Не хочет учится вообще, что делать. «Не хочу учиться!» Что делать, если первокласснику не нравится в школе

Не хочу! – кричит первоклашка на пороге школы. А мама тащит его за руку и пытается не то уговорить, не то запугать. А потом долго они стоят около класса в ожидании, что ребенок успокоится и пойдет в класс.

А в другой школе другого города в это самое время идет с мамой за руку другой первоклашка, шмыгая носом, и слезы тихо капают из его глаз. Но идет.

Замечали Вы когда-нибудь такую ситуацию? Может, Вы и не замечали, если это не коснулось Ваших родных или друзей. А учителям такую картину приходится наблюдать из года в год.

Почему? Почему ребенок не хочет идти в школу? И родители сразу начинают паниковать: учитель плохо относится, придирается, дети обижают, старшеклассники издеваются, портфель тяжелый, уроков много, не интересно в школе… Таких причин можно придумать множество… И большинство из них, к сожалению, в оправдание этого школьника – замучили ребенка.

И невдомек многим взрослым, что в большинстве случаев причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то, что НАДО.

Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклашки шли в школу, то все им было новым, интересным. Большая школа, где много интересных кабинетов, громкие звонки, разные учителя и множество детей, новая парта, портфель с тетрадками, книжки с картинками, карандаши, а самое главное – не надо спать днем! И все эти прелести в одной новой школе. Красота!

Но, к сожалению, все новое быстро перестает удивлять новизной и становится привычным. И уже к концу сентября новая школа стала обычной, такой привычной, каждый день одинаковой. И надо ходить туда каждый день, сидеть на уроке молча, все время делать то, что говорит учитель, а не то, что хочется.

Хочется рассмотреть картинки в Букваре, а учитель требует смотреть на доску. Хочется писать в прописях, а учитель не разрешает, требует прописывать букву в воздухе. Хочется рисовать самолетик, а учитель почему-то говорит, что рисовать надо домик. Нельзя громко топать, нельзя кричать, нельзя петь на уроке письма, нельзя полежать и съесть пирожок на уроке, но ведь ХОЧЕТСЯ!

И школьное НАДО никак не может состыковаться с ХОЧУ. И вот тут-то многие дети понимают, что школа – это не так интересно, как казалось. Что здесь надо работать , делать то, что совсем не хочется, делать трудную и неинтересную работу. И появляется «НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ!»

Причину этого «НЕ ХОЧУ» поищите сначала в своем доме. Ответьте сами себе на вопросы:

  • Соблюдает ли ребенок режим дня?
  • Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно? Интересуетесь школьными делами? Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на ночь?
  • Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести мусор, убрать свои игрушки и вещи?
  • Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши просьбы и поручения с первого раза?
  • Готов ли Ваш ребенок к школе? Он умеет слышать и выполнять требования? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то рассказать?
  • Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?

И только ответив на эти вопросы, можно задуматься о взаимоотношениях в школе. Как правило, причина этих «НЕ ХОЧУ» находится не в школе, а дома.

Задумайтесь, почему остальные дети ходят в школу спокойно, без скандалов и истерик? Возможно, остальные старше и уже понимают, что есть слово «НАДО» от которого никуда не деться. Может быть, другие дети более подготовлены к школе в психологическом плане. Они знают и понимают, что пришли в школу учиться, работать и надо выполнять требования школы . У этих детей есть дома поручения, и дети привыкли их выполнять, значит, есть чувство ответственности за свои поступки.

Посмотрите на эту проблему с другой стороны. Скажите, а взрослые всегда с радостью идут на работу? Практически каждый взрослый был в ситуации, когда страшно не хотелось идти на работу. Кто-то, в таком случае, берет больничный, кто-то, скрепя сердце, идет потому, что «НАДО», а кто-то и уходит с работы. Каждый находит свой способ решения проблемы.

Школа – это взрослая жизнь в миниатюре . Это такая же работа – тяжелая, монотонная, далеко не всегда интересная и приятная. Это социальная среда, где надо уметь учитывать интересы других детей, находить с ними общий язык, а этому тоже надо учиться.

P.S. Если Вы хотите помочь своему ребенку преодолеть школьные проблемы , ищите причину внутри семьи. В большинстве случаев она находится там. Учите ребенка приспосабливаться к окружающей среде.

Вы не в силах изменить окружающий мир, но можете изменить свое отношение к нему и научить этому ребенка.

А как Вы думаете по этому поводу? Как Вы решаете школьные проблемы? Пишите в комментариях.

Что делать, если первоклассник не хочет учиться?

