Объемная вышивка мулине для начинающих схемы. Объемная вышивка нитками с пошаговым описанием. Основные ошибки при вышивке гладью

Объемная вышивка сочетает в себе несколько технологий вышивания. Здесь используются гладь, бисер, ленты. Она заключается в использовании вышитых вырезанных деталей, которые накладываются и закрепляются на вышитой или чистой основной материи. За счет этого создается объемный эффект. В зависимости от того, какие виды вышивания знает рукодельница, их все можно сочетать в объемной вышивке. И чем больше умеет мастер, тем интереснее будут выглядеть работы. Поэтому тем, кто приступает к ней впервые, важно владеть как минимум одной, а лучше 2-3 видами шитья на ткани.

Мастер-класс по объемной вышивке цветов

Попробуем сделать что-нибудь простое, используя подробное описание каждого этапа занятия. Например, объемную вышивку анютиных глазок. Ее можно произвести на одежде или использовать в качестве украшения какого-нибудь сувенира.

Нам понадобится:

  • Шерстяная пряжа желтого, фиолетового, синего, 2 оттенка зеленого цветов.
  • Мулине нитки белого, желтого, зеленого цвета.
  • Шелковые - светло-зеленые. Сочетание разных видов ниток в вышивании деталей дает возможность подчеркнуть рельефность рисунка. Варианты оттенков можно менять по своему усмотрению.
  • Ткань для основы и более плотный материал для объемных элементов.
  • Проволока.
  • Пяльцы.
  • Швейные принадлежности.

После приготовления всего необходимого приступим к рукоделию.

Ход работы

1. Первым делом приготовим лепестки. Каждый из них выполняется по отдельности. На ткань перевести шаблон

И вышить контур петельным швом.

Внутри деталь заполняется теневой гладью следующим образом. Первый ряд стежков идет одним цветом, второй - другим. Закончить лепесток следует лучеобразным расхождением стежков от его основания нитками мулине черного цвета. Размер их равен 3 четверти длины лепестка. Затем элемент надо аккуратно вырезать. Таким же способом сделать 5 лепестков для одного цветка. Их можно сделать любое количество, в зависимости от замысла работы.

2. Прикрепление лепестков к ткани с помощью шва «за иголку».

Лепестки пришиваются по 2, сначала задние, потом напротив них передние. Последний (5-й) накладывается на пришитые в последнюю очередь детали лицевой поверхностью, закрепляется в центральной части и отворачивается. Центр соединения лепестков обозначается узелковыми швами.

3. Изготовление бутона. Его делают из чашелистиков. Шаблоны переносят на ткань. Очертания элементов выполняют петельными стежками зелеными нитками, внутри чашелистик заполняется гладью. На верхний край детали с обратной стороны тоже накладывается петельный шов, совпадающий по направлению со стежками глади. Чашелистики вырезаются как можно ближе к краю. Теперь надо собрать детали. Делается это с помощью проволоки, которая закрепляется на изнаночной стороне. Затем лепесток сворачивается и закрепляется зеленой шерстью. Другим концом проволоки обматывается чашелистик в нижней части. Таким образом, получается проволочный стебель.

4. Листья переводят на ткань, контур вышивается петельным швом светло-зелеными нитками, внутри - гладью. Для главной прожилки используется стебельчатый шов, для боковых - гладь, которые вышиваются шелковой нитью. В конце все детали вырезаются.

5. Составление композиции на основной ткани. Листья можно располагать по одной или по обеим сторонам от цветков. Часть листьев прикрываются цветами, так и несколько цветов можно заслонить листьями. Это придаст естественности сюжету.

Объемная вышивка, мастер класс которой описан выше, является одним из множества вариантов простых работ для новичков. Вот несколько примеров.

Видео-уроки для начинающих

Предисловие

Некогда каждая уважающая себя женщина должна была владеть искусством вышивки. Молодые девушки в разных странах мира годами готовили себе вышитые вещи для приданого. Спустя какое-то время, правильнее сказать, в середине 1-й половины XX в., это занятие постепенно утратило свою популярность. Получившие возможность строить карьеру женщины предпочли позабыть о рукоделии. Но к концу века вышивка вновь стала популярным хобби, опять появились, казалось, уже давно забытые техники, такие, как объемная вышивка, придуманная английскими рукодельницами. Объемная вышивка (stumpwork) – это широко распространенная в Англии в 1650–1700 гг. техника.

По своему внешнему виду данный тип вышивки несколько напоминает барельеф или скульптуру. Возможно, поэтому ей было дано странное название, которое сложено из 2 английских слов, в переводе означающих «обрубок» и «работа».

Суть этой техники состоит в том, что отдельные части вышивки, а именно: цветы, элементы одежды людей, птицы или насекомые – сначала вышивались на куске одной ткани, а затем прикреплялись уже к другой, основной. На этой основной ткани заранее, а иногда позже вышивались остальные элементы изображения так, чтобы в окончательном варианте работа выглядела объемно. В технике объемной вышивки мастерицы зачастую выполняли большие картины на религиозные темы, а также одежду для служителей церкви. Но обычно объемные вышивки использовали как украшения шкатулок для рукоделия, дамских сумочек, предметов одежды и интерьера.

Ныне объемная вышивка стала весьма популярным рукоделием. Техника объемной вышивки интересна тем, что позволяет сочетать в себе множество техник – от художественной глади до плетения иглой. Если рукодельница владеет большим количеством вышивальных техник, она способна выполнить очень интересные и богатые работы. Наверное, поэтому объемная вышивка обретает былую популярность. Техника объемной вышивки позволяет мастерицам, работающим в этой технике, создавать подлинные произведения искусства. Растения, животные и люди, объемно вышитые на ткани путем использования специальных швов, смотрятся как живые.

Необычный способ вышивки

Объемная вышивка – это старинное рукоделие, когда-то бывшее широко распространенным в Западной Европе. В качестве отдельного вида рукоделия она появилась исключительно благодаря кропотливому труду английских мастериц, которые стремились изобрести предельно простые методы изготовления объемных цветов. Так, путем практики и экспериментирования была создана вышивка, помогающая воплотить живые цветы при помощи иглы и всевозможных нитей. Работающие в этой технике мастерицы создают истинные произведения искусства – картины, которые походят на живописные полотна. Вышитые на ткани цветочные и растительные композиции, животные и люди смотрятся как живые. Этот эффект узнавания достигается благодаря применению специальных швов, которые выполняют различными нитками и лентами.

Цветы, листья и другие элементы объемной вышивки выполняют отдельно по деталям с помощью очень тонкой проволоки, а затем соединяют и прикрепляют к основной ткани. Собственно говоря, специальная проволока играет в этом виде рукоделия очень важную роль. С нее вышивка может начинаться либо она вставляется по контуру цветочного лепестка, крыла бабочки или листика. Затем ее обшивают стежками глади, что позволяет детали держать форму и создает объем.

Некоторые элементы объемной вышивки выполняют прямо на ткани всевозможными объемными стежками. В процессе вышивания под основную ткань подкладывают тонкую хлопчатобумажную, которая не допускает деформирования изделий. Уникальный подход этого необычного вида рукоделия, этого метода исполнения вышивки заключается в неординарном сочетании простой хлопковой нити одновременно с шерстяными и шелковыми нитями при создании одного изделия.

Благодаря тому, что в работе над изделиями в технике объемной вышивки используют достаточно толстые шерстяные и шелковые нити, а также лентовидную пряжу, пространство стремительно заполняется стежками. Объем и структуру вышитым работам придают также и различные другие материалы. При желании объемную вышивку можно сочетать с вышивкой лентами и бисером. Они применяются для придания вышитому изображению природной структуры, свойственной растениям.

Техника объемной вышивки привлекает многих тем, что дает возможность быстро увидеть блестящие результаты своей работы. Она требует намного меньше времени, чем вышивка картин мелким крестом или художественной гладью. Отчасти именно это ее качество привлекает новичков в деле вышивания. Но искусство свободной объемной вышивки доступно начинающим рукодельницам и по многим другим причинам, предоставляющим им полную свободу действий. В этой технике не придерживаются каких-либо твердых правил, можно вышивать по заранее напечатанному на ткани рисунку.

Фирмы, которые выпускают всевозможные наборы для рукоделия, предлагают любителям вышивания разнообразные заготовки для объемной вышивки. Причем каждый рекомендованный для выполнения рисунка шов можно смело заменить любым другим, лишь бы замена позволила получить нужный по замыслу эффект.

Каждая мастерица вправе применить в работе над своим произведением доступные ей способы вышивания. В ручной объемной вышивке используют различные виды стежков, но главным образом – это короткие и длинные стежки глади, разнообразные петельные и краеобметочные стежки, французские узелки, совсем простой шов «назад иголку», разнообразные вариации тамбурных швов и еще многие другие виды. Хотя никому не помешает умение вышивать гладью, при работе в объемной вышивке пригодятся даже простейшие навыки в этой технике. Умение вышивать гладью, в общем, составляет всю сложность в объемной технике. Легкость работы в этой технике дает возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Даже не имеющая большого опыта вышивальщица способна за вечер создать букет цветов.

В наши дни объемную вышивку по примеру трехмерного пространства иногда называют «3D-вышивкой». Все направления этого вида рукоделия можно классифицировать следующим образом:

Классическая вышивка stumpwork;

Вышивка лентами;

Итальянская техника трапунто;

Бразильская вышивка;

Смешение всех этих стилей в одном.

Человек начал заниматься вышивкой очень давно, во времена своих первых шагов на пути к современной цивилизации. Корни данного занятия уходят в столь глубокое прошлое, что пыльная завеса сотен тысяч веков скрывает эти шаги на пути к прекрасному.

Объемная вышивка в классическом стиле stumpwork иногда называется съемной аппликацией, так как детали полагается обшивать различными видами петельного шва или гладьевым валиком, вшивая в него проволоку для придания необходимой формы. Внутреннее пространство детали нужно обязательно заполнить двусторонней гладью. После чего вышитую деталь надо вырезать по возможности ближе к контуру и собрать в готовую композицию (рис. 1).


Рисунок 1. Объемная вышивка в классическом стиле stumpwork


Вышивка лентами в нашей стране известна многим любителям рукоделия, однако занимается ею небольшое число мастериц. Большинство считает этот вид вышивки достаточно сложным, хотя приятное вышивание чудесными шелковыми ленточками продвигается очень быстро и легко. Важно только правильно подобрать ткань, через которую можно свободно продернуть ленточку. Далее ее следует вставить в иголку вместо нитки и шить определенными стежками, предназначенными для этого вида рукоделия (рис. 2).


Рисунок 2. Объемная вышивка лентами


По всей вероятности, человек занялся искусством вышивки в эпоху становления первобытной культуры, в те времена, когда им был сделан первый стежок при попытке сшить себе одежду и защититься от холода.

Объемная вышивка в итальянской технике трапунто – это, скорее, стежка объемного изделия, чем вышивка. Данную технику широко используют при отделке многослойных лоскутных изделий. Она позволяет украсить изысканными и элегантными узорами покрывала, подушки, занавеси и предметы одежды. Швы в технике трапунто выполняют простейшим стежком «вперед иголку» (рис. 3).


Рисунок 3. Объемная вышивка в итальянской технике трапунто


Бразильская объемная вышивка, к большому сожалению, практически неизвестна. Она несложна, но очень увлекательна в исполнении. В этой вышивке можно использовать разные виды стежков нитями, такие как: гладь, всевозможные цепочки, французские узелки, стебельчатые швы различных модификаций, швы «пико», «плетенка», «россыпь» и множество других. Все эти швы несложные, но их сочетание производит впечатляющий эффект.

