Нет друга ищи а нашел береги толкование. Классный час на тему: «Нет друга – ищи, а нашел - береги. Монолог о дружбе

Час общения «Нет друга — ищи, а нашел – береги».

Цель: Формирование толерантных коллективных и личностных качеств детей

Задачи:

    выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся;

    содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование:

Пословицы о дружбе, стихи, песня «Если с другом вышел в путь», мультимедийная презентация, ручки, фломастеры, карандаши, листочки бумаги, карточки для игры с пословицами. Законы дружбы на лепестках. Клубок ниток.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

I. Организация группы. Эмоциональный настрой.

Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. Пожмите дружески руки друг другу.

Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.

II. Сообщение темы

На доске зашифровано слово — «абжурд» («дружба»)

— Что за слово зашифровано на доске? Чаще бывает крепкой, верной и долгой.

— Что же означает это слово? (Близкие отношения, основанные на взаимномдоверии, привязанности, общих интересах). Это определение по словарю Ожегова.

Игра №1. Ребята, давайте попробуем определить, какие же слова относятся к этим понятиям дружба и друг. Попробуйте вспомнить слова с корнем -друж- и – друг-

(Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, содружество, дружина, дружище)

(на экране Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).

— Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (Они все дружат)

Правильно, это друзья. Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.

— Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить? (Тема нашего классного часа «Дружба»)

III. Дружба – главное чудо.

Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда

С нею любая беда – не беда.

— Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

    На ощупь?

    На вкус?

    Как пахнет?

    Какого она цвета?

    С какой погодой ее можно сравнить? (выводы детей на доске).

Дружба подарила нам приятные ощущения.

IV. Игра №2 «Найди себе подобного ». (предварительно на столы поставить картинку).

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Детям даются маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. — Найдите «себе подобного» и сядьте вместе за столами. Не разговаривать.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

— займи место в любой группе.

V. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Когда ещё никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» —

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки

И человек придумал слово «друг»

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и тоже)

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу

VI. Игра№3 «Кто с кем дружит?»

— А сейчас поиграем. Перед вами разные герои, разные имена.

— Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

1. Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

2. Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

3. Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

4. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

5. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

6. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

7. Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали.

(Кот, петух, пес, осел)

8. Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

А с кем вы дружите?

Дружите ли вы со своими родителями?

Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

— Дружите ли вы с животными, природой, книгами

VII. Обсуждение ситуаций.

— Ребята, послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные одноклассниками, и ответьте на вопрос: смогли бы вы дружить с такими людьми, как герои этих стихов и почему?

1. (ученик читает стихотворение)

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней

Один разгорячился, лягнул что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул

2. (ученик читает стихотворение)

Тронь её нечаянно – сразу: -Караул

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась, — слышен Сонин голос

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: — Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Сговорились мальчики:

— Мы откроем счет

Сосчитаем жалобы

— сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

3. (ученик читает стихотворение)

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу

— Так каким же должен быть настоящий друг? Какой должна быть настоящая дружба?

В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

VIII. Работа с пословицами

Игра№4 «Найди конец пословицы»

— О дружбе придумано много пословиц.

— Что такое пословица? (Пословица – это краткая народная мудрость. Пословица советует, поучает. Люди с уважением относятся к пословицам, употребляют их в своей речи.)

Вот мы с вами поиграем в игру «Закончи пословицу». На экране написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.(на листах — вторые половинки пословиц).

1. Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

2. Человек без друзей, что …..(дерево без корней).

3. Друга ищи, а нашёл…..(береги).

4. Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).

5. Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

6. Старый друг лучше…(новых двух).

7. Нет такого дружка, как …(родная матушка)

8. Друг познается …(в беде)

9. Дружба крепка не лестью,…(а правдой и честью).

10. Дружба как стекло:… (разобьешь — не сложишь)

11. Скажи мне кто твой друг, … (и я скажу, кто ты).

12. Друг спорит, а враг … (поддакивает).

— Где вы встречали пословицы? — Какая подойдёт для вашего класса? Почему?

