Обряд русской свадьбы краткое содержание. Традиции русской свадьбы: какой должна быть свадьба в народном стиле? Букет невесты и подвязка

Трудолюбивым - яркий свет горит по жизни, ленивым - тусклая свеча

Свадьба в русских народных традициях

comment 0 комментариев

Мода на прошлое вновь возвращается. Стиль ретро завоевывает молодых, невесты выбирают свадьбы в стиле шебби или стилизации под 20-30-е годы Европы и Америки. В России выбор чаще падает на стиль 70-х, так называемых стиляг, но в последнее время возродилась мода на русские народные свадьбы. Вышитые сарафаны, венки и кокошники, песни и хороводы, интересные обычаи и традиции, соблюдение которых когда-то гарантировало счастливую и долгую жизнь.


Конечно, сегодня мало кто может позволить себе полностью воссоздать свадебную традицию, но выбрать некоторые элементы под силу любому.

Общие сведения

В русской свадебной традиции тесно сплелись христианские и языческие мотивы. Венчание, молитвы и выбор подходящего дня относились к первым, а большинство обычаев, призванных задобрить злые силы, пришли из языческих верований.

Какая же русская свадьба без русской одежды? Советую вам посетить наш интернет — магазин и подобрать для себя уникальную русскую одежду . Нигде такую одежду вам не найти! Заходи к нам и будь на высоте!

Для невесты свадьба была не просто торжеством: «умирая» как девица, она «рождалась» вновь уже в семье мужа как молодуха. Именно это и стало причиной появления огромного количества суеверий и правил.


Например, плач с подружками накануне свадьбы и омовение в бане означали прощание с покойным, траур и последнее обмывание тела. Роспуск косы символизировал уход от девичества, перенос новобрачной через порог мужнего дома должен был обмануть домового, который принял бы нового члена семьи за ребенка и стремился помочь ему. Некоторые из этих традиций можно встретить в любой свадебной церемонии, а самые интересные стоит взять на заметку. Они помогут создать подходящее настроение у виновников торжества и молодых.

Выбор дня

Самым лучшим днем для венчания считалось 14 октября – день Покрова Пресвятой Богородицы. К этому дню прекращались все сельскохозяйственные работы и приготовления к зиме, урожай был собран, а звери и птицы, составлявшие основу праздничного стола, успевали отъесться на зиму. Кроме того, выпавший первый снег символизировал невинность невесты и ее белую фату, что считалось хорошим знаком. «Накрывая» землю, Божья матерь защищала ее и новую семью.


Сегодня условия изменились, и лучшим временем стало считаться теплое лето с длинными днями и ярким солнцем. Но перед тем, как пригласить всех к ЗАГСу или храму, стоит вспомнить о нескольких предшествующих ступенях. Строгое соблюдение необязательно, а взять на заметку стоит.

Сватовство

С этого начиналась вся свадьба. В древности сватовство означало договор между родителями жениха и родителями невесты, мнение молодых при этом учитывалось редко. Обычно сваты шли со стороны жениха: это были крестные родители, близкие родственники или всеми уважаемый житель поселка, деревни или улицы. От них требовалось умение уговаривать и убеждать, выставлять жениха в лучшем свете.

Сегодня знакомством родителей с обеих сторон можно представить в виде сватовства. Пригласите их в гости или ресторан, попросив разыграть небольшой спектакль. Совместное веселье поможет разговориться и заполнит вынужденную неловкую паузу в самом начале. Беседа может начаться небольшой интригой. Родители жениха намекают на истинную цель визита: «У вас товар – у нас купец», «У вас курочка, у нас петушок», «У вас цветочек, а у нас садочек». После этого следует обмен комплиментами и расхваливание своего «товара». По традиции родители невесты не давали согласия сразу, их требовалось «уговорить».

