Организация развивающей предметно-пространственной среды в доу по фгос до. Развивающая предметно-пространственная среда по фгос до

Выполнила:

воспитатель Лукьянова Раиса Максимовна

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Весёлое»

Красногвардейского района

Белгородской области

2016 г

Предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО

На сегодняшний день стоит особо актуально организация предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного Стандарта ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде включены в раздел Стандарта, посвященного требованиям к условиям реализации Программы, и формулируются следующим образом:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В стандарте предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

Реализацию различных образовательных программ;

В случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

Наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.

Требований к предметно-пространственной среде (п. 3.3. ФГОС ДО) могут быть соблюдены в самых разных условиях реализации дошкольного образования, вместе с тем они должны быть дополнены требованиями СанПиНов.

Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла концепция дошкольного воспитания.

Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. По мнению авторов концепции, «развивающая предметно-пространственная среда» или в традиционной или классической формулировке предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В предметно-пространственной развивающей среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Согласно нормативному документу, современная предметно-развивающая среда детского сада (игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция, оснащение и оборудование кабинетов, технические средства обучения, а также их расположение) должна соответствовать следующим принципам.

Принцип насыщенности.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.

Учитывается поло-ролевая специфика : предметно-развивающая среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Принцип трансформируемости.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

Высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Необходимо уходить от:

фундаментального оформления помещений ДОУ пейзажами,

Картинами из сказок или фильмов: оно быстро надоедает и теряет свою

Функциональность, а убрать это сложно. Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;

Фиксированного фронтального расположения столов и стульев;

Стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («кухня», «больница», «магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.)

Принцип вариативности.

Развивающая среда каждой группы разнообразна. Так, в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы, какие", используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, сделанные руками педагога или в совместном творчестве. В современном детском саду строится работа по комплексно-тематическому принципу. Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему , вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.

Принцип доступности.

Весьма благоприятная тенденция - приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого - подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).

Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования хорошо использовать специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали активное участие в оформлении помещения своей группы в рамках тематического планирования: рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки.

Создаются условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.

Следует шире использовать развивающие возможности прогулки, а для этого необходимо обустроить участок детского сада.

Принцип безопасности.

При обязательном соблюдении требований безопасности следует вариативно использовать различные игры и пособия в различных видах деятельности детей (например, палочки Кюизенера могут быть в центре сюжетно-ролевой игры).

Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл - убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.

Таким образом, необходимо обеспечить индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого . Предметно - пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежесткого (мягкого) центрирования (зонирования) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам в различных центрах активности. В различных примерных основных общеобразовательных программах («Детство», «От рождения до школы», «Сообщество», «Мир открытий») предлагаются авторами различный перечень центров активности. Педагог, осуществляя педагогическую деятельность по программе, организует пространство группы в соответствии с предложенным перечнем центров активности и рекомендациями авторов.

Планируя предметно-развивающую среду необходимо знать своеобразие используемой программы, ее отличие от других, и осуществлять это на практике.

Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на центры, уголки, зоны по следующим разделам: игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности, музыки, экспериментирования, литературы и книгоиздательства, творчества и т.д.

Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д. По всей площади группы следует разместить оборудование, стимулирующее двигательную активность ребенка. Специально, в стороне от центров активности, где протекает более спокойная и интеллектуальная деятельность, организовать центр физической культуры или движения и центр строительства.

Все материалы доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры выставлены на полках и находятся в открытых пластиковых контейнерах без крышек. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Выбор материалов обеспечивается разнообразием и изобилием природных, бросовых, развивающих и дидактических материалов. Дети могут выбрать себе дело по душе в центре активности. Все материалы могут быть использованы по-разному и интегрированы в разные центры активности. Так, например, в центре изобразительной деятельности дети могут рисовать карандашами, фломастерами, красками, делать печати, штампы, могут лепить из обычного пластилина и теста; конструировать из бумаги, картона, коробок, используя любой бросовый и природный материал.

Материалы в центрах активности меняются по мере затухания к ним интереса детей. Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т. д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий). Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные произведения профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Все центры активности (уголки) должно быть хорошо освещены. Необходимо продумать освещение всех центров активности (уголков), хорошо, если в центре сюжетно-ролевой игры (игровом уголке), центре литературы (литературном уголке), художественном уголках есть свои источники света. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза, чтобы раньше времени не надеть очки.

Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули (мебель) прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований дошкольного образования и включает в себя требования к структуре программы и ее объему; условиям реализации программы; результатам освоения программы; результатам освоения программы. В свою очередь программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности творчества активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом №1155 от 17 октября 2013года)

2. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айрес Пресс, 2010. – 119 с.

3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.// Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика»: Новая школа, 1993. ПРЕСС», 2011

4. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Вторая младшая группа. - М., Центр педагогического образования, 2010

Возраст почемучки начинается где-то в 2,5 года и проходит ближе к школе. Главная задача педагогов - быть готовым к любым вопросам, даже если вам они кажутся совсем не логичными.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому нужно создавать условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация предметно-пространственной среды.
В соответствии с ФГОС ДО предметно - пространственной среды в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное - она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка.

При проектировании предметно-развивающей среды стоит придерживаться следующих принципов.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Нужно организовать пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности.

Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей.

При построении предметно-развивающей среды должен соблюдаться принцип зонирования.

Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою в одном из ДОУ организован Центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки».

Особое место в группах ДОУ уделяется музыкальным центрам «Звонкие нотки». Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Центр помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Созданный центр интеллектоформирующих технологий «Фиолетовый лес» решает большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры, буквы, узнают и запоминают цвет и форму, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику рук и совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в дошкольной организации оборудованы природные уголки «Мир экологии». В них представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.

В группе оформлен центр речевого творчества «Веселый язычок», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Особо ценен уголок физической культуры и спорта «Со спортом нам всем по пути». Физкультурный центр гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В группах расположены и центры строительных игр и конструкторов, они представляют огромное разнообразие различных видов конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

С целью научить детей безопасному поведению на дороге был создан центр «Мы маленькие пешеходы». Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет дошкольникам комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки «Почемучки», представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда - все это вызывает у детей особый интерес.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Важно, что воспитанники меньше конфликтуют между собой, реже ссорятся поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется , как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развивающая предметно-пространственная среда

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде , как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т.д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада.

Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.

Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».

Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты.

Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.

Принцип функциональности.

Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.

Принцип опережающего характера содержания оборудования.

Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

Принцип динамичности – статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В качестве таких зон могут быть:

  1. Уголок для ролевых игр.

Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

  1. Книжный уголок.

В удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru