Объемная вышивка своими руками. Объемная вышивка – безграничные идеи творчества для начинающих. Видео: Вышивка крестом

Большинство из нас знакомятся с миром вышивки благодаря вышивке крестиком – она популярна, распространена, проста в исполнении, разнообразна и доступна всем без исключения. Но, несмотря на то, что вышивка крестиком дарит не меньшую радость творчества, нежели любой другой вид рукоделия, она ограничена своими собственными правилами, поскольку в основе ее лежит схема, а результат всегда предсказуем.

Именно поэтому многих рукодельниц, до этого вышивавших только крестиком, так интригует вышивка гладью, которая обещает не только полную свободу действий, но и фантастически прекрасные результаты работы! Но, увы, именно эта самая «свобода действий» и оказывается главным препятствием на пути к успеху – не имея ни понятной схемы, ни ключа, многие просто не знаю, что делать, с чего начать и за что браться. В худшем варианте – попробовав один раз и по неопытности получив нечто стянутое и невзрачное, навсегда отказываются от глади, твердо уверившись, что этот вид вышивки не для них. Это совершенно не так!

В этом материале мы постараемся разобраться, что нужно для того, чтобы научиться вышивать гладью и какие правила вышивки гладью для начинающих необходимо соблюдать, чтобы результат вас порадовал!

Подготовка к вышивке гладью

Если вы до этого вышивали крестиком, то большинство необходимых материалов у вас уже есть. Самый главный ваш инструмент – это, конечно же, иголка. Условно вышивальные иглы делятся на две группы – с тупым кончиком и с острым. Для вышивки крестом используются иглы с тупым концом, поэтому прежде всего вам нужно подобрать удобную остроконечную иголку для ручной вышивки. Для вышивки по легким шелковым и х/б тканям подойдут маленькие острые иглы №1-3, для тканей средней толщины (тонкая шерсть, х/б) - №4-8, по толстым тканям (сукно, драп) - №9-12.

Что касается ниток, то для начинающего адепта вышивки гладью будет вполне достаточно того мулине, которым вы вышиваете крестом. Если же это ваш первый опыт в рукоделии, просто выберите в любом рукодельном магазине необходимые цвета из ассортимента таких производителей мулине как «Гамма», DMC, ПНК им. Кирова, Anchor. Не стремитесь сразу купить дорогие нитки – от этого результат не будет лучше! По крайней мере на начальном этапе. Если это вас не убеждает, то вспомните известный пример про начинающих фотографов, которые уверены, что если купить дорогой зеркальный фотоаппарат, то сразу начнешь снимать как профессионал, хотя на самом деле талант не в технике, а в держащих ее руках. Абсолютно то же самое справедливо и для вышивки.

Далее переходим к ткани. Если вы собирались вышивать на готовом изделии, для начала убедитесь, что оно пошито не из тянущихся материалов – такие ткани не подойдут для новичка, и вы сильно рискуете разочароваться, если начнете свои гладьевые экзерсисы с такой задачи. Проще всего будет вышивать на хлопке или плотном льне.

Пяльцы подойдут самые обыкновенные, но следует помнить важное правило – гладь требует сильной натяжки. Если крестиком вы могли вышивать даже на руках, то с гладью никогда не допускайте провисания ткани. Если у ваших пялец плохой пластиковый крепеж, купите с надежным металлическим винтом.

Дизайн для вышивки

В вышивке гладью не существует схем, поскольку вышить можно абсолютно любой рисунок. Для первого раза выбирайте что-то не слишком мелкое, без обилия деталей и при этом не очень крупное – вы должны быть уверены, что доведете начатое до конца, даже если будет сложно.

Перенос рисунка на ткань для вышивки

Как закрепить нить в начале и в конце вышивки

В вышивке, как известно, не приветствуется наличие узелков, поэтому для закрепления нити существует несколько техник.

Способ 1. На изнаночной стороне делают стежок так, чтобы остался небольшой хвостик, затем делают еще один стежок поперек (рис. 1а), после чего кончик нити прячется под стежок так, чтобы рабочая нить надежно его затянула (рис. 1б).

Способ 2. Если вы вышиваете в две нити, то, продев сложенную вдвое нитку в ушко, прихватите на иголку 2-3 нити ткани, затем вытяните нить и проденьте иголку в получившуюся петельку (рис. 2а), затяните, прочно закрепляя нить (рис. 2б).

Способ 3. Если вы заканчиваете работу, то нитку можно закрепить, сделав небольшую протяжку под выполненными стежками с изнанки (рис. 3а), кончик подрезается ножницами. В том случае, если у вас просто закончилась нитка в процессе работы, можно закрепить нить с лица, сделав несколько стежков в месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой (рис. 3б).

Основные виды гладьевых стежков

Самый основной и распространенный вид глади – это простая плоская гладь . Это двусторонний (т.е. изнанка выглядит так же, как и лицо) стежок, в котором нити плотно прилегают друг к другу, не оставляя просветов. Гладь может быть прямой (рис. 4а) или косой (рис. 4б), но в любом случае стежки вы укладываете в зависимости от формы вышиваемой детали: например, в листьях - от края к середине, в лепестках- от края к центру (рис. 5).

Совет: для того, чтобы не запутаться и не забыть в процессе работы, в каком направлении и под каким углом должны ложиться стежки, нарисуйте прямо на ткани направляющие линии, как на фото выше.

Следующая техника, которая вам понадобится, это так называемые короткие и длинные стежки . С помощью этого вида глади можно создавать плавный переход цвета – главное, правильно подобрать оттенки ниток и с каждым новым рядом вводить тон светлее или темнее (именно поэтому этот вид глади иногда называют тоновой гладью ).

Гладь с настилом позволяет создавать выпуклые, более объемные детали. Для того, чтобы выполнить такую технику, нужно проложить первый слой стежков (он необязательно должен быть плотным и сплошным), а затем сверху накрыть его вторым, «лицевым» слоем.

Следует отметить, что во многих случаях, прежде чем заполнять деталь гладьевыми стежками, мастерицы вышивают ее контур – это помогает сделать края более ровными и немного добавляет объема. Для вышивки контурных линий используют либо шов «в раскол» , либо .

Для большей уверенности в своих силах обязательно посмотрите обучающие видео на Youtube!

Основные ошибки при вышивке гладью

Вы приготовили необходимые инструменты и материалы, разобрались в последовательности действий, приступили к работе и… результат не радует!

Виной тому отнюдь не отсутствие у вас таланта к вышивке гладью, а недостатки техники, которые можно и нужно поправить.

Если после завершения вышивки ваша ткань стянута и морщит вокруг вышитого, причин тому может быть три – 1. вы недостаточно хорошо натянули ткань на пяльцах (она должна быть натянута как барабан!) 2. вы слишком туго затягивали нить в процессе вышивки (стежки должны плотно прилегать к ткани, но не нужно их затягивать, как узел). 3. это особенность ткани, которая нивелируется после стирки и глажки (эта причина встречается реже первых двух, но тоже имеет место быть).

Если сквозь вышивку просвечивает ткань, то объяснение этому только одно – вы недостаточно плотно укладываете стежки. В глади стежки идут настолько близко друг к другу, что никаких просветов между ними быть не может, поэтому исправить такой дефект можно только усидчивостью и терпением.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Если вы готовы перейти от теории к практике, практические занятия по вышивке гладью с нуля помогут вам освоить этот вид рукоделия.

Эта техника позволяет создавать плавные переходы цвета, что приближает вышивку гладью к рисованию. Если вы всерьез задается вопросом, как научиться вышивать, без этой техники вам никак не обойтись.

Переходим к более сложной фигуре, применяя на практике навыки, полученные в предыдущем уроке.

В общем и целом, вышивка гладью для начинающих – не самая сложная наука, но если вы столкнулись с проблемами в процессе работы, оставляйте свои вопросы в комментариях, и мы обязательно на них ответим!

Объемная вышивка зародилась еще в средние века, причем не в одной стране, а во многих. В Англии применяли вышивку гладью с накладными элементами, в Италии были популярны выпуклые набивные орнаменты, в Бразилии использовали технику плетения кружев для вышивания объемных цветов, а Франция до сих пор славится своей узелковой техникой вышивания . Сегодня мастерицы объединяют все эти техники в одной вышивке и создают рельефные, практически скульптурные изображения с помощью ниток, лент, бисера и пайеток.

Особенности техники такой вышивки

Для создания рельефной вышивки вам понадобится достаточно много различных материалов для рукоделия:

1. Нитки для вышивания:


2. Дополнительные элементы для вышивания:


3. Ткань, одежда, предметы мебели и декора – это то, на чем можно выполнить объемную вышивку.

4. Эскиз или схема вышивания .

5. Иглы для вышивания, ножнички, линейка, маркер, пяльцы или —станок для вышивания—.

Для такой вышивки сегодня используется множество различных техник , которые позволяют воплотить любые творческие идеи:


Идеи для такой вышивки со схемами

Если вы еще не освоили перечисленные виды техник, то предлагаем вам попробовать себя в каждой из них и объединить свои навыки в создании рельефной вышивки.

  • Воспользуйтесь этим цветочным эскизом и вышейте все лепестки гладью. Вырезав их тонкими острыми ножничками, пришейте к полотну, как показано на схеме, и у вас получится отличная цветочная миниатюра.

  • Вот вам еще одна идея объемной картинки с цветочной тематикой. Эти чудесные колокольчики выглядят, как живые, а подобная миниатюра может стать не только украшением вашего интерьера, но и отличным подарком. Обратите внимание, что для этой и предыдущей работы были использованы нитки мулине.

  • Таким же способом можно вышить шикарную розу. Стебель и часть листьев вышивают гладью, а лепестки цветка и один зеленый листик делают объемными в английской технике, как это показано на фото. Из заготовленных лепестков формируют цветок, пришивая по одному каждый элемент.

  • Сделать розочку из тонкой ленты очень просто. Пройдитесь по краю стежковым швом. Затем, стягивая нитку и формируя цветок, закрепляйте основание цветка, зашивая его нитью. Стебель и листья вышивайте обычной гладью, а цветы из ленты пришейте в нужных местах согласно рисунку.

  • Это еще один вариант создания розочки из ленты для объемной вышивки. Воспользуйтесь этой подробной пошаговой инструкцией, и у вас все получится.

  • Благодаря этой простой схеме вы сможете вышить красивую хризантему. Обращаем ваше внимание, что ленты должны быть тонкие атласные, а иглу выбирайте с продолговатым ушком.