Помолвка

Как только ни называли это действо: помолвка, запоруки, сговор, своды, рукобитие, заручины. Помолвка являлась последней чертой, пройдя которую, о разрыве свадьбы не могло идти и речи. Исключением были лишь серьезные поводы: смерть одного из новобрачных или побег. Она проходила после осмотра дома жениха. Удостоверившись, что будущий супруг способен обеспечить жену и детишек, родители невесты соглашались на помолвку и назначали время либо отказывали.


На торжественный обед приглашали всех родственников и соседей, но молодые за столом не присутствовали. Во время трапезы отец невесты объявлял о помолвке, после чего жених и невеста выходили к гостям, получали благословение родителей и поздравления гостей, затем садились за стол. Обычно будущий супруг дарил девушке кольцо, как символ любви. Приняв его, та обещала быть покорной и любящей женой.

Любопытна традиция, существовавшая несколько веков назад на севере России. Даже если невеста была рада замужеству, в день помолвки она должна была убежать и спрятаться. Ее ловили подруги и «насильно» приводили к отцу. Тот благословлял дочь и завешивал ее лицо платком, после чего жених уезжал, а молодая начинала причитать и оплакивать девичество. Плач продолжался до самой свадьбы, обычно около недели, во время которой невеста шила приданное.

В отличие от севера на юге помолвка и дни до венчания сопровождалась веселыми песнями и плясками. Жених каждый вечер навещал суженную и приносил ей подарки: сладости и небольшие побрякушки.


Даже если вы решили полностью повторить традиции предков, помолвку лучше устроить современную, чтобы не испугать гостей: вряд ли они обрадуются, увидев упирающуюся новобрачную. Провести помолвку в поле или лесу, устроив пикник и собрав близких друзей. Чтобы подготовить гостей к самой свадьбе, можно организовать традиционные игры и забавы, найти и распечатать несколько народных песен и частушек, а также сплести венки или приобрести лапти. Стоит попросить приглашенных выбрать стилизованный наряд – это поможет погрузиться в атмосферу праздника.

Некоторые необходимые приготовления

Прежде, чем рассылать приглашения и с нетерпением ожидать торжества, стоит выбрать место проведения, одежду для гостей и новобрачных, а также продумать стол и развлечения. Чтобы правильно уловить особенности русской народной свадьбы, достаточно вспомнить описания из классической литературы и посмотреть фильмы. Особенно помогут советские фильмы-сказки.

Место

Лучшим вариантом станет настоящая русская изба возле реки, леса или поля. Ее можно арендовать на несколько дней, заранее обговорив количество гостей и число спальных мест. Благодаря своеобразному интерьеру и элементам декора она станет отличным фоном для фотографий. Выход на улицу позволит провести время на свежем воздухе и организовать салочки, прятки и хоровод. Стога сена, деревянные мостики через реку, колодец, резные наличники и ворота, полевые цветы – все это переместит гостей на несколько веков назад.
Если выбор пал на кафе и ресторан, остановитесь на украинских мотивах. Близкие к русским народным они помогут почувствовать себя уютно и непринужденно. Лучше расставить столы по периметру, освободив центр для конкурсов и танцев. Идеальным вариантом будут деревянные скамьи и столы, застеленные вышитыми скатертями.

По углам можно раскидать охапки сена, поставить сундуки, прялки, деревянную посуду, лучины, развесить на стенах венки из полевых цветов и колосков и лубочные картинки. Выбирайте специализированное место – тогда вам не придется искать реквизит и расставлять его.

Ошибиться здесь сложно – о русской кухне все наслышаны с детства. Блюда должны быть простыми и вкусными, без изысканных соусов и приправ. Вместо салатов с майонезом – свежие овощи, вместо канапе и бутербродов – разнообразные пироги и соленья, а также холодец, борщ, уха, жареная рыба, птица и мясо, домашние колбасы, селедка и маринованные грибы.

Это же относится и к алкогольным напиткам: остановитесь на домашних наливках, винах, водке и медовухе, вычеркнув дорогие коньяки и виски. На десерт подойдут сладкие пирожки, варенье, мед, бублики, баранки, пряники, орехи и свежие фрукты, растущие в вашей полосе. Из напитков – квас, компот, кисель, морс, чай и травяные сборы в самоваре.

