Отношения в семье: как завоевать доверие ребенка. Как мне удалось вырастить ребенка, который делится со мной абсолютно всем

Доверие между детьми и родителями является очень важной частью их отношений. А уже если оно утеряно, то снова завоевать доверие ребенка очень сложно. Что же делать в этом случае?

Доверие в семье - это залог того, что ребенок в будущем будет развиваться гармонично и спокойно. Вот почему так важно поддерживать доверительные отношения с детьми.

Основной проблемой, с которой на сегодняшний день сталкивается большинство молодых семей, является нехватка внимания ребенку со стороны родителей вследствие постоянной занятости последних.



Общаясь с детьми, следует уважать их чувства и эмоции. Ребенок должен знать, что родители любят его именно таким, несмотря ни на что. Ни в коем случае нельзя смеяться над его словами, чувствами и желаниями. И особенно, делать это в присутствии других людей.



Одной из главных причин, почему у ребенка пропадает доверие родителям, это постоянный обман с их стороны. Не нужно давать детям тех обещаний, которые не получится сдержать. В противном случае ребенок чувствует большую обиду и огромное разочарование.

Давая обещание, нужно его обязательно сдерживать в любом случае, иначе доверие и авторитет родителя будет ослабевать. Вот почему лучше оговаривать заранее с ребенком некоторые условия. К примеру, он должен понимать, что поход в парк развлечений зависит от погоды, а поездка к бабуле - от ее здоровья.


Честность по отношению к ребенку также проявляется в способности признавать вину. Умение признавать совершенные ошибки - это настоящий тест на доверие. Если родитель был неправ по отношению к ребенку, он должен обязательно сказать ему об этом.

Всем детям важно понимать, что они что-то значат и кому-то нужны. Не стоит мешать заботиться о себе. К примеру, можно попросить ребенка немного поухаживать, когда родители пришли с работы очень уставшими или заболели.

Следует позволять ребенку делать что-то по дому, однако не стоит просить выполнения обязанностей, с которыми он пока в силу возраста или по другим причинам не сумеет справиться. И обязательно хвалить за работу или заботу.

Огромный плюс в завоевании доверия к ребенку - это приобретение домашнего питомца. При этом все заботы по уходу за ним нужно поручить именно ребенку. В этом случае дети сразу осознают, что им и вправду доверяют. Поэтому делают то же самое в ответ.


Кроме того, нельзя требовать от ребенка тех вещей, которым родители сами не следуют. В этом случае у ребенка не происходит осознание нужности осуществления того, что от него требуется. Вот почему выполнять просьбу он будет только по причине страха быть наказанным родителями.


Для завоевания доверия ребенка, в первую очередь, необходимо доверять ему самому, любыми способами постоянно демонстрируя это. Ведь давно известно, что люди относятся к другим так, как относятся к ним. Иными словами, доверие порождает доверие.

Всегда нужно помнить, что у всех детей есть собственный внутренний мир с определенными желаниями и потребностями, которые являются для них очень важными. Если позволить ребенку заниматься тем, что ему интересно, дать возможность решать самостоятельно некоторые вопросы, он будет доверять родителям.


Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда уже трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту. Так что не спешите нарушать физическое и эмоциональное единство между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, для него очень важно, что с ним общаются, имеет большое значение интонация, с которой вы произносите слова.

Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением или нет. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя одиноким.

Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка. Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым. Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у ребенка появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет доверять родителям.

Большое значение для ребенка имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Малыша нужно представить детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда найдется тот, кто возьмет новичка под свое покровительство, поможет ему освоиться в компании.

Но порой случается так, что сверстники могут обидеть малыша, придумать ему прозвище. После подобных инцидентов он замыкается в себе, предпочитая одиночество.

Возможно, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с детьми, малыш мог по неосторожности толкнуть своего товарища, попасть в него снежком... Вид крови и безутешные рыдания пострадавшего могли произвести сильнейшее воздействие на психику ребенка. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез. В этом случае нельзя уговаривать его или ругаться. Нужно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив с ним, объяснив ситуацию так, чтобы у него пропал комплекс вины.

