Новый год празднуется 31 декабря. Пусть исполняются все ваши мечты!! Славянский Новый год

Вы никогда не задумывались, почему мы отмечаем новый год, именно с 31 декабря на 1 января.. Я вот, озадачилась этим вопросом.

Все мы учились в школе, кто-то даже в Советской школе… Мы помним, что датой нынешнего нового года мы обязаны Петру 1, который в 1699 году ввел новое летоисчисление «От Рождества Христова», а не от «Сотворения Мира», как было раньше. Государь велел радоваться и веселиться поздравлять друг друга с Новым годом, желая «в делах благополучия и в семье благоденствия…» Людям предписывалось украшать дома и дворы ветками хвойных деревьев и не убирать их до 7 января. Разрешены были гуляния, но без драк и прочих безобразий, забавлять детей катанием на санях и прочими потехами, на Красной площади следовало устроить «огненные потехи» — фейерверк, а во дворах — жечь смоляные бочки, пускать у кого какие есть ракеты и палить из ружей. Около полуночи 31 декабря Пётр сам поджёг фитиль ракеты, которая взлетела, рассыпая искры. Вслед за этим ударил пушечный залп, зазвонили колокола в церквях и Русь встретила первый Новый год по европейским традициям.

В 1918 г. Россия перешла на общеевропейский григорианский календарь и 1 января стало наступать на две недели раньше. Так появилась традиция праздновать сначала Новый, а через 2 недели — старый Новый год. Такой традиции нет больше ни в одной стране мира.

Церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю и по сей день. Новый год оказался праздником, противостоящим празднику Рождества Христова. Это очень серьезное духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества воспрещаются.

Празднование Нового года было и под запретом . В 1917 г. Советская Власть отменила празднование Рождества и Нового года, украшенные ёлки были объявлены пережитком прошлого. В 30-х годах ситуация изменилась, и Новый год снова разрешили праздновать, а, начиная с 1943 года, и ёлочки вернулись в дома советских граждан.

С новым годом, дорогие друзья!!!

Пусть исполняются все ваши мечты!!