Одежда

Подобрать одежду в нужном стиле довольно просто. Мужчинам подойдут широкие штаны, вышитые рубашки и кушаки, женщины будут отлично смотреться в рубахах и сарафанах. Для полного погружения в стиль можно попросить замужних дам убрать волосы под кокошник или платок, а девушек – распустить локоны или заплести косы, украсив их венками и лентами. Если торжество проходит на природе, молодые гости могут быть и босиком, в других случаях лучше выбрать нарядные сапожки или лапти. Последние стоит заранее раздать приглашенным, чтобы они разносили обувь.

Новобрачным стоит позаботиться об аренде костюмов для всех гостей, ведь найти подобные наряды в шкафу довольно затруднительно. Если финансы не позволяют обеспечить всех, можно остановиться на стилизации: например, попросить женскую половину выбрать скромные платья и сарафаны ниже колена, дополнив их широкими шалями и поясами. И не забудьте заранее подготовить вышитое полотенце: дружка жениха (свидетель) носил его через плечо, как ленту.

Для жениха и невесты

Особых требований к одежде счастливой пары нет. Жених надевает более нарядную, чем у гостей, рубаху с вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Если остальные гости будут щеголять в лаптях, то молодому супругу стоит выбрать щегольские сапоги – символ достатка.

Наряд невесты должен быть богатым, но скромным, с преобладанием красного и белого. Считалось, что злые духи будут всеми силами стараться напакостить молодой, а потому на сарафане часто вышивали специальный орнамент, притягивающий удачу и счастье. Макияж должен быть умеренным и незаметным: светящаяся кожа, естественные брови, пушистые ресницы и яркие губы и щеки.

Отдельно стоит отметить прическу. Для стилизации можно выбрать длинную косу или распущенные, как у русалки, волны, которые будут украшены цветами и лентами. Если же вы хотите соблюсти традиции, можно выбрать кокошник, под который подруги уберут вам волосы.

Букет невесты должен быть простым, с преобладанием полевых цветов. В него можно вплести молодые веточки деревьев или кустики ягод.

Стоит помнить, что в ЗАГС и храм многие предпочитают идти в белом платье и классическом костюме. Переодеться в русское народное можно перед банкетом. Если же вы не хотите тратить время и деньги, лучше будет выбрать кокошник с белой полупрозрачной накидкой-фатой.

За день до…

Современные женихи и невесты прощаются с уходящей свободой на мальчишниках и девичниках. Эти понятия идут из далекого прошлого: накануне свадьбы молодая собирала подруг и отправлялась с ними в баню, чтобы проститься. Они пели песни (печальные на севере и веселые на юге), сплетничали и расплетали косу невесты, убирая оттуда ленту – символ девичества.

Нынешним новобрачным можно взять обычай на заметку и арендовать для последнего «глотка свободы» сауну, финскую или японскую баню. Лучшим вариантом станет традиционная русская парилка — с березовыми и дубовыми вениками, ледяным бассейном и соответствующим интерьером. Там вы сможете отдохнуть, закусить и провести несколько процедур для красоты. И не забудьте заплести косу с красной лентой: пусть подруги расплетут ее, оплакивая ваш уход от отчего дома.

При посещении не забывайте о мерах предосторожности. Выберите более щадящий вариант или назначьте девичник на пару дней раньше, если опасаетесь проблем со здоровьем.

День Х

Если вы хотите соблюсти традиции в строгом соответствие с правилами (сперва выкуп, затем венчание, в конце банкет), стоит немного упростить стилизацию. Ограничьте сходство в одежде яркими платками и лентами, обилием частушек и присказок, конкурсами, связанными с деревенской жизнью.

Если для вас последовательность проведения церемонии не очень важна, а банкет запланирован в настоящей деревенской избе, можно разделить весь день на две части: традиционные регистрация и венчание и стилизованное представление с выкупом невесты, похищением, играми и танцами. Таким образом, вам не придется несколько раз переодеваться, а гости смогут насладиться настоящим праздником.

