Оценка влияния аниме на подростков и молодежь в россии. Как влияет на психику аниме, так ли вредно его смотреть

Мнение об аниме в России разделилось на несколько лагерей. Кто-то считает, что оно оказывает пагубное воздействие на психику, мировоззрение детей (из-за сложившихся стереотипов, что мультфильмы - это развлечение для детей), недоумевает или раздражается по поводу построения серий (у нас к повторам и разбивке рекламой в детских фильмах не привыкли) и т.д.

Кто-то полагает что аниме - это уже не детское развлечение, а сложное многогранное сочетание философских проблем, которые актуальны в повседневной, реальной жизни человека. Аниме затрагивает разнообразные социальные аспекты и помогает морально развиваться.

Кто-то просто считает просмотр аниме ни к чему не обязывающим развлечением, наряду с просмотром фильмов, чтением книг и прочими хобби. Есть и равнодушные к данному направлению люди.

Споры о влиянии аниме кипят на различных аниме-форумах. Молодежный, слегка инфантильный, образ, представленный японскими мультипликаторами, пришелся по душе российским подросткам. На форумах обсуждаются сериалы и полнометражные фильмы, а также другие увлечения его участников. Из положительного влияния участники таких форумов или клубов выделяют интерес к Японии и японской культуре, популярность которой также растет из-за внедрения японской кухни в российские кафе и рестораны. Это все воспринимается как экзотика. Также наличествует интерес к японскому языку, праздникам, истории и философии.

К негативным последствием как сами участники форумов, так и ярые критики аниме, относят оторванность от реальности, ухудшение здоровья из-за чрезмерного просмотра аниме, творчество не самого высокого уровня. Впрочем, эти претензии можно приписать ко многим другим увлечениям современных подростков и молодежи. Резко критикуется и возрастное несоответствие аниме, разрушительно влияющее на психику. Хотя для устранения влияний последнего после внедрения рейтинговой маркировки есть реальные перспективы. Здесь, как говориться, лучше палку не перегибать.

Отмечается неоднозначность характеров персонажей. Здесь трудно найти абсолютно хорошего или плохого героя, что также привлекает подростков, которые копируют его поведение в жизни. При этом в «любимчиках» можно встретить в общем-то отрицательных персонажей, а что из этого вытекает - представить не так уж сложно.

Стремление докопаться до сути и сделать всеохватывающее представление о любимом аниме выражается по-разному. При становлении моды на аниме поклонники пытаются найти первоисточники, на основе которых снимались сериалы и фильмы. Поскольку аниме основываются не только на японских играх и манге, возникает вторичный интерес к оригинальному произведению. Так, полнометражный фильм Хаяо Миядзаки «Шагающий замок Хаула» является экранизацией произведения английской писательницы Дианы Винн Джонс, а «Сказания Земноморья» Горо Миядзаки - адаптацией цикла книг американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Использование мифологических сюжетов или названий подогревает интерес к ознакомлению с мифами и легендами. Часто используются, помимо японского эпоса, греческий и скандинавский. Впрочем, наблюдается и обратная тенденция, когда сюжеты аниме перетекают в кино. Известная трилогия «Мартрица», снятая американскими режиссерами братьями Вачовски, заимствует некоторые элементы уже упомянутого «Призрака в доспехах».

Аниме, впрочем, как и любое другое произведение, может являться источником вдохновения. Помимо фанарта, фанфиков и косплея, поклонники с помощью программ рисуют клипы или продолжения понравившихся работ, что требует уже определенных навыков владения техническими и программными средствами, а, следовательно, их изучением. Опять же по причине трудности изучения японского языка фанатам приходится совершенствовать свои познания в английском и других языках для просмотра аниме в соответствующих озвучке и переводе.

Исходя из всего вышесказанного, оценка влияния аниме неоднозначна. Зацикливание на просмотре, некий инфантилизм, отстраненность от мира сего могут свободно сочетаться с интересом к стране восходящего солнца, развитием творческих способностей в рисовании, сочинении, готовке и шитье. Идеи, заложенные в большинстве аниме - о преодолении трудностей, принятии себя, умении работать в коллективе и строить отношения - находят свой отклик в сердцах молодежи, а многочисленные школьные антуражи и узнаваемые ситуации - у подростков. Впрочем, это все интрересно и взрослым, которые, смотря фильмы и сериалы со своими детьми, прививают им собственные вкусы.

Аниме – проект по массовому отуплению и развращению детей! От него глупеют, толстеют, лысеют и покрываются страшными бородавками! Оно пропитано пошлостью, кровью, страшными лупоглазыми чудиками и его нужно запретить! Дети от него сходят с ума, совершают суициды, а у некоторых случаются припадки!

Вот стандартный набор пугалок, который мне приходилось слышать, когда я натыкалась на тему аниме на центральном телевиденье. Честно говоря, меня такие заявления коробят, поскольку журналисты, как всегда, делают то, что «хавает» большая часть населения. Те, в свою очередь, ни на что так не покупаются, как на страшилки о концах света, об инопланетянах, которые любят всех пугать своими внезапными появлениями, мировыми заговорами и тем, что «растлевает» молодёжь. Компьютерные игры, аниме, современные музыкальные жанры, брейк-данс – да всё, что попадает в сферу увлечений подростков, способно стать злом во плоти.

Для начала, предлагаю разобраться в том, что такое аниме и что оно из себя представляет? Японцы словом «аниме» обозначают вообще всю анимацию – хоть диснеевские мультфильмы, хоть советские, хоть французские, хоть британские, хоть какие. Поскольку транслитерация полного слова «анимация» (своего термина для этого явления у них нет) слишком сложна, они ограничиваются таким сокращением.

Для любого «неяпонца» это понятие включает в себя только мультфильмы, созданные в Стране восходящего солнца её жителями. Как правило, аниме характеризуется диспропорцией рисованных персонажей, типичными для него приёмами прорисовки лиц. Из этого у большинства людей и складывается ассоциативная картинка.

Хотя на самом деле, аниме не всегда подчиняется этим канонам. Во-первых, всё зависит от художника, который рисует основу для аниме. Если художник раболепствует перед канонами, боясь отклониться от заданной траектории, он будет рисовать, как все привыкли. Если у художника выработался свой стиль, который вызывает у публики интерес, то его аниме будет отличаться от прочих. К таким художникам с узнаваемым стилем принадлежат Хаяо Миядзаки, Ёситака Амано, Кадзума Канеко.

Во-вторых, существуют также различия в стилях рисовки для разных возрастов. Японцы очень хорошие маркетологи, и прекрасно знают, что понравится детям, что – парням-подросткам, что девушкам-подросткам, а что людям старших возрастов. Я тут говорю вовсе не о возрастании степени пошлости, она далеко не всегда бывает в аниме, как таковом. В зависимости от того, для кого рисуется аниме, степень реалистичности может варьироваться.

Интересность и степень разумности аниме также зависит от интересов основной целевой аудитории. Многие мультфильмы для младших возрастов могут показаться глуповатыми, и аниме тут не отличается от своих западных собратьев. Чем серьёзнее зритель, тем серьёзнее и умнее аниме. Хотя есть и исключения, как и везде.

И что тут можно ответить на заданный вопрос? Влияет, конечно, но не более, чем другие виды мультипликации. Просто нужно уметь найти среди японской анимации то, что будет приятно смотреть именно вам.

Для тех, кому не хочется искать, могу предложить посмотреть такие аниме как «Унесённые призраками», «Мой сосед Тоторо», «Служба доставки Кики», «Добывайка Ариэтти», «Рыбка Поньо с утёса», «Ходячий замок Хаула». Всё это фильмы Хаяо Миядзаки. Их можно смотреть всей семьёй. Это самые настоящие сказки, учащие не только добру, смелости и верности в дружбе, но и трудолюбию. Практически во всех этих сказках есть три правила: «вселенского зла не бывает», «детям полезнее бывать на свежем воздухе» и «терпение и труд всё перетрут». Кстати, он высказывал восхищение некоторыми советскими мультфильмами, и сказал, что на его стиль оказала влияние наша «Снежная королева». Он же нарисовал собственную версию сказки «Двенадцать месяцев». Его же «Принцесса Мононоке» подойдёт детям от младшего подросткового возраста и старше. Именно с неё началось моё удачное знакомство с аниме.

Для всех фильмов Миядзаки характерны красочность и яркость, не бьющие по зрению, роскошные пейзажи и общая приятность сюжетов и персонажей.

Уникальны в своём роде работы упомянутого мной Ёситаки Амано, например «1001 ночь», которая хоть и входит в жанр «эротика», но абсолютно лишена пошлости, являясь сказочной феерией, сном двух влюблённых.

Уникален своими качеством рисовки, сюжетом и колоритными персонажами сериал «Seirei no Moribito», в котором магия хоть и есть, но существует только как атрибут природы. Хорошее приключенческое кино не на один вечер.