Занятость современных взрослых - один из признаков нашего времени. Водители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, - предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода. Недостаток родительской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А детское одиночество - очень страшная вещь. А если ребенка воспитывает мать-одиночка, вопрос о полноценном развитии малыша стоит еще более остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовать безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание с ребенком. Важно понять, что воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное).

Чтобы добиться успехов в воспитании ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, не подавать дурных примеров. Если же вы хотите добиться от малыша беспрекословного выполнения ваших требований, которым при этом вы не следуете сами, то это возможно только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх в конечном счете будет порождать обман, лицемерие, хитрость...

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека - значит увидеть причины его поступков, мотивы, побудившие его действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать ребенка, необходимо перестать предъявлять к нему завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях он развивается. Если на малыша постоянно кричат, применяют физические наказания, у него скорее всего возникнет потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, появятся такие отрицательные черты, как пугливость, недоверчивость, лживость, агрессивность...

Если малыш не приучен трудиться, за него все выполняют взрослые, он становится ленивым, безвольным, избегает любых дел, а для этого - притворяется, заискивает, ловчит, обманывает.

Если ребенка чрезмерно баловать: покупать дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывать, у него могут развиться непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи, ценить вложенный в них труд.

Если вы не читали малышу книжек, мало общались с ним, у него будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность сопереживать. Интеллектуальные задатки закладываются в детстве, поэтому прививайте ребенку любовь к книгам, но не заставляйте его читать насильно - получите обратный, отрицательный эффект.

С раннего возраста развивайте у детей внимательность, наблюдательность и воображение. Для этого учите описывать различные предметы, рассказывать об их назначении.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием ребенка: нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, музыкальные и танцевальные школы и т. д. Но при этом почему-то забывают получить согласие малыша. Между тем взрослым необходимо помнить, что только некоторые дети занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Предоставьте ему право выбора, право решать самому, чем ему заниматься.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Приучите малыша заботиться о домашнем питомце. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но и поможет осознать свою значимость, нужность для кого-то, избавит от чувства одиночества. К тому же ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что будет способствовать их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу пример из своей практики.

Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю сним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать и в ответ услышала: «Я сейчас занят, приду попозже». Подобное повторялось неоднократно.

Женщина не знала, как на это реагировать. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, не менее важно, чем мамины дела. Поэтому ему непонятно, почему мама возмущается. Ведь он ждал, пока она освободится. Так почему же она не хочет подождать?

Чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому иногда необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь найти причину. Нередко ложь возникает из-за страха наказания, поэтому не наказывайте ребенка слишком строго, тем более избегайте телесных наказаний. Выясните, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от страха и следующей за ним лжи, но и от других комплексов.

Считайтесь с желаниями малыша (разумными, конечно!). Ведь самовыражение - главная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях независимо от того, что вы делаете, - моете пол или готовите завтрак Ему очень важно ощущать, что ему доверяют.

Не поручайте малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, сложить свои игрушки. Скажите ему, что он молодец, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, что ему не по силам. Лучше помогите ему, похвалив за проявленную инициативу.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть она тоже что-то делает.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку, рядом бегает сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит молотком по пальцам или уронит инструмент на ногу. Дайте ему такое задание, чтобы оно было интересным, но безопасным, и вы увидите, как сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к родителям и к тому, что они делают.

На отношения взрослых и ребенка благоприятно влияют совместные игры, которые следует организовывать таким образом, чтобы они способствовали разностороннему и гармоничному развитию малыша.

Чаще гуляйте с ребенком. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют физическому развитию ребенка, но и укрепляют взаимоотношения в семье. Вам, наверное, не раз приходилось видеть, как малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает по улице.

Чтобы между вами и ребенком существовали взаимопонимание и доверие, вы должны подарить малышу любовь и внимание, с раннего детства приучать его к труду, воспитывать уважение к взрослым, учить ценить дружбу.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, не отмахивайтесь от его детских проблем, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не только предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, но и самый верный и надежный друг.