Сразу после венчания невесту с женихом развозят для переодевания в разные места поближе к арендуемому дому. После подготовки супруг с друзьями и гостями подъезжают на телегах и санях, запряженных лошадьми, или подходят пешком. Заранее попросите дружку выбрать и выучить несколько народных песен, чтобы заразить всех весельем и подготовить к последующим действам.

В доме невесты жениха встречают ее подружки, с которыми необходимо договориться: заплатить выкуп сладостями или монетками, отгадать загадки, пройти испытания, спеть или станцевать. Дружка должен расхваливать жениха и помогать ему. Дополнить испытания можно поговорками и частушками. Интересна традиция некоторых областей: в день свадьбы молодую невесту в доме встречала переодетая в лохмотья мать жениха. Этим она старалась внушить девушке ужас и уважение. Сегодня встречать жениха может выйти будущая теща, решив наравне с подружками испытать его.

Развлечением гостей во время банкета должен заняться тамада и музыканты. Лучше выбрать русский народный хор, баяниста и балалаечника или цыган: романсы и народные песни станут прекрасным дополнением стола. Не забудьте соблюдать наиболее интересные приметы, которые тамада может объяснить присутствующим: разломить каравай, трижды обойти вокруг стола, связать две бутылки шампанского.

Игры и забавы

Какое же веселье без танцев и развлечений? Проще всего устроить небольшие мастер-классы по народным танцам и провести битву умельцев. Раньше более ловкие парни плясками старались покорить суженных, а девушки и дети чаще водили хороводы с песнями-припевками.

На улице можно поиграть в лапту, жмурки, прятки. Для малышей стоит пригласить аниматоров и разыграть настоящую сказку, покатать желающих на лошадях и санях. Некоторые специализированные деревни предлагают экскурсии в зверинец с домашними питомцами. Познавательно будет провести занятия по играм на гармошке или балалайке, созданию корзин и деревянной посуды, роспись лубочных картинок и глиняных кружек.

Тамада и дружка могут развлекать гостей в образах скоморохов или петрушек. В их речи должны преобладать народные мотивы: поговорки, басни, красочные сравнения и обязательные частушки. По традиции последние к концу празднования становятся все более эротическими, намекающими на первую брачную ночь.
Для молодых и сильных можно устроить силовые соревнования: борьбу, перетягивание каната, поднятие кадок, бочонков и девушек. Если позволяет место, установите шест с несколькими мешками наверху. Пусть гости попробуют добраться до них и сорвать. На ярмарках призом обычно служил петух, сейчас же ограничиться сладкими наборами.

Не экономьте на безопасности: пригласите хороших специалистов и попросите гостей быть внимательными. Особенно это касается езды на лошадях.

Зимняя сказка

Не нужно расстраиваться, если свадьба выпала на зимний месяц. Вы сможете провести прекрасную церемонию, совместив банкет в помещение и развлечения на воздухе. Да и раскрасневшиеся невеста и подружки на фото будут смотреться прекрасными Снегурочками.

Первым делом вспомните Гоголя, «Ночь перед Рождеством» и развлечения молодежи в сочельник: игры в снежки, догонялки, катания с гор на санках и санях, коньки. Чем не повод обновить валенки и закутаться как следует? Совместить развлечения можно с горячим чаем и легкой закуской для проголодавшихся, а закончить — в зале ресторана под цыганские напевы и удалые песни.

Несколько примет на конец вечера

Наши предки верили в приметы и не стеснялись приманивать удачу. Все слышали про похищение туфельки, бросание букета и монетки под правой пяткой супруга, но это далеко не все. Остановимся на паре обычаев, которые помогут закончить вечер на позитивной ноте.
Во-первых, нужно разбить бокалы или тарелки жениха и невесты. Это приносит удачу, а размеры осколков помогают определить пол будущего ребенка. Крупные кусочки предрекали мальчика, мелкие – девочку.

