Новорожденный ребенок кряхтит и тужится. Ручной ребенок

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

В процессе воспитания детей, родителям важно запастись багажом знаний по самым разнообразным темам. Например, что делать если ребенок подавился пищей или напитками? В каких случаях нужно принять срочные меры, а где - обойтись выжидательной тактикой. Признаки закупорки дыхательных путей. Известные эффективные техники по оказанию немедленной помощи пострадавшему.

Что значит подавился?

Дыхательная система маленького ребёнка несовершенна по объективным причинам. При неприятном стечении обстоятельств и несоблюдении родителями техники безопасности, малыш может подавиться едой, напитками или мелкими предметами. Это значит, что еда или жидкость пошли не в пищевод, а в дыхательные пути.

Как любящий и заботливый родитель, вы должны знать основные признаки того, что кроха поперхнулся и владеть навыками оказания помощи. Прежде чем разобраться, что делать если грудной ребенок подавился, необходимо научится диагностировать симптоматику. В таких случаях может быть два варианта развития событий – лёгкий и тяжёлый:

Признаки лёгкой стадии:

  1. Плач;
  2. Рефлекторный кашель;
  3. Рвота;
  4. Ребёнок в сознании;
  5. Дыхание не остановлено.

Признаки тяжёлой стадии:

  • рот малыша открыт, а звуков нет;
  • держится за горло;
  • в широко раскрытых глазах испуг;
  • увеличение слюноотделения;
  • посинение кожных покровов;
  • дыхание затруднено;
  • потеря сознания.

Запомните, если ваш ребёнок плачет – это значит его дыхание свободно. Кашель в таком случае способствует самоочищению, который может быть вплоть до рвоты. Организм включает свои механизмы помощи в критической ситуации.

Оба случая потребуют от вас в первую очередь спокойствия. Да, трудно, особенно маме. Но именно самообладание поможет адекватно оценить ситуацию и осуществить необходимые действия по предотвращению ухудшения положения. А, возможно, и спасти жизнь своему ребёнку.

Как правило, при лёгком варианте вам нужно принять позицию наблюдателя и подождать пока ребёнок кашлем или рвотой очистит пути для воздуха. Он очень напуган, ласково успокойте его. Через некоторое время дыхание восстановится.

Важно! Ни в коем случае нельзя бесконтрольно хлопать пострадавшего по спине, это может только усугубить ситуацию.

Но что делать если ребенок подавился и задыхается? Всё очень просто. Ваши действия следующие:

  1. Вызовите скорую;
  2. Окажите первую помощь малышу.

Внимание! Если ребёнок поперхнулся каким-либо инородным предметом, не пытайтесь достать его самостоятельно, это только усугубит ситуацию.

Разумеется, овладеть знаниями по оказанию реанимационных мероприятий нужно заблаговременно. О чём мы и поговорим дальше.

Страх мамы, что ребенок подавится

  • Во-первых, страхи людей всегда имеют под собой реальную почву. Если вы чего-то боитесь, значит, были в жизни подобные ситуации, может в детстве или вы были свидетелем страшного случая и это глубоко засело в душе. Предоставить квалифицированную помощь способен психолог;
  • Во-вторых, неизвестность всегда пугает, особенно когда уровень тревожности высок. Вы волнуетесь за своих детей и это естественно. Плохо, если переживания приобретают крайнюю форму;

Знайте! Если вы боитесь, что ребенок подавится, значит, у вас отсутствуют знания о том, как помочь крохе в подобном случае. На психологическом уровне выглядит так: вы понимаете, что малыш может поперхнуться и знаете, что делать в такой ситуации. Соответственно страх значительно снижается. И наоборот.

  • В-третьих, каковы ваши мысли - таковы и дела. Вы строите свою реальность сначала в голове, а потом она воплощается в жизнь. Это давно доказанный факт. Соблюдение профилактических мероприятий и техники безопасности в период кормления. Постепенное научение ребёнка правильному обращению с едой и напитками, ваш личный позитивный настрой помогут избежать большинство трагических обстоятельств.

Что делать если ребенок подавился грудным молоком

Период грудного вскармливания ответственный момент в вашей жизни. Младенец может подавиться в случае:

  1. Неправильного прикладывания;
  2. Сильного притока молока;
  3. Длинных перерывов между кормлениями.

Если вы редко кормите малыша он, слишком проголодавшись, будет торопиться и не успевать проглатывать еду. А увеличение количества молока только усугубляет процесс.

Даже если ваши действия правильны, от непредвиденных ситуаций не застрахован никто. Всё-таки, что делать, если ребенок подавился грудным молоком? Порядок ваших действий следующий:

  • кладём младенца себе на вытянутую руку лицом в ладонь, попка должна быть выше уровня головы;
  • нижней частью внутренней стороны ладошки делаем пять толчковых осторожных ударов в область между лопатками по направлению сверху вниз;
  • переворачиваем малыша на спину (попа по-прежнему выше головы) и пять раз надавливаем на область под рёбрами, как бы выталкивая жидкость из дыхательных путей;
  • делаем попеременно эти две манипуляции, пока ребёнок свободно не задышит.