  • Эта пошаговая схема позволит вам освоить технику французского узелка, который очень часто используют в объемной вышивке.

Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих

  • Двенадцать для создания объемного орнамента или картинки.

  • Видеоролик о том, как сделать объемную вышивку из тонкой пряжи на вязаной шапке.

  • Мастер-класс для начинающих по вышивке объемных цветов гладью.

  • Мастер-класс, который научит вас основным принципам объемной вышивки гладью.

  • Видеоролик с мастер-классом по созданию объемной вышивки бисером.

Сегодня рельефные рисунки и орнаменты делают и , но радость творчества подарит вам гораздо больше эмоций и от самого изделия, и от процесса вышивания. Расскажите в комментариях, какие техники вышивки вы используете для создания объемных картинок и что вы уже успели сделать в этой технике.

Вышивка во все времена собирала множество почитателей. Стремление овладеть искусством создания объемных картин с помощью ниток толкает рукодельниц на новые свершения по сей день. Тем, кто только начинает свои первые творческие шаги и хочет самостоятельно сотворить тканый шедевр, будет полезно ознакомиться с азами мастерства. Завораживающая объемная вышивка нитками может выполняться и с помощью простых техник, понимание которых впоследствии приведет к освоению все новых сложных элементов.

Первые шаги

Процесс объемной вышивки включает в себя несколько основных стежков, на которых стоит сосредоточить свое внимание. Первыми швами начинающего мастера должны стать шов «вперед иголку», «назад иголку», строчка, обметочный, петельный.

Чтобы работа приобрела необходимый объем, существует несколько особых приемов. Способ, подходящий для начинающих – использование шерстяных нитей. За счет своей толщины они создают нужную выпуклость рисунка.

Практическое применение начальных навыков будет оправдано на простой вышивке цветка.

Работа здесь производится петельным швом. Как он исполняется, можно посмотреть по приложенной схеме.

Не обойтись в вышивании и без глади, поскольку именно таким способом удобнее всего заполнять пространство узора.

Зачастую видимое создание объема достигается путем цветовых переходов нитей, близких по тону: каждый новый ряд требует смены цвета. Такой метод именуется теневой гладью. Схематичное изображение данного процесса позволит не запутаться во время работы над изделием.

Для удобства выполнения лучше всего взять плотный материал или канву, на который предварительно наносится карандашный рисунок.

На первом этапе контур узора обрабатывается с помощью петельного шва. Необходимо следить за плотностью и ровностью строчки. Лепестки цветка заполняются теневой гладью, начиная от края и продвигаясь к центру. После окончания вышивания, элемент вырезается острыми ножничками.

После создания нескольких деталей аналогичным образом, можно собрать свою первую небольшую композицию.

Возможно, она будет незамысловатой, но впоследствии, с приходом опыта, творческие работы приобретут все более изысканные очертания.

Получив первые уроки, не стоит останавливаться. Существует масса способов разнообразить рукоделие новыми приемами.

Украшение скучных вещей

В качестве тренировки можно создавать не цельные картины, а отдельные элементы на текстильных вещах.

К примеру, украшенные объемной вышивкой домашние тапочки обретут необычность и будут привлекать внимание гостей.

Работа производится нитями двух цветов. Сначала следует выполнить розу. Для этого красная нить выводится на лицевую сторону полотна и осуществляется миниатюрный стежок вплотную к первому проколу. Игла остается в ткани.

Нить поддевается под острие иглы и плотно наматывается в 10-12 оборотов, после чего фиксируется стежком. Это первый лепесток розы. Аналогичным способом создается весь цветок.

Осталось вышить зеленое обрамление розы – листья. На ткани осуществляется карандашный набросок. Пририсовывается центральная прожилка листика. Зеленая нить выводится на лицевую сторону на линии середины листа. От центра к краям попеременно накладываются стежки, перехлестываясь по центру.

Данная техника носит название «рыбная косточка».

Когда работа закончена, нити прячутся на изнаночную сторону изделия.

Еще один из интересных методов вышивания демонстрирует последующий мастер-класс. Здесь предлагается поработать над отдельным элементом вышитого полотна, дабы понять суть техники.

Пушистый шмель

Такой стиль оформления деталей уместен, когда нужно придать элементу эффект «пушистости». Это подходит в работе над изображениями животных, насекомых, сердцевин цветов и т. п.

От нитей мулине, шелковых или любых хлопчатобумажных ниток такого эффекта не добиться. Поэтому положительный результат стоит ожидать лишь в том случае, когда вышивка производится шерстяными нитками.

Для работы понадобится:

  1. Шерстяные нити черного, желтого и белого цветов;
  2. Игла;
  3. Мулине;
  4. Кусочек сетчатого материала;
  5. Металлизированная нить.

На ткани прорисовывается контур будущего шмеля.

Вышивание производится стежками в 4-5 мм, где нить не затягивается, а остается на поверхности в виде небольшой петли.

Черной нитью плотно выкладываются петли, формируя головку насекомого.

Каждая петля закрепляется перпендикулярным стежком.

В ходе работы цвет нити меняется, образуя характерный для шмеля окрас.


Низ тельца оформляется белой нитью.

Затем каждая петля разрезается.

Предисловие

Некогда каждая уважающая себя женщина должна была владеть искусством вышивки. Молодые девушки в разных странах мира годами готовили себе вышитые вещи для приданого. Спустя какое-то время, правильнее сказать, в середине 1-й половины XX в., это занятие постепенно утратило свою популярность. Получившие возможность строить карьеру женщины предпочли позабыть о рукоделии. Но к концу века вышивка вновь стала популярным хобби, опять появились, казалось, уже давно забытые техники, такие, как объемная вышивка, придуманная английскими рукодельницами. Объемная вышивка (stumpwork) – это широко распространенная в Англии в 1650–1700 гг. техника.

По своему внешнему виду данный тип вышивки несколько напоминает барельеф или скульптуру. Возможно, поэтому ей было дано странное название, которое сложено из 2 английских слов, в переводе означающих «обрубок» и «работа».

Суть этой техники состоит в том, что отдельные части вышивки, а именно: цветы, элементы одежды людей, птицы или насекомые – сначала вышивались на куске одной ткани, а затем прикреплялись уже к другой, основной. На этой основной ткани заранее, а иногда позже вышивались остальные элементы изображения так, чтобы в окончательном варианте работа выглядела объемно. В технике объемной вышивки мастерицы зачастую выполняли большие картины на религиозные темы, а также одежду для служителей церкви. Но обычно объемные вышивки использовали как украшения шкатулок для рукоделия, дамских сумочек, предметов одежды и интерьера.

Ныне объемная вышивка стала весьма популярным рукоделием. Техника объемной вышивки интересна тем, что позволяет сочетать в себе множество техник – от художественной глади до плетения иглой. Если рукодельница владеет большим количеством вышивальных техник, она способна выполнить очень интересные и богатые работы. Наверное, поэтому объемная вышивка обретает былую популярность. Техника объемной вышивки позволяет мастерицам, работающим в этой технике, создавать подлинные произведения искусства. Растения, животные и люди, объемно вышитые на ткани путем использования специальных швов, смотрятся как живые.

Необычный способ вышивки

Объемная вышивка – это старинное рукоделие, когда-то бывшее широко распространенным в Западной Европе. В качестве отдельного вида рукоделия она появилась исключительно благодаря кропотливому труду английских мастериц, которые стремились изобрести предельно простые методы изготовления объемных цветов. Так, путем практики и экспериментирования была создана вышивка, помогающая воплотить живые цветы при помощи иглы и всевозможных нитей. Работающие в этой технике мастерицы создают истинные произведения искусства – картины, которые походят на живописные полотна. Вышитые на ткани цветочные и растительные композиции, животные и люди смотрятся как живые. Этот эффект узнавания достигается благодаря применению специальных швов, которые выполняют различными нитками и лентами.

Цветы, листья и другие элементы объемной вышивки выполняют отдельно по деталям с помощью очень тонкой проволоки, а затем соединяют и прикрепляют к основной ткани. Собственно говоря, специальная проволока играет в этом виде рукоделия очень важную роль. С нее вышивка может начинаться либо она вставляется по контуру цветочного лепестка, крыла бабочки или листика. Затем ее обшивают стежками глади, что позволяет детали держать форму и создает объем.

Некоторые элементы объемной вышивки выполняют прямо на ткани всевозможными объемными стежками. В процессе вышивания под основную ткань подкладывают тонкую хлопчатобумажную, которая не допускает деформирования изделий. Уникальный подход этого необычного вида рукоделия, этого метода исполнения вышивки заключается в неординарном сочетании простой хлопковой нити одновременно с шерстяными и шелковыми нитями при создании одного изделия.

Благодаря тому, что в работе над изделиями в технике объемной вышивки используют достаточно толстые шерстяные и шелковые нити, а также лентовидную пряжу, пространство стремительно заполняется стежками. Объем и структуру вышитым работам придают также и различные другие материалы. При желании объемную вышивку можно сочетать с вышивкой лентами и бисером. Они применяются для придания вышитому изображению природной структуры, свойственной растениям.

Техника объемной вышивки привлекает многих тем, что дает возможность быстро увидеть блестящие результаты своей работы. Она требует намного меньше времени, чем вышивка картин мелким крестом или художественной гладью. Отчасти именно это ее качество привлекает новичков в деле вышивания. Но искусство свободной объемной вышивки доступно начинающим рукодельницам и по многим другим причинам, предоставляющим им полную свободу действий. В этой технике не придерживаются каких-либо твердых правил, можно вышивать по заранее напечатанному на ткани рисунку.

Фирмы, которые выпускают всевозможные наборы для рукоделия, предлагают любителям вышивания разнообразные заготовки для объемной вышивки. Причем каждый рекомендованный для выполнения рисунка шов можно смело заменить любым другим, лишь бы замена позволила получить нужный по замыслу эффект.

Каждая мастерица вправе применить в работе над своим произведением доступные ей способы вышивания. В ручной объемной вышивке используют различные виды стежков, но главным образом – это короткие и длинные стежки глади, разнообразные петельные и краеобметочные стежки, французские узелки, совсем простой шов «назад иголку», разнообразные вариации тамбурных швов и еще многие другие виды. Хотя никому не помешает умение вышивать гладью, при работе в объемной вышивке пригодятся даже простейшие навыки в этой технике. Умение вышивать гладью, в общем, составляет всю сложность в объемной технике. Легкость работы в этой технике дает возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Даже не имеющая большого опыта вышивальщица способна за вечер создать букет цветов.