Во-вторых, полезно будет вспомнить историю традиции бросать букет. Она пришла в Россию из Европы, на Руси же невеста передавала эстафету иначе. Она закрывала глаза и вставала в круг подружек, которые начинали водить вокруг нее хоровод и петь. Молодая, не глядя протягивала букет, позволяя судьбе решить вместо нее.

И скажем пару слов о подвязке. Когда-то ее роль выполняла повязанная чуть ниже колена лента. Доверяя мужу, новобрачная позволяла ему развязать ее, приподнимая сарафан. Обычно после этого ленту бросали неженатым парням: те должны были стоять неподвижно, чтобы не вмешиваться в предназначение.

Напоследок

Должно быть, русская народная свадьба – одна из самых ярких, запоминающихся и при этом простых. Возвращение к прошлому понравится старшему поколению и позволит молодым вновь вспомнить интересные и забавные традиции и игры. Чтобы вновь проникнуться духом старины, достаточно почитать классиков или посмотреть экранизации сказок. Наряды красных девиц и богатырей подскажут вам любопытные решения, а любимая повесть может стать основой для всего праздника.

Почему бы в качестве испытания не отправить будущего мужа к царице за черевичками или не загадать ему загадок настоящей Бабы Яги? И помните: любая сказка всегда заканчивается счастливой свадьбой.

Ничто так не любимо русским человеком, как раздольные гулянья и развеселые застолья. Именно поэтому так в России любят ходить на свадьбы. Здесь есть все: грусть и радость, смех и слезы, тревоги и пожелания счастья.

Сейчас следуя веяниям моды, многие пары устраивают свои свадьбы на европейский манер, перенимая обычаи и церемонии из чужих свадебных традиций. А как же проходит свадьба в России?

Сватовство невесты

Этот старый обычай имеет под собой мудрое и правильное начало. Молодые люди не женились без одобрения родителей. Именно за этим жених и приходил в дом к невесте. Сначала жених извещал своих родителей о намерении жениться, если те были не против кандидатуры невесты, то только тогда шел свататься. Причем, сватовство могло проходить как со сватами, так и без них.

Молодой парень просил руки дочери у отца девушки. Придя в дом к нареченной, жених преподносил два букета: один будущее теще, второй будущей жене. Сваты намеренно пытались найти у невесты недостатки, чтоб «сбить» цену выкупа. Решающее слово оставалось за отцом. Если он разрешал начинать подготовку к свадьбе, то тут же и обсуждались свадебные расходы, дату свадьбы, выкуп за невесту и ее приданое.

Выкуп невесты перед свадьбой

Если сватовство прошло удачно и все предсвадебные хлопоты завершены, то наступает день самой свадьбы. Как же проходит русская свадьба? Как ее начать правильно, знают не все молодые люди. Подскажут более опытные родственники и помогут провести свадьбу, как положено.

Конечно, любая свадьба начинается с выкупа невесты. Жених с утра пораньше одевается, собирает друзей и, в сопровождении нескольких автомобилей, едет за своей любимой. Свадебный эскорт видно и слышно издали: все машины сверкают, нарядно украшены, поездка сопровождается музыкой и протяжными сигналами клаксонов, чтоб все вокруг знали, что едет жених.

Подъезжая к дому невесты, жених с друзьями натыкается на препятствие – подружек невесты, которые не пропускают молодого влюбленного без выкупа. Это последний шанс подороже «продать» невесту жениху, после регистрации брака она и так будет полностью принадлежать ему.

Казалось бы, что сложного? Заплатил выкуп — прошел, но не тут-то было! Подружки не ищут легких путей, а пытаются запутать и заболтать жениха с друзьями. Задают каверзные вопросы и невесте и ее родных, устраивают препятствия для встречи молодых, заставляют молодого парня петь, читать стихи, отгадывать ребусы и загадки. Это не значит, что незадачливый жених, не отгадавший любимый цвет невесты, не встретится со своей нареченной. Но от подруг придется откупаться: конфетами, шампанским, а иногда и деньгами. Чего не сделаешь для встречи с возлюбленной?