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

IX. Обсуждение темы.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал)

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

(Ответы детей)

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

X. Инсценировка «Ни за то и ни за это»

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал

Ученик: Вова присел на корточки

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

— Что же такое бескорыстная дружба? (Ответы учащихся)

— Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно погулять, повеселиться, погрустить, поиграть. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим другом крепкая дружба.

Игры:

«ВЕРНАЯ РУКА» — каждой паре выдается три палки. Участники игры берут по одной палке в руки и с их помощью несут третью на определенное расстояние, держа палки параллельно полу

«КЛУБОК» — ребятам предлагается взять с двух концов веревку и смотать ее за минимальное время в клубок.

«ПАРНЫЙ БЕГ В МЕШКАХ» — ребятам предлагается получить мешки, залезть в них и по команде ведущего преодолеть расстояние от старта до финиша.

XI. Стихотворение «Дружба» по ролям в масках.

Что такое дружба?– спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

XII. Чтение стихотворения М. Садовский «Если б капли не дружили»

Если б капли не дружили,

Как тогда бы лужи жили?

Как бы реки потекли?

Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,

Как бы песню мы сложили?

Как бы птицам распевать?

Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

XII. Подведение итогов.

— Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Сбор «цветика – семицветика». Дети по одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок.

Законы дружбы (записаны на лепестках)

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

10. Уважай друга и помогай другу.

11. Один за всех и все за одного.

12. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

— Какие законы вам уже были известны? — Какие для вас новые?

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Эти законы вы можете повесить в свой классный уголок.

Игра «Рука дружбы» (под музыку)

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Вы их откроете со своим учителем.

(Дети на альбомных листах обводят свою руку (или дать готовые руки).На ладошке можно написать своё имя и пожелание другу)

Прикрепляем руки на доску.

XIII. Рефлексия

Что было интересным?

В чём испытывали затруднения?

Игра «Ты мне нравишься» (Дети встают в круг)

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

А чтобы ваша дружба была ещё крепче, я предлагаю вам сплести паутину, связывающую вас всех вместе.

При этом каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства и сказать добрые слова своим одноклассникам.

(Педагог берёт клубок нити, обматывает нить вокруг своей ладони и передаёт клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребёнку фразу: «Коля! Ты мне нравишься, потому что…» Затем этот ребёнок также обматывает нить и передаёт клубок кому захочет ). Каждый ребёнок говорит о том, чем ему нравится этот ученик, за что он хотел бы его поблагодарить.

— Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

— Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:

Ребята, давайте жить дружно!

Педагог:

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Если друг твой что-то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба и в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется, что эти строки стихотворения вам очень подойдут.

Стихотворение В. Шекспира (рассказывает ученик)

Настоящий друг везде

Верный: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

XIV. И в заключение:

Давайте друзья встанем в круг и сыграем в игру.

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг,

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Тепло своей руки ему подари. (Дети пожимают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней

Имей друга и два и три,

И другу слева кивок подари. (Дети дарят кивок в левую сторону)

Нет пословицы, ребята, верней

Той, что гласит «имей сто друзей»

Пусть растет наш Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

Литература

1. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».

2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М.А.Александровой «Классному руководителю о классном часе», 2002г.

3. Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя», 2007г.

4. Ресурсы Интернет

Классный час о дружбе и друзьях.

«Нет друга - ищи, а нашел – береги».

Цель: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки. Закреплять умение действовать в парах, в группах.

Оборудование: диск с песней « Если с другом вышел в путь»; листы бумаги с фразой « Друг – это тот…»; бумажные сердечки по количеству учащихся; карточки со словами пословиц.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Работа с пословицами.
  3. Творческая работа « Друг – это…».
  4. Беседа по рассказу В. Осеевой « До первого дождя».
  5. Обсуждение ситуации.
  6. Заключительное слово.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово

Классный руководитель. Интересно, о чем мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком?

(Звучат 1-й куплет и припев песни « Если с другом вышел в путь ». Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

Теперь можете определить тему нашего классного часа? (Ответы детей.)

Конечно же, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Ответы детей.)

Сегодня мы пройдем небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

  1. Работа с пословицами по группам.

Составить пословицу из отдельных слов (слова на карточках).

  1. Дружба рождается в беде, а закаляется в труде.
  2. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  3. Каковы твои друзья, таков ты и сам.
  4. Где нет дружбы, там нет успеха.
  5. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  6. Без друга не узнаешь, какие ошибки совершаешь.
  1. Творческая работа « Друг – это…»

Классный руководитель. Давайте вместе подумаем, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом? (Делит класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот…». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось, учитель записывает на доске.)

Что же у нас получилось? Получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира.)

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

  1. Беседа по рассказу В. Осеевой «До первого дождя».

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Ответы детей.)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.

Чтение рассказа.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно. Ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Классный руководитель. На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чем заставил задуматься? (Ответы детей.)

  1. Обсуждение ситуации.

Классный руководитель. Научиться выбирать сердцем не так уж просто, но, пожалуй, еще сложнее – смотреть на себя со стороны. Мы знаем, какие качества нам не нравятся в других людях, мы не готовы с ними мириться. А ведь не зря говорят: если вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким другом!

Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны.

Сценка из школьной жизни.

Наташа (подбегая к Косте). Костя! Ты мой друг! Выручай. Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил.

Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с басни «Стрекоза и Муравей». Ее нам расскажет Костя.

Учительница. Молодец!

Учительница. Ставлю тебе «пять»!

Наташа (шепотом). Как тебе не стыдно!

(Классный руководитель делит класс на две группы. Члены первой группы отвечают на вопрос « Как бы вы оценили поведение Кости?». Члены второй группы отвечают на вопрос « Как вы оцениваете поступок Наташи?».)

Классный руководитель. А вот что сказано в стихотворение А. Дементьева. (Читает.)

Друг познается в удаче

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде,

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует, - значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит… Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

А теперь давайте разыграем эту сценку еще раз так, как если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы потупила Наташа?

(Дети придумывают другое окончание сценки, разыгрывают.)

  1. Заключительное слово.

Классный руководитель. Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие сердечки, которые будут напоминать вам о нашей беседе. Спасибо!


Нет друга, так ищи: а нашел, так береги

Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur.

Publ. Syr. Sentent.

Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere

Parta tueri.

Не меньшая добродетель, чем приобретать, -

Приобретенное сохранять.

Ovid. Ars am. 2, 13.

Ср. Πολλάκις δοκεΐ το φυλάξαι τ"άγαθα του κτήσασθαι χαλεπότερον εΐναι .

Часто кажется тяжелее сохранять сокровища, чем обладать ими.

Demosth. Olynth. 1, 23.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "нет друга, так ищи: а нашел, так береги" в других словарях:

    Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. См. ДРУГ НЕДРУГ …

    Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… …

    Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля

    В понятиях Святой Руси чувство, родственное любви, способность на неограниченную жертву, готовность положить душу, принять смерть за друга (Ин. 15: 13; 1 Ин. 3: 16). Дружбу рождает родство душ. В древнерусском сборнике к. XII н. XIII в. говорится … Русская история

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа





















1 из 20

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Монолог о дружбе. Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Слово “ Дружба” что обозначает?Может быть, поход вдвоем в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил все видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок дает ему списать.Разве это дружба, если двоеВздумали уроки прогулять,А спросила мама: “Вы не в школе?”-Оба дружно начинают врать.Ну а может, дружба – это еслиДруг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая льстиво,И не скажет резкость никогда?

№ слайда 3

Описание слайда:

Цели классного часа: Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. Воспитательные: учащиеся должны убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; существовании влияния друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

№ слайда 4

Описание слайда:

Задачи классного часа: Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества. Улучшить межличностные отношения в деятельности группы. Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений. Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива.. Провести «инвентаризацию» собственных качеств личности. Помочь возникновению продуктивных обратных связей. Мотивировать желание самоизменений.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

№ слайда 8

Описание слайда:

Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

№ слайда 9

Описание слайда:

Вопросы к учащимся. Чем отличается друг от знакомого или приятеля? Образуйте глагол от слова «Дружба». Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?» Можно спасти друга от дурных привычек и пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?

№ слайда 10

Описание слайда:

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ о ДРУЖБЕ Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает. Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

№ слайда 11

Описание слайда:

Легче друга потерять, чем найти.Без беды друга не узнаешь. Дерево держится корнями, а человек - друзьями.Старый друг лучше новых двух. Дружба дороже денег. Все за одного и один за всех. Нет друга - ищи, а нашел - береги.Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.Одинокое дерево ветер легче валит.

№ слайда 12

Описание слайда:

Умный себя винит, глупый - своего товарища. Кто хвалится, тот кается. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Враг смотрит на ноги, а друг - в лицо Друг тебе тот, кого ты любишь, пусть даже он похож на медведя. Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних.Не всякий, кто смеется, - друг, не всякий, кто сердится, - враг. Ненадежный друг хуже явного врага. С другом и в пустыне проживешь, а без друга и в цветущей степи пропадешь.

№ слайда 13

Описание слайда:

Положительные качества личности доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле.

№ слайда 14

Описание слайда:

Отрицательные качества личности злоба, лицемерие (лесть), лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, нецензурная брань, подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки над своим товарищем,отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,Ты судом поспешным не греши.Гнев на друга, может быть, мгновенный,Изливать покуда не спеши.Может друг твой сам поторопилсяИ тебя обидел невзначай,Провинился друг и повинился,Ты ему греха не поминай.Если верный конь, поранив ногу,Вдруг споткнулся, а потом опять,Не вини коня, вини дорогу,Ты коня не торопись менять.Люди, я прошу вас ради БогаНе стесняйтесь доброты своей,На земле друзей не так уж много,Опасайтесь потерять друзей.

№ слайда 17

Описание слайда:

Настоящий ли, ты, друг? От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Проявляйте интерес к заботам и увлечениям друга. При возникновении конфликтных ситуаций старайтесь решать их совместно. Не давайте советов, а помогайте другу найти решение. Умейте отстаивать собственные интересы. Для человека много значит его имя. Клички и обидные прозвища не лучший способ поддерживать дружбу. Если вы хотите, чтобы вас понимали, объясняйте. К сожалению, мы часто ошибаемся, пытаясь понять мысли и чувства друг друга. Не стесняйтесь переспрашивать, уточнять. Выражайте свои чувства открыто, но старайтесь избегать оценок. Не старайтесь все слова и поступки человека оценивать только как «хорошие» и «плохие». Помните: одну и ту же ситуацию два человека видят с разных точек зрения. Они могут воспринимать ее совершенно по-разному, каждый может быть прав по-своему.

№ слайда 20

Описание слайда:

Мне от жизни немного надо.Дать урок, чтобы душу согретьИ звенящую песнь листопада,И мальчишек галдящую рать.Надо мне, чтоб мои ребятаСозидали дома и дворцы.Знали, помнили год 45,Как страну защищали бойцы.Надо мне, чтобы юные души Научились любить и дружить,Друга выслушать, песню послушатьИ любовью могли дорожить.Чтоб весною нам ласточка пела,И судьба всех была хороша.Чтобы вечной струною звенелаИ была вечно юной душа.Я – учитель, мне многое надо!И чего там душою кривить,Ваше счастье мне будет наградой,Для того мне так хочется жить.

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Нет друга, так ищи: а нашел, так береги." в других словарях:

    Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… …

    Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродетель, чем приобретать, Приобретенное сохранять. Ovid. Ars am. 2, 13. Ср. Πολλάκις δοκεΐ το… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… …

    БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля

    В понятиях Святой Руси чувство, родственное любви, способность на неограниченную жертву, готовность положить душу, принять смерть за друга (Ин. 15: 13; 1 Ин. 3: 16). Дружбу рождает родство душ. В древнерусском сборнике к. XII н. XIII в. говорится … Русская история

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа