/р игры «Семья», «Больница».

Д/и «Позови ласково», «Радио», «Обратись с просьбой».

Творческие игры: «Когда я стану взрослым».

Чтение стихотворений А.Барто

Ответственные: воспитатели

Старшая: «Поляна детства» (технология выбора)

Мероприятия:

Рисование на тему «Моя мечта».

Рассказывание сказок: «Гуси- лебеди», «Морозко», «12 месяцев», «Красная Шапочка», «Три поросенка».

Д/и «Сочиняем сказку», «Придумай другой конец сказки»

Викторина «Назови имя героя сказки».

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Ответственные: воспитатели

Подготовительная: «Наши права и обязанности»

Мероприятия:

Беседа «Что такое обязанность, что такое право?»,

«Я – гражданин России»

Игра-интервью «Расскажи о себе», «Что такое дружба?»

Д/и «Кто из героев нарушает право?», «Хорошо-плохо».

Домашнее задание: рассмотреть свидетельство о рождении, паспорт.

Выставка книг познавательного содержания (энциклопедии, словари, карты…)

Чтение: «Гадкий утенок» Г.К.Андерсен

С/р игры: «Школа, библиотека»

Ответственные: воспитатели

Взаимодействие с педагогами.

Деловая игра «По страницам Конвенции и декларации».

Цель: обновление содержания и методов работы с детьми по правовому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности.

Взаимодействие с родителями.

Консультация: «Азбука прав и ответственности»

Информационный листок: «Декларация о правах ребенка»

Приложение:

Радиогазета «Наши права»

20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на развитие, защиту от насилия и эксплуатации.

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

Права и обязанности живут рядышком. Если есть права, то есть и обязанности. И не надо об этом забывать.

Сегодня, ребята, вы прогуляетесь по страницам ваших любимых сказок и посмотрите: где любимых героев обижают – значит, там нарушаются их права, а где они веселы, счастливы, смеются – там права соблюдаются.

Закон пошел бродить по белу свету.

У него особые приметы:

Кодекс, Декларация и право,

Конституция и разные уставы.

Их знать должны студенты,

Учителя и президенты.

Все должны их исполнять

И прав друг друга не лишать.

3. Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагая все силы,

Ведь именно нам жить в России!

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны.

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Деловая игра с педагогами
«По страницам Конвенции и Декларации»

Подготовила: Беденко А.И.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?»- обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключений, а государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?

Задание.

Выделите права, которыми пользуются дети в соответствии с российским законодательством.

Право на образование.
Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и востоновления здоровья.
Право на отдых и досуг.
Право на создание семьи.
Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Право на свободу мыслей, совести, религии.
Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
Право на личную жизнь.
Право пользования благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

И для этого выбираются ведущие для дошкольников виды деятельности: игровая и художественно – продуктивная.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.

Игра «Волшебный сундучок».

Чтобы подвести итог я предлагаю ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть.

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

Что за документ? О каком праве он вам напоминает?

(Право на имя)

Сердечко

Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество)

Конверт

О чем напоминает этот конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма)

Букварь

О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу)

Игрушечный утенок и утка

О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть с мамой)

Все люди — маленькие и взрослые — имеют права, и никто не в праве их нарушать.

Я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь, и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди… и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как это приятно о ком — то заботиться – и как это ответственно.

Я надеюсь, что тема деловой игры никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что-то нужное и новое.

, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Паспорт

социального проекта

Ветюгова О.Ю.

Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Теремок»

г. Шахунья

2017г. Оглавление.

  1. Оглавление……………………………………………………………………….2
  2. Информационная часть………………………………………………………...3-4
  3. Актуальность проекта………………………………………………………….4-5
  4. Сбор и анализ информации по избранной проблеме…………………..5-6
  5. Этапы реализации проекта…………………………………………………….6-7
  6. Ожидаемые результаты проекта……………...................................................7-8
  7. Заключение и выводы………………………………………………………......8
  8. Литература……………………………………………………………………......9
  9. Приложение……………………………………………………………………….10-42
  10. Фотоприложение…………………………………………………………………43-47

Информационная часть

Информационная карта

Наименование проекта

«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»

Ветюгова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок»

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том , что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть .

Цели и задачи проекта

Цель проекта

Задачи проекта:

Краткая аннотация содержания проекта

Данный проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта.

Сроки выполнения проекта

2016-2017уч.г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

Музыкальный зал;

Тренажерный зал;

Социально-эмоциональные уголки в группах;

Атрибуты для коммуникативных игр;

Методическая литература;

Наглядный материал;

Картотеки коммуникативных игр;

ИКТ (музыкальный центр, компьютер).

