Негативный вербальный имидж. Вербальный имидж делового человека. стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы»

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Менеджмент»

на тему:
«Вербальный имидж. Формирование вербального имиджа»

Подготовил: студентка группы 101
специальности
«Документоведение и ДОУ» (заочно)
Чернышова Марина

Проверил: преподаватель Пудовина А.И.

Введение 3

Формирование вербального имиджа 4

Основные приемы для создания положительного
вербального имиджа

Заключение

Список литературы

Введение

«...мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления или любого другого ответственного разговора». (Станиславский «Работа актера над собой»)

Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.

Вербальный имидж – это мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе оценки его речи – как вербальных ее характеристик, так и паравербальных.

Вербальные характеристики речи – используемые слова, выражения, владение техникой вербального (убеждающего) воздействия.

Паравербальные характеристики речи – интонации, темп речи, громкость, наличие пауз.

Все эти элементы речи являют собой вербальную имиджформирующую информацию.

Данная работа предназначена для доступного понимания значимости правильного произношения, звучания и усвоения речи. Приведены примеры правильного и не правильного произношения некоторых слов и словосочетаний. Также приведены способы и метода приведения речи делового человека к приятному звучанию и правильному произношению.

Формирование вербального имиджа

Чтобы преуспеть в воздействии на людей необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. Всем известно могущество слова, его власть над людьми, над их судьбами и настроением. Гумилев, русский поэт, известный изысканностью языка писал: «Солнце останавливали словом, словом разрушали города» (Н. С. Гумилев, «В оный день, когда над миром новым...») Воспитание красивого, выразительного голоса – дело долгое и трудоёмкое. Но не это главное. Никакое благозвучие не способно компенсировать небрежность речи и нечёткость произношения. Человек, чья речь невнятна, кого вечно приходится переспрашивать, всегда вызывает раздражение.

Современные исследования психологии восприятия речи показывают, что почти 40% успеха в речевом общении зависит от звуковой стороны произносимого слова. Поэтому освоение техники речи, обеспечивающей правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикционное произношение – первый необходимый шаг в создании магии звучащего слова. Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений. Чёткая и ясная дикция необходима актёру, чтецу, оратору, лектору, просто культурному человеку; плохая дикция затрудняет понимание аудиторией сути произносимого текста, мешает эффективному общению. Невозможно произвести приятное впечатление на собеседника, если ваша речь невнятна.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой имиджа. Он может перечеркнуть все достоинства. Приятный голос может иметь важное значение для достижения финансового или делового успеха, равно как и для поддержания определённого имиджа. К сожалению, в реальной жизни часто приходится сталкиваться с некрасивыми, неразвитыми голосами, с невнятной, небрежной речью. Одна из причин этого – отсутствие легко доступных эталонов. Раньше роль речевого эталона играли радио- и телевизионные передачи. Тексты читались профессиональными дикторами, которые много лет занимались техникой речи и воспитанием своего голоса в вузах с опытными педагогами. Поскольку радио и телевидение всегда занимали большое место в нашей жизни, происходила своеобразная автоматическая подстройка к эталону. Сейчас передачи в основном ведутся специалистами в узких областях. С одной стороны, это даёт возможность большей импровизации по теме, но с другой – разнобой в произношении и не профессиональность речи сбивают с толку слушателей и зрителей.

Нелегитимные слова не только способствуют формированию отрицательного имиджа, но и выдают неуверенность человека и другие отрицательные черты.

Легитимное использование:

«Как бы кто-то окликнул меня» (как бы = как будто)

Нелегитимное использование:

«Простите, я как бы перевелся к Вам из другого института и мне поэтому надо как бы досдать по Вашей дисциплине.»

Если заменить «как бы» на синоним «как будто» получается нелепо.

Так как основное значение «как бы» употребляется в случае неуверенности в чем либо, следовательно, нелегитимное употреблении свидетельствует о неуверенности данного человека как черте его характера.

«Как говорят» («Как говорится»)

Легитимное использование:

«Как говорят психологи…»

Нелегитимное использование:

«С ним придется, как говорится, еще не раз поспорить.»

Обычно «как говорят» употребляют в случаях, когда человек, говоря о чем либо, проявляет свое отчуждение от сказанного. Следовательно, нелегитимное употребление опять же свидетельствует о неуверенности в своих словах.

«Короче»

Легитимное использование:

«Говорите короче, а то мне некогда…», «Короче воробьиного носа»

Нелегитимное использование:

«Приходим мы, короче, к ним, а у них полно народу, короче, не пробиться»

Обоснованное употребление «короче» - меньше по размеру, либо в сочетании со словом «говорить». Используя не к месту слов «короче» автор подчеркивает в принципе подсознательное стремление меньше общаться с собеседником, вытекает явный повод для минимизации общения – ни что иное, как негативное проявление к людям вообще.

Вербальный имидж включает в себя не только произносимые слова, но и особенности этого произношения, особенности говорения.

Паравербальные характеристики речи определяют ее особенности вне зависимости от содержания, семантики используемых слов. К этим характеристикам относятся темп речи, громкость, интонирование, внятность произношения и т.д.

Интонирование – демонстрация вовлеченности говорящего в содержание сказанного, проще говоря небезразличие.

К примеру, священники, читая во время богослужения делают это монотонно(без каких либо интонаций), дабы не привнести в сказанное чего-либо «своего», что обычно и достигается интонированием речи.

Громкость речи – в отдельных случаях показатель степени закомплексованности или, наоборот, раскованности человека. Чтобы не произвести впечатление закомплексованного человека, речь должна быть четкая, достаточно громкая, чтобы слушающему вас не пришлось переспрашивать. Вынуждая переспрашивать, вы формируете о себе неблагоприятное мнение, поскольку люди в принципе не любят когда их к чему-либо вынуждают.

Паузы в речи выполняют две функции. Во-первых, пауза как смысловое ударение – привлечение внимания к тому, что будет сказано. Вторая функция паузы – для осмысления только что сказанного. Иногда говорящий может употреблять в своей речи такие слова или обороты, которые не находятся в активном словаре слушающих. На все это нужно большее время, чем на переработку относительно знакомого потока слов или словосочетаний

Молчание.

Строго говоря, молчание трудно отнести к вербальным характеристикам речи и даже к паравербальным, ибо речь идет не о паузах в речи, а об отсутствии самой речи. Но мнение о человеке может формироваться не только через оценку его речи, но и тогда когда человек молчит.