Для взрослых любителей детективов существует сериал под названием «Монстр». По сюжету молодому нейрохирургу Тенме приходится гоняться по Германии 90-х годов за серийным убийцей и скрываться от полиции, будучи подозреваемым в совершённых тем убийствах. На протяжении сериала над Тенмой дамокловым мечом висит вопрос «Все ли жизни равноценны?».

Для любительниц темы моды существует сериал «Принцесса медуза», который учит тому, что каждая девочка, вырастая становится принцессой… если захочет. В сериале остро поднимается тема людей, прячущихся за хобби, иждивенцев и просто крайне стеснительных людей.

Как видите, аниме бывает всякое, и способно быть интересным и даже полезным людям разных возрастов и полов. Приятного просмотра!

Ну что же, давайте говорить об анимешниках, проще говоря, о любителях японской анимации и японских комиксов-манга. В принципе, это веяние уже можно выделить в особую субкультуру, обладающую своим кодексом, спецификой одежды и сленга, обладающую положительными и негативными сторонами.

В чем заключается основа взаимоотношений анимешной братии? Конечно же, в просмотре фан-продукции - соответственно аниме (мультфильмы, снимаемые в Японии получили название "аниме" от английского слова animation), манги . И аниме, и манга имеют свои стили, направления, возрастной ценз, то есть продукция находит потребителя среди любой возрастной группы. Мы не будем говорить о порнографических сюжетах, поговорим о явлении в целом.

Атрибутика базируется как на определенных произведениях, так и на особо популярных чертах, которые традиционно повторяются, и имеют определенный смысл. Например "кошачьи" ушки и хвостики , означающие девственность и непорочность. Аниме создало определенную уличную моду, многие марки выпускают молодежную одежду с оглядкой на это популярное движение. Выделим еще продукцию для фанатов определенного сериала или фильма - посуда, одежда, аксессуары, атрбуки, а так же одежда и аксессуары для косплея (cosplay) (отыгрывания персонажей).

Увлечение аниме приводит, в свою очередь, к увлечению японской культурой в целом. Изучение языка, история государства, история национальной одежды... В основах аниме заложены прописные истины: дружба, преданность, чувство долга. Основное отличие от привычных нам, славянам, сказок и историй - в аниме напрочь отсутствует образ Емели на печи, там очень серьезно рассматривается аспект работы, причем работы до седьмого пота, долга перед собой и обществом, веры и преданности. Это как раз и есть положительные стороны увлечения.

Отрицательные стороны начинаются в балансе ценностей. Вместо того, чтобы обращать внимание на серьезные аспекты аниме-продукции, переоценка идет в пользу внешнего антуража, так называемой "кавайности" (от яп. слова kawai - очаровательный, милый). Отстраненности от других социальных групп по классической схеме "кто не с нами, тот против нас". Эта же отстраненность может сыграть в сторону ухода от любых иных интересов и развлечений, кроме тех, которые входят в число допустимых в компании.

Мода на "все японское" так же ввела в наш круг понятий такие явления, как синдром Караши, отаку и хикикомори . Конечно же, для подростка смерть от чрезмерной работы не является чем-то интересным, зато понятие отаку вполне интересно. Отаку - человек, прочно зациклившийся на определенном интересе, в данном случае интерес к аниме. Все кроме этого как бы перестает существовать. В любом подростковом сообществе считается престижным выделяться из общей массы, пусть даже единомышленников.

Понятие хикикомори тоже может показаться интересным. Изначально это проявление социофобии, которое базируется на патологическом страхе, в том числе не состояться как личность в этом мире, не достигнуть успеха, подвести свою семью. Но суть, описываемая в статьях на эту тему такова: человек запирается у себя в комнате, никого не видит, смотрит телевизор или сидит за компьютером. При этом родня его содержит, заботится и беспокоится - человек-то болен. Подростку-манипулятору не составит особого труда сыграть такой образ, ради получения определенных благ. Да и в 15 лет подобная ситуация выглядит совсем по-иному. Больной человек воспринимается как великий затворник, отшельник, человек, пошедший против системы ценностей, навязанных миром.

Как видите, особой разницы в действиях нет, хоть аниме-фан, хоть панк. Просто очередной способ выделиться из толпы, найти свой путь к самореализации. Для особо любящих родителей совет - не стоит запрещать ребенку увлекаться аниме, но и не стоит садить к себе на шею 24-летнего хикикомори, в конце концов, если это действительно болезнь, то ее можно и нужно лечить.