Каждый из этих швов используют для выполнения конкретного элемента на небольшом фрагменте произведения, что дает определенный эффект. В частности, шов «россыпь» можно использовать для обозначения земли или тени; швом «цепочка» по большей части обозначают контуры деталей для последующей вышивки их гладью. Всем известный французский узелок и его вариации (шов «пестик» или французский узелок на ножке) применяют для изображения серединок цветов, цветочных пестиков, мелких листиков, земли в горшках и ряда других элементов. Сочетание всех приемов в бразильской вышивке позволяет в результате создать картину (рис. 4).


Рисунок 4. Бразильская объемная вышивка


Смешение всех ранее упомянутых стилей в одном широко используют любители вышивки в Южно-Африканской Республике. В их произведениях объемная вышивка гладью сочетается с вышивкой лентами, обычной двусторонней гладью и совсем простыми швами в виде ручной строчки (рис. 5).


Рисунок 5. Смешанный стиль объемной вышивки

Основные приемы объемной вышивки

Объемная вышивка позволяет создавать и небольшие сувенирные предметы, и выполнять картины. В этом искусстве рукодельницы используют различные приемы и техники художественного вышивания, среди которых простые, отделочно-декоративные швы и множество других разнообразных швов. Прежде чем познакомиться с описанием швов и техникой их выполнения, желательно запомнить определение некоторых основных терминов ремесла – они общие для многих видов вышивки.

Уже в середине XII в. многие европейские замки поражали роскошью своего убранства. Далеко не последнюю роль в украшении средневековых интерьеров играли всевозможные вышивки.

Проколом называют то место, в котором иголка с рабочей ниткой входит в ткань или выходит из нее.

Рабочей питью называют вдетую в иголку нитку, посредством которой в данное время делаются стежки.

Стежок - это отрезок рабочей нитки, располагающийся на поверхности ткани между 2 проколами. В процессе вышивки стежки поочередно оказываются то на лицевой, то на изнаночной стороне ткани.

Стежок, находящийся на лицевой стороне ткани, называется лицевым. Соответственно стежок на изнаночной стороне называется изнаночным.

Раппорт шва - это регулярно повторяющаяся его часть, которая может быть различной по длине и ширине. Раппорты простых швов, как правило, идут один за другим по прямой линии, составляя строчку. Обычно раппорты таких швов не имеют ширины, если не принимать во внимание толщину рабочей нити.

Технику исполнения самых простых швов желательно освоить для того, чтобы в будущем легче было справиться с выполнением сложных декоративных швов и узоров. Тем более, что это умение может пригодиться в объемной вышивке, где порой допускается самое фантастическое сочетание видов швов.

Все простые швы в своем великолепном многообразии отвечают лишь нескольким общим требованиям, они должны:

Быть как можно более простыми по своему строению и выполнению;

Отвечать параметрам ткани по крепости и прочности;

Украшать внешний вид изделия;

Не стягивать ткань, собирая ее морщинами. Единственное требование к исполнению простых швов состоит в следующем: их стежки нужно прокладывать равномерно, аккуратно и ровно по линии шва. При прокладке шва надо внимательно следить за тем, чтобы нитка не провисала, иначе стежок будет иметь неопрятный вид. В особенности это касается тех стежков, которые составляют строчки параллельных швов.

В ручной вышивке применяют всего 4 основных вида простых швов:

«вперед иголку»;

«назад иголку», или «за иголку»;

«строчка»;

Обметочный (подрубочный, или краеобметочный).

Простые швы чаще используют для отделки или декорирования вышивки, поэтому они должны быть плотными. Простые швы в качестве украшающих контурных швов используют во многих видах вышивки в тех случаях, когда для отделки нужно прошить и подчеркнуть контур рисунка, или для дополнительного украшения изделия. Кроме ранее упомянутых простых швов, в этом качестве практикуют еще такие швы, как: тамбурный, стебельчатый и шов «витой шнур». Обычно эти швы выполняют в 2–3 сложения нитками мулине, шелковыми для вышивания, ирисом или шерстяными нитками.

Шов «Вперед иголку»

Это шов очень прост в исполнении и внешне напоминает пунктир. Его раппорт составляют 1 лицевой и 1 изнаночный стежки (рис. 6 а). Шов полагается выполнять движением иглы справа налево. Весь шов образует последовательное чередование по прямой линии стежков, имеющих равную длину. В узорах с произвольным рисунком шов «вперед иголку» можно прокладывать и по плавной кривой линии. Для выполнения шва иголку с рабочей ниткой выводят справа в контур узора с изнаночной стороны налицо. Для лицевого стежка надо отсчитать нужное число нитей ткани, после чего вытянуть иглу на изнанку. Затем, пропустив на изнаночной стороне одинаковое число нитей, вновь вывести иголку на лицевую сторону без протягивания рабочей нитки. Этот прием следует повторять 2 или 3 раза так, чтобы на 1 см шва поместились 2–3 стежка. Шов «вперед иголку» часто используют для обводки контура рисунка при вышивании крестом или гладью. Потому этот шов можно применять в качестве дополнительного украшения при выполнении объемной вышивки крестом. Кроме того, именно этот шов используют при выполнении объемной вышивки в итальянской технике трапунто (рис. 6 б).


Рисунок 6. Выполнение шва «вперед иголку»: а) раппорт шва «вперед иголку»; б) исполнение шва «вперед иголку »

Шов «За иголку»

Шов «за иголку», его второе название – «назад иголку», также очень прост в исполнении, его стежки нужно набирать в направлении справа налево.

Стежки шва «за иголку» должны быть одинаковой длины. Шов можно выполнять двумя способами.

При первом способе иголку с рабочей ниткой следует вывести на лицевую сторону следующий прокол иголкой в ткань сделать на 3 мм правее места 1-го прокола. Это будет 1-й лицевой стежок. Нить протянуть по изнаночной стороне, вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 1-го прокола. Это первый изнаночный стежок.

Скорее всего, тяга к прекрасному была свойственна человеку уже на заре цивилизации. Неандерталец, который жил в Европе примерно 50–40 тыс. лет тому назад, обеспечивал себя одеждой из шкур, сшивая их сухожилиями и украшая простейшими узорами из тех же сухожилий.

Выполняя 2-й стежок, уложить рабочую нитку слева направо, а иголку вколоть в место прокола, которым был закончен 1-й лицевой стежок. Снова провести иголку под тканью на изнаночной стороне и вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 2-го стежка. Далее вновь ввести иголку в тот прокол, которым был закончен предыдущий стежок. С лицевой стороны это шов смотрится как сплошная строчка стежков, похожая на машинную строчку. Потому этот способ выполнения шва «за иголку» еще называют швом «строчка», или строчевым швом (рис. 7 а, б).


Рисунок 7 а, б. Шов «за иголку»: а) исполнение шва, б) внешний вид шва на лицевой стороне


Изнаночные стежки шва «за иголку» – это отрезки рабочей нитки, равномерно находящие друг на друга лишь на половину предыдущего стежка. В правильном раппорте лицевой стежок шва «за иголку», или строчевого шва, равен половине изнаночного стежка. Длина стежков обычно зависит от толщины ткани и рабочей нитки.

При втором способе выполнения шва «за иголку» после вывода ее с рабочей ниткой на лицевую сторону нужно сделать следующий прокол на 2 мм правее выхода рабочей нити. Ее протянуть по изнаночной стороне и вывести на 3 мм левее 1-го прокола. При таком способе выполнения шва на лицевой стороне образуется пунктирная, или штриховая, строчка с промежутками в 1 мм (рис. 7 в).


Рисунок 7 в. Раппорт второго варианта выполнения шва «за иголку»


Раппорт шва «за иголку» состоит из лицевого и расположенного под ним изнаночного стежка.

При идеальном исполнении в раппорте шва «за иголку» лицевой стежок равен 0,33 изнаночного стежка. Тогда лицевые стежки и промежутки ткани между ними получаются равномерными, придавая шву ритмичность и делая его красивым. При последовательном повторении эти раппорты образуют весь шов «за иголку», который имеет очень рельефный вид, он четок при украшении им изделий. Иногда шов «за иголку» называют стебельчатым швом наизнанку.

Классический стебельчатый шов

Это знакомый с детства и самый распространенный во многих видах вышивки шов, который представляет собой ряд плотных косых стежков. Шов нарабатывается стежками в направлении слева направо, т. е. от себя, а острие иголки во время работы над швом направлено на вышивальщицу. Стебельчатый шов бывает двух типов: тонкий и толстый.

Тонкий стебельчатый шов имеет вид шнурка. Им вышивают тонкие и длинные детали изображения (травинки или прожилки листьев). Иногда в случае необходимости этим швом можно обвести контуры отдельных деталей вышивки.

При выполнении стебельчатого шва надо аккуратно закрепить рабочую нитку на изнаночной стороне и вывести иголку с ней на лицо в нужной точке контура рисунка. Затем ввести иголку в ткань правее места 1-го прокола – это будет 1-й лицевой стежок стебельчатого шва. После чего протянуть иголку с рабочей ниткой по изнаночной стороне работы и вывести острие иголки на лицевую сторону в середине 1-го стежка с его левой стороны. Эта точка послужит началом 2-го стежка. Когда рабочая нитка будет полностью выведена на лицевую сторону следует прижать ее большим пальцем левой руки к пяльцам вблизи от места прокола. Затем вновь ввести иголку с рабочей ниткой в ткань правее точки окончания 1-го стежка ровно на половину его длины. Далее провести иголку по изнанке и вытянуть на лицевую сторону в месте того прокола, который завершил 1-й стежок, – это середина 2-го стежка.

Собственно говоря, суть шва состоит в том, что каждый последующий стежок нужно начинать из середины предыдущего стежка. Небольшие, одинаковой величины стежки надо плотно укладывать друг к другу. При выполнении стебельчатого шва очень короткими стежками он получается узким и слегка выпуклым, напоминая витой шнурок (рис. 8 а).


Рисунок 8 а. Тонкий стебельчатый шов


Опытные мастерицы при использовании напольных или настольных пялец обычно выполняют этот шов двумя руками. Однако начинающей вышивальщице лучше не усложнять себе жизнь: ей проще прокладывать его правой рукой, придерживая левой рабочую нить при выполнении шва.

Осуществление стебельчатого шва заключает в себе одну тонкость: при его выполнении рабочую нитку всегда нужно класть только с одной стороны от иголки: или справа, или слева. Ни в коем случае нельзя во время прокладывания стебельчатого шва менять положение рабочей нитки – это сразу нарушит его ритмичность и красоту: он приобретет изломанный неряшливый вид.

Когда стебельчатый шов используется в качестве украшающего контурного, он выполняется маленькими стежками одинакового размера тонкой острой иглой. Если же этим швом надо вышить линию с резкими крутыми изгибами, в этом случае ее нужно прошивать, немного прокалывая иголкой предыдущий стежок в тот момент, когда ее острие выводится на лицевую сторону для нового стежка. Благодаря этому несложному техническому приему можно зафиксировать стежок. Тогда линия шва получится достаточно гибкой и четкой.

Толстый стебельчатый шов требуется выполнять практически так же, как и тонкий шов. Но каждый его последующий стежок должен заходить на предыдущий стежок примерно в его середине. Лицевые стежки следует располагать почти параллельно линии шва. В этом случае изнаночные стежки по величине должны равняться половине лицевых стежков. Толстый шов чем-то напоминает широкий шнур (рис. 8 б).


Рисунок 8 б. Выполнение толстого стебельчатого шва

Видоизмененный стебельчатый шов

В объемной вышивке используют видоизмененный стебельчатый шов, который несколько отличается от традиционного исполнения, хотя шов также нарабатывается слева направо. Вместо произвольных наклонных стежков здесь нужно при выполнении очередного стежка вводить иголку с рабочей ниткой точно в середину предыдущего стежка, не отклоняясь от воображаемой или прочерченной линии шва. Причем надо выравнивать каждый стежок. При таком исполнении стебельчатый шов получается более тонким и изящным, напоминая витой шнурок. Этим швом можно заполнять большие плоскости узора, получая гладьевой настил.

Для придания изделию более гладкой фактуры следует выполнять удлиненные стежки величиной примерно в 1–3 см. При этом прокол для каждого последующего стежка делать не в середине предыдущего стежка, а на 0,33 части его общей величины (рис. 9).


Рисунок 9. Видоизмененный стебельчатый шов для объемной вышивки


Стебельчатым швом очень удобно вышивать тонкие ветки и стебельки растений, постепенно переходя от их тонкой части к месту утолщения. В момент перехода меняется только размер стежка без изменения угла его наклона.

Объемная вышивка зародилась еще в средние века, причем не в одной стране, а во многих. В Англии применяли вышивку гладью с накладными элементами, в Италии были популярны выпуклые набивные орнаменты, в Бразилии использовали технику плетения кружев для вышивания объемных цветов, а Франция до сих пор славится своей узелковой техникой вышивания . Сегодня мастерицы объединяют все эти техники в одной вышивке и создают рельефные, практически скульптурные изображения с помощью ниток, лент, бисера и пайеток.

Особенности техники такой вышивки

Для создания рельефной вышивки вам понадобится достаточно много различных материалов для рукоделия:

1. Нитки для вышивания:


2. Дополнительные элементы для вышивания:


3. Ткань, одежда, предметы мебели и декора – это то, на чем можно выполнить объемную вышивку.

4. Эскиз или схема вышивания .

5. Иглы для вышивания, ножнички, линейка, маркер, пяльцы или —станок для вышивания—.

Для такой вышивки сегодня используется множество различных техник , которые позволяют воплотить любые творческие идеи:


Идеи для такой вышивки со схемами

Если вы еще не освоили перечисленные виды техник, то предлагаем вам попробовать себя в каждой из них и объединить свои навыки в создании рельефной вышивки.

  • Воспользуйтесь этим цветочным эскизом и вышейте все лепестки гладью. Вырезав их тонкими острыми ножничками, пришейте к полотну, как показано на схеме, и у вас получится отличная цветочная миниатюра.

  • Вот вам еще одна идея объемной картинки с цветочной тематикой. Эти чудесные колокольчики выглядят, как живые, а подобная миниатюра может стать не только украшением вашего интерьера, но и отличным подарком. Обратите внимание, что для этой и предыдущей работы были использованы нитки мулине.

  • Таким же способом можно вышить шикарную розу. Стебель и часть листьев вышивают гладью, а лепестки цветка и один зеленый листик делают объемными в английской технике, как это показано на фото. Из заготовленных лепестков формируют цветок, пришивая по одному каждый элемент.

  • Сделать розочку из тонкой ленты очень просто. Пройдитесь по краю стежковым швом. Затем, стягивая нитку и формируя цветок, закрепляйте основание цветка, зашивая его нитью. Стебель и листья вышивайте обычной гладью, а цветы из ленты пришейте в нужных местах согласно рисунку.

  • Это еще один вариант создания розочки из ленты для объемной вышивки. Воспользуйтесь этой подробной пошаговой инструкцией, и у вас все получится.

  • Благодаря этой простой схеме вы сможете вышить красивую хризантему. Обращаем ваше внимание, что ленты должны быть тонкие атласные, а иглу выбирайте с продолговатым ушком.





  • Эта пошаговая схема позволит вам освоить технику французского узелка, который очень часто используют в объемной вышивке.

Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих

  • Двенадцать для создания объемного орнамента или картинки.

  • Видеоролик о том, как сделать объемную вышивку из тонкой пряжи на вязаной шапке.

  • Мастер-класс для начинающих по вышивке объемных цветов гладью.

  • Мастер-класс, который научит вас основным принципам объемной вышивки гладью.

  • Видеоролик с мастер-классом по созданию объемной вышивки бисером.

Сегодня рельефные рисунки и орнаменты делают и , но радость творчества подарит вам гораздо больше эмоций и от самого изделия, и от процесса вышивания. Расскажите в комментариях, какие техники вышивки вы используете для создания объемных картинок и что вы уже успели сделать в этой технике.

Объемная вышивка является очень давним рукоделием. Сведения об этой технике появились еще в семнадцатом веке, в Великобритании. Первое впечатление при взгляде на работы, выполненные в объемной технике, заставляют думать, что перед вами предстает живая картина. Кроме этого, данная вышивка имеет внешний вид барельефа, или даже скульптуры. Вышивка приобретает объем после соединения разных ее элементов, выполненных отдельно, с основным полотном. Остальные части работы выполнялись на этом главном полотне, и при соединении с элементами, изготовленными на других тканях, образовывали единое целое. Как вы можете заметить из словесного описания, это очень необычная вышивка. Обобщая все ранее сказанное, можно сделать вывод, что картина объемной вышивки получается, когда на основное полотно крепят вспомогательные объемные части. В старину объемная вышивка применялась для вышивки больших церковных полотен или одежды для священников. Кроме этого, такая техника применялась для того, чтобы украшать различные шкатулки и женские сумки, нарядную одежду и тканевые предметы интерьера.


Эта необычная вышивка может выполняться с использованием комбинирования самых различных техник и швов, от шва гладью до иголочного плетения. Именно поэтому работы, изготовленные в технике объемной вышивки, часто становятся истинными шедеврами искусства. Фигурки людей и животных, деревья и цветы смотрятся как настоящие, а готовая вышивка выглядит, как живая картина. Кроме разнообразных ниток и швов, объемная вышивка очень часто требует наличия атласных ленточек и тончайшей проволоки. Такая тонкая проволока применяется в самом начале работы, когда ее крепят к краю лепестков или листиков, а возможно даже и крыльев бабочки. Для крепления используется стежок глади, который одновременно закрепляет проволоку, и создает объем элемента.

Если объемная деталь вышивается на главном полотне, под нее необходимо подложить вторую ткань, иначе это место может деформироваться. В одном и том же изделии можно с успехом применять шёлковые и шерстяные нитки разной толщины. По той причине, что в этой вышивке присутствуют многие объемные материалы, живая картина выполняется очень быстро. Кроме того, техника объемной вышивки не требует следовать строгим правилам, и позволяет импровизировать, что притягивает внимание начинающих рукодельниц. Объемная вышивка имеет несколько разновидностей:

  1. Классический способ.
  2. Способ техники лентами.
  3. Трапунто.
  4. Бразильская техника.
  5. Комбинирование разных техник вместе.
  6. Объемная вышивка крестиком.

Классический способ в объемной вышивке

Для начинающих будет интересно узнать, в чем именно заключается смысл каждой их этих разновидностей, из которых складывается объемная вышивка. Наш первый мастер класс расскажет именно о классическом способе, для которого необходимо владеть приемами глади, выполняемой двухсторонним образом. Пример классического способа вы увидите на фото. Особенности этой классики заключается в том, любая объемная деталь выполняют сама по себе. Для этого применяется вторая, дополнительная ткань. В процессе работы над каждым элементом, его контур усиливается при помощи очень тонкой проволоки, которую затем маскируют петельным швом, выполненным плотными рядами.

Когда деталь выполнена, вышивка продолжается при помощи маленьких ножниц, которые нужны для ее вырезания. Выполняя данную операцию, необходимо делать срез так близко к краю элемента, как только возможно, поэтому нам и нужны очень острые и небольшие ножницы. Тонкая проволока, закрепленная по краю элемента, создает нужный нам объем. Именно проволоке элемент обязан и той природной формой, которую он приобретает. Когда закончена вышивка и все элементы вырезаны, их нужно закрепить на той ткани, которая является основной, и оформить нашу объемную вышивку. Она действительно выглядит, как живая картина. Фон этой картины может быть выполнен несколькими способами на основной ткани. Для начинающих рукодельниц поясним, что основной фон вы можете выполнить по желанию, оставив его тканевым или вышить нитками по схеме.

Объемная вышивка шелковыми лентами

Объемная вышивка лентами требует знания того, какими швами выполняется эта работа, и как именно ленту нужно закреплять, чтобы композиция выглядела натурально. Для такой вышивки нужна иголка, имеющая большое и широкое ушко, а также не острый конец. Ткань для работы подойдет, если она имеет редкое переплетение нитей. Это может быть и плотный трикотаж, который по структуре как раз такого качества. Вышивка лентами не терпит очень мягкую и тонкую ткань, потому что она не выдержит веса ленточек и бисера, которыми выполняется живая картина.

Для выполнения картин в технике вышивки лентами, необходимо использовать петельный шов. А также шов «вприкреп». Если выполняется очень крупный элемент растительного мира, его необходимо крепить к основанию дополнительными стежками. Для этой операции подойдет тонкая иголка и обычная нить того цвета, который подойдет к элементу. Стежки лучше всего делать потайные, чтобы крепление не было видно. Вышивка производится лентами разной ширины, в зависимости от потребности данного элемента. Цветовая гамма для работы абсолютно неограниченна.

Предлагаем вашему вниманию видео мастер класс с пошаговыми фото для начинающих, в котором речь пойдет о создании объемной картины из ленточек. Эта живая картина, на которой изображен букет маков и других полевых цветов. Данное видео и его пошаговые фото подробно поясняют, как с самого начала вышивается эта объемная картина. Вышивка может выполняться с использованием шелковой ткани, по цветовой гамме точно имитирующей полевые маки. Оказывается, что ленточки можно вырезать самостоятельно из подходящей по качеству и цвету ткани. Ширину ленточек вы выбираете самостоятельно, что также очень удобно.

На основной ткани выполняют эскиз букета красками, как видно на одном из пошаговых фото. После этого вырезают ленточки из тонкой шелковой ткани. Продолжая мастер класс, вышивают несколько маков и бутонов разной величины и формы по всему пространству букета. Далее выполняется объемная вышивка других полевых цветов ромашек, из тонких желтых и белых атласных лент. После этого любым из подходящих швов нужно прошить зеленые веточки к каждому цветку и бутону. Этот этап также хорошо видно на видео, на одном из пошаговых фото.

Продолжаем работу, и вышиваем зелеными лентами листья в нашем букете, а тонкими белыми ленточками мелкие цветочки в соцветиях. Некоторые листья могут быть дорисованы кисточкой и красками. Здесь можно действовать в соответствии с личными представлениями и фантазией. Любая живая картина выполняется с приемами импровизации, без точной схемы. В нашем случае выполняют васильки синими атласными лентами, и коробочку засохшего мака серыми.

Видео: Вышивка лентами

Объемная вышивка трапунто

Объемная вышивка трапунто может быть выполнена как при помощи современной швейной техники, так и вручную. Работы на швейном оборудовании производятся в режиме автоматики, или полуавтоматики, но при этом всегда необходимо вмешательство человеческих рук. С их помощью производится обрезание лишних кусков тканей, а также соединения с недостающими отрезками. Трапунто очень необычная вышивка, а главным в ней является так называемый метод «бутерброда», или нескольких слоев. Для трапунто подойдут не очень плотные, и не растягивающиеся материалы, как хлопок, батист или шифон.

Вышивка трапунто не может выполняться на очень плотных и тяжелых тканях, поэтому джинсовая, мебельная и пальтовая совершенно не подходят. Эти виды тканей могут смять прокладку между слоями, и совершенно уничтожить эффект объема. Такие вышивки производят впечатление обычной строчки, без объема. Главную роль в создании объема играет прокладка, которую размещают между верхним и нижним слоями. Именно от нее зависит и сам объем, и конечная плотность вышивки. В том случае, если прокладка тонкая, ее можно положить в два сложения, или комбинировать с другим прокладочным материалом.

При этом необходимо помнить, что большая толщина изделия может привести к пропуску машиной стежков. Для прокладки трапунто используют мягкие материалы, которые производят, не используя ткачество. Это синтепон, холофайбер и спанбонд. Выполняя вышивку трапунто, необходимо иметь специальные иголки, у которых очень длинный и острый кончик, и большое ушко для нити. Такая иголка очень легко проходит все слои «бутерброда», не обрывает нитку, и не позволяет появляться пропускам стежков. Нитки нужно приготовить очень прочные, лучше всего полиэстеровые. При работе с вискозной ниткой, вы должны будете уменьшить скорость строчки на машинке, иначе нитка будет пропускать стежок и часто рваться. Очень украшает работу нитка металлизированная, но вышивать такими нитями нужно на минимальной скорости. А хлопковая нитка сделает вашу работу с налетом старины и ручной вышивки.

Объемная вышивка в бразильском стиле

Объемная картина в бразильском стиле создается на основе некоторых декоративных стежков ручной работы. С их помощью вы можете вышить любую цветочную композицию. Для объемной вышивки в бразильском стиле применяются различные швы «с навивом», гладь и петельный шов. Правильное применение этих декоративных вышивок позволяет рукодельницам создавать поразительной красоты полотна. Обратите внимание на наш видео мастер класс с пошаговыми фото, в котором продемонстрирована живая картина, выполненная в бразильском стиле. На этой картине вышиты ослепительной красоты объемные розы, которые выполнены вручную теми швами, которые мы уже называли ранее.

Есть такая вышивка, название которой звучит как рельефная счетная, а вот бразильская является одной из ее видов. Бразильская вышивка выполняется из большого количества элементов, имеющих объем. Отличие бразильского метода в том, что он не требует изготовления отдельных вспомогательных аппликаций и материалов, как проволока, и вышивается на равномерно окрашенной ткани. Для этого рукоделия применяются искусственные шелковые нитки, скрученные против часовой стрелки. Главная тема бразильской вышивки, это цветы и растения. Перечислим виды швов, применяемых для их выполнения:

  1. Вприкреп.
  2. Тамбурный.
  3. Узелок французский.
  4. Рококо.
  5. Стебельчатый.
  6. Накладной.

Но самым главным в этом рукоделии является шов «Наборной», который очень похож на «рококо». Шов «рококо» делают методом навивки на иголку. Он отличается от наборного шва, который плетут самой иголкой. Вам потребуются специальные иглы, у которых ушко мелкое, а длина иглы очень большая. Наборной стежок делают, выполняя несколько оборотов нитью вокруг иглы, а затем иглу вводят в шитье, и тянут сквозь все навитые петельки. Когда мы выполнили ранее указанные действия, у нас получится нужный стежок, а его размер будет зависимым от шва в основании. Набирайте много петелек, иначе форма стежка будет очень расплывчатой и вялой. После этого делаем шов «назад иголку», и затянем нить, но не очень туго, иначе ткань будет неровной.

Видео: Бразильская техника вышивки

Объемная вышивка крестом

Вышивка с объемом может быть выполнена и таким швом, как крестик. Объемная вышивка крестом, это очень необычное рукоделие. Она совсем не похожа на все остальные виды объемной вышивки, и занимает свою особую нишу. Здесь объем создается не за счет самой вышивки, а в результате создания трехмерных изделий. Эти изделия выглядят очень оригинально и изысканно. Разнообразные игрушки и шкатулки смотрятся просто потрясающе, когда они украшены вышивкой крестик.

Сама картина выполняется на ткани, с учетом припусков для закрепления на другой канве, пластиковой. Вторая жесткая канва является каркасом для всей объемной вышивки. Выполняют каждую панель отдельно, а потом соединяют их между собой при помощи стежков «в стык». Вся работа выполняется вручную, а техника позволяет создавать работы любого рельефа и сложности. Для объемной вышивки крестиком лучше всего подходят нитки из шелка и вискозы, и вязальные шерстяные объемные нити. Стежки этой техники из таких нитей смотрятся изысканно и эффектно. Начало вышивки всегда находится в центральной части работы, чтобы вы не смогли ошибиться на краю.

В разных странах объемная вышивка крестом используется для изготовления сказочных домиков и прелестных шкатулок, которые дарят родным на Рождественские праздники. Если выполнить несколько сказочных вышитых домиков, то у вас получится не просто живая картина, а маленький сказочный городок из «Алисы в стране чудес».

Видео: Вышивка крестом

Для начинающих обязательно нужны:
1. Иголка (чем тоньше иголка тем лучше, я пользуюсь совсем тонкой иглой для бисера),ножницы.
2. Нитки DMC и любая ткань начиная от хлопчатобумажной и заканчивая шелковыми или атласными тканями
3. Проволока (тонкая медная проволока из телефонного кабеля)
3. Карандаш и шаблон рисунка
Сложность заключается только в одном в умении вышивать гладью. Даже простейшие навыки в этой технике очень бы вам пригодились.

1.
Мы берем проволочку и изгибая ее в форме цветочного лепестка. Если у
вас другой шаблон, например, надо сделать крылышко бабочки или др.
изгибаем проволоку в форме крылышка и др.
2. Закреп проволоки на
ткани. Вначале мы закрепляем на ткани нить (одинарную нить) нужного
нам цвета, я обычно подбираю нить основного цвета дизайна. Если вы
будете делать лепесток ромашки, то берем для закрепа белую нить, т.е.
цвет нити основного фона, не важно какие вкрапления у вас еще будут на
этом лепестке.