В тяжёлом случае (задыхается, потеря сознания), следует прежде всего вызвать специалистов скорой помощи и до приезда врачей продолжать реанимационную технику. Если же всё-таки паника овладела вами, и невозможно провести нужные действия, то вызывая доктора, оставайтесь на линии и следуйте голосовым инструкциям медика.

Знайте! Грудные дети могут поперхнуться водой или соками, также если давать пищу не по возрасту и в ненадлежащей обработке.

Ребёнка, которому начали вводить прикорм, обязательно научите правилам поведения за столом. Следите, чтобы во время еды он не смеялся, не разговаривал, не смотрел мультики. Читайте статью

Екатерина Морозова


Время на чтение: 4 минуты

А А

Почему же малыш плачет, и как мама может его успокоить?

  1. Насморк или неочищенные носовые проходы
    Что делать? Успокойте малыша у себя на руках, прочистите его носик с помощью ватных «жгутиков», погуляйте с ребенком по комнате, придерживая его в вертикальном положении. Если у крохи насморк, посоветуйтесь с врачом и выберите оптимальное средство лечения (носовые капли, использование респиратора и пр.). Не забывайте, что при насморке ребенок теряет возможность нормально сосать молоко. То есть плач может быть вызван тем, что кроха банально недоедает и не может полноценно дышать.
  2. Перевозбуждение
    Причины – слишком длинный промежуток бодрствования, громкая музыка, шумные гости, родственники, желающие потискать младенца, и пр. Что делать? Обеспечьте крохе обстановку, в которой он сможет спокойно заснуть – проветрите комнату, приглушите свет, создайте тишину, укачайте малыша на руках или в кроватке. В качестве профилактики «с пеленок» старайтесь соблюдать режим дня крохи, укладывать в одно время, сопровождая процесс традиционными в вашей семье действиями (музыкальная карусель, купание перед сном, колыбельная мамы, укачивание на руках у папы, чтение сказок и пр.).
  3. Голод
    Самая частая причина слез новорожденного. Нередко она сопровождается у детей причмокиванием (в поисках груди малыш складывает губы трубочкой). Покормите малыша, даже если «по графику» кушать еще рано. И обратите внимание – наедается ли ребенок, сколько он съедает, сколько ему положено съедать по возрасту за одно кормление. Вполне возможно, что ему просто не хватает молока.
  4. Запачканные пеленки
    Проверьте своего кроху: может, он уже совершил свое «мокрое дело» и просит «свежих» памперсов? В переполненном подгузнике не захочет лежать ни один кроха. А детская попка, как знает любая мама, должна быть сухой и чистой. Кстати, некоторые крохи-чистюли, даже единожды «писнув» в подгузник, требуют его незамедлительной смены.
  5. Опрелости, раздражение под подгузником, «потничка»
    Крохе, конечно, неприятно и дискомфортно, если под памперсом его кожа преет, зудит и щиплет. Если вы обнаружили такую неприятность на детской коже, используйте крем от опрелостей, тальк (присыпку) или иные средства для лечения кожных проблем (соответственно ситуации).
  6. , вздутие животика
    При такой причине плача обычно не помогает ни укачивание, ни кормление — кроха «сучит» ножками и кричит, не реагируя ни на что. Что делать? Во-первых, организовать чаду «грелку», уложив его животиком на собственный живот. Во-вторых, использовать газоотводную трубочку, массаж пузика, упражнение «велосипед» и специальный чай (обычно таких нехитрых манипуляций хватает, чтобы успокоить животик и самого малыша). Ну и не забывайте, что после кормления ваше чадо следует немного подержать в вертикальном положении (10-20 мин.).
  7. Температура
    Эту причину обнаружит каждая заботливая мама. Температура может подняться у крохи из-за прививки, болезни, аллергии и пр. Что делать? В первую очередь, посоветоваться с вашим доктором. И уже вместе с ним выбрать препарат, который будет наименее вредным и максимально эффективным (+антигистаминное средство). Но главное – выяснить причину температуры. Не следует сразу бросаться к ребенку с жаропонижающим, едва ртутный столбик поднимется выше 37 градусов – сбив температуру, вы можете «смазать» картину, свойственную, например, серьезной аллергической реакции. Поэтому вызов врача – первое ваше действие. В процессе ожидания врача рекомендуется надеть малышу легкую х/б одежду и поить водичкой либо едва подслащенным чаем. Читайте также: .
  8. Некомфортная одежда (слишком тесная, наличие швов или пуговиц, складки пеленок и пр.)
    Что делать? Проверьте кроватку малыша – гладко ли заправлена пеленка, простынь. Не мешают ли малышу лишние детали на одежде. Не гонитесь за «модными» обновками – одевайте малыша в удобную и мягкую х/б одежду, соответственно возрасту (швы наружу!). На ручки (если вы не приверженец строгого пеленания) наденьте х/б рукавички, чтобы кроха себя случайно не поцарапал.
  9. Ребенок устал лежать в одном положении
    Каждой молодой маме нужно помнить, что малыша время от времени (регулярно) следует переворачивать с одного бочка на другой. От одной и той же позы кроха устает и начинает плачем требовать «перемен». Если чаду не требуется смена подгузника, то просто переверните его на другой бочок и покачайте кроватку.
  10. Малышу жарко
    Если ребенок слишком укутан, а в комнате жарко, то на коже малыша могут появиться покраснения и потница (сыпь). Измеряйте температуру – она может повыситься от перегрева (который не менее вреден, чем переохлаждение). Оденьте малыша соответственно температуре – тонкие пеленки/распашонки и чепчики, никакой синтетики. И если есть такая возможность – старайтесь не надевать крохе в жару памперсы.
  11. Малыш мерзнет
    В этом случае чадо может не только плакать, но и даже икать. Проверьте кроху – не прохладная ли у него спинка, животик и грудь. Если ребенок действительно замерз — укутайте его потеплее и укачайте. Специалисты советуют укачивать ребенка в кроватке или в коляске: мамины объятья будут кстати в периоды бодрствования, а приучать чадо к рукам – чревато бессонными ночами родителей на очень долгое время (отучить будет чрезвычайно сложно).
  12. Отит или воспаление на слизистой рта
    В данном случае крохе просто больно глотать молоко. В итоге он отрывается от груди, едва сделав глоток, и громко плачет (причем плач наблюдается не только при кормлении, но и в другое время). Осмотрите рот малыша и ушки, и вызовите врача, если есть подозрение на отит. Назначать лекарственные средства от воспалительных явлений во рту также должен исключительно доктор.
  13. Запор
    Лучшая профилактика – кормить чадо грудью (не смесями), регулярно давать малышу водичку, всегда подмывать после дефекации. Если все же эта неприятность случилась, используйте специальный чай и газоотводную трубочку (не забудьте ее смазать детским кремом или маслом) – как правило, этого достаточно, чтобы облегчить состояние и вызвать опорожнение кишечника (трубочку ввести на глубину 1 см и осторожно поводить взад-вперед). Если не помогло, аккуратно введите в задний проход крохи маленький обмылок детского мыла и немного подождите. Читайте также:
  14. Боль при мочеиспускании или дефекации
    Если на половых органах ребенка или анусе имеется раздражение от долгого нахождения в подгузниках, аллергическая сыпь, реакция на соединение мочи и кала (самая «болезненная» и вредная), то процесс дефекации и мочеиспускания будет сопровождаться болезненными ощущениями. Старайтесь не допускать такого состояния кожи у малыша, регулярно меняйте памперсы и подмывайте свое чадо при каждой смене подгузника.
  15. Режутся зубки
    Обратите внимание на следующую «симптоматику»: обсасывает ли активно малыш свои пальцы, игрушки и даже прутья кроватки? Не «наяривает» ли интенсивно соску бутылочки? Повысилось ли слюноотделение? Не набухли ли десны? А может, и аппетит пропадает? Появление зубов всегда сопровождается дискомфортом и бессонными ночами родителей. Обычно зубки начинают резаться с 4-5 месяцев (возможно и с 3-х – при вторых и последующих родах). Что делать? Дайте крохе пожевать колечко-грызунок, помассируйте десны чистым пальцем или с помощью специального массажного колпачка. Не забывайте (в особо «бессонных» ситуациях) и про мазь, которая создана как раз для такого случая.