«Молчи – за умного сойдешь» - данное народное изречение имеет под собой вполне научно-психологическое обоснование. Обычно одновременно что-то говорить и о чем-то другом думать могут далеко не все, поскольку при этом задействованы разные структуры мозга. Отсюда, если человек мало говорит, то появляется впечатление, что человек много думает.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и данное изречение имеет вполне научное обоснование. При говорении, особенно при экспрессивном говорении, человек не всегда может контролировать произносимые им слова, а в результате могут быть произнесены слова, детерминированные не сознанием, а подсознанием. Кроме того, «неосторожно сказанное слово» может проявить и вполне осознаваемую информацию, но ту, которую вовсе не следует делать достоянием гласности.

«Слово – серебро, а молчание – золото»: мало говорящий человек не проявит через свою речь недостаточно развитый интеллект. Таким образом, молчание ценно не только тем, что не раскроет «не вовремя» некоторые тайные помыслы, но и тем, что не проявит «не тот» интеллект и даже произведет впечатление – сформирует имидж – мудрого человека.

Основные приемы для создания положительного вербального имиджа

Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.

Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):

    • позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;
    • необходимо учитывать личные интересы собеседников;
    • не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;
  • смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).

Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».

Если у вас есть отклонения в темпе речи их надо откорректировать.

Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.

Звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:

    • не фиксироваться в сознании собеседника;
    • вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).

Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека. Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности, следовательно, утвердили его (в глазах) как личность, следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе.

Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.

Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.

Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.

Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.

В процессе речевого общения человек формирует свой речевой, вербальный имидж. Вербальный имидж - одна из основных составляющих индивидуального имиджа человека. Вербальный имидж формируют как вербальная, так и паравербальная продукция человека. Это культура общения, публичные выступления, доклады интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону.

В разговоре важно не просто правильно строить предложения и следить за содержанием. Необходимо учитывать такие составляющие речи, как тембр голоса, ритм, интонирование, паузы в разговоре, тон. Именно на них в соответствии с исследованиями психологов приходится 38% воздействия на человека.

Речевая продукция человека характеризуется наиболее высоким уровнем контроля со стороны сознания. Речь человека как ничто другое отражает его интеллект. Это важно, потому что умный человек – это очень позитивный имидж, особенно в сфере делового общения.

Речевая информация и воспринимается аудиторией наиболее осознанно, что позволяет выбирать техники по формированию вербального имиджа, соответствующие конкретной ситуации общения.

Общение – это установление и развитие контактов, которые вытекают из потребности людей в совместной деятельности. Это свойство общения особенно важно для имиджа, поскольку имидж является в одном из своих значений коммуникативной единицей.

Качество коммуникации определяется уровнем доверия между общающимися субъектами. В контексте теории коммуникации НЛП доверие можно определить как возможность прогнозирования действий человека.

1. Прогнозировать восприятие сообщения (обратную связь).

2. Показать заинтересованность в собеседнике.

3. Делать упор на самовыражение.

4. Установить связь с характеристиками, нуждами и интересами аудитории (стать «своим»).

5. Следить за соответствием вербального и неверебального сообщений.

Специалисты НЛП изучали поведение и коммуникативные модели людей, способных влиять на других, посредством коммуникации и выяснили, что каждый человек имеет предпочтительный способ переработки информации об окружающем мире. Это так называемые репрезентативные системы человека, идентифицируемые как три главных метода, благодаря которым он перерабатывает, хранит и воспроизводит информацию, - визуальные, аудиальные и кинестетические системы. Еще выделяется отдельно четвертый тип, называемый дигитальной репрезентативной системой – внутренним диалогом. Было замечено, что «суперкоммуникаторы» стремились использовать три метода в равной степени, нежели чем сосредоточиваться на одном. Они также были способны отражать коммуникативный стиль другого человека, т.е. подстраиваться под собеседника.



Для улучшения качества коммуникации важно учитывать систему интересов и потребностей аудитории имиджа. Интересы человека специалисты НЛП делят на шесть категорий. Это так называемые «Врата сортировки» - жизненные ориентиры человека.

1. Люди (кто?).

2. Действия, вещи (что?).

3. Ценности (зачем?).

4. Процесс (как?).

5. Время (когда?).

6. Место(где?).

Если собеседник попадает во Врата Сортировки партнера, то коммуникация состоится, а если не попадет – то нет.

Улучшению коммуникации, посредством формирования позитивного речевого имиджа способствует умение распознавания эго-состояний, осуществляемое через анализ интонации, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

Степень влияния на собеседника меняется в зависимости от условий, в которых произносится речь. Главным условием выступает стратегическое представление целей общения и знание основных типов коммуникабельности людей (потенциальных собеседников), которых авторы различают в зависимости от преобладания следующих речевых характеристик:

Доминантность,

Мобильность,

Ригидность,

Интровертность.

Кроме того, в имиджмейкинге известны техники провоцирующие симпатию аудитории.

1. Техника заочной формы диалога позволяет настаивать на своей точке зрения, не обижая аудиторию.

2. Техника использования таких слов – обращений как: «видите ли», «знаете ли», «поймите», «поверьте», «послушайте», «вообразите», «представьте», «согласитесь» помогает «возвысить» аудиторию.

3. Техника «говорить, то, что хотят услышать» эффективна, благодаря тому, что люди охотно верят тому, что накладывается на их желания.

4. Техника «провоцирование улыбки» нацелена на формирование у аудитории имиджа чувства приятного, связанного с источником имиджформирующего сообщения.

5. Техника «преодоление социального табу» преодолевая социальные запреты помогает транслировать лидерство.

Литература

Основная

1. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: «Омега-Л», 2009.

2. Почепцов Г. Имиджелогия. – М.: «Рефл-бук», 2006.

Дополнительная

1. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Серия: Бизнес-образование; Издательство: Феникс, 2008 г.

2. Шейнов В. П. Убеждающие воздействия. Серия: Библиотека практической психологии. Издательство: ХАРВЕСТ, 2010 г.

Определение 1

Имидж – (англ. image – от лат. imago – образ, вид) – стереотипизированный образ в сознании масс.

Имидж формируется за счет внешнего образа и личных качеств индивида: интеллект, «слог», настрой, посыл. То впечатление, которое складывается у людей, и есть имидж. Образ создает имиджеформирующую информацию, которая бывает прямой и косвенной.

Определенной классификации имиджа не существует. Есть множество вариантов его разделения и все они правильные.

Например, базовый набор имиджа бывает:

  • «начальник»;
  • «деловое общение»;
  • «развлечение»;
  • «принц или принцесса».

У Прониных Е.И. и Е.Е. образ классифицируется по пяти пунктам. Шестерина А.М. выделяет пятнадцать пунктов и т.д. В контексте данной статьи рассмотрим два вида образа:

  • вербальный;
  • невербальный.