Дошкольники, как правило, очень активны и любознательны. Ведь их природа устроена так, что познание мира, который их окружает, самое захватывающее и интересное занятие. Именно поэтому многие повзрослевшие дети так мечтают стать учениками. Но почему тогда в школе некоторые родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка учиться? Эту причину взрослые зачастую списывают на школу и учителя, реже на ребенка и почти никогда на самих себя. К сожалению, в реальной действительности все обстоит наоборот. И большая часть проблем спровоцирована родителями, хотя от школы и учителя тоже зависит немало.Что может спровоцировать приступы нежелания учиться?Личностная неготовность ребенка к школе проявляется в том, что первоклассник с начала учебного года не хочет учиться. Причина кроется в отсутствии мотивации к процессу обучения, которая формируется у некоторых детей только в семилетнем возрасте и позволяет им перейти от игровой деятельности к учебе. Иногда родители торопят события, отдавая ребенка в школу с шести лет, не понимая того, что ни все дети в этом возрасте готовы сесть за парту. В дальнейшем они сталкиваются с проблемой - способный запомнить и усвоить учебный материал школьник, просто не хочет этого делать. Ему не интересно заниматься уроками и домашним заданием, он еще не доиграл свое. Ребенок находится на другом, не менее важном этапе развития, который необходимо пройти до конца, чтобы взойти на новую ступень.Если ребенок достиг школьного возраста (ему исполнилось 7 лет), а он все равно не готов к обучению, то родителям необходимо проконсультироваться с психологом. Причин может быть множество, поэтому важно установить истинную. Ведь только тогда возможно найти верное решение возникшей проблемы. Например, ребенку с задержкой развития необходимо подобрать специальную коррекционную программу, потому что обучение на общих основаниях не даст положительных результатов, а только разовьет комплекс неполноценности. Если ребенок застрял в «игре», то психолог с учетом индивидуальных особенностей ребенка попробует сформировать учебную мотивацию в игровой форме, постепенно заменяя ее на более взрослую. Для этого у него есть специальные методики и приемы. Как правило, если проблема выявлена вовремя, то в течение нескольких месяцев ее удается решить. Поэтому родителям не стоит пренебрегать психологической консультацией перед поступлением ребенка в школу. Современная система диагностики позволит не только определить, готов ли ваш будущий ученик к школе, но и выявить его самые слабые места. Тем самым предупредив родителей о возможных трудностях в обучении и способах их коррекции. А трудности у детей могут быть абсолютно разные. Вот некоторые из них.Способный ребенок, не умеющий трудитьсяТакие дети очень часто встречаются в современных мегаполисах. Их основная цель – познание и получение информации. Именно от этого процесса они получают наибольшее удовольствие. Это чаще всего врожденное свойство, которое получило достойную поддержку от родителей. Такие дети с нетерпением ждут поступления в первый класс, надеясь получить там неиссякаемый поток новой информации. И очень часто бывают разочарованы. Потому что выясняется, что школа – это место, где приходиться заниматься довольно скучными вещами – учиться писать, повторять пройденный вчера материал и слушать ответы других учеников. Ребенок не хочет этого делать, потому что не получает новизны, а значит удовольствия. Такие дети с хорошими умственными способностями, учатся с неохотой и зачастую попадают в разряд неуспевающих. А их родители, не понимающие причину, начинают обвинять школу, ведь именно она не может научить их смышленого и любознательного ребенка.Дети, которым ничего не нужно Этих детей все устраивает. Главное для них, чтобы их как можно меньше тревожили. Это свойство, скорее всего имея врожденные предпосылки, закрепилось воспитанием.Потребность новых впечатлений является движущей силой в развитии ребенка. Для его благополучного протекания необходимо три условия: любовь и внимание родителей, запас энергии, данный природой и правильно организованное окружающее пространство. Дети, не получающие этого в полной мере, вырастают пассивными и лишенными интереса к познанию. Эта проблема часто встречается у детей, воспитанных в детских домах и в благополучных семьях, где ребенка опекают, лишая свободы выбора и ограничивая инициативу. Если у малыша не слишком развиты волевые качества, то он, не смея бунтовать, становится пассивным, привыкая к комфорту и покою. Такой ребенок никогда не станет напрягаться в получении знаний в школе.Причиной нежелания первоклассника учиться может стать конфликт или дезадаптация в коллективе, личная неприязнь к учителю, напряженные отношения в семье и завышенные требования родителей к ребенку, непомерно сложная программа и соматические заболевания. Каждый случай индивидуален, поэтому уважаемые родители, не хватайтесь за ремень, искореняя у ребенка лень - единственную понятную для вас причину плохой успеваемости. Доверьтесь специалисту, и вскоре от ваших проблем останутся лишь воспоминания.

Выясняем причины
Самая распространённая причина нежелания идти в школу – это страх. Вполне нормально, что чадо боится школы, ведь он там ни разу не был и просто-напросто не знает, что его ждёт. Ребёнок может бояться новых людей, учителей, строгих правил, а также сложных заданий. Пугать может и новая взрослая жизнь.
Вторая причина – нежелание учиться. У первоклашек такое встречается нечасто, но всё же встречается. И порой виноваты в таком положении дел родители, которые в течение последнего года заставляли бедного ребёнка учить буквы и цифры, решать простые примеры и так далее.

Как быть?
Итак, что делать, если будущий первоклассник не хочет идти в школу? Если причиной является страх, то помогите своему чаду побороть его. Если он боится новых людей, расскажите о том, что он сможет среди них найти друзей. Если причиной страха являются строгие правила, то сообщите, что они вовсе не так строги, как кажется. Если первоклашку пугают сложности, то убедите его в том, что вы всегда и во всём будете помогать и поддерживать. А чтобы малыш не боялся взрослой жизни, расскажите ему о том, как интересно взрослеть и узнавать много нового, приобретать новые навыки.
Как быть, если будущий школьник не хочет именно учиться? Расскажите о том, как это нужно и важно в современной жизни, в которой не обойтись без знаний и высшего образования. И, конечно, скажите чаду, что помогать ему будут учителя и родители.

Полезные советы
Несколько советов для родителей:
Не пугайте чадо учителем, ведь он, по сути, должен заменять родителей и вызывать доверие, а не страх.
Поощряйте успехи. За каждое достижение устраивайте семейную прогулку или просмотр мультфильма, готовьте лакомства.
Чаще говорите первокласснику о том, как вы его любите и как гордитесь им. Также прибавляйте, что ваш малыш уже взрослый и очень умный.

Удачи всем первоклашкам и терпения их родителям!

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!