Ну и, помимо вышеперечисленных причин, стоит еще отметить естественное желание ребенка быть ближе к маме, страх одиночества, внутричерепное давление, метеозависимость, желание бодрствовать и пр.

Старайтесь чаще гулять с крохой, берегите его нервную систему от перевозбуждений, следите за соответствием его одежды погодным условиям и комнатной температуре, проверяйте кожу малыша на наличие покраснений и прочищайте носовые проходы, ставьте спокойную классическую музыку, пойте песни и вызывайте доктора, если разобраться в причинах упорного и продолжительного плача самостоятельно не можете .

А как Вы успокаиваете своего малыша? Мы будем благодарны за Ваше мнение!

Несмотря на то, что для новорожденного открывается новый мир, его физиологическая потребность по-прежнему, состоит в тесном физическом контакте со своей мамой . Ведь он так много времени провел в маминой утробе, которая была для него защитной средой во время беременности.

Главным и незаменимым помощником для матери, когда она начнет ухаживать за своим ребенком, станет ее материнский инстинкт. Он поможет понять, в чем нуждается новорожденный, а в чем – нет. Однако существуют проверенные практические рекомендации, позволяющие правильно сориентироваться в нужную минуту. На этой странице собраны полезные советы, которые помогут мамочке не растеряться и при необходимости помочь своему малышу .

8 ВАЖНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ МОЛОДОЙ МАМЫ:

Как правильно брать новорожденного на руки

* Если ребенок лежит на спине. Наклонитесь над новорожденным для того, чтобы сократить расстояние между вами. Аккуратно приподнимите пальцами одной руки головку ребенка. После этого, ее надо полностью обхватить всей ладонью таким образом, чтобы вы смогли поддержать затылок и шею малыша. Подведите другую руку под спинку ребенка в области поясницы. Аккуратно и медленно приподнимайте малыша. Теперь его можно прижать к себе.