Один из трех китов, на которых строятся правильные отношения между детьми и родителями — это доверие ребенка. Сначала, с рождения, ребенок нам безусловно доверяет — это закон природы. Потерять детское доверие сложнее, чем доверие взрослого человека. Но многие родители все-таки умудряются этого достичь.

Чтобы потерять доверие ребенка , достаточно регулярно допускать несправедливость, обмануть, предать несколько раз, проманипулировать… Практически нет родителей, которые бы избежали в отношениях с ребенком ошибок, влекущих за собой потерю детского доверия. Часто мы подрываем доверие ребенка к нам еще в очень раннем возрасте, когда думаем, что он еще ничего не понимает или понимает мало.

В возрасте до трех лет психические склад человека формируется почти полностью и определяет его мироощущение на всю жизнь, поэтому важно именно в это время сохранить доверие ребенка. Все мы этого хотим, но не всегда задумываемся, что же для этого нужно делать, а чего не делать.

Несправедливость к ребенку

Чувство справедливости у человека врожденное. И часто родители грешат против справедливости, когда ребенок еще совсем маленький. Пример: он недавно научился ползать и вставать, и в процессе познания окружающего мира, скажем, добрался до маминой помады, или до сахарницы, или еще куда-то — и испортил, рассыпал, разлил, разбил…
Какая реакция родителей в большинстве случаев? — правильно, наказание.

Бедного ребенка ругают, а то и шлепают. А за что? Он понятия не имел, что вам это не понравится и знает, что ничего плохого он не сделал — он просто познает мир , он увидел очень интересную вещь и изучал ее свойства. Это нам неприятно то, что он натворил, это мы (на основании того, что нам неприятно) приписываем ему дурные побуждения, которые нужно искоренять.

Но разве справедливо наказывать человека, который во-первых, не знал, что то, что он делает — плохо, а во-вторых, не имел никакого дурного умысла, а руководствовался совершенно здоровым любопытством? Пройдет не один год до того, как ребенок станет настолько сознательным, чтобы с него можно было спрашивать за подобные проступки. И нужно очень внимательно присматриваться к своему чаду, прежде чем утверждать, что это именно проступок. Лучше оставить проступок незамеченным, чем наказать несправедливо и подорвать детское доверие.

Еще один пример: Он испортил что-то нечаянно — и за это его ругают. Это относится к любому возрасту. Вопиющая несправедливость налицо, и ребенку очень обидно — ведь он знает, что не хотел, чтобы так вышло и старался. У нас тоже время от времени что-то падает, бьется и рассыпается, как бы мы не были аккуратны и внимательны. Представьте (или вспомните) что вы бы почувствовали, если бы за это вас кто-то ругал так же, как вы свое чадо? Ваше чувство справедливости возмущается, не так ли?

Бессмысленные запреты

Самая распространенная форма несправедливости — бессмысленные запреты. Бессмысленные не потому, что они сами по себе смысла не имеют, а потому, что ребенку он не понятен. Мы часто говорим «нельзя», «не трогай» , причем ребенок видит, что нам-то это можно . Сами-то мы разве чего-то не делаем просто потому, что нельзя ? Нет — мы чего-то избегаем только потому, что понимаем вредные последствия. И ребенок ничем не отличается.

Тут выход один — объяснять и показывать. Слово «нельзя» лучше вообще изъять из оборота. «Не нужно играть с ножом, потому, что он острый и можно порезаться» — берем пальчик ребенка и легонько колем ножом, или показываем свой порез. Очень доходчиво — он нормальный человек и боли будет избегать, инстинкт самосохранения врожденный.

