От полугода до 12 месяцев. Когда нужно посещать педиатра

© Галина Михалишина / Фотобанк Лори

Прикорм – это пища, которая назначается ребенку по мере его взросления и достижения определенных физиологических показателей. Прикорм используется в качестве дополнения к основному питанию – грудному молоку или адаптированной молочной смеси, чья питательная ценность уже не позволяет полностью удовлетворять потребности развивающегося организма.

Именно на первый год жизни малыша приходится формирование его иммунитета, который зависит в основном от правильного питания. Хорошо организованный прикорм – главный помощник в этом деле.

Чем кормить ребенка в 6 месяцев

Специалисты утверждают, что в полгода любой ребенок готов к прикорму. Этот возраст считается идеальным для введения продуктов, отличающихся от основного питания. Хотя многие родители еще в три месяца начинают предлагать своим малышам фруктовые соки, яблоки и пюре, лучше всего придерживаться рекомендаций педиатров и до 6 месяцев ребенку ничего лишнего не давать.

В зависимости от типа основного питания малыша (естественное вскармливание, смешанное или искусственное) следует назначать сроки первой пробы незнакомых продуктов.

Детям-искусственникам всю новую еду нужно предлагать на две недели раньше, чем детям на естественном вскармливании. Смешанный тип питания предполагает промежуточные сроки, но их всегда можно сдвинуть в пользу любого другого типа.

Итак, с чего начать прикорм ребенка в 6 месяцев?

  • Как правило, в качестве первого нового продукта выбирают овощные пюре.
  • Деткам на молочных смесях иногда советуют начать с каш, но только если они слабо набирают вес и выглядят худенькими.

Любую неизвестную пищу нужно начинать предлагать с 1 чайной ложки и постепенно доводить до необходимого для насыщения количества. Примерно через 2 недели новый продукт (овощное пюре) должен полностью заменить одно кормление основным питанием (молоком или смесью).

Для начала можно дать попробовать крохе:

  1. или кабачок , эти продукты содержат огромное количество кальция и фосфора.
  2. В много бетакаротина, который помогает пищеварению.

Морковь также богата витаминами, но в незрелом возрасте она может вызвать аллергическую реакцию. Баклажаны, шпинат, бобовые, свеклу и помидоры следует перенести на следующие месяцы, так как неокрепшему желудку они только навредят.

К любому овощному пюре нужно добавить несколько капель растительного масла, чтобы организм ребенка начал понемногу привыкать к этому продукту.

Чем кормить ребенка в 7 месяцев

  • Для детей, находящихся на естественном вскармливании, 7 месяцев – это время первой пробы крупяной каши.

Малышу на искусственных смесях это вид питания лучше всего предложить несколько раньше: сразу же после того, как он освоит овощные пюре.

Консистенция каш в первые четыре-пять дней должна быть очень жидкой, постепенно ее можно доводить до привычного для нас полутвердого состояния.

Лучшие крупы для начала прикорма:

  • гречневая,
  • овсяная

Наверное, многие удивятся, что в списке отсутствует любимая всеми манная каша, которая так проста в приготовлении. Дело в том, что содержащиеся в манке вещества могут вызвать у ребенка аллергию или расстройства желудка. Поэтому лучше отложить эту кашу до более зрелого возраста.

Количество ингредиентов для приготовления каши:

1 ч. ложка крупы, 80 мл молока (для детей на грудном вскармливании – сцеженное молоко матери, для детей искусственников – адаптированная молочная смесь), 20 мл воды.

Большинство малышей отказывается есть пресные каши, поэтому педиатры разрешают добавлять немного сахара. Злоупотреблять им не стоит.

Способ приготовления:

  1. Крупу измельчить в кофемолке (или на специальном измельчителе), добавить к ней воды и тщательно перемешать;
  2. молоко или разведенную молочную смесь довести до кипения и медленно всыпать крупу с водой;
  3. постоянно помешивая, варить в течение 3 минут (рисовую кашу – 5 минут).

Предлагать ребенку, опять же, сначала нужно только 1-2 ложки. Лучшее время для пробы каши – утро, когда обычно происходит второе кормление основным питанием (между 9 и 11 часами). Постепенно увеличивая порцию, необходимо довести количество каши до 150 г в день.