Вред анимэ на психику человека.
Я замечу, что в нашей стране стремительно растет число фанатов и любителей мультипликационных мультфильмов анимэ и манги. Число поклонников данного стиля растет с каждым годом все больше и больше, так называемых отаку становится очень много, и их движение невозможно не заметить. Здесь, в этой статье, я бы хотела рассказать о вреде анимэ с медицинской, психологической и социальной точки зрения. Я уже создавала подобную статью, написанную с достаточно не грамотными аргументами, имеющею грубую форму, на что откликнулись фанаты этого мультфильма, доказывая мне, что анимэ как мультфильм, совершенно не опасно для психики, и даже более того полезно. Думаю и сейчас на эту статью отзовутся именно отаку, поэтому сразу предупреждаю всех читателей этой статьи: я корректирую абсолютно все комментарии к этой статье, так что Вы не сможете позволить себе выругаться матом, сделать оскорбительное заявление в адрес автора (иными словами в мой адрес), ваши комментарии будут просто удалены, а Вы будете занесены в игнорируемый лист. Я писала эту статью очень долго, все факты и аргументы приведенные ниже ни что иное как явное доказательство моим словами, вычитанное и вырытое из разнообразных научных источников, в том числе и из литературы, так что будьте уважительны! Итак, теперь статья о вреде анимэ на психику человека.

Почему я решила написать именно про вред анимэ? Я, как человек любящий писать статьи на актуальные психолог –психические проблемы 21 века, не могла не пройти мимо и этой проблемы! Конечно, я бы с точно такой же легкостью виртуоза могла бы написать и про вред мульиков типа «винкс», но хотелось бы призвать во внимание именно анимешников, т.к. все таки «винкс» смотрят малолетние дети, за которыми должны присматривать взрослые более целомудренные родители.

Первый факт вреда:
Стереотипность. Каждый сериал выполненный в анимэ нарисовке содержит в себе ни что иное как обыкновенная штамповка, в которой совершенно не ощущается авторская работа. Каноны жанров, каноны целевой аудитории, специфика таймслота, общепринятые анимэшные шаблоны – все это не дает авторам и аниматорам придумать что-либо по – настоящему новое, своеобразное. Все выполнено по единой структуре, нет место разнообразию, а в свое время это не просто отупляет разум, но и делает главную идею как бы пропагандируемой и правильной! Нет свободы выбора с психологической точки зрения, я уже не говорю о злостном 25 кадре, который присутствует абсолютно во всех японских мультфильмах. Все еще терпимо, если мультфильм попадает на глаза к устоявшемуся индивидууму, с более менее устоявшейся психикой (хотя и «взрослая психика» может запросто податься анимэ пропаганде), а если фильм попадет на глазу ребенку, или на глаза подростку, у которого только начинается усовершенствоваться психика?! Представляете какое сильнейшее давление, внушение и в то же время шок получает еще неокрепшая детская психика, сколько же пороков может получить подростковая психика, сколько скрытых идей, тех которые прячутся за яркой кричащей графикой мультфильма, может перепасть в идею создания в реальности анимэ жизни?!!! Ведь стереотипность не исчезает, ничего нового не появляется, а значит с сомнениями, что «так оно и нада!» попращаться анимэ-зритель не сможет уже никогда!
И это только пол беды! В психиатрии появляются все больше и больше пациэнтов – отаку, и это уже факт,мимо которого невозможно пройти мимо! Исходя из диогностики, у пациэнтов-отаку выявляется важный «сдвиг» в психике, они становятся по-настоящему, психически больными людьми, опасными для общества, и самое главное они и сами не в прочь признать этот яркий факт. При осмотре и при разговоре с такими пациентами, каждый врач задается вопросом: «с чего же все началось?! Неужели один мультфильм выполненный в анимэ графике смог так сильно повлиять на психику подростка\ребенка, а иногда и взрослого человека?!» важную роль тут как раз играет эта самая стереотипность. Но встречаются и редкие анимэ мультфильмы, в которых эта стереотипность слегка скрыта, и там даже присутствует некая идея. Именно этой идеей и хотят воспользоваться восторженные и слабонервные умы, принадлежащие в основном подросткам и детям. Таким образом, насмотревшись анимэ мультфильмов, юный отаку принялся действовать по так называемом «сценарию мультфильма» . с виду спокойный мальчик тринадцати лет, любящий анимэ, в один прекрасный вечер зарезал ножом своих отца и мать, был признан невменяемым, но при этом совершенно спокойным, обьясняя все одно лишь фразой «так было по сценарию!»
Воспитательный момент в таких мультфильмах явно негативен.