Нет ничего страшного, если ребенок сам слегка порежется, обожжется, уколется, упадет — это бесценный жизненный опыт, без которого никто еще не обошелся. Конечно, такие уроки ребенок должен проходить под нашим присмотром. Пока ребенок совсем маленький и наши словесные объяснения плохо понимает, очень опасные вещи (таблетки, например) лучше просто убрать так, чтобы они не попадались чаду на глаза. Таких вещей очень не много, чаще запрещают то, с чем просто нужно научиться обращаться осторожно, а следить за процессом познания нам некогда. Но как он тогда научится?

Еще хуже запреты «не лезь», «не бегай», «не кричи» . Мы запрещаем ему то, чего требует его природа — инстинкт познания, потребность в движении, естественное выражение эмоций. У него справедливо возникнет ощущение, что мы просто его не понимаем, а вообще против него — какое уж тут доверие? Чаще всего мы запрещаем это потому, что нам его действия неудобны. Тогда так и нужно объяснять — что нам он мешает, например.

Но не стоит ждать, что он сразу поймет и прислушается. До того, чтобы действительно научиться видеть и понимать потребности других, осознать, что он может мешать, ребенку нужно еще дорасти. Пока он маленький, он просто не способен вместить такие сложные вещи. Не торопитесь считать его эгоистом — всему свое время, лет до пяти, а то и больше, детский эгоцентризм совершенно нормален.
Ребенок будет себя вести с вами так, как вы себя ведете с ним, и так, как ведет себя родитель его пола с вами. Это справедливо. Искусственное насаждение субординации — еще один способ потерять доверие ребенка. Если вам не нравится, что малыш по отношению к вам что-то себе позволяет, спросите себя: «У кого он этому научился?»

Если научился у вас, — то какое право вы имеете ему это запрещать? Если научился у другого родителя, — то тоже? — ведь копирование поведения родителя нормально для ребенка. Что говорит ваше чувство справедливости ? Есть только один справедливый способ исправить ситуацию — перестать подавать дурной пример, попросить, чтобы супруг (супруга) тоже перестали. А если сами не исправитесь, то не требуйте, чтобы ребенок смог то, чего не можете вы — будьте справедливы.

Обмани ребенка — потеряй доверие

Конечно, один из лучших способов потерять детское доверие это обман — явный и неявный. О том, что нельзя давать ребенку заведомо ложную информацию — ни при каких условиях, я думаю, говорить не надо. Только подумайте, что с ним будет, когда правда обнаружится? Какая может быть пользы «лжи во спасение» такой ценой?

Кто может верить человеку после того, как он нас сознательно и цинично дезинформировал? Даже на «неудобные» вопросы всегда можно ответить так, чтобы не особо распространяться, но ответ был бы правдой. Пример: «Мама с папой полюбили друг друга — и от этого появился ты, завелся у мамы в животике». Физиологические подробности ему совершенно не интересны.

Родители иногда прибегают к пустым обещаниям , чтобы временно успокоить ребенка. Или просто не очень-то беспокоятся о том, чтобы исполнять то, что пообещали чаду. Почему-то кажется, что он забудет, что он маленький и не понимает — заблуждение, все он понимает даже маленький. А еще кажется, что он должен понять и простить, если что.., и вообще, он же не деловой партнер — какая перед ним ответственность?

Неисполнение нами обещаний ребенку — очень серьезная ошибка, влекущая за собой как потерю его доверия, так и то, что он научится так же пользоваться своими обещаниями — сначала с нами, а потом с другими — со всеми вытекающими… Необходимо стараться исполнить обещание, данное ребенку, даже больше, чем со взрослыми — это как раз взрослый человек может понять и простить, а ребенок просто поймет, что его обманули. Если вы не уверены, что сможете исполнить обещанное — лучше не обещайте.

Манипуляции

Манипуляции — это способ неявного обмана, когда мы пытаемся добиться от ребенка желаемого действия хитростью, взывая к чувствам, подкупая или запугивая. Самые страшные манипуляции — на чувствах. «Сделай это — ты же хороший мальчик (ты же любишь маму)?», «Если ты это не сделаешь — я тебя отдам бабайке», «Я тебя такую не люблю» . Здесь можно написать целую книгу, но, думаю, суть ясна.

Если подумать, мы легко увидим, где кривим душой, пытаясь чего-то добиться от нашего ребенка. Нам нужно его , только потому, что оно для нас удобно, но мы в этом не признаемся даже себе, называя это заботой о ребенке. Ребенок не может обвинить нас в явном обмане, но чувствует, что мы нечестны, что мы его грубо насилуем. В данном случае страшна не только утрата доверия, а то, что ребенок, бессознательно защищаясь от манипуляций перестает серьезно воспринимать чувства, которыми манипулируют, что создаст ему огромные проблемы на всю жизнь.

Предательство ребенка

Вот это страшное слово мы и не думали к себе применить, правда? А тем не менее, предаем мы своих детей очень часто, не отдавая себе отчета. Доверяя нам, ребенок справедливо ждет, что мы защитим его в случае опасности, утешим в горе, никогда не бросим, встанем на его сторону в конфликтах, сохраним его секреты, не будем смеяться над его недостатками и ошибками. Того же самого мы ждем от тех, кому доверяем и нам очень больно, когда эти ожидания не оправдываются, мы чувствуем, что нас предали. Но почему-то, когда речь идет о ребенке, мы очень легко его предаем, оправдывая себя — о, ужас! — воспитательными целями.

Когда ему больно или плохо, мы не берем на ручки, «чтобы не привыкал, не сел на шею», «чтобы учился терпеть, не был плаксой» . Вроде бы логично, но в воспитании нет прямой логики, и результаты таких методов обратны ожидаемым. Конечно, он не привыкнет и даже терпеть научится… Но, во-первых, он поймет, что он один — вы ему не друг, а во-вторых, это обернется либо его жестокостью и неспособностью с состраданию, либо мучительными поисками всю на жизнь того, кто его-таки утешит. Ни мужества, ни здоровой независимости так не воспитаешь. Ваш сын воспитает его в себе сам в свое время, а для того, чтобы дорасти до этого морально и психически здоровым, ему нужно быть уверенным в вашей любви и поддержке.

Еще вариант предательства — когда мы встаем на строну обидчика нашего ребенка из-за ложного чувства приличия. Другой ребенок отобрал игрушку — мы начинаем внушать нашему, что нужно делиться. Но делятся добровольно, и тот, другой ребенок, явно неправ, отбирая. Или бабушка ругает его за то, за что мы обычно не ругаем — и мы начинаем поддерживать бабушку, чтобы не поссориться с ней. Примеров можно привести много. Главное — мы стыдимся своего ребенка . А потом теряемся в догадках — почему у нас с ним отношения плохие, почему пропало его доверие? Задумайтесь — и память подскажет вам случаи предательства.

Ну вот, мы познакомились с тем, как можно сохранить детское доверие, и как легко его потерять. Если вы уже успели насовершать ошибок, не стоит отчаиваться. Ребенок очень хочет нам доверять, это ему жизненно необходимо. И он будет рад вернуть нам свое доверие, если увидит, что мы его достойны.

Конечно, для этого мы должны исправиться, пока еще не поздно, и больше не злоупотреблять детским доверием. Пока ребенок маленький — шанс все исправить у нас есть. А лучше сразу беречь искреннее доверие ребенка — это залог не только хороших отношений между вами на всю жизнь, но и того, что из вашего чада вырастет морально здоровый и счастливый человек — а значит не зря мы положили столько сил на его !

Не забудьте подписаться на новые статьи , где мы будем дальше говорить о секретах воспитания детей!