Если молодые родители по каким-либо причинам не могут самостоятельно приготовить кашу, ее всегда можно приобрести в аптеке или в детских отделах супермаркетов.

Чем кормить ребенка в 8 месяцев

В этом возрасте педиатры рекомендуют приобщать детей к кисломолочным продуктам, приготовленным из коровьего молока. На самом деле для ребенка такая пища не будет абсолютно неизвестной, ведь он в течение уже 8 месяцев спокойно поедает мамино молоко или адаптированную смесь. Однако коровье молоко содержит аллергены, которые способны создать некоторые хлопоты молодым родителям. Поэтому давать кисломолочные продукты нужно осторожно, постоянно наблюдая за поведением малыша.

  • Лучший кисломолочный продукт для начала прикорма – кефир.

Он улучшает пищеварение и способствует укреплению иммунитета. В качестве пробы можно предложить ребенку одну чайную ложку неподслащенного кефира. Необходимо постепенно увеличивать порцию в течение недели.

Следует отметить, что не каждый кефир подойдет крохе. Его нужно либо готовить самим из домашнего молока, либо приобретать в специализированных магазинах детского питания. То же относится и к творогу, и к йогурту.

Готовить кефир несложно : необходимо довести до кипения молоко и остудить его, затем добавить ложку закваски (взятой от качественного кефира) и поставить в теплое место, дождаться, пока молоко свернется.

Если , то следует этот кефир просто поставить на огонь и немного поварить. После того, как отделиться сыворотка, нужно отжать творог и дать ему остыть вне холодильника.

Итак, ребенок уже ест кефир и готов перейти к творогу. Этот продукт также сначала дается в количестве одной чайной ложки, только разбавлять его следует тем самым кефиром.

Получается, что малыш получает и кефир, и творог в допустимых количествах (50 мл кефира + 80 г творога).

  • Еще в 8 месяцев детям уже пора пробовать и соки.

Вообще, фрукты нужно начинать предлагать тогда, когда появиться первый прорезавшийся зуб. У большинства детей он появляется к 7-8 месяцам, но если его нет – не беда! Можно подождать еще немного, а потом все-таки начать давать фруктовое пюре, даже если зубы так и не вылезли.

Из фруктовых соков в первые дни лучше отдавать предпочтение:

  1. яблочному
  2. или его смешиваниям (яблоко+шиповник, яблоко+груша и т.д.).
  3. Затем можно перейти к сокам с мякотью (только не к апельсиновому, являющемуся одним из сильнейших аллергенов).

Как всегда, начинаем с ложки и постепенно увеличиваем объем. До года 100 мл в сутки – максимум. Обратите внимание на то, что больше суток такие соки в открытом состоянии не хранятся.

Фруктовое пюре можно приготовить из тертого вареного или запеченного яблока. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, запеченное яблоко нужно предложить немного раньше 8 месяцев (в 6-7 месяцев). Максимальная доля фруктового пюре в день – 100 г.

Чем кормить ребенка в 9 месяцев

  • В этот период ребенок должен получить один из самых питательных продуктов – мясо.

Начинать прикорм нужно с диетических вариантов:

  • курица,
  • кролик,
  • телятина.

Причем давать нужно именно мясо, а не его бульон. Лучше всего приготовить мясо с овощами: с картошкой, луком и морковью.

Размять картошку, немного остудить и дать попробовать ребенку. В течение двух суток наблюдать за реакцией организма и, если осложнений не возникло, можно предложить непосредственно само мясо. Его также нужно давать в составе жидкого пюре, в такой комбинации тяжелая пища усваивается намного легче.

Перед подачей обязательно необходимо размельчить сваренное мясо блендером, измельчителем или мясорубкой. Можно также порезать его на мелкие кусочки и разобрать по волокнам, но неокрепший желудок такую еду будет усваивать в разы дольше.

Начальная порция мяса – половина чайной ложки. Количество увеличивается постепенно и до года не должно превысить 5 чайных ложек.

Следует также отметить, что мясо нельзя запекать в духовке, жарить или тушить. Его можно только варить и готовить на пару.

  • Еще в 9 месяцев малышам можно дать куриный желток.

Этот продукт содержит много витаминов, но при этом способен вызвать аллергию. Поэтому его потребление начинается с ¼ чайной ложки. До года больше половины желтка ребенку есть крайне не желательно.

Прикорм детей-искусственников и детей, находящихся на естественном вскармливании, в 9 месяцев уже ни чем не отличается. В это период, как правило, количество витаминов, поступающих в организм, выравнивается.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев

  • 10 месяцев – время первой пробы рыбных блюд.

Этот продукт отличается не только высоким содержанием фосфора, но и идеальным составом аминокислот. Детский желудок без проблем справляется с перевариванием рыбы, но иногда она способна вызвать аллергическую реакцию. Поэтому предлагать рыбу нужно утром, чтобы потом в течение дня следить за реакцией организма.

Педиатры утверждают, что рыбу ребенок должен есть как минимум раз в неделю. Впрочем, переусердствовать здесь также не стоит. Сказано раз в неделю – значит, так и должно быть.

Идеальна для детского рациона именно морская белая рыба, такая как треска или хек. Но ее можно заменить и речными представителями, если у крохи нет отрицательных реакций.

Рыбный прикорм нужно начинать с половины чайной ложки, до года его количество должно увеличиться до 50 г в день. Подавать рыбу можно как самостоятельное блюдо с овощным пюре или с кашей, а можно добавить в суп пюре.

  • Еще в 10 месяцев рекомендуется в овощной суп или пюре добавить несколько сухарей.

У детей этого возраста сильно режутся зубки, поэтому нелишними окажутся куриная ножка (без мяса и без торчащих мелких косточек) или хлебная корка. Их нужно вложить малышу в руку и следить, чтобы он не подавился.

Чем кормить ребенка в 11 месяцев

В 11 месяцев детский желудок может без проблем переварить те продукты, которые в 6 месяцев были ему не по силам.

Итак, теперь можно в рацион питания ребенка включить такие овощи как:

  • баклажаны,
  • томаты,
  • свекла,
  • бобовые,
  • белокочанная капуста.

Приготавливать их можно посредством варки или на пару, также можно попробовать тушение.

Растительное масло малыш должен был получать еще с полугода, поэтому к 11 месяцам оно проблем не вызывает.

В это время родителям следует познакомить своего малыша с новыми фруктами и фруктовыми пюре. Например:

  • с бананом
  • или сливой.

Хотя апельсин все также находится под запретом. Заморские представители вроде ананасов и киви не должны быть на столе маленького гурмана: они принесут организму минимум пользы и максимум вреда.

Если у ребенка уже есть от 4 до 6 зубов, то он вполне может справиться с небольшими кусочками пищи. Поэтому измельчать ее блендером или мясорубкой теперь не имеет смысла. Курицу можно просто нарезать, а мясное пюре и вовсе заменить приготовленной на пару котлетой или фрикаделькой.

В овощных пюре и гарнирах можно оставить небольшие кусочки картошки, капусты или кабачка. Но обязательно следите, чтобы малыш не подавился.

  • Любая выпечка в 11 месяцев становится безопасной.

Единственный момент: нельзя давать еще теплый хлеб (недавно испеченный) и изделия, имеющие длительный срок хранения. Сухари в супе можно теперь заменить хлебным мякишем. Его также стоит предложить ребенку в качестве дополнения к мясу или рыбе.

Во время приготовления блюд педиатры разрешают родителям пользоваться зеленью и сметаной.

Чем кормить ребенка в 12 месяцев

Малышу исполнился год. Предполагается, что он может сидеть за одним столом со взрослыми и есть их пищу.

На самом деле, есть ряд продуктов, которые ребенку в это время запрещены:

  • полуфабрикаты,
  • шоколад,
  • сосиски,
  • колбаса,
  • жареные блюда,
  • острые приправы.

Но зато карапузу разрешается теперь:

  • молочный суп с вермишелью,
  • тертые овощи и фрукты со сметаной, ягодами.
  • В рацион вводятся также разного рода запеканки и пудинги.