Особенности вербального имиджа

Мнение о руководителе, человеке формируется на основе характера общения. По стилю речи, по словарному запасу можно определить уровень интеллекта, уровень образования, возраст, социальный статус, принадлежность к социальной группе. Данный имидж играет большую роль при взаимодействии со средствами массовой информации.

При этом в вербальной коммуникации стоит помнить о всевозможных оговорках, которые могут нанести сильный удар не только на статус руководителя, но и на организацию, так как они выдают скрытые желания, например: «Позвольте наше собрание считать закры... то есть открытым». Также стоит избегать труднопроизносимые слова, нежелательные в звучащей речи, например: предшествовавшими временами, опосредованному субсидированию, покровительствовавшие чиновнику и т.д. Пытаясь выговорить их, руководитель может либо запнуться, либо вовсе не произнести.

Замечание 1

Помимо этого для благоприятного вербального имиджа субъект должен обладать хорошим голосовым аппаратом и поставленной дикцией. Прокуренный голос и непонятная речь являются отталкивающими параметрами.

Также необходимо уметь правильно представляться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место при приветствии ставят фамилию, то этим подчеркивается статус коммуникатора. Если сначала ставят имя, отчество, то создается доброжелательная атмосфера, при которой сравниваются права.

Характерные особенности невербального имиджа

К данному типу имиджа относят невербальную информацию. Невербальный параметр является самым древним каналом, поэтому все полученные данные воспринимаются на подсознательном уровне. Согласно исследованиям – 70% всех сообщений передаются именно через этот канал. А при несоответствии невербального канала с вербальным, первому доверяют больше, соответственно его и выбирают интуитивно.

Классификация невербальной информации:

  • оптико-кинетическая система знаков;
  • паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков;
  • организация пространственно-временного коммуникативного процесса;
  • контакт глаз.

Рассмотрим каждый из них.

1. К первому виду относят жесты, мимику, пантомимику.

  • жесты. Именно общая моторика разных частей тела показывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение данной системы знаков придает взаимодействию нюансы, которые в разных культурах воспринимаются, по-разному. Жесты согласуются не со словом, а с мыслью. Поэтому необходимо помнить о движениях, которые на языке жестов, могут означать нецензурное слово. Эту сферу изучает наука кинесика, название образа на базе данной системы – кинетическим имиджем. Зачастую информационные сообщения двигаются по каналу «подсознание -подсознание», т.е. никем не осознается.
  • мимика. Это так называемый «мимический паспорт». Он делает лицо живым. Беседа не состоится, если у руководителя «каменное» лицо. Также мимика выдает истинное отношение к тому или иному вопросу.
  • походка. Она может быть: развязной, стремящейся, медленной вразвалочку и т.д.
  • пластика. Сюда относят позы.

Они бывают:

  • поза ухода – наклон назад, поворот головы в сторону, закрытость контура рук;
  • поза подавленности – опущенные плечи, впалая грудная клетка, втянутая шея, закрытый контур рук и ног;
  • поза высокомерия – расширенная грудная клетка, плечи подняты, туловище прямое, напряженное, поднятая голова, периферический взгляд.

Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у аудитории, необходимо находится в открытой позе, т.е. руки и ноги не должны быть скрещены. Например, положив ногу на ногу так, что носок повернут в сторону двери, говорит о желании как можно скорее покинуть данное мероприятие.

Наклон головы тоже играет немаловажную роль:

  • наклон головы вперед, взгляд из-под бровей считывается как агрессия, и вызывает у реципиента нервно-психическое напряжение, блокирует подсознательные процессы, в противном случае, вызывает ответную агрессию;
  • наклон головы назад показывает пренебрежительное отношение к слушателю. Данная позиция «сверху»;
  • небольшой наклон головы набок, или «голова внимающего». Оптимальный вариант;
  • поворот головы в сторону собеседника говорит о заинтересованности и внимании.

Также к оптико-кинетической системе знаков относят улыбку. Чрезмерная улыбка говорит о неискренности, несерьезности коммуникатора или о «дежурной вежливости» и т.п. Улыбку стоит использовать в момент:

  • приветствия и прощания;
  • обращения лично к человеку;
  • в зависимости от ситуации.

2. Паралингвистический параметр отвечает за качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – за паузы, различные вкрапления, например, смех, плач и т.д. Это дополнительно увеличивает семантику значения сообщения.

3. Организация пространства и времени несут смысловую нагрузку как элемент коммуникативного процесса. Т.е. здесь создается некое пространство между коммуникатором и собеседником. Для реципиента необходимо оставить личное пространство, иначе это воспринимается как давление, из-за чего собеседник замыкается, и диалог сходит на «нет». В дистанции участвует не только говорящий, но и окружающие предметы, например, сумки.

Если расстояние между людьми менее 160см, то они размещаются друг против друга, если больше – рядом. При размещении партнеров лицом к лицу возникает контакт. Приход на встречу без опозданий говорит об уважении.

Также необходимо соблюдать дистанцию. Она бывает:

  • 0-45 см. – интимная;
  • 45-120 см. – межличностная;
  • 120-400 см. – социальная;
  • 400-750 см. –публичная.

При смене дистанции можно взаимодействовать на восприятие реципиентами и на характер общения. Расположение в пространстве тоже влияет на формирование образа: классика расположения – «руководитель во главе стола» показывает авторитарный, консервативный стиль коммуникации. Если руководитель и другие субъекты сидят за круглым столом данный эффект снимается, появляется равенство.

Помимо этого, для создания доверительного общения, необходимо позаботиться о помещении. Данную область изучает проксемика.

4. Визуальная знаковая система. Один из главных компонентов имиджа. Без контакта глаз диалог не выстроиться. В обычном общении взгляд занимает 20-40% времени контакта. Поддержание контакта глаз демонстрирует о желание вести диалог и показывает искренность. При отсутствии контакта, наоборот, неискренность, закрытость, недоверие.

Вывод

Чтобы образ руководителя был доброжелательным, располагал к себе собеседников, он должен грамотно проанализировать не только свои внешние достоинства и недостатки, но и внутренние. Только при правильном подборе компонентов и их совокупной работе формируется позитивное или негативное отношение к руководителю. Следует помнить, что реципиент не разделяет образ и личность человека, для него это одно и то же. Поэтому образ руководителя должен быть целостным, позитивным и отображать его качества, цели, ценности и миссию, которые не противоречат целям, ценностям и миссии предприятия.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Все компоненты имиджа работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к человеку. В сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств. Рассмотрим кратко виды имиджформирующей информации, факторы формирования первого впечатления, а также этапы формирования имиджа.

Оценка и интерпретация поведения, внешнего вида человека зависит от норм, стереотипных представлений данной группы. Поэтому при формировании имиджа необходимо знать особенности группы, на которую он рассчитан, ее ценности, нормы.