* Если ребенок лежит на животе. Под грудь малыша необходимо подвести одну руку таким образом, чтобы ваши указательный и большой пальцы смогли поддерживать шею и подбородок ребенка. Затем другую руку нужно подложить под его живот. Лучше всего это делать между ног новорожденного: снизу вдоль. Таким образом, можно достичь большей фиксируемой поверхности. Теперь наклонитесь над малышом и медленно поднимайте его. Затем прижмите его к себе, держа его двумя руками.

Как правильно держать ребенка

* В вертикальном положении.
Малыша надо вертикально поместить на своей груди и плече. Обратите внимание на то, чтобы туловище новорожденного располагалось на большей части вашей груди, в то время как головка должна удобно разместиться на плече. Придерживайте при помощи одной руки шею и затылок ребенка, а другой надо зафиксировать его под ноги и спину, обхватив их ладонью и все предплечьем.

*
Лицом к себе. Малыша надо положить к себе на руку как в люльке и прижать его крепко к своей груди. Голова ребенка будет располагаться на сгибе локтя. Плечи новорожденного в этом случае фиксируются вашими предплечьем и плечом. Руки малыша поддерживайте своей ладонью. А другой рукой надо держать спину, таз и ноги. Это положение является очень удобным для ребенка, особенно при укачивании.

* Лицом вниз. Новорожденного надо поместить на вашем предплечье животом вниз. Шея и головка малыша будут лежать на вашем локтевом сгибе. При этом ваша ладонь и плечо станут фиксировать его по бока. Другой рукой, которая проходит между ногами ребенка, надо поддержать живот и бедра малыша. Чтобы зафиксировать максимально спину и живот новорожденного , необходимо широко расставить пальцы ваших рук. Это положение станет оптимальным при длительных перемещениях, поскольку малышу открывается наилучший обзор.

Не давайте малышу потеть

Этот совет очень важен, поскольку позволяет избежать потницы у ребенка . Не надо кутать ребенка и накрывать его множеством одеял. Ему достаточно лишь легкого одеяла, если он здоров и накормлен.

Пеленание новорожденного

Сейчас используется в основном свободное, а не тугое пеленание. Как правило, пеленание применяется лишь, если новорожденный спит отдельно от мамы. Это объясняется тем, что пока мама рядом с ребенком, не возникает никакой необходимости в пеленании . Это связано с так называемыми вскидываниями – специфическими не скоординированными резкими движениями ногами и руками новорожденного. Дело в том, что они являются следствием внутриутробной жизни. Если малыш находится на руках у матери, то он может спокойно спать и без пеленки, потому мать препятствует таким вскидываниям, обнимая его.

Средства по уходу за новорожденным

Основные средства по уходу за ребенком и все вещи для пеленания должны располагаться на специальном пеленальном столике или где-то рядом в шкафу.

Такими средствами могут быть – присыпка, стерильная вата, борная вода, бриллиантовая зелень, детская мазь, которая применяется при опрелостях, и, конечно, чистые пеленки.

Купание новорожденного в детской ванночке

Для купания новорожденных лучше всего подходят детские ванночки . Желательно до 3-4 месяцев малышей купать в кипяченой воде при температуре 36 °С. Воду надо подготовить заблаговременно, а потом остудить ее до нужной температуры. Температура измеряется с помощью специального термометра.

Как только искупаете малыша, сразу заверните его в прогретое махровое полотенце. Тщательно и осторожно его промокните. Чтобы не поранить нежную кожу новорожденного, старайтесь именно промокать его тельце полотенцем, а не вытирать. В первую очередь надо просушить головку, а затем – тело. Все складочки также необходимо тщательно просушить. Затем оденьте новорожденного в две распашонки – в тонкую и фланелевую. Запеленайте малыша.

Как выглядит ребенок замерзшим

Если у новорожденного теплый нос и складки под коленями и в локтевом сгибе, он доволен и спокоен, значит, он не замерз. В случае если у ребенка холодный нос, а также указанные складки, то это означает одно – ему холодно. Иногда при замерзании ребенка у него синеет носогубная область. Лучше, конечно, не доводить его до такого состояния.

Прогулки с ребенком

Прогулки с новорожденным летом стоит начинать с 10-го дня, а в зимой – не раньше, чем через месяц. Первые прогулки новорожденного могут быть на балконе. При этом коляску стоит прикрыть накидкой, чтобы ограничить обзор малыша.
Первые прогулки должны длиться не больше 15-20 минут независимо от времени года. Время прогулок удлиняется постепенно. Прибавлять надо ежедневно приблизительно на 5-10 минут. Таким образом, длительность одной прогулки за неделю сможет дойти до одного часа.

Затем летом время прогулок вы сможете увеличивать произвольно. Это будет зависеть от погоды и здоровья малыша и мамы.

Зимой рекомендуется гулять с новорожденным 1,5-2,5 часа, не более. При температуре воздуха ниже 10 градусов, от прогулок стоит отказаться совсем, пока не потеплеет. Зимой прогулки можно использовать для большего дневного сна, поскольку зимний морозный воздух положительно влияет на длительность сна малыша . Можно гулять с новорожденным два раза в день по 1-2 часа.