Второй факт вреда:
Длительность. Обычно анимэ сериал длиться в более чем 100 серий, а это уже похоже на длительность какого-нибудь бразильского сериала. Но позвольте, стоит ли сравнивать две такие разные вещи?! Ежедневно в анимэ сериале показывают одно и то же действие, одну и ту же серию в которой СОВЕРШЕННО НИЧЕГО НОВОГО НЕ ПРОИСХОДИТ! Это тоже действует на психику, таким образом не только все больше созывая глаз к очередному просмотру анимэ (а вдруг что-нибудь новенькое выпадет?), но и заставляет голову работать в том же направлении.

Третий факт вреда:
Поведение героев. О вредоносной графике уже было сказано чуть выше, а ведь ко всему этому добавляется еще и неодыкватное поведение героев. Во всех анимэ мультфильмах герои ведут себя агрессивно, жестоко. В аниэ постоянно показывают какие-то драки, схватки с бурей крови, расчлененными телами. Профессиональный хирург, или анатом мог бы выдержать такую графику, а вот обычный неокрепший ум подростка или ребенка нет. Разве это можно считать нормальным? Разве можно создавать мультфильм, который бы пропагандировал жестокость, насилие, буря, целая буря крови?!! Если в старых анимэ мультфильмах, где еще не присутствовала компьютерная анимация можно было рассмотреть хоть какую – то игру разума, какие – то смысловые качества, то в современных это напрочь отсутствует! Здесь главным девизом является следующее: «Бей! Потом разберемся!»
Мало того, проявляется и собственная глупость героев. Они редко пользуются своим интеллектом, и в принципе своей силой. Анимэ-герою часто помогают некие высшие силы, какие-то заклинания. Все это напоминает сказку, но ведь тот, кто смотрит, может на подсознательном уровне точно так же и в жизни надеется на авось, на такие же силы, которых нет. Таким образом, чисто психически у ребенка может просто «вырубиться» аппарат реальности.

Четвертый факт вреда:
Запрет во всем мире. Да, именно так. Официально во всех странах Европы запрещены анимэ мультфильмы, так как все выше приведенные пункты по достоинству оценены во всем мире. Что, Вы сильно удивленны, что ваши любимые авторы-японца не показывают собственных мультфильмах, с целью сберечь психику своих детей?! А Вашу губят…

Пятый факт вреда:
Проявление навясчевой сексуальности.
Японские представления о сексуальной культуре катастрофически отличаются от принятых на Западе, или в России. Из давно существующая и почитающаяся культура проституции, нейтрально – спокойное, я бы даже сказала возвышенное. Все героини созданы по шаблонам секс бомбы, в теле которой не проявляется ничего кроме пошлости: не пропорционально большая и стоячая грудь, слишком выпуклая и так же не пропорциональная попа, слишком тоненькие ноги, слишком тонкая талия и руки. Мужчины же в основном секс – гиганты, с слишком накаченным телом для своих годов, и не менее накаченным «достоинством». Мало того, все эти качества прорисованы с точностью и агрессивно, говоря что «Таким тело быть и должно!» .
Так же спокойное отношение к гомосексуализму, потакающее отношение к педофилии, совершенно естественное насильственное отношение с сексуальной тематикой …все это, даже в самых незначительных аниме мультфильмах проглядывается! Разве можно такое показывать по телеэкрану?
Разумеется, у японцев есть свои моральные запреты, которые не переступаются. Но, когда аниме показывается русскому ребёнку, он увидит то, что вообще говоря, в нашей культуре табу, а отсутствие тех моментов, которые табу для показа в Японии просто пропустит. В результате не явное, но очень сильное подтачивание морали и этических представлений, и естественно психики.

Шестой факт вреда:
Религиозные аспекты. Как известно, в Японии христианство не пользуется особым почётом и уважением. А большая часть россиян – православные христиане. В таких мультфильмах не редко показывают то, как японцы почитают свою культуру, а антисторонников либо убивают, либо высмеивают. Естественно, при таком раскладе ребенок не сможет понять, кого лучше слушать: родителей христиане, или любимых мульт героев, которым в дальнейшем можно поклоняться.

И это еще не весь список проблем! Я подчеркнула лишь их большую часть, не уточнила конкретные психико-психологические заболевания. Я призываю Вас к тому, чтобы Вы не смотрели то, что может разрушить все ваше мировоззрение.