© Надежда Дьяченко

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда уже трудно вернуть потерянное доверие детей, уважение и авторитет.
Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту. Так что не спешите нарушать физическое и эмоциональное единство между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, для него очень важно, что с ним общаются, имеет большое значение интонация, с которой вы произносите слова.
Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.
Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением или нет. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя одиноким.
Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка. Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым. Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у ребенка появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, ребенок перестанет доверять родителям.
Большое значение для ребенка имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Малыша нужно представить детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда найдется тот, кто возьмет новичка под свое покровительство, поможет ему освоиться в компании.
Но порой случается так, что сверстники могут обидеть малыша, придумать ему прозвище. После подобных инцидентов он замыкается в себе, предпочитая одиночество.
Возможно, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с детьми, малыш мог по неосторожности толкнуть своего товарища, попасть в него снежком… Вид крови и безутешные рыдания пострадавшего могли произвести сильнейшее воздействие на психику ребенка. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез. В этом случае нельзя уговаривать его или ругаться. Нужно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив с ним, объяснив ситуацию так, чтобы у него пропал комплекс вины.
Занятость современных взрослых - один из признаков нашего времени. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью. - предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода. Недостаток родительской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А детское одиночество - очень страшная вещь. А если ребенка воспитывает мать-одиночка, вопрос о полноценном развитии малыша стоит еще более остро.
Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу.
Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовать безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.
Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание с ребенком. Важно понять, что воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное).
Чтобы добиться успехов в воспитании ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, не подавать дурных примеров. Если же вы хотите добиться от малыша беспрекословного выполнения ваших требований, которым при этом вы не следуете сами, то это возможно только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх в конечном счете будет порождать обман, лицемерие, хитрость…
Понимаем ли мы своих детей? Вызываем ли доверие у своих детей? Понять человека - значит увидеть причины его поступков, мотивы, побудившие его действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать ребенка, необходимо перестать предъявлять к нему завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.
Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях он развивается. Если на малыша постоянно кричат, применяют физические наказания, у него скорее всего возникнет потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, появятся такие отрицательные черты, как пугливость, недоверчивость, лживость, агрессивность…
Если малыш не приучен трудиться, за него все выполняют взрослые, он становится ленивым, безвольным, избегает любых дел, а для этого - притворяется, заискивает, ловчит, обманывает.
Если ребенка чрезмерно баловать: покупать дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывать, у него могут развиться непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи, ценить вложенный в них труд.
Если вы не читали малышу книжек, мало общались с ним, у него будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность сопереживать. Интеллектуальные задатки закладываются в детстве, поэтому прививайте ребенку любовь к книгам, но не заставляйте его читать насильно - получите обратный, отрицательный эффект.
С раннего возраста развивайте у детей внимательность, наблюдательность и воображение. Для этого учите описывать различные предметы, рассказывать об их назначении.
Иногда родители ребенка очень ревностно занимаются его образованием: нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, музыкальные и танцевальные школы и т. д. Но при этом почему-то забывают получить согласие малыша. Между тем взрослым необходимо помнить, что только некоторые дети занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.
Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Предоставьте ему право выбора, право решать самому, чем ему заниматься.
Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.
Приучите малыша заботиться о домашнем питомце. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но и поможет осознать свою значимость, нужность для кого-то, избавит от чувства одиночества. К тому же ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что будет способствовать их укреплению.
Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу пример из своей практики.
Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать и в ответ услышала: «Я сейчас занят, приду попозже». Подобное повторялось неоднократно. Женщина не знала, как на это реагировать. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, не менее важно, чем мамины дела. Поэтому ему непонятно, почему мама возмущается. Ведь он ждал, пока она освободится. Так почему же она не хочет подождать?
Чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому иногда необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.
Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь найти причину. Нередко ложь возникает из-за страха наказания, поэтому не наказывайте ребенка слишком строго, тем более избегайте телесных наказаний. Выясните, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от страха и следующей за ним лжи, но и от других комплексов.
Считайтесь с желаниями малыша (разумными, конечно!). Ведь самовыражение - главная потребность человеческой натуры.
Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях независимо от того, что вы делаете, - моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют.
Не поручайте малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, сложить свои игрушки. Скажите ему, что он молодец, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.
Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, что ему не по силам. Лучше помогите ему, похвалив за проявленную инициативу.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть она тоже что-то делает.
Или другая ситуация: папа мастерит полочку, рядом бегает сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит молотком по пальцам или уронит инструмент на ногу. Дайте ему такое задание, чтобы оно было интересным, но безопасным, и вы увидите, как сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.
Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к родителям и к тому, что они делают.
На отношения взрослых и ребенка благоприятно влияют совместные игры, которые следует организовывать таким образом, чтобы они способствовали разностороннему и гармоничному развитию малыша.
Чаще гуляйте с ребенком. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют физическому развитию ребенка, но и укрепляют взаимоотношения в семье. Вам, наверное, не раз приходилось видеть, как малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает по улице.
Чтобы между вами и ребенком существовали взаимопонимание и доверие, вы должны подарить малышу любовь и внимание, с раннего детства приучать его к труду, воспитывать уважение к взрослым, учить ценить дружбу.
Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, не отмахивайтесь от его детских проблем, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не только предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, но и самый верный и надежный друг.

