Один красочный день: моя свадьба в Бомбее (Индия)

Индийская свадьба - это не просто торжественная формальность, это дань традициям, соединение судеб и начало новой жизни. Роскошь и богатство - неотъемлемая черта этих свадеб. В этом посте вы узнаете о ритуалах, свадебных обычаях в Индии, а так же увидите красоту, которая витает вокруг церемонии.
Прежде всего, стоит понимать то, что индийские свадьбы несут в себе глубокий смысл. Индусы убеждены: свадебный ритуал связывает жениха и невесту на все следующие семь жизней, потому следует подойти к нему со все ответственностью и провести торжество на высшем уровне.

Индийская свадьба обычно проходит в три этапа: церемонии до свадьбы, свадебный обряд и постсвадебные церемонии. Длится свадьба по обыкновению 4-5 дней.

Церемония помолвки (Тилак) является одним из первых важных мероприятий. Традиционно она организуется за месяц до свадьбы. Участвуют в ней только мужчины, так как индуистское общество патриархально и особо почитает мужское начало. Отец невесты направляется в дом жениха и сообщает ему, что невеста будет счастлива принять его в мужья. Затем он наносит на лоб жениха красную точку (Тилак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана), как символ принятия его в будущие зятья. Так же жениху преподносят подарки, а он, в свою очередь, передает подарки невесте.

Семья невесты приглашает всех родственниц, которые собираются и танцуют, поют народные песни на свадебную тематику под звуки дхолака (деревянного барабанчика).

Бинди - красная точка, которую наносят на лоб невесты, как знак того, что она замужняя женщина.

Сухагин - одна из церемоний, которая проводится в доме невесты. Во время этой церемонии воздаются молитвы женщинам, которые умерли раньше своих мужей. Этих женщин называют сухагин.

Когда девушка выходит за муж, ей все желают быть сухагин. Ведь в Индии все благосостояние мужа находится в руках жены. О том, чтобы мужчина был всегда радостен, здоров, доволен жизнью должна заботится его жена. Она не может показывать при муже никаких отрицательных эмоций, которые могли бы омрачить его настроение.

Если муж умирает раньше жены (особенно если от болезни), то жена должна снять с себя все украшения, разломать их, одеть белое сари и носить траур до конца своих дней. Как правило, ко вдовам относятся очень прохладно, избегают приглашать их в свет, а их социальный статус - самый низкий.

Церемония Менди является неотъемлемой частью досвадебных обрядов, проходящих в доме невесты. Этот обряд подразумевает нанесение рисунков из хны на тело. Считается, что, придя в дом жениха, невеста не должна работать, пока рисунки менди не смоются на ее теле.

После этой церемонии девушка не должна покидать дома до дня свадьбы.

В день свадьбы или за день до него обязательно проходит обряд Халди. Согласно нему, на лицо, руки и ноги жениха и невесты наносят пасту из куркумы, чтобы придать таким образом сияние.

Наряд невесты и жениха

Невеста должна уделить большое внимание прическе. По традиции, волосы должны быть собраны и заплетены в косу, украшены драгоценностями, цветами, умаслены душистыми маслами. С распущенными волосами в публичном месте появляться нельзя. Это разрешено только несовершеннолетним девочкам.

Важным атрибутом так же является Натх - колечко, которое носят на левой ноздре. Оно так же как и красная точка, и окрашенный в красный цвет пробор невесты являются символами замужества.

Браслеты, серьги, тяжелые ожерелья - все это дань традициям.

Традиционный свадебный наряд невесты красного цвета, хотя встречаются и синие, и пурпурные и зеленые... Черный и белый цвета запрещены. Черный говорит о нечистоте, а белый - цвета траура.

Свадебный наряд жениха обычно также эффектен. Длинный сюртук, расшитый золотыми нитями, узкие штаны, туфли с загнутыми носами и тюрбан. Считается, что жених и невеста должны быть одеты так, чтобы ослеплять всех своей красотой. И, похоже, им это удается.

Свадебная церемония

В день свадьбы жених отправляется к дому невесты вместе со своей процессией, которую называют Барат Никаси. Традиционно он должен ехать на лошади или слоне, то сейчас многие обходятся просто автомобилями.

В доме его встречает мать невесты, а затем он следует к месту проведения свадебного обряда, где ожидает появления своей избранницы.

Этот момент - ключевой и каждая семья старается оформить его как можно эффектнее.

Конечно же, невеста выглядит просто потрясающе! Теперь вы знаете, сколько подготовки для этого нужно.

Конечно, традиции традициями - но люди есть люди:) Устают индийские жених и невеста во время всей этой кутерьмы не хуже, чем наши, русские)

Когда невеста появляется, она несет в руках гирлянду из цветов. Молодые обмениваются гирляндами, что и является признанием женой мужа и наоборот.

Брак священен и не должен быть расторгнут, для чего концы одежды невесты связывают в узлы, развязывать которые она не должна после свадьбы.

Еще один традиционный обряд - это Ладжа Хома. Брат невесты насыпает в ее ладони рисовые зернышки. Половина из них сыплется в ладони к жениху. Невеста сыплет зерна в огонь, прося таким образом бога смерти даровать ее мужу долгую и счастливую жизнь.

Кульминация обряда - обход священного огня по часовой стрелке три раза.

Завершающий ритуал индийского бракосочетания - нанесение женихом на пробор невесты красного порошка из киновари. Так он принимает ее в жены.

А затем начинает грандиозный пир. Молодожены кормят друг друга сладостями, что символизирует их заботу друг о друге. К слову сказать, кушанья на индийских свадьбах выглядят просто роскошно.

Затем невеста прощается со своим домом и родными и едет в дом мужа.

Прибыв в дом мужа, невеста встречается со свекровью. При входе невеста должна наступить в поднос с красной краской и оставить красные следы на белой материи - на удачу:)

Вот такие красивые свадебные традиции существуют в Индии.

Добрый день, меня зовут Маша, мне 31, в ноябре прошлого года я вышла замуж в Бомбее (Мумбаи) в Индии. Удивительно, что тэга с этим городом я в сообществе не нашла, даже не верится.

Свадьба прошла по сикхскому обряду, под катом 50 фото: подготовка, церемония и послесвадебные торжества. 7 ноября 2015 года.