Часто высказывается мнение, что профессиональный имидж важнее личностного, ибо «придя на работу, спрячь свою личность в карман». На самом деле, установка на личность, отношение к ней всегда переносится на все, что исходит из этой личности. Личностный имидж - это база, а профессиональный - надстройка, дополнение. Поэтому для профессий системы «человек - человек» необходимо делать основной упор на создание позитивного личностного имиджа.

Габитарный имидж

Габитус - это внешность человека. Габитарный имидж складывается из следующих компонентов.

  • Конституция, телосложение. Первое, что воспринимается при взгляде на человека, - его «размеры», место, которое он занимает на фоне (принцип «фигура-фон»). Конституцию изменить невозможно, однако важно знать, какое впечатление производит тот или иной тип телосложения, и умело корректировать это впечатление. Так, чересчур хрупкие люди маленького роста могут производит впечатление неопытности, слабости. Это впечатление можно скорректировать более строгими костюмом, прической, манерой поведения.
  • Прическа - здесь необходимо придерживаться норм, принятых в данной социальной группе, а также принципа целесообразности.
  • Одежда - очень важная имиджформируюшая информация. На протяжении веков одежда служила знаком принадлежности к той или иной социальной группе. Статус подчеркивается формами одежды, приближающимися к прямоугольнику. Это форменный или деловой костюм с прямыми плечами. Статусными цветами являются черный, темно-синий. Яркие цвета воспринимаются как низкостатусные. Общий принцип формирования позитивного габитарного имиджа: внешний облик не должен ассоциироваться в подсознании реципиента с той социальной группой, к которой он относится негативно; внешний облик должен ассоциироваться с той социальной группой, к которой реципиент относится положительно.
  • «Овеществленный» имидж - предметы, которые человек носит с собой и использует на работе (портфели, папки для бумаг, авторучки, записные книжки и т.п.) Все это также должно работать на позитивное и уважительное к вам отношение.

Вербальный имидж

Это мнение о человеке, формирующееся на основе его вербальной продукции. По речи, активному словарю, который использует человек, можно определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе.

Весьма существенны для вербального имиджа всевозможные оговорки . Они бывают у каждого и порой способны нанести непоправимый вред имиджу, так как выдают скрытые, часто не осознаваемые самим человеком, желания. При формировании вербального имиджа необходимо учитывать тезаурус и образовательный уровень слушателей: нельзя говорить так, чтобы им совсем ничего не было понятно, но в то же время не следует, в попытке приобрести репутацию «своего человека», злоупотреблять сленгом.

Очень важно умение правильно представиться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место ставится фамилия, подчеркивается статус говорящего, его позиция «сверху». Если сначала идет имя-отчество, говорящий создает более доброжелательную атмосферу, общение партнерского типа.

Невербальный имидж

К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. Поскольку невербальный канал древнее вербального, большая часть такой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации поступает именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая «двойная ловушка») реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.

Имидж, формируемый на основе данной системы знаков, называют кинетическим имиджем. Чаще всего это информация, движущаяся по каналу «подсознание - подсознание», т. е. не осознаваемая ни индуктором, ни реципиентом. Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у слушателей, необходимо придерживаться открытой позы (без скрещивания или укрытия ног и рук).

Паралингвистическая система - качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая - включение в речь пауз и других вкраплений (покашливание, плач, смех), а также темп речи. Все эти дополнения увеличивают объем семантически значимой информации.

Все компоненты имиджа работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к человеку. Следует заметить, что в сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств. Важно, чтобы образ был целостным, и содержал информацию о позитивно воспринимаемых личностных качествах.

Имидж может сформироваться и в отсутствие всякой информации о человеке, на основании отнесения его к определенной социальной группе. Априорный имидж - имидж, сформировавшийся еще до начала общения с человеком. Основывается он на стереотипной информации относительно той социальной группы, к которой реципиент причислил индуктора. Чем жестче у человека стереотип, тем сложнее будет изменить априорный имидж в непосредственном общении с ним.

Факторы формирования первого впечатления

1. Фактор превосходства: индуктор воспринимается реципиентом как превосходящий по значимым качествам (например, по образованности, интеллекту), реципиент склонен переоценивать другие качества индуктора. Знаки превосходства:

  • Одежда. Свидетельства превосходства в одежде: а) цена: чем она выше, тем выше статус. О цене мы судим по качеству одежды, ее редкости (частоте встречаемости), модности; б) силуэт одежды: «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» - приближающийся к шару; в) цвет: для высокого статуса - черно-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже статус (красный - официант, швейцар).
  • Соотношение знаков одежды с ситуацией общения: одни и те же элементы по-разному интерпретируются в зависимости от ситуации.
  • Манера поведения: независимость в различных обстоятельствах и ситуациях от партнера, ситуации общения, мелких норм общения. Интерпретация зависит от готовности воспринимающего признать эту независимость обоснованной.

2. Фактор привлекательности. Если человек нравится нам внешне, мы склонны считать его хорошим, умным и т.д.Проведенный в школе эксперимент показал следующее. Учителям давалось дело ученика, к нему прилагались разные фотографии. Привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников, родителей, занимающихся их воспитанием. В другом эксперименте люди оценивали красивых людей как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, более богатых духовно. Мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Знаки привлекательности.

  • Соответствие социально желательным признакам.
  • Усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия одобряемому типу внешности (люди с мезоморфным типом телосложения получают наиболее положительные оценки по психологическим свойствам, полные люди - наиболее отрицательные). Привлекателен тот тип телосложения, который социально одобряется. Но еще более привлекательны усилия, которые человек затрачивает, чтобы «быть в форме».
  • Фактор отношения к нам - люди выше оценивают тех людей, которые относятся к ним положительно. При явном отрицательном отношении к человеку он не склонен замечать положительных сторон в партнере.

Чем ближе мнение другого человека к вашему собственному, тем выше вы будете его оценивать. Чем выше мы оцениваем человека, тем скорее ожидаем совпадения его взглядов с нашими собственными. Разногласия просто игнорируются.

Оценочный компонент социальной перцепции называется в психологии аттракцией , т. е. привлекательностью. Позитивный имидж подразумевает необходимость возникновения аттракции у реципиента по отношению к индуктору. Закономерности возникновения аттракции:

  • Красивые люди чаше вызывают аттракцию. Если же воспринимающий человек сам оценивает себя как не очень привлекательного внешне, у него будут вызывать симпатию люди равной с ним привлекательности, более же красивые будут вызывать негативные чувства.
  • Вызывают неприятие и слишком «идеальные» люди.
  • Аттракцию вызывают люди, которых воспринимающий оценивает как похожих на себя (фактор сходства). Человек испытывает влечение к людям, сходным с ним по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам, взглядам. Если сходство имеет значение для установления отношений, то для их продолжения необходима комплиментарность (например, комплиментарность потребностей - важный фактор стабильности отношений).
  • Люди талантливые или компетентные в области, близкой к нашим потребностям и интересам, в наших глазах привлекательнее людей со средними способностями или обладающих компетенцией, далекой от наших интересов.
  • Более привлекательны для нас люди, связь с которыми на протяжении длительного времени приносила пользу обеим сторонам, взаимно вознаграждалась.
  • Частота встреч также способствует возникновению аттракции. Чем чаще контакты, тем больше вероятность возникновения аттракции.

Этапы формирования имиджа

  1. Формулировка имиджевых целей. Необходимо четко сформулировать послание, которое содержится в желаемом имидже.
  2. Анализ имиджевой аудитории. На этом этапе проводятся количественные и качественные исследования имиджевой аудитории.
  3. Прорисовка имиджевых характеристик. Составляется список качеств, которые необходимо транслировать имиджевой аудитории.
  4. Соотнесение наличных и желаемых характеристик. В результате такого анализа формируются три списка характеристик:
    • характеристики, работающие на создаваемый имидж: их необходимо усиливать и демонстрировать;
    • характеристики, снижающие или разрушающие создаваемый имидж: от них необходимо избавляться или не афишировать;
    • характеристики, необходимые для создания требуемого имиджа, но отсутствующие у человека: их необходимо нарабатывать.
  5. Выбор средств самопрезентации личности или организации. Здесь подбираются конкретные техники, направленные на достижение имиджевых целей.
  6. Вхождение в образ - собственно воплощение имиджа в реальной жизни.

Haталья Виктopoвна Aнтoновa - кандидат психологических наук, дoцент ГУ-ВШЭ, специалист в области кoгнитивно-повeденчecкого конcyльтирования, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-1.jpg" alt=">Имидж персонала организации ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-2.jpg" alt=">Невербальный имидж включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова."> Невербальный имидж включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Невербальные сигналы: Подаются и оцениваются на подсознательном уровне. Обычно неконтролируемый сознанием кинетический язык проявляет подсознательные установки человека, его систему отношений. Невербальные сигналы способствуют установлению и закреплению личностных связей. Используя язык тела, можно «замаскировать» чувства. Позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Формируют «первое впечатление» .

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-3.jpg" alt=">Невербальное общение включает в себя 5 подсистем: Пространственная (межличностное пространство). "> Невербальное общение включает в себя 5 подсистем: Пространственная (межличностное пространство). Взгляд. Оптико-кинетическая подсистема (внешний вид собеседника, мимика, пантомимика). Паралингвистическая или околоречевая система (вокальные качества, диапразон, тональность, тембр голоса). Экстралингвистическая или внеречевая подсистема (темп речи, паузы, смех и т. д.).

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-4.jpg" alt=">Виды невербальных проявлений Подтверждение и повторение вербального сообщения. Отрицание или"> Виды невербальных проявлений Подтверждение и повторение вербального сообщения. Отрицание или запутывание вербального сообщения Усиление и акцентирование вербального сообщения, придание ему эмоциональной окраски. Контроль и регуляция вербального сообщения. Слова дают содержание, невербальная часть - контекст, а все остальное - смысл сообщения.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-5.jpg" alt=">Мета-сообщение - это общее восприятие «языка тела» , общего настроения, общей невербальной информации. Обычно"> Мета-сообщение - это общее восприятие «языка тела» , общего настроения, общей невербальной информации. Обычно мета-сообщение выражается с помощью «прямой речи» . В случае построении заведомо негативного типа имиджа упор делается именно на невербальные формы поведения.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-6.jpg" alt="> Голова «агрессора» можно и даже нужно иметь голову агрессора, когда в разговоре с"> Голова «агрессора» можно и даже нужно иметь голову агрессора, когда в разговоре с собеседником вы осуждаете нечто такое, к чему у собеседника отрицательное отношение

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-7.jpg" alt=">Голова «Властелина» негативное положение головы ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-8.jpg" alt=">Голова «Внимающего» большинство людей считают, что такое положение "> Голова «Внимающего» большинство людей считают, что такое положение головы вызывает чувство приятного из-за внимания и уважения, которое содержит такая кинетика

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-9.jpg" alt="> Голова «Президента» Не следует иметь голову президента при общении с: 1) С"> Голова «Президента» Не следует иметь голову президента при общении с: 1) С детьми. 2) С запуганными людьми. 3) С униженными, обиженными, оскорбленными. Следует иметь голову президента в тех случаях, когда надо показать свою значимость, и при этом не обидеть, не ущемить присутствующих.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-10.jpg" alt=">Повороты головы демонстрируют направление интереса ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-11.jpg" alt=">Имиджформирующая кинетика лица – это мимика ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-12.jpg" alt="> Правила использования взгляда Во время общения желательно чаще смотреть в глаза,"> Правила использования взгляда Во время общения желательно чаще смотреть в глаза, когда мы слушаем собеседника, чем когда говорим сами. Если смотреть в сторону, слушая собеседника и смотреть в глаза отвечая собеседнику, то создается ощущение утомленности от чужой точки зрения и словоохотливости при изложении своей. Если во время разговора смотреть на рот, это может быть воспринято как флирт. Если пристально смотреть на нос, вы можете вызвать у собеседника острое чувство дискомфорта. В процессе разговора можно не смотреть на собеседника, когда сознание осуществляет интеллектуальную работу. Контакт глазами следует поддерживать 1/3 времени коммуникации.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-13.jpg" alt=">Руки сложенные в замок. В такой позе проявляют подсознательное, а иногда осознаваемое отчуждение от"> Руки сложенные в замок. В такой позе проявляют подсознательное, а иногда осознаваемое отчуждение от ситуации.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-14.jpg" alt=">Положение ног демонстрирует направление интереса (в сочетании с поворотом корпуса, головы, направлением взгляда) ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-15.jpg" alt=">Моно. Канальную Аналоговую Информации (МКАИ) человек может продемонстрировать только всем телом (дыхание, потоотделение, голос,"> Моно. Канальную Аналоговую Информации (МКАИ) человек может продемонстрировать только всем телом (дыхание, потоотделение, голос, поза, покраснение и т. д.). Стерео. Канальная Аналоговая Информация (СКАИ) может передаваться правой и левой сторонами человека и контролируется правым и левым полушариями (движения рук, ног, искривленная поза, наклон головы, несимметричность улыбки, большее напряжение мышц с одной стороны и т. д.).

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-16.jpg" alt=">Психологическое пространство – это физическое расстояние между субъектами, которое определяется их осознанным или неосознанным"> Психологическое пространство – это физическое расстояние между субъектами, которое определяется их осознанным или неосознанным отношением друг к другу. Чем это пространство меньше, тем теплее фактические или демонстрируемые чувства людей друг к другу. область ПУБЛИЧНЫХ КОНТАКТОВ. В ней человек чувствует себя комфортно с большинством незнакомых людей. область СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ. Это то расстояние, которое человек старается держать с людьми, знакомыми, но не очень хорошо. область – ДРУЖЕСКИХ КОНТАКТОВ. Это то расстояние, которое человек старается поддерживать. область ИНТИМНЫХ КОНТАКТОВ. Отведена для возлюбленных и ближайших членов семьи.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-17.jpg" alt=">Волевая поза Чтение через плечо, стоя за спиной кого-то, в то время"> Волевая поза Чтение через плечо, стоя за спиной кого-то, в то время как он или она работает. Попытка наклониться над чьим-либо рабочим столом. Сидение за чужим рабочим столом. Приветствие вошедшего сидя. Согнутая в локте рука, поданная для рукопожатия. Слишком сильное рукопожатие, с причинением боли человеку. Разговор с вторжением на территорию собеседника. Курение в чужом личном пространстве. Выкрикивание приказов. Запугивание. Продолжение работы, когда коллега с вами разговаривает. Постукивание пальцами при выслушивании коллег. Откинувшись в кресле, положить руки за голову. Класть ноги на стол. Смотреть, не отрывая глаз любое несоответствующее прикосновение.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-18.jpg" alt="> Сигналы, посылаемые телом, являются утечкой информации. Кинетики условно делят на"> Сигналы, посылаемые телом, являются утечкой информации. Кинетики условно делят на «позитивные» и «негативные» . Условно, т. к. впечатление от кинетической продукции зависит от ситуации общения. К «позитивным» кинетикам относят кинетики, демонстрирующие внимание к собеседнику, доброжелательность, стандарты вежливости. К «негативным» кинетикам относят кинетики, выражающие агрессивные чувства и равнодушие к собеседнику, а откровенно нарушающие этические нормы. Конгруэнтность – это совпадение информации, идущей по разным каналам восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). Симметричность – это совпадение право и левосторонней аналоговой информации. Стресс – это реакция на несоответствие. Подстройкой называется заимствование элементов поведения собеседника для того, чтобы стать для него более «своим» .

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-19.jpg" alt=">ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ - ЭТО МНЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРОЕ ФОРМИРУЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕГО ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"> ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ - ЭТО МНЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРОЕ ФОРМИРУЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕГО ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (культура общения, публичные выступления, доклады интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону)

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-20.jpg" alt=">Способы Ф. Лесли, улучшающие коммуникацию Прогнозировать восприятие сообщения. Показать заинтересованность в"> Способы Ф. Лесли, улучшающие коммуникацию Прогнозировать восприятие сообщения. Показать заинтересованность в собеседнике. Делать упор на самовыражение. Установить связь с характеристиками, нуждами и интересами аудитории. Следить за соответствием вербального и неверебального сообщений.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-21.jpg" alt="> Представители четырех репрезентативных систем ВИЗУАЛ Предикаты Кажется, взгляд, яркий,"> Представители четырех репрезентативных систем ВИЗУАЛ Предикаты Кажется, взгляд, яркий, Голос Высокий, звонкий, перспектива, фокус, быстрый, громкий красочный Поза Прямая, расправленная Направление В глаза собеседнику голова приподнята взгляда Тип тела Как «тощий» , так и Правила общения Посмотреть, чтобы полный» услышать Форма губ Тонкие, узкие Дистанция Большая, чтобы видеть, прикосновений не любят Дыхание Верхнее Характерная черта Не хотят быть ниже собеседника Движения Немного скованные, на Главное слово красиво уровне верхней части туловища

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-22.jpg" alt="> КИНЕСТЕТИК Предикаты Чувствовать, схватывать, Голос Низкий,"> КИНЕСТЕТИК Предикаты Чувствовать, схватывать, Голос Низкий, густой, Касание, прочный, медленный Теплый, спокойный Поза Расслабленная Направление Вниз Голова и плечи опущены. взгляда Сидит с наклоном вперед Тип тела Пухлый, округлый, мягкий Правила Касаться важнее, общения чем смотреть Форма губ Пухлые, мягкие Дистанция Очень близкая, чтобы коснуться Дыхание Нижнее, брюшное Характерная Из стресса выходят, черта беря вину на себя Движения Свободные, плавные, на Главное Удобно уровне нижней части туловища слово

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-23.jpg" alt="> АУДИАЛ Предикаты Тон, громкий, отзвук, ритмичный, Голос"> АУДИАЛ Предикаты Тон, громкий, отзвук, ритмичный, Голос Мелодичный, Послышалось, звучит как… выразительный, меняющийся Поза Голова набок «телефонная поза» , Направление Глаза опущены посадка прямая взгляда Тип тела Четкой зависимости нет Правила Чтобы услышать общения не смотреть Форма губ Различная Дистанция Небольшая, но предохраняются от прикосновений Дыхание Полное Характерная Очень многословны, черта нет риторических вопросов Движения Небольшие, на среднем уровне Главное слово Гармонично

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-24.jpg" alt="> ДИГИТАЛ Предикаты Разумный, логичный, знаю, язык Голос Монотонный, "> ДИГИТАЛ Предикаты Разумный, логичный, знаю, язык Голос Монотонный, цифр, понимаю, функционально прерывистый, зажатый Поза Скрещенные руки, прямая осанка, Направление Поверх головы или в голова приподнята взгляда лоб собеседнику Тип тела Мягкое, полное Правила Никакого зрительного общения контакта Форма губ Плотные, обычно поджатые Дистанция Отдаленная Дыхание Верхнее, зажатое Характерная При стрессе становятся черта сверхрациональными Движения Движений мало, застывшая поза Главное слово Функционально

