Пасхальные рассказы русских писателей. Конспект НОД в подготовительной группе «Пасха в гости к нам пришла

Пасха в произведениях русских писателей

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней - те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная. Ему вдруг представится - эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуи, который только раздается у нас, - и он готов почти воскликнуть: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

ХРИСТОВА НОЧЬ

«…Воскрес Бог и наполнил Собой вселенную. Широкая степь встала навстречу Ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение Воскресшего. Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд; все почуяли, что из глубины грядет нечто светлое, сильное, источающее свет и тепло, и все вопияли: «Господи! Ты ли?»

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)

СТАРЫЙ ЗВОНАРЬ (ВЕСЕННЯЯ ИДИЛЛИЯ)

(отрывок из рассказа)

«В чудесном рассказе В.Г. Короленко "Старый звонарь (весенняя идиллия)" действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живет в русской природе, русской деревне, а особенно, когда смотрит на все это старый, видевший в жизни много горя человек».

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

АРХИЕРЕЙ

(отрывок)

«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, - одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».

КАЗАК

«…Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену - и она казалась ему красивой, доброй и кроткой».

ПИСЬМО

«…Дьякон был вдов и жил в маленьком, трехоконном домике. Хозяйством у него заведовала его старшая сестра, девушка, года три тому назад лишившаяся ног и потому не сходившая с постели; он ее боялся, слушался и ничего не делал без ее советов. О. Анастасий зашел к нему. Увидев у него стол, уже покрытый куличами и красными яйцами, он почему-то, вероятно вспомнив про свой дом, заплакал и, чтобы обратить эти слезы в шутку, тотчас же сипло засмеялся».

СТУДЕНТ

«Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи, кашлял; по случаю Страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре и что при них были точно такие же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая ж е пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой»

Николай Александрович Колосов (1863-?)

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

«…О. Петр подбежал к сторожке и беспощадно застучал по подоконнику:

Прохорыч! Прохорыч! Проспал! Заутреню проспал!.. Скорее!..

Ответа не было.

Прохорыч! - еще громче кричал о. Петр и еще громче стучал кулаком по подоконнику.

Окно отворилось, но высунулась из него голова не Прохорыча, а кого-то другого, бритого и похожего на швейцара.

Какой Прохорыч? Что такое? Пожар? Где пожар? - спрашивала голова. - А? Что?

Да проспали заутреню, - горячился о. Петр, - звони скорее... Скорее!.. Понял, что ли? Сегодня Пасха... К заутрене скорее... Ну?»

Е. Поселянин (Погожев Евгений Николаевич, 1870-1931)

ТАИНСТВЕННАЯ НОЧЬ

«Москва успокаивается, готовясь к светлой заутрене. Заперты лавки, вышел и спрятался в домах весь народ. Кое-где редко-редко слышен звук колеса, и на притихающий город, на его «семь холмов» спускается та невыразимая таинственная ночь, которая принесла миру обновление. Тихо-тихо все над Москвой под надвигающимися крылами этой ночи. Заперты еще церкви, не горят вокруг них огни. И прежде чем встрепенется живая земная Москва, раньше ее навстречу Воскресающему Христу поднимается другая, вековечная Москва».

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

ИННА

«…каждый раз на великую заутреню я в память наших прошлых Пасх приходил в ее любимую церковь - Десятинную, самую древнюю в Киеве, откопанную из старых развалин, и ждал на паперти ее выхода после обедни. Казалось мне, что здесь, среди нищих, я вне укора и презрения».

ПО-СЕМЕЙНОМУ

«…Тут подошла и Пасха с ее прекрасной, радостной, великой ночью. Мне некуда было пойти разговеться, и я просто в одиночестве бродил по городу, заходил в церкви, смотрел на крестные ходы, иллюминацию, слушал звон и пение, любовался милыми детскими и женскими лицами, освещенными снизу теплыми огнями свечек. Была у меня в душе какая-то упоительная грусть - сладкая, легкая и тихая, точно я жалел без боли об утраченной чистоте и ясности моего детства».

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА

«…Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Вижу, как вы целый день бегали по магазинам в толпе, в давке, забыв даже об еде, и теперь, счастливые, усталые и голодные, зашли сюда, в кабачок, перекусить на скорую руку. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах».