1. Мы живем в том же отеле, где проходит церемония. Просыпаюсь в 8 утра от звонка: добрые люди с ресепшена предупреждают, что пришла парикмахер. Голова болит, потому что вчера мы с друзьями до двух ночи танцевали в клубе. Ладно! Быстро заказываю двойной эспрессо и круассаны, бегу в душ и надеваю ленгу — мой свадебный наряд. Жених спит рядом, ему-то не надо готовится несколько часов! Всем привет!

2. На руках и ногах у меня менди (мехенди) — рисунок хной, который четыре(!) мастерицы наносили мне в течение двух часов. В рисунок вплетено имя жениха, которое он должен будет искать брачной ночью.

3. Фотографирую вид из окна: мы находимся в южном Бомбее, район Колаба. Город можно представить ввиде треугольника, один из углов которого уходит в океан — вот он и есть.

4. Расстраиваю парикмахера тем, что не хочу добавлять искуственные волосы: у индийских невест толстая коса часто спускается до плеч или пояса, косу украшают золотом. Меня пугают тем, что я буду "слишком скромной невестой") Всего лишь закрепляют тикку (украшение на лоб) и цветы.

5. Цветы парикмахер попросила белые, но потом покрасила их лаком под цвет моего платья.

6. 10.30: Приходит мастер по макияжу делать из меня болливудскую звезду.

7. Надеваем украшения. В них моя свекровь выходила замуж и потом подарила мне. Для этого они со свекром и бабушкой, которая практически не выходит из дома, специально приехали, купили цветы и приготовили речь. Это было так трогательно, что я расплакалась. Три ожерелья и необычные серьги: тонкая жемчужная нить наматывается 3-4 раза за ухо, а конец свисает.

8. Я почти готова, дело за малым: задрапировать шарф-дупату. Мастер спрашивает меня: "В каком стиле? Панджаби/Гуджарати/Ленга Чоли?" По отдельности я знаю значения всех слов, по отношению к драпировке - нет. Выбираю наугад, но потом решаю позвонить будущей свекрови, и приходится все переделывать. Двадцать минут туда, двадцать сюда, невеста опаздывает.

9. 11.15 Мне звонит семья, хотят знать, не задумала ли я бежать))

10. Приходит папа, он будет вести меня вниз в зал, где проходит церемония. Я счастлива его видеть, хотя он крадет мой кофе! Мне важно разделить этот момент с ним.

11. Церемония должна была начаться в 11 утра, в 11.40 мы спускаемся вниз. Во время церемонии все должны быть босиком, так что папа помогает мне снять обувь. В это время четыре мужчины с моей стороны готовят специальное покрывало, которое будут нести над нами до входа в гурдвару (гурдвара храм или любое место, где находится Священная Книга сикхов).

12. Готовы и входим!

13. Зал выглядит так: посередине чтец и Священная Книга на специальном постаменте, слева музыканты, по разные стороны от Книги мужчины и женщины. У всех гостей в гурдваре должна быть покрыта голова, так что для мужчин мы наняли крутильщика тюрбанов. Тюрбаны розовые, под цвет моего платья.


14. У женщин голова покрыта сари или шарфом.

15. Начинается музыка и песнопения. Мой жених не индус, а сикх, к тому же не слишком религиозный, так что мы сделали короткую церемонию (45 минут). В иных обстоятельствах торжества могут идти неделями. Кстати, в России сложилась традиция называть всех индийцев индусами, но это не совсем верно: индус это последователь индуизма, а индиец/индианка это жители Индии.

16. Один из чтецов Священной Книги. Если увидите такого в аэропорту, то не бойтесь, это не террорист, а сикх, верующим сикхам положено носить тюрбаны и не удалять волосы. Если упрощенно про сикхизм: каст нет, женщины и мужчины равны. Нет понятий рая и ада: считается, что заставлять человека быть хорошим из-за награды или наказания это манипуляция. Нет священников (сикхи думают, что клир как класс провоцирует коррупцию и манипуляции) . Ц еремонию проводит любой уважаемый член общины.

17. Пока мы слушаем, жених наклоняется и что-то ласковое мне говорит, я не могу сдержать эмоций.

18. Ждем, когда начнутся четыре гимна с наставлениями (Лаава). Тогда мой папа даст нам шарф, и мы после каждого гимна будем обходить Священную Книгу.

19. Идем вокруг. По углам стоят четыре гостьи, которые осыпают нас лепестками роз.

20. Я крепко держусь за шарф, отпускать нельзя. Он особенный, несколько дней назад семь замужних женщин со стороны жениха собрались вместе, и каждая сделала на нем несколько стежков, на счастье.

21. После каждого обхода мы кланяемся Книге, в знак согласия вступить в брак.

22. Мама жениха лучше всего знает, что следует дальше, так что периодически консультируемся с ней))

23. После обходов нам дам дают зажженые свечи, и мы произносим пуджу (молитву), описывая подносом небольшие круги.

24. Потом передаем поднос родителям и близким родственникам.

25. Следующий шаг: покрывала для Книги: тоже сначала мы...

26. ...а потом родители. Моя семья молодцы, очень искусно и терпеливо лавировали в незнакомых традициях, другой культуре и религии, я им невероятно благодарна.

27. Осталось чуть-чуть! Снова садимся, на нас надевают гирлянды из жасмина, роз и искусственного жемчуга.

28. Всем разносят прасад — сладкий пудинг из муки, масла и сахара. Складываем руки чашей одна в другую, чтобы его принять.

29. Все! Принимаем поздравления!

30. 13.30 гости перешли в соседний зал на ланч, а я ушла в отдельную комнату: дожидавшаяся меня кузина с помощницей помогают передрапировать шарф-дупату. Из-за вышивки она очень тяжелая, и мне хотелось чувствовать себя удобно. Вот результат. Рядом Мегги, моя кузина.

31. Иду в зал в надежде поесть, но не тут-то было! Гости едят ланч и подходят поздравлять молодоженов. Мы сидим на специальной сцене, принимаем подарки и поздравления, фотографируемся.

32. Гости сменяют друг друга, так проходит почти 2 часа... 15.00 Наконец-то можно перекусить! Рядом со Священной Книгой нельзя употреблять алкоголь и мясо, поэтому ланч вегетарианский, а коктейли фруктовые. Я думала, что гости расстроятся (как это без шампанского после церемонии), но все было так вкусно и здорово, что это совершенно не помешало!

33. Время для традиционной свадебной игры: кто первый найдет кольцо в чаше с молоком, тот в доме хозяин! Очень весело, потому что охватывает азарт, да еще гости болеют за своих!

34. Искали три раза, нашли вместе, то есть ничья!

35. Мы на 35 этаже, из ресторана открывается панорамный вид, так что можно разглядеть знаменитое "Ожерелье Королевы": когда вечером зажигаются огни, то полукруг берега похож на драгоценность.

36. 16.00 Гости идут отдыхать, а мы идем делать фотосессию. Я хочу к гостям в бассейн, потому что температура в ноябре в Бомбее около 30 градусов, а наряд-ленга из-за вышивки очень тяжелый, около 9-10 кг!

37. Тем более, что вид из бассейна вот такой:

38. 18.00 Возвращаемся в отель, я уставшая от впечатлений и после часов на жаре снимаю ленгу и летаю. Отправляемся поспать хотя бы час, потому что впереди еще длинный вечер.

39. 20.00 Конечно, мы проспали и опаздываем! Быстро одеваемся и приходим в ресторан, благо, идти всего пять минут!

40. Вечер решено было сделать русским, так что многое здесь непривычно индийцам. Например, приглашенные на свадьбу сидят за столами. На индийских свадьбах бывает по тысяче гостей, поэтому обычно устанавливаются коктейльные столики и ряд стульев для пожилых людей. Все остальные гости едят стоя, поздравляют молодых и отправляются танцевать.

41. Во-вторых, шампанское и тосты, на индийских свадьбах они не приняты. Мы попросили сторону жениха подготовить несколько речей, все очень смущались и предупреждали, что они в первый раз выступают на свадьбе.

42. В-третьих, всякие видео: мои замечательные гости подготовили несколько, да еще на разных языках! Однако ж, когда жениха попросили выехать на слоне, то смущаться уже было поздно.

43. Ну и наконец, обмен кольцами: в сикхской церемонии этого обычая нет, так что мы сделали это вечером.

44. И все привычно: торт.

45. И потом танцы — наш подготовленный.

46. И эээээ.....импровизация от гостей.

47. 00.30 Букет невесты под конец.

48. Довольная гостья.

49. Полвторого ночи, кто-то из гостей отправился веселиться дальше, а мы убегаем в отель: скоро у нас самолет!

50. 4 утра, опять опаздываем! Уставшие, мы запихнули все в чемодан, я оставила ленгу и, как мне кажется, половину имущества в Бомбее, и мы быстро улетели в свадебное путешествие! Последний кадр перед тем, как я заснула после длинного дня: пересадка в аэропорту Кералы (если присмотреться, то видно, что указание на трех языках).

Свадебные традиции в Индии качественно отличаются от свадебных традиций других народов. Дело в том, что только индийцы уже многие тысячелетия чтят традиции арийской культуры, запечатлённые в Ведах. Современные индусы не отвернулись от веры предков, от древних Вед, от своих арийских корней.

Самая главная свадебная традиция в современной Индии, отличающая индийскую свадьбу от свадьбы в других странах: выбор жениха и невесты осуществляют родители жениха.

Именно родители составляют гороскопы молодых, присматриваются к невесте и ее семье и ведут переговоры о будущей свадьбе.

Основные свадебные традиции в Индии

Итак, когда между родителями обеих сторон заключено предварительное согласие о свадьбе, устраиваются две встречи молодых — они ходят в гости друг к другу.

Если молодые понравились друг другу, и если в гороскопах нет препятствий для их совместной жизни, то во время помолвки выбирается , наиболее удачная по гороскопам.

Родители во время помолвки благословляют будущий брак и начинается . Ранее помолвка проводилась за один месяц до свадьбы, сейчас — в зависимости от возможностей семей брачующихся, ее могут проводить за 2 месяца до свадьбы.

Свадебные обряды в Индии несут очень глубокий сакральный смысл. Свадьба чрезвычайно важна для каждого индийца.

Индусы убеждены, что, согласно ведам, свадебный обряд свяжет мужа и жену на семь последующих жизней, что это одно из 16 таинств (санскар) — это важнейшие таинства по пути от рождения до смерти в жизни каждого индуса.

Индийская свадьба — это кармическая связь не только 2 молодых людей, но и семей жениха и невесты.

С тех пор, как они соединились — каждый родственник и в семье жениха и в семье невесты будет причастен к несчастью, или радости, горю, или удаче каждого члена большой семьи.

Потому подготовку и проведение свадебного обряда в Индии проводят с большим благоговением, свято чтя все традиции. Свадебных традиций в Индии много, все они славятся роскошью и богатством. Индийская свадьба — это необыкновенное зрелище.

Индийские предсвадебные ритуалы

До свадебного обряда самой первой церемонией является церемония помолвки. Она называется тилак. Отец невесты и родственники мужского пола приезжают в дом жениха и отец совершает ритуальное действие: ставит на лоб жениха знак из порошка красной куркумы — тилак.

Тилак ставится в знак того, что семья невесты рада ему. После этого священнослужитель проводит ритуал поклонения богам. Далее, помолившись и попросив благословения для будущей семейной пары, все родственники-мужчины невесты ставят на лоб жениха тилак.

Завершив необходимые ритуальные действия, семьи садятся за праздничный стол. Невесте передаются богатые подарки. Церемония обмена брачными кольцами выступает в качестве дополнительной к основной помолвочной церемонии тилак и может даже и не проводиться.

Все остальные ритуальные свадебные действия начинаются примерно за 15 дней до самой свадебной церемонии.

Прежде всего проводится церемония поклонения Богу Ганеша с просьбой убрать все препятствия для проведения свадебного обряда, а также просят счастья для будущей семейной пары. Семьи жениха и невесты все оставшееся время до свадьбы будут молиться именно Ганеше.

Следующим проводится ритуальный предсвадебный ужин для женщин обоих семей. Но в современности разрешается и мужчинам посещать это веселое мероприятие. Женщины из семьи невесты приглашают свой дом на ужин женщин из семьи жениха.

Ужин должен обязательно пройти с песнями, танцами, пожеланиями благополучия и счастья невесте.

Конечно же, праздничный стол очень изобильный, женщины должны повеселиться от души. Это церемония называется сангит.

Следующим предсвадебным обрядом в Индии является восхваление желтого цвета, называется это гайе холуд .

Целью жены в Индии является как можно дольше сохранить мужа здоровым и, если она умирает раньше него, то считается, что она выполнила свой долг сполна.

Ее хоронят со всеми почестями. А если же вышло так, что мужчина умер раньше своей жены и еще от болезни, то участь его вдовы будет незавидной.

Вдовы в Индии заслуживают порицания общества, у них очень низкий социальный статус. Их не допускают даже к участию в религиозных обрядах. По древней традиции самосожжение является участью вдов. Сейчас самосожжение совершается редко.

Потому при совершении обряда сухагин невеста склоняется перед старшими женщинами и они говорят ей, благословляя: «Будь всегда сухагин».

Почти целый день длится ритуальное разукрашивание и в это время принято наставлять невесту о том, как лучше общаться с будущим мужем, как нужно строить отношения, что вообще такое семья.

Поэтому считается, что чем сложнее узор, тем больше времени разговаривали с невестой о супружеской жизни, тем больше секретов она знает. Как только невесте нанесли узоры минди на руки и на ноги, а она уже не покидает свое жилье до самой свадьбы, ее дом украшают цветами, фольгой, праздничными гирляндами.

Индийская свадьба

Отдельного внимания заслуживают свадебные костюмы молодых. Они невероятно роскошны, их наряжают так, чтобы на торжестве они напоминали божества.

В наряде невесты должны повториться 16 элементов специального свадебного наряда. Свадебное сари в традиционной ведической культуре красное.

Однако сейчас, в зависимости от места проживания невесты, встречаются и другие цвета свадебной одежды; запрещаются только черный и белый цвета.

Жениха должны встретить только мужчины из родни невесты, встретить женщину на своём пути для жениха считается плохой приметой. Если у невесты есть младший брат, то именно он встречает жениха, моет ему ноги, провожает в дом и целует.

Вечером начинается свадебный обряд. Жених ждет свою суженую возле свадебного шатра или навеса. Невесту, по традиции, выносят в деревянном паланкине; семь раз обносят вокруг жениха и наконец-то опускают возле него паланкин.

Гости, по традиции, должны попросить невесту и жениха взглянуть друг на друга. Таким образом почитается древняя традиция, которая называется «первый взгляд». С утра и до завершения обряда молодые не должны принимать пищи.

Молодожены проходят к жертвенному огню и садятся возле него.

Свадебный обряд проводит священник, который в Индии называется брахман. Он читает молитвы и выслушивает произнесенные молодыми клятвы.

Потом молодые обмениваются цветочными гирляндами.

Невеста надевает свою на жениха и жених надевает свою гирлянду на невесту, что равносильно обмену кольцами в европейской традиции.

Священник должен связать либо гирляндами руки молодых, либо одежду невесты и жениха в знак соединения их душ.

После этого молодожены обходят вокруг жертвенного огня и жених наносит красную краску на лоб невесты и пробор, тем самым признавая девушку своей женой.

Смысл свадебных церемоний в Индии в том, что женщина принимает и понимает своего мужа как бога для себя, отныне он теперь будет руководить всеми ее жизненными событиями. А жена для мужа — это самый ценный, самый дорогой подарок богов.

Позже невеста встает босыми ступнями в блюдо с красным красителем и проходит дальше, оставляя красные следы на разостланной белой ткани. Такие следы символизируют удачу и счастье в семейной жизни, остающаяся красная каемка на ступнях девушки является признаком замужней женщины.

А вот на третий день родственники жены едут с подарками домой к мужу, где их ожидают за накрытым праздничным столом. И свадьба празднуется ещё раз.

На этом празднование свадьбы в Индии заканчивается.

В индийской культуре существуют необычные свадебные традиции:

  • Жених не может смотреть на свою невесту прямо на свадьбе, он может смотреть на нее только через зеркало и отвечать, что он видит фею.
  • На свадьбу необходимо преподнести в дар бедняку слиток золота своего веса. В наши дни такой слиток из любого материала преподносится в храм.
  • Некоторые невесты, имея несколько женихов, проводят состязание между ними — шваямвару, это мужские состязания. Побеждает сильнейший, он станет мужем невесты.

Традиции и ритуалы, сопровождающие индийскую свадьбу, восходят к Ведам, к славным временам господства арийской культуры. В индийском обществе свадьба — это не только соединение двух людей, но и двух душ. Свадьба связывает семьи жениха и невесты неразрывными узами, и с этого момента счастье и несчастье, горести и радости, уважение и честь затрагивают каждого из членов большой семьи. Индийцы преданы вере и древним традициям, строго храня и чтя их вот уже многие тысячелетия. Ни буддизм, ни вторжение греков, ни тысячелетнее господство мусульман и моголов, ни почти трёхсотлетний период английской колонизации не смогли заставить индусов отвернуться от Вед, от веры предков, от своих арийских корней.

Несущий глубокий сакральный смысл ведический свадебный обряд Виваха несомненно является самым важным событием в жизни каждого жителя Индии, и поэтому к его подготовке и проведению подходят с предельным вниманием и высочайшим благоговением. Индусы свято верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар — важнейших таинств жертвоприношений в жизни индуиста. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишённой девственности, исключена, как лишённое всякого смысла бесполезное действие. Люди, заключающие подобного рода браки и их отпрыски, автоматически попадают в категорию изгоев. Дело в том, что женщина, в соответствии с ведическими представлениями, сравнивается с полем (кшетра) , а мужчина с владельцем поля (кшетрин) . Первый засеявший (вложивший семя, возделавший) поле становится его владельцем и соответственно владельцем всего, что взойдёт (родится) когда-либо на этом поле. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рождённые этим полем от твоего семени тебе не принадлежат, а ты приравниваешься к вору, использовавшему (засеявшему) чужое поле.
Разводы и второе замужество среди индийских женщин — явление исключительное и встречается лишь в низших кастах шудр (шудра — член четвёртой, низшей варны индийцев, к которым причисляются рабочие, крестьяне, домашняя прислуга, пастухи и пр.) или среди аччхутов (аччхуты, ашпруши, хариджаны или далиты — неприкасаемые, не входящие в систему четырех варн, представители низших каст, чернь). Парапурва или Пурва — так в соответствии с древними предписаниями следует именовать женщину вновь вышедшую замуж, либо сожительствующую с кем-либо. Кстати слово "курва", имеющее одинаковое значение практически у всех индоевропейских народов, происходит от санскритского "пурва" .

Индийская свадьба — это не только связь двух молодых людей, но и начало новой жизни. По традиции, подбору пары предшествует составление гороскопа парня и девушки для того, чтобы их характеры подходили друг другу, а семейная жизнь протекла без разногласий.
В соответствии с Ведами, индуистский свадебный обряд проводится у священного жертвенного огня випрой (жрецом-брахманом), а также в нём принимает участие и пурохит (родовой жрец- брахман). Дома жениха и невесты отмечаются свастикой — (Свасти, "су-асти" в переводе с санскрита означает буквально "это есть хорошо" - древнее арийское, ведическое восклицание, обозначенное характерным символом, выражающее благополучие, счастье, успех). Ритуалы, проводимые перед священным огнём — свидетелем брачного союза, ставят супруга в положение Бога по отношению к жене. С этой поры она должна воспринимать мужа именно так, понимая, что без супруга её существование лишено всякого смысла, а врата в духовную жизнь закрыты, что муж является для неё самим Всевышним. Ну а жениху, что его жена — самый ценный подарок, дарованный ему небесами.

Индийские свадьбы всегда славились роскошью и богатством. По существующей традиции они организовываются родителями невесты. Празднование и проведение всех необходимых ритуалов длится четыре-пять дней, однако подготовка к свадьбе начинается задолго до свадебной церемонии. Индуистская свадьба делится на три этапа: досвадебные церемонии, свадебный обряд, а также ритуалы, проводимые после свадьбы. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Ритуалы северо-индийских свадеб несколько отличаются от проводимых в южной Индии. По мере продвижения на юг в свадебных церемониях всё чаще встречаются элементы характерные для дравидской, — не арийского происхождения культуры. Индия — страна людей, принадлежащих к различным религиям, кастам и общинам, людей говорящих на разных языках и относящихся к различным культурам. Это многообразие отражается и в свадебных церемониях.

Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются:
Свадебный наряд . По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский, соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре — зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение "красна девица", пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное.
Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён считается цветом вдовства и траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.

Кешапашарачана . Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану) , необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, — важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения.
Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости.
Появление как говорится "на людях" в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения "распутная" и "распутница" указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций.
Каджал или анджана — чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным.
Бинди — красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей.
Синдур — пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда.
Мангтика — ювелирное украшение на проборе.
Натх — колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины.
Карн Пхул — необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми.
Хаар — свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству.
Баджубанх (бааджубанд ) — браслеты, которые надевают на руки выше локтя.
Менди — узоры, нанесённые хной на руки и стопы.
Чудиян — браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета.
Итар — ароматические масла.
Камарбанд (камербанд ) — изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда.
Паял — серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке.
Аарси — большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.

Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа . В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.

Одной из первоначальных церемоний до свадебного обряда, является церемония помолвки Тилак (Тикка, Саган или Сагаи), известная своим пышным празднованием и проведением ритуалов, изложенных в Ведах. Традиционно её проводят за месяц до дня свадьбы, однако сегодня, дата проведения церемонии устанавливается исходя из желания и возможностей обеих семей. В Индии жених и его семья занимают высокочтимое положение, поскольку индуистское общество патриархально и почитает мужское начало (пурушу). Найти благородного мужа для своей дочери, который будет вести её всю жизнь по пути дхармы , — мечта каждого родителя. Именно это и отражается в церемонии Тилак .
Как правило, в этой церемонии участвует исключительно мужская половина обеих семей. Во время церемонии отец невесты в сопровождении родственников направляется в дом жениха, чтобы совершить необходимый ритуал — поставить на лоб жениха тилак (священный, благоприятный знак из кумкума — порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что семья невесты принимает его как своего будущего зятя. После этого, брахман (брахман — буквально "лучший по рождению", лучший из дважды рождённых, представитель высшей варны (сословия), священнослужитель, жрец), распевая мантры, прославляющие Богов, проводит пуджу (ритуал поклонения богам). Воздав хвалу Богам и попросив у них благословений для будущей пары, брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины по линии невесты, чтобы проявить своё уважение и симпатию (любовь) к будущему зятю. Завершив необходимые ритуалы, семьи садятся за праздничное угощение. Семья жениха не забывает и про невесту, которой передают подарки. Кроме того, довольно часто дата свадьбы закрепляется именно во время помолвки.

Церемония обмена кольцами, выступающая в качестве дополнения к основной церемонии Тилак , в зависимости от региона страны, имеет разные названия, такие как Чунни Чадана, Мангни, Мисри .

Примерно за 15 дней до свадебной церемонии проводится поклонение Ганеше , известное как Барни Бандхвана . Бога Ганешу просят устранить все препятствия во время свадебного обряда. Все последующие дни вплоть до церемонии свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше.

Следующим этапом подготовки к свадьбе является самая радостная и весёлая церемония, традиционно предназначенная исключительно для женщин. Её называют Сангит , то есть церемония, посвящённая танцам и музыке. Первоначально в Сангите принимала участие только женская половина со стороны невесты, но сегодня также возможно участие и женщин из семьи жениха, а также допускается участие и мужчин. Кроме того, до недавнего времени, Сангит проводили только в северо-индийских свадьбах, а в настоящее время эта церемония распространена на территориях Западной Бенгалии, а также в южно-индийских штатах. Церемония Сангит проходит на фоне радостной и весёлой предсвадебной суеты. По традиции семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика, называемого дхолак , поют народные песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благосостояния и процветания в семейной жизни. Довольно часто во время церемонии невесту и её мать охватывают эмоции переживания от скорой разлуки и слёзы выступают на глазах.
Как и все индийские празднования, церемония Сангит оканчивается богатым угощением. Приготовленные родственницами национальные блюда и сладости доставляют удовольствие всем участникам праздника.

Одной из церемоний, проводимых в доме невесты, является Сухагин (Сумангали, Садхаба), во время которой воздаются молитвы, прославляющие женщин, умерших раньше своих мужей и до конца выполнивших свой священный долг. Их называют сумангали , сухагин или сухаг .
Когда девушку выдают замуж, она становится сухагин , то есть женщиной, чей муж здравствует. Согласно древним ведическим представлениям, долголетие и здоровье мужа находятся в руках его жены. Чтобы радовать глаз своего мужа, она должна быть всегда привлекательно одета, весела и услужлива. Никогда не проявлять печали и гнева.
Каждая замужняя женщина в Индии желает умереть как сухагин . Если женщина умирает раньше мужа, то перед кремацией её облачают подобно невесте в яркое новое сари, руки украшают браслетами, на пробор наносят синдур , а стопы покрывают красной краской, называемой алта . Всё перечисленное является признаками замужества.
Когда молодая женщина с почтением склоняется перед старшими женщинами, последние благословляют её, говоря: "Сада сухагин рахо . (Будь всегда сухагин ). Пусть твой лоб всегда украшает синдур . И пусть твои браслеты будут подобны ваджре , такими же прочными и нерушимыми, как молния (ваджра) бога Индры." Ведические гимны прославляют сумангали .
Согласно древнеиндийским канонам, вдовы не носят свадебные браслеты, а сразу после обряда кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправится к пруду и смыть синдур со своего пробора, разбить (разломать) свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. Оставаться вдовой и жить без мужа великое горе для женщины, а жена пережившая мужа заслуживает порицания. Вдовы повсеместно в Индии испытывают пренебрежительное отношение к себе, особенно, если их супруги умерли от болезни. Жизнь вдов несчастна, а её социальный статус самый низкий. Присутствие вдовы на различных празднованиях и торжествах нежелательно, поскольку считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах они и вовсе не допускаются.

Следующей волнующей частью приготовлений к индуистской свадьбе является церемония Менди (Мехенди) — нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Индия — страна любителей красоты и изящности. Именно этот факт отражается в церемонии Менди , которая проводится с давних времён и является неотъемлемой частью свадебных приготовлений. Менди являются одним из 16 украшений невесты (Солах Шрингар ). Церемония проводится в доме невесты в присутствии членов семьи, родственников и подруг. Иногда Менди отмечается с большой пышностью и порой напоминает собой Сангит . По народному поверью, чем темнее узоры менди , тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. По традиции, после замужества женщина не должна работать в своём новом доме, пока узоры менди не исчезнут. Вся церемония сопровождается пением и музыкой. После проведения церемонии Менди невеста не должна выходить из дома до самого свадебного обряда.

В долгожданный день свадьбы или за день до него проводится церемония Халди , во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносится паста из куркумы, для того чтобы их кожа сияла. В этот день в домах жениха и невесты проводят Шрадху , обряд поминовения усопших предков, поднося им поминальную пищу — пинду (пинда — шарики из вареного в молоке риса, сезамовых зерен, меда и топлёного масла (гхи)).

В благоприятный момент, облачившись в богатые одежды (шервани, чуридары и пагди (пагри )— свадебный тюрбан), жених отправляется к месту проведения свадебного обряда верхом на украшенной лошади или слоне в сопровождении танцующих и поющих родственников и друзей. Однако в наше время свадебная процессия жениха, именуемая Барат Никаси, чаще всего состоит из вереницы автомобилей. Прибывшего жениха встречает мать невесты. Она проводит арати (церемония поклонения) в знак своего почтения и ставит на его лоб тилак , защищающий её зятя от всякого зла. Поприветствовав мать невесты, жених следует к украшенному богатыми тканями, листьями банана, кокоса или цветами мандапу (шатру) — месту проведения свадебного обряда, в центре которого разжигают жертвенный огонь. Там он ожидает прибытия своей невесты, чтобы начать проведение церемонии бракосочетания, называемой Вар Мала , или Джай Мала — церемонии обмена гирляндами. Этот древний обряд, описанный в Ведах, дошёл до наших дней без изменений. Существовавший некогда у древних славян свадебный ритуал обмена цветочными венками, которыми украшали головы, ничто иное, как упрощённая версия ведической Вар Малы (Джай Малы).
Вскоре появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены.

После обмена гирляндами следуют различные ритуалы, проводимые в мандапе , четыре колонны которого представляют родителей жениха и невесты, дающих опору своим детям.
Так одним из главных ритуалов индуистского свадебного обряда является Канья Даан . Канья означает «девственница», а даан — дар. Во время проведения ритуала Канья Даан отец невесты кладёт правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Отец невесты просит своего зятя дать обещание помочь невесте достичь трёх главных целей (ценностей) жизни, называемых триварга : дхармы, артхи, камы. Дхарма — соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости; артха — польза, цель, выгода, обеспечивающая материальное благополучие; кама — удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь.

Во время ритуала Паниграхана Хатхлева руки жениха и невесты связывают тканью или нитями, в знак их неразрывного союза. Брахман-жрец (випра) проводит пуджу Ганеше.

Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому проводят ритуал Гатхабандхан, во время которого брахман связывает концы одежды невесты и жениха в узел, который даже после свадьбы не следует развязывать.

Одним из важных ритуалов, проводимых в свадебном мандапе, является Ладжа Хома, поднесение невестой и женихом жертвенному огню зёрен риса. Невеста кладёт ладонь на ладонь жениха. Брат невесты насыпает в её ладонь рис (как правило воздушный рис — лайя, ладжа или мури ), половина которого сквозь её пальцы просыпается в ладонь жениха. Невеста, сыпет зёрна риса в огонь, моля Яму (Ямараджа) — бога смерти, повелителя царства усопших, бога справедливости, даровать её супругу долгую жизнь, счастье, здоровье и процветание.

Кульминацией индуистского свадебного обряда является ритуал Агни Париная (или Мангалпхера, Мангалфера ) — обход (пхере ) священного огня по часовой стрелке три раза, символизирующий три главных человеческих ценности (цели): дхарму , артху и каму . Жених держит правой рукой правую руку невесты и ведёт её за собой вокруг священного свадебного огня. В зависимости от региона страны, в последнем кругу первой может идти невеста, символизируя то, что она отвечает за исполнение камы (удовольствий, наслаждений) в жизни мужа. Иногда в ритуал добавляют ещё один, четвёртый круг, символизирующий мокшу (освобождение из материального мира).

Далее следует ритуал Саптапади . Жених и невеста, повернувшись лицом на север, делают семь шагов вместе, каждый раз начиная с правой ноги, призывающих Бога благословить их постоянством пищи, здоровьем, духовными силами для соблюдения дхармы , благородным потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. В отдельных регионах ритуал Саптапади совмещают с Агни Париная . В этом случае жених и невеста обходят вокруг жертвенного огня не три или четыре раза, а семь раз.

Завершающим ритуалом индуистского свадебного обряда является Синдурдана (Сухааг или Субхагья Чинья), во время которого жених наносит на пробор невесты синдур — красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как своей жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, называемое мангалсутра , которое символизирует его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что они будут заботиться друг о друге. Этот радостный ритуал известен как Анна-прашана . По окончании свадебной церемонии молодожёнов благословляют пурохит (брахман, родовой-жрец), родители и близкие родственники. Этот ритуал называется Аширваад . После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение.