Проект не предполагает материальных затрат.

Актуальность проекта

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.

Практически в каждой группе разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно по этому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.

Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта : информационный, игровой.

По продолжительности : долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников : групповой, фронтальный.

Участники проекта : педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта : 2016-2017 уч.г.

Проблема.

В нашем детском саду в 2014 -2015 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.

Именно поэтому я решила обратиться к данной теме : «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».

Гипотеза.

Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».

«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Цель проекта : вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.

Задачи проекта:

1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.

3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.

Этапы реализации проекта.

Этапы

I этап

Организационный

1.Изучение методической литературы .

2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение).

3.Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.

4.Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).

5.Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми » (Приложение).

6.Игровые задания для домашнего общения.

Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.

7.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение).

8.Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»

9.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения»

II этап

Практический

1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.

2.Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности.

3.Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

4.Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение).

III этап.

Заключительный

1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение).

Ожидаемые результаты проекта .

Прогнозируемый результат:

У дошкольников формируется:

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:

  • видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
  • согласовывать своё поведение с поведением других детей;
  • видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
  • помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
  • свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере

У педагогов повышается:

Профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

У родителей повышается:

Образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
  2. Составление картотеки коммуникативных игр.
  3. Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
  4. Итоговое занятие « Путешествие в страну Эмоций».

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.

Заключение и выводы

Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.

Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.

В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.

Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».

Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.

Литература.

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
  2. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с.
  4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
  5. Захаров А. И. Детские неврозы. - С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.
  6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
  8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
  9. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
  10. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.
  11. Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
  12. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
  14. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
  15. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
  16. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
  17. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 523с.
  19. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.
  20. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  21. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-
  22. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
  23. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.
  24. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.
  25. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.

Исследовательский проект

«Проблемы социализации детей в детском саду»

г. Петропавловск, 2015 г.

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем,

ибо они сами по природе своей - радость и счастье.

В.М.Гюго

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития. Формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создаёт условия для ускорения социализации. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.

Также мы исследуем вопрос необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. Данный аспект проблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным. В настоящее время в казахстанском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Данное исследование посвящено дошкольным образовательным учреждениям, как институту социализации.

Актуальность исследования: ф ормирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.

Детский сад является сегодня первой ступенью на пути к становлению личности, поэтому очень важно определить какие существуют проблемы в ходе социализации детей в дошкольном учреждении и пути их решения. Следовательно, возникла необходимость изучить данную тему, исследовать проблемы социализации детей в детском саду.

Цель исследования:

- выяснить особенности развития личности в детском саду. Для достижения этой цели мы рассмотрим сущность и задачи процесса воспитания, а также такой компонент воспитания дошкольников, как игра. Так как процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.

- создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.

Работая над проблемой по социализации дошкольников, мы сделали вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.

Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.

Нами были определены следующие задачи :

Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.

Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.

В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:

неуважительное отношение к именам сверстников;

неумение отстаивать свою точку зрения;

незнание детьми своих прав;

неумение вести себя в конфликтной ситуации;

неумение давать оценку своим поступкам;

неуважение к результатам труда людей;

непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.

Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Начать работу можно с НОД (непосредственной образовательной деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры) ; воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно, развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием должна быть проведена предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара) ; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад». Использовать: игровое упражнение «Составь семью». Детям предлагаются фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально прожить ее.

Во время формирующего этапа, следует проводить работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.

Основными формами работы детского сада и семьи следует выбирать как традиционные формы работы:

консультации,

анкетирование,

родительские собрания,

беседы.

Так и нетрадиционные формы:

совместные досуги, праздники,

участие родителей в выставках,

организация дней открытых дверей.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:

обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

помощи в разработке сценария;

разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

помощи в оформлении помещения;

пошиве праздничных костюмов;

подготовке отдельных номеров;

изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта показывает, что при повторном обследовании детей по методике «Детский сад» и методике «Рисунок семьи», многим другим методикам работы в ДОУ и проделанной работы, в начале года дети обычно не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей меняется. Дети начинают больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам.

Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказывает положительный эффект и родители начинают самостоятельно сотрудничать с детским садом, появляется доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Игра как средство воспитания дошкольников

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим найти взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.

Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду, прежде всего, их совместную игру, далее занятия, труд.

Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.

Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).

Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Благополучие и развитие детей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с ними работают.

Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают оборудование помещения дошкольного учреждения и участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов активности детей в играх.

Исходя из позиций личностно-ориентированной педагогики, общение с ребенком понимается как педагогическое взаимодействие, которое реализуется при непосредственном участии взрослого (воспитателя) в играх детей. Однако, как показывают наблюдения, несмотря на то, что современная психология и педагогика освободили игру от узкодидактической функции «проработка знаний», эта установка до сих пор является стереотипом сознания большинства воспитателей дошкольных учреждений и администрации детского сада (результаты собеседований в курсовой работе, наблюдения практической деятельности педагогов ДОУ).

Ограничение игры часто дидактическими функциями влечет за собой все тот же «учительский» тип отношения воспитателя к детям: педагог руководит игрой, а дети выполняют его указания. Небольшие отрезки времени, остающиеся от строго регламентированных занятий, игр не удовлетворяют требованиям, связанным со свободным, непринужденным взаимодействием взрослого с детьми.

В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в игре.

К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальных особенностей и способностей детей.

Для того чтобы дети овладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны играть вместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающим обновлению работы детского сада: установка педагогов на обучающие занятия как приоритетную форму работы с детьми; недостаток содержания, адекватного запросам современных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденную деятельность в игре; жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детям играть; недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжета игр.

Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками.

Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще очень кратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать друг с другом - задача сложная даже для старших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместная самостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах (3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства, где дети могут играть, не мешая друг другу.

Пока в дошкольных учреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то, что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладения усложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы.

Воспитатели не владеют навыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечается стихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер. Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогики сотрудничества.

Если педагогу удается контролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлять внимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушивать каждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия в игре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления его творческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствует профессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера при взаимодействии с детьми в игре.

Так, выяснилось, что основная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня - обучающие занятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаются возможности общения и взаимодействия друг с другом.

Много времени и энергии воспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не является продуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации, действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитию игровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что после проведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основная дневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия).

Как видно, установка только на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользу других форм работы, а именно игровой деятельности детей.

Может ли воспитатель, так выстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровой деятельности?

К тому же имея дело с большой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются в ДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочить поведение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость. А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей в течение дня.

По характеру поведения взрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличии признаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своем воспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместную непринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимыми для этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватным запросам детей.

Создание гибкого режима дня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальных особенностей развития;

Переориентирование педагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, на продуктивные; создание условий развивающей среды (по интересам детей);

Понимание педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самых лучших профессиональных качеств воспитателя;

Использование игровых приемов в процессе обучения;

Признание в ДОУ приоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую, созидательную, познавательную активность дошкольника.

Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.

Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретается ребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. – 238 с.

2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. –376 с.

4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.

5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.

7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Издательство Владос-пресс, 2005

8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.

9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27-39.

10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.

11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29-40.

12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119

13. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.

14. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; - Мн. : Лексис, 2004.


Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский


Цель проекта: комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной готовности старших дошкольников к обучению в школе. комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной готовности старших дошкольников к обучению в школе.


Задачи проекта Создать предпосылки для успешной адаптации, обусловленные освоением ребенком новой социальной роли – роли ученика. Создать предпосылки для успешной адаптации, обусловленные освоением ребенком новой социальной роли – роли ученика. Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира. Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира. Повысить педагогическую компетентность родителей Повысить педагогическую компетентность родителей


Актуальность Проблема нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, сложившейся ситуацией в современном обществе: Проблема нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, сложившейся ситуацией в современном обществе: Возникший ценностный вакуум, бездуховность, Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей. обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей. Снижение уровня жизни. Снижение уровня жизни. Низкие показатели рождаемости. Низкие показатели рождаемости. Острая нехватка детских дошкольных учреждений, а в сельской местности – полное отсутствие таковых. Острая нехватка детских дошкольных учреждений, а в сельской местности – полное отсутствие таковых. Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию


Социально – нравственное развитие детей Современный маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Как показывают наблюдения и диагностические исследования, уровень социально – нравственного развития детей, поступающих в группу, неизменно низок: поведение большинства из них неустойчиво, ситуативно; нет привычки самостоятельно следовать правилам поведения; многие испытывают трудности в общении как с взрослыми, так и со сверстниками; представления о предметном мире носят конкретный характер; речь неточная, бездоказательная; большинство имеет низкий уровень развития игры (особенно сюжетно – ролевой).