После того, как все испытания пройдены, счастливый жених дарит своей любимой свадебный букет цветов, и молодые отправляются в ЗАГС.

Церемония бракосочетания

Ни одна русская свадьба не проходит без работников ЗАГСа. Официальная церемония заключения брака проводится в специальном зале, под торжественную музыку, в нарядной и благоухающей обстановке. Если молодые не хотят ажиотажа вокруг своей росписи, то могут выбрать будний день для регистрации и заключить брак в более обыденной обстановке.

Но если церемония торжественная, то стены ЗАГСа вместят всех близких и друзей, которые захотят присутствовать на вашей регистрации. Сотрудники ЗАГСа трепетно подходят к торжественной церемонии. У каждого регистратора подготовлена своя красивая и волнительная речь для проведения церемонии заключения брака. В присутствии гостей и свидетелей, сотрудник ЗАГСа задает вопрос об обоюдности и добровольности вступления в брак и после обмена кольцами предлагает молодым подставить подписи в акте гражданского состояния. После этого молодые скрепляют узы брака первым супружеским поцелуем и кружатся в свадебном вальсе.

Все гости по очереди поздравляют новоявленных супругов. После этого переходят в другой зал, где можно выпить шампанского и сфотографироваться.
На выходе из ЗАГСа молодоженов встречают дружными криками «Поздравляем!» и осыпают рисом, мелкими монетами и лепестками цветов. Влюбленные выпускают в небо пару белоснежных голубков, символизируя любовь и верность друг другу.

Свадебная прогулка по городу

После ЗАГСа молодые с гостями отправляются на прогулку по городу. Посещают при этом красивые исторические места, живописные парки и скверы, аттракционы и памятники. Ни одна свадебная прогулка не проходит без оператора и фотографа, они нужны для того, чтобы запечатлеть красивые и памятные моменты.

Банкет по случаю празднования свадьбы

Завершающей частью свадебного торжества станет банкет. Если вы найдете толкового и веселого тамаду, то полдела сделано. Опытный ведущий грамотно составит сценарий вашего торжества, учитывая ваши особенности и пожелания. Организует веселые конкурсы, поможет украсить зал и рассадить гостей, проследит за подачей блюд. Также тамада со стажем предложит вам своих компаньонов: ди-джея, артистов и флористов, которые проверены временем и обстоятельствами.

Молодых у входа в ресторан встретят родители жениха с караваем и иконой, благословляя на долгую и счастливую семейную жизнь. Красивые обряды также организует ведущий вашей свадьбы, такие как: вступление в семейную жизнь, передача огня от очага семьи невесты молодой семье. Сопровождаются такие мероприятия торжественными клятвами и музыкой, не оставляя равнодушным никого из присутствующих.

Под конец свадебного банкета невеста передает эстафету незамужним невестам, бросая свой свадебный букет. Жених, снимая зубами подвязку с ножки новобрачной, кидает ее своим друзьям, определяя следующего жениха.

По традиции, все гости, начиная с самых близких родственников, говорят тосты и поздравления в адрес молодоженов. Преподносятся дары и проводятся аукционы. В завершении застолья выносят торт небывалой красоты. После десерта молодожены благодарят всех близких и друзей за то, что они провели этот торжественный день вместе с ними и разделили их радость.

Кульминацией вечера становится праздничный салют, массовый запуск небесных фонариков или воздушных шаров в ночное небо.

Два любящих сердца решили создать новый союз. Впереди множество приятных хлопот по подготовке торжества. Самое время вспомнить, какие существуют В России большинство пар старается придерживаться хотя бы самых основных. Все обычаи несут в себе смысловую нагрузку, о которой мы часто уже не помним, выполняя все неписанные правила, скорее, по привычке, чтобы было, как у всех. Попробуем разобраться, что символизируют обычаи и традиции на свадьбе в России.