3. Пришиваем нашу проволочку-шаблон к материалу. рис. 1.
Материал может быть любым от шелка до хлопчатобумажных тканей. Чем больше у вас разнообразных материалов тем лучше.
4. Далее идут гладьевые стежки, можно использовать ту же нить, что и при закрепе шаблона рис. 2


5. Потом наша проволока покрывается петельным швом
В итоге получаем готовую часть!


6. Далее мы вырезаем, готовые детали и начинаем собирать цветок, в итоге получаем следующее

Опираясь на советы изобретателя техники объемной вышивки, Хелен Пирс, Страна Советов расскажет вам, как вышить анютины глазки . Объемная вышивка в виде анютиных глазок станет отличным украшением корзинки для рукоделия, шкатулки для нужных мелочей или сумочки.
Анютины глазки бывают самых разных расцветок. Поэтому для их создания нам потребуется шерстяная пряжа разных оттенков желтого, синего и фиолетового цветов. Количество мотков каждого цвета зависит от количества оттенков. Комбинировать цвета можно по-разному. Задние лепестки (2 штуки) вышиваются темно-фиолетовыми или черными нитками.
Для листьев нам понадобятся 4 мотка зеленой и 2 мотка светло-зеленой шерсти. Кроме этого, нужно взять бледно-зеленые тонкие шелковые нитки и белые, желтые, черные и зеленые нитки мулине . Также пригодится тонкая зеленая проволока, основная ткань и ткань средней плотности для элементов цветка.
Начнем с лепестков . Переводим выкройку лепестка (1) на ткань и вставляем ее в пяльцы. Петельными стежками обшиваем контур цветка, а лепесток внутри контура заполняем гладью. Один ряд вышиваем одним цветом, второй - другим и т.д. У основания трех передних лепестков черной ниткой мулине прокладываем расходящиеся веером штрихи, заполняющие 3/4 лепестка.
Вынимаем ткань из пялец и аккуратно вырезаем лепесток как можно ближе к стежкам. Сделав 5 лепестков, вставляем в пяльцы ткань и прикрепляем к ней лепестки швом «за иголку». Сначала 2 задних, наложив их основаниями друг на друга, затем 2 передних (друг напротив друга) и оставшийся лепесток. Его кладем лицевой стороной на остальные лепестки, прихватываем парой стежков в центре и отгибаем. Расположение лепестков показано на рис. 2. Центр цветка заполняем узелками белого, желтого и зеленого цвета.
Для бутонов делаем два лепестка. Выкройку чашелистика (3) переносим на ткань и вставляем ее в пяльцы. Обшиваем темно-зеленой ниткой контур петельными стежками, а внутри контура заполняем чашелистик гладью. Когда чашелистик почти готов, переворачиваем его и обшиваем верхний срез петельными стежками - они должны располагаться по направлению глади. Аккуратно вырезаем чашелистик.
Теперь можно приступать к сборке бутонов . Отрезаем кусок проволоки и один ее конец загибаем петлей. Закрепляем петлю с изнанки лепестка, который мы делали для бутона. Сворачиваем лепесток следующим образом: изнаночная сторона выглядывает, края накладываются друг на друга, проволока закрыта. Прихватываем лепесток вместе с проволокой маленькими стежками у основания. Оборачиваем чашелистик вокруг основания бутона и пришиваем его несколькими стежками светло-зеленой шерстяной нитки, захватывая бутон.
Двумя темно-зелеными нитками обматываем проволоку у основания чашелистика примерно на 8 см. Конец проволоки загибаем, таким образом закрепив нить. Оставшейся ниткой мы будем прикреплять бутоны к основной ткани.


Чтобы сделать листья , переводим выкройку листка (4) на ткань и вставляем ее в пяльцы. Светло-зеленой ниткой обшиваем контур петельными стежками, а участок внутри контура заполняем гладью (направление стежков - от краев к центральной прожилке). Бледно-зеленой шелковой нитью вышиваем прожилки. Для центральной прожилки используем стебельчатый шов, для боковых - гладь. Аккуратно вырезаем листья.
Когда все элементы готовы, начинаем сборку цветков . К каждому цветку прикрепляем листья. Их можно расположить на одной стороне либо на противоположных, наполовину скрыть под цветами. Чтобы прикрепить каждый цветок, прокладываем стежки по оставшихся на цветках ткани. Цветки располагаем рядом, чтобы листья некоторых фиалок закрывали цветки. Бутоны на проволочных стебельках располагаем под цветками, закрепив их стежками «за иголку» на основной ткани.
Объемная вышивка «Фиалки» готова!


Про мастерство индийских вышивальщиков известно всему миру. Вышивка древнее исконное индийское ремесло, которым занимаются исключительно мужчины.
Это работа индийского мастера по вышивке из Агры Шамсуддина (Shamsuddin).

Размер картины примерно 2,52 м х 1,90 м. «Хорошего пастуха» художник вышивал 18 лет, техника тоже довольно необычная, смотрите сами это увеличенные фрагменты картин




Еще одна не менее удивительная работа Шамсуддина — «Букет цветов» (размер примерно 2,30м х 1,68м).

Букет вышит художественной гладью. Каждый цветок был сначала вышит отдельно и затем умело собран в букет, с учетом цветового решения цветка и его текстуры. После сборки, букет был вышит уже целиком, c тщательной проработкой деталей.
На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов, а делал он ее в течении 11 лет.
Ваза украшена драгоценными и полудрагоценными камнями общим весом 20,000 каратов.


Работы Шамсуддина образцы высочайшего вышивального мастерства, за которые вышивальщик был неоднократно награжден. К сожалению, Шамсуддина больше нет, но дело мастера продолжают его сын и ученики.
В настоящее время работы мастера выставлены в частной галерее ювелирного магазина Kohinoor в Агре.