В 12 месяцев дети уже не считают молоко или смесь основной пищей, поэтому их можно исключить. А вот количества кефира следует увеличить до 150 мл в день, куриный желток теперь доступен целый, а не только его половина. Хлеб рекомендуется употреблять не чаще 2 раз в день.

Из этой же серии:

Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

Что нового в физическом развитии годовалого малыша?

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
  5. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психическом развитии:

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
  • Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
  • Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев:

  • Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
  • Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
  • Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться


  • Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
  • Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
    • Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
    • Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
    • Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
    • Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
    • Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
    • Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
    • Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Игры

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

В первые годы жизни ребенка подстерегает нешуточное испытание: он учится на время расставаться с мамой и папой. Как помочь наименее болезненно переносить вынужденную разлуку? Познакомьтесь с советами психологов Шанталь Флери и Бернадетт Лемуйн.

Чувство безопасности

Для внутреннего ощущения безопасности малышу нужно знать, что вы любите его и что эта любовь времени не подвластна. Есть тысяча способов донести до ребенка эту мысль. Не бойтесь испортить его таким явным выражением чувств! Осознав, что любовь мамы и папы — чудесный дар, который не иссякает, как бы часто его ни тратили, малыш успокоится и постепенно научится выражать свою привязанность менее бурным способом.

Не воспринимайте слезы ребенка как трагедию. Для него это способ выразить свое огорчение

Точно так же важно всякий раз, уходя из дома, ясно дать понять малышу, что вы к нему вернетесь. Не забывайте, что ребенок воспринимает время иначе, чем мы с вами. По мнению некоторых психологов, 7-8 часов, которые ребенок проводит без родителей, для него то же, что для взрослого целая неделя. Поэтому совершенно необходимо, чтобы маленький был твердо уверен в том, что вы появитесь в назначенное время!

Почувствовав себя в безопасности, ребенок не только сможет расстаться с вами, но и будет открыт для общения с другими детьми и взрослыми. Чем надежней связь, тем легче на время разлучиться. Когда малыш знает, что занимает прочное место в жизни своих родителей, он не станет возражать против (недолгого) плавания в открытом море, подобно лодочке, идущей на буксире рядом с большим кораблем. А расставшись с родителями, он сможет привязаться к другим людям. Это правило продолжает действовать и в более позднем возрасте. Если няня сумеет стать для малыша близким человеком, она, как и вы, поможет ему комфортно чувствовать себя среди новых лиц.

Подготовка к будущему

Расставания сменяются встречами, знакомые лица незнакомыми, общество людей — одиночеством. В этом вечном круговороте малыш приобретает бесценный опыт: он учится полагаться на собственные силы. "Чтобы ребенок сформировался как полноправная личность, ему необходимо научиться получать удовольствие как от общения, так и от одиночества", — подчеркивает Шанталь Флери. Этот процесс идет с переменным успехом и растягивается на годы. Даже в старшей группе детского сада малыши каждый день заново переживают разлуку с родителями. Если вы вместе с малышом изобретете собственные ритуалы расставания, если он будет уверен в вашей любви, то постепенно поймет, что эта разлука вовсе не отнимает у него родителей, а помогает повзрослеть.

Кроме того, оставляя малыша на попечение других взрослых, вы на деле демонстрируете, что доверяете ему, верите в его самостоятельность, в то, что ваше отсутствие не помешает ему чувствовать себя счастливым. А это уже немало! Разлука с вами означает всего-навсего, что жизнь не стоит на месте. Девять месяцев вы носили под сердцем ребенка. Теперь пришел его черед хранить в своем сердце ваш образ: помнить о вас, с радостью ждать встречи. Когда мамы нет рядом, ребенок часто думает о ней, и, можете не сомневаться, так будет продолжаться еще долгие годы!

От рождения до 3 месяцев

Что чувствует ребенок? Когда приходит время сна или заканчивается очередное кормление, малыш усваивает, что жизнь состоит из череды разлук и новых встреч. Мало-помалу ребенок накапливает жизненный опыт: если ты уснул, это не значит, что родители тебя покинули; если тебя отнимают от груди, это не значит, что ты совсем лишился мамы!

Младенец настроен на вашу волну: он хорошо знает ваш запах, голос, прикосновения. И тем не менее ему еще трудно сформировать целостный образ мамы. Когда вы после перерыва вновь появляетесь рядом, ему требуется приложить немало усилий, чтобы собрать все впечатления воедино.

Как ему помочь? Побольше разговаривайте с ним. До трех месяцев младенец редко протестует, когда мама уходит. Однако малыш прекрасно знает, что ее нет рядом! Именно поэтому надо разговаривать с детьми с самого их рождения, успокаивать, объясняя, почему вы уходили и зачем вам предстоит отлучиться. Не понимая слов, малыш отлично разбирается в том, что хотят сказать взрослые. Если вы говорите от души, не сомневайтесь, он все поймет. Даже если вам нужно ненадолго оставить ребенка, пока он спит, постарайтесь тихонько предупредить его об этом.

Оставьте малышу напоминание о себе. Испытанные средства — футболка или шейный платок, которые хранят ваш запах. Некоторые женщины, уезжая в командировку, оставляют кассету с записью своего голоса.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Желательно, чтобы в первые три месяца жизни ребенка периоды вашего отсутствия не превышали нескольких часов.

От 3 до 8 месяцев

Что чувствует ребенок? Малыш теперь в состоянии отличать знакомые лица от незнакомых, а к шести месяцам уже способен узнать человека, которого видел две недели назад. Он очень любит "беседы" тет-а-тет с мамой. И просто в восторге от того, что сигналы, которые он вам подает, когда кричит, хмурится, улыбается, хватает за руку, могут вызвать отклик. Психологи называют эту новую связь, возникающую между вами, привязанностью. Однако и другие люди могут завоевать доверие ребенка, при условии, что "мамин заместитель", которого малыш к трем месяцам обычно узнает, подружится с ним по всем правилам игры.

Как ему помочь? Проведите основательную подготовку, если вам приходится отдавать ребенка в ясли. За неделю до намеченного дня начинайте приучать его к новому режиму: например, каждое утро чуть раньше будите.

Поддерживайте контакт с няней . Отведите с утра лишние 10 минут на то, чтобы рассказать ей о том, как ребенок вел себя накануне вечером или ночью (хорошо спал, температурил и т.д.). Эта беседа успокоит малыша и послужит своеобразной поддержкой: он слышит, что о нем говорят, понимает, что его не оставят на попечение няни как неодушевленный предмет.

Дайте малышу "точку опоры". Если вы "подкидываете" с утра ребенка бабушке или скооперировались с другой мамой и по очереди сидите с двумя младенцами, прихватите в другой дом любимые игрушки ребенка. Маленький кочевник будет рад обнаружить знакомые предметы.

Уделите особое внимание встречам после разлуки. Вечером дайте малышу (и себе) время на то, чтобы вновь друг к другу привыкнуть. Посидите рядом, пообщайтесь, только не набрасывайтесь на него с поцелуями, иначе он сделает вывод, что няня или бабушка — не самая лучшая для него компания. То же относится и к встрече после долгого отсутствия: с пониманием отнеситесь к тому, что малыш будет казаться равнодушным. Он не обижен, просто ему нужно заново к вам привыкнуть... Точно так же ведем себя и мы, взрослые, встречаясь со старыми друзьями после долгой разлуки.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? С учетом обычного режима можно оставлять его в яслях или под чьим либо присмотром на полдня, целый день и даже на выходные, если человек, с которым он остается, ему хорошо знаком.

От 8 до 12 месяцев

Что чувствует ребенок? Восемь месяцев — классический этап боязни "чужаков". Некоторые дети в один прекрасный день принимаются отчаянно плакать при виде незнакомого человека, другие в изумлении не сводят с него глаз или проявляют осторожное любопытство. Малыш осознает себя как отдельную от мамы личность и выстраивает шкалу собственных предпочтений. Исследования показали, что когда 10-месячный ребенок видит незнакомых людей в присутствии отца или матери, то немедленно поворачивается лицом к самому близкому человеку. Причем, если рядом находятся и мама, и папа, он в первую очередь смотрит на мать!