Свадебное платье

Первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь свадебные традиции в России, - это свадебное платье. Романтичное и воздушное, скромное и невинное, роскошное и элегантное - оно может быть любым, главное, чтобы невеста чувствовала себя в нем самой красивой в свой день. Несмотря на это, большинство девушек выбирают белые наряды. И лишь в редких случаях соглашаются на то одеяние, в котором кто-то уже выходил замуж. Обычно это мамино платье, если у нее сложился счастливый брак. Почему именно белое и новое? Цвет этот символизирует юность и невинность. Поэтому многие женщины, выходя замуж во второй раз, выбирают синий или вариации цвета шампанского, считая, что свой белый наряд они уже надевали. Новое платье символизирует новую жизнь, которая начинается со дня заключения брака.

Кстати, белый цвет в традиции свадьбы в России пришел из Европы. Издавна наши девушки выходили замуж в красных платьях, что символизировало плодородие. Мода изменчива, в том числе и на свадебные образы. Многие современные невесты стремятся уйти от традиционных цветов, добавляя к своему наряду яркие или, наоборот, нежные ленты или другую отделку. Красный сейчас выбирают только самые неординарные и экстравагантные особы.

Фата

История фаты как атрибута свадебного наряда насчитывает около двух тысяч лет. Римские невесты скрывали лица под вуалью в знак скромности, целомудрия и тайны. Лишь после церемонии муж мог снять эту завесу с любимой. На Востоке же фата не украшала молодую, а держалась между будущими супругами, чтобы они не могли касаться друг друга до своей первой ночи.

Свадебные традиции в России обязывают невест, первый раз выходящих замуж, надевать фату. Если брак второй, то это становится ненужным. Сегодня к этому обычаю относятся уже не так серьезно. Фата воспринимается, скорее, как аксессуар, дополняющий прическу, наряду с диадемой например. Иногда вместо нее надевается маленькая вуалька, прикрепленная к шляпке. Можно и вовсе обойтись без этого элемента гардероба.

Старое и новое, взаймы взятое и немножко голубого

Этой фразой традиции в России описывают в целом наряд невесты. «Новое» - это, несомненно, платье - символ вхождения в чистую и светлую семейную жизнь. «Старое» - обычно это украшения, передающиеся в семье от матери к дочери. Не обязательно вести речь о фамильных бриллиантах, вполне допустимо использовать какую-то деталь материнского свадебного наряда. Эта вещь будет символизировать связь между поколениями, ту частицу родительского тепла, которую они вложили в свою дочь и которую она принесет в свою собственную семью. «Взаймы взятое» - это вещица, которую одолжили подруги. Она будет означать, что рядом с молодой семьей всегда будут друзья и близкие люди, всегда готовые помочь и поддержать. Голубой же цвет в наряде является символом мира и гармонии в будущей семье. Он может использоваться в отделке платья и аксессуарах. Часто надевается голубая подвязка.

Кольца

Свадебные традиции в России, как и в других странах, не обходятся без обмена кольцами. Молодые люди, собирающиеся пожениться, сегодня выбирают украшения из драгоценных металлов - золота, серебра, платины, гладкие или с камнями, украшенные резьбой и гравировкой. И все же традиционные обручальные кольца - гладкие, без вставок и украшений. Почему же так? Кольцо - бесконечная прямая, без начала и конца. Оно символизирует долгую будущую семейную жизнь. Каждый камешек или неровность, по народным поверьям, означают какое-то несчастье на пути молодой семьи, так как кольцо замкнутое, неприятности будут повторяться раз за разом, по кругу. Вот и выбирают чаще всего гладкие ободочки.

Благословение

Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Именно оно дает счастливую путевку в семейную жизнь. Отсутствие же родительского одобрения до сих пор может считаться весомой причиной для того, чтобы свадьба не состоялась. Каждого из молодоженов утром в день торжества должны благословить матери или крестные.

Выкуп

Как и много лет назад, современная традиционная свадьба в России не обходится без обряда испокон веков существует в нашей стране. Он символизирует переход девушки из родительского гнезда в семью мужа. Сакральный смысл этого обряда практически утерян, сейчас выкуп превратился в веселое действо, рассчитанное на развлечение гостей. Жениху приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы справиться со всеми заданиями, которые приготовили ему подруги невесты. Часто они помогают продемонстрировать, как хорошо будущий муж знает любимую и какую райскую жизнь он ей обещает. Если задание не выполнено, приходится откупаться деньгами или конфетами - от самых маленьких участниц. Подмогой жениху выступают его друзья. Порой им удается прорваться, пропустив часть заданий. В любом случае выкуп - один из самых веселых обрядов.

и бутоньерка жениха

С букетом невесты связаны лучшие русские свадебные традиции (и самые красивые). Раньше жених составлял его сам. Он мог нарвать цветов в поле или попросить любого из соседей срезать понравившееся растение в саду. В такой просьбе обычно не отказывали. Сегодня редкая девушка позволит жениху заказать букет в салоне без ее одобрения, все же он является одним из главных свадебных аксессуаров и должен гармонично вписаться в образ. Жениху же не позволяется видеть платье заранее, поэтому он вряд ли сможет подобрать цветы самостоятельно.

Впервые свою роль букет играет на выкупе невесты. Когда будущий счастливый супруг преодолевает все препятствия, он дарит свой букет любимой. Выкуп прекращается в тот момент, когда она берет букет в руки - это означает согласие. Дальше девушка должна вынуть один цветок из букета и приколоть его на грудь жениха. Отсюда пошла традиция бутоньерки. Она всегда состоит из тех же цветов и сходным образом оформлена.

Обычай бросать в толпу незамужних подруг букет невесты, и второй - подвязку друзьям жениха, пришел к нам из Европы. Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают. Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы.

Осыпание молодоженов зерном

После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз. Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран. Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же. Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье.

Хлеб-соль

При входе в дом, где будут жить новобрачные, молодых ожидают родители жениха с хлебом-солью - праздничным караваем. Его украшают изображением лебедей, гроздьями рябины и другими символами богатства, верности и плодовитости. Хлеб символизирует богатство и благополучие, которого желают молодой семье, а соль должна защищать их от злых сил. Молодые должны откусить каждый по кусочку каравая и съесть. Есть и примета - кто больший кусочек ухватит, тот будет главой семьи.

Есть и другие свадебные традиции в России, связанные с прибытием в новый дом. Жених непременно должен перенести невесту через порог на руках. Этот обычай должен защитить ее от сглаза, болезней и прочих напастей. Если девушка не вошла на своих ногах, то ее и не было в этом месте.

Еще для молодых расстилали шубу мехом вверх - символ богатства. Кто первый на нее встал на колени, тот и глава семьи.

Битье посуды на счастье

Многие в России родом из деревень. Обычай бить посуду на счастье тоже оттуда. На второй день после торжества было принято бить глиняные горшки. Если посудина разбилась, значит девушка вышла замуж чистой и непорочной. Если даже трещины не появилось, на невесту могли начать наговаривать. Считалось, чем больше осколков, тем больше счастья встретят молодые на своем пути.

Новые свадебные обряды

В каждом городе существуют свои вариации свадебных традиций и свои места, куда молодые обязательно должны заехать во время прогулки после ЗАГСа. В их числе обязательно фигурирует мост, через который жених должен перенести невесту на руках, чтобы она не коснулась ногами земли. Часто на ограждения моста вешаются замочки с указанием даты свадьбы и именами молодоженов. Вместе они запирают их и выбрасывают ключ в воду, как бы скрепляя свой союз и выбрасывая единственную возможность его разрушения. Иногда на счастье привязываются ленточки на деревья.

Сакральный смысл свадебных обрядов зачастую уже никому не известен. Их воспринимают лишь как старые добрые традиции и способ увеселения гостей. И все же большинство пар, вступающих в брак, стремятся следовать известным им обычаям, веря, что так смогут сделать свой брак более удачным.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.

Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая. Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых. Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.