Арапова Елена Александровна, педагог – психолог

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Летуновская средняя школа»

Мастер-класс

«Психологические техники формирования доверия

между родителями и детьми»

Целевая аудитория: педагоги – психологи, родители, учащиеся, педагоги, классные руководители.

Цель мероприятия: способствовать установлению и развитию доверия между родителями и ребенком.

Оборудование: презентация, плакат «Правила взаимодействия во время тренинга», шары по количеству детей, клубочек ниток, газета, шарфы-5, цветные карандаши, бумага для рисования А3.

Задачи:

- создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;

Способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;

Активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;

Улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;

Помочь родителям понять причины негативных поведенческих проявлений у ребенка (грубость, бесконтрольное поведение, агрессивность, нетерпимость к критике).

Содержание

Пояснительная записка

Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствует взаимопонимание.

Давно уже не является секретом тот факт, что полноценное общение с родителями имеет наиважнейшее значение для развития детей.

1. Упражнение «Ребенок-статуя»

Цель: анализ взаимодействия родителей и детей.

(Родители располагаются в кругу на стульчиках)

Сейчас, я предлагаю родителям прожить жизненную ситауцию, и может быть даже узнать себя в чем-то…

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка , и один на роль родителя.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека , в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Родитель

Ты - моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку бежим к автобусу.

Ребенок

- Мама, а что там такое, посмотри! - говорит дочь?

Родитель

Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть ! - я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально - он закрывает глаза, как приказала мама. ( Помощник достает шарфик и завязывает дочери глаза .) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

Ребенок

- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

Родитель

Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

( После этой фразы помощник завязывает девочке уши шарфиком .) Мы выходим из автобуса, прощаюсь с подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

Ребенок

- Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что ...

Родитель

Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце кон цов, помолчать! Быстро рот закрой!

( Помощник завязывает рот еще одним шарфиком.) Мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку.

Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Помощник завязывает руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем - обязательно хорошо.

Ведущий останавливает ситуацию.

Спасибо за работу!!! («ребенок» сидит с завязанными шарфиками).

Этот момент можно продолжать бесконечно, но думаю, что пора остановиться.

Вопрос к дочери.

- Что тебе хочется развязать?

Мама запретили ей все, наложила запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Развязываю по очереди то, о чем просит девочка.

Что ты чувствовала на протяжении всего действия?

О чем думала? Каково тебе было, когда начали запрещать?

Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери.

Что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного ребенка и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и от чужих людей: от прохожих, от друзей…».

Приглашаем детей в класс для совместного тренингового занятия. Они заходят с шарами, на которых написаны недостатки и достоинства ребенка. (Предварительная работа с детьми).

-Это наши дети! Они разные: у каждого есть положительные стороны и недостатки.

Дети садятся в круг к родителям (на свободные места).

2. Упражнение (5-7 мин): “Паутинка ”.

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.

В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе). Можно задавать разные вопросы, например:

    Какая твоя мама?

    Что она любит делать?

    Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что

В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей. Чтобы распутать их не всегда надо торопиться.

3. Упражнение "Поменяйтесь местами те, кто… " (2-3 мин.)