В наши дни объемную вышивку по примеру трехмерного пространства иногда называют «3D-вышивкой». Все направления этого вида рукоделия можно классифицировать следующим образом:

Классическая вышивка stumpwork;

Вышивка лентами;

Итальянская техника трапунто;

Бразильская вышивка;

Смешение всех этих стилей в одном.

Человек начал заниматься вышивкой очень давно, во времена своих первых шагов на пути к современной цивилизации. Корни данного занятия уходят в столь глубокое прошлое, что пыльная завеса сотен тысяч веков скрывает эти шаги на пути к прекрасному.

Объемная вышивка в классическом стиле stumpwork иногда называется съемной аппликацией, так как детали полагается обшивать различными видами петельного шва или гладьевым валиком, вшивая в него проволоку для придания необходимой формы. Внутреннее пространство детали нужно обязательно заполнить двусторонней гладью. После чего вышитую деталь надо вырезать по возможности ближе к контуру и собрать в готовую композицию (рис. 1).


Рисунок 1. Объемная вышивка в классическом стиле stumpwork


Вышивка лентами в нашей стране известна многим любителям рукоделия, однако занимается ею небольшое число мастериц. Большинство считает этот вид вышивки достаточно сложным, хотя приятное вышивание чудесными шелковыми ленточками продвигается очень быстро и легко. Важно только правильно подобрать ткань, через которую можно свободно продернуть ленточку. Далее ее следует вставить в иголку вместо нитки и шить определенными стежками, предназначенными для этого вида рукоделия (рис. 2).


Рисунок 2. Объемная вышивка лентами


По всей вероятности, человек занялся искусством вышивки в эпоху становления первобытной культуры, в те времена, когда им был сделан первый стежок при попытке сшить себе одежду и защититься от холода.

Объемная вышивка в итальянской технике трапунто – это, скорее, стежка объемного изделия, чем вышивка. Данную технику широко используют при отделке многослойных лоскутных изделий. Она позволяет украсить изысканными и элегантными узорами покрывала, подушки, занавеси и предметы одежды. Швы в технике трапунто выполняют простейшим стежком «вперед иголку» (рис. 3).


Рисунок 3. Объемная вышивка в итальянской технике трапунто


Бразильская объемная вышивка, к большому сожалению, практически неизвестна. Она несложна, но очень увлекательна в исполнении. В этой вышивке можно использовать разные виды стежков нитями, такие как: гладь, всевозможные цепочки, французские узелки, стебельчатые швы различных модификаций, швы «пико», «плетенка», «россыпь» и множество других. Все эти швы несложные, но их сочетание производит впечатляющий эффект.

Каждый из этих швов используют для выполнения конкретного элемента на небольшом фрагменте произведения, что дает определенный эффект. В частности, шов «россыпь» можно использовать для обозначения земли или тени; швом «цепочка» по большей части обозначают контуры деталей для последующей вышивки их гладью. Всем известный французский узелок и его вариации (шов «пестик» или французский узелок на ножке) применяют для изображения серединок цветов, цветочных пестиков, мелких листиков, земли в горшках и ряда других элементов. Сочетание всех приемов в бразильской вышивке позволяет в результате создать картину (рис. 4).


Рисунок 4. Бразильская объемная вышивка


Смешение всех ранее упомянутых стилей в одном широко используют любители вышивки в Южно-Африканской Республике. В их произведениях объемная вышивка гладью сочетается с вышивкой лентами, обычной двусторонней гладью и совсем простыми швами в виде ручной строчки (рис. 5).


Рисунок 5. Смешанный стиль объемной вышивки

Основные приемы объемной вышивки

Объемная вышивка позволяет создавать и небольшие сувенирные предметы, и выполнять картины. В этом искусстве рукодельницы используют различные приемы и техники художественного вышивания, среди которых простые, отделочно-декоративные швы и множество других разнообразных швов. Прежде чем познакомиться с описанием швов и техникой их выполнения, желательно запомнить определение некоторых основных терминов ремесла – они общие для многих видов вышивки.

Уже в середине XII в. многие европейские замки поражали роскошью своего убранства. Далеко не последнюю роль в украшении средневековых интерьеров играли всевозможные вышивки.

Проколом называют то место, в котором иголка с рабочей ниткой входит в ткань или выходит из нее.

Рабочей питью называют вдетую в иголку нитку, посредством которой в данное время делаются стежки.

Стежок - это отрезок рабочей нитки, располагающийся на поверхности ткани между 2 проколами. В процессе вышивки стежки поочередно оказываются то на лицевой, то на изнаночной стороне ткани.

Стежок, находящийся на лицевой стороне ткани, называется лицевым. Соответственно стежок на изнаночной стороне называется изнаночным.

Раппорт шва - это регулярно повторяющаяся его часть, которая может быть различной по длине и ширине. Раппорты простых швов, как правило, идут один за другим по прямой линии, составляя строчку. Обычно раппорты таких швов не имеют ширины, если не принимать во внимание толщину рабочей нити.

Технику исполнения самых простых швов желательно освоить для того, чтобы в будущем легче было справиться с выполнением сложных декоративных швов и узоров. Тем более, что это умение может пригодиться в объемной вышивке, где порой допускается самое фантастическое сочетание видов швов.

Все простые швы в своем великолепном многообразии отвечают лишь нескольким общим требованиям, они должны:

Быть как можно более простыми по своему строению и выполнению;

Отвечать параметрам ткани по крепости и прочности;

Украшать внешний вид изделия;

Не стягивать ткань, собирая ее морщинами. Единственное требование к исполнению простых швов состоит в следующем: их стежки нужно прокладывать равномерно, аккуратно и ровно по линии шва. При прокладке шва надо внимательно следить за тем, чтобы нитка не провисала, иначе стежок будет иметь неопрятный вид. В особенности это касается тех стежков, которые составляют строчки параллельных швов.

В ручной вышивке применяют всего 4 основных вида простых швов:

«вперед иголку»;

«назад иголку», или «за иголку»;

«строчка»;

Обметочный (подрубочный, или краеобметочный).

Простые швы чаще используют для отделки или декорирования вышивки, поэтому они должны быть плотными. Простые швы в качестве украшающих контурных швов используют во многих видах вышивки в тех случаях, когда для отделки нужно прошить и подчеркнуть контур рисунка, или для дополнительного украшения изделия. Кроме ранее упомянутых простых швов, в этом качестве практикуют еще такие швы, как: тамбурный, стебельчатый и шов «витой шнур». Обычно эти швы выполняют в 2–3 сложения нитками мулине, шелковыми для вышивания, ирисом или шерстяными нитками.

Шов «Вперед иголку»

Это шов очень прост в исполнении и внешне напоминает пунктир. Его раппорт составляют 1 лицевой и 1 изнаночный стежки (рис. 6 а). Шов полагается выполнять движением иглы справа налево. Весь шов образует последовательное чередование по прямой линии стежков, имеющих равную длину. В узорах с произвольным рисунком шов «вперед иголку» можно прокладывать и по плавной кривой линии. Для выполнения шва иголку с рабочей ниткой выводят справа в контур узора с изнаночной стороны налицо. Для лицевого стежка надо отсчитать нужное число нитей ткани, после чего вытянуть иглу на изнанку. Затем, пропустив на изнаночной стороне одинаковое число нитей, вновь вывести иголку на лицевую сторону без протягивания рабочей нитки. Этот прием следует повторять 2 или 3 раза так, чтобы на 1 см шва поместились 2–3 стежка. Шов «вперед иголку» часто используют для обводки контура рисунка при вышивании крестом или гладью. Потому этот шов можно применять в качестве дополнительного украшения при выполнении объемной вышивки крестом. Кроме того, именно этот шов используют при выполнении объемной вышивки в итальянской технике трапунто (рис. 6 б).


Рисунок 6. Выполнение шва «вперед иголку»: а) раппорт шва «вперед иголку»; б) исполнение шва «вперед иголку »

Шов «За иголку»

Шов «за иголку», его второе название – «назад иголку», также очень прост в исполнении, его стежки нужно набирать в направлении справа налево.

Стежки шва «за иголку» должны быть одинаковой длины. Шов можно выполнять двумя способами.

При первом способе иголку с рабочей ниткой следует вывести на лицевую сторону следующий прокол иголкой в ткань сделать на 3 мм правее места 1-го прокола. Это будет 1-й лицевой стежок. Нить протянуть по изнаночной стороне, вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 1-го прокола. Это первый изнаночный стежок.

Скорее всего, тяга к прекрасному была свойственна человеку уже на заре цивилизации. Неандерталец, который жил в Европе примерно 50–40 тыс. лет тому назад, обеспечивал себя одеждой из шкур, сшивая их сухожилиями и украшая простейшими узорами из тех же сухожилий.

Выполняя 2-й стежок, уложить рабочую нитку слева направо, а иголку вколоть в место прокола, которым был закончен 1-й лицевой стежок. Снова провести иголку под тканью на изнаночной стороне и вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 2-го стежка. Далее вновь ввести иголку в тот прокол, которым был закончен предыдущий стежок. С лицевой стороны это шов смотрится как сплошная строчка стежков, похожая на машинную строчку. Потому этот способ выполнения шва «за иголку» еще называют швом «строчка», или строчевым швом (рис. 7 а, б).


Рисунок 7 а, б. Шов «за иголку»: а) исполнение шва, б) внешний вид шва на лицевой стороне


Изнаночные стежки шва «за иголку» – это отрезки рабочей нитки, равномерно находящие друг на друга лишь на половину предыдущего стежка. В правильном раппорте лицевой стежок шва «за иголку», или строчевого шва, равен половине изнаночного стежка. Длина стежков обычно зависит от толщины ткани и рабочей нитки.

При втором способе выполнения шва «за иголку» после вывода ее с рабочей ниткой на лицевую сторону нужно сделать следующий прокол на 2 мм правее выхода рабочей нити. Ее протянуть по изнаночной стороне и вывести на 3 мм левее 1-го прокола. При таком способе выполнения шва на лицевой стороне образуется пунктирная, или штриховая, строчка с промежутками в 1 мм (рис. 7 в).


Рисунок 7 в. Раппорт второго варианта выполнения шва «за иголку»


Раппорт шва «за иголку» состоит из лицевого и расположенного под ним изнаночного стежка.

При идеальном исполнении в раппорте шва «за иголку» лицевой стежок равен 0,33 изнаночного стежка. Тогда лицевые стежки и промежутки ткани между ними получаются равномерными, придавая шву ритмичность и делая его красивым. При последовательном повторении эти раппорты образуют весь шов «за иголку», который имеет очень рельефный вид, он четок при украшении им изделий. Иногда шов «за иголку» называют стебельчатым швом наизнанку.

Классический стебельчатый шов

Это знакомый с детства и самый распространенный во многих видах вышивки шов, который представляет собой ряд плотных косых стежков. Шов нарабатывается стежками в направлении слева направо, т. е. от себя, а острие иголки во время работы над швом направлено на вышивальщицу. Стебельчатый шов бывает двух типов: тонкий и толстый.

Тонкий стебельчатый шов имеет вид шнурка. Им вышивают тонкие и длинные детали изображения (травинки или прожилки листьев). Иногда в случае необходимости этим швом можно обвести контуры отдельных деталей вышивки.

При выполнении стебельчатого шва надо аккуратно закрепить рабочую нитку на изнаночной стороне и вывести иголку с ней на лицо в нужной точке контура рисунка. Затем ввести иголку в ткань правее места 1-го прокола – это будет 1-й лицевой стежок стебельчатого шва. После чего протянуть иголку с рабочей ниткой по изнаночной стороне работы и вывести острие иголки на лицевую сторону в середине 1-го стежка с его левой стороны. Эта точка послужит началом 2-го стежка. Когда рабочая нитка будет полностью выведена на лицевую сторону следует прижать ее большим пальцем левой руки к пяльцам вблизи от места прокола. Затем вновь ввести иголку с рабочей ниткой в ткань правее точки окончания 1-го стежка ровно на половину его длины. Далее провести иголку по изнанке и вытянуть на лицевую сторону в месте того прокола, который завершил 1-й стежок, – это середина 2-го стежка.

Собственно говоря, суть шва состоит в том, что каждый последующий стежок нужно начинать из середины предыдущего стежка. Небольшие, одинаковой величины стежки надо плотно укладывать друг к другу. При выполнении стебельчатого шва очень короткими стежками он получается узким и слегка выпуклым, напоминая витой шнурок (рис. 8 а).


Рисунок 8 а. Тонкий стебельчатый шов


Опытные мастерицы при использовании напольных или настольных пялец обычно выполняют этот шов двумя руками. Однако начинающей вышивальщице лучше не усложнять себе жизнь: ей проще прокладывать его правой рукой, придерживая левой рабочую нить при выполнении шва.

Осуществление стебельчатого шва заключает в себе одну тонкость: при его выполнении рабочую нитку всегда нужно класть только с одной стороны от иголки: или справа, или слева. Ни в коем случае нельзя во время прокладывания стебельчатого шва менять положение рабочей нитки – это сразу нарушит его ритмичность и красоту: он приобретет изломанный неряшливый вид.

Когда стебельчатый шов используется в качестве украшающего контурного, он выполняется маленькими стежками одинакового размера тонкой острой иглой. Если же этим швом надо вышить линию с резкими крутыми изгибами, в этом случае ее нужно прошивать, немного прокалывая иголкой предыдущий стежок в тот момент, когда ее острие выводится на лицевую сторону для нового стежка. Благодаря этому несложному техническому приему можно зафиксировать стежок. Тогда линия шва получится достаточно гибкой и четкой.

Толстый стебельчатый шов требуется выполнять практически так же, как и тонкий шов. Но каждый его последующий стежок должен заходить на предыдущий стежок примерно в его середине. Лицевые стежки следует располагать почти параллельно линии шва. В этом случае изнаночные стежки по величине должны равняться половине лицевых стежков. Толстый шов чем-то напоминает широкий шнур (рис. 8 б).


Рисунок 8 б. Выполнение толстого стебельчатого шва

Видоизмененный стебельчатый шов

В объемной вышивке используют видоизмененный стебельчатый шов, который несколько отличается от традиционного исполнения, хотя шов также нарабатывается слева направо. Вместо произвольных наклонных стежков здесь нужно при выполнении очередного стежка вводить иголку с рабочей ниткой точно в середину предыдущего стежка, не отклоняясь от воображаемой или прочерченной линии шва. Причем надо выравнивать каждый стежок. При таком исполнении стебельчатый шов получается более тонким и изящным, напоминая витой шнурок. Этим швом можно заполнять большие плоскости узора, получая гладьевой настил.

Для придания изделию более гладкой фактуры следует выполнять удлиненные стежки величиной примерно в 1–3 см. При этом прокол для каждого последующего стежка делать не в середине предыдущего стежка, а на 0,33 части его общей величины (рис. 9).


Рисунок 9. Видоизмененный стебельчатый шов для объемной вышивки


Стебельчатым швом очень удобно вышивать тонкие ветки и стебельки растений, постепенно переходя от их тонкой части к месту утолщения. В момент перехода меняется только размер стежка без изменения угла его наклона.

Мастер-класс по рукоделию "Вышитая роза"

Нетрадиционная вышивка гладью

Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Предлагаю вам мастер-класс вышивки цветов в нетрадиционной технике объёмной вышивки гладью. Данный материал ориентирован на учащихся 7-9 классов и будет полезен учителям технологии, педагогам дополнительного образования, всем творчески ориентированным людям.
Назначение: подарок своими руками, декоративное украшение для одежды, ободка, портьер, интерьера и др.
Цель: выполнение бутоньерки в нетрадиционной технике объёмной вышивки гладью.
Задачи:
1. Развивать способности учащихся в индивидуальной творческой деятельности: умения ставить задачу, планировать и корректировать свою работу; умения адекватно оценивать результат своего труда.
2. Применить полученные обучающимися ранее знания о вышивке в новой ситуации.
3. Выполнить оригинальное вышитое изделие своими руками.