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-25.jpg" alt="> «Врата сортировки» (ВС) – жизненные ориентиры человека Люди (кто?). Для представителя"> «Врата сортировки» (ВС) – жизненные ориентиры человека Люди (кто?). Для представителя с такими ВС важны люди, кто и с кем. Говорит в основном о людях, предпочитает профессии, связанные с общением. Действия, вещи (что?). Такие люди обращают много внимания на вещи и предметы. Для них важны «овеществленные процессы» - действия. Слова, описывающие их, глаголы, превращенные в существительные, называются номинализациями (любовь, счастье, дружба, вера, надежда…). В речи употребляет много существительных, номинализаций и мало глаголов и вообще описаний процессов или последовательности действий. Ценности (зачем?). Для таких людей важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действий. В речи такой человек употребляет много номинализаций, но в отличие от «ВС-вещи» , он говорит о том, как это важно и ценно. Процесс (как?). Для людей «ВС-процесс» очень важно, как что-либо делать. В речи это может быть представлено как некая последовательность событий. Время (когда?). Для таких людей важно время, когда что было, в какой день недели, часы, минуты. Они ориентируются на время и хорошо в нем разбираются. Место (где?). Скорее всего, этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах, где он побывал или собирается побывать. Ему важно место где будет что-либо происходить, его собственное местоположение.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-26.jpg" alt=">Модель эго-состояний Э. Берна Родитель – это живущая в нас система стереотипов, впитанных"> Модель эго-состояний Э. Берна Родитель – это живущая в нас система стереотипов, впитанных в детстве и воспитанных социумом, это комплекс традиций, предрассудков и норм поведения. Девиз Родителя – «так полагается» . Взрослый – присущая в той или иной манере человеку способность к самостоятельному и непредвзятому принятию решений, объективному восприятию и взвешенному анализу ситуации. Девиз Взрослого – «разумно» . Ребенок – спонтанное поведение, фантазия, творчество и эмоции. Основное слово – «хочу» .

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-27.jpg" alt="> Родители-Я Критическое поведение Кормящее-заботливое поведение Общее"> Родители-Я Критическое поведение Кормящее-заботливое поведение Общее Автоматически оценивающее, ироничное, Доброе, обдряющее, признательное, озабоченное, поведение порицающее, наказывающее, обвиняющее, сочувствующее, защищающее, поддерживающее, ищущее виновного, приказное, авторитарное, советующее, помогающее, утешающее, понимающее, запрещающее, догматичное, претендующее на покровительственное, сверхзаботливое правоту, указывающее, как правильно, проводящее границы Речевые «Ты должен» , «Ты не должен» , «Это тебе нельзя» , «Не ломай себе голову» , «не так плохо как кажется» , «Не конструкции «Как ты только можешь» , «Это следует сделать, вешай нос» , «Успокойся сначала» , «Тебе это по силам» , этого не следует делать» , «Сколько тебе говорить «Бедняга» , «Хорошо получилось» , «Я могу вас понять» , одно и то же!» , «Я не позволю так с собой «Выше голову» , «лучше не делай этого, это может быть обращаться!» , «Прекрати это сейчас же!» опасным» , «Иди, я сделаю работу за тебя» Интонация, Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, Тепло, успокаивающе, сочувственно манера иронически, цинично, саркастически, остро, ясно, с говорить нажимом Выражение Нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатый рот, Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, лица сошедшиеся на переносице или поднятые вверх улыбчивое, опасливо-озабоченное, любовно- брови, нос презрительно сморщен, отчужденное заинтересованное выражение лица Жесты и Поднятый вверх указательный палец, руки на Протянутые руки, поглаживание по голове и др. положение бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко тела расставлены

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-28.jpg" alt=">Взрослые-Я Общее Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, заинтересованно, прислушиваясь поведение к собеседнику,"> Взрослые-Я Общее Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, заинтересованно, прислушиваясь поведение к собеседнику, без эмоций, концентрированно, собирая и перерабатывая данные, понимая друга по глазам, задавая открытые вопросы, выдвигая и выбирая альтернативы, независимо, сравнивая, в кооперации, задумываясь… Речевые Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Как? Высказывания: конструкции возможно, вероятно, если сравнить с…, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, я буду и пр. Все, что говориться не догматично, допускается возможность дискуссии Интонация, Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личной окраской), нейтрально, спокойно, манера без страстей и эмоций, ясно и четко (как диктор, читающий новости) говорить Выражение Лицо обращено к партнеру, открытый и прямой взгляд, взвешивающее, задумчивое, лица ненапряженное, внимательное, прислушивающееся к партнеру, частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией Жесты и Жесты подкрепляют то, что говориться, «подлаживаясь» под высказывания, корпус положение тела прямой, его положение меняется в ходе беседы, голова прямая (не наклоненная – ребенок, но и не поднятая – родитель), верхняя часть туловища слегка наклонена вперед (выражение заинтересованности)

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-29.jpg" alt=">Ребенок-Я Нейтральное Приспосабливающееся поведение Бунтарское Поведение"> Ребенок-Я Нейтральное Приспосабливающееся поведение Бунтарское Поведение поведение Общее Спонтанное, игривое, любознательное, Осторожное, боязливое, сдержанное, Капризное, грубое, поведение творческое, хитрое, злорадное, опасливое, думающее о последствиях, непослушное, воодушевленное, раскрепощенное, требующее одобрения, впадающее в агрессивное открытое, веселое, мечтательное, отчаяние, беспомощное, обиженное. естественное. Речевые «Я хочу» , «Прекрасно!» , «Я не верю в свои силы» , «Я не смогу это «Я этого не хочу» , конструкци «Великолепно!» , «Высший класс!» , сделать» , «Я боюсь» , «Если ты так «Оставьте меня в и «Шикарно» , «Мне без разницы» , «Так думаешь…» , «Почему всегда я? » , «Что же покое!» , «Проклятье!» тебе и надо» мне делать? » , «Я должен» Интонация, Преимущественно громко, быстро и Тихо, нерешительно, прерывающимся Гневно, громко, манера горячо, захлебываясь, печально голосом, плаксиво, подавленно, упрямо, угрюмо говорить подобострастно, нудно, жалуясь, привередливо, покорно, бравируя Выражение Воодушевление, возбуждение, Глаза опущены вниз, выражение согласия, Жесткое, упрямое, лица ошеломление, открытый рот, блеск в губы, подбородок дрожат, глаза «на мокром отсутствующее, глазах, хитрость, лукавство, месте» , нервное, потерянное, тактичное, с исподлобья любопытство, печаль, слезы оглядкой на других, онемелое Жесты и Напряженный или расслабленный Поднимает руку, если хочет что-то сказать, Напряженность, положение корпус, рассеянность, свободный, опущенные плечи, склоненная голова, поза угрожающая поза, тела усталый, взволнованный слуги, стоит навытяжку, пожимает плечами, упрямство, опущенная