ОТВЕТЫ НА 9 САМЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ВОПРОСОВ МАМЫ НОВОРОЖДЕННОГО МАЛЫША:

ПОЧЕМУ ИКАЕТ НОВОРОЖДЕННЫЙ МАЛЫШ?

Мамочки часто беспокоятся, почему икает на первом году жизни новорожденный. Икота у малышей в таком возрасте является довольно частым явлением. Сразу постараемся утешить – ничего серьезного в этом нет. Однако всегда очень важно знать, почему часто икает новорожденный. Знание причин позволит ликвидировать икоту у малыша. Икота является, по утверждению специалистов, рефлекторным, нервным явлением, не связанным с употреблением пищи. Однако иногда неправильное кормление может стать ее непосредственной причиной.

5 причин икания новорождённого ребёнка :

1. Вздутие кишечника. Это очень частая причина икоты у грудничков: желудок сдавливается стенками кишечника, происходит надавливание на диафрагму и начинается икота.

2. Переохлаждение. Такую причину можно назвать самой частой причиной икоты у грудничков. Запомните, что, икая, новорожденный дает вам знак о том, что он замерз. Возьмите сразу на руки грудничка и обнимите его. В прохладном помещении обязательно накройте его пледом, одеяльцем или шарфом.

3. Неправильное кормление.
После еды наиболее часто происходит икота у новорожденных. Так, почему же икает новорожденный сразу после кормления? Если это происходит, стоит обратить непосредственное внимание на то, как происходит сама процедура кормления . Обратите внимание на правильный подбор соски. Молоко из нее не должно литься струей, а должно вытекать лишь по капле. Иначе грудничок заглатывает излишнее количество воздуха. Это относится и к кормлению новорожденного грудью – надо следить за тем, чтобы малыш не захлебывался и не торопился. При этом тщательно необходимо проконтролировать правильный захват груди. В таком случае воздух не сможет попасть в пищеварительную систему ребенка.

4. Переедание.
При переедании на диафрагму оказывает давление стенок растягивающегося желудка. Переедание может спровоцировать излишнее заглатывание воздуха из-за большого отверстия соски или быстрого поглощения еды. Оно также может произойти и из-за дисфункций нервных центров, к примеру, если мозг
поврежден гипоксией при родах или на протяжении беременности. Это определенного рода невроз.

5. Заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, если у малыша икота происходит постоянно. В этом случае новорожденного необходимо подвергнуть обследованию, потому что одной из причин икоты является пневмония или серьезное поражение центральной нервной системы. Кроме того, икоту
вызывают и гельминтозы .


ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК?

Несмотря на индивидуальные особенности детей, существует ряд общих принципов, согласно которым определяются их желания. Особенно матерей волнует вопрос, почему иногда плачет новорожденный ребенок. Ответ на данный вопрос имеет особое значение на ранних этапах развития малышей.

Почему плачет часто новорожденный малыш:

Причина 1: от голода – эта причина, которую легче всего обнаружить. Для этого необходимо при помощи согнутого мизинца дотронуться до уголка рта малыша. В случае если он повернет тотчас головку и откроет ротик, значит, его нужно срочно кормить, потому что он голодный;

Причина 2:
запор – одна из основных причин, почему порой плачет новорожденный. При кормлении грудью, а не смесями, запоры у новорожденных встречаются гораздо реже. При отсутствии грудного вскармливания ребенку необходимо в обязательном порядке давать пить немного воды в течение дня. При запорах иногда используют следующий эффективный способ, при котором острый конец градусника смазывают подсолнечным маслом и вводят в задний проход приблизительно на один сантиметр. Градусник необходимо немного поводить вперед и назад. Это может способствовать дефекации. Иногда новорожденный плачет при дефекации из-за раздражения в заднем проходе. Чтобы этого не допустить, стоит подмывать малыша после мочеиспускания, а также после того, как он покакал.

Причина 3:
новорожденный хочет быть ближе к матери. В этом случае надо постараться успокоить малыша, взять его на руки или приложить его к груди. Вашим хорошим помощником может стать кенгуру или слинг. Малыш будет чувствовать постоянно ваше присутствие, а вы даже можете заняться домашними хлопотами. Не стоит бояться того, что новорожденный привыкнет к рукам ;

Причина 4:
боли в животе – одна из главных причин, почему зачастую плачет новорожденный ребенок. Боли в животе – основная проблема в первые месяцы жизни новорожденного. Боли появляются из-за несовершенства кишечно-желудочной системы малыша. Кроме того, колики могут быть и по причине аллергии, а также неподходящих продуктов, которые мама могла съесть накануне. В результате происходит большое скопление газов в животе новорожденного.
Ребенок может сильно
кричать при сильных коликах , дрыгать ногами. Лицо малыша может покраснеть. Пронзительный крик при коликах трудно спутать с другим плачем.