В завершение празднования наступает самый эмоциональный момент — прощание невесты со своими родителями и переезд в дом мужа. Этот момент именуется Видааи или Рукхсати . Смешанные чувства охватывают родителей невесты: боль разлуки с дочерью, радость, переполняющая их сердца, слезы из их любящих глаз. Благословлённые родственниками и друзьями, молодожёны покидают место свадебной церемонии. По традиции невеста отправляется в дом мужа на паланкине, но в наше время довольно часто распространена процессия из автомобилей.

Прибывшую домой супружескую пару встречают сёстры или тётушки жениха, держащие в руках глиняный сосуд с солёной водой, чтобы отвести всякое зло от жениха. Только после того как сосуд будет разбит о землю, супружеская пара сможет переступить порог дома. Этот ритуал известен как Двар-рокаи .

Следующим важным ритуалом является Гриха Правеш . Невесту, прибывающую в свой новый дом, встречает свекровь, проводя арати . Перед входом в дом невеста должна опрокинуть своей правой ногой кувшин, наполненный рисом и монетами. Рассыпанное зерно и деньги (драгоценности) — признак достатка и изобилия. Затем невеста становится босыми ногами в большой поднос, наполненный красной краской (киноварью, разведённой водой либо молоком). Окрасив стопы, она входит в дом, оставляя на белой ткани, расстеленной на полу, красные отпечатки, символизирующие удачу. На её стопах остаётся красная кайма алта — один из признаков замужества.

У индийского брака есть особенность, отличающая его от других – формируют молодую семейную пару не молодые, а родители жениха. Они выбирают сыну будущую жену, ведут переговоры с ее родителями о предстоящей свадьбе. Девушка может вообще не знать своего суженого, но ей остается только покориться родительской воле. Эта традиция сформировалась несколько тысячелетий назад, но с тех пор ничуть не изменилась, несмотря на большое количество в Индии каст и культур.

Помолвка – ашир-вад­

По традиции, в Индии, прежде чем назначить свадьбу, родителями молодых тщательно изучаются их гороскопы, выбирается оптимальная для этого события дата, будущие родственники приглашаются на смотрины.­

После того, как между родителями заключена договоренность о свадьбе, организовывается встреча молодых, вернее, две встречи – сначала дома у невесты, а потом у жениха. Эти встречи носят в Индии название «ашир-вад». Родители благословляют брак, совершается помолвка. Согласно свадебным традициям Индии, молодожены готовят друг другу подарки, также их щедро одаривают родители, ближайшие родственники. От помолвки до свадьбы проходит около двух месяцев.

Традиции накануне дня свадьбы

Разнообразие свадебных традиций впечатляет: каждый обычай имеет свой смысл и сопровождается определенными действиями. Красота индийских песен, танцев, шелест тканей, обилие цветов и благовоний, изысканные национальные блюда – индийцы не жалеют средств и сил для организации торжества.

Встреча гостей

Свадьба в Индии – это особое торжество, к нему долго готовятся, тратят много денег. Если семья обеспеченная, на свадьбу расходуется от 15 до 20 тысяч долларов. Приглашается 700-800 гостей, которых нужно обеспечивать жильем, а еще угощением много дней, ведь свадьба со всеми прелюдиями длится больше недели.

По давней традиции за четыре дня до свадьбы домой к девушке съезжаются все ее родственники, сооружают во дворе свадебный навес, украшенный гирляндами цветов, кокосов, бананов, ярких огней. Жители Индии такой навес называют «пандал». Посредине под навесом устанавливают большую чашу с рисом, поверх риса кладут большой цветок кокосовой пальмы – символ счастья, вокруг чаши горят огни.

Минди-девичник

Церемония «минди» предполагает разукрашивание национальным орнаментом рук и ног невесты при помощи хны. Согласно свадебной традиции в Индии, узоры девушкам наносятся на ладони и выше, охватывают руки до локтя. В результате вырисовывается что-то вроде своеобразных перчаток. После этого на руки девушке надевают золотые кольца, браслеты. Руки и стопы выбраны не случайно: на руках нанесены линии судьбы человека, а также на руках и ногах отражаются все семь чакр.­Как это выглядит, показано на фото.

Родные, подружки девушки стараются сделать свадебные узоры как можно темнее: по традиции считается, что тогда будущий муж будет крепче ее любить. Процедура длится почти весь день: во время разрисовывания невесты молодые девушки и опытные женщины разговаривают с ней о том, что сулит брак, как правильно вести себя с будущим мужем, как построить счастливую семью. Поэтому считается, что чем сложнее рисунок, чем больше времени его выполняли, тем больше секретов супружеской жизни узнала невеста.

Согласно традициям Индии, невесте с нанесенными узорами уже не подобает покидать дом до самой свадьбы, ее жилье украшают яркими праздничными гирляндами из цветов, лампочек, фольги. После бракосочетания молодая жена не выполняет никакой домашней работы, пока узоры не сойдут полностью.­

Санджит-предсвадебный ужин­

Среди жителей Индии существует традиция: за пятнадцать дней да начала свадьбы индусы проводят ритуал поклонения Ганеше – богу богатства и изобилия. Представители обеих семей просят Ганешу поспособствовать проведению свадьбы, убрать все препятствия к ней.

Санджит – это сугубо женская предсвадебная церемония, одна из самых радостных и веселых в Индии. Гостеприимные женщины из семьи невесты приглашают на ужин женщин со стороны жениха. Вся доброжелательная компания песнями, танцами, тостами желает семейного счастья и благополучия невесте. Приготовленный родственницами невесты праздничный стол изобилует вкусными блюдами. Ужин длится долго, женщины веселятся от души.

Церемония гайе холуд

Это традиция восхваления желтого цвета, который в Индии считается символом солнца, обозначает супружескую верность. Начинается она дома у жениха: участники церемонии красят себе лбы желтой краской, а потом желтым порошком обсыпают друг друга. После нужно обязательно сообщить усопшим родственникам, что их потомок женится. Это делает отец жениха, перечисляя всех предков, словно приглашая их стать свидетелями знаменательного события.

Завершив обряд дома у молодого человека, вся процессия направляется к дому девушки, где «гайе холуд» повторяется сначала.

Свадебная церемония

Сама свадьба по индийским канонам и традициям невероятно красива. Сказка, оживающая перед глазами, заставляет трепетать сердца даже тех, кто давно не верит в чудеса. Красивые молодые люди, белая лошадь, как исполнение девичьей мечты, и многое другое. Вот как проходит свадьба по-индийски.

Приезд жениха

Мечта каждой девушки – суженый на белом коне! По свадебной традиции в Индии приезжает к своей избраннице жених – на белой лошади, украшенной красными и желтыми гирляндами. В сопровождении свидетеля, гостей, музыкантов с громкими песнями, плясками жених прибывает домой к девушке. Встречают его только мужчины – отец и дядя невесты, все женщины убегают с дороги, чтобы не попадаться жениху на глаза, это считается плохой приметой.

Младшему брату невесты предоставляется честь встретить жениха у самых ворот. По традиции он моет ему ноги, целует его, как родственника.

Шубхо дришти – самый первый взгляд

Сама свадьба в Индии начинается вечером дома у девушки. Для совершения обряда, согласно традициям строится специальный шатер. Его покрывают тентом, по углам ставят четыре пальмы. Шатер украшается живыми ароматными цветами, преимущественно желтых тонов.­

Жених, стоя на камне, ожидает, пока вынесут деревянный паланкин с его суженой. Носильщики обносят невесту семь раз вокруг жениха и ставят. Гости просят парня и девушку обратить взгляд друг на друга, то есть совершить свадебный обряд шубхо дришти – первый взгляд.

Венчание

По всем традициям венчание в Индии совершается натощак, молодым запрещается что-либо кушать до завершения обряда.

Для венчания сооружается маленький свадебный храм «веди» из пяти бамбуковых палок, которые сверху накрываются тентом. Внутри храма зажигается огонь. Один конец сари невесты привязывают к кушаку жениха, чтобы объединить их навеки. Молодожены садятся возле огня.­

Брахман (священник) читает молитвы, поет священные мантры, дает слово молодым для произнесения клятвы, после чего связывает руки молодой пары свадебной гирляндой из цветов, соединяя их души навеки, на все семь поколений. Как велит традиция, молодожены обходят вокруг огня семь раз. Отныне жених считает девушку своей женой, что подтверждает нанесением красной краски ей на лоб и пробор. Окрашенный красным пробор жители Индии называют «синдур».

Празднование в бозаргане

После венчания все гости направляются к специальному помещению – бозаргану, где сами себе устраивают веселое свадебное зрелище со своеобразными индийскими танцами, песнями, которое длится до утра.

По окончании свадебного веселья молодые все еще остаются ночевать дома у невесты, по традиции молодых укладывают спать в разных комнатах.

Провожают молодую жену в дом ее мужа

Утром второго дня гости уводят молодоженов, на которых все еще надеты свадебные наряды, домой к мужу, где родители еще раз благословляют молодых, дарят им подарки. На второй день свадьбы никаких событий не происходит, все отдыхают после вчерашнего праздника.­

Согласно традиции, в Индии молодая жена может вернуться домой к своим родителям только спустя месяц, нанести им первый визит.

Приезд в дом мужа родственников жены

Отдохнув после свадьбы, на третий день родственники молодой жены по традиции приезжают с подарками домой к мужу, где для них уже накрыт праздничный стол и их снова ждут свадебные развлечения.

Что дарят согласно традициям?

В качестве свадебного подарка от родственников жители Индии охотно принимают золотые изделия, бытовую технику, мобильные телефоны, кухонную утварь, красивые картины, статуэтки, часы, деньги. Количество денег обязательно должно быть нечетным, например, не 200 рупий, а 205. В Индии существует традиция, что нечетное число принесет им удачу и достаток.

Чем ближе родственные связи, тем шикарнее будет свадебный подарок. Упаковываются подарки в бумагу «счастливых» цветов – желтой, красной, зеленой. При гостях молодые никогда не открывают подарки. Среди жителей Индии считается неприличным дарить алкогольные напитки, а также изделия из бычьей и свиной кожи.­

Образ индийской невесты и жениха

Индийские невесты чрезвычайно красивы, их наряды очень богаты. По традиции, свадебное сари в Индии шьется из хлопка, шелка, шифона различных оттенков красного цвета либо золотистого. У индусов красный цвет издревле символизирует чистоту, невинность.­Белый цвет жители Индии считают траурным.

Сари невесты украшается изящной вышивкой, бахромой, стразами, роскошными аксессуарами. Поддерживает свадебное сари золотой пояс. Блузка шьют либо простую, под цвет сари, либо золотистую, из парчи. Ее также оформляют вышивкой, бисером.

На шее у девушки – золотое ожерелье, передающееся по наследству от матери к дочери. Также украшают невесту золотые серьги, браслеты на руках и ногах. Браслеты бывают с орнаментами, эмалью, резьбой. Ювелирные украшения для свадьбы в Индии подбираются дорогие, очень редко используется бижутерия.

По всем традициям у индийской невесты есть одно отличительное свадебное украшение – большая серьга в крыле носа, от которой тянется цепочка к уху, как показано на фото.

Придерживаясь древней традиции, на свадьбу молодой девушке впервые рисуют хной бинди – красную точку на лбу, символизирующую в Индии замужнюю женщину. Бинди бывает различной формы – круглой, овальной и даже треугольной. Свадебный макияж подчеркивает особенную глубину глаз девушки, ее брови с четко очерченными волосками.­

Волосы по традиции укладываются красивой свадебной прической, украшенной цветами и золотыми изделиями. Пенджабские девушки и женщины чрезвычайно скромны и застенчивы, их волосы постоянно собраны, среди них считается верхом неприличия ходить с распущенными волосами. Это могут себе позволить в Индии только девушки легкого поведения или жена наедине с мужем.

Жених в Индии тоже выглядит очень нарядно. По традиции, его узкие штаны и белый с красным свадебный сюртук расшиты золотым шитьем. Подпоясывает его красивый красный кушак. На ногах у него туфли с загнутыми носами, расшитые бисером. Голову увенчивает свадебный тюрбан из яркой ткани. Все это расшито бисером, бусинками, вышивкой, блестит и переливается на солнце. В некоторых районах Индии издавна существует традиция лицо жениха наполовину прикрывать подвесками из бусин или цветов.

Индийская свадьба – не просто праздник или традиция, это слияние двух больших семей, поэтому отмечают ее с особенной пышностью, соблюдением огромного числа свадебных ритуалов. Изучить их все не так-то просто. В видео ниже вы можете полюбоваться красотой индийской свадьбы:

Если вас заинтересовала информация о свадебных традициях в Индии, поделитесь своими впечатлениями и отзывами в комментариях.