Новый год… Один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждем его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.
До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство (988 – 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, считали 1 марта 1 г.
В 14 веке наши предки стали отмечать новый год по православному церковному календарю и почти 200 лет праздновали его приход 1 сентября. В Древней Руси это был День Симеона Летопроводца, или Семенов день, как его стали называть позднее. 1 сентября собирался оброк, подати, вершился личный суд. Царь Иван III всем жалобщикам велел являться в Москву на судный срок именно 1 сентября, а царь Иван IV в день Симеона Летопроводца определил срочный оброк.
В Успенском и Благовещенском соборах московского Кремля проходили праздничные службы, — крестный ход, чтение Евангелия и Апостола, освящение воды, омовение икон. В церемонии участвовали патриарх и царь, приглашались бояре и воеводы, думные дворяне и дьяки. Иностранные послы преподносили различные заморские дары. Чаще всего это были часы, — большая редкость на Руси в те времена. В первый день нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, – пироги, калачи, пряники, а также одежду.
В царских палатах Московского Кремля устраивался праздничный пир, который, по традиции, открывал приготовленный целиком жареный лебедь. На стол, как предписывал “Домострой”, подавались также говядина и свинина, утки и куры, стерлядь и лососина. Языки, потроха лебяжьи, цапель, журавлей и уток, а также “заицы сковородные, заицы в репе, заицы рассольные” и другие, не менее вкусные продукты, радовали своим разнообразием приглашенных. Обязательными блюдами на столе были кутья, взвар, блины, толокно и кисель. Традиционно подавалось большое количество разнообразных пирогов и пирожков, а также блины, оладьи, хворосты, караваи. Среди напитков наиболее популярными были мед, ягодный морс, квас и настоянная на различных травах водка. Без приглашения в гости не ходили, — “незваный гость хуже татарина”, гласила русская поговорка.
Новая реформа календаря пришлась на царствование Петра I (1672 –1725). 20 декабря 1699 года глашатаи, под барабанный бой, объявили москвичам царский указ “О праздновании Нового года” в котором, в частности, говорилось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить”. Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Всем горожанам предписывалось учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы.
Петровский указ предписывал вести летоисчисление от Рождества Христова и день новолетия, который ранее отмечался 1 сентября, отмечать 1 января “по примеру всех христианских народов” живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому, поэтому он ограничился только переходом на январское новолетие. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
В Кремле, по случаю наступления Нового года, проходили пышные празднества. После молебна в Успенском соборе, на Красной площади проходил парад войск, которые шли с барабанным боем, распущенными знаменами и музыкой. Под колокольный звон, пушечную и ружейную пальбу “его величество с приятною ласкою поздравлял всех с Новым годом и взаимно от всех принимал поздравления”. Давался “великий стол” для знатных особ, на котором присутствовало не только “ренское вино” и другие заморские диковины. По-прежнему варили и подавали: “пиво приказное, хмельное, мартовское, ячное, легкое”, “брагу пряную”, “квас овсяный, ячный”, “мед приказной, с гвоздцы, паточный, вареной, цыженый, с кардамоном, малиновый, обарной”. У построенных в Москве трех триумфальных арок выставлялись яства и чаны с вином и пивом для простого люда. Вечером пускались фейерверки, потешные огни, звучали пушечные выстрелы. Во дворце давались бал и ужин. Современники Петра I отмечали, что во время новогодних торжеств в Москве пальба не умолкала в течение недели.
После смерти Петра I, созданные им традиции встречи нового года сохранились и при преемниках. В “женский век” к парадам и фейерверкам, прославляющим военные победы, добавились музыкальные вечера, более красочными стали балы. На придворных маскарадах, все должны были быть в “маскерадных платьях: доминах, венецианах, капуцинах…”, ибо главной интригой на маскараде было не быть узнанным. Бал открывал менуэт, этикетный символ 18 века, полонез или “польский” танец. На новогоднем столе, кроме традиционных для России напитков, появились кофе, шоколад, лимонад и др.
В поместьях основной частью праздника было застолье. Первыми подавались холодные кушанья: ветчина и буженина, прошпигованная чесноком, затем шло горячее – зеленые щи, раковый суп с пирожками и слоеным паштетом. Свежепросольная осетрина, чищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки так и манили попробовать их на вкус.
Следует, однако, отметить, что предписания Петра об украшениях домов сохранились к этому времени только в убранстве питейных заведений. Перед Новым годом у ворот кабаков или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным “фирменным” знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение 18 и 19 веков.
Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 – 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, — вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.
Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и др. местах. Уже в середине 19-го века елка становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, — многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели – шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское “Новый век” и “Конец века”. Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием “Новый век” серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал “Новый век”, издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами “На рубеже столетий” и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса “Мировое обозрение”. Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться “поповским” обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 –1940; сов., парт. деятель, репрессирован) “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
Счастливого Нового Года!

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

В Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) - 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года, в подражание Европе (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами - тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. - И я подтвержу: обычай зашел, - и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С ведением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста - дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) - все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова - не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных. В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.

Детвора с нетерпением будет ждать подарков под новогодней елкой, ну а взрослые - долгих зимних каникул (в 2017 году россияне будут отдыхать с 1 по 8 января включительно). И уж точно все, от мала до велика, будут ждать новогоднего чуда. Ведь в новогоднюю ночь что ни загадаешь, все непременно сбудется.

сайт попытался разобраться, почему же мы празднуем Новый год именно так, с елкой, Дедом Морозом и шампанским.

До крещения Руси

Мнения историков разнятся, но в большинстве своем они сходятся в том, что Новолетие (так называли Новый год до реформ Петра I, а сейчас называют церковный праздник, который отмечается 1 сентября) приходилось на день весеннего равноденствия, 22 марта. Масленицу и начало нового лета (то есть года) праздновали в одно время. Заканчивалась зима - начиналось новое лето, новый год, новый виток жизни. Прежде всего этот праздник был связан с ожиданием тепла, солнца и нового урожая.

Русь православная и начало нового календарного года

Вместе с христианством в 988 году на Русь пришел Юлианский календарь. Новый год стал праздноваться 1 марта.

Указ Петра I о праздновании Нового года

Однако после Никейского собора в 1348 году православная церковь перенесла дату начала года на 1 сентября. Празднование Новолетия носило религиозный характер. Патриарх в сопровождении духовенства благословлял в этот день царя. По сей день 1 сентября в традиции православной церкви отмечается как день Симеона первого столпника, в простонародье - день Семена-летопроводца.