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)

БАРГАМОТ И ГАРАСЬКА

«…Улица опустела. Отзвонили к обедне. Потом радостный, переливчатый трезвон, такой веселый после заунывных великопостных колоколов, разнес по миру благостную весть о воскресении Христа. Баргамот снял шапку и перекрестился. Скоро и домой. Баргамот повеселел, представляя себе стол, накрытый чистой скатертью, куличи, яйца. Он, не торопясь, со всеми похристосуется. Разбудят и принесут Ванюшку, который первым делом потребует крашеного яичка, о котором целую неделю вел обстоятельные беседы с более опытной сестренкой. Вот-то разинет он рот когда отец преподнесет ему не линючее, окрашенное фуксином яйцо, а настоящее мраморное, что самому ему презентовал все тот же обязательный лавочник!»

ГОСТИНЕЦ

«Пасха - это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю в рассказе: Л.Андреева "Гостинец". Для андреевских героев Пасха - это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего тёмного и низкого». Л. Соколова, газета «Виноградная лоза».

Готовиться с детьми к Пасхе очень весело и интересно: можно вместе красить яйца, печь куличи и печенье, собирать пасхальные корзинки, рисовать открытки. А для того, чтобы ребенок лучше разобрался в истории и традициях праздника, проникся его атмосферой, можно еще и почитать о Пасхе. Сегодня в нашем обзоре – подборка пасхальных книг для малышей.

Мария Толмачева

Очень милый и светлый рассказ о праздновании Пасхи в дореволюционной России. В доме все готовятся к празднику: моют окна, чистят образа, - пахнет миндалем и цукатами. Маленькая Тася тоже хочет поучаствовать в подготовке и садится красить яйца. Ведь надо всем подарить по яичку: папе, маме, няне, брату с сестрой. И обязательно любимому плюшевому Мише. Но такого участия девочке мало: ей очень хочется пойти в церковь к заутрене, но погода плохая, а Тася только недавно болела. И тогда девочка просит Бога исполнить ее желание и дает обещание: если ее возьмут к заутрене, то она подарит новенькую фарфоровую собачку, купленную на «вербах», брату Коле. К заутрене детей взяли. Церковь, мигающая свечами, с запахом ладана покорила Тасю. С утра, усадив за настоящий пасхальный стол с крошечными куличами и яичками любимые игрушки, Тася вспомнила о своем обещании. Но так жалко ей было отдавать собачку! Все утро Тася мучилась, но все-таки подарила собачку брату, ведь обещания надо выполнять. Но Коля, зная, как Тася любит собачку, вернул ей фигурку назад. История ненавязчиво учит детей доброте и честности. Иллюстрации-открытки Людмилы Пипченко чудесно дополняют книгу, создавая дух старины и праздника.

Наринэ Абгарян

Семён Андреич – пятилетний, но очень самостоятельный мальчик. В апреле вместе с мамой он едет к дедушке на дачу: праздновать Пасху. Сосед дядя Максим пообещал мальчику к празднику какой-то сюрприз. Приехав раньше соседа, мальчик мучается ожиданием. Но дядя Максим не подвел: целых два сюрприза приготовил! Во-первых, привез из города сына-археолога, который Семену Андреичу о рыцарских раскопках обещал рассказать. А, во-вторых, долгожданных цыплят для мальчика приготовил. Целую коробку. И не просто цыплят, а разноцветных. Вот такой сюрприз! Семен Андреич в этот день даже запись в дневнике сделать забыл, только фотографию вклеил, где он, улыбаясь во весь рот, ярко-оранжевого цыпленка к себе прижимает. Напомню, что книга проиллюстрирована замечательной художницей Викторией Кирдий.

Эльза Девернуа, Фредерик Стеэр

Эта пасхальная история - для совсем маленьких читателей. Медвежонок Снежок со своими друзьями кротенком Кнопочкой и вороненком Карлушей отправляются на охоту за шоколадными яйцами, которые оставил в лесу Пасхальный кролик. Сначала каждый хотел найти побольше шоколадных фигурок для себя, но маленькая Кнопочка ничего не могла найти, и Снежок предложил собрать все находки в одну корзину и разделить поровну. Но жадный Карлуша никак не соглашался на это. Расстроенная Кнопочка ушла в сторону от друзей и неожиданно нашла огромное шоколадное яйцо, больше ее самой. И разделила его на всех!

Мария Салищева

Если вы учите английский с малышом и хотите познакомить его с традициями празднования Пасхи в англоязычных странах, то это книга станет для вас незаменимой. Для удобства повествование ведется параллельно на двух языках (английском и русском). Дети (Том, Лиз и Джордж) проводят пасхальные каникулы на ферме у бабушки с дедушкой. Каждый год бабушка организует большой Пасхальный праздник. Она рассказывает детям историю Пасхи и предлагает вместе начать подготовку. Дети красят яйца и готовятся к конкурсу пасхальных корзинок: украшают старую соломенную корзину листьями и цветами, складывают в нее шоколадного кролика, солому, свечки и конфеты. На деревенском празднике ребята играют в традиционную пасхальную игру - охота за яйцами, - и участвуют в конкурсе по катанию яиц. На каждой странице также предлагается опорная лексика и простые задания по тексту.

Это сборник знакомит детей с православными пасхальными традициями. В него вошли классические рассказы и стихи о Пасхе Майкова, Чехова, Блока, Фета, Есенина, Ушинского, Бальмонта, Лермонтова, Шмелева, Мандельштама и других авторов. В ней можно найти в том числе несложные стихотворения, которые дети смогут выучить наизусть к празднику. Сборник украшают радостные и светлые иллюстрации Дианы Лапшиной. В качестве сюрприза в конце книги вас ждут праздничные открытки: их можно вырезать, а на обороте написать поздравление.

О чем эта книга? К светлому празднику Пасхи готовятся заранее, его украсили множеством добрых традиций: пекут и освящают куличи, разрисовывают яйца. На Пасху мы спешим в гости к своим близким в надежде принести не только подарки и праздничное угощение, но, главное, частичку этого удивительного праздника – частичку Неба. А небесный импульс Пасхи, в своей непосредственности, куда лучше нас ощущают наши дети. Они всегда с живым интересом принимают участие в предпраздничных приготовлениях.

В этой книге собраны лучшие стихи и рассказы русских писателей о Празднике праздников, подходящие для детского чтения. Стихи, собранные в издании, как нельзя лучше подойдут для разучивания с детьми, а рассказы помогут каждой семье провести вместе счастливые часы за их чтением. Это чудесная возможность создать дома праздничную атмосферу и почувствовать "праздников Праздник и Торжество из торжеств".

Для кого эта книга? Эта замечательно иллюстрированная книга – прекрасный подарок не только для детей, но и для взрослых, зачастую разучившихся радоваться жизни в простоте сердца. Почему мы решили издать эту книгу? Потому что в приготовлениях к главному христианскому празднику нельзя забывать о мелочах, создающих светлую и теплую атмосферу в доме, особенно если в этом доме есть дети. Ведь дети более чутко, чем мы, ощущают радость Пасхи, но для них также и больше, чем для нас, важно то, что мы считаем малозначительными мелочами. Минуты, проведенные за чтением замечательных рассказов и стихов из этой книги, малыши запомнят надолго, а взрослые смогут ненадолго вернуться в детство и вспомнить о том, что такое радоваться простым вещам.

Светлое Христово Воскресение

Ушла, ушла зима седая,

И оживают поле, лес.

Луг зеленеет, глаз лаская.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения - центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Своей смертью Спаситель искупил от греха весь род человеческий: Он принес себя в жертву и за живых, и за умерших.

Пасха на Руси - самое радостное и торжественное празднество. И не удивительно, что наши предки обставили его множеством обычаев, идущих из глубины веков.

Пасхальный обычай христосоваться и одаривать друг друга крашеными яйцами идет со времен апостольских. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторженном состоянии учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскрешении Его, и тогда они с радостью спрашивали друг друга: «Христос Воскресе?» и отвечали: «Воистину Воскресе!». Взаимное лобзание - в память всеобщего прощения, примирения, выражения любви.

Раньше существовал обычай, являясь к важному лицу, дарить ему что-либо в знак уважения и почитания. Состоятельные люди приносили в дар золото и драгоценности, люди бедные приносили яйца домашних птиц, фрукты. Именно этот обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!».

Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых:

В это так же трудно поверить, как в то, что белое яичко может стать красным!

И в тот же миг белое яйцо стало алым. С тех пор традиция употребления на Пасху крашеных яиц и подношения их в качестве подарков стала самой распространенной во всех странах, где исповедуется христианство.

В каждом доме готовились к Светлому дню. В Великую Пятницу готовили обрядовые куличи и пасхи.

Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освященный в церкви кулич. В отличие от теста для пирогов, куда не желательно класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, взбитых в пену белков, много сливочного масла и также много сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго не черствеют.

К числу обрядовых блюд для пасхального стола относится пасха - творожная масса в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На творожной пасхе должна быть надпись «ХВ», а также изображение креста, копья, трости, проросших зерен, ростков, цветков - символов страдания и Воскресения Христа.

К Святому дню на Руси было приурочено много добрых обычаев. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогали снять с души грех. Было принято выкупать должников из тюрьмы. Люди состоятельные, купечество не скупились на угощение, люди бедные, малоимущие выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить их на волю.

Особенно веселились дети и молодежь. Катали крашенки по земле, по желобу, играли в «битки».

Можно было поиграть в «волчок». Крутят яйца, у кого яйцо крутится дольше, тот выигрывает и может забрать яйцо соперника. Интересна игра «перекати яйцо». Перекатывали яйцо по одежде с левого рукава на правый: кто быстрее?

На Пасху звучал над Москвой малиновый колокольный звон. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали всех желающих, особенно тех, кто не имел возможности сделать это сам, привечали нищих, убогих, больных.

День православного Востока
Святись, святись, Великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Ф. И. Тютчев
Сегодня Пасха. Как этот праздник нашёл отражение в русской литературе?
Жанр Пасхального рассказа - в отличие от рассказа святочного - скорее уникальное явление в том плане, что он присущ только России, русскому Православию.

И главное отличие пасхального рассказа от "сказочности", чудесности, праздничности святочного - попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви. Его сюжеты — нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, любовь и милосердие.
Читайте и "Живите с открытой душой!" (блог Директор.ru)
Ф. Достоевский "Мужик Марей"
Рассказ автобиографичен. Именно в Пасху на каторге у Достоевского, полного отвращения к пьяным разгулявшимся каторжникам, приходит воспоминание о детской встрече с мужиком Мареем, который пожалел и приласкал его - испугавшегося чего-то мальчугана. И через воспоминание о Марее, о его доброте, автор как будто очищается, успокаивается душевно, и уже не отвратительны ему все эти мужики на каторге.
Достоевский сам наряду с рассказами "Мальчик у Христа на елке" и "Столетняя" под конец своей жизни больше всего ценил "Мужика Марея".
Л. Андреев "Баргамот и Гараська", "Гостинец", "Прекрасна жизнь для воскресших" .
Первые два рассказа - классика жанра, когда именно в Пасху открывается в людях доброта, милосердие, человечность, раскаяние, которые есть в каждом, даже там, где, казалось бы, не ждешь этих чувств.
А "Прекрасна жизнь для воскресших" - лиричный такой, неожиданный, необычный, чудесный рассказ - о воскрешении любви и веры, надежд и таланта, всего того, что зачастую мы хороним в себе.
А. Куприн "Инна", "Пасхальные яйца", "По-семейному"
Из этих рассказов выделяется "Пасхальные яйца" - легкий юмористический даже рассказ о неудачнике, сделавшем своему дядюшке, естественно, очень неудачный подарок на Пасху.
И. Бунин "На чужой стороне" - очень грустный, как часто бывает у Бунина. Даже светлый праздник Пасхи не спасает о тоски.
А. Чехов "Казак " - типичный пасхальный рассказ и по-чеховски душевный и грустный. Рассказы «Архиерей » и «Студент »
входят в число так называемых "заветных" рассказов А. Чехова. Это, действительно, не волшебные истории со счастливым концом, а размышления о душе.
А. Хомяков «Светлое Воскресенье» - единственный дошедший до нас беллетристический текст, принадлежащий перу А.С. Хомякова, - переложение повести Диккенса "Рождественская песнь в прозе). Действие повести перенесено в Россию с ее характерными приметами, праздник Рождества заменен православным праздником Пасхи - Светлого Христова Воскресенья. Книга увидела свет в 1844 году, получила известность и надолго стала книгой для детского чтения.
А. Солженицын "Пасхальный крестный ход" - современная автору картина Пасхального крестного хода, где распущенная молодежь явилась непонятно для чего в этот день к храму, поглазеть? Явно не приобщиться. А из всего крестного хода только поющие 10 женщин - с ясными лицами, с погружением в праздник; даже священнослужители, и те неуютно и боязливо жались в кучку, сторонясь всей окружающей толпы.
Рассказ написан 10 апреля 1966 года в первый день Пасхи. Очень достоверная картина на то время, мне кажется.
Б. Ширяев "Пасха на Соловках" - о том, что Бог милостив ко всем, даже к неверящим в него и расстрелявшим распятие.
Еще, конечно же,И.С. Шмелев «Лето Господне» (Пасха. Розговины. На Святой), Н.С. Лесков «Фигура», В. Набоков «Пасхальный дождь» (все-таки потрясающе пишет Набоков, красота слога, особая проникновенность).
Невероятно трогательные рассказыН. Тэффи «Пасхальное дитя» (не столько о светлом празднике, сколько о силе материнской любви); Т. Щепкиной-Куперник «Пасхальный рассказ» (остался недописанным, поэтому и у читателя остается надежда на благополучный исход).