В таких случаях детям отлично помогают капли Бебикалм, а также специальный детский чай с таким же составом – с мятой, анисом и фенхелем. Бебикалм является безвредной биологически активной добавкой. Анис способствует ускорению моторики кишечника, фенхель имеет ветрогонное действие, а мята просто успокаивает;

Причина 5:
малыш не хочет спать – если новорожденный капризничает в то время как ему уже надо было бы спать, значит, он еще не желает засыпать. Его нужно распеленать и дать ему еще немного погулять;

Причина 6:
новорожденному жарко. Кожа новорожденного может покраснеть, а сам он от жары капризничает. Иногда появляется потница. Малыш старается освободиться от одежды или пеленок. Обязательно измерьте температуру ребёнку. Иногда от перегрева новорожденного она повышается до 37,5 градусов;

Причина 7:
переохлаждение – сначала от холода новорожденный может резко заплакать, потом плач превратится в продолжительный и более тихий. В результате появляется икота. У ребенка будут прохладные спина, живот и грудь. Понятно, что новорожденного необходимо одеть теплее.


ПОЧЕМУ НОВОРОЖДЕННЫЙ СРЫГИВАЕТ?

Почему новорожденный очень часто срыгивает – проблема, которая вызывает сильное беспокойство у родителей. Конечно, срыгивание во многих случаях является нормой. Однако иногда срыгивания, которые происходят особенно часто, могут стать причиной настоящей патологии, требующей серьезного лечения.

Причины, из-за которых новорожденный малыш часто срыгивает:

заглатывание новорожденным воздуха. Малыши заглатывают его вместе с молоком при сосании. Скопление воздуха в животе способствует коликам в животе малыша. Ребенка надо взять вертикально для того, чтобы вышел воздух. Ребенка надо прижать к себе животом таким образом, чтобы головка оказалась на вашем плече. Похлопайте слегка ребенка по спине. Немного подождите, и у малыша будет отрыжка.

Заглатывание большого объема воздуха во время кормления новорожденного называется аэрофагией. Ею болеют легко возбудимые, сосущие жадно дети 2-3 недель жизни, если у матери мало молока или вообще его нет. Вот почему новорожденные с аэрофагией очень беспокойно ведут себя после кормления. Отметим, что происходит выбухание брюшной передней стенки в области желудка. Через 5-10 минут после того, как кормление закончено, у новорожденных имеется срыгивание молока с сильным звуком отходящего воздуха;

задержка внутриутробного развития , недоношенные дети. Вместе с несовершенной системой кишечно-желудочного тракта существует еще и замедленное созревание процесса координированного сосания, дыхания и глотания, которое по продолжительности составляет 6-8 недель;

заболевания также можно отнести к распространенным причинам, из-за которых новорожденный постоянно срыгивает. Такими заболеваниями могут стать: ПЭП (перинатальная энцефалопатия), аномалии желудочно-кишечного тракта (пилоростеноз, диафрагмальная грыжа), почечная недостаточность, нарушения обмена веществ (галактоземия, фенилкетонурия, адреногенитальный синдром), отравления, инфекционные болезни.


ПОЧЕМУ НОВОРОЖДЕННЫЙ КРЯХТИТ?

На форумах по материнству многие мамочки нередко интересуются, почему новорожденный ребеночек иногда кряхтит? Зачастую дети кряхтят, если живот у них переполнен, а дефекации не происходит. Поскольку они еще слишком маленькие и не могут тужиться в полную силу, то они начинают кряхтеть.

Не нужно использовать сразу клизму или слабительные средства, если вы поняли, почему новорожденный немного кряхтит. Ребенок вполне разберется и сам. Обратите внимание, насколько ваш ребенок регулярно ходит по-большому. К врачу-педиатру стоит обязательно обратиться в том случае, если новорожденный часто кряхтит, и у него бывают запоры . Врач попытается выяснить, почему новорожденный неважно себя чувствует.

Главная причина, из-за которой новорожденный часто кряхтит, состоит в том, что у малыша есть кишечные колики. Это довольно частое явление у новорожденных, потому что у них происходит избыточное газообразование, вызывающее болезненные спазмы. При этом живот ребенка заметно увеличивается в объеме и твердеет. Тогда новорожденный начинает плакать, дергать ножками и кряхтеть – это особенности колик.

Иногда ребенок кряхтит, если у него затруднено дыхание. Причина этого состоит в небольших размерах носа, из-за чего воздух с затруднением проходит через узкие ходы носика.

Необходимо проводить профилактику носа малыша при помощи чистки его ватными тампонами. Кроме того, его надо промывать соляным или физиологическим растворами. Это надо делать в тех случаях, ели дыхание ребенка сильно затруднено. Такие промывания делают перед сном или перед кормлением.

Очень важно соблюдать чистоту и режим влажности в помещении, в котором находится ребенок. Проветривание, установка емкостей с водой способствуют хорошему увлажнению. Не помешает и влажная уборка комнаты малыша два раза в день.

ПОЧЕМУ ПЛОХО СПИТ НОВОРОЖДЕННЫЙ?

Хороший сон для ребенка имеет важное значение. Многих мамочек волнует вопрос, почему не могут уснуть многие новорожденные в течение продолжительного времени. Конечно, как и взрослые, так и дети обладают разным темпераментом и по-разному спят – кто-то спит чутко, а кто-то - крепко.