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-30.jpg" alt=">Диаграмма взаимоотношений ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-31.jpg" alt=">Классификация людей, основанная на их различии по эмоциональности и личностному темпераменту Холерик (от"> Классификация людей, основанная на их различии по эмоциональности и личностному темпераменту Холерик (от греческого chole – желчь) – это экстраверт, склонный к сменам настроения, порывистый, вспыльчивый, нетерпеливый, подвержен эмоциональным срывам, агрессии, эмоционально нестабилен, беспокоен, импульсивен, переменчив, но в то же время оптимистичен. Темп речи и движения быстрые. Сангвиники эмоционально более устойчивы, уравновешены, общительны, интересуется и увлекается тем, что ему приятно, что доставляет удовольствие, но чувства его недолги и непостоянны, легковерны и доверчивы. Темп речи и движения быстрые. Меланхолики эмоциональны, пессимистичны, обидчивы, быстро утомляются, плохо переносят длительное напряжение, перегрузки и стрессы, обладают хорошей интуицией, имеют замедленный темп речи. Флегматики миролюбивы, уравновешены, малоэмоциональны, скептичны, рациональны, заторможены.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-32.jpg" alt=">Классификация типов людей по поведению в стрессовых ситуациях «Заискивающий» старается понравиться, часто"> Классификация типов людей по поведению в стрессовых ситуациях «Заискивающий» старается понравиться, часто извиняется, не выражает несогласия. Он говорит так, будто ему всегда необходима поддержка других людей. Употребляет в речи ограничительные слова: если, только, даже и т. д. и сослагательное наклонение: мог бы, следовало бы. «Обвиняющий» всем недоволен, диктатор и самодур, высокомерен, как бы говорит: «Если бы не ты – все было бы в порядке» . Голос жесткий, натянутый, часто громкий и пронзительный. Употребляет в речи кванторы всеобщности: все, каждый, любой, всякий раз и т. д. и вопросы в отрицательной форме: почему вы не… как вы не… «Расчетливый» корректен, рассудителен, спокоен, хладнокровен и собран. Голос звучит сухо и монотонно, в речи употребляются абстрактные слова. В речи опускает именные аргументы, обозначающие лицо. Использует имена без референтных индексов: это, люди, они и т. п. Использует номинализации: разочарование, напряжение, беспокойство. «Отстраненный» не дает ответа по существу, эта категория представляет собой быстрое чередование трех предыдущих.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-33.jpg" alt=">Речевые техники, провоцирующие симпатию «Не говорить, а разговаривать» . "> Речевые техники, провоцирующие симпатию «Не говорить, а разговаривать» . Техника заочной формы диалога. Техника активного использования слов – обращений. «Говорить, то, что хотят услышать» . Провоцирование улыбки. Преодоление социального табу.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-34.jpg" alt=">ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ТОЛЬКО УСТНОЙ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА и включает в себя такие показатели,"> ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ТОЛЬКО УСТНОЙ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА и включает в себя такие показатели, как темп, громкость, интонацию, паузы в речи и так называемые смысловые ударения. ИНТОНИРОВАНИЕ – ЭТО ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ГОВОРЯЩЕГО В СОДЕРЖАНИЕ СКАЗАННОГО ИЛИ НЕБЕЗРАЗЛИЧИЕ.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-35.jpg" alt=">Функции пауз Пауза как СМЫСЛОВОЕ УДАРЕНИЕ – привлечет внимание к тому, что"> Функции пауз Пауза как СМЫСЛОВОЕ УДАРЕНИЕ – привлечет внимание к тому, что будет сказано, «заякорит» информацию. Паузы – для осмысления только что сказанного. Скорость поступления информации не должна превышать скорость обработки этой информации человеком.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-36.jpg" alt=">СУБЛИМАЦИЯ – ЭТО ЗАМЕНА КАКОЙ-ЛИБО СОЦИАЛЬНО НЕПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ОБЩЕПРИНЯТЫМ. ">

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-37.jpg" alt=">Габитарный имидж «Одежда очень многое говорит о вас. То, как вы подбираете"> Габитарный имидж «Одежда очень многое говорит о вас. То, как вы подбираете различные предметы одежды, характеризует вас не меньше, чем ваша речь. Все в вашем костюме символично. Если вы одели футболку с логотипом Шанель, это многое говорит о вас. Но если вы надели ее с комуфляжными брюками, такой костюм говорит о вас совсем другое» Дезире Мейер

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-38.jpg" alt="> Классически красивым в человеке является то, что целесообразно для его жизнедеятельности. "> Классически красивым в человеке является то, что целесообразно для его жизнедеятельности. Функции одежды и макияжа: 1) демонстрация природной целесообразности; 2) демонстрация приобщенности к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ГАБИТАРНОГО ИМИДЖА ЧЕРЕЗ ОДЕЖДУ: одежда в подсознании реципиентов: не должна ассоциироваться с той социальной группой, к которой аудитория имиджа относится негативно, должна ассоциироваться с той социальной группой, к которой аудитория имиджа относится позитивно.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-39.jpg" alt=">При выборе одежды необходимо учитывать следующий набор факторов: ожидания аудитории; "> При выборе одежды необходимо учитывать следующий набор факторов: ожидания аудитории; принятая культура; восприятия, связанные с профессией; расположение места работы; тип труда, его физические аспекты; желаемый тип имиджа; личный стиль, темперамент, цели и оценки, уровень амбициозности.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-40.jpg" alt="> Приемы формирования костюма: Однотонность (использование материалов одного цвета, тона и"> Приемы формирования костюма: Однотонность (использование материалов одного цвета, тона и фактуры); Разнофактурность (использование материалов одного цвета, тона, но разных фактур); Разнооттеночность (игра оттенков одного цвета); Цветная разнооттеночность (игра оттенков разного цвета, но одного тона) Соотношение основного цвета и вспомогательного – 75% : 25% Вертикали и горизонтали Пропорциональность (соотношение 1/3 к 2/3) Несмешение пастельной и насыщенной цветовой гаммы

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-47.jpg" alt="> Стили дресс-кода свободный стиль - каждый волен приходить на работу в"> Стили дресс-кода свободный стиль - каждый волен приходить на работу в чем пожелает; неофициальный стиль, «саsual» - удобная и практичная повседневная одежда, разрешаются джинсы и пуловеры, пиджаки без галстуков; деловой стиль - костюмы строгого покроя и расцветок, обязательные галстуки для мужчин, минимум аксессуаров, скромные украшения. В последние годы популярными стали послабления, допускаемые в деловом стиле по пятницам Fгее Fгidау, или Саsual Fгidау: тем, у кого не запланированы встречи с клиентами, разрешается одеваться более свободно; униформа - все сотрудники одеваются в специально разработанную фирменную одежду.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-48.jpg" alt=">Факторы выбора дресс-кода Направление деятельности организации. Целевая аудитория. Место"> Факторы выбора дресс-кода Направление деятельности организации. Целевая аудитория. Место работы. Особенности системы управления, стиля руководства.

Src="https://present5.com/presentation/1/-101372504_431156980.pdf-img/-101372504_431156980.pdf-49.jpg" alt=">Спасибо за внимание ">