История вышивки.
Вышивание - это украшение ткани вышитым орнаментом. Это ремесло уходит корнями в глубокую старину. Ещё в 14-15 веках до нашей эры им занимались мастерицы Древнего Египта. В гробнице Тутанхамона обнаружено церемониальное царское одеяние, расшитое цветным орнаментом. В Перу за 8 столетий до нашей эры использовали вышивку для украшения тканей. В Китае в 1-3 веках изготавливали зелёные шёлковые ткани, вышитые многоцветными растительными и звериными узорами.
На краснофигурной греческой вазе (450 год до н.э.) изображена вышивальщица за работой с трапециевидными пяльцами. На тот период были известны два способа вышивки: гладью и крестом. Вышивкой занимались и состоятельные женщины и рабыни. Вышивали платки, покрывала, хитоны. Рабыни вышивали для продажи, а горожанки - для развлечения.
В Древней Руси вышивка золотыми нитями была известна с 11-12 веков. Первоначально вышиванием занимались женщины знатных семей и монахини, но постепенно искусство вышивания стало распространяться среди всех слоёв населения и стало основным занятием девушек-крестьянок.
Приёмы вышивания, узоры, их цвет совершенствовались из поколения в поколение. Свободная вышивка гладью – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками.
Объёмная вышивка гладью выполняется на основе двусторонней и художественной глади. В этой технике можно выполнить настенное панно, бутоньерку, украшение для заколки и др.
Я предлагаю вышить королеву цветов - розу. Именно об этом цветке люди сочинили много стихотворений, легенд и сказок.

Роза красная
О, роза красная! Ты – символ страсти,
Красуешься ты гордо средь других цветов,
Ты – символ щедрости души и символ счастья,
И тот, кто дарит розу – дарует любовь!
Не устаю я любоваться розой красной,
Чудесной нежностью атласных лепестков,
И тот, кто дарит сей цветок прекрасный –
Тот дарит душу, сердце и любовь!
Зовется роза королевою недаром,
Она – прекраснейшая из цветов,
Ведь роза – лучший праздничный подарок,
Обычай этот к нам пришел из глубины веков…
Людмила Шарова.

Родиной розы считается Персия. В древнеперсидском языке слово "роза" буквально означает "дух". Её любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза - царица цветов - является предметом восхищения, поклонения и пламенной любви.
Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях: она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что пожелает.
О рождении розы существует множество легенд. По одной она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат. По другой легенде розу создала богиня Хлорис, превратив мёртвую нимфу, которую ей не удалось оживить, в прекрасный цветок с привлекательностью Афродиты, пьянящим ароматом Диониса, радостью и яркостью Граций... Существует множество легенд и о том, как белая роза стала красной.
Вот красную розу и будем вышивать.


Материалы и инструменты:
Для вышивки в технике объёмной глади понадобятся следующие материалы, инструменты и приспособления:
- нитки мулине красных и зелёных оттенков,
- иглы №2-5, напёрсток,
- ножницы,
- пяльцы диаметром 15-20 см,
- простой карандаш,
- флизелин,
- проволока для плетения бисером диаметром 0,3 мм.


Последовательность изготовления изделия
Нарисовать и вырезать шаблоны лепестков, листьев. Количество лепестков и листьев выбирается самостоятельно в зависимости от предполагаемого объёма бутона.


Натянуть флизелин в пяльцах.


Обвести шаблон лепестка (или листика) на изнаночной стороне флизелина. Уложить проволоку по контуру изображения, перекрестив у основания детали концы проволоки длиной 1,5-3 см. Пришить проволоку вприкреп нитками в одно сложение.



Перевернуть пяльцы с флизелином на лицевую сторону. Нитками в два сложения вышить край детали, захватывая проволоку, петельным швом с чередование коротких и длинных стежков от центра сначала в одну сторону, затем в другую.



Поле детали заполнить двусторонней гладью с чередованием коротких и длинных стежков. Можно использовать нитки только такого цвета, как и нитки петельного шва. Можно применить приёмы художественной глади с эффектом светотени.



Одинарной нитью выполнить отдельные оттеняющие штрихи на поле детали, располагая их веером от основания.


Маникюрными ножницами вырезать деталь изделия близко к петельному шву. При этом нужно следить, чтобы не задеть нитки вышивки.


Если изделие предназначено для торжества, обшить контуры деталей бисером швом «через край», набирая по 2-3 бисерины на иглу.


Вышить все лепестки.


Вышить листья аналогичным образом.


Собрать все лепестки вместе.




Собрать листья в веточку.


Скрепить вместе цветок и листья, перекрутив между собой концы проволоки.


Для бутоньерки прикрепите к проволоке булавку.


Для украшения заколки или ободка нужно прикрепить готовый цветок к основе с помощью проволоки или универсального клея.


Если прикрепить цветок к стебельку (например, к трубочке для коктейля), можно поставить его в вазу и использовать для украшения интерьера.