Новый год на европейский манер

Новый год в современном понимании в Россию принес вместе с другими своими нововведениями Петр I. Он приказал новый 1700 год праздновать по-европейски, 1 января, целых 7 дней. Также по его инициативе дома стали украшать хвойными деревьями (ставили не только елки, также использовали можжевельник, пихту, сосну), по вечерам зажигали смоляные бочки, пускали ракеты и даже палили из малых и больших орудий. Одеваться все должны были в европейское платье.

Интересно, что после смерти Петра I обычай украшать жилище хвойными растениями забылся. Вновь наряжать елку стали лишь в XIX веке на Рождество.

Современный Новый год

До прихода к власти большевиков в 1918 году Новый год праздновался по юлианскому календарю. С переходом на григорианский календарь в России стали праздновать Новый год вместе с европейцами. В то же время появился такой праздник как Старый Новый год, который отмечают 14 января. Именно в это время Новый год стал абсолютно светским праздником, а Рождество - церковным. Интересно, что с 1929 года празднование Рождества официально отменили, в 1935 году Новый год приобрел всем нам знакомые черты: Дед Мороз, праздничная елка, подарки. Все атрибуты запрещенного церковного Рождества перешли на светский праздник. В советское время Новый год также обрел мандарины, салат оливье, шампанское и бой курантов.

С тех пор традиции празднования начала нового календарного года не сильно изменились, ведь и сегодня мы видим наряженные елки, праздничные столы, Деда Мороза со Снегурочкой и приятные подарки.

Мир отмечает приход Нового года. Без сомнения, это самая любимая дата всех людей, когда дети и взрослые радуются смене года. Одни встречают этот праздник дома в окружении родственников, другие проводят вечер в ресторане с друзьями, третьи арендуют небольшой домик в горах, а поутру катаются на санках и лыжах. Вариантов отметить наступающий Новый год очень много, все зависит исключительно от вашего вкуса.

В большей части стран, живущих по системе григорианского календаря, наступление Нового года приходится на ночь с 31 декабря на 1 января . Этот праздник был основан в 46 году до н. э. в Древнеримском государстве. В то время дата посвящалась богу Янусу. В Российской Империи до XV века Новый год встречали в первый день весны, а после - 1 сентября, согласно юлианскому календарю. Праздновать приход нового года 1 января люди стали лишь в 1700 году по указу Петра Великого.

В преддверие праздника в каждой квартире, ресторане, офисе и на улице можно будет полюбоваться красотой новогодней елки, с разноцветными шарами, блестящими гирляндами, оригинальными игрушками. Но мало кто знает, почему мы украшаем дом именно елью. В день, когда Иисус вошел во врата Иерусалима, радостный народ встречал его пальмовыми ветвями. И сейчас в жарких государствах в качестве новогоднего дерева применяется пальма, однако у нас они не растут, поэтому вместо ветвей пальмы долгое время использовалась верба. В эпоху средневековья произошло объединение старинного языческого обычая и немецкой традиции на рождественский сочельник идти в лес за елью и украшать ею дом. После принятия христианство немцами, елка стала использоваться в качестве новогоднего дерева.

В каждой стране приход Нового года встречают по-разному. В Испании во время боя курантов принято поглощать 12 виноградин. Жители солнечного государства уверены, что если успеть съесть необходимое количество ягод, в предстоящем году можно рассчитывать на удачу. В США ровно в 12 часов ночи люди целуются. Также американцы скрупулезно относятся к новогоднему наряду, выбирая яркие вещи, символизирующие счастливую жизнь. Британцы украшают свои дома ветками омелы. На Кубе встреча Нового года получается всегда «мокрой», так как местные жители заранее заполняют всю имеющуюся тару водой, и в полночь выплескивают ее из окна.

В Италии перед праздником выкидывают ненужные старые вещи, поэтому куча барахла на улицах и подъездах в это время - обычное явление. Колумбийцы отмечают торжество с большим размахом, запуская огромное количество салютов и устраивая народные гулянья. А артист на ходулях символизирует уходящий год. В Японии в это время звенят колокола, бьющие 108 раз. Каждый удар означает один из людских недостатков. Несмотря на то, что всего существует 6 пороков, японцы убеждены, что у любого из них имеется по 18 оттенков.

Сайт поздравляет Вас наступающим Новым Годом, больше праздников в Вашу жизнь!