Отслеживание результатов проекта Результативность проекта отслеживалась с помощью диагностических исследований, которые проводились три раза: на подготовительном этапе (сентябрь) и на заключительном (июнь – сравнительное диагностирование, сентябрь - итоговое). Цель диагностики на подготовительном этапе – определить базовый уровень развития социально – нравственных чувств и представлений. Цель диагностики на заключительном этапе – итоговые показатели и их сравнительный анализ с базовыми, выводы и заключение.


Первый этап – подготовительный (август - сентябрь) Создание нормативно – правовой базы проекта. Определение актуальности и важности проблемы, доведение информации до родителей: - анкетирование; - родительское собрание «Круглый стол: большие проблемы маленьких детей». Проведение диагностических исследований: - уровень развития социально – нравственных представлений; - уровень развития сюжетно – ролевой игры; - уровень развития коммуникативных способностей, речевой деятельности. Подготовка материала для проведения дидактических игр. Оформление сюжетно – ролевых игр. Совместное планирование деятельности по реализации проекта всеми службами (учитель, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель). Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения. Создание мобильной предметно-развивающей среды в группе.








Второй этап – практический (октябрь – май) Работа с детьми Реализация задач проекта через занятия раздела программы «Социальный мир». Реализация проектов «Семья – семьЯ», «Азбука солнечного настроения», «Копилка добрых дел». Организация полноценной разнообразной игровой деятельности, особенно сюжетно – ролевых и дидактических игр. Постоянное пополнение знаний и представлений детей об окружающем мире через различные источники (экскурсии, чтение художественной литературы, видеофильмы, мультфильмы и др.), закрепление их в разнообразных видах деятельности (речевое творчество, разнообразная игровая деятельность, рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Организация разнообразной как по характеру, так и по содержанию досуговой деятельности. Постоянное обновление предметно – развивающей среды. Психологические тренинги.






Работа с родителями 1.Родительские собрания: - Дискуссия «Что такое «Готовность к школе». - Дискуссия с элементами деловой игры «В какие игры играют наши дети». - «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Проблемы нравственного воспитания в семье. - Конференция отцов «Отец – это звучит гордо!» - Круглый стол «Самостоятельность… Как ее развить у ребенка?» (Из практики семейного воспитания). - Скоро в школу! 2.Групповые и индивидуальные психолого - педагогические консультации. 3. День открытых дверей (два раза в год). 4. Посещение на дому. 5. Проектная деятельность.






Третий этап - заключительный Май - июнь Проведение мониторинговых исследований (как и на начало), сравнительный анализ результатов. Итоговое родительское собрание. Анализ деятельности всех служб по реализации проекта. Подведение итогов деятельности всех служб, определение перспективы развития проекта. Сентябрь Диагностика уровня адаптации и учебной мотивации. Подведение итогов проекта. Информирование о результатах проекта.




Результаты проекта Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Воспитание чувства патриотизма: к своей семье, малой родине, осознание себя как гражданина своей страны. Знание традиционных форм семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Ответственность за свои дела и поступки. Снижение уровня тревожности при поступлении в школу. Отсутствие дезадаптационных явлений. Наличие учебных мотивов. Повышение педагогической компетентности родителей.


Информирование о результатах проекта Обсуждение на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования. Обсуждение на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования. Презентация на педагогическом совете. Презентация на педагогическом совете. Помещение информации на школьном сайте. Помещение информации на школьном сайте. Публикация в местной газете. Публикация в местной газете.


Дальнейшее развитие проекта Совместная деятельность педагогов дошкольного образования и начальной школы по социально – нравственному развитию и воспитанию (как с детьми так и с родителями) на основе территориальной общности и общности интересов детей. Проект (полностью или частично) может быть предложен в филиалы для реализации (предполагается предварительное знакомство с проектом и обсуждение результатов на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования).


Вывод Конечно, проблемы, которые поднимаются этим проектом, всегда стоят перед взрослыми, занимающимися воспитанием современных детей. Они будут снова и снова вставать и требовать решения, потому что решить их полностью невозможно, пока «стоит мир», потому что «сущность человеческую» трудно исправить, но надеяться на это и бороться за каждую душу нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Потому что дети – еще только дети…


Используемые источники Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство»./Под ред. В.И. Логиновой. – Санкт – Петербург, Детство – пресс, Методические советы к программе «Детство». – Санкт – Петербург, Детство – пресс, Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М., Айрис – пресс, Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир». – Волгоград, Учитель, Горькова Л.Г. Праздники и развлечения в детском саду. – М., Вако, 2007.