В этом возрасте малыш делает еще одно важное открытие: у него появляется способность удаляться от вас по собственному желанию. Научившись ползать или топать по полу, держась за мебель, он чувствует вкус к независимости, которую обеспечивает ему эта подвижность. Ему не терпится испытать свои силы, но... не покидая пределов маминого поля зрения.

В возрасте 8-9 месяцев ребенок испытывает сильную тревогу при расставании с матерью. Поэтому следует проявлять удвоенное внимание, оставляя малыша с незнакомым человеком.

Как ему помочь? Не ставьте малыша перед свершившимся фактом. По возможности старайтесь избегать неожиданностей: дети любопытны от природы, но терпеть не могут перемен. Если малыша должен забрать из яслей кто-то другой, если вы собираетесь оставить его под присмотром соседки, если на выходные к вам приезжают родственники, сообщите малышу об этом заранее!

Играйте в прятки! Ребенок уже знает, что спрятанная вещь продолжает существовать, хотя он ее не видит, поэтому прятки — отличный способ связать в его сознании такие понятия, как исчезновение и новое появление.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? В 8-9 месяцев, а иногда и чуть позже не стоит лишний раз подвергать малыша испытанию разлукой с родителями. Однако некоторые дети и в 9 месяцев прекрасно переносят расставание с мамой на денек-другой!

От года до трех

Что чувствует ребенок? Малыш говорит всего несколько слов, но уже все лучше понимает причины вашего отсутствия. У него хорошо развита способность мысленно представлять себе объекты, которых в данный момент нет поблизости (психологи называют эту способность "символическим представлением"). Именно она служит залогом усвоения языка: что может быть более символическим, чем слово, заменяющее своим звучанием материальный объект?

Ребенок уже умеет предвидеть события: раз вы взялись за сумочку — разлуки не миновать. Он также учится справляться со страхом перед незнакомыми людьми, особенно если вы радуетесь при появлении гостя.

Как ему помочь? Проявляйте твердость. Он в ярости, оттого что вы уходите? Такое поведение свойственно этому возрасту: малыш начинает осознавать, что вы не принадлежите ему целиком. Не стоит слишком тревожиться. Ваша непреклонность поможет избежать цепной реакции . Вы не в силах уйти, когда он плачет? Успокойтесь, эти слезы не лишены пользы: они помогают малышу выплеснуть горе. Вместе с тем не пропустите тревожных симптомов (см. врезку "Повод для беспокойства").

Дайте ему поиграть с альбомом фотографий. К полутора годам ребенок радостно узнает на фотографиях и показывает пальчиком маму, папу, старшего братика и кошку. Если вы оставляете его под присмотром няни или бабушки, такой альбом пригодится им, чтобы поговорить о вас в ваше отсутствие.

Считайтесь с "запасом прочности" малыша. Просидев с ребенком год, а то и больше, вы почувствовали законное желание чуть передохнуть, побыть одной или вдвоем с мужем. Планируя отлучки, учитывайте запас терпения малыша: если, проведя четыре дня с бабушкой и дедушкой, он внезапно становится грустным или начинает вести себя из рук вон плохо, вывод очевиден: четыре дня — еще куда ни шло, но пять — слишком долго!

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? На неделю, при условии, что с ним будет человек, которого он знает и любит.

От трех до пяти

Что чувствует ребенок? К трем годам дети говорят все лучше и лучше, не пачкают штанишки, а некоторые из них идут в детский сад. Малышу интересно все на свете, он живет на скорости 100 км в час и способен мгновенно переходить от полного отчаяния к бурному восторгу. Он уверенно чувствует себя в мире фантазий и все сильнее тянется к ровесникам. Именно в этом возрасте появляются первые настоящие друзья. Дети открывают для себя новое развлечение — ходить друг другу в гости.

Как ему помочь? Отнеситесь к тревогам малыша с пониманием. Отпуск кончился, пора идти в сад, а малыш не хочет и цепляется за вас? Скажите, что вы знаете, как ему грустно, что вам в этом возрасте тоже не хотелось расставаться с мамой, но вы точно придете за ним ровно в шесть. Чтобы ребенок почувствовал гордость оттого, что он теперь большой и ходит в детский сад, купите ему к началу учебного года какие-нибудь обновки.

Дайте ему возможность взрослеть постепенно. Пусть захватит в детский сад любимую игрушку, только договоритесь, чтобы во время занятий она лежала в рюкзаке.

Пусть ребенок делится с вами впечатлениями. Если он приглашен переночевать у друга, помогите ему сложить вещи, которые нужно взять с собой, объясните, что в другой семье могут быть немного другие порядки. Поговорите о том, как он представляет себе вечер в гостях. Попросите рассказать о своих впечатлениях, когда он вернется домой!

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Вам виднее, сколько ребенок способен выдержать без вас. Это зависит от его характера (одни дети более самостоятельны, другим уютнее в привычной обстановке), от семейных дел (рождение младшего брата или сестры — не лучшее время для длительной разлуки), а также от того, насколько близкие у него отношения с человеком, на которого вы его оставляете.

Повод для беспокойства
У ребенка есть в запасе целый арсенал способов, чтобы выразить свое недовольство:

  • он отказывается от еды;
  • плохо спит;
  • спит слишком много (некоторые малыши "бойкотируют" незнакомое место, находя убежище во сне);
  • не проявляет интереса к тому, что его окружает: не играет, с трудом вступает в контакт с людьми.
  • без конца болеет;
  • постоянно капризничает и не дает себя утешать.
Если хотя бы один из этих симптомов приобретает хронический характер, значит, малыш нуждается в помощи. Посоветуйтесь с врачом или детским психологом.

У меня 2 погодок и спали они с рождения всегда с нами. Младший (1.8 года) спит до сих пор (в силу грудного вскармливания). Старшая перебралась в свою кроватку, когда появился младший. Любит засыпать рядом с папой или перебираться ко мне утром, когда папа уйдет на работу, но ночью спит одна. Специально не приучали, просто купили новую кровать и объяснили, что это специально для нее.

25.11.2004 11:36:18, Елена

Re:Предлагаю тему. Что делать если ребенок спит с родителями и как его приучить к собственной кроватке. С увжением Лена
Румянцева Елена 8.2.2002

Наверно, проблема у вас уже рассосалась сама собою, но скажу то, что знаю на собственном читательском и жизненном опыте. Моей жочери 2 года 5 месяцев, и она до сих пор спит с нами. Сначала - в 3 месяца - я стала практиковать такой подход потому что банально уставала как собака, чтобы еще и ночью спосонок вскакивать и бежать наощупь к ее кроватке, рискуя и самой упасть, и ребенка ушибить. Потом мне дали почитаь книгу У.и М.Серз "Ваш ребенок от рождения до двух лет", где двое педиатров и многодетная пара (они родители 8 детей!) описывала "стиль сближения", который предусматривает совместный сон. Потом, говорят они, ребенок сам захочет самостоятельности - так что не форсируйте события: это негативно сказывается на психике ребенка до 2 лет!
Действительно, мало-помалу дочка стала спокойно относиться к томц, что у бабаушек ее кладут спать в отдельную кроватку. Дома ее еще просто нет! - кровать-манеж мы отдали за ненадобностью (дочка наотрез отказывалась в нем сидеть либо лежать на протяжении всей своей жизни), а детский диванчик я пока покупать боюсь: свалится, маленькая еще. Так что, уверена: к трем годам и моя Оля будет спать на своем отдельном уютном "островке", и я, наконец, буду спать свободно, не подвигаясь во сне, чтобы не придавить маленькую ручку или ножку. Но вообще метод себя оправдывает, и я очень рада, что у меня была возможность (и психологическая склонность) им воспользоваться. Сейчас мой ребенок - очень нежная дочь и у нас взаимная трепетная любовь - как со мною, матерью. так и с отцом, выдержавшим все это... :)

В этой статье:

Игра – неотъемлемая и важнейшая часть жизни малыша. У детей грудного возраста органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание, а также двигательные навыки находятся на стадии становления. Именно во время игры младенец будет совершенствовать двигательные навыки, познавать окружающий мир, развивать речь, внимание, интеллект. Игры с 6 месячным ребенком должны побуждать его совершить дейтсвие. Для 8-месячных малышей важна подготовка к хождению. К 10 месяцам можно уже начинать осваивать ролевые игры.