Сначала необходимо разобраться, почему не спит ваш новорожденный ребенок. Для этого надо понимать, что в организации сна малышей есть свои особенности. Возможно, их знание поможет разобраться, почему новорожденные иногда плохо спят.

5 важных Правил, которые делают сон новорожденных деток комфортным:

Правило 1: совместный сон с мамой. Новорожденный находится в более комфортной обстановке, когда чувствуют теплую грудь мамы. Малыш также может уткнуться носиком в подушку и сладко спать при условии, если мама будет находиться рядом;

Правило 2: самое лучшее для новорожденных – это засыпание под грудью матери у нее на руках или рядом с ней в постели. Хорошо, если мамочка будет укачивать малыша. Это вызовет у него сонливость, успокоенность. Все это и поспособствует засыпанию вашего малыша;

Правило 3: в случае если новорожденный засыпает на руках, то следует подождать момента, пока он не погрузится в глубокий сон. Только после этого его можно переложить в кроватку. Полное расслабление малыша и глубокий сон наступает, как правило, спустя 20-30 минут после засыпания;

Правило 4: хорошее проветривание помещения, где спит новорожденный, будет способствовать хорошему сну. Однако помните, что во время сна в помещении не должно быть любого движения воздуха или сквозняков;

Правило 5: иногда причиной, почему очень плохо спит новорожденный , может стать то, что малыши порой путают день с ночью. В течение дня они долго спят, в ночные часы бодрствуют. В таких случаях можно посоветовать спать днем вместе с ребенком. Помните, что такая ситуация для вас является временной. Развитие и формирование мозга новорожденного, а также его нервной системы приведет к тому, что ночной сон станет намного длиннее. Как правило, в большинстве случаев график сна нормализуется приблизительно через один месяц.

Как можно посодействовать восстановлению нормального графика? Ночью всегда в комнате ребенка должна быть спокойная и тихая обстановка. Обязательно выключайте весь свет. В дневное время старайтесь, чтобы солнце проникало в дом и освещало помещение. Кроме того, в дневные кормления обязательно разговаривайте с новорожденным, в то время как в ночное – кормление проводите в полной тишине, делайте приглушенный свет.

ПОЧЕМУ У НОВОРОЖДЕННОГО ТРЯСЕТСЯ ПОДБОРОДОК?

Почему у новорожденного трясутся конечности и подбородок? Как правило, причиной тремора подбородка являются эмоциональные переживания или физические нагрузки. Они способствуют перевозбуждению нервной системы. Однако в тех случаях если у малыша не было физических нагрузок или он не плакал, то родителей должно насторожить, почему у новорожденного ребенка трясется подбородок и конечности. Такой тремор может свидетельствовать о наличии у ребенка гипертонуса мышц . Таким образом, следует сходить к педиатру, чтобы выяснить причину, почему новорожденный подергивает подбородком и конечностями. Врач обязательно порекомендует, каким образом можно снять напряжение с мышц.

Главная причина, почему новорожденный обладает гипертонусом, состоит в незрелости его эндокринной и нервной систем . До трехмесячного возраста у ребенка еще не до конца сформировались нервные центры, которые отвечают за движения. При эмоциональном возбуждении незрелость надпочечников вырабатывает избыточные гормоны в крови. Вот эти все факторы и приводят к тому, что у новорожденного трясутся конечности и подбородок.

Причиной тремора может стать и гипоксия плода при родах или во время беременности . Гипоксия, выражающаяся в недостаточном снабжении кислородом головного мозга, может быть вызвана кровотечением, нарушением функции плаценты, многоводием, угрозой выкидыша, слабой родовой деятельностью, внутриутробной инфекцией, отслойкой плаценты, стремительными родами, обвитием пуповиной и др. Поскольку мозг получает кислород в недостаточном количестве, то происходит нарушение его функционирования – появляется тремор.

Отметим, что тремор у ребенка трех месяцев совсем не требует коррекции. Задуматься над ним стоит лишь в случае, если вы не можете определить причину или он слишком сильный. Однако если ребенку больше трех месяцев и у него имеется тремор, следует забеспокоиться.

Если у новорожденного гипертонус, то ему обычно рекомендован расслабляющий массаж и теплые ванночки с отварами мяты, мелиссы или валерианы. Ванночки делают не более трех раз в неделю, поскольку отвары могут способствовать аллергическим реакциям.


ПОЧЕМУ НОВОРОЖДЕННЫЙ ЧИХАЕТ?

Причины, вызывающие чиханье у грудного малыша:

* факторами, почему новорожденный постоянно чихает, могут быть раздражающие резкие запахи, табачный дым;

* основной причиной, почему новорожденный сильно чихает, является самая обычная пыль . Детскую комнату необходимо постоянно проветривать и производить ежедневно влажную уборку;

* в носу у ребенка происходит образование большого количества слизи . Когда она высыхает, то в носике создается корочка. Вот почему новорожденный начинает непроизвольно чихать – потому что через нос при дыхании воздух раздражает образующиеся корочки. Это вовсе не говорит о том,что ребенок заболел насморком ;

* многие новорожденные могут чихать после и до кормления . Причина этого – не до конца сформированная Евстахиева труба. В этом случае сосательные движения малыша раздражают слизистую носа. Так и происходит чиханье новорожденного карапуза.