Цель: снятие напряжения, установление положительного микроклимата среди участников.
Ведущий убирает свой и встает в центр круга.
Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого хорошее настроение…
Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь . Оставшийся без участник группы становится ведущим.
Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

4. Упражнение "Договорись взглядом" (5 мин.)

Цель: научить участников устанавливать контакт глаз.
Инструкция:
сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.
Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

5. Упражнение "Остров" (10 мин.)

Цель: оказание поддержки в группе.

Оборудование: три газетных листа, склеенных скотчем.
Инструкция.

- Представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами - небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?
Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: "Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя". Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

Обсуждение:

Расскажите о своих чувствах? Что было трудно? Какие эмоции возникали? Что чувствовали те, кому не хватал места?

Выводы: Так и в жизни, когда человек в трудную минуту чувствует поддержку родных, близких, ему легче пережить трудности и неприятности.

6. Упражнение (15-20 мин) : “Рисунок вдвоем”

Цель: установка благоприятного психологического климата, привлечение внимания родителей и детей друг другу, дать родителям и детям возможность почувствовать радость сотрудничества, закрепление умения установления контакта глаз.

Оборудование: листы бумаги формата А3, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон или диск с записью спокойной музыки.

Инструкция:

Сейчас вы будете работать в парах родитель - ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара).

У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и нельзя говорить друг с другом ! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения включается спокойная музыка.

На представлении работ (10 мин.) ведущий просит ребенка и родителя рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

Дополнительные упражнения

7. Упражнение (15 мин): «Родственные связи и обязанности»

Цель: осознание родственных связей и обязанностей, понимание того, что чтобы не случилось, есть люди, которые поймут и поддержат, также осознание того, что бывают ситуации, в которых одному человеку справиться сложно, и если у него есть семья, то с ее помощью можно преодолеть многое. В целом упражнение нацелено на выстраивание системы семейной помощи подростку в кризисной ситуации.

Ведущий: «Каждому из нас важно знать: что бы не случилось, есть люди, которые поймут, простят, поддержат, не дадут «пропасть».

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытащили репку!»

Разделить участников на команду «родители» и команду «дети».

Дать задание обоим командам: « Представьте себе, что репка это ребенок, который, попал в конфликтную ситуацию. На листочках каждая группа напишите, чем могут помочь в этой ситуации бабушка с дедушкой, родители. сестра (брат), кошка, собака, мышь (хомяк)».

(Обсуждение ответов обеих команд, обмен мнениями).

Ведущий: «Как вы думаете, кем для вас может в жизни являться мышка, в конфликтной ситуации?», «Кто (или что) может быть этой мышкой?»

Выводы: семья, близкие, родные люди должны приходить друг другу на помощь. Доверие в семье – самое главное, что необходимо любому человеку.

8. Упражнение “Последнее упражнение” (10 мин.)

Оборудование: запись спокойной музыки, мягкий мяч.

Включается музыка

Ведущий: сегодня мы говорили о ценности доверительных отношений в семье, каждого человека в ней. И я очень благодарна, что вы были откровенны, активны. Сейчас я буду передавать мягкий мяч по кругу, каждый у кого он очутится может сказать, что он думает о сегодняшней встрече.

Рефлексия

Напишите на воздушном шаре ключевое слово, которое хочется сказать родным после занятия!

Все вместе (родители и дети) возьмитесь за ленточку шара. Пусть с этого момента в вашей семье воцарится любовь, уважение, взаимопонимание, радость и счастье!

Анкета

1. Какой опыт Вы приобрели работая в группе?

2. Проанализируйте, как изменился Ваш взгляд на отношения внутри семьи?

3. Каким Вы видите общение и взаимодействие в Вашей семье в будущем?

4. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?

6. Ваши пожелания.

Литература

    Марасанов Г.И. Социально - психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально – психологическом тренинге. М.: «Совершенство»; 2002, с. 206.

    Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг.

М.: Речь; 2013, 224 с.

    Таланов В.Л. Справочник практического психолога. СПб.: Сова, М.;ЭКСМО, 2005, 928 с.