Задача родителей - не только обеспечить комфорт своему малышу, но и всячески способствовать его психоэмоциональному и физическому развитию. В этом им помогут развивающие игры и упражнения.

Особенности развития детей 6–12 месяцев

У детей нервно-психическое и моторное развитие находятся в прямой взаимосвязи. Отставание моторных навыков обуславливает отставание и психического развития, так как ограничивает возможности малыша в восприятии окружающего мира и затрудняет активное манипулирование с предметами. Поэтому игры на втором полугодии жизни малыша должны способствовать и физическому, и психическому развитию.

К концу второго полугодия малыш научится самостоятельно ходить, хорошо ориентироваться в знакомой ему обстановке, контактировать со взрослыми. У него появятся элементы активной речи, он будет напевать песенки и танцевать вприсядку.

Организация игр детей 2 полугодия:

  • Время проведения игр выбирается с учетом режима малыша (период бодрствования, после еды).
  • Обязательная заинтересованность ребенка, если он не хочет выполнять какие-то действия, отворачивается, капризничает - не настаивайте, отложите до более подходящего времени.
  • Руководствуйтесь принципом - от простого к сложному. Обучайте младенца манипулировать простыми вещами: ложкой, чашкой, кубиком, мячом.
  • Положительный эмоциональный настрой - младенец способен различать вашу мимику и адекватно на нее реагировать.

Развитие и игры детей 6–7 месяцев

Игры и занятия для ребенка 10–12 месяцев

Малыш на десятом месяце делает явные успехи - при поддержке за руку ходит, подражает некоторым движениям взрослых, частично понимает обращенную к нему речь. Развивающие игры для детей 10 месяцев выбираются с учетом уже достигнутых навыков.

Можно играть с ребенком в крупные пазлы, состоящие из 3-4 частей с фрагментами животных. Малыш будет хорошо развиваться во время игр с детьми близкими по возрасту.

Как играть с ребенком в 10 месяцев? Существует большое количество развивающих игр для детей, в том числе и для 10-месячного ребенка.

Развивающие игрушки для детей 10-12 месяцев:

  • Тележки, каталки в виде животных и птиц - отрабатывается координация движения.
  • Музыкальные инструменты - игрушечное пианино или ксилофон - укрепляют двигательно-зрительную координацию.
  • Игрушки, имитирующие технические приборы - телефон, планшет подражание взрослого разговора со звуками и жестами (элементы игровой деятельности).
  • Юла - типа карусели со зверятами.

Игры с 10-месячным ребенком носят уже осмысленный характер. Еще совсем недавно малыш независимо от предназначения игрушки действовал однотипно - стучал, размахивал, бросал, то теперь машину катает, куклу баюкает, по телефону «говорит».

Сколько играть с ребенком

Играть с 6–7-месячным ребенком возможно в течение 10–15 минут. По своим физиологическим особенностям игры с ребенком 7 месяцев не могут продолжаться длительное время из-за недостаточного развития нервной системы младенца. Действенным методом удержания интереса малыша к занятиям является чередование спокойных игр с шумными, подвижными.

Игры с 9-месячным ребенком можно вести до получаса, в этом возрасте малыш способен самостоятельно играть в заинтересовавшую его игру. Игры с ребенком 10 месяцев и старше напоминают ролевые игры.

Внимательные родители заметят признаки утомления малыша и вовремя остановят игру. Перевозбуждение опасно для нервной системы ребенка. Вместо радости и веселья можно получить плач и истерику.

Воспитание и развитие ребенка – творческий процесс. Фантазируйте, придумывайте, изобретайте, творите. Даже если вы завалите всю детскую красивыми и дорогими игрушками, но сами не будете с малышом играть, они не принесут ему пользы.

С любовью и усердием, сделав многие игрушки своими руками, занимаясь и играя с малышом каждую свободную минуту, вы подарите ему главное - счастье и радость общения с вами. И хоть сейчас он такая кроха – воспоминание о вашем материнском тепле будет согревать его всю жизнь.

Полезное видео про игры с 6 месячным ребенком