ПОЧЕМУ НОВОРОЖДЕННЫЙ МАЛЫШ ТУЖИТСЯ?

Незрелость кишечника новорожденного способствует активным процессам брожения. В кишечнике происходит скопление газов, которые вызывают у ребенка сильный дискомфорт.

Если вы поймете, почему ваш новорожденный малыш постоянно тужится, то сможете облегчить его самочувствие.

Обязательно старайтесь выкладывать малыша на животик между кормлениями;

Одной из причин, почему новорожденный страдает газообразованием, является неправильное прикладывание к груди. Необходимо также правильно держать бутылочку при искусственном вскармливании;

После кормления новорожденного надо подержать в вертикальном положении, чтобы из него вышел излишний воздух;

Полноценное пищеварение сможет обеспечить хорошо выработанный индивидуальный режим питания;

Проводите новорожденному массаж живота по часовой стрелке;

Причина, почему новорожденный мучается коликами , иногда состоит в избыточном питании;

Новорожденного надо согревать с помощью теплой пеленки и прижимать животом к себе;

Обязательно обратитесь к педиатру, чтобы избежать аллергических реакций .

ПОЧЕМУ НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК ВЫСОВЫВАЕТ ЯЗЫК?

Многие родители иногда замечают, что их ребенок показывает язычок. Они задаются вопросом, почему новорожденный часто высовывает язык. Если с малышом это редко происходит во время игры , то вообще не стоит беспокоиться - малыш просто развлекается.

По мнению педиатров, новорожденный малыш часто высовывает свой язык, если проголодался. Кроме того, новорожденный просто может играть со своим языком. Он может перевернуть его во рту, кусать его, высунуть его, сделав попытку дотянуться им до подбородка.

Высовывание язычка может быть связано с прорезыванием зубов у грудничков . Это может начаться уже с двухмесячного возраста. Для малыша эти ощущения очень неприятные. Малыш пытается чесать десны, трогать их. Эта же причина может стать и причиной высовывания язычка. В этих случаях постарайтесь тщательно осмотреть рот ребенка и определить, нет ли припухлости десен, которые указывают на то, что скоро появятся зубы .

В том случае если вы замечаете очень частое высовывание язычка у своего ребенка, то в первую очередь обратите внимание на цвет языка, щек и десен. Во рту может быть налет, означающий наличие молочницы. Новорожденный беспокоен, потому что во рту чешется, поэтому он и высовывает язычок. В этом случае необходимо использовать средство для полости рта, которое пропишет врач.

Плохим знаком будет, если одновременно с закидыванием головы новорожденный высовывает язычок. По всей видимости, причиной этого является внутричерепное давление . Это заболевание лечится лишь на ранней стадии. Обязательно обратитесь к невропатологу.

Проведя многочисленные исследования и наблюдения, психологи доказали, что на самом деле все наоборот.

Дело в том, что ребенку нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с матерью. Если он лишен этого опыта, то просто не сможет гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что стремление новорожденного находиться на руках у мамы – это естественная потребность, необходимая для его нормального роста.

Ребенок на руках

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело ребенка находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другую вселенную, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу.

Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его матери. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.
Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к новым условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д.

Прочная связь мамы и малыша в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.
К моменту рождения из 5 органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям, ношению на руках.

Первые дни жизни новорожденного

Природа наделила новорожденного малыша способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача (крика) или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие.

Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушениям речи, энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его матерью, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром.

Малыши, с детства лишенные тепла материнских рук , часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, неуверенными в себе, необщительными, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой.

Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без матери. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской ласки , любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Дети, которых носят на руках

Ручной период, как правило, длится от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность ручного периода индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием здоровья ребенка .

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

Ручные дети , как правило, опережают своих сверстников по показателям нервно-психического развития. У них быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, дети, которых носят на руках , демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств: улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д. – и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

Прикосновения снимают стресс. Ручные дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.

Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

Находясь на руках у мамы , младенцы лучше взаимодействуют с внешним миром и активнее познают его. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с матерью и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни.

Постоянный контакт с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего ребенка на руках , лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Язык новорожденных

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно считывает язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком , чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.
Общение мамы и малыша не должно происходить исключительно во время мероприятий по уходу (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких детей надо брать на руки при любом плаче, когда у них возникает в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут и капризничают те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.

Если мама не реагирует на плач ребенка, будучи уверена, что он просто капризничает, у малютки слабеет желание сигнализировать о своих потребностях. Он становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Если малыш не испытывает приятных переживаний, связанных с общением с мамой, у него наступает эмоциональная холодность, замедляются процессы развития, окружающий мир представляется мрачным, непонятным и страшным, искажается формирование личности.

Если женщина постоянно оставляет призывы ребенка к общению безответными, крохе, не получившему желаемого внимания и тепла, становится трудно выразить свои потребности. Маме с каждым разом все сложнее понять, чего хочет грудничок, все проблематичнее сблизиться с ним, установить доверительные отношения и «настроиться» друг на друга.

При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к матери, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Возможно, вам будут интересны статьи